УДК 72.036 (470.5)
ВЕСЕЛОВСКАЯ В. Г ДЕКТЕРЕВ С. А.
Деятельность профессора К. Т Бабыкина по созданию уральской архитектурной школы
Статья посвящена истории возникновения уральской высшей архитектурной школы и роли архитектора К. Т. Бабыкина в ее становлении. Рассмотрены предпосылки появления архитектурной специализации на Урале, этапы развития, содержание и методика организации обучения. Показана роль личностных качеств профессора К. Т. Бабыкина в формировании коллектива кафедры и создании творческой атмосферы в учебном процессе.
Ключевые слова: высшая архитектурная школа, профессор К. Т. Бабыкин, кадровый состав кафедры, учебные планы и программы, методика обучения.
Веселовская
Виктория
Георгиевна
аспирант УралГАХА
e-mail: [email protected]
Дектерев
Сергей
Александрович
кандидат архитектуры, профессор УралГАХА
e-mail:
VESELOVSKAY V. G.
DEKTEREV S. A.
ACTIVITIES OF PROFESSOR K. T. BABYKIN FOR CREATION OF THE URAL ARCHITECTURAL SCHOOL
The article is devoted to the history of the Ural higher school of architecture and the role of the architect K. T. Babykin in its formation. The prerequisites of the appearance of architectural specialization in the Urals, stages of development, contents and methods of training. Shows the role of the personal qualities of Professor Babykin in the formation of the staff of the chair and the creation of creative atmosphere in the educational process.
Keywords: higher school of architecture, Professor K. T. Babykin, the staff of the faculty,academic curricula and programs, teaching methodology.
В 2012 г. отмечается 65-я годовщина создания на Урале высшей архитектурной школы. Организатором школы был Константин Трофимович Бабыкин — талантливый архитектор, по проектам которого построено много замечательных зданий в городе Екатеринбурге и других городах Урала, являющихся по сей день яркими знаковыми объектами в архитектурном облике нашего города, его украшением.
История специализации берет свое начало в 1947 г., когда в Уральском индустриальном институте, позднее преобразованном в Уральский политехнический институт, а ныне в Уральский федеральный университет, на строительном факультете была создана выпускающая кафедра архитектуры. Однако этому событию предшествовали многие годы последовательного движения по пути становления и развития архитектурного образования на Урале. На этом пути роль К. Т. Бабыкина является исключительно важной.
В 1902 г. в Екатеринбурге была открыта школа художественно-декоративного и прикладного искусства — филиал Санкт-Петер-
бургского училища технического рисования барона А. Л. Штиглица. В 1914 г. на базе этой школы организованы курсы архитекторов и чертежников-конструкторов, в создании которых активное участие принимал архитектор К. Т. Бабыкин, разработавший первые учебные программы подготовки архитекторов. В 1918 г. на основе этих курсов появились вначале свободные художественные мастерские, а затем архитектурно-художественный техникум, в котором готовили специалистов по промышленному и гражданскому строительству и другим направлениям [1, 7].
В 1931 г. в Уральском строительном институте была создана общеобразовательная кафедра архитектуры, первым заведующим которой с апреля 1932 г. стал архитектор Г. А. Голубев, выпускник Санкт-Петербургского института гражданских инженеров, получивший практический опыт проектирования в мастерской академика В. А. Щуко. Вскоре Г. А. Голубев отказался от заведования кафедрой в связи с большой занятостью проектной работой. Исполняющей обязанности заведующего кафедрой архитектуры была назначена инже-
© Веселовская В. Г, Дектерев С. А., 2012
93
нер-архитектор Е. С. Балакшина, выпускница Томского технологического института. С 1935 г. кафедру возглавил профессор К. Т. Бабыкин, который в это время в соавторстве с архитекторами Г. Я. Вольфензоном и А. П. Уткиным осуществлял проектирование и строительство комплекса зданий УИИ—УПИ, называемого «Втузгородок» [2].
С большим энтузиазмом взялся Константин Трофимович за руководство кафедрой, целиком отдаваясь педагогической работе. Как очень опытный архитектор, хорошо знающий кадровые проблемы строительной отрасли, он много сил отдавал совершенствованию учебных программ по архитектуре для строительных специальностей. Он предлагает для подготовки строителей свою, глубоко продуманную программу и методику архитектурного образования, которые устраняют недостатки программы, утвержденной Комитетом по высшему техническому образованию.
После окончания войны, в 1947 г., благодаря его целеустремленности и настойчивости, осуществляется заветная мечта К. Т. Бабыкина — кафедра архитектуры на строительном факультете УИИ (в 1948 г. переименованном в УПИ) была преобразована в выпускающую кафедру. На Урале возникла высшая архитектурная школа, у истоков которой стоял он — мастер архитектуры, страстно желавший передавать свой богатый опыт и знания будущим архитекторам.
Формируя кадровый состав кафедры архитектуры, Константин Трофимович исходил прежде всего из учета наличия профессионального опыта и таланта специалиста, склонности его к преподавательской деятельности. Таким критериям в полной мере соответствовали талантливые мастера, первыми пришедшие на кафедру, — Г. А. Голубев и С. В. Домбровский, которые уже имели опыт преподавательской работы. Оба получили архитектурное образование в Санкт-Петербурге, и с 1930-х гг. их творческая жизнь была связана с нашим городом. Г. А. Голубев, являясь главным архитектором города, участвовал в разработке генерального плана Свердловска, был автором здания Горсовета и других известных объектов. С. В. Домбровский разработал проекты многих жилых зданий, участвовал в проектировании благоустройства Главного проспекта города, набережной р. Исети, городских скверов. Вместе с профессором К. Т. Бабыкиным и доцентом, кандидатом технических наук
Иллюстрация 1. Портрет профессора К. Т. Бабыкина — основателя уральской архитектурной школы
В. В. Кавадеровым они вели занятия по архитектурному проектированию, читали лекции по истории архитектуры и типологии зданий. Курсовое проектирование вели также доцент, кандидат технических наук А. С. Трифонов и доцент Л. Е. Бирюков. Последний читал курс истории русской архитектуры.
Инженерно-строительные дисциплины вели на кафедре опытные специалисты — доценты И. И. Пономарев и Н. А. Карташов, профессор, доктор технических наук М. И. Бычков. При кафедре архитектуры как ее составное звено была организована кафедра рисунка, в которую входили вначале профессор Ю. Р. Бершадский (заведующий кафедрой) и старший преподаватель А. П. Радионова, а затем были приглашены преподаватели из художественного училища —
А. В. Дубровин (главный художник Свердловского оперного театра) и Г. А. Милентьев.
С открытием специализации по архитектуре у Константина Трофимовича начался самый плодотворный этап творческой жизни. Как отмечает его ученик доктор архитектуры, профессор В. Г. Десятов, для К. Т. Бабыкина кафедра и студенческая аудитория были главной средой обитания [2]. В аудитории, которая закреплялась за группой на весь период обучения, студенты оставались работать и после занятий, задерживаясь допоздна. Константин Трофимович часто тоже оставался с ними до позднего вечера, увлеченно рассказывая о тонкостях профессиональной деятельности архитектора, своих впечатлениях от посещения Германии и Франции.
Лекции по истории архитектуры, которые читал Константин Трофимович, были не обычными по форме, а представляли собой интересные рассказы с демонстрацией таблиц, чертежей и фотографий архитектурных объектов и их глубоким анализом. От студентов он требовал вести альбомы по истории архитектуры с записями и зарисовками архитектурных памятников, что способствовало лучшему усвоению знаний. Эти альбомы студент приносил на экзамен, который проходил в форме беседы, где он показывал умение анализировать и выделять главное в архитектуре рассматриваемого объекта. Широкая эрудиция, глубокие знания и избранная методика обучения позволяли К. Т. Бабыки-ну восполнять отсутствие в те годы учебных и методических пособий.
Учебные планы и программы в первые годы работы кафедры архитектуры предусматривали серьезную инженерно-техническую и архитектурно-художественную подготовку специалистов. Так, цикл лекционных дисциплин по строительным конструкциям (металлическим, железобетонным, деревянным) включал выполнение очень емких курсовых проектов с чертежами и расчетами. Курсовые проекты предусматривались по дисциплинам «Основания и фундаменты», «Стройпроизводс-тво» и «Инженерное оборудование зданий».
Процесс обучения по архитектурному проектированию строился по системе последовательного движения от малого к большому, от простого к сложному и от единичного к целому. Это нашло свое отражение в тематике и методике курсового архитектурного проектирования. В курсовом проекте студента Константин Трофимович высоко ценил наличие фантазии, творческого воображения, находчивости и оригинального мышления. Через умелую организацию учебного процесса он способствовал созданию атмосферы творчества и творческого общения в студенческом коллективе. Как верно отмечает архитектор В. В. Ваулина, «педагогическая тонкость К. Т. Бабыкина состояла в том, что не разрешалось выносить из института подрамники, на которых выполнялись графические работы и курсовые проекты. При этом условии в закрепленных аудиториях после лекций шла интенсивная студенческая жизнь. Здесь занимались не только архитектурным проектированием, но решали задачи, делали расчеты, рисовали, конспектировали,
Иллюстрация 2. Обсуждение студенческих работ на кафедре архитектуры. Сидят: А. П. Родионова, К. Т. Бабыкин, Н. С. Алферов, Ю. Р. Бершадский
Иллюстрация 3. Профессор К. Т. Бабыкин консультирует студента В. Десятова по архитектурному проекту
Иллюстрация 4. На заседании ГЭК по защите дипломных проектов на кафедре архитектуры: В. В. Кавадеров, К. Т. Бабыкин, И. С. Николаев — ректор МАРХИ, председатель ГЭК, Н. С. Алферов, Б. М. Давидсон
эскизировали, спорили, помогали друг другу» [3].
Важное значение Константин Трофимович придавал летней архитектурно-ознакомительной практике студентов, которая проводилась после четвертого курса. Руководил практикой доцент В. В. Кавадеров. Длительное трехмесячное путешествие в Москву, Ленинград, Тбилиси и Баку позволяло познакомиться студентам «вживую» с лучшими произведениями архитектуры, послушать лекции мастеров архитектуры, ознакомиться с работами архитектурных школ и крупных проектных мастерских этих городов. Увиденное расширяло кругозор, обогащало новыми знаниями и придавало мощный импульс в дальнейшей творческой работе студентов. Из поездок студенты привозили этюды, рисунки и фотографии, устраивали в институте выставки, делали доклады на студенческих научных конференциях, в которых анализировали архитектурные памятники и новые течения в архитектуре.
Преддипломная практика сту-дентов-архитекторов проходила в проектных институтах города, где они часто определялись с темами будущих дипломных проектов и куда возвращались после окончания обучения на работу. Кафедра архитектуры готовила специалистов широкого профиля, поэтому тематика дипломного проектирования включала объекты гражданской и промышленной архитектуры. Выбор темы проектирования предоставлялся студенту.
Дипломный проект рассматривался студентом и кафедрой как важнейший заключительный этап подготовки специалиста. В нем синтезируются знания и навыки студента, полученные за годы обучения в архитектурной школе, его теоретическая, инженерно-техническая и художественно-композиционная подготовка. По этим критериям оценивался проект на защите перед ГЭК.
В 1950 г. на кафедре архитектуры возникли проблемы с кадрами преподавателей. С кафедры на пенсию ушел С. В. Домбровский, ушел из жизни Г. А. Голубев, в аспирантуре МАРХИ находился Н. С. Алферов. В ответ на тревогу студентов и энергичные действия Константина Трофимовича были приняты меры по усилению кафедры, на которую весной 1951 г. пришла плеяда талантливых специалистов с большим опытом реального проектирования и строительства: П. В. Оранский,
В. И. Смирнов, К. К. Никулин,
А. И. Лоскутов, М. В. Рейшер. После аспирантуры на кафедру прибыли Н. С. Алферов и Б. М. Давидсон. Спустя два года к руководству дипломным проектированием приступили приехавшие из МАРХИ выпускники
В. А. Пискунов и К. А. Узких. Благодаря такому составу кафедры подготовка студентов была усилена.
Первый выпуск архитекторов в УПИ состоялся в 1953 г. Председателем ГЭК был назначен ректор
МАРХИ доктор архитектуры, профессор И. С. Николаев. В комиссию входили профессор К. Т. Бабыкин, защитившие к тому времени диссертации доценты Н. С. Алферов и Б. М. Давидсон, главный архитектор города, член-корреспондент Академии строительства и архитектуры СССР, доцент В. И. Смирнов, доцент, кандидат технических наук В. В. Кавадеров, профессор, доктор технических наук М. И. Бычков и др.
В 1955 г. Константину Трофимовичу исполнилось 75 лет. По своей личной просьбе он оставил заведование кафедрой архитектуры, а в 1957 г. оставил работу в институте. В приказе по УПИ в этой связи отмечалась большая плодотворная работа К. Т. Бабыкина по организации архитектурного образования на Урале, неутомимая творческая и педагогическая деятельность, огромная энергия, высокая культура и исключительная скромность, которые создали ему авторитет и любовь всего коллектива преподавателей и студентов. 14 ноября 1960 г. Константин Трофимович ушел из жизни и был похоронен на Ивановском кладбище г. Екатеринбурга.
Имя К. Т. Бабыкина вошло в список выдающихся ученых и организаторов Уральского политехнического института, о чем свидетельствует мемориальная доска, установленная в фойе главного корпуса. Дело Константина Трофимовича продолжили его коллеги и ученики.
Рост спроса на специалистов-ар-хитекторов дал мощный импульс развитию архитектурного образования на Урале. В 1967 г. кафедра архитектуры стала филиалом МАРХИ, затем была преобразована в Свердловский архитектурный институт, а ныне стала Уральской архитектурно-художественной академией, имеющей развитую сеть филиалов в городах Нижний Тагил, Тюмень, Ханты-Мансийск. Последователи и ученики Константина Трофимовича хорошо помнят истоки ныне масштабного развития уральской архитектурной школы, высоко ценят его роль в этом процессе. Академик архитектуры, народный архитектор СССР Г. И. Белянкин, ученик К. Т. Бабыкина, называл его великим человеком, а общую оценку, данную в воспоминаниях его учеников, можно выразить словами О. Г. Смагиной: «К. Т. Бабыкин был совершенно гармоничным человеком с божественным талантом, энциклопедическим образованием. Он щедро и бескорыстно делился со студентами, преподавателями своими знани-
ями, практическим опытом. Такие люди, как К. Т. Бабыкин, освещали духовно путь молодому поколению, вступающему в жизнь» [2].
Заключение
Долгая, наполненная творчеством, плодотворная жизнь Константина Трофимовича дала замечательные плоды, которые ярко проявились в его архитектурно-строительной и организационно-педагогической деятельности. Все в этой деятельности было гармонично связано. Талант и огромный опыт архитектора позволили ему верно определить вектор развития архитектурного образования, его содержательную сторону. Многое из того, что было заложено в программы и методику обучения, не потеряло своего значения и в наше время. Творческое освоение наследия этого мудрого человека может дать импульс в качестве подготовки современных специалистов.
Список использованной литературы
1 Елагин Г. Н. Альма-матер уральских строителей готовится к вековому юбилею // Стройкомплекс Среднего Урала. 2001. № 7-8.
2 Десятов В. Г. Константин Трофимович Бабыкин : биогр. очерк о жизни мастера архитектуры / / Известия вузов. Архитектон. 2007.
3 Ваулина В. Спасибо тебе, учитель! // Вечерний Екатеринбург. 2000. 28 сент.
4 Белянкин Г. И. Я и город. Доминанта моей жизни. Екатеринбург, 2005.