Научная статья на тему 'Деятельность по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта как условие повышения профессиональной компетентности преподавателей учреждений среднего профессионального образования'

Деятельность по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта как условие повышения профессиональной компетентности преподавателей учреждений среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
767
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / СИСТЕМА РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ / ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ратьева Ольга Юрьевна

В статье рассматривается деятельность по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта, осуществляемая администрацией среднего специального учебного заведения в целях повышения профессиональной компетентности педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ратьева Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта как условие повышения профессиональной компетентности преподавателей учреждений среднего профессионального образования»

УДК 377.112

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ИЗУЧЕНИЮ, ОБОБЩЕНИЮ И РАСПРОСТРАНЕНИЮ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

STUDY, COMPILATION AND DISSEMINATION OF ADVANCED PEDAGOGICAL EXPERIENCE AS A CONDITION TO IMPROVE TEACHERS’ PROFESSIONAL COMPETENCE IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

О. Ю. Ратьева

O. Y. Ratyeva

ФГБОУ ВПО « Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье рассматривается деятельность по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта, осуществляемая администрацией среднего специального учебного заведения в целях повышения профессиональной компетентности педагогов.

Abstract. The article considers the study, compilation and dissemination of advanced pedagogical experience. These procedures are carried out by the administration of an educational institution to improve teachers’ professional competence.

Ключевые слова: профессиональная компетентность преподавателей, система работы с педагогическими кадрами, передовой педагогический опыт.

Keywords: teachers ’ professional competence, system of working with teaching staff, advanced pedagogical experience.

Актуальность исследуемой проблемы. Развитие среднего профессионального образования в Российской Федерации осуществляется в условиях коренных изменений, происходящих в государственно-политической и социально-экономической сферах. Сегодня работодатель требует от специалиста среднего звена новых профессиональных и личностных качеств - системного мышления, экономической, правовой, информационной и коммуникативной культуры, способности к осознанному анализу своей деятельности, приобретению новых знаний, творческой активности и ответственности за выполняемую работу. Изменения в системе образования направлены на повышение его качества и предъявляют повышенные требования к уровню профессиональной компетентности преподавателей учреждений среднего профессионального образования. Современному педагогу необходимо расширить пределы своей профессиональной компетентности до границ способности системно-целостного осмысления наработанного опыта, его самоанализа, обобщения. Это необходимо как руководителям средних

специальных учебных заведений, так и самим преподавателям, так как деятельность по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта не только способствует сохранению традиционных форм работы, но и внедрению в образовательный процесс новых педагогических технологий.

Материал и методика исследований. Методологической основой исследования являются философские положения о социальной сущности человека. Теоретической основой выступают концептуальные представления о сущности и особенностях педагогической деятельности, развитии профессиональной компетентности учителя, представления о формировании личности учителя в системе непрерывного образования, исследования по проблемам качества профессионального образования, работы в области оценки качества педагогической деятельности [4], [5], [6], [7]. В ходе исследования использовались следующие методы: теоретический и сравнительный анализ

философской и психолого-педагогической литературы, диагностические методики, наблюдение за деятельностью педагогов, беседы, изучение документации, констатирующий и формирующий виды эксперимента, методы измерения и обработки экспериментальных данных, системный и качественный анализ занятий и мероприятий, результатов учебной деятельности. Базой исследования явилось ФГОУ СПО «Чебоксарский механико-технологический техникум» (далее - ЧМТТ). Исследованием были охвачены 65 преподавателей техникума.

Результаты исследований и их обсуждение. Современный педагог имеет право действовать самостоятельно, применяя новое сочетание уже имеющихся средств в новых ситуациях или же новые средства в типичных, повторяющихся педагогических ситуациях. Важно научиться профессионально, грамотно обмениваться наработанным опытом, своими методическими находками, понимать профессиональные проблемы других. Чтобы опыт успешной педагогической работы можно было воспроизвести, использовать в других случаях и передать другим преподавателям, он должен быть научно осмыслен.

Под педагогическим опытом мы понимаем организованный, целенаправленный педагогический процесс и его результат, находящий свое отражение в качествах личности студента [1]. Понятие «передовой педагогический опыт» мы рассматриваем в узком и широком смыслах. В широком смысле передовой педагогический опыт - это высокое мастерство педагога, т. е. такая практика, которая дает устойчивый положительный педагогический результат [2]. Нередко бывает так, что опыт педагога не содержит в себе чего-либо нового, но, основанный на успешном применении установленных наукой принципов и методов, становится хорошим образцом для тех преподавателей, которые еще не овладели педагогическим мастерством. В этом смысле достижения преподавателя представляют собой передовой опыт, достойный распространения. Передовой опыт в более узком смысле слова - это такая практика, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности. Именно новаторский опыт в первую очередь подлежит анализу, обобщению и распространению.

В качестве критериев передового педагогического опыта нами выделены следующие: новизна; результативность и эффективность; соответствие требованиям педагогики, психологии и методики; стабильность и повторяемость результатов в течение длительного периода времени использования этого опыта; воспроизводимость; оптимальность в целостном педагогическом процессе.

Критериями результативности опыта являются: профессионально-личностная

компетентность педагога; качество образовательной подготовки студентов; результативность творческо-исследовательской деятельности студентов; достижение высоких образовательных результатов в контексте нового качества образования [3].

Главная задача анализа и обобщения передового педагогического опыта, на наш взгляд, заключается в том, чтобы раскрыть способы, приемы, посредством которых достигнут положительный эффект. Поэтому изучение целесообразно начинать с анализа достигнутых преподавателем результатов. Если изучается передовой опыт обучения, то следует анализировать объем и качество знаний студентов, изменения в их общем развитии. При изучении опыта воспитательной работы анализу подвергается поведение студентов, уровень их воспитанности. При этом особое внимание обращается на специфические особенности стиля данного педагога, характеризующие его творческие находки.

Мы считаем, что одной из основных функций педагогического опыта в системе связи науки и практики является предоставление эмпирического материала для научного изучения, так как именно в нем возникают непредвиденные ситуации и проблемы, которые становятся объектом научного исследования.

В ходе проведенного исследования нами установлено, что деятельность администрации среднего специального учебного заведения по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта является важным педагогическим условием повышения профессиональной компетентности преподавателей. Данные проведенного анкетирования свидетельствуют о том, что педагоги ЧМТТ высоко ценят деятельность администрации техникума в этом направлении, отмечают, что она способствует повышению эффективности учебно-воспитательного процесса (92 % респондентов).

Рассматривая управление процессом изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта в ЧМТТ, следует отметить особую роль методической службы. Содержание и методы работы методической службы в этом направлении следующие:

1. Составление плана изучения опыта.

2. Распределение обязанностей между членами группы, изучающей опыт работы преподавателей.

3. Изучение результативности педагогического опыта, за счет чего получены высокие результаты: вследствие применения эффективной системы методов и средств или за счет перегрузки педагога и студентов. В последнем случае отпадает сама необходимость изучения.

4. Определение уровня новизны педагогического опыта (новизна на уровне открытий, эффективное применение на практике известных научных положений и совершенствование на этой основе учебно-воспитательного процесса, рационализация отдельных сторон педагогического труда, творческий подход к применению известных педагогических и методических приемов).

5. Сбор, фиксация и систематизация материала.

6. Обработка фактического материала. Ее основная цель заключается в том, чтобы превратить массу фактов в упорядоченную систему, позволяющую видеть устойчивую связь между профессиональными действиями педагога и результатами его деятельности.

7. Определение того, что дает данный опыт развитию личности студентов: какой тип мышления, памяти, воображения формируется, как отражается процесс обучения на эмоциональном самочувствии студента, насколько ему комфортно на занятии.

8. Подведение итогов изучения педагогического опыта: формулирование основной идеи опыта, вычленение характерных особенностей, обобщение системы методов и приемов организации учебного процесса в опыте конкретного преподавателя, выявление целостной структуры опыта, формулирование выводов и педагогических рекомендаций. Творческая группа, изучившая опыт работы педагога, определяет формы обобщения и распространения передового педагогического опыта. Так, одними из основных направлений методической работы педагогического коллектива ЧМТТ на 2010/11 учебный год являются:

- выставка учебно-методических разработок «Знания, опыт, мастерство - в основу педагогического труда»;

- проведение мастер-классов «Современный урок - какой он?»;

- выступления педагогов с сообщениями методического характера;

- взаимопосещение и анализ занятий и т. д.

Резюме. Главным источником качества обучения, развития, воспитания студентов является педагог. Основным направлением в работе с педагогическими кадрами должна стать деятельность по повышению профессиональной компетентности преподавателей. Одним из важных направлений является работа администрации среднего специального учебного заведения по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта, которая способствует повышению качества и результативности образовательного процесса. Распространять и внедрять в практику ссузов надо любой положительный опыт, но особенно глубоко и всесторонне нужно анализировать, обобщать и распространять опыт педагогов-новаторов. Ценность для науки представляет не только положительный, но и отрицательный опыт. Ошибки, неудачи, порожденные обнаружившимся в ходе эксперимента несоответствием учебных материалов реальным условиям обучения, факты расхождения между целью и результатами изучаются и дают материал для выводов и обобщений теоретического характера.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ковалев, В. П. Основы управления педагогическими системами : учеб. пособие / В. П. Ковалев. -Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2000. - 160 с.

2. Ковалев, В. П. Система изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта : учеб. пособие / В. П. Ковалев, О. Ю. Ратьева. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. - 68 с.

3. Кузьмина, В. Ф. Передовой педагогический опыт (рекомендации учителю) / В. Ф. Кузьмина // Завуч. - 2006. - № 4. - С. 18-22.

4. Куприянова, Л. Н. Педагогическое мастерство: принципы оценки / Л. Н. Куприянова // Высшее образование в России. - 2003. - № 1. - С. 78-80.

5. Максимов, В. Г. Педагогическая диагностика в школе : учеб. пособие / В. Г. Максимов. - М. : Academia, 2002. - 270 с.

6. Педагогика / В. А. Сластенин и др. - М. : Школа - Пресс, 2002. - 512 с.

7. Педагогика : учеб. пособие / В. В. Воронов и др. ; под ред. П. И. Пидкасистого. - М. : Рос. пед. агентство, 2000. - 638 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.