Научная статья на тему 'Деятельность Правительства Российской империи по развитию капиталистических отношений на рубеже XIX-XX столетий'

Деятельность Правительства Российской империи по развитию капиталистических отношений на рубеже XIX-XX столетий Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
322
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / "БАНКЕТНАЯ КАМПАНИЯ" / ЛИБЕРАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ И РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ПАРТИИ / АГРАРНАЯ РЕФОРМА / ZEMSTVO MOVEMENT / 'BANQUET CAMPAIGN' / LIBERAL-DEMOCRATIC AND REVOLUTIONARY PARTIES / AGRARIAN REFORM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Батюк Любовь Ивановна

Статья посвящена детальному анализу внутренней политики начала XX столетия, процессу организационного оформления либеральных партий, их программ, принятию законодательства по ограничению власти самодержавия и решению феодальных пережитков. Показано бедственное социальное положение рабочих и крестьян, возникновение легальной оппозиции самодержавию со стороны земств, промышленной и финансовой буржуазии. Основное содержание работы акцентировано на многочисленных мерах, принятых правительством и утвержденных императором. Обосновываются мероприятия по созданию законодательной и исполнительной ветвей государственной власти, принятию основных законодательных актов по превращению Российской империи по форме правления в конституционную монархию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with detail analysis of home policy at the early 20-th century, the process of organizational building of liberal parties, their programs, adoption of legislation on restricting the power of autocracy and elimination of feudal survivals. The article shows the disastrous social state of workers and peasants, formation of legal opposition to autocracy on the part of Zemstvo, industrial and finance bourgeoisie. The article focuses on numerous steps taken by the government and approved by the emperor. Steps aimed at creation of legislative and executive branches of state power, adoption of key legislative acts, which targeted at restructuring the Russian Empire into Constitutional monarchy are substantiated.

Текст научной работы на тему «Деятельность Правительства Российской империи по развитию капиталистических отношений на рубеже XIX-XX столетий»

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ПО РАЗВИТИЮ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА РУБЕЖЕ XIX-XX СТОЛЕТИЙ

Батюк Любовь Ивановна

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: l.batuk@mail.ru

Статья посвящена детальному анализу внутренней политики начала XX столетия, процессу организационного оформления либеральных партий, их программ, принятию законодательства по ограничению власти самодержавия и решению феодальных пережитков. Показано бедственное социальное положение рабочих и крестьян, возникновение легальной оппозиции самодержавию со стороны земств, промышленной и финансовой буржуазии. Основное содержание работы акцентировано на многочисленных мерах, принятых правительством и утвержденных императором. Обосновываются мероприятия по созданию законодательной и исполнительной ветвей государственной власти, принятию основных законодательных актов по превращению Российской империи по форме правления в конституционную монархию.

Ключевые слова: земское движение, «банкетная кампания», либерально-демократические и революционные партии, аграрная реформа.

STEPS OF THE RUSSIAN EMPIRE GOVERNMENT AIMED AT DEVELOPMENT OF CAPITALIST RELATIONS ON THE TURN OF THE 19th - 20th CENTURY

Batyuk, Liubov I.

PhD, Assistant Professor of the Department for History and Philosophy of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: l.batuk@mail.ru

The article deals with detail analysis of home policy at the early 20-th century, the process of organizational building of liberal parties, their programs, adoption of legislation on restricting the power of autocracy and elimination of feudal survivals. The article shows the disastrous social state of workers and peasants, formation of legal opposition to autocracy on the part of Zemstvo, industrial and finance bourgeoisie. The article focuses on numerous steps taken by the government and approved by the emperor. Steps aimed at creation of legislative and

executive branches of state power, adoption of key legislative acts, which targeted at restructuring the Russian Empire into Constitutional monarchy are substantiated. Keywords: Zemstvo movement, 'banquet campaign', liberal-democratic and revolutionary parties, agrarian reform.

В середине XIX в. экономическое и социально-политическое развитие Российской империи отличалось большим своеобразием. С 1880-х гг. правительство стало активно проводить политику индустриализации страны. В 1890-х гг. особенно высокими темпами развивалось промышленное производство и железнодорожное строительство. Только за десять лет (1892-1902) в стране было построено 27 тыс. километров железнодорожной сети, в том числе Транссибирская магистраль, связавшая Среднюю Азию с европейской частью страны.

Политика индустриализации в основном проводилась за счет привлечения иностранного капитала в виде инвестиций и правительственных займов, протекционистской таможенной политики, защищавшей отечественных производителей на внутреннем рынке от западных конкурентов, а также стимулирования российского экспорта. Кроме этих позиций в стране велось накопление внутренних ресурсов за счет повышения косвенных налогов на спирт, сахар, нефть, табак, хлопок, чай, спички; государственной монополии на производство и продажу водки и государственных облигаций европейским странам на фондовых рынках.

С 1892 г. в течение десяти лет Россия должна была догнать более развитые страны Европы и занять прочные позиции на международном рынке. Для удовлетворения потребностей в промышленных товарах страна ежегодно экспортировала около 100 тыс. тонн зерна и огромное количество другого продовольствия. Государственный бюджет был поднят с одного до двух миллиардов рублей, что позволило вкладывать больше средств на перевооружение армии, усиление военного флота, на строительство Сибирской железной дороги, одного из

участков Транссибирской магистрали, и делать крупные затраты на Дальнем Востоке, необходимые стране после аренды нами Порт-Артура.

Введение пониженного пассажирского тарифа, особенно на дальних расстояниях, значительно усилило пассажирское движение по железным дорогам, что было выгодно как для торговых сделок и расчетов, так и для увеличения доходов казны.

На рубеже XIX-XX вв. экономико-политическое развитие России вступило в капиталистическую стадию. Индустриализация в стране обусловила значительный рост численности рабочих и усиление их эксплуатации. Рабочий класс качественно менялся, осознавая свои интересы и требуя их защиты. Вновь был разрешен детский труд начиная с десятилетнего возраста, а также ночной труд женщин.

Вместе с тем увеличилось число забастовок на фабриках и заводах (только в 1901 г. их было 120). Правительство стремилось воздействовать на зарождавшееся рабочее движение и пыталось задушить всякую оппозицию силовыми методами.

Главной мерой по умиротворению рабочих было создание под надзором полиции легальных рабочих организаций, члены которых могли решать некоторые текущие вопросы, а также конфликты с предпринимателями через посредничество властей. Так, в крупных промышленных городах по инициативе начальника Московского охранного отделения С. В. Зуба-това в 1901-1902 гг. при предприятиях стали создаваться союзы фабрично-заводских рабочих. Такие союзы должны были отвлекать рабочих от борьбы за свои права, препятствовать распространению влияния оппозиционно настроенных групп (народников, социалистов, эсеров) и в то же

время способствовать улучшению положения населения.

С конца XIX в. в стране начались студенческие волнения, забастовки, носившие антиправительственный характер. Правительство издало Временные правила о студенческих учреждениях, позволявшие за участие в беспорядках отдавать студентов в солдаты, тем самым армия была низведена на положение исправительных арестантских рот, что противоречило основной идее всеобщей воинской повинности (военная реформа 1874 г.). Эти меры своей цели не достигли. В стране начался новый период террора и политических покушений на министров, губернаторов и других представителей власти.

Крайне тяжелая ситуация была в деревне. Для крестьянства непосильный налог на хлеб вылился в голод, так как для получения валюты государство увеличило экспорт зерна. По официальным данным только в зиму 1900-1901 гг. голодали 42 млн человек.

В России с ее огромной территорией, со многими феодальными пережитками и устойчивыми консервативными традициями необходимо было проводить модернизацию. Перед правительством возникла проблема правового регулирования и обновления всех сфер жизни - от экономики до государственного строя.

Ситуация преобразований осложнялась тем обстоятельством, что экономическая и социально-политическая структура страны имела ряд элементов прошлого: неурегулированность трудовых отношений в рабочем законодательстве, помещичье землевладение, ряд проблем в аграрном вопросе. Серьезные противоречия были также в социальной, национальной, религиозной и политической сферах. Все эти нерешенные вопросы готовили почву для коренных преобразований в обществе.

В начале XX в. в стране нарастала социальная напряженность. На базе нескольких групп и кружков неонародников сложилась партия социал-революционеров (эсеров). Эсеры полагали, что обществу необ-

ходима социальная революция, главной движущей силой которой будет крестьянство. Как и ранее народовольцы, они призывали к политическому террору и создали «боевую организацию», которая покушалась на высших государственных лиц.

С изданием газеты «Искра» (Женева, 1900) стала оформляться социал-демократическая партия. Редакция газеты устанавливала контакты с различными кружками и группами единомышленников в России и за рубежом. Методами своей борьбы социал-демократы считали пропаганду, агитацию и организацию рабочих стачек и демонстраций.

Российское общество оказалось между двух огней. С одной стороны, оно не могло и не хотело сочувствовать социал-революционерам и социал-демократам, но и выступить открыто против них также не решалось, опасаясь всесилия правительства. В результате либерально-буржуазные круги бессознательно оказывали моральную поддержку террору, который не замедлил показать свою силу.

Правительство в ответ на оппозиционные партии стало создавать свои консервативно-охранительные организации. В противовес антиправительственным движениям в Петербурге был создан националистический кружок «Русское собрание», почетным членом которого стал министр внутренних дел В. К. Плеве.

Разразившийся мировой кризис в 19001903 гг. привел к падению производства и ухудшению положения рабочих и крестьян. В стране наступил период затяжной депрессии. Весной 1902 г. начались крестьянские волнения, обусловленные еще и неурожайным 1903 г. Не достигнув цели силового подавления беспорядков в городе и на селе, правительство создало «Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности», к работе которого были привлечены общественные деятели и научные кадры. На политическую арену вышли новые слои населения - промышленная и финансовая буржуазия, занявшая ведущее положение в экономической сфе-

ре. Крепнущая российская буржуазия стала претендовать на политическую роль в обществе. Формирование рынка товаров и развитие товарно-денежных отношений требовали перестройки политической и государственной систем. Руководители губернских земств требовали от царя создания представительных учреждений.

Летом 1902 г. состоялся нелегальный съезд председателей земств, который выработал программу либеральных реформ. В 1903 г. был создан Союз земцев-конституционалистов, который подверг резкой критике систему самодержавной власти и требовал широких политических прав и свобод населению. В ответ на требования земцев в феврале 1903 г. был издан царский манифест «О предначертаниях и усовершенствовании государственного порядка». В нем были рассмотрены некоторые вопросы по изменению законодательства о крестьянах (уравнение их с другими сословиями), о расширении прав органов земского и городского самоуправления, самостоятельности судов и введении государственного страхования рабочих [3. -С. 211]. Вместе с тем в манифесте были отвергнуты притязания земцев на вхождение их в Государственный совет, члены которого не доверяли им, боясь, как бы рост земских учреждений не нанес ущерба самодержавной власти.

В ноябре 1904 г. состоялся Всероссийский съезд представителей губернских земских управ и земских деятелей под названием «Частное совещание земских деятелей». Съезд принял решение о необходимости введения в России свобод, парламента и народного представительства с решающим голосом в законодательной власти. Председатель Совета Министров С. Ю. Витте был убежден, что развитие всесословного представительства в делах местного самоуправления рано или поздно неизбежно приведет к непосредственному участию представителей земцев в законодательстве и в высшем государственном управлении.

Указом от 12 декабря 1904 г. «Политика доверия к общественным силам» импера-

тор Николай II, оставляя незыблемым Свод законов Российской империи, возложил на Кабинет министров задачу объединить статьи о крестьянах с общим законодательством империи и предоставить земским и городским учреждениям возможность участвовать в благоустройстве городов и сел, уравнять перед судом лица всех состояний, пересмотреть исключительные законоположения, вызванные борьбой с террором, проявить веротерпимость в делах веры и облегчить положение печати.

С осени 1904 г. в связи с призывом на фронт возобновились стачки и волнения среди населения. Начавшаяся Русско-японская война 1904-1905 гг. окончательно обострила назревшие в стране проблемы. Поражение русской армии и гибель флота еще более накалили обстановку. Военные потери страны составили 400 тыс. человек. На войну Россия затратила 2,3 млрд рублей. Финансирование шло за счет государственного долга и привело к расстройству финансовой системы, увеличению инфляции и росту налогов [1. - С. 8-9].

Опираясь на движение земцев-конституционалистов и демократическую интеллигенцию, в стране стало организационно-политически оформляться либеральное движение. Нелегальное политическое движение «Союз освобождения» организовало «банкетную кампанию». В столицах устраивались собрания под видом банкетов, на которых представители либеральной оппозиции произносили речи в виде тостов о необходимости введения свобод и конституции, принимали резолюции, ходатайствуя о проведении политических реформ. Таким образом, либеральное движение также вступило в конфликт с царским режимом.

Январь 1905 г. характеризуется ходом волнений и забастовок на заводах Петербурга. Рабочих Путиловского завода поддержали рабочие других предприятий, и 8 января более 110 тыс. человек участвовали в стачке. У многих бастующих появилась мысль о проведении демонстрации с целью вручения царю рабочего коллек-

тивного прошения. Инициатива передачи петиции принадлежала собранию фабрично-заводских рабочих.

Мирная демонстрация во главе со священником Гапоном 9 января подошла к Зимнему дворцу для подачи прошения царю. Власти приняли решение подавить беспорядки силой. У Дворцовой площади шествие рабочих было расстреляно. 9 января 1905 г. вошло в историю России как Кровавое воскресенье и стало началом первой русской революции. Рабочие выступали с политическими требованиями, крестьяне громили имения своих помещиков. В феврале был убит московский губернатор, сын Александра II, великий князь Сергей Александрович.

Масштабы протеста вынудили правительство пойти на уступки. В столице были опубликованы два акта: Указ, разрешающий населению подавать проекты об усовершенствовании государственного устройства, и Манифест, утверждающий незыблемость самодержавия. Кабинету министров предписывалось принимать и рассматривать любые проекты реформ.

Министру внутренних дел А. Г. Булы-гину царь направил рескрипт, в котором было предписано привлекать народных представителей к участию в предварительном обсуждении и разработке законодательных предложений, но при условии не затрагивать положения Свода законов Российской империи. В мае 1905 г. булы-гинская комиссия предложила проект нового представительного законосовещательного органа - Государственной думы, однако многочисленные акты протеста в народе содействовали выработке новых принципов ее формирования.

Итогом политики самодержавия стал Манифест 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка». Изданный правовой документ давал русскому обществу надежду мирным путем через представителей Государственной думы решать насущные проблемы страны и тем самым способствовать его успокоению. По Манифесту, Государственной думе был

дан исключительный статус законодательного органа Российской империи. В стране началось формирование конституционной монархии.

Русским подданным были предоставлены гражданские свободы: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, а также свобода собраний и союзов. Расширился круг избирателей путем предоставления права голоса рабочим и обещания дальнейшего развития общего избирательного права на выборах в Государственную думу. Был создан общественный контроль выборных от народа, который имел право надзора за действиями исполнительных властей.

19 октября 1905 г. на основе Указа царя «О мерах к укреплению единства и деятельности министерств и управлений» был учрежден объединенный правительственный орган - Совет Министров во главе с премьер-министром, что послужило началом оформления исполнительной ветви государственной власти. Однако экономический кризис и поражение в войне с Японией вызвали в России нарастание революционной ситуации, и правительство отказалось от ряда уступок, сделанных в ходе революции. В декабре 1905 г. вооруженное восстание было подавлено правительственными войсками в Москве.

После принятия Манифеста 17 октября в политической сфере страны начался процесс организационного легального оформления либерально-демократических партий. В октябре 1905 г. была провозглашена конституционно-демократическая партия (партия кадетов), а в ноябре 1905 г. создана другая либеральная партия - «Союз 17 октября» (партия октябристов). Это были две самые многочисленные партии либерального направления.

Лидером и идеологом партии кадетов был П. Н. Милюков. Главным методом своей работы кадеты считали легальную борьбу за политические свободы через Государственную думу. Их политическим идеалом была парламентская монархия. Социальный состав партии октябристов

был далеко не однороден. С 1906 г. лидером и главой партии октябристов стал российский политический деятель А. И. Гучков, будущий председатель III Государственной думы.

Целью своей деятельности октябристы считали оказание содействия правительству, идущему по пути реформ, направленных на обновление общественного строя. Их политическая программа носила консервативный характер. Выступая против парламентаризма, они отстаивали принцип наследственной конституционной монархии с законосовещательной Государственной думой.

Вторым направлением политических партий был правительственный консервативный лагерь, противостоявший либерально-демократическому лагерю. В ноябре 1905 г. возникла главная помещичье-монархическая партия «Союз русского народа». Император назвал ее «надежной опорой законности и порядка в отечестве нашем».

Представители консервативных кругов, защищая существующий порядок, выступали с резкой критикой либерально-демократических преобразований, видя в них угрозу для самодержавного строя в России, а революционные действия они оценивали как начало политического хаоса и гражданской войны в стране [4. - С. 123].

Третьим направлением политических партий был революционно-демократический лагерь. Это направление представляли такие партии, как Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) и Партия социал-революционеров (эсеры).

Провозглашение партии РСДРП состоялось на I съезде в 1898 г. в Минске. В 1903 г. на II съезде партии (Лондон, Брюссель) были приняты ее Устав и Программа - минимум и максимум. На этом же съезде по идейным взглядам произошло ее разделение на большевиков во главе с В. И. Лениным и меньшевиков во главе с Ю. О. Мартовым.

Партия эсеров была создана в 1901 г. из разрозненных народнических групп с раз-

личными политическими идеями. Одним из основателей и руководителей радикального направления партии был народник Г. А. Гершуни, а с 1903 г. - российский революционер Е. Ф. Азеф. В 1906 г. в связи с отсутствием внутреннего единства партии она раскололась на Партию народных социалистов и Партию социал-революционеров (максималистов) [2. - С. 12].

В феврале 1906 г. правительством было принято новое Положение о Государственном совете, который был реформирован и стал верхней палатой парламента. Законодательная власть закреплялась за Государственной думой и Государственным советом.

23 апреля 1906 г. в России вступили в силу Основные государственные законы, утвержденные Николаем II. Изменения в законах могли осуществляться только по инициативе императора, так как верховная самодержавная власть и власть управления «во всем объеме» в стране принадлежали императору. Законодательную власть царь осуществлял «в единении» с Государственной думой и Государственным советом. Все новые законы могли вступать в силу только с согласования обеих палат и утверждения императором [5. - С. 43-51].

С открытием I Государственной думы 27 апреля 1906 г. либеральные силы, сгруппировавшиеся вокруг представителей земских учреждений и кадетской партии в Думе, настаивали на создании парламентского правления с широкими правомочиями. I Дума просуществовала всего 72 дня [3. - С. 216].

Третьего июня 1907 г. правительство совершило противоправный акт, распустив II Государственную думу (просуществовала 103 дня), обвинив ее представителей в подготовке государственного переворота. Разгон II Думы не противоречил законодательству, но Указ об изменении избирательного закона от 3 июня 1907 г. нарушил Основные государственные законы, так как отставка Думы была принята без согласия парламента. Эту ситуацию в политической истории принято называть Третьеиюнь-

ским переворотом, который положил конец буржуазно-демократической революции 1905-1907 гг. Правительство выполнило свои социально-политические задачи -сохранено самодержавие и предотвращена новая революция.

В апреле 1905 г. вышел Указ «О даровании населению облегчений по уплате долгов». В мае этого же года был издан Указ «Об учреждении Комитета по земельным делам в составе Главного управления землеустройства и земледелия». Функции Комитета заключались в общем руководстве земельными делами, кредитами и заслушиванием отчетов земельных банков.

В октябре 1905 г. было образовано Министерство торговли и промышленности, в обязанности которого входило управление казенной промышленностью и торговлей. Ему были переданы дела о купеческих обществах и ремесленных управах.

В ноябре 1905 г. с разрешения Министерства финансов императором был провозглашен Манифест «Об улучшении благочиния и облегчении положения крестьянского населения». Крестьянские задолженности были погашены за счет ранее поступивших в банк выкупных платежей [5. - С. 45-46].

Аграрный вопрос, занимавший центральное место во внутренней политике государства, не утратил своей остроты и после реформ. Совет Министров во главе с П. А. Столыпиным понимал, что без развития сельского хозяйства Россия не может развиваться как великая держава. В стране необходимо было иметь «крепкое, проникнутое идеей собственности, богатое крестьянство», которое, по словам премьер-министра, «служит везде лучшим оплотом порядка и спокойствия» [5. - С. 77-80].

Началу аграрной реформы послужил Указ Правительствующему Сенату о дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования от 9 ноября 1906 г. Проводя эту реформу, правительство стремилось не затронуть интересы помещиков, так как крупное и

среднее дворянское землевладение составляло наиболее надежную опору самодержавия. Основной целью реформы было разрушение сельской общины и наделение крестьян наделами земли, на которых они ранее работали. Эти меры способствовали разрядке социальной обстановки в центре страны.

В августе 1906 г. Указом «О предназначении казенных земель к продаже для расширения крестьянского землепользования» землеустроительные комиссии установили цену выкупа по средней рыночной стоимости. В сентябре этого же года вышел Указ «О передаче кабинетных земель в распоряжение Главного управления земледелия и землеустройства для образования переселенческих участков». В стране началось переселение малоземельных крестьян из центральной России, не способных создавать свои хуторские хозяйства или отрубы, на земли Казахстана, Средней Азии, Сибири и Северного Кавказа.

В октябре 1906 г. был принят Указ «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных сословий». Безземельные крестьяне могли без согласия схода общины выходить из общины и получили право вступать в другие сельские общества. При поступлении на службу или учебу за ними было закреплено право оставаться в рядах сельской общины. Крестьяне также могли свободно выбирать себе место жительства, и полицейские органы должны прописывать их по месту промысла или нахождения собственности.

Указ премьер-министра С. Ю. Столыпина от 9 ноября 1906 г. также предоставил свободный порядок выхода крестьян из общины и закреплял за ними наделы в собственность. За крестьянином оставались те участки общинной земли, которые находились в его пользовании с момента последнего передела. Финансирование крестьянской реформы обеспечивал Указ «О выдаче Крестьянским поземельным банком ссуд под залог надельных земель». Залог также разрешался под ссуды Гос-

банка. Его услугами могли пользоваться как отдельные владельцы подворных наделов, так и сельские общины.

В 1910 г. III Государственной думой был принят закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском земледелии», который закреплял за крестьянами право выделять свои наделы в наследование родственникам. В мае 1911 г. законом «О землеустройстве» чересполосица крестьянских наделов могла быть ликвидирована по необходимости без согласия властей. В 1913 г. Уставом «О промышленном труде» были определены некото-

рые положения о найме работников на промышленные предприятия, а также о труде наемных работников и их правах.

Указанные преобразования привели к тому, что к 1913 г. страна стала самым крупным производителем сельскохозяйственной продукции. По росту промышленного производства она обогнала Великобританию и США. Золотой запас стал самым большим в мире.

Таким образом, на рубеже XIX-XX столетий в стране произошли значительные изменения в экономической и социально-политической жизни общества.

Список литературы

1. Батюк Л. И. Внешняя политика Российской империи накануне I Мировой войны / / Гуманитарные науки в современном образовании: проблемы, решения, перспективы развития : сборник научных трудов. - М., 2014. - С. 8-11.

2. Егоров С. Ю. Россия в Первой мировой войне: уроки истории // Международная торговля и торговая политика. - 2014. - № 7-8 (87). - С. 5-15.

3. Завражин А. В. Развитие политического мировоззрения общества в условиях деятельности Государственной Думы (1906-1917 гг.) России // Социально-гуманитарные знания. - 2014. - № 6. - С. 210-223.

4. Корнилова И. М., Рузанов С. А. Ученые Плехановки и их роль в истории Российской государственности / / Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2014. - № 10 (76). - С. 121-132.

References

1. Batyuk L. I. Vneshnyaya politika Rossiyskoy imperii nakanune I Mirovoy voyny [Foreign Policy of the Russian Empire on the Eve of World War 1]. Gumanitarnye nauki v sovremennom obrazovanii: problemy, resheniya, perspektivy razvitiya, sbornik nauchnykh trudov [Arts in Current Education: Problems, Decisions, Prospects of Development: collection of works]. Moscow, 2014, pp. 8-11. (In Russ.).

2. Egorov S. Yu. Rossiya v Pervoy mirovoy voyne: uroki istorii [Russia in World War 1: Lessons of History]. Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika [International Trade and Trade Policy], 2014, No. 7-8 (87), pp. 5-15. (In Russ.).

3. Zavrazhin A. V. Razvitie politicheskogo mirovozzreniya obshchestva v usloviyakh deyatel'nosti Gosudarstvennoy Dumy (1906-1917 gg.) Rossii [The Development of Political World-Outlook in Conditions of State Duma Functioning in Russia]. Sotcial'no-gumanitarnye znaniya [Social and Arts Knowledge], 2014, No. 6, pp. 210-223. (In Russ.).

4. Kornilova I. M., Ruzanov S. A. Uchenye Plekhanovki i ikh rol' v istorii Rossiyskoy gosudarstvennosti [Academics of the Plekhanov University and their Role in History of Russian State System]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2014, No. 10 (76), pp. 121-132. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.