АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ Кукушкина Инга Николаевна
Кандидат филологических наук, доцент кафедры французской филологии ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», Иркутск, Россия Саенко Ольга Анатольевна
Кандидат филологических наук, доцент кафедры французской филологии ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», Иркутск, Россия Степанова Наталья Петровна
Кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой французской филологии ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», Иркутск, Россия
УДК 378 ББК 74.5
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ^ ПРОДУКТ: АЛГОРИТМ РЕАЛИЗАЦИИ
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В статье анализируется роль внеаудиторных мероприятий в обучении иностранным языкам и культурам, в подготовке будущего преподавателя иностранного языка. Разноформатные мероприятия позволяют вовлечь обучающихся в деятельность, направленную на создание продукта, а предлагаемые нестандартные задания требуют от них использования навыков и умений из разных областей знания.
Ключевые слова: внеаудиторное мероприятие; системно-деятельностный подход; продукт деятельности; мыследеятельность; нестандартные задания.
ACTIVITY ^ OUTPUT: THE INSTRUCTIONS TO THE
SYSTEM-ACTIVE APPROACH TO THE TRAINING THE TEACHER
OF A FOREIGN LANGUAGES
The article examines the role of extracurricular activities in teaching foreign languages and cultures as well as in training of a would-be-teacher. Multi-format events allow students to be engaged into activities aimed at the creation of an educational output, and the proposed non-standard tasks require them to use the skills and abilities from the different areas of knowledge.
Key words: extracurricular activity; system-active approach; activity output; mental activity; non-standard tasks.
Современный человек живет в мире интенсивных преобразований, осознать которые он способен не сразу и не всегда. В таком быстро меняющемся контексте, где важнейшая роль в формировании представлений принадлежит информации, он с особой остротой сталкивается с проблемой уникальности существования индивида и национального мира, хрупкости персональной сферы, а также с проблемами зависимости формирования мнения от средств и каналов информации [Серебренникова, 2011, с. 11]. В жизнедеятельности человека особенно значимым становится поиск опорных точек в жизни, а образование меня-
ет свои ориентиры с процесса передачи знаний на способность использовать их в конкретной ситуации выбора или затруднения, обретения собственной жизненной позиции, невзирая на всеобъемлющий и вездесущий поток информации. В современных образовательных стандартах красной строкой проходит понятие «практикоориентированное обучение», которое в контексте системно -деятельностного подхода позволяет приобщить человека к знаниям, ценностям, традициям в процессе осуществления целенаправленных действий и облегчить ему процесс интеграции в общество, в будущую профессиональную жизнь [Асмолов, 2009]. На примере содержания образования отчётливо видны современные тенденции образования. Если традиционно оно складывалось из продуктов познавательной деятельности человечества, то при деятельностном подходе на первый план выходят методы, средства и формы преобразующей деятельности (поисковой, проблемной, проектной, исследовательской).
Основная идея такого подхода заключаются в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. Знание (как таковое) уже не является системообразующим в структуре содержания образования, а включается только как один из компонентов. При этом, как отмечает Т.И. Фисенко, наиболее важным является мыследеятельность, как метадеятельность [Цит. по Тоистева, 2013, с. 198].
Обучение иностранным языкам имеет эту практическую направленность по определению, поскольку ведётся по видам речевой деятельности и нацелено не только на усвоение фактов (результат - знание), но одновременно и на овладение способами взаимодействия с миром (результат - умение) в условиях иноязычного общения. Среди них выделим следующие: уметь представиться, рассказать о себе, начать беседу и закончить её, высказать свою точку зрения и т.д., опираясь на социальный опыт и модели, приобретённые в родной культуре [Высоких, 1999, с. 12].
Однако реализация системно-деятельностного подхода встречает здесь ряд сложностей. В первую очередь, знания, умения, навыки иноязычного общения формируются постепенно, а усложнение материала происходит циклично. Наряду с этим, формат практического или семинарского занятия (например, ограничение по времени) зачастую не позволяют реализовать от начальной до конечной стадии процесс создания «речевого продукта», проконтролировать его качество и эффективность в достижении цели, выявить зоны затруднения и выработать тактику их устранения. А ведь именно качественный, эффективный «Продукт» подтверждает качество целенаправленной деятельности и свидетельствует о сформированности компетентности, которая определяется как «знание в действии». Кроме того, в процессе обучения иноязычному общению формируется личность будущего преподавателя, который в своей профессиональной деятельности учителя иностранного языка столкнётся с необходимостью решать массу нестандартных задач, что требует активации не только
предметных и личностных результатов обучения, но также метапредметных связей, навыков и умений из разных областей знаний.
На наш взгляд, лучшим способом преодолеть указанные сложности, реализовать все этапы определённой деятельности и получить «продукт» являются внеаудиторные мероприятия на родном или иностранном языке. Они способствуют профессиональному творческому саморазвитию, которое, по мнению ряда авторов, становится необходимым качеством профессионала, развивать которое необходимо в вузе в процессе освоения студентом основной образовательной программы [Дегтерев, Балдина, 2013, с. 18-19]. Формат подобных мероприятий может быть различным: конкурсы, олимпиады, круглые столы и даже семинары, все они нацелены на получение определённого результата специфической в каждом случае деятельности - разработка проекта, сценария, выработка стратегии, презентация и т.д.
Кафедра французской филологии ИГЛУ имеет солидный опыт организации и проведения разноплановых внеаудиторных мероприятий для студентов разных уровней подготовки, который нам хотелось бы проанализировать и обобщить в данной публикации. Опыт внеурочной работы преподавателей с 2010 года реализуется в масштабном проекте «Неделя французского языка в ИГЛУ», который объединяет целую серию внеурочных мероприятий, направленных на реализацию деятельности в конкретной проблемной ситуации и получение образовательного продукта.
Начиная с 2010 года, фотоконкурс является одним из мероприятий «Недели французского языка в ИГЛУ», участниками которого являются студенты разных курсов и разных специальностей (не только будущие преподаватели), школьники. Каждый год для него выбирается новая тема, потенциальным участникам предлагается задание, из разряда нестандартных, для выполнения которого требуются разные навыки и умения. Так, в 2011 году участникам было предложено следующее задание: представить в виде фотографии собственное видение, фотоиллюстрацию к афоризмам французских мыслителей, писателей, учёных или французским пословицам. Участники могли выбрать афоризм или пословицу из списка на французском языке, составленного организаторами (Н.П. Степановой и А.Н. Башлыковой), в который вошли высказывания В. Гюго, А. де Сент-Экзюпери, М. Монтеня и других писателей, а также французские пословицы (всего - 12). По условиям конкурса участники могли предложить другой афоризм французского писателя (мыслителя) или французскую пословицу, указав в комментарии к фотографиям ссылку на источник, где были опубликованы или размещены афоризмы или пословицы.
Решение нестандартного задания фотоконкурса начинается для участника с изучения списка на французском языке и проектирования действий: замысел, выбор средств и/или помощников для его реализации. Участники могли использовать уже имеющиеся у них фотографии или новые, в том числе выполненные как постановочные. Первой возможностью воспользовались студенты старших курсов языковых специальностей (в том числе и будущие преподаватели), владеющие французским языком на достаточно высоком уровне, и, обла-
дающие широким культурным кругозором для того, чтобы предложить иной афоризм французского писателя (мыслителя) или иную французскую пословицу. Популярными среди школьников стали постановочные фотографии, выполненные как индивидуально, так и авторским коллективом.
«Продуктом» деятельности участников фотоконкурса явились фотографии, а также заполненные формуляры заявок. Результатом фотоконкурса стала фотовыставка «Вечные истины», которая была размещена в здании лингвистического университета, где авторы работ и посетители имели возможность проанализировать и оценить творчество авторов, успешность их замысла и реализации, проголосовав за понравившуюся работу и оставив комментарии.
Для фотоконкурса 2012 года участникам было предложено следующее: представить в виде фотографии собственное видение, фотоиллюстрацию в виде обложки к произведению французского писателя или афиши к фильму французского режиссера. Организаторы фотоконкурса (Н.П. Степанова и О.А. Саенко) подготовили список на французском языке из 12 художественных произведений и 12 кинофильмов. Участники имели возможность предложить фотоиллюстрацию к произведениям или к фильмам на свой выбор. Задание, по мнению участников, непростое, требует прочтения произведений французских писателей и знакомства с французскими фильмами. Большинство участников выбрали художественное произведение из списка и подали на конкурс фотографии, которые могли бы использоваться в качестве обложки печатного издания. Были представлены замечательные по замыслу и отличные по качеству постановочные фотографии. Популярностью пользовались следующие художественные произведения: «Кот в сапогах» Ш. Перро, «Вокруг света за 80 дней» Ж. Верна, «Красное и черное» Стендаля, «Утраченные иллюзии» О. де Бальзака, «Здравствуй, грусть» Ф. Саган, «Просто вместе» А. Гавальды. На фотовыставке под названием «Новый взгляд» авторы работ и посетители имели возможность сравнить авторские решения, оценить их замысел и реализацию, проголосовав за понравившуюся работу и оставив комментарии.
Анализ комментариев и пожеланий, оставленных посетителями выставок (2010, 2011, 2012 гг.), позволяет говорить о важности проводимого мероприятия, о необходимости предлагать нестандартные задания, которые вовлекали бы участников в деятельность, направленную на создание продукта, деятельность, предполагающую несколько этапов, начиная с замысла и заканчивая самоконтролем и контролем. Кроме того, конкурс данного формата является отличным средством, стимулирующим студента к самореализации собственных творческих способностей. Ведь в творчестве, как в любой деятельности, чтобы получить продукт, необходимо найти информацию, проанализировать её, сделать оригинальный вывод на основе знаний, компетенций, воображения и интуиции [Дегтерев, Балдина, 2013]. Но что особенно мотивирует студента к самообразованию и саморазвитию - это познание им собственных потенциальных возможностей и их творческую реализацию, создание качественно нового, не имеющего аналогов продукт, в нашем случае фотоиллюстрацию.
Рассмотрим мероприятие «Недели французского языка в ИГЛУ» иного формата, где предполагается не индивидуальное участие конкурсанта, а работа в группе.
Любое мероприятие, ориентированное на участие команд, подразумевает коллективную мыследеятельность. Участниками интеллектуальной игры «Знатоки Франции», которая впервые была проведена в 2012 г., стали студенты иркутских вузов (ИГЛУ, БГУЭП, ИГМУ), а также обучающиеся французскому языку Центра дополнительного образования. Формат проведения данного мероприятия - командный конкурс. Знание французского языка не являлось обязательным условием участия в данном мероприятии, достаточно было фоновых знаний о Франции, о культуре и традициях страны (французское кино, музыка, литература). Конкурс проводился в четыре тура: приветствие, разминка, домашнее задание и конкурс капитанов. Количество участников в команде было ограничено - 5 человек. Каждый из конкурсов предполагал распределение обязанностей участников, выбор определённых средств в представлении команд, реализацию их задумок, а также оценку работы соперников.
Два из четырёх туров готовились командами непосредственно до проведения игры: 1) приветствие и 2) домашнее задание. В первом туре команды презентовали себя. Участниками были предложены интересные решения. Презентации отразили не только специфику учебных заведений студентов, но и в то же время оригинальность выбранных форм приветствия, что показало разнообразие задумок команд. Так, были представлены следующие формы приветствий: разыгрывание сценок, в том числе и в стихах, представление презентаций, фильмов. Конкурсанты продемонстрировали не только «продукт» своей подготовки, но у них была возможность оценить результаты работы соперников, ведь время приветствия было ограничено (3 минуты), а участникам необходимо было обыграть название и девиз своих команд.
В первом и третьем турах (разминка и домашнее задание) игрокам необходимо было ответить на вопросы, предлагаемые организаторами игры (О.А. Саенко, И.В. Камнева), и задать вопросы, которые они готовили самостоятельно заранее. Участникам также удалось продемонстрировать достаточно широкий кругозор в рамках заданных тем. Вопросы были трудными, но познавательными. В этих двух турах особенно ярко проявилась коллективная мыследеятель-ность. За короткий период (1 минута) ребята должны были дать правильный ответ, предварительно обсудив несколько вариантов, взвесив каждый из них.
В организации интеллектуальной игры были задействованы студенты старших курсов ИГЛУ, будущие преподаватели французского языка. Они не только проводили сам конкурс, но и разработали викторину для команд-участниц. Студентам на практике пришлось испытать трудности в организации и проведении мероприятия, но благодаря этому они получили ценный опыт, который явился результатом их деятельности.
Таким образом, предложенный формат внеурочного мероприятия позволил вовлечь в деятельность разных участников. Несмотря на небольшие недочёты (конкурс проводился впервые), организаторы сумели выбрать правильные стра-
тегии для достижения поставленной цели, результатом чего явился совместный продукт - интеллектуальная игра.
При подготовке преподавателей иностранных языков особую значимость приобретает создание в образовательном процессе ситуаций, приближенных к будущей профессиональной деятельности, ситуаций, в которых будущие преподаватели активируют большей частью метапредметные знания и навыки.
В феврале 2013 года в рамках межсессионного заседания Межвузовской научно-практической лаборатории «Инновации в обучении языку и культуре» был проведён семинар для студентов 3-5 курсов факультета европейских языков, обучающихся по специальности «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур». Организаторы семинара (О.А. Саенко, И.Н. Кукушкина, Н.В. Хребтова, Н.П. Степанова) придерживались выполнения этапов, свойственных деятельности в целом: первый опыт/мотивация ^ выработка алгоритма действий ^ тренинг в применении ^ самоконтроль/самокоррекция ^ контроль ^ рефлексия. На семинар были приглашены все желающие, но откликнулись большей частью те студенты, у которых был опыт участия и/или проведения внеаудиторного мероприятия для школьников или студентов, те студенты, которые столкнулись на практике с трудностями в организации и проведении подобных мероприятий. Преподаватели, имеющие богатый опыт в данной сфере, сначала объяснили студентам алгоритм действий, а затем предложили студентам продумать мероприятие для «Недели иностранного языка» и разработать положение о его проведении, заполняя типовую форму с обязательными элементами. Для решения задания проблемного характера потребовалась и координация действий в группе, и совместная мыследеятельность при разработке концепции внеаудиторного мероприятия, и применение метапред-метных связей для определения целевой аудитории, формы и этапов проведения мероприятия, вида и характеристик конечного «продукта», предполагаемых видов деятельности, критериев оценивания, а также для формулирования задания и заполнения формы положения. Далее каждая творческая группа представила собственный проект, отвечая на вопросы и комментируя свои решения, что дало возможность для самоконтроля, контроля и рефлексии.
Как показывает опыт проведения семинара, студенты положительно относятся к идее подобных мероприятий, активно вовлекаются в деятельность, которая предполагает создание продукта в ситуации, приближенной к будущей профессиональной деятельности, приближенной к реальному применению полученных знаний, навыков и умений.
Итак, в современной образовательной среде меняется роль внеурочных воспитательных или научно-практических мероприятий. От модели «получение знаний»/«контроль знаний» мы переходим к модели «умения в дейст-вии»/«деятельностьОпродукт». При соблюдении определённых условий, а именно: чётко поставленные задачи, корректно подобранные стратегии для их решения - подобные мероприятия позволяют достичь главного - получить «продукт» деятельности.
Библиографический список
1. Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения [Текст] / А .Г. Асмолов // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 18-22.
2. Высоких, Е. В. Влияние родной культуры на иноязычное общение студентов: психолого-педагогический анализ [Текст] : автореф. дис. ... канд. псх. наук : 19.00.17 / Е. В. Высоких. - М., 1999. - 24 с.
3. Дегтерев, В. А. Творческое саморазвитие личности студента вуза [Текст] / В. А. Дегтерев, М. Ю. Балдина // Педагогическое образование в России : научное издание ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». - 2013. - № 2. - С. 18-21.
4. Серебренникова, Е. Ф. Аспекты аксиологического лингвистического анализа [Текст] / Е. Ф. Серебренникова // Лингвистика и аксиология: этносе-миометрия ценностных смыслов : коллективная монография / отв. ред. Л. Г. Викулова. - М. : Тезаурус, 2011. - С. 7-26.
5. Тоистева, О. С. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации [Текст] / О. С. Тоистева // Педагогическое образование в России : научное издание ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». - 2013. - № 2. - С. 198202.
Шумовская Альфия Г амировна
Старший преподаватель кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», Иркутск, Россия
УДК 37.012 ББК 74.04
ЭТАПЫ И СОДЕРЖАНИЕ МОНИТОРИНГА ФОРМИРОВАНИЯ
КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В
НАУЧНОМ СОТВОРЧЕСТВЕ
В данной статье автор описывает этапы и содержание мониторинга формирования креативной компетентности будущего педагога в научном сотворчестве, куда включены диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса. Автор дает определение термина «креативная компетентность будущего педагога» и приводит диагностический инструментарий по каждой составляющей формируемой компетентности.
Ключевые слова: креативная компетентность будущего педагога; научное сотворчество; мониторинг; диагностика; оценка; прогнозирование.
THE STAGES AND CONTENT OF THE CREATIVE COMPETENCE MONITORING OF A FUTURE TEACHER IN THE SCIENTIFIC CO-CREATION
The article deals with the stages and content of the monitoring of the creative competence of a future teacher in the scientific co-creation, which included diagnos-