Научная статья на тему 'Деятельность политических партий России в Конституционном Совещании в период государственного кризиса 1992 – 1993 гг.'

Деятельность политических партий России в Конституционном Совещании в период государственного кризиса 1992 – 1993 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политические партии / Конституционная Комиссия СНД РФ / Конституционное Совещание / М.С. Горбачёв / Б.Н. Ельцин / Е.Т. Гайдар / В.С. Черномырдин / Р.И. Хасбулатов / А.В. Руцкой / О.Г. Румянцев / political parties / Constitutional Commission of the SND of the Russian Federation / Constitutional Meeting / M. S. Gorbachev / B. N. Yeltsin / E. T. Gaidar / V. S. Chernomyrdin / R. I. Khasbulatov / A. V. Rutskoy / O. G Rumyantsev

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Литичевский Борис Владимирович

В 2023 году исполнилось 30 лет со дня разработки и принятия Конституции России, которая и задала логику движения современной России. В статье изучается государственное строительство Российской Федерации, которое является важным аспектом для функционирования общества, и что невозможно без создания основного закона страны. Кроме того, раскрыты события, предшествующие принятию в 1993 году Конституции России, а именно – начало Перестройки и переход к многопартийности. Внимание в исследовании акцентируется на участии политических партий в процессе создании действующей Конституции России путем их работы в Конституционном Совещании. Актуальность проблематики обусловлена тем, что именно создание основного закона страны является необходимым элементом для стабильного развития государства. Да, в Конституцию России вносятся изменения с целью совершенствования отдельных аспектов правового регулирования общества, однако основные ее принципы сохраняются неизменными. Источниковую базу исследования составляют документы и материалы Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) и Российского государственного архива новейшей истории (РГАНИ), нормативно-правовые акты (указы Президента РФ, постановления Съезда народных депутатов РФ (СНД РФ) и Верховного Совета РФ; проекты конституции политических партий), а также мемуары политических деятелей 1990-х гг., в том числе Б.Н. Ельцина, Е.Т. Гайдара, Р.И. Хасбулатова. На основе изученных источников и литературы представлена работа политических партий в Конституционном Совещании. Автор приходит к выводу, что политические партии внесли большой вклад в создание действующей Конституции России, так как в процессе работы Конституционного Совещания, при доработке президентского проекта основного закона страны, использовались программы политических партий и их проекты конституции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The activities of the political parties of Russia in the Constitutional Conference during the State crisis of 1992 – 1993

2023 marks the 30th anniversary of the development and adoption of the Russian Constitution, which set the logic for the movement of modern Russia. The article studies the state building of the Russian Federation, which is an important aspect for the functioning of society, and which is impossible without the creation of the basic law of the country. In addition, the events preceding the adoption of the Russian Constitution in 1993 are revealed, namely the beginning of Perestroika and the transition to a multi-party system. The study focuses on the participation of political parties in the process of creating the current Constitution of Russia through their work in the Constitutional Conference. The relevance of the issue is due to the fact that it is the creation of the basic law of the country that is a necessary element for the stable development of the state. Yes, changes are being made to the Russian Constitution in order to improve certain aspects of the legal regulation of society, but its basic principles remain unchanged. The source base for the study consists of documents and materials from the State Archive of the Russian Federation (GARF) and the Russian State Archive of Contemporary History (RGANI), regulations (decrees of the President of the Russian Federation, resolutions of the Congress of People's Deputies of the Russian Federation (SND RF) and the Supreme Council of the Russian Federation; draft constitutions of political parties), as well as memoirs of political figures of the 1990s, including B.N. Yeltsin, E.T. Gaidar, R.I. Khasbulatov. Based on the studied sources and literature, the work of political parties in the Constitutional Conference is presented. The author comes to the conclusion that political parties made a great contribution to the creation of the current Constitution of Russia, since during the work of the Constitutional Conference, when finalizing the presidential draft of the country's basic law, the programs of political parties and their draft constitutions were used.

Текст научной работы на тему «Деятельность политических партий России в Конституционном Совещании в период государственного кризиса 1992 – 1993 гг.»

Литичевский Б.В. Деятельность политических партий России в Конституционном Совещании в период государственного кризиса 19! - 1993 гг.

10 июля 2024 22:00 // 2024-3(40)

Наука. Общество. Оборона. 2024. Т. 12. № 3. С. 28-28.

Nauka. Obsestvo. Oborona. 2024. Vol. 12, no. 3. P. 28-28.

УДК: 94(470)

DOI: 10.24412/2311-1763-2024-3-28-28

Поступила в редакцию: 28.04.2024 г. Опубликована: 11.07.2024 г. Submitted: April 28, 2024 Published online: July 11, 2024

Для цитирования: Литичевский Б.В. Деятельность политических партий России в Конституционном Совещании в период государственного кризиса 1992 - 1993 гг. // Наука. Общество. Оборона. 2024. Т. 12, №3(40). С. 28-28.

https://doi.org/10.24412/2311-1763-2024-3-28-28.

For citation: Litichevskyi B.V. The activities of the political parties of Russia in the Constitutional Conference during the State crisis of 1992 - 1993. - Nauka. Obsestvo. Oborona = Science. Society. Defense. Moscow. 2024;12(3):28-28. (In Russ.).

https://doi.org/10.24412/2311-1763-2024-3-28-28.

Конфликт интересов: О конфликте интересов, связанном с этой статьей, не сообщалось. Conflict of Interest: No conflict of interest related to this article has been reported.

© 2024 Автор(ы). Статья в открытом доступе по лицензии Creative Commons (CC BY). https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/ © 2024 by Author(s). This is an open access article under the Creative Commons Attribution International License (CC BY)

РАБОТЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Обзорная статья

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ РОССИИ В КОНСТИТУЦИОННОМ СОВЕЩАНИИ В ПЕРИОД ГОСУДАРСТВЕННОГО КРИЗИСА

1992 - 1993 гг. Литичевский Борис Владимирович 1

1 Российский государственный университет правосудия (Северо-Западный филиал),

г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9539-0456, е-mail: liti.boris@gmail.com

Аннотация:

В 2023 году исполнилось 30 лет со дня разработки и принятия Конституции России, которая и задала логику движения современной России. В статье изучается государственное строительство Российской Федерации, которое является важным аспектом для функционирования общества, и что невозможно без создания основного закона страны. Кроме того, раскрыты события, предшествующие принятию в 1993 году Конституции России, а именно - начало Перестройки и переход к многопартийности. Внимание в исследовании акцентируется на участии политических партий в процессе создании действующей Конституции России путем их работы в Конституционном Совещании. Актуальность проблематики обусловлена тем, что именно создание основного закона страны является необходимым элементом для стабильного развития государства. Да, в Конституцию России вносятся изменения с целью совершенствования отдельных аспектов правового регулирования общества, однако основные ее принципы сохраняются неизменными. Источниковую базу исследования составляют документы и материалы Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) и Российского государственного архива новейшей истории (РГАНИ), нормативно-правовые акты (указы Президента РФ, постановления Съезда народных депутатов РФ (СНД РФ) и Верховного Совета РФ; проекты конституции политических партий), а также мемуары политических деятелей 1990-х гг., в том числе Б.Н. Ельцина, Е.Т. Гайдара, Р.И. Хасбулатова. На основе изученных источников и литературы представлена работа политических партий в Конституционном Совещании. Автор приходит к выводу, что политические партии внесли большой вклад в создание действующей Конституции России, так как в процессе работы Конституционного Совещания, при доработке президентского проекта основного закона страны, использовались программы политических партий и их проекты конституции.

Ключевые слова: политические партии, Конституционная Комиссия СНД РФ, Конституционное Совещание, М.С. Горбачёв, Б.Н. Ельцин, Е.Т. Гайдар, В.С. Черномырдин, Р.И. Хасбулатов, А.В. Руцкой, О.Г. Румянцев

ВВЕДЕНИЕ

Государство для закрепления правил всегда создает правовые нормы, которые оформляются в законодательстве и подзаконных актах. Основным законом государства, то есть фундаментом правовой системы государства, является конституция. Создавая «новую Россию», руководство страны во главе с Б.Н. Ельциным это прекрасно понимало, поэтому оно запустило конституционный процесс. Зародившиеся в результате Перестройки М.С. Горбачёва политические партии приняли активное участие в этом процессе, работая в Конституционной Комиссии СНД РФ или Конституционном Совещании. Однако вклад в него политических сил остается недостаточно изученным, хотя он велик, так как партии не только принимали участие в обсуждении статей конституции, но и создавали собственные проекты, которые легли в основу действующей Конституции России.

На сегодняшний момент научные труды по работе политических партий в Конституционной Комиссии СНД РФ нами не выявлены. Однако существуют исследования как по конституционной реформе в России, так и по процессу создания политических партий. Научный труд М.Ф. Полынова раскрывает причины и предпосылки Перестройки в СССР, в конце которой и началось строительство новой России [11]. В исследованиях Е.А. Тарасовой изучены не только этапы процесса создания конституции [16], но и работа Конституционного Совещания [18] и конфликт между ветвями власти [17]. Попытку описать конституционный процесс предприняли С.А. Авакьян [1], И.Г. Шаблинский [21], Ю.М. Батурин [3], причем их труды имеют особое значение, так как все они были участниками Конституционного Совещания. Труды М.А. Митюкова [9] и О.Г. Румянцева (9) ценны тем, что приводят мнения участников, стенограммы заседаний и рассуждения авторов. Также Румянцев является автором книги Основы конституционного строя России [13], в которой он приводит сведения из юридической науки, личные выводы и размышления, а также решения СНД РФ и Президента РФ и свой взгляд на события, происходившие в процессе разработки новой Конституции России.

Процессу формирования партий и создания демократического общества в России посвятили свою работу Е.Л. Белых и Г.П. Веркеенко [4]. Одной из первых работ по процессу создания политических партий был труд А.А. Засорина и С.А. Данилова [8]. Анализ народившихся партий был произведен исследовании Л.В. Селезневой, С.М. Смагиной, Г.И. Краславской [14]. Период формирования многопартийности, его особенности и тенденции анализировал в своей работе Г.А. Гасанов [6]. М.В. Барабанов в диссертационной работе изучил как процесс становления российских партий, так и перспективы их деятельности [2].

ПРЕДЫСТОРИЯ РАБОТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СОВЕЩАНИЯ

Истоки конституционного процесса в России и участия политических партий в нем восходят к 1985 году. К тому времени СССР испытывал системный кризис в экономической и политической сферах. Однако попытка с наскока решить проблемы Советского Союза через политику ускорения не удалась [11, с.18]. Дальнейшие шаги нового руководства вели к изменению не только экономической, но и политической ситуации в стране. Еще в январе 1987 г. М.С. Горбачёв на Пленуме ЦК КПСС объявил, что в СССР сложился механизм торможения, которым является система управления страной, а также политические и теоретические установки. Выход из сложившейся ситуации виделся руководству СССР в виде смены кадров, проведении выборов на альтернативной основе. Но и это движение прорабам Перестройки казалось недостаточным. На организованной XIX Всесоюзной конференции КПСС были приняты пять резолюций, в том числе «О демократизации советского общества и реформе политической системы». В ней говорилось о создании

Съезда народных депутатов (СНД), который должен был стать высшим органом власти (13). Народные депутаты СССР избирались на альтернативной основе, что вело к расширению политического спектра в законодательной ветви власти. КПСС должна была быть отделена от государства.

Ухудшение экономической ситуации в стране в виде усиления дефицита вело к недовольству населения властью. 4 февраля 1990 г. в Москве состоялся митинг, в котором участвовало 200 тыс. человек. Собравшиеся потребовали отмены 6 статьи Конституции СССР Руководству СССР было необходимо реагировать на требование митингующих. Уже 5 февраля состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором М.С. Горбачёв выступил с речью, в которой предложил отказаться от монополии КПСС на власть и разрешить многопартийность (3). Слова Генерального Секретаря были оформлены в виде проекта Платформы ЦК КПСС, в котором было сказано: «КПСС не претендует на монополию и готова к политическому диалогу и сотрудничеству со всеми, кто выступает за обновление социалистического общества» (20).

12 марта начал свою работу III СНД СССР в повестке дня центральным вопросом была отмена 6 статьи Конституции СССР о монополии КПСС на власть. 14 марта путем голосования СНД СССР принял закон, который отменял монополию КПСС на власть и вводил пост Президента СССР (5). 9 октября был принят Закон СССР об «Общественных объединениях», в котором в 16 статье провозглашалось, что целью политических партий является участие в формировании государственных органов власти и управления, используя своих представителей, которые должны избираться в Советы народных депутатов (6).

Сразу же после отмены 6 статьи Конституции Советского Союза началось стихийное образование новых партий. Так, за 1990—1991 гг. были созданы: Либерально-демократическая Партия СССР (ЛДП СССР); Социал-демократическая Партия России (СДПР); Партия Конституционных Демократов Российской Федерации (ПКД РФ); Российский Общенародный Союз (РОС); Российская Коммунистическая Рабочая Партия (РКРП) [12, с.79-157].

Параллельно с процессом формирования многопартийности происходило зарождение новой России, частью которого было создание новой конституции. I СНД РСФСР, длившийся с 16 мая по 22 июня 1990 г. принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, которая провозглашала верховенство российских законов над союзными. Декларация подчеркивала необходимость разработки и принятия своей конституции (2). Для создания основного закона России была создана Конституционная Комиссия СНД РСФСР во главе с Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельциным [21, с.54]. В комиссию входили как члены КПСС, например, Б.Н. Ельцин, так и представители СДПР например, Л.Б. Волков и О.Г. Румянцев. С запретом КПСС некоторые участники Конституционной Комиссии вошли в новые политические организации, например, С.Н. Бабурин создал РОС, Ю.М. Слободкин вошел в РКРП.

Первоначально, в период с 1990 г. по 1991 г., Председатель Верховного Совета РФ, а с 12 июня 1991 г. Президент РФ конструктивно взаимодействовал с Конституционной Комиссией, регулярно участвовал в ее заседаниях. Однако в 1992 —1993 гг. произошел ряд событий, которые кардинально изменили отношение членов Конституционной Комиссии к Президенту РФ и наоборот, что в конечном итоге привело к конфликту между законодательной и исполнительной ветвями власти. Точкой отсчета процесса стал второй этап V СНД РСФСР, где было создано Правительство РСФСР вместо Совета Министров РСФСР для проведения реформ, которое лично возглавил лично Б.Н. Ельцин [10, с.7]. Также президент получил полномочия на 13 месяцев в виде права реорганизовывать исполнительную власть и менять руководителей субъектов РСФСР (28). В Правительство РСФСР вошли такие деятели как Е.Т. Гайдар (Заместитель Председателя Правительства РСФСР, Министр экономики и финансов РСФСР), А.Б. Чубайс (Председатель Комитета по управлению государственным имуществом РСФСР), А.Н. Шохин (Министр труда и занятости населения РСФСР). Создание новой структуры власти произошло для проведения реформ, так как в союзные структуры власти, такие как Кабинет Министров СССР и СНД СССР были упразднены, а между республиками происходил процесс дезинтеграции. Фактически в тот период существовало единство российской власти.

Однако союз законодательной и исполнительной ветвей власти существовал не долго. На VI СНД РФ народные депутаты подвергли Правительство РФ критике, что было отражено в постановлении «О ходе экономической реформы» (23). Но тогда министры Б.Н. Ельцина остались на своих местах. Причиной такого поведения было дальнейшее ухудшение экономической ситуации в стране в виде гиперинфляции 2609%, сбережения населения обнулились (10).

На VII СНД РФ не назначили премьер-министром Е.Т. Гайдара, несмотря на договоренности Б.Н. Ельцина и Р.И. Хасбулатова о кандидатуре главы Правительства в обмен на контроль Верховного Совета РФ над силовыми министрами. Пост Председателя Совета Министров-Правительства РФ занял В.С. Черномырдин как компромиссная фигура между Ю.В. Скоковым и В.В. Каданниковым [5, с.234]. Ельцин воспринял данную ситуацию негативно. VIII СНД РФ запретил перераспределять полномочия между ветвями власти в РФ, чем не дал президенту увеличивать собственные полномочия (24).

20 марта 1993 г. Президент РФ выступил по телевидению с обращением, в котором объявил о подписании специального указа «О деятельности исполнительных органов до преодоления кризиса власти», по которому законодательная власть прекращала свою работу (36). Однако Конституционный суд РФ объявил противоречащими конституции часть положений этого указа [19, с.123]. В ответ на указ Президента собрался IX СНД РФ, на заседании которого была предпринята попытка импичмента [22, с.257]. За отрешение Президента РФ проголосовало 617 депутатов при необходимых 689 (21). По воспоминаниям Главы Службы безопасности президента РФ А.В. Коржакова, Б.Н. Ельцин якобы пытался усыпить депутатов при помощи химикатов в случае импичмента [13, с.365]. Дополнительно противостояние накалили компроматы Вице-президента РФ А.В. Руцкого, которых было 11 чемоданов (37).

Последней мирной попыткой прекратить конфронтацию был референдум. Первоначально он должен был состояться по основным положениям проекта Конституции РФ, что было оформлено в соответствующем постановлении [1, с.243]. Но 13 марта 1993 г. VIII СНД РФ отменил данное постановление (27). Фактически Б.Н. Ельцин перехватил инициативу референдума и предложил его провести, спрашивая, кому народ доверяет, президенту или парламенту и уже 10 декабря 1992 г. внес такое предложение (9). Позднее, в Указе Президента РФ «О деятельности исполнительных органов до преодоления кризиса власти», была записана дата референдума на 25 апреля 1993 года. 29 марта 1993 г. IX СНД РФ принял постановление, в котором говорилось о том, что на 25 апреля назначен всероссийский референдум по 4 вопросам: «Доверяете ли Вы Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину, одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом Российской Федерации и правительством Российской Федерации с 1992 г., считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов президента Российской Федерации, считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации? (22)».

25 апреля референдум состоялся, его итоги были подведены 5 мая на заседании Центральной избирательной комиссии (7). Результаты были шокирующими, учитывая последствия экономических реформ Е.Т. Гайдара и массовое обнищание людей. Только в Москве 23% граждан оценивали свое положение как отчаянное (1). В результате по первому вопросу да ответили 58,7%, по второму вопросу положительный ответ набрал 53%, по третьему 49,49%, по четвертому 67,17% (7).

Главным итогом референдума стал статус-кво и отказ от перевыборов президента и парламента, так как Конституционный суд РФ заявил, что по последним двум вопросам не было нужного процента явки.

Однако результат референдума укрепил позиции Президента РФ Б.Н. Ельцина во власти. Он посчитал, что имеет право создать собственный проект Конституции РФ. Задание было поручено С.М. Шахраю и С.С. Алексееву [21, с.125]. К 14 апреля 1993 г. проект был готов, а 29 апреля представлен Президентом РФ на встрече с руководителями субъектов РФ.

РАБОТА КОНСТИТУЦИОННОГО СОВЕЩАНИЯ

2 июня 1993 г. Президент РФ издал Указ №840, согласно которому создавалось Конституционное Совещание, то есть общественно-политический форум при президенте для обсуждения и доработки конституции. Тем же указом был определены даты работы Конституционного Совещания: с 5 по 16 июня 1993 года. Однако проработало оно до 12 июля 1993 года. Также была создана и структура, состоящая из групп представителей федеральных органов власти, представителей органов власти субъектов РФ, представителей политических партий и общественных организаций, представителей товаропроизводителей и предпринимателей [18, с.149].

Помощник Президента России Ю.М. Батурин писал в своем труде, что истинной целью созыва Конституционного Совещания была легитимация проекта конституции, разработанного Шахраем и Алексеевым. Именно поэтому были приглашены как представители проельцинских сил, так и антиельцинские [3, с.2]. Например, в группе политических партий и общественных организаций были как Партия Экономической Свободы, так и представители КПРФ и ЛДПР

Стоит отметить, что к июню 1993 г. уже существовали различные проекты конституции. У таких участников Конституционного Совещания как ЛДПР, коммунисты, Российское Движение Демократических Реформ, Христианско-Демократическая партия и Партия Конституционных Демократов были свои заготовки.

Проект конституции ЛДПР состоял из четырех глав, в которые входили 29 статей. В первой главе описывались основы государственности. Согласно проекту, Россия должна была состоять из губерний. Власть в ней делилась на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательную власть должно было осуществлять Государственное Собрание, судебную - Высшее Судебное Присутствие. Нормативные документы делились на: а) Конституцию; б) конституционные законы; в) законы, принятые на референдуме; г) ратифицированные международные договоры; д) законы, принятые Государственным Собранием; е) Указы Президента России; ж) акты иных органов государственной власти, изданные в пределах их компетенции. Главой государства являлся Президент РФ, который мог назначать и смещать членов правительства и иных высших должностных лиц государства, губернаторов. Кроме того, Президент РФ являлся по проекту Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил РФ, мог использовать Вооруженные Силы для отражения агрессии, а также объявлять частичную или всеобщую мобилизацию. Государственное Собрание должно было состоять из Сената и Государственной Думы, а избираться на основе пропорциональной системы (11).

Христианско-Демократическая Партия и Партия Конституционных Демократов создали собственный проект конституции, состоявший из трех частей. Всего проект включал 63 статьи. Первая глава «Хартия прав человека и гражданина Российской Федерации» провозглашала соблюдение прав граждан и создание правового государства на основе разделения властей. Ветви власти должны были стать взаимоподчиненными, а международные законы, ратифицированные парламентом РФ, иметь статус закона. Вторая глава «Государственное устройство в Российской Федерации» описывала административно-территориальное устройство РФ, Россия должна была состоять из Федеральных земель. В главе зафиксировано право отделения субъектов России, для отделения было необходимо провести референдум, в котором следовало набрать не менее двух третей от общего числа ее избирателей. Однако субъектам РФ запрещалось выпускать свою монету, вступать в союзы, заключать договоры, вводить таможни. Третья часть «Федеральные органы власти» содержала информацию о структуре федеральной власти в РФ. Парламентом по проекту являлось Законодательное собрание Федерации, которое состояло из двух палат: Совета представителей субъектов Федерации - Сената и Совета представителей народа Федерации - Национального собрания. Сенат формировался в составе по 2 представителя от субъекта РФ, которых должны были избирать на 6 лет. Национальное

Собрание избиралось в пропорции один депутат на 300 тыс. населения. Исполнительная власть осуществлялась Президентом РФ в паре с Вице-президентом РФ. Срок полномочий Президента РФ составляет 5 лет [15, с.38-39].

Проект конституции фракции Коммунисты России состоял из 6 разделов, 18 глав, 122 статьей. Раздел «Основы конституционного строя» провозглашал Россию суверенным советским социалистическим государством. Единственным источником государственной власти в РФ по ней является народ, который осуществляет власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу Российской Федерации, и непосредственно. Наиболее важные для государства вопросы решаются через референдум. Трудовые коллективы выдвигают кандидатов в депутаты. СМИ не могут быть монополизированы и не подвергаются цензуре. Экономика должна была сочетать элементы рынка и плановой экономики. Собственность делилась на несколько видов: народная, коммунальная и коллективная, а также личная и частно-трудовая. Народная собственность должна управляться государством. Второй раздел посвящен правам граждан. Третий раздел о федеративном устройстве России. Россия должна состоять из республик, автономной области, автономных округов, краев и областей, города Москва и Санкт-Петербург. Субъекты РФ имеют право на самоопределение вплоть до отделения. Государственная власть в четвертом разделе представлена в лице Верховного Совета РФ, состоящего из Совета Республики и Федерального Совета. Постоянно действующим органом является Президиум Верховного Совета РФ. Исполнительная власть принадлежит Совету Министров РФ. Пятый раздел посвящен судебной власти и прокуратуре. Шестой раздел о заключительных положениях (29).

Проект конституции Российского Движения Демократических Реформ состоял из 8 глав, главы делились на разделы. По проекту Россия являлась правовым демократическим светским государством, высшими ценностями которого являются человек, его единство, неотъемлемые права и свободы. Россия - федеративное государство, в состав которого входят республики, губернии и автономные национальные сообщества. Республики, входящие в состав Российской Федерации, - государственные образования, обладающие всей полнотой суверенной государственной власти за исключением полномочий, закрепленных за Российской Федерацией. Территория республики, автономного национального сообщества не могла быть изменена без их согласия. Государственная власть в России должна была осуществляться Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ. Президент РФ является главой государства. Законодательным органом власти является Федеральное Собрание РФ, оно стоит из Сената и Государственной Думы. Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, состоящее из премьер-министра и федеральных министров. Судебная власть принадлежит Верховному суду РФ [15, с.39-42].

На заседаниях рассматривались различные вопросы. Наиболее важными были вопросы государственного устройства, экономической системы. Лидер ЛДПР настаивал на создании государства с унитарным территориальным устройством, однако поддержку он не получил, так как демократы и коммунисты выступили единым фронтом за федеративное устройство России.

Также имел место спор насчет того, какое место должен занять президент в системе власти. ЛДПР и РДДР выступили за статус главы государства, а представитель Консервативной партии России Л.Г. Убожко выступал за статус главы исполнительной власти.

Обсуждению подлежал вопрос об избирательной системе для выборов в Государственную Думу. Так, представитель ЛДПР требовал ввести пропорциональную систему, представитель РДДР Г.Х. Попов выступил за введение мажоритарной избирательной системы. Итогом стало введение смешенной избирательной системы.

Не менее важным вопросом был земельный. Ю.Д. Черниченко, представитель Крестьянской партии, высказался за введение частной собственности на землю, но тут демократы раскололись на сторонников и противников данного предложения. Коммунисты выступили резко против, демократы не стали отстаивать данный вопрос. Частная собственность на землю не была закреплена в конституции. Коммунисты требовали сохранить природные ресурсы в государственной собственности, но тут демократы объединились и не дали провести это решение.

Работа Конституционного Совещания шла плодотворно вплоть до 12 июля 1993 г., после чего оно распустилось. Проект конституции был подготовлен. Параллельно с работой Конституционного Совещания происходила деятельность Конституционной Комиссии. Ответственный Секретарь О.Г. Румянцев попытался создать единый проект, но из-за нежелания Президента России Б.Н. Ельцина единый документ не был подготовлен.

ОСЕННИЙ КРИЗИС И ВТОРОЙ СОЗЫВ КОНСТИТУЦИОННОГО СОВЕЩАНИЯ

Осенью 1993 г. конституционный и государственный кризис подошли к пику. Одна из сторон должна была прекратить свое существование. По воспоминаниям Р.И. Хасбулатова, президентская сторона готовилась к роспуску Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, переподчиняя такие подразделения, как группы «Альфа» и «Вымпел» Главному управлению охраны [20, с. 154].

21 сентября 1993 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин подписал указ №1400 о роспуске СНД РФ и Верховного Совета РФ (32). В ответ на Указ Президента РФ Верховный Совет РФ принял решение об отстранении Президента РФ от должности (27). Конституционный суд также подтвердил незаконность действий президента (4). X СНД РФ принял постановление «О

политическом положении в РФ в связи с государственным переворотом», в котором подтвердил решение Верховного Совета РФ о низложении Б.Н. Ельцина (26). Полномочия Ельцина передали вице-президенту А.В. Руцкому.

Исполняющий обязанности президента обратился к гражданам России с разъяснением ситуации в стране (14), а затем издал ряд посланий командующим Вооруженными Силами РФ (15), личному составу Министерства безопасности РФ (17) и Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II (18), а также офицерам, сотрудникам, курсантам и выпускникам Рязанского военного училища (16). Однако командование Вооруженных Сил РФ хоть и осталось пассивным, но все же было на стороне Б.Н. Ельцина.

Против действий Президента РФ Б.Н. Ельцина подписали совместное заявление Союз возрождения России, Всероссийский монархический центр, движение «Смена - Новая политика», Российская коммунистическая рабочая партия, Фронт национального спасения, Партия возрождения державы, Национал-большевистская партия, Национал-Республиканская партия России, Российский союз молодых христианских демократов, НПСР, Конституционно-демократическая партия (Партия народной свободы), Российский социал-демократический центр, московская организация ДПР, партия «Новые левые», Всероссийский союз «Обновление», общественное объединение «Россия», московская организации «Свободная Россия» и Партия национального единств (19). КПРФ также осудила действия президента (8).

Партия экономической свободы и Российская партия свободного труда, Партия Российского Единства и Согласия, движение демократическая Россия, Демократический Союз заявили о поддержке Президента РФ Б.Н. Ельцина (19).

ЛДПР фактически не встала на сторону ни Кремля, ни Белого Дома. В статье в газете «Правда Жириновского» Е. Михайлов писал, что разгон Верховного Совета РФ ведет к дестабилизации и укреплению радикальных группировок в противоборствующих сторонах (12).

22 сентября 1993 г. политический совет Партии экономической свободы предложил провести досрочные выборы президента и парламента (19). С подобным же предложением выступил лидер партии «Яблоко» Г.А. Явлинский, но Б.Н. Ельцин отказался от такого варианта, да и в Белом доме не все были готовы идти на выборы.

3 октября в Москве шли бои за мэрию и Останкино. 4 октября Б.Н. Ельцин ввел в Москву войска, подразделение «Альфа» смогло взять штурмом Белый дом (19).

Ельцин также отстранил Генерального прокурора РФ В.Г. Степанкова от занимаемой должности и назначил А.И. Казанника. 6 октября В.Д. Зорькин под давлением ушел в отставку с поста Председателя Конституционного суда РФ. 7 октября Б.Н. Ельцин издал указ №1598, который передавал ему полномочия Верховного Совета РФ и СНД РФ (34). Указ Президента РФ №1594 прекратил полномочия Московского Совета (33). 9 октября был издан Указ Президента РФ №1617 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в РФ», который распускал советы на местах, выборы были назначены на 22 октября 1993 года (35).

Еще 25 сентября 1993 г. президент созвал заседание Конституционного Совещания (31). За день до этого он издал распоряжение о создании Общественной палаты во главе с А.А. Собчаком. 11 октября была сформирована Государственная палата Конституционного Совещания, координатором которой был назначен Б.А. Золотухин. Проработав чуть больше месяца, 30 октября Конституционное Совещание завершило работу (30).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К середине 1980-х г. СССР испытывал системный кризис. Попытка Генерального секретаря ЦК КПСС решить проблемы через умеренные преобразования не дала успеха. Радикальные реформы привели к отмене 6 статьи Конституции СССР и зарождению многопартийности.

Ослабление позиций КПСС и центральной власти привели которая нуждалась в новом основном законе. Для его сформирована Конституционная Комиссия во главе с Б.Н. партии.

к разрушению СССР и зарождению суверенной России, создания был запущен конституционный процесс, и Ельциным. В ее работе приняли участие политические

Образовавшийся союз законодательной власти во главе с Р.И. Хасбулатовым и Правительства РФ во главе с Ельциным разрушился из-за несогласия народных депутатов РФ с экономической политикой Е.Т. Гайдара. Началась конфронтация ветвей власти, которая привела и к конституционному противостоянию. Ельцин, понимая, что народные депутаты в

своем проекте конституции ограничат полномочия президента, поручил С.М. Шахраю и С.С. Алексееву создать альтернативный проект основного закона.

Проект конституции был подготовлен к концу апреля 1993 г., однако для принятия нового основного закона была нужна его легитимация. С этой целью Ельцин созвал Конституционное Совещание, в котором были представлены как либеральные партии, так и коммунистические. Проработав, с июня по июль, а затем с сентября по октябрь 1993 г. Конституционное Совещание доработало проект конституции, чем легитимировало его. Несмотря на широкий спектр политических сил, все же преобладали проельцинские партии, которые не всегда давали оппонентам провести предложения, так как составляли большинство.

По созданной в ходе работы Конституционного Совещания Конституции России мы живем и поныне, так как именно она смогла создать основы успешного развития Российской Федерации. Однако основной закон не является догматом, поэтому должен меняться и совершенствоваться, что и было сделано в 2020 году. В настоящее время имеют место дискуссии в области полномочий ветвей власти, закрепления в Конституции России статуса и прав Администрации Президента России, ее срока полномочий, регламентации работы Конституционного Собрания. Вместе с тем, самым важным, на наш взгляд, является то, что ценности и принципы, заложенные в основной закон России, а именно верховенство закона, правовое государство, разделение властей и права человека и гражданина как высшая ценность в России, были и остаются неизменными.

Примечания

1. Аналитическая записка по материалам социологических исследований // Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 10026. Оп. 8. Д. 285. Л. 10.

2. Декларация о государственном суверенитете РСФСР // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР 1990. № 2. С. 22.

3. Доклад Генерального Секретаря ЦК КПСС Горбачева М.С. на Пленуме ЦК КПСС 5 февраля 1990 года // Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ). Ф. 2. Оп. 6. Д. 315. Л. 57.

4. Заключение Конституционного Суда РФ «О соответствии Конституции Российской Федерации действий и решений Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина, связанных с его Указом от 21 сентября 1993 года «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» и Обращением к гражданам России 21 сентября 1993 года» // Десятый Съезд народных депутатов РФ. Стенографический отчет. С. 340.

5. Закон СССР №1360-1«Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР» // Сайт Конституции Российской Федерации. - URL: https://goo-gl.su/xSlcZGnJ (дата обращения: 10.01.2024).

6. Закон СССР от 09.10.1990 №1708-1 (с изм. от 19.05.1995) «Об общественных объединениях» // Консультант Плюс. -URL: https://goo-gl.su/TJ1rtVDS (дата обращения: 10.01.2024).

7. Записка Председателя ЦИК по проведению референдума Секретарю Президиума Верховного Совета РФ В.Г. Сыроватко // ГАРФ. Ф. 10026. Оп. 8. Д. 300. Л. 50.

8. Заявление ЦК КПРФ // Советская Россия. 1993. 23 сентября. С. 3.

9. Из истории Конституции РФ: Конституционная Комиссия: стенограммы, материалы, документы / под ред. О.Г. Румянцева. Т. 3: 1992. Кн. 1. Москва: WoltersKluwer, 2007.

10. Индексы потребительских цен на товары и услуги населению по Российской Федерации в 1991-2009 гг. // Росстат. -URL: https://goo-gl.su/R7AWIF(дата обращения: 10.09.2023).

11. Конституция ЛДПР // ГАРФ. Ф. 10026. Оп. 9. Д. 165. Л. 4-6.

12. Кто подставил Б. Н.? // Правда Жириновского. 1993. №17. С. 2.

13. Материалы XIX Всесоюзной конференции Коммунистической партии Советского Союза. 28 июня - 1 июля 1988 года. Москва: Политиздат, 1988. - 160 с.

14. Обращение Вице-президента РФ А.В. Руцкого // ГАРФ. Ф. 10026. Оп. 2. Д. 62. Л. 3-5.

15. Обращение и. о. Президента РФ А.В. Руцкого к Командующему Сухопутными войсками генерал-полковнику Семенову В.М., Командующему ВВС генерал-полковнику Дейнекину П.С., Командующему ВДВ Подколзину Е.Н. и Командующему ВМФ Адмиралу Ф Н. Громову // ГАРФ. Ф. 10026. Оп. 2. Д. 62. Л. 6.

16. Обращение и. о. Президента РФ А.В. Руцкого к курсантам, офицерам, сотрудникам Рязанского Высшего училища // ГАРФ. Ф. 10026. Оп. 2. Д. 62. Л. 32.

17. Обращение и. о. Президента РФ А.В. Руцкого к личному составу Министерства Безопасности РФ // ГАРФ. Ф. 10026. Оп. 2. Д. 62. Л. 9.

18. Обращение и. о. Президента РФ А.В. Руцкого к Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II // ГАРФ. Ф. 10026. Оп. 2. Д. 62. Л. 8.

19. Октябрь 1993. Хроника // Русский журнал. - URL: http://old.russ.ru/antolog/1993/chron21.htm (дата обращения: 10.01.2024).

20. Платформа ЦК КПСС к XXVIII съезду КПСС. К развернутой социалистической демократии и самоуправлении народа // РГАНИ. Ф. 2. Оп. 6. Д. 315. Л. 28.

21. Постановление IX Съезда народных депутатов РФ «Об утверждении результатов тайного голосования по вопросу об отречении от должности Президента РФ» // Девятый Съезд народных депутатов РФ. Стенографический отчет / под ред. Т.И. Шагова. Москва: Республика, 1993. С. 189.

22. Постановление IX Съезда народных депутатов РФ о «Всероссийском референдуме 25 апреля 1993 года, порядке подведения его итогов и механизме реализации результатов референдума» // Девятый Съезд народных депутатов РФ. Стенографический отчет. С. 194.

23. Постановление VI Съезда народных депутатов РФ «О ходе экономической реформы» // Шестой Съезд народных депутатов РФ. Стенографический отчет / под ред. Т.И. Шагова. Москва: Республика, 1992. С. 175.

24. Постановление VIII Съезда народных депутатов РФ «О мерах по осуществлению конституционной реформы в РФ» // Восьмой Съезд народных депутатов РФ. Стенографический отчет / под ред. Т.И. Шагова. Москва: Республика, 1993. С. 183.

25. Постановление VIII Съезда народных депутатов РФ «О мерах по осуществлению конституционной реформы в РФ» // Восьмой Съезд народных депутатов РФ. Стенографический отчет. С. 185.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Постановление X Съезда народных депутатов РФ «О политическом положении в РФ в связи с государственным переворотом» // Десятый Съезд народных депутатов РФ. С. 288.

27. Постановление Верховного Совета РФ «О прекращении полномочий президента Российской Федерации Ельцина Б.Н.» // Десятый Съезд народных депутатов РФ. Стенографический отчет / под ред. Т.И. Шагова. Москва: Республика, 1993. С. 289.

28. Постановление Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 года № 1830-1 «Об организации исполнительной власти в период радикальной экономической реформы» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 44. С. 1455.

29. Проект конституции фракции Коммунисты России // ГАРФ. Ф. 10026. Оп. 9. Д. 40. Л. 1-13.

30. Распоряжение Президента РФ № 685 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. № 39. С. 3999.

31. Распоряжение Президента РФ о проведении заседания 3 и 4 групп по доработке проекта Конституции РФ // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. Москва: Юридическая литература, 1993. № 39. С. 3670.

32. Указ Президента РФ №1400 // Президент РФ. - URL: http://kremlin.ru/acts/bank/4364 (дата обращения: 10.01.2024).

33. Указ Президента РФ № 1594 // Президент России. - URL: http://kremlin.ru/acts/bank/26538 (дата обращения: 10.01.2024).

34. Указ Президента РФ № 1598 // Президент России. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/4556 (дата обращения: 10.01.2024).

35. Указ Президента РФ № 1617 //Президент России. - URL: http://kremlin.ru/acts/bank/4569 (дата обращения: 10.01.2024).

36. Указ Президента РФ от 20 марта 1993 №379 «О деятельности исполнительных органов до преодоления кризиса власти» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. Москва: Юридическая литература, 1993. №13. С. 1102.

37. Хлудов В. Чемоданы Руцкого // Московский комсомолец. 2017. 6 апреля. С. 2.

Список литературы

1. Авакьян С.А. Конституция России: Природа, эволюция, современность. Москва: Сашко, 2000. - 528 с.

2. Барабанов М.В. Политические партии современной России: становление, особенности, перспективы: Дис... канд. полит. Наук. М., 2006. - 148 с.

3. Батурин Ю.М. Конституционные этюды. М.: Институт права и публичной политики, 2008. - 80 с.

4. Белых Е.Л., Веркеенко Г.П. Политические отношения современного общества и проблемы становления демократии в России. Орел: ОГУ 1993. - 340 с.

5. Гайдар Е.Т. Дни поражений и побед. М.: ВАГРИУС, 1996. - 365 с.

6. Гасанов Г.А. Формирование российской многопартийности: истоки, особенности, тенденции (конец 80-ых - начало 90-ых годов): Автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 1996. - 23 с.

7. Ельцин Б.Н. Записки президента: Размышления, воспоминания, впечатления. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. - 375 с.

8. Засорин А.А., Данилов С.А. Новые политические партии и движения. Краткий справочник лектора. М.: Общество «Знание» РСФСР, 1991. - 64 с.

9. Митюков М.А. Конституционное совещание 1993 года: рождение Конституции России: статьи, выступления, интервью, документы, дневниковые и блокнотные записи (1993-2012). М.: Проспект, 2015. - 482 с.

10. Мороз О.П. Хроника либеральной революции: Как удалось отстоять реформы. М.: Радуга, 2005. - 886 с.

11. Полынов М.Ф. Исторические предпосылки перестройки в СССР: вторая половина 1940 - первая половина 1980-х гг. Санкт-Петербург: Алетейя, 2010. - 512 с.

12. Прибыловский В.В. Словарь новых политических партий и организаций в России. М.: Панорама, 1993. - 204 с.

13. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления. М.: Юрист, 1994. - 285 с.

14. Селезнев Л.В., Смагина С.М., Краславская Г.И. Политические партии России в контексте ее истории. М., 2001. - 438 с.

15. Тарасова Е.А. Альтернативные конституционные проекты в СССР-России в ХХ в. СПб., 2012. С. 38-39.

16. Тарасова Е.А. Конституционное строительство в РСФСР-РФ в 1990-1993 гг. // Россия на переломе войны, революции, реформы. XX век. Санкт-Петербургский государственный университет. СПб., 2018. С. 383-384.

17. Тарасова Е.А. Осень 1993 года в политической истории современной России: причины и участники противостояния // Таврические чтения 2018. Актуальные проблемы парламентаризма: история и современность. Международная научная конференция, С.-Петербург, Таврический дворец, 6-7 декабря 2018 г.: Сборник научных статей. В 2 ч. / Под ред. А.Б. Николаева. СПб.: Астерион, 2019. С. 221-229.

18. Тарасова Е.А. Работа Конституционного совещания РФ (июнь-декабрь 1993 г.) // Таврические чтения 2014. Актуальные проблемы парламентаризма: история и современность. Международная научная конференция, С-Петербург, Таврический дворец, 11-12 декабря 2014 г. Сборник научных статей / Под ред. А.Б. Николаева: В 2-х частях. СПб.: Изд-во "ЭлекСис", 2015. Ч. 2. С. 145 - 152.

19. Филатов С.А. На пути к демократии // Филатов С.А. На пути к демократии. М.: Московский рабочий, 1995. - 578 с.

20. Хасбулатов Р.И. Великая российская трагедия. М.: Симс, 1994. - 876 с.

21. Шаблинский И.Г. Пределы власти. Борьба за российскую конституционную реформу (1989-1995 гг.). М.: Изд-во Центра Конституц. исслед. 1997. 698 с.

22. Шейнис В.Л. Взлет и падение парламента: Переломные годы в российской политике (1985-1993). Т. 2. М.: Элина, 2005. - 771 с.

Информация об авторе

Литичевский Борис Владимирович, студент юридического факультета Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация.

Автор-корреспондент

Литичевский Борис Владимирович, e-mail: liti.boris@gmail.com

WORKS OF YOUNG SCIENTISTS

Review

The activity of political parties in the Constitutional Council during the State crisis of 1992—1993

Boris V. Litichevsky 1

1 Northwestern Branch, Russian State University of Justice, St. Petersburg, Russian Federation, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9539-0456, e-mail: liti.boris@gmail.com

Abstract:

2023 marks the 30th anniversary of the development and adoption of the Russian Constitution, which set the logic for the movement of modern Russia. The article studies the state building of the Russian Federation, which is an important aspect for the functioning of society, and which is impossible without the creation of the basic law of the country. In addition, the events preceding the adoption of the Russian Constitution in 1993 are revealed, namely the beginning of Perestroika and the transition to a multi-party system. The study focuses on the participation of political parties in the process of creating the current Constitution of Russia through their work in the Constitutional Conference. The relevance of the issue is due to the fact that it is the creation of the basic law of the country that is a necessary element for the stable development of the state. Yes, changes are being made to the Russian Constitution in order to improve certain aspects of the legal regulation of society, but its basic principles remain unchanged. The source base for the study consists of documents and materials from the State Archive of the Russian Federation (GARF) and the Russian State Archive of Contemporary History (RGANI), regulations (decrees of the President of the Russian Federation, resolutions of the Congress of People's Deputies of the Russian Federation (SND RF) and the Supreme Council of the Russian Federation; draft constitutions of political parties), as well as memoirs of political figures of the 1990s, including B.N. Yeltsin, E.T. Gaidar, R.I. Khasbulatov. Based on the studied sources and literature, the work of political parties in the Constitutional Conference is presented. The author comes to the conclusion that political parties made a great contribution to the creation of the current Constitution of Russia, since during the work of the Constitutional Conference, when finalizing the presidential draft of the country's basic law, the programs of political parties and their draft constitutions were used.

Keywords: political parties, Constitutional Commission of the SND of the Russian Federation, Constitutional Meeting, M. S. Gorbachev, B. N. Yeltsin, E. T. Gaidar, V. S. Chernomyrdin, R. I. Khasbulatov, A. V. Rutskoy, O. G Rumyantsev

References

1. Avak'yan S.A. (2000) Konstitutsiya Rossii: Priroda, evolyutsiya, sovremennost' [Constitution of Russia: Nature, evolution, modernity]. Moscow: Sashko, 2000. - 528 p. (In Russ.).

2. Barabanov M.V. (2006) Politicheskiye partii sovremennoy Rossii: stanovleniye, osobennosti, perspektivy [Political parties of modern Russia: formation, features, prospects]. Dissertation... cand. watered sci. Moscow, 2006. - 148 p. (In Russ.).

3. Baturin Yu.M. (2008) Konstitutsionnyye etyudy [Constitutional studies]. Moscow: Institute of Law and Public Policy, 2008. -80 p. (In Russ.).

4. Belykh Ye.L. Verkeyenko G.P. (1993) Politicheskiye otnosheniya sovremennogo obshchestva i problemy stanovleniya demokratii vRossii [Political relations of modern society and problems of the formation of democracy in Russia]. Orel: OSU, 1993. - 340 p. (In Russ.).

5. Gaydar Ye.T. (1996) Dniporazheniy ipobeda [Days of defeats and victories]. Moscow: VAGRIUS, 1996. - 365 p. (in Russ.).

6. Gasanov G.A. (1996) Formirovaniye rossiyskoy mnogopartiynosti: istoki, osobennosti, menyayutsya (konets 80-kh -nachalo 90-kh godov) [The formation of the Russian multi-party system: origins, features, trends (late 80s - early 90s)]. Author's abstract. dis. ...cand. watered sciences. Moscow, 1996. - 23 p. (In Russ.).

7. Yel'tsin B.N. (2008) Zapiski prezidenta: Razmyshleniya, vospominaniya, vpechatleniya [Notes from the President: Reflections, memories, impressions]. Moscow: Russian Political Encyclopedia (ROSSPEN), 2008. - 375 p. (In Russ.).

8. Zasorin A.A., Danilov S.A. (1991) Novyye politicheskiye partii i dvizheniya. Kratkiy spravochnik lektora [New political parties and movements. Lecturer's Quick Guide]. Moscow: Society "Knowledge" of the RSFSR, 1991. - 64 p. (In Russ.).

9. Mityukov M.A. (2015) Konstitutsionnoye soveshchaniye 1993 goda: Rozhdeniye Konstitutsii Rossii: stat'i, vystupleniya, interv'yu, dokumenty, dnevnikovyye i bloknotnyye zapisi (1993-2012) [Constitutional meeting of 1993: the birth of the Russian Constitution: articles, speeches, interviews, documents, diary and notebook entries (1993-2012)]. Moscow: Prospekt, 2015. - 482 p. (In Russ.).

10. Moroz O.P. (2005) Khronika liberal'noy revolyutsii: Kak udalos' otstoyat' reformy [Chronicle of the liberal revolution: How we managed to defend the reforms]. Moscow: Raduga, 2005. - 886 p. (In Russ.).

11. Polynov M.F. (2010) Istoricheskiye predpochteniya perestroyki v SSSR: vtoraya polovina 1940-kh - pervaya polovina 1980-kh gg. [Historical background of perestroika in the USSR: second half of 1940 - first half of the 1980s.]. St. Petersburg: Aletheia, 2010. - 512 p. (In Russ.).

12. Pribylovskiy V.V. (1993) Slovar' novykh politicheskikh partiy i organizatsiy v Rossii [Dictionary of new political parties and organizations in Russia]. Moscow: Panorama, 1993. - 204 p. (In Russ.).

13. Rumyantsev O.G. (1994) Osnovy konstitutsionnogo stroya Rossii: ideya, soderzhaniye, voprosy postanovki [Fundamentals of the constitutional system of Russia: concept, content, issues of formation]. Moscow: Lawyer, 1994. - 285 p. (In Russ.).

14. Seleznev L.V., Smagina S.M., Kraslavskaya G.I. (2001) Politicheskiye partii Rossii v dvadtsatoy yeye istorii [Political parties of Russia in the context of its history]. Moscow, 2001. - 438 p. (In Russ.).

15. Tarasova Ye.A. (2012) Konstitutsionnyye Al'ternativnyye proyekty v SSSR-Rossii v XX v. [Alternative constitutional projects in the USSR-Russia in the twentieth century]. St. Petersburg, 2012. Pp. 38 - 39. (In Russ.).

16. Tarasova Ye.A. (2018) Konstitutsionnoye stroitel'stvo v RSFSR-RF v 1990-1993 gg. - In: Rossiya na perelome voyny, revolyutsii, reformy. XX vek. Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy universitet [Constitutional construction in the RSFSR-RF in 1990-1993. - In: Russia is at the turning point of war, revolution, reform. XX century]. St. Petersburg State University. SPb., 2018. Pp. 383-384. (In Russ.).

17. Tarasova Ye.A. (2019) Osen' 1993 goda v politicheskoy istorii sovremennoy Rossii: prichiny i uchastniki protivostoyaniya. -In: Tavricheskiye chteniya 2018. Aktual'nyye problemy parlamentarizma: istoriya i sovremennost'. Mezhdunarodnaya nauchnaya konferentsiya, S.-Peterburg, Tavricheskiy dvorets, 6-7 dekabrya 2018 g.: Sbornik nauchnykh statey. V 2 ch. / Pod red. A.B. Nikolayeva [Autumn 1993 in the political history of modern Russia: causes and participants in the confrontation. - In: Tauride readings 2018. Current problems of parliamentarism: history and modernity. International scientific conference, St. Petersburg, Tauride Palace, December 6-7, 2018: Collection of scientific articles. In 2 hours / Ed. A.B. Nikolaev]. St. Petersburg: Asterion, 2019. Pp. 221-229. (In Russ.).

18. Tarasova Ye.A. (2015) Rabota Konstitutsionnogo zasedaniya RF (iyun' - dekabr' 1993 g.). - In: Tavricheskiye chteniya 2014. Aktual'nyye problemy parlamentarizma: istoriya i sovremennost'. Mezhdunarodnaya nauchnaya konferentsiya, S-Peterburg, Tavricheskiy dvorets, 11-12 dekabrya 2014 g. Sbornik nauchnykh statey Pod red. A.B. Nikolayeva: V 2-kh chastyakh [Work of the Constitutional Conference of the Russian Federation (June-December 1993). - In: Tauride Readings 2014. Current problems of parliamentarism: history and modernity. International scientific conference, St. Petersburg, Tauride Palace, December 11-12, 2014. Collection of scientific articles / Ed. A.B. Nikolaeva: In 2 parts]. St. Petersburg: Publishing house "ElekSys", 2015. Part 2. Pp. 145-152. (In Russ.).

19. Filatov S.A. (1995) Na puti k demokratii. - In: Filatov S.A. Na puti k demokratii [On the way to democracy. - In: Filatov S.A. On the way to democracy]. Moscow: Moskovsky Rabochiy, 1995. - 578 p. (In Russ.)

20. Khasbulatov R.I. (1994) Velikaya rossiyskaya tragediya [The great Russian tragedy]. Moscow: Sims, 1994. - 876 p. (In Russ.).

21. Shablinskiy I.G. (1997) Predely vlasti. Bor'ba za rossiyskuyu konstitutsionnuyu reformu (1989-1995 gg.) [Limits of power. The struggle for Russian constitutional reform (1989-1995)]. Moscow: Publishing House of the Constitution Center Research, 1997. - 698 p. (In Russ.).

22. Sheynis V.L. (2005) Vzlet ipadeniye parlamenta: Perelomnyye gody vrossiyskoy politike (1985-1993) [The Rise and Fall of Parliament: Turning Years in Russian Politics (1985-1993)]. T. 2. Moscow: Elina, 2005. - 771 p. (In Russ.).

Information about the author

Boris V. Litichevsky, bachelor's student, Faculty of Law, North-Western Branch, Russian State University of Justice, St. Petersburg, Russian Federation.

Corresponding author

Boris V. Litichevsky, e-mail: liti.boris@gmail.com

Nauka. Obsestvo. Oborona. 2024. Vol. 12, no. 3. P. 28-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.