Закон и право. 2024. № 11. С. 66-73.
Law and legislation. 2024;(1 1):66-73.
Научная статья
УДК 342.5
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-11-66-73 NIION: 1997-0063-11/24-552
EDN: https://elibrary.ru/OQYNWC MOSURED: 77/27-001-2024-11-752
Деятельность прокуратуры по реализации представительской функции: понятие и признаки
Светлана Борисовна Гладкова1, Юлия Михайловна Боброва2, Сергей Владимирович Кузуб3
1 3 Луганская академия Следственного комитета Российской Федерации, Луганск, Россия
2 Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры
Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия
Аннотация. В виду того, что реализация возложенных на прокуратуру функций происходит через соответствующую деятельность прокуратуры, в статье авторами демонстрируется соотношение «функции» и «деятельности». Предлагается авторский взгляд на сущность единого понятия «деятельность» не как на функцию отдельного индивидуума (человека), а как функцию общества, что может быть методологической основой для дальнейшей экстраполяции на все другие видовые понятия общественной деятельности.
Авторы подчеркивают, что одной из наиболее важных разновидностей общественной деятельности является юридическая деятельность, которой присущ ряд общих признаков: целенаправленный, функциональный, компетентностный, исключительный, системно-структурный, рациональный, эффективный, результативный, открытый, гласный и нормативно-упорядоченный характер, а также нормативные и фактические основания. Рассматривая указанные признаки, было установлено, каким образом они экстраполируются на юридическую деятельность прокуратуры по реализации представительской функции.
В заключение предлагается авторское определение деятельности прокуратуры по реализации представительской функции.
Ключевые слова: прокуратура, деятельность, признак, юридическая деятельность, функции прокуратуры, признаки юридической деятельности.
Для цитирования: Гладкова С.Б., Боброва Ю.М., Кузуб С.В. Деятельность прокуратуры по реализации представительской функции: понятие и признаки // Закон и право. 2024. № 11. С. 66—73. https:// doi.org/10.24412/2073-3313-2024-11-66-73 EDN: https://elibrary.ru/OQYNWC
Original article
The activities of the prosecutor's office in implementing the representative function: concept and characteristics
Svetlana B. Gladkova1, Yulia M. Bobrova2, Sergey V. Kuzub3
1 3 Lugansk academy of the Investigative committee of the Russian Federation, Lugansk, Russia
2 St. Petersburg law institute (branch) of the University of the prosecutor's office of the Russian Federation, St. Petersburg, Russia
Abstract. In view of the fact that the functions assigned to the prosecutor's office are implemented through the relevant activities of the prosecutor's office, the authors demonstrate the relationship between «function»
© Гладкова С.Б., Боброва Ю.М., Кузуб С.В. М., 2024.
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2024
and «activity». The authors offer their own view of the essence of the single concept of «activity» not as a function of an individual (person), but as a function of society, which can be a methodological basis for further extrapolation to all other specific concepts of social activity.
The authors emphasize that one of the most important types of social activity is legal activity, which has a number of common features: purposeful, functional, competence-based, exclusive, system-structural, rational, effective, productive, open, transparent and normatively ordered nature, as well as normative and factual grounds. Considering the above features, it was established how they are extrapolated to the legal activities of the prosecutor's office to implement the representative function.
In conclusion, the authors offer their own definition of the activities of the prosecutor's office to implement the representative function.
Keywords: prosecutor's office, activity, feature, legal activity, functions of the prosecutor's office, features of legal activity.
For citation: Gladkova S.B., Bobrova Yu.M., Kuzub S.V. The activities of the prosecutor's office in implementing the representative function: concept and characteristics // Law and legislation. 2024;(11):66—73. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-11-66-73 EDN: https://elibrary.ru/OQYNWC
Реализация возложенных на прокуратуру функций происходит через соответствую-щ- щую деятельность прокуратуры, которая при помощи присущего ей механизма переводит соответствующую функцию из статического состояния в состояние динамики. Поэтому, как и любая другая системная и структурированная форма активного отношения к миру, она отражает современный уровень исторического развития общества. Именно поэтому рассмотрение данного вопроса необходимо начать с общего философского видения понятия «деятельность». Под деятельностью понимается процесс, в ходе которого человек творчески перевоплощает природу, делая себя тем самым деятельностным субъектом, а явления природы, которые он осваивает — объектом своей деятельности [16, с. 610].
В целом введение понятия «деятельность» относят к началу XIX в. и тесно связывают с классической немецкой философией, а точнее, с учением Г.В.Ф. Гегеля. Именно он впервые использовал указанное понятие в таком понимании, указав: деятельность — это то, что воплощает первоначальную объективную, но идеальную цель, в объективный, но реальный материал [5].
Вместе с тем целесообразно указать, что дальнейшее развитие учения о деятельности практически все время было преимущественно ориентировано на ее «индивидуальное осознание» и, как правило, связывалось с конкретным носителем такого сознания. Особое развитие данный подход получил в психологической науке [10].
Деятельность при этом рассматривалась исключительно как определенная функция человека. Именно поэтому иногда в литературе отмечалось, что именно «... сознание является фактором человеческой деятельности, побуждающим, создающим цель и управляющим» [6, с. 183].
Однако приведенный подход довольно сомнителен. Ведь если в качестве единственно возможного критерия деятельности брать осознанное достижение цели, можно утверждать, что, очевидно, существует ряд активностей, которые не имеют такого целеполагания, но существуют как вид деятельности. Поэтому все же осознанная целесообразность не может быть определяющим фактором для характеристики деятельности.
По нашему мнению, роль такого определяющего фактора должна играть общественная (социальная) значимость деятельности. Именно такое смещение акцентов приводит к новому восприятию, а именно: деятельность — это не функция отдельного индивидуума, а, скорее, функция общества. Ведь ее социальная ценность приобретается лишь потому, что этот вид деятельности ценен для общества, а конкретный человек (индивид), вступив путем социальной активности в определенные общественные отношения, становится уже конкретным исполнителем такой деятельности.
Именно изложенная парадигма, с нашей точки зрения, наиболее точная, поскольку она наилучшим образом определяет сущность единого понятия «деятельность», которое может быть методологической основой для дальнейшей экстраполяции на все другие видовые понятия общественной деятельности.
Одним из наиболее важных разновидностей общественной деятельности является юридичес -кая деятельность, которая, как отмечается в научной литературе: «... будучи втянута в сферу правового регулирования, получает несколько иные политико-юридические качества, позволяющие рассматривать ее как самостоятельный вид деятельности» [12, с. 4].
LAW & LEGISLATION • 11-2024
Однако, несмотря на важность этой правовой категории, разборка ее основных методологических положений практически не нашла своего места в научных исследованиях. Но и то незначительное количество научных исследований, которые на сегодняшний день были выполнены по указанной проблематике [1; 4; 7; 9; 15; 11; 13; 18], безусловно, создают определенное научное основание, однако вряд ли их количество является достаточным.
Также, изучая специальные разновидности юридической деятельности, необходимо отметить, что каждому из них присущ ряд общих признаков, характеризующих общее родовое понятие «юридическая деятельность». Следовательно, рассмотрим основные из них и выявим, каким образом они экстраполируются на юридическую деятельность прокуратуры по реализации представительской функции.
1. Юридическая деятельность имеет целенаправленный характер, то есть ею предусмотрена определенная цель, для достижения которой она осуществляется.
Общая цель юридической деятельности государства, по нашему мнению, четко вытекает из положений ст. 2 Конституции РФ, согласно которой «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства», т.е. права и свободы человека и гражданина и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства, в том числе и юридическую. Поэтому буквальное толкование этих положений свидетельствует об одном: целью юридической деятельности государства как разновидности его социальной деятельности является гарантирование, утверждение и обеспечение прав и свобод человека.
Однако логично возникают вопросы: «Может ли государство формировать свою деятельность антропоцентрично, отдавая приоритет обеспечению интересов только одного из участников общественных отношений? И не будет ли от этого страдать понятие баланса интересов, о котором довольно часто говорится в научной литературе в контексте формирования правовой политики?» [2].
Безусловно, ответы на указанные вопросы должны быть отрицательными. Ведь кроме интересов человека государство, формируя и осуществляя юридическую деятельность, должно направлять ее на обеспечение интересов других субъектов, в частности общества в целом, и своего собственного, государственного интереса.
Именно поэтому целенаправленный характер прокурорской деятельности отражен, определенным образом расширен и конкретизирован в специальном законодательстве.
Так, в частях 1, 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1 (далее — Закон о прокуратуре) указано, что прокуратура РФ — «это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции... в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства».
Однако приведенное является не единственной спецификой такого признака. Анализ действующего законодательства позволяет утверждать, что целенаправленный характер прокурорской деятельности наделен еще одним очень важным и характерным субпризнаком — осознание целенаправленности этого вида юридической деятельности.
Полагаем, что в отличие от общей обязанности неукоснительно соблюдать Конституцию и законы РФ, которая предусмотрена в п. 2 ст. 15 Конституции РФ и согласно которой установлена необходимость каждому иметь универсальный уровень правосознания, на прокуроров как непосредственных исполнителей соответствующей юридической деятельности возлагается обязанность принести Присягу, которой подтвердить осознанное понимание целенаправленности их юридической деятельности.
Так, согласно ст. 40.4 Закона о прокуратуре лицо, впервые назначаемое на должность прокурора, приобретает полномочия прокурора после принесения Присяги прокурора следующего содержания: «Посвящая себя служению Закону, торжественно клянусь. активно защищать интересы личности, общества и государства.». К тому же следует заметить, что важность этого субпризнака проявляется в следующем:
во-первых, в том, что без закрепления факта осознания целенаправленности юридической деятельности лицо, назначенное на должность прокурора, не может приобрести необходимую компетенцию, а, соответственно, осуществлять определенный вид юридической деятельности;
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2024
во-вторых, факт осознанного целеустремления имеет юридическую фиксацию, поскольку текст Присяги подписывается прокурором и хранится в его личном деле;
в-третьих, нарушение лицом этой Присяги является юридически важным фактором, что влечет соответствующую юридическую ответственность.
2. Юридическая деятельность имеет функциональный характер и осуществляется на определенных законом принципах, то есть направлена на реализацию функции (-ий), институционально возложенной (-ых) на соответствующего исполнителя этой юридической деятельности, и реализуется им в соответствии с определенными законом принципами.
Если экстраполировать указанное на осуществление прокуратурой указанной юридической деятельности, то она как раз четко соотносится с выполнением возложенной на нее представительской функции, которая предусмотрена ст. 129 Конституции РФ и ч. 3.1 ст. 1, ст. 39.1 Закона о прокуратуре.
Учитывая изложенное, можно утверждать, что функциональный характер юридической деятельности органов прокуратуры по реализации представительской функции определен как на общем, так и на специальном правовых уровнях.
3. Юридическая деятельность имеет компетент-ностный характер, то есть она должна осуществляться лицами, наделенными соответствующим уровнем компетенции по осуществлению этой юридической деятельности.
Указанный признак преимущественно касается публично-правовых субъектов юридической деятельности. Общим нормативно-правовым основанием для такого признака являются п. 4 ст. 3, п. 3 ст. 5, п. 3 ст. 11, статьи 12, 73 Конституции РФ.
Именно поэтому компетентностный признак юридической деятельности прокуратуры определен также и специальным законодательством (статьи 2, 3, абз. 1 ч. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре).
4. Юридическая деятельность имеет исключительный характер — осуществляется исключительно субъектом, который наделен соответствующей компетенцией на такое осуществление.
Функции прокуратуры реализуются исключительно прокурорами, а их делегирование другим органам, а также присвоение этих функций
другими органами или должностными лицами не допускается.
5. Юридическая деятельность имеет нормативно-закрепленные основания и определенный юридический факт или состав.
Этот признак также логично и системно вытекает из п. 4 ст. 3, п. 3 ст. 5, п. 3 ст. 11, статей 12, 73 Конституции РФ, согласно которым публичные органы обязаны действовать только на основании Конституции и законов РФ.
6. Юридическая деятельность имеет системно-структурный характер, то есть при ее осуществлении необходимо учитывать, что она должна соответствовать принципам структурированности, однородности элементов, логичности, последовательности их построения и т.п.
Как считает один из разработчиков общеметодологических основ юридической деятельности В.Н. Карташов, юридическая деятельность является сложной, высокоорганизованной и динамичной системой, органично включенной в социально-правовой и политический механизм общества [8, с. 7].
Учитывая изложенное, целесообразно отметить, что для формирования системно-структурного признака юридической деятельности прокуратуры прежде всего следует четко определить элементы этой системы, которыми являются соответствующие варианты (способы) поведения, обусловленные компетенционной составляющей носителя юридической деятельности, а также средства, при помощи которых эти способы могут быть реализованы.
В то же время наличие только совокупности однородных элементов создает лишь системную совокупность, а не собственно систему. Для формирования системы в полноценном понимании важную роль играет формирование внутренней логической и последовательной связи между этими однородными элементами, которая объединяет их и определяет их структуру, взаимозависимость, т.е. обеспечивает ее внешнее единство и внутреннюю дифференциацию.
Что касается системно-структурного признака деятельности прокуратуры, то его особенность также заключается в наличии субординационных и координационных начал.
7. Юридическая деятельность имеет нормативно-упорядоченный характер.
Если же принимать во внимание тему представленного исследования, то интерес прежде
ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 11-2024
всего представляет деятельность прокуратуры по осуществлению представительской функции. И, учитывая это, нужно пользоваться уже указанным выше конституционным принципом, изложенным в п. 4 ст. 3, п. 3 ст. 5, п. 3 ст. 11, статьях 12, 73, 76 Конституции РФ, который при выборе упорядоченности юридической деятельности отсылает к их четкому соответствию положениям Конституции и законов РФ.
В то же время в контексте указанного стоит сказать и о терминологической определенности, которая используется для обозначения указанного признака в нормативных актах. Так, в Конституции РФ для обозначения нормативной определенности законодатель не оперирует термином «способ». По нашему мнению, использование этого термина было бы довольно спорным, поскольку с точки зрения права оно используется преимущественно для определения вариативно-содержательных комбинаций поведения субъекта.
Еще один вопрос, который может возникнуть при анализе этого признака юридической деятельности: «Какая именно деятельность может быть нормативно-упорядоченной и каким должен быть уровень такой упорядоченности и его границы?».
Ведь, анализируя понимание категории юридической деятельности в контексте деятельности прокурора, можно выявить как минимум четыре основных типа такой юридической деятельности:
1) деятельность по структурированию прокуратуры;
2) деятельность по организационному обеспечению непосредственной деятельности прокуратуры;
3) деятельность прокуратуры по выполнению возложенных на нее функций;
4) внутренняя деятельность (самоуправление) прокуратуры.
Каждый из указанных видов деятельности имеет свою связь с пониманием юридической деятельности и соответствующее нормативное регламентирование.
Деятельность по структурированию прокуратуры в основном является прерогативой законодателя в соответствии с п. «о» ст. 71, ст. 129 Конституции РФ и п. 1 ст. 4 Закона о прокуратуре. Во исполнение этого положения в ст. 11 Закона о прокуратуре определена система органов прокуратуры.
В то же время абсолютно не справедливо было бы утверждать, что сама прокуратура не
имеет никакого влияния на эту разновидность юридической деятельности. Ведь несмотря на то что большинство вопросов, связанных с формированием системы органов прокуратуры — это исключительная компетенция законодательного органа, все же закон создает ряд возможностей по влиянию на формирование собственной структуры и у самой прокуратуры.
Так, Генеральная прокуратура РФ может реорганизовать и ликвидировать в своей структуре определенные структурные подразделения, определить их статус и компетенции (ч. 2 ст. 11 Закона о прокуратуре). Вместе с тем целесообразно отметить, что в любом случае такая разновидность юридической деятельности прокуратуры имеет субсидиарный характер.
Деятельность по организации обеспечения — довольно важная разновидность юридической деятельности прокуратуры в целом, хотя в литературе иногда встречается сомнение относительно того, относить ли такой вид деятельности к юридической деятельности.
Так, по мнению Ю.Н. Старил ова, вместе с юридической деятельностью ее субъекты осуществляют и управленческую деятельность, которая имеет определенное административное содержание, специфический предмет и реализуется в четко определенных в законе формах. В отличие от юридической деятельности эта деятельность имеет организационный характер, обусловлена структурно-функциональными элементами аппарата конкретного государственного органа, включает такие элементы, как формирование организационных и функциональных основ деятельности, построение и правовое описание иерархии должностей, выявление, оценка, стимулирование и ответственность соответствующих работников [14, с. 162].
Однако с изложенной позицией нельзя согласиться, поскольку, несмотря на то что, возможно, организационная деятельность и не имеет такого определяющего характера, она все же включает все предусмотренные выше признаки юридической деятельности. А потому аргументация относительно того, что якобы она является менее важной, поскольку обеспечивает организацию основного вида юридической деятельности, не выдерживает критики. Учитывая изложенное, необходимо согласиться с некоторыми авторами, что «... организационно-юридические мероприятия хотя и имеют вспомогательный, дополнительный характер относительно собственно юридической деятельности, однако, будучи оценены в совокупности с последней,
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2024
характеризуются как приносящие ощутимый общественно-политический эффект» [17, с. 29].
Такого же мнения придерживается и законодатель, который в Законе о прокуратуре закрепил правовые основы организации и деятельности прокуратуры, в частности, например, в ст. 3, ст. 4, ст. 7 Конституции РФ. Вместе с тем следует заметить, что особенностью этого вида юридической деятельности является то, что она имеет акцессорный характер.
Деятельность прокуратуры по выполнению возложенных на нее функций — основной вид юридической деятельности прокуратуры, поскольку имеет четкое и однозначное целенаправ-ление, чего лишены другие виды такой деятельности.
Особенность этого вида юридической деятельности заключается в том, что она имеет двухуровневое нормативное закрепление:
а) на уровне регламентации конкретной компетенции носителя этой деятельности;
б) на уровне закрепления процедурно-процессуальных форм ее реализации.
Что же касается процедурно-процессуальной формы деятельности прокуратуры, то она является внешним проявлением юридического процесса. В литературе часто поднимается вопрос о процедурно-процессуальной форме [3], под которой иногда понимают нормативно-установленный порядок, последовательную процедуру осуществления любого вида юридической деятельности, своего рода процессуальный регламент, который не позволяет субъектам юридической деятельности выходить за пределы правового пространства, рассчитанный на воплощение демократических принципов управления обществом и является при этом важнейшей гарантией обеспечения и соблюдения прав и свобод личности, а также способствует эффективности государственного управления.
В целом, воспринимая такое определение, нужно отметить, что указанная процедурно-процессуальная форма также должна иметь надлежащее нормативное упорядочение на уровне процессуального законодательства, свою системную структурированность и быть направленной на достижение соответствующего материально-правового результата, который и составляет цель юридической деятельности. Фактичес -ки это является динамической основой модели юридической деятельности прокуратуры.
8. Юридическая деятельность имеет рациональный и эффективный характер. Это должно проявляться на всех стадиях юридической деятельности: структурирования, организации, осуществления (в том числе и в аспекте вопросов процессуальной экономии и качества) и самоорганизации.
9. Юридическая деятельность имеет результативный характер — направлена на принятие определенного юридически значимого решения.
10. Юридическая деятельность имеет открытый и гласный характер, то есть она, ее организация, процесс и результаты не могут быть засекречены от общества, если иное не предусмотрено законом. Определенные гарантии этого установлены в ч. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре.
В целом же, проанализировав все возможные признаки юридической деятельности, попробуем предложить ее определение.
Так, под деятельностью прокуратуры по реализации представительской функции следует понимать нормативно упорядоченную в источниках права, системно-структурированную разновидность юридической деятельности прокуратуры, направленную на защиту определенных интересов, выполнение возложенной представительной функции путем осуществления на законных основаниях и в соответствии с определенными принципами исключительно уполномоченными субъектами юридически значимого поведения закрепленными средствами, в пределах установленной компетенции и в соответствующей процедурно-процессуальной форме с целью принятия юридически значимого решения наиболее рациональным и эффективным способом с максимальным соблюдением требований открытости и гласности.
Список источников
1. Амирбеков К.И. Правообеспечительная и юридическая деятельность: проблемы теории и практики: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2006. 46 с.
2. Белоусов С.А. Баланс интересов и его нарушение в публичном праве // Правовая политика и правовая жизнь. 2013. № 2. С. 21—25.
3. Беляев В.П., Беляева Г. С., Рубченко С.О. Процессуально-правовой режим юридической
ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 11-2024
деятельности: общетеоретическое исследование: Монография. Курск: Изд-во Юго-Западного гос. ун-та, 2011. 182 с.
4. Беляев В.П., Сорокина В.В. Процессуальная форма юридической деятельности: вопросы теории и практики: Монография. М.: Юрлитинформ, 2011. 144 с.
5. Гегель Г.В. Ф. Наука логики // Энциклопедия философских наук. Т. 1. Раздел второй. Учение о сущности. Действительность. § 142—148. М.: Мысль, 1975. С. 312—327.
6. Дубровский Д.И. Проблема идеального: природа сознания и его связь с мозгом и социумом: перевод. М.: Прогресс, 1988. 282 с.
7. Исаев Э.Е. Юридическая деятельность как вид правовой деятельности / / Правовая политика и правовая жизнь. 2012. № 1. С. 128—133.
8. Карташов В.Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность / Под ред. Н.И. Матузова. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1989. 218 с.
9. Карташов В.Н. Юридическая деятельность: проблемы теории и методологии: Авто-реф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1990. 42 с.
10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Прогресс, 1983. 365 с.
11. Мецаев Б.К. Юридическая природа контрольной деятельности (теоретико-правовой аспект): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. 26 с.
12. Назаров С.Н. Теоретико-правовые основы юридической деятельности надзорно-контрольных органов в условиях формирования правового государства: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2000. 171 с.
13. Рубченко С. О. Процессуально-правовой режим юридической деятельности: вопросы теории и практики: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2012. 22 с.
14. Старилов Ю.Н. Служебное право: Учебник. М.: БЕК, 1996. 698 с.
15. Турбова Я.В. Правосознание в структуре юридической деятельности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2000. 25 с.
16. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосов, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Сов. энц., 1983. 840 с.
17. Шагиев Б.В. Юридическая деятельность в современном российском обществе (теоретико-правовой аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. 154 с.
18. Шагиев Б.В. Юридическая деятельность и ее система: проблемы теории и практики: Мо-ногафия. М.: Юрлитинформ, 2014. 192 с.
References
1. Amirbekov K.I. Law enforcement and legal activities: problems of theory and practice: Abstract dis. ... doctor of law. Rostov-on-Don, 2006. 46 p.
2. Belousov S.A. Balance of interests and its violation in public law // Legal policy and legal life. 2013. № 2. Pp. 21-25.
3. Belyaev V.P., Belyaeva G.S., Rubchenko S.O. Procedural and legal regime of legal activity: general theoretical study: Monograph. Kursk: Publishing house of the South-West state University, 2011. 182 p.
4. Belyaev V.P., Sorokina V. V. Procedural form of legal activity: issues of theory and practice: monograph. Moscow: Yurlitinform, 2011. 144 p.
5. Hegel G.V.F. The Science of Logic. In: Encyclopedia of Philosophical Sciences. Vol. 1. Section Two. The Doctrine of Essence. Reality. § 142-148. Moscow: Mysl, 1975. Pp. 312-327.
6. Dubrovsky D.I. The problem of the ideal: the nature of consciousness and its connection with the brain and society: translation. Moscow: Progress, 1988. 282 p.
7. Isaev E.E. Legal activity as a type of legal activity // Legal policy and legal life. 2012. № 1. Pp. 128-133.
8. Kartashov V.N. Legal activity: concept, structure, value / Ed. by: Matuzov N.I. Saratov, 1989. 218 p.
9. Kartashov V.N. Legal activity: problems of theory and methodology: Abstract dis. ... doctor of law. Moscow, 1990. 42 p.
10. Leontiev A.N. Activity. Consciousness. Personality. Moscow: Progress, 1983. 365 p.
11. Metsaev B.K. Legal nature of control activity (theoretical and legal aspect): Abstract dis. ... cand. of law. Moscow, 2004. 26 p.
12. Nazarov S.N. Theoretical and legal foundations of legal activities of supervisory and control bodies in the context of the formation of a legal state: Dis. ... cand. of Law. Rostov-on-Don, 2000. 171 p.
13. Rubchenko S. O. Procedural and legal regime of legal activity: issues of theory and practice: Abstract dis. ... cand. of legal sciences. Kazan, 2012. 22 p.
14. Starilov Yu.N. Service law: textbook. M.: BEK, 1996. 698 p.
15. Turbova Ya.V. Legal consciousness in the structure of legal activity: Abstract dis. ... cand. of legal sciences. St. Petersburg, 2000. 25 p.
16. Philosophical encyclopedic dictionary / Chap. ed. L.F. Ilyichev, P.N. Fedosov, S.M. Ko-valev, V.G. Panov. M.: Soviet Encyclopedia, 1983. 840 p.
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2024
17. Shagiev B. V. Legal activity in modern Russian society (theoretical and legal aspect): Dis. ... cand. of law. Moscow, 2003. 154 p.
18. Shagiev B.V. Legal activity and its system: problems of theory and practice: Monograph. Moscow: Yurlitinform, 2014. 192 p.
Информация об авторах
Гладкова С.Б. — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры государственно-правовых и гражданско-правовых дисциплин
Боброва Ю.М. — старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Кузуб С.В. — инспектор отделения безопасности
Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила в редакцию 05.09.2024; одобрена после рецензирования 08.10.2024; принята к публикации 14.10.2024.
Information about the authors Gladkova S.B. — candidate of economic sciences, associate professor, associate professor of the department of state and civil law disciplines
Bobrova Yu.M. — senior lecturer of the department of civil law disciplines Kuzub S.V. — inspector of the security department
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
The article was submitted 05.09.2024; approved after reviewing 08.10.2024; accepted for publication 14.10.2024.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ^Ч ШКОЛЫ
2
Педагогика высшей школы: учебник для студентов педагогических вузов / под науч. ред. А.В. Мудрика; под общ. ред. М.Т. Громко-вой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2024. - 479 с.
ISBN 978-5-238-03929-9
Рассматриваются инновационные модели современного образования, адаптированные к моделям деятельности, синергетическим принципам самоорганизации социальных систем. Методология образовательной деятельности представлена на основе системного подхода, модульных технологий, позволяющих обеспечить компетенции как результат образования.
Учебник состоит из четырех разделов: «Теоретические основы педагогики», «Педагогика высшего образования», «Технология профессионально ориентированного обучения в высшей школе» и «Инновационная парадигма профессиональной деятельности».
Для преподавателей системы дополнительного профессионального образования, вузов, колледжей, а также студентов, аспирантов и всех, кто интересуется проблемами педагогики профессиональной деятельности.
LAW & LEGISLATION • 11-2024