СОВРЕМЕННЫЙ МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ИСЛАМСКОГО ИНСТИТУТА www.islamjournal.ru
Седанкина Т. Е. Деятельность религиозного служителя через призму «помогающих профессий» [Электронный ресурс] / Т. Е. Седанкина, В. Р. Билялов // Современный мусульманский мир: электрон. журн. - 2017. - № 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.
Современный мусульманский мир. 2017. №1. ID 04 ISSN: 2587-6848
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №® ФС 77 - 69532 от 25.04.2017
Седанкина Татьяна Евгеньевна
кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Российского исламского института, Казань
1аИапа-8У&1ауа@таи. ги
Билялов Ваид Решатович
Председатель мусульманских общин Первомайского района Республики Крым; магистрант направления Теология Российского исламского института
vaid_bilyalov@mail. ги
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЛИГИОЗНОГО СЛУЖИТЕЛЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ «ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ»
УДК 297.17
В данной статье анализируется профессия религиозного деятеля через призму «помогающих профессий». Деятельность религиозного служителя рассматривается как просоциальная активность, эффективность которой зависит от таких профессионально-важных качеств как рефлексия и эмпатия.
Ключевые слова: эмпатия, рефлексия, помогающие профессии, просоциальная активность, религиозный служитель, проповедник.
Профессиональная деятельность религиозного служителя связана в первую очередь с коммуникативными навыками, проявляющимися в общении с прихожанами. Оно заключается не только в восприятии и передаче информации, но также, с одной стороны, в осознании того, как воспринята его речь слушающими и насколько она осознана, и с другой стороны, осознание самим духовным лицом чаяний и душевных устремлений прихожан. Как отмечает Р.К. Адыгамов, «с одной стороны он, познав сладость веры, ощущает потребность поделится этим блаженством с остальными. С другой стороны, проявляя сочувствие и осознавая пагубность неверия, желает избавить от него других людей» [1, с. 15]. Читая проповедь или общаясь с прихожанами на духовные темы, религиозный служитель стремится принести пользу душе человека, осознавая ответственность, налагаемую на него свыше, тем самым
СОВРЕМЕННЫЙ МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ИСЛАМСКОГО ИНСТИТУТА www.islamjournal.ru
Седанкина Т. Е. Деятельность религиозного служителя через призму «помогающих профессий» [Электронный ресурс] / Т. Е. Седанкина, В. Р. Билялов // Современный мусульманский мир: электрон. журн. - 2017. - № 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.
Современный мусульманский мир. 2017. №1. ID 04 ISSN: 2587-6848
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №® ФС 77 - 69532 от 25.04.2017
осуществляя просоциальную активность в рамках своей профессиональной деятельности.
По определению Я. Рейковского, «просоциалъная активность - это действия, направленные на сохранение, защиту, облегчение функционирования или содействие развитию того или иного «социального объекта» (другого человека, группы, коллектива)» [2, с. 15]. Данное понятие получило дальнейшее развитие в монографии В.В. Болучевской [3], предназначенной для специалистов помогающих профессий, а также в диссертации В.Н.Чайкина [4], где упомянута когорта исследователей данного понятия (Э. Арансон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт, Р. Чалдини, Д. Кенрик, С. Нейберг). В результате изучения вышеперечисленных работ мы пришли к выводу, что в своем самом общем понимании профессиональная деятельность религиозного служителя, напрямую являясь помогающей профессией, включает в себя просоциальную активность, заключающуюся в действиях, совершаемых с целью принесения духовной пользы другому человеку. Ярким примером ведения просоциальной активности по праву можно считать проповедническую деятельность пророков. Читаем в Коране: «К вам явился Посланник из вас же. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он жаждет [наставить] вас [на истинный путь], а к верующим он сострадателен, милосерден. (Коран, 9:128) [5].
Повышенная моральная ответственность является одним из главных условий деятельности в помогающих профессиях, а в данном случае в деятельности служителя религиозного культа. Религиозный деятель в полной мере ощущает на себе этические и моральные требования, осознавая огромную моральную ответственность, являющуюся следствием возложенной на него особой роли, как последователя миссии Пророков. Религиозная деятельность предполагает максимальное включение внутреннего контроля над собой, а также над своей профессиональной деятельностью, заключающейся в адекватном представлении о ее предмете, методах и средствах.
Предметом деятельности религиозного служителя является религиозная культура, нравственность и вера, проявляющаяся в определенных действиях, носителем которой является общество или отдельный человек, личность. По классификации Е. А. Климова, деятельность проповедника можно отнести к типу профессий «человек-человек». Средства профессиональной деятельности проповедника, как и в большинстве профессий типа «человек-человек», имеют преимущественно внутренний, функциональный характер [6, с.149]. Другими словами, средством является сам человек, его психические или личностные свойства и способности. Что качается деятельности служителя религиозного
СОВРЕМЕННЫЙ МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ИСЛАМСКОГО ИНСТИТУТА www.islamjournal.ru
Седанкина Т. Е. Деятельность религиозного служителя через призму «помогающих профессий» [Электронный ресурс] / Т. Е. Седанкина, В. Р. Билялов // Современный мусульманский мир: электрон. журн. - 2017. - № 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.
Современный мусульманский мир. 2017. №1. ID 04 ISSN: 2587-6848
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №® ФС 77 - 69532 от 25.04.2017
культа, то здесь вновь примером является пророк Мухаммад, о чем читаем в Коране: «По милосердию, внушенному тебе Аллахом, ты [Мухаммед] простил им. Если бы ты был суровым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Так прости же их сам, проси для них прощения [у Аллаха] и советуйся с ними о делах... » (Коран, 3:159).
Следующим важным условием в осуществлении профессиональной деятельности служителя религиозного культа является достаточный уровень рефлексии - способности, позволяющей человеку понять, осознать, услышать, почувствовать самого себя, свою профессиональную деятельность. С латинского «рефлексия» дословно переводится как «обращение назад» или «отражение». Рефлексия - это первая необходимая способность для человека, желающего стать профессиональным служителем религиозного культа, это одно из важнейших профессиональных качеств. Рефлексия рассматривается как механизм профессионального развития и понимается И. Г. Бессоновой как «активная исследовательская позиция... по отношению к своей деятельности и себе как ее субъекту с целью конструктивного преобразования профессиональной деятельности . самосовершенствования, процесс познания . себя как профессионала, своего внутреннего мира, анализ собственных профессионально-личностных знаний, поведения и переживаний в связи с профессиональной деятельностью, осознание того, как его воспринимают и оценивают другие» [7, с.4]. Отмечается, что рефлексия предохраняет личность от профессиональной деформации. С точки зрения исследователей, именно познание себя, своей личности, своих профессионально значимых способностей и качеств может подвести специалиста к эффективному выполнению профессиональной деятельности. Для качественного выполнения своей профессиональной деятельности проповеднику необходимо воспитать в себе «внутреннего наблюдателя», функцией которой является единственно рефлексия, то есть способность видеть, чувствовать, отражать события, происходящие как во внешнем мире, так и во внутреннем. Рефлексия является необходимой основой для другого, не менее важного качества проповедника -эмпатии.
Эмпатия - это не только умение поставить себя на место другого человека, но также способность к параллельному переживанию эмоций, возникающих у другого человека в ходе общения с ним. Слово эмпатия произошло от греческого «empatos», что означает «вчувствование, проникновение». Термин «эмпатия» появился в начале XX века благодаря американскому психологу Э. Титченеру. В философии и психологии понятие
СОВРЕМЕННЫЙ МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ИСЛАМСКОГО ИНСТИТУТА www.islamjournal.ru
Седанкина Т. Е. Деятельность религиозного служителя через призму «помогающих профессий» [Электронный ресурс] / Т. Е. Седанкина, В. Р. Билялов // Современный мусульманский мир: электрон. журн. - 2017. - № 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.
Современный мусульманский мир. 2017. №1. ID 04 ISSN: 2587-6848
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №® ФС 77 - 69532 от 25.04.2017
«эмпатия» подразумевает значение, близкое сочувствию, состраданию -отзывчивость на эмоции другого человека, разделение их. В теориях гуманистической психологии К. Роджерса и психологии самости Х. Кохута эмпатия понимается как «процесс, ориентированный на понимание и реагирование на внутренний мир другого человека с точки зрения его собственной системы координат, базирующийся на сопереживании, предельной целью которого является развитие личности другого человека» [8, с.7]. Эмпатия, способствуя сбалансированности межличностных отношений, делает поведение человека социально обусловленным. Эмпатия напрямую связана с моральным развитием общества, условиями «общежития» людей, мотивацией помощи и преобладанием альтруизма над эгоизмом.
Развитая эмпатия - ключевой фактор успеха в видах деятельности, требующих вживания в мир партнера по общению, в том числе в профессиональной деятельности служителя религии. Прекрасным примером проявления эмпатии и рефлексии является проповедническая практика пророка Мухаммеда. Так например, замечая прегрешения своих сподвижников, Пророк Мухаммед связывал их проступки с собой и, исправляя эти проступки, начинал словами: «Что происходит со мной, что я вижу вас такими...».
Многие предписания религии способствуют развитию эмпатии и рефлексии. Так, пост, являющийся для мусульман обязательным ежегодным воздержанием от еды и питья в дневное время в течение месяца, побуждает к физическому прочувствованную того, что ощущает нищий человек «дабы сытый голодного разумел», а это в свою очередь способствует развитию милосердия в людях. Согласно одному из хадисов, Айша рассказывала: «Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) никогда не ел досыта в течение трех дней подряд. Если бы он пожелал, то ел бы достаточно. Но он предпочитал кормить бедных, оставаясь (при этом) голодным» [9]. Пророк Мухаммед и своим последователям рекомендовал проявлять осознанную сдержанность, тем самым развивая в себе качества чувствования других людей, т.е. эмпатию и рефлексию. Приведем несколько цитат их сборников хадисов: «Верующие подобны единому телу в любви, жалости и сострадании; когда болит один орган, боль охватывает все тело». «Кто лишен учтивости - лишен добродетели». «Кто не сострадает - не получит сострадания». «Не является верующим (не обладает полной, совершенной верой) тот, кто ложится спать сытым, в то время как его сосед остается голодным». Одним из ярких примеров высокого чувства сострадания к людям и альтруизма проявляется в лице первого Халифа Абу Бакра, который
СОВРЕМЕННЫЙ МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ИСЛАМСКОГО ИНСТИТУТА www.islamjournal.ru
Седанкина Т. Е. Деятельность религиозного служителя через призму «помогающих профессий» [Электронный ресурс] / Т. Е. Седанкина, В. Р. Билялов // Современный мусульманский мир: электрон. журн. - 2017. - № 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.
Современный мусульманский мир. 2017. №1. ID 04 ISSN: 2587-6848
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №® ФС 77 - 69532 от 25.04.2017
забыв о своих нуждах и искренне переживая за все человечество, обращается к Всевышнему с молитвами: «О Господь! Увеличь мое тело в аду так, чтобы там не осталось места других рабов Твоих!».
Таким образом, в современных условиях жизни, когда у большинства людей чувство эгоизма и индивидуализма преобладает над чувствами сострадания и милосердия, особая миссия возложена на помогающие профессии, одной из которых является деятельность религиозных служителей, проповедующих чувства братства и любви, помогающих обрести человеку верное направление пути, побуждающих к помочи слабым, сиротам и немощным. Однако следует подчеркнуть, что религиозный деятель помимо эффективного выполнения своих обязанностей, должен обладать таким профессионально-важными качествами как:
- рефлексия, которая является механизмом профессионального развития, и проявляется в способности обращения своего взора на себя, осознания, прочувствования самого себя, своей профессиональной деятельности, умение видеть себя глазами других людей, воспринимать свою проповедь умами прихожан [9, с.372];
- эмпатия, которая является механизмом сбалансированности межличностных отношений, фактором успеха вживания во внутренний мир другого человека, заключающимся в проникновении в чувства и эмоции прихожан, отзывчивости и их разделении;
- моральная ответственность, осознаваемая религиозным деятелем как налагаемая свыше, являющаяся следствием возложенной на него особой роли, как последователя миссии Пророков.
- способность к осуществлению просоциальной активности в рамках своей профессиональной деятельности, заключающейся в действиях, совершаемых с целью принесения духовной помощи другому человеку.
СОВРЕМЕННЫЙ МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ИСЛАМСКОГО ИНСТИТУТА www.islamjournal.ru
Седанкина Т. Е. Деятельность религиозного служителя через призму «помогающих профессий» [Электронный ресурс] / Т. Е. Седанкина, В. Р. Билялов // Современный мусульманский мир: электрон. журн. - 2017. - № 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.
Современный мусульманский мир. 2017. №1. ID 04 ISSN: 2587-6848
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №® ФС 77 - 69532 от 25.04.2017
Список использованных источников
1. Адыгамов Р. К. Основы проповеди и обязанности имама: Учебное пособие / Р. К.Адыгамов. - Наб. Челны : ООО «Духовно-деловой центр «Ислам Нуры», 2013. - С.15.
2. Рейковский Я. Просоциальная деятельность и понятие собственного «Я» / Я. Рейковский // Вестн. Моск. унта. - Сер. 14. - 1981. - № 1. - С. 14-22.
3. Болучевская В. В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий: монография. - Волгоград : Изд-во ВолГМУ, 2010. - С. 14
4.Чайкин В. Н. Формы манипулирования в негосударственных организациях с признаками деструктивных культов в Российской Федерации: автореферат. дис. ... канд. соц. н. - Нижний Новгород, 2011. - 24 с.
5. Османов М.-Н. О. Коран. Перевод с арабского и комментарий / М. -Н. О. Османов. - СПб. : Диля, 2016. - 576 с.
6. Климов Е. А. Психология профессионала / Е. А. Климов. - М. : Институт практической психологии; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. - 400 с.
7. Бессонова И. Г. Формирование профессиональной педагогической рефлексии студентов педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. Г. Бессонова.- Сургут, 2007. - 25 с.
8. Карягина Т. Д. Эволюция понятия «Эмпатия» в психологии: дисс. ... канд. псих. наук / Е. Д. Карягина - Москва, 2013. - С. 149.
9. Сборник хадисов Имам Ал-Бухари. Ал-Адаб ал-муфрад. - М.; СПб. : Диля, 2009. - 452 с.
10. Седанкина Т. Е. Особенности рефлексии мусульманских религиозных деятелей: количественно -качественные измерения / Т. Е. Седанкина // Вестник экономики, права и социологии.- 2016. - № 1. - С.371-374
СОВРЕМЕННЫЙ МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ИСЛАМСКОГО ИНСТИТУТА www.islamjournal.ru
Седанкина Т. Е. Деятельность религиозного служителя через призму «помогающих профессий» [Электронный ресурс] / Т. Е. Седанкина, В. Р. Билялов // Современный мусульманский мир: электрон. журн. - 2017. - № 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.
Современный мусульманский мир. 2017. №1. ID 04 ISSN: 2587-6848
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №® ФС 77 - 69532 от 25.04.2017
Sedankina Tatyana
Doctor of pedagogics, Head of Department Humanitarian Disciplines, Russian Islamic Institute, Kazan tatiana-svetlaya@mail.ru
Bilyalov Vaid
Chairman of Muslim communities in Pervomaisky district of the Republic of Crimea; master student of Direction Theology, Russian Islamic Institute Vaid_bilyalov@mail. ru
ACTIVITIES OF THE RELIGIOUS SERVICE THROUGH THE PRISM OF "ASSISTING PROFESSIONS"
This article analyses the profession of a religious leader through the prism of the "assisting professions". The activities of the religious ministrant is considered as a prosocial activity. Its effectiveness depends on such professionally important qualities as reflection and empathy.
Key words: empathy, reflection, assisting professions, prosocial activity, religious ministrant, preacher.
© АНО СНОЛД «Партнёр», 2017 © Седанкина Т. Е., 2017 © Билялов В. Р., 2017
Учредитель и издатель журнала:
Автономная некоммерческая организация содействие ^^^аптегш
научно-образовательной и литературной деятельности «Партнёр»
ОГРН 1161300050130 ИНН/КПП 1328012707/132801001
Адрес редакции:
430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Ульянова, д.22 Д, пом. 1 издатиьство
тел./факс: (8342) 32-47-56; тел. общ.: +79271931888;
E-mail: redactor@anopartner. ru
СОВРЕМЕННЫЙ МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ИСЛАМСКОГО ИНСТИТУТА www.islamjournal.ru
Седанкина Т. Е. Деятельность религиозного служителя через призму «помогающих профессий» [Электронный ресурс] / Т. Е. Седанкина, В. Р. Билялов // Современный мусульманский мир: электрон. журн. - 2017. - № 1. - 1 электрон. опт. диск ^D-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.
Современный мусульманский мир. 2017. №1. ID 04 ISSN: 2587-6848
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №® ФС 77 - 69532 от 25.04.2017
О журнале
•S Журнал имеет государственную регистрацию СМИ и ему присвоен международный стандартный серийный номер ISSN.
•S Журнал является официальным изданием. Ссылки на него учитываются так же, как и на печатный труд. •S Редакция осуществляет рецензирование всех поступающих материалов, соответствующих тематике издания,
с целью их экспертной оценки. •S Журнал выходит на компакт -дисках. Обязательный экземпляр каждого выпуска проходит регистрацию в
Научно-техническом центре «Информрегистр». •S Журнал находится в свободном доступе в сети Интернет по адресу: www.islamjournal.ru. Пользователи могут бесплатно читать, загружать, копировать, распространять, использовать в образовательном процессе все статьи.
Прием заявок на публикацию статей и текстов статей, оплата статей осуществляется через функционал Личного кабинета сайта издательства "Партнёр" (www.anopartner.ru) и не требует посещения офиса.