Научная статья на тему 'Деятельность пророка Илии в контексте истории и культуры Древнего Ближнего Востока IX в. до н.э.'

Деятельность пророка Илии в контексте истории и культуры Древнего Ближнего Востока IX в. до н.э. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пророк Илия / династия Амврия / Ахав / Иезавель / Бен-Хадада II / Салманассара III / Тир / финикийцы / Самария / Северное царство. / Prophet Elijah / the dynasty of Ambria / Ahab / Jezebel / Ben-Hadad II / Shalmaneser III / Tyre / Phoenicians / Samaria / the Northern Kingdom.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ребизов Олег Георгиевич

В статье исследуется вопрос об историческом и религиозном контексте деятельности библейского пророка Илии. Включение истории пророка Илии в канву исторических процессов восточного Средиземноморья IX в. до н.э. является важным моментов в деле развития библейской науки и играет значимую роль в реконструкции событий Ветхого Завета. В статье определено влияние исторических и религиозных процессов, происходивших на Древнем Ближнем Востоке в IX в. до н.э. на деятельность пророка Илии. В результате исследования было определено, что историческая и религиозная ситуация в Леванте и Передней Азии складывалась неблагоприятно для существования ветхозаветной религии, активным сторонником которой был пророк Илия. Влияние на Израильское царство финикийцев и арамеев, а также их религиозных представлений в правление царей из династии Амврия было очень значительно. В данном контексте пророку Илье пришлось прилагать большие усилия для обеспечения дальнейшего существования ветхозаветной религии в Израильском царстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The activity of the Prophet Elijah in the context of the history and culture of the Ancient Near East of the IX century BC

The article examines the historical and religious context of the activities of the Biblical prophet Elijah. The inclusion of the story of the prophet Elijah in the outline of the historical processes of the eastern Mediterranean in the IX century BC is an important moment in the development of biblical science and plays a significant role in the reconstruction of the events of the Old Testament. The article defines the influence of historical and religious processes that took place in the Ancient Near East in the IX century BC on the activities of the prophet Elijah. As a result of the study, it was determined that the historical and religious situation in the Levant and Near Asia was unfavorable for the existence of the Old Testament religion, of which the prophet Elijah was an active supporter. The influence of the Phoenicians and Arameans on the kingdom of Israel, as well as their religious beliefs during the reign of the kings of the Ambrian dynasty, was very significant. In this context, the prophet Elijah had to make great efforts to ensure the continued existence of the Old Testament religion in Israel.

Текст научной работы на тему «Деятельность пророка Илии в контексте истории и культуры Древнего Ближнего Востока IX в. до н.э.»

Теологические исследования

Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2023. №4. С. 76-85

УДК 94(3) Ребизов О. Г. (иерей Олег Ребизов)

Деятельность пророка Илии в контексте истории и культуры Древнего Ближнего Востока IX в. до н.э.

Аннотация. В статье исследуется вопрос об историческом и религиозном контексте деятельности библейского пророка Илии. Включение истории пророка Илии в канву исторических процессов восточного Средиземноморья IX в. до н.э. является важным моментов в деле развития библейской науки и играет значимую роль в реконструкции событий Ветхого Завета. В статье определено влияние исторических и религиозных процессов, происходивших на Древнем Ближнем Востоке в IX в. до н.э. на деятельность пророка Илии. В результате исследования было определено, что историческая и религиозная ситуация в Леванте и Передней Азии складывалась неблагоприятно для существования ветхозаветной религии, активным сторонником которой был пророк Илия. Влияние на Израильское царство финикийцев и арамеев, а также их религиозных представлений в правление царей из династии Амврия было очень значительно. В данном контексте пророку Илье пришлось прилагать большие усилия для обеспечения дальнейшего существования ветхозаветной религии в Израильском царстве.

Ключевые слова: пророк Илия, династия Амврия, Ахав, Иезавель, Бен-Хадада II, Салманассара III, Тир, финикийцы, Самария, Северное царство.

Деятельность пророка Илии проходило в контексте исторического бытия древних восточных культур, особенно тех, что существовали в районе «Плодородного полумесяца», между Египтом и Месопотамией. В политическом и культурном отношении Палестина представляла собой часть Древнего Востока. Международная политика и торговля, формы хозяйства и социальные порядки, литература и обычаи - все это связывало между собой страны Леванта, Анатолии, Египта и Месопотамии.

Жизнь и деятельность пророка Илии проходила во времена разделенного Израильского царства. Некогда единое мощное государство Давида и Соломона около 931 г. до н.э. распалось на два небольших образования: одно на юге Палестины, а другое - на севере. За Северным царством сохранилось древнее

название «Израиль», ставшее официальным наименованием государства. Южное царство, по названию наиболее крупного из оставшихся двух племен, стало именоваться Иудой, или Иудеей. 1 При этом Северное царство потеряло значительные территории - Дамаск и Северную Сирию. Южное царство, оставшееся верной династии Давида, в больше степени, чем Северное, сохранило религиозные традиции и обычаи Закона Моисея, а Северное царство в значительной степени испытывало влияние верований окружающих народов. С точки зрения библейских авторов, данный факт во многом и определил краткость существования Северного царства по меркам исторического процесса

- оно было разгромлено ассирийцами в 722 г. до н.э. и более никогда не возрождалось.

Одним из последствий разделения явился религиозный раскол, осуществленный основателем Северного царства Иеровоамом I (931 - 910 гг. до н.э.). Видя тяготение народа к Иерусалимскому храму, Иеровоам, умышленно опираясь на пример пророка Аарона (Исх. 32 гл.), сделал статуи двух золотых тельцов. Одного он поставил в Дане, а другого в Вефиле, разместив в последнем главное святилище нового культа. Расположение двух святилищ было выбрано не случайно - Вефиль находился на самом юге, а Дан

- на севере царства. Правитель поставил служить в нем «священников, которые не были из колена Левиина» (3 Цар. 12.31). Иеровоам I установил и новые религиозные праздники, наподобие иудейских, что безусловно определило противостояние пророков Божьих новой вероисповедной традиции Северного царства.

Пророк Илия проповедовал в тяжелые дни для истинной веры правления в Израиле царя Ахава. Ахав (874 - 853) был выдающимся в политическом плане царем из династии Амврия (885 - 841 гг. до н.э.). Уже его отец считается некоторыми исследователями самым успешным из ранних царей Северного царства. Памятником его эпохи является город Самария, который он основал и укрепил и в который перенес резиденцию правительства из Тирцы. Амврий произвел на своих современников такое впечатление, что в течение столетия после уничтожения его династии ассирийские летописи продолжали называть

л

Израильское царство «Домом Амврия (Омри)».

Он относился с расположением к окружающим народам, и считается достаточно успешным правителем, расширившим пределы Израиля и укрепившим его экономическую и политическую мощь за двадцать два года своего правления.

Подобно Давиду и Соломону, Ахав заключил договор с финикийцами. Обширная торговля с Таршишем (Фарсисом) и Офиром, господство над многочисленными колониями в Западном Средиземноморье, приносили финикийцам, особенно царям Тира, много средств и способствовали превращению Тира в сильнейший город Финикии. В результате возникает в той

1 Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. - С. 175 - 176.

2 Hitti P. History of Syria including lebanon and Palestine. - London, 1951. - Р. 192.

или иной степени господство этого города над другими городами-государствами Ливана, включая восстановленный после филистимского набега Сидон. Традиционная точка зрения заключается в том, что в IX или даже еще в X в. до н.э. возникло объединенное Тиро-Сидонское царство. Его царь выступал в первую очередь как «царь сидонян» (так он именуется не только в одной из библейских книг и в анналах ассирийских царей, но и в посвятительной надписи царского наместника), но столицей его был Тир. Сравнительно недавно было высказано другое мнение: в южной части Финикии возникла федерация городов, возглавляемая Тиром.3

Союз с финикийцами Ахав скрепил браком с Иезавелью, дочерью Этбаала, царя Сидонского, в прошлом - главного жреца тирского Ваала -Мелькарта (царь города), поэтому в Израиле данный культ начал насаждаться и получил широкое распространение. Этбаал считается правителем, с которого начался золотой век Тира. Так, он явился активным колонизатором новых территорий - он основал Аузу и др. поселения в Африке. От данного союза Ахав должен был получать немалую прибыль, что подтверждается его активной строительной деятельностью по всему Северному царству. Финикийцев могли заинтересовать пресноводная рыба Галилейского озера -главного источника ее в данном регионе, шерсть и овцы, поставляемые моавитянами Ахаву в качестве дани и разнообразная сельскохозяйственная продукция, которую в силу отсутствия обширных территорий для ее возделывания, финикийцы не могли производить сами.

Кроме того, Израиль во времена Амврия и Ахава был одним из сильнейших государств Леванта, что подтверждается сообщения ассирийцев о битве при Каркаре. Союз с Израилем, а через него и с Иудеей укрепил позиции Тира в торговых путях юга Леванта и вообще в данном регионе.4

Обширная торговля Ахава с Финикией привела к широкой культурно-религиозной экспансии последней в Израиле. В основном, это было связано с попытками Иезавели и ее сторонников установить почитание финикийских богов в Северном царстве, прежде всего, Ваала и Астарты. Вполне вероятно, что значительное влияние Иезавели на своего мужа можно объяснить важностью союза Израиля и Тира для Ахава. Финикийское направление торговли было для израильтян очень важно еще и потому, что оно было самым стабильным. Торговля через юг Приморской равнины Палестины была затруднена сложными взаимоотношениями с филистимлянами, а торговля по торговому пути от Гелиополя до Дамаска была осложнена взаимоотношениями с арамеями Дамаска, с которыми часто израильтяне вели войны.

В связи со значительным влиянием финикийцев, многие исследователи называют Ахава самым нечестивым из царей Израиля. Вот что о его правлении пишет известный историк I в. н.э. Иосиф Флавий: «Израильский царь Ахав жил в Самарии и правил приблизительно двадцать два года, причем ничем не отличался от своих предшественников по престолу, если не считать того, что

3 История Востока: в 6-ти т. Т. 1. / Отв. ред. В.А. Якобсон. - М.: Вост. лит., 2002. - С. 334.

4 Циркин Ю.Б. От Ханаана до Карфагена. - М.: Астрель, АСТ, 2001. - С. 171.

78

он дошел в своей порочности до крайних пределов, подражая всем их злодеяниям и глумлению над Всевышним и взяв себе примером особенно беззакония Иеровоама. И он также поклонялся тельцам, сооруженным последним, да вдобавок придумал к этому культу еще всякие другие мерзости. Женился он на дочери царя тирского и сидонского, Ифавала, которая носила имя Иезавели, и от нее научился поклонению ее собственным (финикийским) богам. Это была женщина энергичная и смелая, которая зашла в своей дерзости и распущенности до того, что воздвигла даже храм тирскому божеству Ваалу и обсадила это капище рощею из всевозможных деревьев. Вместе с тем она назначила также священнослужителей и лжепророков в честь этого бога. Вместе с тем и сам царь держал при себе множество таких бездельников, так как безрассудством и гнусностью далеко превосходил всех своих предшественников» (Иудейские древности, Кн. 8. Гл.13.1.)5

Тот факт, что Ахав построил в новой столице храм Ваала, свидетельствует о попытке превратить поклонение Ваалу в государственную религию Израиля. Это подтверждается и истреблением пророков истинного Бога. Он установил для поклонения и изображения Астарты, учредил ее пророков, как и пророков Ваала (3 Цар. 18.19). Упоминание о восстановлении Иерихона говорит нам много больше, чем просто об исполнении давнего пророчества Иисуса Навина (Нав. 6.25). Третья книга Царств (16.34) повествует о человеческих жертвоприношениях некоего Ахиила при начале и завершении строительных работ по восстановлению Иерихона. В таком случае, это подчеркивает, насколько глубоко был вовлечен Израиль во время царствования Ахава в практику идолопоклонства. 6

Ваал - наиболее известное божество ханаанеев. Он выступает как воин, противостоящий силам хаоса и беспорядка. Ваал вечно молод и энергичен. Одно из его дополнительных имен Хадад этимологически соотносится с раскатами грома во время зимнего дождя, которые считаются проявлениями

п

его силы. В этом случае его считают богом растительности или божеством погоды, поэтому главной его задачей было поддержание существовавшего земледельческого уклада. Земледелие в этом регионе было бы невозможным в отсутствие дождей, выпадавших в период с октября по апрель. Поэтому прекращение сезона дождей в мае воспринималось как смерть Ваала, которого требовалось вернуть к жизни. В мифах бог смерти Мот убивает Ваала, но богиня войны и любви Анат убивает Мота и воскрешает Ваала. Некоторые исследователи полагают, что воскрешение Ваала с помощью Анат или Астарты, было центральным моментом ежегодного праздника начала года, отмечавшегося по всей Палестине, а может быть, и за ее пределами. В этот праздник (он приходился на осень) царь и храмовая блудница воспроизводили историю Ваала и Анат, чтобы обеспечить благополучие и на следующий год. Без сомнения, этот же ритуал повторялся и во множестве местных святилищ:

5 Флавий И. Иудейские древности: в 2-х. т. Т.1. - М.: АСТ, 2002. - С. 484 - 485.

6 Новый библейский комментарий. Т.2. - СПб.: Мирт, 2000. - С. 574.

7 Грей Дж. Ханаанцы. На земле чудес ветхозаветных / Пер. с англ.- М.: Центрполиграф, 2003. - С. 143-144

половой акт с храмовой проституткой постоянно упоминается в Ветхом Завете среди «мерзостей Ваала». Вероятно, этот акт входил в число естественных обязанностей крестьянина наряду с обычными сельскими трудами. Поэтому ничего нет удивительного в том, что народ Израиля, судя по имеющимся у нас

о

данным, стал перенимать обряды этой веры.

Следует отметить, что согласно «Стеле Мелькарта», найденной в 1938 г. севернее Алеппо, Бен-Хадад I (библ. Венедад Дамасский), «царь Араму», называет тирского бога Мелькарта «своим Господом». Это указывает на тесные торговые связи между Тиром и Дамаском и на широкое почитание Ваала по всему Леванту.9 Тесные отношения в совершенно различных областях от торговых до военных с арамеями и ханаанеями, несомненно, способствовали распространению почитания Ваала и других финикийских богов в Израиле.

Принятие поклонения Ваалу не было неприятным или противным для большинства израильтян. Изваяния ханаанского бога плодородия представляли собой осязаемый предмет, с которым связывалось поклонение, а празднества предоставляли возможность дать полную волю своей страсти к вину и безнравственности. Необузданное пьянство и сексуальная невоздержанность были в ваализме религиозным долгом. Интимные отношения с культовыми проститутками (мужчинами и женщинами) должны были, по верованию, способствовать совокуплению Ваала с его супругой, что обеспечивало плодородие всей земли. Кроме того, Ваал стал для ханаанеев всеобщим божеством, хотя ему поклонялись и в местных формах. Богом Иезавели был Ваал Мелькарт (или просто Мелькарт) - одна из форм Ваала, почитаемая в ее родном городе Тире, но она без колебания перенесла его власть на Израиль. Угаритские тексты, похоже, указывают, что титул Ваала - Мелькарт -определяет его как повелителя преисподней и, следовательно, его власть не ограничивалась какими-либо географическими рамками.10 Отметим, что слово «Ваал» (хозяин, владыка) могло обозначать и просто составляющее имя божества, например, владыка севера - Ваал-цафон.11

Одни израильтяне во дни пророка Илии, вероятно, полностью принимали традиционный ритуал почитания ханаанских богов; другие пытались соединить обе традиции; третьи отдавали первенство Яхве, но для поклонения Ему «на всякий случай» использовали ханаанский ритуал и ханаанские святилища.

Ритуалы ханаанской религии состояли преимущественно в магических обрядах. Хотя в целом поведение Анат, Ваала и прочих божеств было непредсказуемым, предполагалась внутренняя связь между деятельностью людей и жизнью богов, а потому люди могли отчасти повлиять на решение богов в свою пользу. Из этой логики проистекает уверенность, что половые отношения между земледельцем и представительницей божества (обычно храмовой блудницей) увеличат урожай зерновых, побудив богов к совокупле-

8 Дрейн Дж. Путеводитель по Ветхому Завету / Пер. с англ. - М.: Триада, 2003. - С. 107- 108.

9 Бернхардт К.Х. Древний Ливан / Пер. с нем. - М.: Наука, 1982. - С. 88.

10 Ла Сор У.С. Обзор Ветхого Завета / У.С. Ла Сор, Д.А. Хаббард, Ф.У. Буш. - Одесса: Богомыслие, 1998. - С. 249.

11 Бадак А.Н. История Древнего мира / А.Н.Бадак, И.Е.Войнич, Н.М.Волчек. - Минск: Харвест, 1999. С. 612.

нию. Напротив, Бог Израиля был неподвластен магии. Яхве ничто не вынуждало избрать Авраама и Сарру или вызволить рабов из Египта: и эти, и другие деяния проистекают из свободной любви Бога и Его попечения о народе. Понимание обрядов как магического ритуала приводит к тому, что верующие начинают отделять религию от повседневной жизни, против чего и выступал пророк Илия.12

На юге Ахавом был заключен мир с Иудейским царством. Прекратив вражду с южанами, женив свою дочь Гофолию на наследнике Иудейского царя Иосафата (870 - 848 гг. до н.э.), Ахав высвободил достаточно большие материальные ресурсы, направив их на развитие Израиля. По всей территории страны Ахав построил и укрепил многие города, включая Иерихон (3 Цар. 16.34; 22.39) и Самарию, новую столицу Северного царства.

Исследователи сравнивают строительную деятельность Ахава в Самарии с постройками Соломона в Иерусалиме. Здесь проявились мощь и богатство израильского царского дома Амврия, что, может быть связано с обширной торговлей с финикийским Тиром и необходимостью устраивать новые царские резиденции. Самария - город, основанный отцом Ахава, который перенес туда столицу из Фирцы, нуждался в обширном строительстве зданий и сооружений. В Самарии помимо города был устроена царская резиденция, основанная еще Амврием. Царский акрополь в Самарии представлял собой большой окруженный стеной четырехугольник 89 на 178 метров. Для того, чтобы начать строительство на округлой вершине холма, архитекторы воздвигли насыпную прямоугольную платформу, поддерживавшуюся массивными стенами, что уже использовали строители в Иерусалиме во времена Соломона при постройке храма и царского дворца. Царский дворец, построенный, предположительно по

13

образцу финикийских дворцов, был окружен стеной казематного типа. На акрополе археологи обнаружили множество изделий из слоновой кости, что тоже свидетельствует о богатстве самарийских царей. Вероятно, данная находка связана с упоминанием Ветхого Завета о том, что Ахав «построил себе дом из слоновой кости (3 Цар. 22.39)».

Кроме Самарии, Ахав в Изрееле устроил еще одну царскую резиденцию, расположенную в одноименной долине. Выборочные раскопки в этом городище показали огромный крепостной ров, которым холм отделялся от окружающего пространства. Кроме того, были раскрыты следы каменной кладки, что доказывает существование значительной, по масштабам того времени, строительной активности. Были обнаружены стены казематной конструкции и четыре башни, окружавшие территорию в одиннадцать акров.

Следы обширной строительной деятельности во времена Ахава зафиксированы археологами в Хацоре и Мегиддо. Так, Хацор увеличился по площади вдвое, была построена крепость-цитадель и множество общественных зданий.

12 Дрейн Дж. Путеводитель по Ветхому Завету / Пер. с англ. - М.: Триада, 2003. - С. 109-110.

13 Мазар А. Археология библейской земли: в 2-х т. Т.2. - Иерусалим: Библиотека-Алия, 1996. - С. 58 - 60.

81

Ахав проводил активную внешнюю политику. Так, он восстановил контроль над странами за Иорданом - Моавом и Аммоном. Ахав наложил тяжелый налог на скот из Моава (4 Цар. 3.4), что ставило его в выгодное положение в торговле с Финикией и Сирией. О господстве Ахава в Моаве свидетельствует обнаруженный еще в 1868 г. в Дивоне камень с выбитым на нем текстом, датируемым примерно 830 г. до н.э. Моавитский царь Меша повествует на нем о борьбе с израильской династией Амврия. Он замечает, что израильтяне оккупировали Моав в течение 40 лет, но после смерти Ахава Меша освободился от их власти и сам захватил ряд городов Северного царства.14 Данное сообщение подтверждается 4 Цар. 3.4.: «Меса, царь Моавитский, был богат скотом и присылал царю Израильскому по сто тысяч овец и по сто тысяч неостриженных баранов». Эта дань обогащала Ахава, который вполне мог использовать ее для торговли в Средиземноморье через финикийцев.

Сирия - еще одно из направлений внешней деятельности Ахава. С Дамаском шла давняя борьба за Галаад - местность, расположенную к востоку от Галилейского озера, славившуюся своими плодородными пастбищами и земледельческими районами. Холмы Галаада, покрытые густыми лесами и обрывистые, часто сравниваются с Ливанскими (Иер. 22.6; Зах. 10.10), - самым плодородным местом Леванта.

Дамаск представлял собой значительную угрозу для Северного царства. В течение IX - VIII вв. до н.э. Сирия и Израиль с небольшими перерывами вели многочисленные войны, иногда объединяясь против другого опасного врага -Ассирии. Не исключением было и противостояние Ахава и Дамасских царей Бен-Хадада I (880 - 860 гг. до н.э.) и Бен-Хадада II (860 - 841 гг. до н.э.). Ветхий Завет сообщает о нескольких военных кампаниях сирийцев, направленных против царей из династии Амврия. Сначала Бен-Хадад II осадил Самарию, столицу Израиля, и потребовал большую подать. Ахав отказался исполнить эти требования и созвал совет старейшин. Когда сирийцы готовились к атаке, некий пророк посоветовал Ахаву напасть первым, в результате чего сирийцы были разгромлены и сирийский царь чудом избежал плена (3 Цар. 20.20-11). На следующий год Бен-Хадад предпринял еще одну попытку атаковать войско Ахава, снова потерпел поражение и сдался Ахаву (3 Цар. 20.23-33). Дамасский царь вернул Израилю несколько городов, которые были захвачены его отцом, и дал разрешение на торговые площади в Дамаске (3 Цар. 20.34). Во время последней войны с Сирией Ахав выступил в союзе с царем Иудеи Иосафатом (3 Цар. 22.2-4; 2 Пар. 18.1-3). Они вместе отправились к Рамофу Галаадскому, но в битве Ахав пал и власть перешла к его сыну Охозии.

После насильственной смерти Бен-Хадада II к власти в Дамаске пришел Азаил. Он, вероятнее всего, упоминается в надписи на базальтовой стеле, обнаруженной при археологических раскопках в 1993 году, проведенных на месте древнего города Дан, там где находилось одно из двух главных святилищ «культа тельцов». Надпись была сделана на арамейском языке и повествует о

14 Moabite stone / New International Dictionary of Biblical Archaeology. - Michigan, 1983. - P. 319.

82

завоеваниях Азаила и умерщвлении им двух царей - Иорама Израильского и некоего царя из Дома Давида. Ветхий Завет приводит другую версию убийства двух царей - их уничтожил военачальник Ииуй (4 Цар. 9. 24, 27), который устроил переворот в Израиле и сам пришел к власти, основав новую царскую династию, управлявшую Израилем в течение следующих 100 лет. Сообщение стелы из Тель-Дана о завоеваниях Азаила подтверждается сообщением Ветхого Завета о захвате сирийцами Галаада и всех израильских территорий к востоку от Иордана (4 Цар. 10. 32 - 33).

IX в. до н.э. - время начала очередной экспансии Ассирии на древнем Ближнем Востоке. Данная эпоха в исторической науке называется Ранним имперским периодом Новоассирийской империи и представляет собой правление двух царей - Ашшурнацирапал II (884 - 859 гг. до н.э.) и Салманассара III (859 - 824 гг. до н.э.). 15 Основная задача, которую поставила перед собой ассирийская элита, заключалась в постепенном продвижении на запад, в сторону Леванта и Малой Азии. Ашшурнацирапал II провел одну военную кампанию к западу от Евфрата, а его сын Салманассар III -девятнадцать. За Евфратом находились важные источники сырья (медь, древесина), центры производства и торговые пути вдоль восточного побережья Средиземного моря и юга Малой Азии.

Ассирийский царь Ашшурнацирапал II (884 - 859 гг. до н.э.) начал экспансию в Северную Сирию и Финикию, захватив Кархемиш и принудив заплатить дань финикийским и северо-сирийским городам. В данной ситуации Ахав заключил союз с царями Дамаска, Емафа, Финикии и Аммона. Вместе с ними он отразил первый натиск ассирийского завоевателя Салманассара III (859 - 824 гг. до н.э.). После битвы при Каркаре в Сирии (3 Цар. 21) ассирийцы были вынуждены временно отступить, хотя Салманассар и рассказывает о своей победе.16 Битву обычно датируют 854 г. до н.э.17

Не упомянутое в Библии сражение при Каркаре было достаточно значительным событием, происшедшим в трехлетний период мира между Сирией и Израилем, чтобы получить детальное описание в летописях Ассирии (3 Цар. 22.1). Ассирийцы при Ашшурнацирапале II (883 - 859 гг. до н.э.) установили контакты со Средиземноморьем, но избегали нападений на Сирию или Израиль. Салманассар III (859 - 824 гг. до н.э.), однако, столкнулся с оппозицией. После захвата нескольких городов на севере от Каркара, ассирийское наступление было остановлено крупными силами, которые Салманассар описал на монолите, обнаруженном в Кархе (Турция), так: Хададезер (Венадад) Дамасский имел 1200 колесниц, 1200 всадников и 20000 пехоты; царь Ирхулени из Емафа прибавил к этому 100 колесниц, 700 всадников и 10000 пехоты; Ахав, израильтянин, привел 2000 колесниц и 10000 пехоты. Хотя Ахаву не приписываются всадники, зато о нем упоминается, что у

15 K. Lawson Younger Jr. Assyria's Expansion West of the Euphrates (ca. 870-701 BCE) // Archaeology and history of eighth-century Judah. - Atlanta: SBL Press, 2018. - P. 18.

16 Тураев Б.А. История Древнего Востока. - Минск: Харвест, 2002. - С. 401.

17 Гальбиати Э., Пьяцца А. Трудные страницы Библии (Ветхий Завет) / Пер. с итал. - М.-Милан: Христианская Россия, 1995. - С. 199.

него было больше колесниц, чем у всех других царей Израиля со времен Давида и больше чем у всех остальных союзников по антиассирийской коалиции. Всего коалиция, согласно сведениям ассирийцев, собрала около 3940 колесниц, 2900 всадников и 44900 пехотинцев. Салманассар хвалится великой победой, замечая, что он уничтожил 14000 врагов. Вопрос только в том, насколько решающим было ее значение, потому что ассирийцы не пошли на Емаф и не возобновили своего наступления в течение последующих пяти или шести лет. Только к 841 г до н.э., когда распался антиассирийский союз Дамаска и Израиля, а пребывание на земле для пророка Илии закончилось, ассирийцам удалось продвинуться на юг вплоть до Дамаска, Тира и Сидона, но власть над этими городами ограничивалось только данью.

В эту эпоху религиозного и политического кризиса и выступил в Самарии пророк Илия Фесвитянин (то есть уроженец галаадского города Тишби). Окруженный внешними и внутренними врагами пророк вынужден был бороться против царей и правителей Северного царства, сделавшись на все времена примером истинного и нелицемерного служения единому Богу.

Литература

1. Бадак А.Н. История Древнего мира / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек.- Минск: Харвест, 1999.- 832 с.

2. Гальбиати Э., Пьяцца А. Трудные страницы Библии (Ветхий Завет) / Пер. с итал. - М.Милан: Христианская Россия, 1995.- 315 с.

3. Бернхардт К.Х. Древний Ливан / Пер. с нем.-М.: Наука, 1982. - 222 с.

4. Грей Дж. Ханаанцы. На земле чудес ветхозаветных / Пер. с англ.- М.: Центрполиграф, 2003.- 224 с.

5. Дрейн Дж. Путеводитель по Ветхому Завету / Пер. с англ.- М.: Триада, 2003. - 464 с.

6. История Востока: в 6-ти т. Т.1. / Отв. ред. В.А. Якобсон. - М.: Вост. лит., 2002. - 688 с.

7. Ла Сор У.С. Обзор Ветхого Завета / У.С. Ла Сор, Д.А. Хаббард, Ф.У. Буш. - Одесса: Богомыслие, 1998. - 615 с.

8. Мазар А. Археология библейской земли: в 2-х т. Т.2. - Иерусалим: Библиотека-Алия, 1996.

9. Новый библейский комментарий. Ч.2. - СПб.: Мирт, 2000. - 571 с.

10. Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. - 402 с.

11. Тураев Б.А. История Древнего Востока.- Минск: Харвест, 2002.- 752 с.

12. Флавий И. Иудейские древности: в 2-х. т. Т.1. - М.: АСТ, 2002. - 784 с.

13. Циркин Ю.Б. От Ханаана до Карфагена. - М.: Астрель, АСТ, 2001. - 528 с.

14. Hitti P. History of Syria including lebanon and Palestine. - London, 1951. - 749 р.

15. K. Lawson Younger Jr. Assyria's Expansion West of the Euphrates (ca. 870-701 BCE) // Archaeology and history of eighth-century Judah. - Atlanta: SBL Press, 2018. P. 17 - 34

16. New International Dictionary of Biblical Archaeology. - Michigan, 1983. - 486 p.

O. G. Rebizov (priest Oleg Rebizov)

The activity of the Prophet Elijah in the context of the history and culture of the Ancient Near East of the IX century BC

Abstract. The article examines the historical and religious context of the activities of the Biblical prophet Elijah. The inclusion of the story of the prophet Elijah in the outline of the historical processes of the eastern Mediterranean in the IX century BC is an important moment in the development of biblical science and plays a significant role in the reconstruction of the events of the Old Testament. The article defines the influence of historical and religious processes that took place in the Ancient Near East in the IX century BC on the activities of the prophet Elijah. As a result of the study, it was determined that the historical and religious situation in the Levant and Near Asia was unfavorable for the existence of the Old Testament religion, of which the prophet Elijah was an active supporter. The influence of the Phoenicians and Arameans on the kingdom of Israel, as well as their religious beliefs during the reign of the kings of the Ambrian dynasty, was very significant. In this context, the prophet Elijah had to make great efforts to ensure the continued existence of the Old Testament religion in Israel.

Keywords: Prophet Elijah, the dynasty of Ambria, Ahab, Jezebel, Ben-Hadad II, Shalmaneser III, Tyre, Phoenicians, Samaria, the Northern Kingdom.

References

• Badak A.N. Istoriya Drevnego mira / A.N. Badak, I.E. Vojnich, N.M. Volchek.- Minsk: Harvest, 1999.- 832 p.

• Gal'biati E., P'yacca A. Trudnye stranicy Biblii (Vethij Zavet) / Per. s ital. - M.-Milan: Hristianskaya Rossiya, 1995. - 315 p.

• Bernhardt K.H. Drevnij Livan / Per. s nem.-M.: Nauka, 1982. - 222 p.

• Grej Dzh. Hanaancy. Na zemle chudes vethozavetnyh / Per. s angl.- M.: Centrpoligraf, 2003.224 p.

• Drejn Dzh. Putevoditel' po Vethomu Zavetu / Per. s angl.- M.: Triada, 2003. - 464 p.

• Istoriya Vostoka: v 6-ti t. T.1. / Otv. red. V.A. YAkobson. - M.: Vost. lit., 2002. - 688 p.

• La Sor U.S. Obzor Vethogo Zaveta / U.S. La Sor, D.A. Habbard, F.U. Bush. - Odessa: Bogomyslie, 1998. - 615 p.

• Mazar A. Arheologiya biblejskoj zemli: v 2-h t. T.2. - Ierusalim: Biblioteka-Aliya, 1996.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Novyj biblejskij kommentarij. CH.2. - SPb.: Mirt, 2000. - 571 p.

• Tantlevskij I.R. Istoriya Izrailya i Iudei do razrusheniya Pervogo Hrama. - SPb.: Izd-vo SPbGU, 2005. - 402 p.

• Turaev B.A. Istoriya Drevnego Vostoka.- Minsk: Harvest, 2002.- 752 p.

• Flavij I. Iudejskie drevnosti: v 2-h. t. T.1. - M.: AST, 2002. - 784 p.

• Cirkin YU.B. Ot Hanaana do Karfagena. - M.: Astrel', AST, 2001. - 528 p.

• Hitti P. History of Syria including lebanon and Palestine. - London, 1951. - 749 p.

• K. Lawson Younger Jr. Assyria's Expansion West of the Euphrates (ca. 870-701 BCE) // Archaeology and history of eighth-century Judah. - Atlanta: SBL Press, 2018. P. 17 - 34.

• New International Dictionary of Biblical Archaeology. - Michigan, 1983. - 486 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.