Научная статья на тему 'Деятельность полиции по надзору за торговыми и питейными заведениями в России в XVIII-XIX веках'

Деятельность полиции по надзору за торговыми и питейными заведениями в России в XVIII-XIX веках Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
575
816
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность полиции по надзору за торговыми и питейными заведениями в России в XVIII-XIX веках»

Е.П. Колодеев

Колодеев Евгений Петрович — адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин Нижегородской академии МВД России

Деятельность полиции по надзору за торговыми и питейными заведениями в России в XVIII—XIX веках

Начало XVIII столетия явилось периодом великих преобразований в Русском государстве, благодаря которым Россия превратилась в сильную державу. Осознавая безжизненность и несостоятельность старого правления, Петр I произвел полную реформу государственного аппарата. В указанное время происходит формирование законодательных основ полицейского права. Появляется термин «полиция». Под полицией стали понимать управление внутренними делами, то есть в сфере безопасности и в области благосостояния1.

В стране начинают проводиться полицейские реформы. Были установлены общие функции полицейских органов, исходя из которых стали появляться надзорные функции полиции.

Согласно словарю В.И. Даля, надзор над кем, над чем — иметь надзор, присмотр; насматривать, наблюдать, наглядывать2.

В XVIII—XIX веках в России полицейский надзор существовал в двух видах, общий надзор полиции и специальный полицейский надзор. Каждый из них подразделялся еще на несколько подвидов. Общий надзор полиции являлся надзором за деятельностью различныхпредприятий и граждан. Данный надзор основывался на общих задачах полиции и осуществлялся в связи с основными направлениями ее деятельности (борьба с преступностью, охрана благочиния и спокойствия и др.). Специальный полицейский надзор являлся «мерой предупредительной, направленной против лиц неблагонадежных в политическом отношении и людей дурной нравственности, которые своим предыдущим поведением и действиями явили себя вредными членами общества и вызвали тем недоверие правительства. Данный полицейский надзор соединен со временным, доколе лицо состоит под оным, лишением в известной степени свободы действий и с ограничением в пользовании теми гражданскими правами, где влияние неблагонадежных лиц могло бы оказаться особенно вредным на общественное спокойствие и нравственность»3.

Предметом нашего исследования не является изучение всех видов общего и специального полицейских надзоров. Остановим свое внимание на полицейском надзоре за торговыми и питейными заведениями, который относился к общему надзору полиции.

В первые годы правления Петра I, царя, на долю которого выпала задача модернизации существующих структур путем их ломки или обновления, сфера компетенции лиц, в чьи обязанности входили поддержание порядка и контроль за торговлей, не была четко определена. Отсутствовали специализированные органы, которые выполняли бы указанные задачи. В период 1694—1718 годов Петр I создает многочисленные структуры местного управления, исполняющие в городах наравне с иными также и полицейскую функцию. Это земские избы, которые вели всевозможные дела между посадскими и торговыми людьми, в том числе ведали вопросами контроля в торговых местах и обеспечивали порядокпри разрешении возможных конфликтов4.

Пожалуй, впервые полицейские функции были подробно расписаны в Указе от 25 мая 1718 года, известном как «Пункты, данные санкт-петербургскому генерал-полицмейстеру»5. Надзорные функции полиции в сфере торговли были описаны в пятом пункте данного Указа: «Також опасно хранить надлежит в рядах и местах, а наипаче где столовые харчи продаются, дабы отнюдь нездорового какого съестного харчу не продавали, а паче вредительского чего, но все б держали здоровое, еще ж смотреть и хранить с прилежанием, дабы была мера и весы прямые; також бы и цену не указанную пору таким товарам не возвышали и не поднимали»6.

В седьмом пункте полицейским органам предписывалось: «Когда на рынках... случатся какие драки, и таких людей имать и отсылать к их надлежащему суду с их допросами и делом». В девятом пункте говорилось: «Все подозрительные дома, а именно: шинки (кабак, питейный дом. — Е.К.), зернь (игра в кости. — Е.К.), картежная игра и другие похабства, и о таких дворах подавать изветы или явки; и все велеть досматривать, дабы все таковые мерзости, от чего всякое зло и лихо происходит, были ниспровергнуты». Для осуществления надзора за указанными правилами «...определить в каждой слободе или улице старосту, и к каждым десяти дворам десятского из тех же жителей, и дабы каждый десятский за своим десятком накрепко смотрел...»7.

В исторической литературе в ряде работ высказывалась мысль о том, что «Пункты», первоначально адресованные столичному руководителю

Колодеев Е.П. Деятельность полиции по надзору за торговыми и питейными заведениями в России в Х'^Ш—Х!Х веках

1

ш

со

><

ї

І

со

О

о

§

к

І

Ф

І?

со

со

І

¡5

С

со

8

О.

о

&

со

3

I

О

С

§

С

О

0

1 -о

Й

к

ф

ч

с:

ии

со

Ф

Ф

§

I

полиции, затем были переданы и в другие города и губернии страны8. Данное утверждение, на наш взгляд, нуждается в уточнении. «Пункты, данные санкт-петербургскому генерал-полицмейстеру» и последующая через 4 года «Инструкция московскому обер-полицмейстеру» не могли в это время быть применены на периферии, поскольку, в отличие от столиц, в провинциальных городах специальных полиций создано не было. Их задачи выполняли военные подразделения, гарнизонные команды либо выборные от населения бурмистры, старосты и, конечно же, воеводы.

Этими «Пунктами» впервые в России законодательно установлен полицейский надзор за порядком хранения продовольственных товаров, их ценообразованием и меры весов. К сожалению, данные указания надолго остались на бумаге. Регулярные полицейские органы еще не были сформированы. Повсеместно в городах они были учреждены лишь в 1733 году, когда и стали выполняться эти правила.

Именным указом от 15 ноября 1718 года в целях соблюдения гигиены при торговле съестными припасами торгующие были обязаны «ходить в белых мундирах», что было лучшим контролем ихопрятности.

Осуществляла надзор полиция также и за ассортиментом продаваемых алкогольных изделий, не допуская продажи «неклейменых» (не имеющих законных акцизных марок) бутылок.

Учеными историками-правоведами выделяется четыре наиболее крупных этапа развития законодательства о производстве и сбыте спиртныхна-питков: государственная монополия на производство и продажу водки (вторая половина XVI в. — 1765 год), откупная система (1765—1863 годы), акцизная система (1863—1894 годы), государственная винная монополия (1894—1917 годы)9.

Хотя многочисленные реформы питейного дохода совершались в связи с осознанием и под предлогом необходимости положить предел развивающемуся в народе пьянству, на самом деле все они сводились лишь к видоизменению урегулирования способов взимания самого дохода.

Законодательство о контроле за производством и продажей алкоголя в России всегда имело особое значение для государства и обывателей. В 1765 году правительство вводит новый порядок продажи вина, за которым обязывалась следить полиция, наказывая нарушителей: «...хотя по Именным 1740 и 1759 годов указам и велено продажу с кабаков питий производить с 9 часов утра и продолжать пополудни до 7-го часа, однако жныне для представленных от компанейщиков резонов, что в летнее время работные люди, освободясь от работы, наибольше к вечеру в кабаках бывают, а как оные кабаки рано запираются, то от того в сборах немалое помешательство и несбор происходит. Сенат рассуждает оную продажу производить в летнее время поутру и в вечеру от выстрела пушечного, а в зимнее время в кратчайшие дни

поутру кабаки отпирать в 7 пополуночи, а запирать в 6 часов пополудни»10.

Во второй половине 1850-х — начале 1860-х годов был предпринят ряд шагов по реформированию полиции. Некоторые из них касались деятельности полиции в сфере надзора за торговыми и малыми промышленными заведениями. В 1857 году в вышедшем Своде законов Российской империи в XI—XIV томах содержался ряд уставов, в которых говорилось об административных полномочиях полиции. Среди них были Торговый устав и Устав обеспечения народного продовольствия. В последнем говорилось о «правильности цен на съестные припасы»11. Так, по решению губернских властей полиция должна была пресекать спекуляции и арестовывать имущество банкротов. Полиция следила за соблюдением правил о «питейных сборах», производила дознание и разбирательства, а в случаях нарушения этих уставов взыскивала штрафы. Все сведения о нарушителях должны были доставляться губернатору, а доходы шли в казну государства, поэтому на эту сторону деятельности полиции всегда обращалось внимание. В случаях обнаружения незаконных «заводов для выделки напитков из вина и спирта», продажи домашних настоек, пива, браги полиция должна была изымать и уничтожать подобные напитки, требовать уплаты штрафов. Часть доходов от такой полицейской деятельности поступала в городскую казну. Полиция выступала за ограничение мест, где продавалось спиртное, запрет продажи «малолетним обывателям вин и других разрушительных напитков». Однако не всегда подобные инициативы полицейских находили поддержку у чиновников казенной палаты и акцизных ведомств, которые были заинтересованы в увеличении доходов государственной казны. И губернское начальство часто оставляло без последствий рапорты полицмейстеров.

Полиция осуществляла надзор за соблюдением правил торговли книгами и иными произведениями печати. Открывать книжные магазины и лавки с разрешения губернаторов предоставлялось всем лицам, имеющим право заниматься торговлей. Полиция не могла беспричинно «воспрещать и останавливать под каким бы то ни было предлогом действий, законом не запрещенных»12. Для продажи распространялись все книги и другие не-запрещенные издания, которые не значились в общем каталоге запрещенных книг. Данное правило распространялось и на уличных продавцов книг, а также продавцов книг вразнос. Кроме установленного торгового документа, они должны были иметь «дозволение местного полицейского начальства на производство этого промысла; чины полиции при этом наблюдали: а) чтобы на продаваемых вразнос книгах и повременных изданиях были обозначены названия оных, а также место и год их напечатания, и б) чтобы в числе разносимых книг и журналов отнюдь не было продаваемо каких-либо недозволенных изданий». Надзор за книжной тор-

говлей на станциях железных дорог осуществлялся чинами жандармских полицейских управлений.

Для получения права на открытие книжной торговли желающие должны были сделать заявку в особые канцелярии при типографиях. Особые инспектора типографий и книжной торговли или иные назначенные чиновники считались ответственными по надзору за соблюдением правил торговли книгами. «На помянутых инспекторов и чиновников, а равно полицмейстеров и уездных исправников в мировых судебных установлениях и лежит обязанность преследования виновных за нарушение правил о типографиях и книжной торговле; поэтому-то начальники полиции должны неусыпно следить за правильностью производства продажи произведений печати»13.

Полицейские урядники обязаны были осуществ-лятьнадзор за тем, чтобы на их участкахне продавались и не распространялись книги, листки, картины и рисунки: «1) не одобренные цензурою и 2) безусловно все произведения рукописные. Для сего урядники должны обращать особенное внимание на торговлю книгами, газетами и картинами вразнос или из временных лавок и прежде всего удостоверяться, имеет ли продавец надлежащее разрешение от губернского или уездного начальства»14.

Непосредственный надзор за исполнением правил, относящихся к промысловому налогу, и проверка торговли на промышленных предприятиях возлагалась на местных податных инспекторов и их помощников. Полиция оказывала им всевозможное содействие. «Податные инспектора и их помощники обязаны производить проверку торговли и других промыслов с целью установления как наличности промысловых свидетельств, так и правильности выборки их. Поэтому они, пользуясь своим правом беспрепятственного входа во все торговые и промышленные заведения, могут приступить к их осмотру в присутствии торгового депутата или двух приглашенных свидетелей, а вообще полиция обязана оказывать всем лицам торгового надзора необходимое содействие при производстве проверки торговли и других промыслов и сообщать им немедленно о всех замеченныхслучаях производства торговли и других промыслов, а также личных промысловых занятий, без промыслового свидетельства»15.

Должностным лицам Акцизного управления вменялось в обязанности прекращать замеченные ими нарушения уставов об акцизных сборах и принимать меры воздействия в отношении виновных. Полиция при замеченных нарушениях Устава о питейном сборе и получении доносов от частных лиц докладывала об этом должностным лицам Акцизного управления. «Непосредственное же наблюдение полиции принадлежит за исполнением как заводчиками, так и продавцами напитков, правил, установленных Уставом о питейном сборе и общими законами, в видах общественной безопасности, благочиния и народного здравия. В местах, где не существует особой торговой

полиции, общая полиция наблюдает также, чтобы выделка и продажа напитков производилась не иначе как по установленным патентам и из назначенных для сего мест, а развозка не производилась без свидетельств (провозных или ярлыков, выдаваемых заводскими подвалами и оптовыми складами). Полиция при этом имеет право преследовать виновных в противозаконном провозе пи-тей как в своей, так и других губерниях, должна только об этом предупредить тамошнюю полицию. В случае таких нарушений, за которые законом определяется закрытие питейного заведения или лишение его содержателя права на торговлю и промыслы, полиция можетозначенные заведения временно закрыть впредь до судебного решения, составить об этом лишь протокол...»16.

По производству возлагаемого на Акцизное управление надзора за исполнением «заводчиками» правил о порядке производства и выпуска алкогольной продукции общая полиция действовала лишь по требованиям Акцизного управления. Исключения составляли действия полиции, прямо описанные в Уставе о питейном сборе. Для этого Министерством финансов совместно с Министерством внутренних дел были изданы соответствующие инструкции «Об обязанностях полиции по питейному сбору» от12 сентября 1866 года и «По наблюдению за правильностью торговли в местностяхсказенною продажею питий» от 21 декабря 1901 года.

Инструкцией «Об обязанностях полиции по питейному сбору» определялись: (а) общие обязанности полиции по надзору за предприятиями, осуществляющими производство и продажу акцизных напитков, и (б) особые обязанности полиции по содействию Акцизному управлению в «охранении доходов казны».

«К общим обязанностям полиции относятся:

1) наблюдение за тем, чтобы заводы для выделки напитков, подлежащих акцизу, и разных изделий из вина и спирта, а равно заведения для продажи оных, учреждались и содержались только лицами, имеющими на то право, и лишь в местах, дозволенных общими узаконениями;

2) наблюдение за тем, чтобы учреждаемые питейные заведения имели дозволенное законом устройство и производили торговлю установленным порядком и в определенное время;

3) наблюдение за тем, чтобы все заведения, торгующие напитками, имели вывески;

4) наблюдение за тем, чтобы ни на заводах, находящихся в ведении Акцизного управления, ни в заведениях, производящих торговлю питьями, не находились для управления сими заводами и заведениями или в услужении лица неизвестного звания или без законных о своей личности удостоверений, а также, чтобы в питейных заведениях, где не торгует сам содержатель, сиделец или приказчик удовлетворяли законным требованиям;

5) наблюдение за тем, чтобы в питейных заведениях напитки не содержались в такой посуде,

Колодеев Е.П. Деятельность полиции по надзору за торговыми и питейными заведениями в России в Х'^Ш—Х!Х веках

1

ш

со

><

ї

І

со

О

о

§

к

І

Ф

І?

со

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со

І

¡5

С

со

8

О.

о

&

со

3

I

О

С

§

С

О

0

1 -о

Й

к

ф

ч

с:

ии

со

Ф

Ф

§

I

употребление которой воспрещено в видах народного здравия, чтобы в тех же заведениях не были в услужении лица, одержимые прилипчивыми болезнями и чтобы не продавались напитки с вредною для здоровья примесью»17.

Указанные обязанности полиция выполняла путем посещения и осмотров заводов и питейных заведений, собирания сведений, жалоб и доносов о каких-либо нарушениях. При обнаружении на заводах нарушений Устава о питейном сборе, не влекущих за собой закрытия предприятия, полиция, не останавливая его работу, приступала к производству дознания по факту нарушения.

«К особенным обязанностям полиции относятся:

1) прибыть по требованию Акцизного управления или по приглашению заводчика к назначенному сроку с понятыми для снятия наложенных печатей;

2) присутствовать при освидетельствовании в таможне отправляемых за границу водок, лака, политуры и других изделий, а также при смешении спирта, назначенного для осветительной жидкости, со скипидаром;

3) производить немедленно, при участии Акцизного управления, дознание в случае, когда сгорит завод или подвал с вином, неоплаченным акцизом;

4) явиться для оказания содействия чинам Акцизного управления в случае оказываемого где бы то ни было им сопротивления или препятствия к выполнению ими служебных обязанностей;

5) запечатать завод в случае обнаружения полицией производства в нем питей без патентов или свидетельств и известить об этом Акцизное управление и следственную власть; также полиция должна поступить, если обнаружит выделку напитков вне завода;

6) наблюдать, чтобы дозволяемое в селениях и деревнях приготовление для домашнего обихода пива, браги и меда производилось согласно ст. 124 Устава, то есть чтобы для сего не возводилось особых построек и чтобы приготовляемые напитки не были допускаемы для распития в других деревнях»18.

Инструкция «По наблюдению за правильностью торговли в местностях с казенною продажею питий» предписывала полиции осуществлять наблюдение:

«1) чтобы продажа спирта, вина и водочных изделий производилась лицами, имеющими на то право, по установленным патентам и разрешительным свидетельствам и согласно с оными, то есть распивочно и навынос или только навынос;

2) чтобы торговля крепкими напитками в частном заведении производилась ответственным приказчиком, заявленным Акцизному управлению, или тем лицом, на имя которого выдано разрешительное свидетельство;

3) чтобы патенты и разрешительные свидетельства были выставляемы в заведении на видном месте и чтобы снаружи его имелась вывеска, и чтобы торговля производилась, согласно выдан-

ному разрешению, распивочно и навынос или только навынос;

4) чтобы в торговых заведениях, не имеющих разрешения на торговлю водочными изделиями, не хранились таковые, хотя бы они были приобретены из казенных складов;

5) чтобы водочные изделия продавались в той же посуде и в таком виде, как отпущены из складов, за исключением буфетов и других заведений, которые, по особому разрешению, имеютпра-во производить продажу произвольными мерами и вналив из графинов по вольной цене;

6) чтобы водочные изделия провозились и проносились: а) в стеклянной посуде с ненарушенными печатями, пломбами, бандеролями и этикетками, наложенными в казенных складах, и б) в иной посуде при провозных свидетельствах или удостоверениях, выданныхакцизным надзором, за исключением, в размере не более 1/10 ведра (2 бутылки), которые не воспрещается провозить и проносить и в незапечатанной посуде;

7) чтобы продажа крепких напитков в частных заведениях производилась лишь в те часы, когда открыты казенные винные лавки; в тех же заведениях, в которых допущено исключение из этого правила, производилась торговля согласно с данными им разрешениями, для чего в заведении должно быть вывешено соответствующее объявление о времени торговли;

8) чтобы в питейных заведениях без особого разрешения не производились увеселения;

9) чтобы в торговых заведениях, не имеющих разрешения на торговлю крепкими напитками, не распивали таковых;

10) чтобы продажа пива и меда не производилась с возов и лодок;

11) чтобы распитие крепких напитков и сборища с этой целью не происходили на улицах, площадях и других местах, в которых означенное распитие воспрещено обязательными постановлениями губернаторов;

12) чтобы крепкие напитки не отпускались малолетним или видимо пьяным;

13) чтобы у входа в казенные лавки и частные питейные заведения не допускалось скопления народа и торговли разными припасами»19.

Кроме того, в данной инструкции были описаны предписания полиции оказывать содействие продавцам винных лавок при выдворении из них пьяных особ и лиц, нарушающих тишину и спокойствие. О случаях пожара, грабежа или растраты в местах продажи алкогольной продукции полиция должна была незамедлительно сообщать Акцизному надзору и принимать меры к охране или розыску казенного имущества. Водочные изделия полиция должна была изымать при продаже нелегально выпущенной продукции, при обнаружении и продаже спиртных напитков в торговом заведении без надлежащего разрешения на продажу и при обнаружении хранения в торговом заведении спиртных напитков в ненадлежащей посу-

де или посуде, опечатанной поддельными печатями и этикетками. За сохранность изъятой алкогольной продукции полиция несла личную ответственность.

О каждом нарушении указанных правил полиция составляла протокол, который в двухнедельный срок отправлялся местному управляющему акцизными сборами. Данное правило не касалось протоколов о проступках, имеющих отношение к общественной безопасности, народного здравия и благочиния, дела по которым были подсудны мировым судебным установлениям.

В сфере надзора за табачной торговлей полиция должна была содействовать чинам Акцизного управления. В случае какого-либо нарушения пунктов Устава о табачном сборе полиция применяла необходимые меры к раскрытию данных нарушений и задержанию виновных. О всяких установленных незаконных действиях в сфере табачной промышленности и торговли полиция незамедлительно сообщала чинам Акцизного управления.

Кроме того, полиция осуществляла «непосредственное наблюдение за тем, чтобы провозка листового табака производиласьпо установленным документам; чтобы приготовление табака не производилось вне учрежденных на законном основании фабрик; чтобы табачные изделия не были продаваемы, развозимы и разносимы в необандеролен-ных помещениях или с нарушенными бандеролями и чтобы торговля табаком и табачными изделиями производилась по установленным патентам или маркам». В техгородах, в которыхсуществовала торговая полиция, надзор за табачной торговлей осуществляла последняя, не подчиняясь по данным вопросам чинам Акцизного управления. Вообще порядок действия полиции при исполнении обязанностей, возложенных на нее Уставом о табачном сборе, должен был быть определен особой инструкцией, изданной Министерством финансов при содействии Министерства внутренних дел. Однако такая инструкция не издавалась.

В материалах ревизии о положении и деятельности полицейских учреждений Киевской губернии, собранныхсенатором А. Половцовым в 1880— 1881 годах, указывалось, что полицейский надзор за торговыми и малыми промышленными заведениями, а также личным составом этих предприятий велся на недостаточном уровне. Приставы отвечали, что ни точных сведений (о работниках предприятий), ни особыхкниг на этот предмет они не имеют. Ссылаясь на обилие обязанностей, прямо к полиции не относящихся, а также на малое число и неподготовленность нижних чинов, приставы находятнедостаточными и те случайные сведения, которые приобретаются полицией при наблюдении и изучении состава жителей вообще. Торговые заведения и служащие в них известны только в менее обширных и менее бойких участках, околотках или постах, но лишьпо памяти, а не по точным спискам. Род занятий жителей виден

только по подворным книгам, причем нет сведений, в каком именно заведении того или иного рода занимается рабочий или служащий, если он не живет при самом заведении и в подворную книгу того дома не записан. Исключение составляют: книжные магазины, типографии и литографии, сведения о которых в участках собираются лично приставом или околоточным надзирателем для отчетных представлений высшему начальству. При этом становятся известны имена хозяев, но не служащих. Особой книги не ведется и по этому предмету20.

Что касается надзора за производством торговли в гостиницах, трактирах и питейных заведениях, то сведения о них собирались только в начале года, при выдаче свидетельств на право торговли, и проверялись околоточными. Содержатели и прислуга были известны только из подворных книг. Надзор за тем, чтобы в данных заведениях не оставались ночевать, за их своевременным открытием и закрытием, лежал на обязанности городовых, ночных обходов и околоточных, причем последними в случае несоблюдения предписанных правил составлялся протокол. Надзор этот не вполне достигал цели: во-первых, по малочисленности чинов полиции и, во-вторых, главным образом потому, что питейный устав не запрещал содержателям таких заведений иметь выход из них во двор, через который и проникали незаметно для полиции как ночлежники, так и потребители.

Масштабы виноторгового дела в России оказывали непосредственное влияние на экономику государства. Водка была необходимым атрибутом жизни русского трудящегося населения как в городе, так и в деревне, и, следовательно, те, кто продавал водку, могли рассчитывать на огромный, непрекращающийся спрос на свой товар. Наиболее точной оценкой объема товарооборота в этой сфере можно, видимо, считать данные, представленные правительственной комиссией, которая подготавливала налоговую реформу 1863 года. По подсчетам этой комиссии, для Российской империи в целом за период с 1859 года по 1863 год он составлял 180—220 млн. рублей в год. Если учесть, что в 1850 году общий товарооборот на внутреннем рынке России составил около 1 млрд. рублей, то это означает, что виноторговля давала 20% этой суммы21.

Примечания

1. См.: Андреевский И.Е. Полицейское право: В 2 ч. — СПб., 1874. — Ч. 1: Полиция безопасности. — С. 27—29; Дерюжинский В.Ф. Полицейское право. — СПб., 1903. — С. 4.

2. См.: Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. — М., 2006. — С. 400.

3. Колодеев Е.П. Полицейский надзор по Правилам 1867 года // XII Нижегородская сессия молодых ученых. Гуманитарные науки: Сборник статей / Отв. за вып. И.А. Зверева. — Н. Новгород, 2007. — С. 279.

Колодеев Е.П. Деятельность полиции по надзору за торговыми и питейными заведениями в России в Х'^Ш—Х!Х веках

1

ш

ш

><

I

CQ

S

S

о

о

QL

К

S

I

ф

S

со

<0

со

I

>s

iS

s

с

оо

2

Q.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

4. ПСЗ. — Т. III. — № 1674.

5. ПСЗ. — Т. V. — № 3203.

6. ПСЗ. — Т. V. — № 3203.

7. Там же.

8. См.: Сизиков М.И. Становление регулярной полиции в России (1718—1741 годы): Автореф. дис... канд. юрид. наук. — Свердловск, 1972. — С. 3; Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. — Омск, 1993. — С. 10.

9. См.: Мельничук O.A. Борьба полиции с пьянством и алкоголизмом в дореволюционной России: Автореф. дис. канд. юрид. наук. — М., 2003.

10. Седунов A.B. Губернский городовой. История Псковской городской полиции в XVIII — начале XX века. — Псков, 2004. — С. 61.

11. Свод законов Российской Империи. — Т. XIII: Устав народного продовольствия.

12. Анисимов М. Общее учреждение полиции 1857. — СПб., 1857. — С. 6.

13. Зданевич М.В. Для полиции: Краткий учебник административного и полицейского права. — Екате-ринослав, 1915. — С. 98—99.

14. Инструкция полицейским урядникам. — СПб.: Издание департамента полиции, 1887. — С. 14—15.

15. Зданевич М.В. Указ. соч. — С. 122.

16. Там же. — С. 126.

17. Там же.

18. Там же. — С. 127—129.

19. Курс лекций школы урядников полицейской стражи Минской губернии. — Минск, 1914. — С. 181 —183.

20. См.: Материалы, касающиеся положения и деятельности полицейских учреждений Киевской губернии, собранные при производстве ревизии сенатором А. Половцовым. (1880—1881) // Материалы Высочайше утвержденной особой комиссии для составления проектов местного управления. Отдел II: Сенаторские ревизии. — Б. м., 1881. — Ч. 3: Записки сенатора Половцова. — С. 119.

21. См.: Мельничук O.A. Указ. соч. — С. 19.

у

&

з

адз

н

О

с

и

и

з-

и

оли

с

с

о

н

ь

л

¡5

к

е

ч

.П.

в

е

е

оде

I

Д.Е. Маслов

Маслов Дмитрий Евгеньевич — курсант 4-го курса Нижегородской академии МВД России

Криминалистические рекомендации как общенаучные средства борьбы с правонарушениями в сфере экономики (общетеоретический аспект)

Сам термин «рекомендация» (от ср.-век. лат. гесоттепбаНо и фр. гесотапбаНоп) имеет два значения: 1) письменный или устный благоприятный отзыв; 2) совет, указание, поручение исполнить, предложение, внушение1. Заметим, что во втором значении понятие появилось лишь в начале XX века. Во всяком случае, в Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля оно вообще не встречается. В значении «совет, указание» понятие не содержится ни в Большом толково-фразеологическом словаре Михельсона, ни в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, ни в Этимологическом словаре М. Фасмера. Все эти словари были подготовлены и опубликованы в конце XIX века. Однако в этом значении понятия нет и в классических работах философов и социологов2.

Если понятие «рекомендация» трактовать в значении «совет» и «указание», то чаще всего оно употребляется в работах по теории управления и принятия решений. Например, книга «Поучение Птаххотепа» (Древний Египет, 2000—1500 годы до н. э.) содержит советы начальнику — субъекту управления: «...будь спокоен, когда слушаешь ты

слова просителя; не отталкивай его прежде, чем он облегчит душу от того, что хотел сказать тебе. Человек, пораженный несчастьем, хочет излить свою душу даже больше, чем добиться благоприятного решения своего вопроса».

В Древней Греции о необходимости специализации производственных процессов говорил Платон. Сократ, анализируя деятельность управленцев в различных сферах деятельности, упоминал о том общем, что составляет основу их труда: «Главная задача — поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения своих указаний».

В Древнем Риме Катон Старший (234—149 годы до н. э.) советовал владельцу земли «посмотреть, как далеко продвинулась работа, что сделано и что осталось сделать. После этого он должен потребовать у управляющего отчет о проделанной работе и объяснения, почему часть ее не выполнена». Предлагалось также дать управляющему план работ на год3.

Знаменитые 14 «универсальных» принципов управления организацией, сформулированные А. Файолем, безусловно, имеют значение рекомендаций4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.