Научная статья на тему 'Деятельность подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений на государственной службе в регионе'

Деятельность подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений на государственной службе в регионе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2515
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ПРОФИЛАКТИКА КОРРУПЦИИ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ / PERFORMANCE MONITORING / PREVENTION OF CORRUPTION IN THE PUBLIC SERVICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саморуков А. А.

Проанализирована реализация системы мониторинга эффективности деятельности подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений на государственной службе региона. Представлена практика внедрения антикоррупционных кадровых технологий на государственной гражданской службе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practices of Personnel Services Departments to Prevent Corruption and Other Offenses in the Public Service in a Region

The implementation of the system of monitoring the effectiveness of personnel services departments’ practices to prevent corruption and other offenses in the public service in a region is analyzed. The practice of introducing anti-corruption human resource technologies in the civil service is presented.

Текст научной работы на тему «Деятельность подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений на государственной службе в регионе»

УДК 342:35 ББК 67.401.02

DOI 10.22394/1682-2358-2017-4-21-27

A.A. Samorukov, Candidate of Sciences (Pedagogies), Docent of the Public Administration Department, Orenburg State University

PRACTICES

OF PERSONNEL

SERVICES

DEPARTMENTS

TO PREVENT

CORRUPTION

AND OTHER OFFENSES

IN THE PUBLIC

SERVICE IN A REGION

The implementation of the system of monitoring the effectiveness of personnel services departments' practices to prevent corruption and other offenses in the public service in a region is analyzed. The practice of introducing anti-corruption human resource technologies in the civil service is presented.

Key words and word-combinations: performance monitoring, prevention of corruption in the public service.

А.А. Саморуков, кандидат педагогических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Оренбургского государственного университета (email: [email protected])

Аннотация. Проанализирована реализация системы мониторинга эффективности деятельности подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений на государственной службе региона. Представлена практика внедрения антикоррупционных кадровых технологий на государственной гражданской службе.

Ключевые слова и словосочетания: мониторинг эффективности, профилактика коррупции на государственной службе.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ КАДРОВЫХ СЛУЖБ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

коррупционных

И ИНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ В РЕГИОНЕ

Благополучие Российского государства и динамичное развитие его регионов в современных условиях зависит от эффективности проводимых реформ государственного управления. Обязательным инструментом государственного управления является государственная служба.

Указом Президента РФ от 11 августа 2016 г. № 403 утверждены Основные направления развития государственной граж-

Вестник Поволжского института управления • 2017. Том 17. № 4 2. I

данской службы Российской Федерации на 2016—2018 годы. Правительством РФ был разработан план мероприятий («дорожная карта») по реализации направления «Совершенствование антикоррупционных механизмов в системе государственной гражданской службы». Органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано учесть положения Указа при организации региональных мероприятий по развитию государственной гражданской службы, что позволит осуществлять дальнейшие меры по развитию института гражданской службы в целях повышения ее эффективности и профессионализма, ориентации на обеспечение актуальных потребностей общества [1].

Предпосылки и условия для развития коррупции могут создавать разнообразные факторы, возникающие в различных сферах. По мнению Ю.В. Голика и В.И. Карасева «коррупция — сложное комплексное явление, в котором выделяются экономические, политические, социальные, моральные и собственно правовые аспекты» [2].

В соответствии с Указом Президента РФ от 21 сентября 2009 г. № 1065 за каждым подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений закреплены определенные функции:

— обеспечение соблюдения государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей в сфере противодействия коррупции;

— осуществление контроля исполнения государственными гражданскими служащими должностных (служебных) обязанностей в целях выявления и урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе;

— обеспечение деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов;

— оказание консультативной помощи и организации правового просвещения государственных гражданских служащих;

— проведение проверок достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы и государственными гражданскими служащими [3].

Анализ существующей практики работы должностных лиц кадровых служб показал, что при осуществлении проверок по выявлению случаев несоблюдения запретов и ограничений, связанных с государственной гражданской службой, активно используются базы данных Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», а также электронного сервиса «Поиск сведений в реестре дисквалифицированных лиц».

Проверка сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы, а также гражданскими служащими, осуществляется в рамках реализации соглашений с соответствующими налоговыми, правоохранительными, регистрационными органами, а также образовательными организациями. В обязательном порядке

22. Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2017. Vol. 17. № 4

проводится проверка трудовых книжек кандидатов на замещение должностей государственной гражданской службы Оренбургской области на предмет наличия в них записей, свидетельствующих об увольнении с ранее замещаемых должностей государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным законодательством о государственной гражданской службе. Кадровыми службами осуществляется проверка наличия близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственными гражданскими служащими, если замещение должности государственной гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

В связи с вводом в 2015 г. в эксплуатацию информационной системы учета сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера «spravka.orb.ru» сверка проводится с использованием вышеуказанной информационной системы.

Для подразделения (должностного лица) по профилактике коррупционных и иных правонарушений в целях поддержания в актуальном состоянии нормативной правовой базы в сфере противодействия коррупции установлена обязанность проводить мониторинг законодательства о противодействии коррупции. В рамках этой работы Правительством Оренбургской области заключены соглашения о взаимодействии в сфере правотворческой деятельности, а также обмене информацией о потребностях регионального законодательства и мерах, принимаемых по разработке нормативных правовых актов Оренбургской области с прокуратурой Оренбургской области и Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области.

Учитывая, что в сфере противодействия коррупции институтам гражданского общества и гражданам отведена значительная роль, то государственные органы обязаны осуществлять регулярное взаимодействие при проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, персональных данных и иных сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы и государственными гражданскими служащими, замещающими должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами государственных органов и членов их семей, а также проверки соблюдения государственными гражданскими служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Подразделения (должностные лица) по профилактике коррупционных и иных правонарушений организуют особый учет всех поступающих в государственные органы обращений, регистрируют в соответствующих журналах. Из числа работников подразделений (должностных лиц) назначается уполномоченный по рассмотрению обращений коррупционного характера. При наличии указанной информации обращения направляют в правоохранительные и иные государственные органы сопроводительным письмом с просьбой проинформировать о результатах рассмотрения.

Вестник Поволжского института управления • 2017. Том 17. № 4 /, )

В Оренбургской области разработаны методические рекомендации о порядке рассмотрения органами исполнительной власти обращений граждан и организаций, содержащих сведения о коррупции. В контрольно-регистрационную карточку автоматизированной системы делопроизводства ставится отметка в электронной форме о поступлении обращения о коррупции, что влечет за собой установление особого контроля за его рассмотрением, вводится процедура предварительного рассмотрения данных обращений с привлечением должностных лиц кадровых служб, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Реализуя принцип открытости деятельности государственных органов, подразделения (должностные лица) по профилактике коррупционных и иных правонарушений ведут подраздел по противодействию коррупции на официальном сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет [4]. Исходя из того, что основным объектом антикоррупционной политики области являются государственные гражданские служащие, то профилактические мероприятия, направленные на минимизацию и снижение коррупционных правонарушений указанных должностных лиц, должны иметь приоритетное значение в системе противодействия коррупции. В целях повышения эффективности деятельности по противодействию коррупции в государственных органах проводится регулярная оценка результатов работы в данной сфере в соответствии с показателями.

В результате анализа выявлено, что при проведении этой работы активно используются рекомендации Минтруда России «О показателях оценки эффективности деятельности подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений и алгоритме их применения», которые предлагают ежегодно проводить оценку эффективности деятельности подразделений кадровых служб федеральных государственных органов за отчетный период с 1 января по 31 декабря в определенном порядке.

Следуя рекомендациям и исполняя поручение Президента РФ, по итогам заседания Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 14 ноября 2013 г. № Пр-2689 было принято постановление Правительства Оренбургской области от 1 декабря 2014 г. № 918-п, которым утверждено Положение о мониторинге эффективности деятельности подразделений (специалистов) кадровых служб органов исполнительной власти Оренбургской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Принятое Положение определяет порядок проведения мониторинга эффективности деятельности подразделений, под которым понимается деятельность субъекта мониторинга (аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области) по обобщению и систематизации информации, необходимой для оценки, анализа, сравнения результатов деятельности по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

В целях оценки эффективности в ходе мониторинга решаются следующие задачи:

— получение информации о деятельности подразделений (специалистов); 24 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2017. Vol. 17. № 4

— определение итогового рейтинга деятельности подразделений (специалистов);

— информирование руководителей органов исполнительной власти Оренбургской области об эффективности (неэффективности) подразделений (специалистов) [5].

Мониторинг проводится один раз в год в три этапа. На первом этапе объектом мониторинга осуществляется сбор информации о деятельности подразделений (специалистов) и проводится онлайн-опрос граждан в режиме реального времени на сайте. Аппарат Губернатора и Правительства Оренбургской области осуществляет сбор и анализ информации в соответствии с перечнем показателей, который состоит из трех разделов:

Раздел 1. Показатели, отражающие текущую деятельность подразделений (специалистов) — 36; по следующим направлениям:

— представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

— уведомление о фактах обращения в целях склонения государственного гражданского служащего к совершению коррупционных правонарушений;

— уведомление о выполнении государственным гражданским служащим иной оплачиваемой работы;

— деятельность по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов;

— работа комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов;

— информирование, правовое просвещение и консультирование;

— получение информации о возможных нарушениях и последующее реагирование;

— проведение подразделениями (специалистами) проверок, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Оренбургской области о противодействии коррупции.

Раздел 2. Показатели результативности деятельности подразделений (специалистов) — 6, к которым относятся:

— доля сообщений в общероссийские и региональные СМИ о совершении государственными гражданскими служащими коррупционных правонарушений;

— доля обращений граждан, содержащих сведения о совершении государственными гражданскими служащими коррупционных правонарушений;

— доля случаев привлечения государственных гражданских служащих к уголовной ответственности за совершение преступлений коррупционной направленности;

— доля лиц, в отношении которых прокуратурой Оренбургской области выявлены нарушения порядка представления, публикации и проверки сведений;

— доля лиц, в отношении которых прокуратурой Оренбургской области выявлены случаи представления неполных (недостоверных) сведений;

— доля лиц, в отношении которых прокуратурой Оренбургской области выявлены случаи несоблюдения государственными гражданскими служащими иных запретов и ограничений, связанных с прохождением государственной гражданской службы в Оренбургской области.

Вестник Поволжского института управления • 2017. Том 17. № 4 2. 1

A.A. саморуков

Раздел 3. Показатель (оценка работы по противодействию коррупции, проводимой подразделениями (специалистами) в органе исполнительной власти Оренбургской области, которая дана гражданами по результатам онлайн-оп-роса: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень), определенный по итогам онлайн-опроса граждан — 1.

Решение о включении конкретных показателей оценки эффективности деятельности подразделений принимается с учетом установленных функций (если функции не возложены — ставится балл как за реализованное мероприятие). Таким образом, предлагаемый алгоритм позволяет установить объективную оценку эффективности деятельности подразделений (специалистов) кадровых служб органов исполнительной власти Оренбургской области.

На втором этапе мониторинга осуществляется оценка эффективности деятельности подразделений (специалистов) кадровых служб органов исполнительной власти Оренбургской области через заполнение таблицы результатов анализа. По итогам проведенного анализа осуществляется подсчет баллов на основе внутренних показателей, отражающих текущую деятельность подразделений, и результативность внешнего показателя, определяемого по итогам онлайн-опроса граждан.

Онлайн-опрос проводится ежегодно с 1 мая по 31 декабря путем размещения вопроса «Как Вы оцениваете работу, проводимую подразделением по противодействию коррупции?» и вариантов ответов с возможностью проголосовать за один из представленных ответов. Итоговый результат голосования по завершении онлайн-опроса из подраздела не удаляется.

Требования к количеству, а также субъектной принадлежности граждан, участвующих в онлайн-опросе, не предъявляются. Оценку деятельности подразделений предлагается осуществлять по 100-балльной шкале путем сложения показателей по каждому из трех разделов. Таким образом, минимальный итоговый балл, который может получить орган исполнительной власти Оренбургской области, составляет 25,9, максимальный — 100. Соответственно вес каждого показателя рассчитан таким образом, чтобы исключить возможность оказать влияние на повышение или понижение итогового результата, например, в случае целенаправленного завышения показателя.

На третьем этапе анализируется представленная по установленной форме информация, определяется эффективность деятельности подразделений и принимается решение об осуществлении обязательной выборочной проверки деятельности подразделений (специалистов). Оценка эффективности работы подразделений осуществляется по 100-балльной шкале. При этом предлагается эффективность работы подразделений считать при итоговом результате, равном: от 90 до 100 баллов — высокой; от 70 до 90 баллов — средней; от 50 до 70 баллов — низкой; менее 50 баллов — неудовлетворительной. На основе полученных данных аппарат Губернатора и Правительства Оренбургской области формирует рейтинг подразделений (специалистов) органов исполнительной власти Оренбургской области для сопоставления итогов их деятельности за истекший год.

Сформированный рейтинг позволяет сопоставлять динамику осуществляе-26 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2017. Vol. 17. № 4

мой деятельности подразделениями (специалистами) органов исполнительной власти Оренбургской области, а также проводить самодиагностику эффективности их деятельности по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Результаты практической деятельности подразделений (специалистов), набравших итоговый балл от 90 до 100, по итогам соответствующего анализа могут быть рекомендованы аппаратом Губернатора и Правительства Оренбургской области в качестве лучшей практики в организации работы противодействию коррупции. В подразделения (специалистам) органов исполнительной власти Оренбургской области, набравших итоговый балл менее 90, должны быть направлены рекомендации о необходимости активизации работы по конкретным направлениям [5].

Таким образом, в Оренбургской области для повышения результативности работе антикоррупционных механизмов в деятельности государственных органов по противодействию коррупции создана и реализуется система мониторинга эффективности деятельности подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений на государственной службе, в рамках которой решены две первостепенные задачи: разработаны показатели (оценки) деятельности государственных органов и система мониторинга эффективности деятельности подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений [6].

Библиографический список

1. Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 годы: Указ Президента РФ от 11 авг. 2016 г. № 403. URL: http://ivo. garantra/#/document/71463052/paragraph/1:3

2. ГоликЮ.В. Коррупция как механизм социальной деградации. СПб., 2005.

3. О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению: Указ Президента РФ от 21 сент. 2009 г. № 1065. URL: http://ivo.garant.rU/#/document/196300/paragraph/9597:8

4. Вопросы противодействия коррупции: Указ Президента РФ от 8 июля 2013 г. № 613. URL: http://ivo.garant.rU/#/document/70408644/paragraph/1:6

5. О мониторинге эффективности деятельности подразделений (специалистов) кадровых служб органов исполнительной власти Оренбургской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений: постановление Правительства Оренбургской области от 1 дек. 2014 г. № 918-п. URL: http://ivo.garant.ru/#/basesearch

6. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты«) по реализации основных направлений развития государственной гражданской службы Оренбургской области на 2016-2018 годы: постановление Правительства Оренбургской области от 28 нояб. 2016 г. № 899-п. URL: http://ivo.garant.ru/#/basesearch

Вестник Поволжского института управления • 2017. Том 17. № 4 27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.