Научная статья на тему 'О формах культурно-просветительской работы филологической кафедры в юридическом вузе'

О формах культурно-просветительской работы филологической кафедры в юридическом вузе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
106
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОЛОГИЯ / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ЧИТАТЕЛЬ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК / ЛИЧНОСТЬ / PHILOLOGY / CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES / READER / INFORMAL COMMUNICATION / OFFICIAL LANGUAGE / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фолимонов Сергей Станиславович

В статье рассматривается проблема организации и проведения внеаудиторных мероприятий по русскому языку в юридическом вузе. Особое внимание уделяется методическим рекомендациям, позволяющим эффективно решать сложные образовательные и воспитательные задачи, стоящие перед преподавателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Фолимонов Сергей Станиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT FORMS OF THE CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES ON THE PHILOLOGICAL DEPARTMENT AT LAW HIGH SCHOOL

The article deals with the problem of organization and conducting the extracurricular activities on the Russian language at law high school. Special attention is being paid to the methodological recommendations, that permit effectively solve the difficult educational and pedagogical objectives, facing the teachers.

Текст научной работы на тему «О формах культурно-просветительской работы филологической кафедры в юридическом вузе»

русское произношение, этот вариант является исключительно книжным. Он используется как стилистическое средство деловой письменности, со временем становится основным и прочно закрепляется в формулярной части правовых актов (духовных, жалованных, купчих и т.д.). Не только местоимение, но и вся конструкция в этих документах имеет явно церковное книжное происхождение: Се яз кнзь петръ дмитриевич пожаловал есмь игумена никона...(1423г.). Во имя wца и сна и стго дух се яз рабъ божи . иван княж юрьев сын патрекПевич . пишу грамоту дшевную...(до 1499 г.).

1 См.: Борковский В.И. Синтаксис древнерусских грамот (Простое предложение). Львов, 1949; Мейе А. Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков. М.; Л., 1938; Мейе А. Общеславянский язык. М., 1951; Хабургаев Г.А. Очерки исторической морфологии русского языка (Имена). М., 1990.

2 Мейе А. Общеславянский язык. М., 1951. С. 383.

3 См.: Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. М., 1990. С. 280.

4 Хабургаев ГА. Указ. раб. С. 218.

С.С. Фолимонов

О ФОРМАХ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЙ КАФЕДРЫ В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ

В статье рассматривается проблема организации и проведения внеаудиторных мероприятий по русскому языку в юридическом вузе. Особое внимание уделяется методическим рекомендациям, позволяющим эффективно решать сложные образовательные и воспитательные задачи, стоящие перед преподавателями.

Ключевые слова: филология, культурно-просветительская работа, читатель, неформальное общение, государственный язык, личность.

S.S. Folimonov

ABOUT FORMS OF THE CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES ON THE PHILOLOGICAL DEPARTMENT AT LAW HIGH SCHOOL

The article deals with the problem of organization and conducting the extracurricular activities on the Russian language at law high school. Special attention is being paid to the methodological recommendations, that permit effectively solve the difficult educational and pedagogical objectives, facing the teachers.

Keywords: philology, cultural and educational activities, reader, informal communication, official language, personality.

Миссия кафедры русского языка и культуры в юридическом вузе выходит далеко за рамки перечня требований, зафиксированных в Госстандарте. Филологическая составляющая любого типа образования в первую очередь нацелена на развитие и совершенствование личности, ее внутреннего мира, национальной самоидентификации, пробуждение и приращение духовности. Все чаще среди профессиональных юристов высказывается мнение, что подготовка юридиче-

© Фолимонов Сергей Станиславович, 2017

Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и культуры (Саратовская государствен-252 ная юридическая академия); e-mail: mtoga@mail.ru

ских кадров, основанная исключительно на формировании компетенций, накапливании профессиональных знаний, умений и навыков, при игнорировании морально-нравственного начала будущего специалиста, может в перспективе привести к серьезным проблемам. Незрелая личность с низкой степенью социальной ответственности, без идеалов и культурных скреп получит мощные инструменты для осуществления любых, в т.ч. преступных замыслов. Именно поэтому, размышляя о принципах формирования юридических кадров, выдающийся русский правовед А.Ф. Кони заметил: «На людях, призванных служить делу суда и управления, лежит нравственная обязанность перед родиной и перед русским народом охранить этот суд от порчи и способствовать его укоренению в русской жизни»1.

Сегодня на вопрос: «Почему вы выбрали профессию юриста?» — первокурсники бойко, заученно отвечают: «Потому что это одна из самых престижных профессий, позволяющая удобно устроиться в современном мире». Отношение к сфере права как к источнику безбедного существования известно давно. Доказательством тому служит целая галерея всемирно известных писателей, поэтов, деятелей культуры, которые, по настоянию родителей или по собственной воле, приобщились к миру права. Престиж и материальное благополучие, безусловно, весомые аргументы, но, выдвинутые на первый план, они нередко вытесняют более важные для формирования личности приоритеты — любовь к людям, стремление к справедливости, желание помочь обиженным. Русский язык и литература, вся русская культура нацелены на сохранение и приумножение человеческого в человеке. Однако современная средняя школа в России не использует этих потенциалов, напротив, у выпускников остается стойкое отвращение т к чтению, к самому понятию «художественная литература». Проведенные среди к

п

первокурсников опросы свидетельствуют о низкой читательской культуре, недо- а

т

статочно развитой технике чтения (учитывались скорость, глубина понимания с

к

и степень запоминания информации, а также навыки работы с письменным Г текстом), о скептическом отношении к культурному потенциалу отечественной д классики. Так, из 832 опрошенных более одного раза в неделю беллетристику т читают всего 20%. При этом к категории редко читающих себя относят 37%, н т.е. больше трети студентов. А если учесть, что словосочетание редко читающий | чаще всего синонимично словосочетанию не читающий никогда, то здесь есть д

над чем задуматься. с

к

Поскольку частотность обращения к художественной книге не может служить П показателем начитанности, дополнительно посредством опроса было выявлено |

е

количество полностью прочитанных книг за учебный год (10 мес.). Выяснилось, | что от 3 до 5 книг до конца прочли 37% из категории читающих более одного № раза в неделю и 10% — редко читающих респондентов. Уже метод простого сопо- 1 ставления данных позволяет сделать вывод, что даже средне читающие студенты ) рассматривают чтение беллетристики как механический, инерционный про- 77 цесс, действующий в силу сложившейся привычки. Проще говоря, реализуется принцип «пара-тройка страничек перед сном». Безусловно, такое чтение нельзя назвать полноценным и продуктивным. Ведь если одна книга читается 2-3 мес. (речь здесь не идет о филологическом чтении), то полностью утрачивается свежесть эмоционально-интеллектуальной реакции на произведение. Чтение превращается в некий культурный или, точнее, псевдокультурный ритуал. В этой 253

связи нельзя не вспомнить В. Пьецуха, напоминающего своим современникам, что «литература — это духовный опыт человечества в концентрированном виде и, стало быть, она существеннейшая присадка к генетическому коду разумного существа. Люди обязаны жить с оглядкой на литературу, как христиане на "Отче наш"»2.

С учетом сложившейся ситуации кафедрой русского языка и культуры Саратовской государственной юридической академии была сформулирована концепция культурно-просветительской работы со студентами, включающая культурологический компонент базового курса «Русский язык и культура речи», спецкурсов «Латинский язык» и «Правовая риторика», а также систему внеаудиторных мероприятий, направленных на пробуждение интереса к русской литературе и культуре, на развитие у будущих юристов творческих способностей.

Главным мероприятием, позволяющим наиболее полно реализовать принятую концепцию, стала Неделя русского языка. Хотя сама методическая идея предметной недели не нова, до недавнего времени эта форма не входила в арсенал воспитательных средств высшего учебного заведения. Однако ее насыщенность и компактность, культурно-просветительский потенциал, зрелищность, вовлечение в творческий процесс большого числа студентов делают предметную неделю не только приемлемым, но и необходимым элементом воспитательного процесса в современном вузе.

Остановимся подробнее на содержании предметной недели. Она традиционно включает в себя 6 мероприятий, позволяющих актуализировать различные виды творческой активности студентов: викторина по русскому языку и литературе, встреча с авторами студенческого литературного журнала, конкурс ораторов «Златоуст», интеллектуальная игра по русскому языку «У слова сила есть и власть», круглый стол «Экология языка, речи и информации в современной России», творческий вечер известного современного литератора. Порядок расположения мероприятий, безусловно, может быть иным. Предлагаемая в нашем случае последовательность определяется принципом постепенного усложнения творческих проектов.

Рассмотрим методику воплощения каждой из перечисленных идей.

Викторина по русскому языку и литературе — один из самых простых и широкоупотребительных игровых жанров. Однако, несмотря на свою популярность и кажущуюся простоту, он реализуется не в полной мере. Как правило, викторина включается в качестве составного компонента в более сложные, синтетические конструкции (интеллектуальные игры, практические и лекционные занятия). Между тем викторина может быть методически продуктивной и как самостоятельная форма, особенно если ее посвятить определенной теме или приурочить к литературному (шире — культурному) календарю. Упрощает задачу организатора то обстоятельство, что нет необходимости в предварительной подготовке. Студентам за 10 дней до викторины объявляется тема, производится отбор участников (в зависимости от общего количества первокурсников по 3-5 чел. от каждой группы). Викторина проходит в 3 этапа: отборочный тур, основная часть и финальное состязание. Отборочный тур удобнее проводить в тестовой форме. Рынок предлагает немало многофункциональных и простых в использовании компьютерных программ, позволяющих оптимизировать труд

преподавателя, а сам процесс отбора сделать более интересным и современным. Одной из самых эффективных в этом ряду информационных продуктов является программа « Ispring. Quiz Maker»3. Она интуитивно понятна, обладает большим потенциалом, встраивается в приложение «Power Point», предоставляет возможность конвертации в формат HTML, exe и swf. Последнее обстоятельство весьма существенно. Готовый тест можно выложить на вузовском (или персональном) сайте и отслеживать результат через компьютер. Время прохождения теста, а также регистрация тестирующегося заложены в программе. Для отборочного тура могут быть предложены следующие вопросы:

1. Июль в Древнем Риме назывался квинтилиусом, поскольку был пятым месяцем в году. В 44 г. до н.э. его переименовали в юлиус в честь Юлия Цезаря. Однако на Руси у июля имелось свое название. Какое? (горешник, липец, седмик, серпан).

2. Фразеологическое выражение «злачное место» чаще всего употребляется в значении «место пьянства и разврата». Каков его первоначальный смысл? (спокойное, всем изобильное место; место погребения самоубийц; земля с богатыми залежами золота; место, где вдоволь хлеба).

3. Его называют «скальдом переходного времени». К нему прислушиваются, его ругают, его боготворят. Ему принадлежат знаменитые (хотя и не всегда приличные) афоризмы. Это он сказал в одном из своих романов, что конец света будет простой телепередачей (3. Прилепин, А. Иванов, В. Пелевин, А. Слаповский).

Чтобы участники смогли проникнуться атмосферой игры, полностью раскрепоститься, очень важно избегать академических формулировок вопросов.

Большой интерес вызывает у студентов жанр литературного интернет-журнала. Его идеей, заключенной в самом названии, может стать «Триолет». Будучи традиционной строфической формой романской поэзии, триолет, несмотря на свою строгую алгоритмизацию, продемонстрировал не только феномен долгожительства, но и большой творческий потенциал, способность, сохраняя культурную традицию, наполняться современным содержанием. Творческий проект такого типа позволит органично соединить поэзию, прозу, публицистику, живопись, музыку и кино. Немаловажную роль играет интерактивность журнала: работы молодых авторов можно комментировать, вступать с ними в диалог. На предметной неделе проводится встреча с начинающими писателями и поэтами в форме живой, непринужденной беседы. Безусловно, чтобы создать нужную атмосферу, необходимо подготовить к встрече не только авторов, но и читателей. Результативным будет создание творческой микрогруппы. Она составит вопросы по опубликованным произведениям, станет катализатором общения. Продуктивным видится также выступление критика (консультирование студента, взявшего на себя эту функцию, нужно провести особенно тщательно: критический обзор должен быть тактичным и в то же время объективным). На встрече читаются отрывки из произведений, обсуждаются перспективы развития интернет-проекта, вручается приз зрительских симпатий (голосование проводится на сайте). На встрече «триолетовцев» подводятся итоги тематических литературных конкурсов «Проба пера», «Заметки первокурсника», «В свободном полете», которые проходят в течение 6 предшествующих месяцев.

Одно из самых ярких групповых мероприятий Недели — интеллектуальная игра по русскому языку «У слова сила есть и власть». В качестве ее жанровой основы использован языковой КВН, позволяющий при творческом подходе решить целый комплекс воспитательных и развивающих задач (навыки работы в команде, умение брать на себя функции лидера, чувство ответственности перед коллективом, ассоциативное мышление, расширение кругозора, развитие языковой интуиции, повышение общей и профессиональной коммуникативной культуры). Команды за 10-14 дней до игры получают два домашних задания: снять короткий ролик, представляющий игроков зрителям, и подготовить небольшую инсценировку судебного процесса. Обязательными элементами ролика считаются: культурологически ориентированное название команды, в тематическом плане связанное со сферой права, и его мотивировка, а также девиз, раскрывающий соревновательную идею. Главные критерии при оценке данного конкурса — объем и глубина используемого культурного материала, его оригинальность.

Второе задание творчески более сложное. Командам предстоит самостоятельно найти или придумать фабулу судебного дела с таким расчетом, чтобы она могла произвести впечатление на публику, продумать образ каждого участника судебного действа, написать диалоги и монологи, осуществить постановку спектакля. Как правило, фабулы делятся на три основных типа: переработанные из классических художественных или фольклорных произведений (наиболее продуктивен в этом плане жанр народной сказки), взятые из громких судебных й дел прошлых лет, заимствованные из знаменитых кинофильмов и сериалов. Пол. скольку сочинение фабулы с нуля под силу далеко не каждому студенту-юристу, 5. нецелесообразно использовать такой вариант, чтобы не ставить команды изна-2 чально в неравные условия. Оценивая это трудоемкое задание, следует учиты-| вать юридический аспект (для его оценки приглашаются старшекурсники или | аспиранты), уровень речевой грамотности, ораторское мастерство (выступления >| прокурора и адвоката), зрелищность.

| Без предварительной подготовки проводятся три конкурса: «Разминка», «По-

| ворачивай стиль» и «Скрижаль народной мудрости». Однако, учитывая ограни® ченные фоновые знания участников, имеет смысл заранее очертить круг тем, | которые предполагается включить в игру. В противном случае может возникнуть | ситуация, когда ни одна из команд не справится с предложенным заданием, а | это уже расценивается как серьезный методический просчет организаторов. >1 «Разминка» состоит из двух частей: «Узнай норму!» и «Скованные одной це-

I пью». В первом проверяется, насколько свободно игрок ориентируется в нормах | русского литературного языка. Из трех предложенных слов (или словосочетаний) I он должен выбрать «лишнее», на его взгляд, и объяснить свой выбор. Каждой из

I

§ соревнующихся сторон предлагается по 5 таких комплексов. Во втором — опре-

т

деляется уровень ассоциативного мышления. Три предложенных фотографии студент должен соединить логической цепочкой, не забывая об оригинальности. В конкурсе «Поворачивай стиль» командам необходимо в чем-либо убедить или разубедить собеседника, используя для этого средства определенного стиля (научного — чтобы убедить бросить курить, официально-делового — чтобы призвать 256 к соблюдению авторских прав). «Скрижаль народной мудрости» — своего рода

метафора огромной кирпичной стены, где люди оставляют свои афоризмы. В нашем случае афоризмы нужно сначала угадать. Материалом для угадывания служат картинки (фотографии), наталкивающие на правильный ответ. Например, репродукция картины «Масленица» (или фотографии современной реконструкции этого праздника) должны навести на мысль о фразеологизме «На хромой козе не подъедешь».

Как видим, предметная неделя в контексте внеаудиторной культурно-просветительской работы в юридическом вузе открывает большие возможности для развития интереса к русскому языку и речевой культуре, воспитания у студентов профессионально значимых личностных качеств, пробуждения осознанного интереса к проблемам отечественной литературы.

1 Кони А.Ф. Собр. соч.: в 8 т. Т. 4. М., 1967. С. 68.

2 Пьецух В.А. Новая московская философия. М., 1989. С. 121.

3 Ispring. URL: http://www.ispring.ru/articles/creating-elearning-courses-using-ispring-suite.html (дата обращения: 07.12.2015).

ГО

П> О

ТЗ

ш —

О го о

X

О Sc

О о

д

ш тз

0 —I

го П>

1 I О Sc

5

тз

S Ja S

X ф

о

X

о

Sc а ж ш Ja

Ф §

ю М

)

2 О 7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.