Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА СССР И ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МУСУЛЬМАН СРЕДНЕЙ АЗИИ И КАЗАХСТАНА ПО ИЗДАНИЮ И РАСПРОСТРАНЕНИЮ МУСУЛЬМАНСКИХ ЖУРНАЛОВ В 1945-1991 ГГ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА СССР И ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МУСУЛЬМАН СРЕДНЕЙ АЗИИ И КАЗАХСТАНА ПО ИЗДАНИЮ И РАСПРОСТРАНЕНИЮ МУСУЛЬМАНСКИХ ЖУРНАЛОВ В 1945-1991 ГГ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
114
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМСКИЕ ЖУРНАЛЫ / ISLAMIC MAGAZINES / "ЖУРНАЛ ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ НАРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ И КАЗАХСТАНА" / "ЖУРНАЛ СРЕДНЕАЗИАТСКОГО ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МУСУЛЬМАН" / "JOURNAL OF THE SPIRITUAL DIRECTORATE OF THE MUSLIMS OF CENTRAL ASIA AND KAZAKHSTAN" / "JOURNAL OF MIDDLE ASIAN THE SPIRITUAL DIRECTORATE OF THE MUSLIMS" / ДУХОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МУСУЛЬМАН СРЕДНЕЙ АЗИИ И КАЗАХСТАНА / THE SPIRITUAL DIRECTORATE OF THE MUSLIMS OF CENTRAL ASIA AND KAZAKHSTAN / "МУСУЛЬМАНЕ СОВЕТСКОГО ВОСТОКА" / "MUSLIMS OF THE SOVIET EAST" / "MUSLIMS MOVAROUNNAHARA" / "МУСУЛЬМАНЕ МОВАРОУННАХАРА" / ПРОПАГАНДА / PROPAGANDA / ОШИБКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ / ERRORS OF THE RESEARCHERS / СОВЕТ ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТОВ / COUNCIL FOR RELIGIOUS AFFAIRS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ахмадуллин В.А.

В статье анализируется работа различных органов советского государства и Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана по изданию мусульманских журналов в 1945-1991 гг. Выявлены и проанализированы ошибки исследователей, занимающихся этим вопросом, сделаны выводы о времени выхода журналов, причинах прошедших изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Ахмадуллин В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The activities of the Party-State apparatus of the USSR and the Spiritual Directorate of the Muslims of Central Asia and Kazakhstan on the publication and distribution of Muslim journals during 1945-1991

The article examines the work of the various bodies of the Soviet state and the Spiritual Directorate of the Muslims of Central Asia and Kazakhstan on publication of Muslim journals during 1945-1991. Main error of the researchers in this area have been identified as well as conclusions on the publication period and the causes of the introduced changes have been drawn.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА СССР И ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МУСУЛЬМАН СРЕДНЕЙ АЗИИ И КАЗАХСТАНА ПО ИЗДАНИЮ И РАСПРОСТРАНЕНИЮ МУСУЛЬМАНСКИХ ЖУРНАЛОВ В 1945-1991 ГГ»

Ахмадуллин В.А. Деятельность партийно-государственного аппарата СССР и Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана по изданию и распространению мусульманских журналов в 1945-1991 гг._

УДК 28 (09) В.А. Ахмадуллин

Деятельность партийно-государственного аппарата СССР и Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана по изданию и распространению мусульманских журналов в 1945-1991 гг.

Военный университет Министерства обороны РФ, г. Москва; slavaah@yandex.ru

В статье анализируется работа различных органов советского государства и Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана по изданию мусульманских журналов в 1945-1991 гг. Выявлены и проанализированы ошибки исследователей, занимающихся этим вопросом, сделаны выводы о времени выхода журналов, причинах прошедших изменений.

Ключевые слова: исламские журналы, «Журнал Духовного управления народов Средней Азии и Казахстана», «Журнал Среднеазиатского духовного управления мусульман», «Мусульмане Советского Востока», «Мусульмане Мовароуннахара», пропаганда, ошибки исследователей, Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана, Совет по делам религиозных культов.

За последние годы на всём постсоветском пространстве было проведено множество диссертационных исследований, написаны сотни монографий и статей, организованы десятки научных конференций, посвященных анализу жизни мусульманских общин в советском государстве и деятельности выдающихся деятелей ислама из числа советских граждан. Но, как показал анализ этих трудов, до сегодняшнего дня нет объективных исследований по истории мусульманских печатных СМИ, выпущенных в СССР в период 1945-1991 гг.

После Великой Отечественной войны духовные управления мусульман стали распространять в зарубежных странах книги, альбомы, журналы, рассказывающие о жизни мусульман в СССР. Находясь под жёстким цензурным прессом, они рисовали картину, диктуемую руководством страны. Тем не менее, изучение этих материалов совместно с регламентирующими документами, рассекреченными недавно, представляет большой научно-теоретический и практический интерес. Одним из первых затронул проблему создания мусульманских СМИ в СССР доктор философских наук Т.С. Саидбаев. Он выяснил, что «после войны начал выходить журнал, издаваемый САДУМ» [1, с. 190]. Но профессор Т.С. Саидбаев не указал ни название журнала, ни других данных этого СМИ.

Найденные нами документы помогли прояснить ситуацию с выпуском этого журнала по годам, его названием, используемыми языками и т. д.

В 1944 г. руководители Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана (САДУМ) обратились с просьбой об издании журнала в СНК УзССР, обосновав ходатайство необходимостью усиления патриотической работы. Правительство Узбекистана пошло навстречу САДУМ и 11 сентября 1944 г. издало Постановление № 1088-142-с. Уполномоченный Совета по делам религиозных культов (СДРК) по УзССР И. Ибадов отправил Председателю СДРК И.В. Полянскому данное Постановление правительства республики, а также ходатайство САДУМ об издании ежемесячного журнала, собственное заключение, представленное в СНК УзССР, и образцы материалов, планируемых к изданию в журнале. Уже 30 сентября 1944 г. И.В. Полянский подготовил справку для В.М. Молотова о положительном отношении СДРК к изданию мусульманского журнала. В.М. Молотов санкционировал издание

журнала тиражом в 3000 экземпляров. Вскоре макет первого номера журнала был представлен в СДРК для утверждения. При этом было поставлено жесткое условие -согласовывать и впредь все статьи в ЦК КП(б) Узбекистана и у уполномоченного СДРК по УзССР. Такой жёсткий контроль был введен потому, что эти издания предназначались не только для советского читателя, но и для зарубежного [2, л. 38; 3, л. 14-49; 4, л. 75-76; 5, л. 1]. В письме И.В. Полянского уполномоченному по УзССР Х.Н. Искандерову от 2 ноября 1946 г. есть важная деталь - журнал должен был издаваться арабским шрифтом [6, с. 99].

Нам представляется, что таким образом власть пыталась решить серьёзную проблему - молодёжь, учившаяся в советской школе, не могла читать на арабском, в то же время это не представляло проблемы для многих зарубежных мусульман, в т. ч. для эмигрантов, а также для советских мусульман преклонного возраста, получавших образование до отмены в СССР арабского шрифта в 20-е годы ХХ в.

В 1945 г. вышел сдвоенный номер - 1/2 за январь-февраль только на узбекском языке. В 1946 г. № 3/4 за январь-февраль вышел на узбекском, казахском языках и на фарси. Весной 1946 г. между СДРК и уполномоченным по УзССР шла переписка из-за нарушения САДУМ структуры журнала в № 3/4. СДРК настаивал на возвращении от 4-х рубрик к трём, утверждённым ранее: официальной - постановления и распоряжения САДУМ; религиозной - толкование отдельных аятов Корана, молитв и проповедей, патриотические статьи, биографии и деятельность видных представителей религии -выходцев из региона и стран Востока; ответы на вопросы о религии. Своеволие СА-ДУМ при смене рубрик подтолкнуло СДРК на жёсткий шаг - уполномоченного по УзССР обязали все планируемые к размещению в журнале статьи присылать в СДРК для ознакомления, после чего отредактированные материалы передавались руководству УзССР, а затем переправлялись в САДУМ [4, л. 75-76, 154-154 об.].

Интересно, что в специализированной справочной литературе вместо фарси указан таджикский язык, но, учитывая родственность этих языков и арабский шрифт, можно говорить, что особой ошибки нет [7, с. 93-94].

Несмотря на то, что на № 3/4 журнала САДУМ стоит дата - январь-февраль 1946 г., он в это время не был выпущен. Этот вывод следует из доклада уполномоченного СДРК по УзССР И. Ибадова от 5 мая 1946 г. в Москву, в котором он пишет, что № 3/4 ещё не напечатан [4, л. 113].

Уже в самом начале выпуска первого в СССР мусульманского журнала были сорваны планы по тиражу, срокам и по языкам: журналы на туркменском и киргизском не вышли, что означало частичный провал проекта НКГБ, поддержанного руководством СССР.

В 1946 г. было выпущено 5000 экземпляров журнала [7, с. 93-94]. В отчёте уполномоченного СДРК по УзССР за 1-3 квартал 1946 г. сказано о выходе из печати журнала САДУМ за № 3/4 [8, л. 203], т. е. журнал был напечатан в период с 6 мая по 30 сентября 1946 г.

Надо отметить, что в 1946 г. в СССР издавалось ещё 4 религиозных журнала: «Братский вестник», «Епархиальный вестник», «Журнал Московской патриархии», «Эчмиадзин». По нашему мнению, эти издания, как и журнал САДУМ, издавались с разрешения советских властей не столько для удовлетворения потребностей верующих советских граждан, сколько для демонстрации Западу свободы совести, которой на самом деле не было.

Автору статьи удалось найти ещё несколько причин срыва планов выпуска журнала. В отчёте за I квартал 1945 г. уполномоченный СДРК по УзССР назвал причину задержки выпуска журнала № 1/2 за 1945 г. - малое количество арабских букв в типографии [9, л. 326]. Но, с нашей точки зрения, были причины, которые являлись более весомыми: это распоряжения секретаря ЦК КП (б) УзССР по пропаганде М.Г. Вахабова о приостановке печатания журнала в связи с выполнением государственных заказов. Более того, заместитель Председателя СМ УзССР И.А. Султанов был настроен запретить выполнять заказы САДУМ в типографии № 1, единственной имеющей арабский шрифт в Ташкенте. Такое положение дел вызвало озабоченность СДРК. Поэтому И.В. Полянский был вынужден 25 мая 1946 г. подписать письмо на имя У.Ю. Юсупова - Первого секретаря ЦК КП(б) Узбекистана, затем 15 июня 1946 г. перепроверять через уполномоченного СДРК в УзССР, как решён вопрос [4, л. 113, 115, 116].

В специализированном издании «Летопись периодических изданий СССР 1947» указывается, что в 1947 г. мусульманский журнал в СССР не издавался [10, с. 118]. В отчёте за IV квартал 1947 г., подписанном 2 февраля 1948 г., уполномоченный СДРК по УзССР Х.Н. Искандеров докладывал: «После 2-го пленума прошёл год, а САДУМ еще не выпустил ни одного номера журнала» [11, л. 37-38]. Дата подписания отчёта является косвенным свидетельством того, что и в январе 1948 г. журнал не вышел из печати.

Срыв выпуска журнала в 1947 г. был во многом связан с саботажем со стороны САДУМ, нежеланием руководства управления идти на поводу у своих кураторов из органов государственной власти. С точки зрения автора статьи, руководители САДУМ прекрасно понимали, что публикация некоторых решений, в т. ч. и фетв, принятых под давлением партийно-государственного аппарата, не только внесёт сумятицу в сознание многих мусульман, но и поставит под удар авторитет руководителей САДУМ. Последние не могли не учитывать и тот факт, что муллы, не подчиняющиеся САДУМ, могли объяснить верующим, кто является предателем ислама и идёт на поводу у советской власти. К тому же И. Бабахан и его соратники понимали, что такой шаг ударит по их авторитету и за пределами СССР.

По мнению уполномоченного СДРК по УзССР, изложенному в докладе Председателю СДРК, секретарю ЦК КП(б) Узбекистана по пропаганде, заместителю Председателя СМ УзССР, датированном 25 мая 1948 г., САДУМ не смог выпустить очередной номер журнала из-за внутреннего конфликта в самом духовном управлении. В итоге выпуск журнала был запланирован на 15 ноября 1948 г. [11, л. 153, 171, 193].

Дополнительным источником информации, помогающим выяснить годы выхода номеров журнала, является отчёт СДРК, подготовленный в 1949 г. В этом документе указано: САДУМ с 1945 г. издавал журнал тиражом в 5000 экземпляров, за 1948 г. вышел один сдвоенный номер, за весь период издания вышло три сдвоенных номера. Часть тиража (500 экземпляров) распространена за границей [12, л. 11-17]. В отчёте уполномоченного СДРК по УзССР за IV квартал 1948 г. говорится о выпуске журнала № 5/6 тиражом 5000 экземпляров, содержание которого было согласовано в СДРК и СМ УзССР [13, л. 124].

В архивных материалах и специализированной литературе имеются точные сведения о периодичности и времени выпуска журнала САДУМ: в 1945 г. был выпущен сдвоенный № 1/2 за январь-февраль; после мая 1946 г. вышел № 3/4, обозначенный как номер за январь-февраль этого года; в IV квартале 1948 г. был выпущен № 5/6.

Беседа члена СДРК Н. Тагиева с М.Г. Вахабовым - секретарём ЦК КП(б) Узбекистана по пропаганде, состоявшаяся 15 декабря 1948 г., вносит ясность в вопрос

качества статей журнала и его слабой востребованности зарубежными мусульманами. М.Г. Вахабов сказал, что выход журнала с опозданием и с малой периодичностью делают его неинтересным для иностранцев, поэтому он оседает на складах посольств; авторский коллектив журнала слаб с точки зрения литературного мастерства, а САДУМ в этом направлении не работает [11, л. 216]. Выводы М.Г. Вахабова находят своё подтверждение и в отчёте СДРК, подготовленном в 1949 г.: «Журнал влачит жалкое существование. Объясняется это тем, что для помещения в нем нет соответствующих материалов» [12, л. 11-17]. С нашей точки зрения, размещать правду в таком журнале о положении ислама в СССР в то время было опасно для жизни членов коллектива журнала.

Требует разрешения и вопрос о точном названии этого журнала. В специализированном справочнике «Летопись периодических изданий СССР 1946. Журналы, Труды и Бюллетени» указано название: «Журнал Духовного управления народов Средней Азии и Казахстана» [7, 93-94]. Под несколько иным названием -«Журнал Средне-Азиатского духовного управления мусульман» он внесён в «Перечень печатных изданий религиозных культов СССР», составленный СДРК в 1949 г. для уполномоченного СМ СССР по охране государственных тайн в печати [14, л. 152-153].

В 1949 г. Председатель Духовного управления мусульман Северного Кавказа Х.К. Гебеков просил разрешить выпускать журнал. Но СДРК ему отказал, обосновав это отсутствием в Дагестане типографии с арабским шрифтом, грамотных корреспондентов и высокой цены работ из-за обилия языков в регионе [15, л. 82-83].

В отчёте за 1949 г. СДРК признал отсутствие вины САДУМ в срыве выхода журнала в 1949 г. [15, л. 82]. В 1951 г. заместитель Председателя САДУМ З. Бабаханов высказал в СДРК собственное мнение о причинах невыхода журнала с 1949 г. по 1951 г.: местные органы власти долго изучают статьи; типография задерживает исполнение работ, и поэтому журнал устаревает ко дню публикации. В ответ СДРК отправил в сентябре 1951 г. своему уполномоченному по УзССР указание принять меры - сделать так, чтобы журнал выходил вовремя. В отчёте за III квартал 1951 г. уполномоченный СДРК по УзССР указал одну из причин срыва выхода журнала в 1951 г. - некоторые статьи содержали нападки на христианство. Руководству САДУМ было дано распоряжение учесть рекомендации при подготовке новых материалов.

В конце 1951 г. СДРК предпринял новую попытку возродить журнал: в ответ на просьбу САДУМ о выпуске календаря на 1371 г. хиджры И.В. Полянский предложил САДУМ выпустить очередной номер журнала и в нём разместить этот календарь [5, л. 1-2, 53, 102].

В апреле 1956 г. уполномоченный СДРК при СМ Таджикской ССР К. Хамидов предложил организовать при САДУМ выпуск религиозного иллюстрированного журнала на узбекском и таджикском языках о жизни мусульман региона. Особое внимание он предложил уделить освещению жизни учащихся медресе Мир-Араб. Эту рубрику он посоветовал выпускать на узбекском, таджикском и арабском языках [16, л. 27-30].

Несмотря на прекращение издания в СССР мусульманского журнала, 2 ноября 1956 г. заместитель Председателя СДРК В.И. Гостев, принимая мусульман Индонезии, отмечал, что в СССР регулярно печатаются религиозные журналы [17, л. 35].

Отсутствие журнала, освещающего жизнь советских мусульман, вызвало озабоченность в МИД СССР. В мае 1957 г. заведующий отделом стран Ближнего Востока Г.Т. Зайцев отправил В.И. Гостеву письмо. Он предложил силами одного из ДУМ организовать выпуск такого журнала на арабском языке и тем самым противодействовать

пропаганде Англии и США в арабских странах. В ответном письме В.И. Гостев одобрил идею и согласился с тем, что необходимо противодействовать издающемуся в Лондоне журналу «Исламское обозрение», но он изложил причины, по которым, по его мнению, ДУМ не в состоянии решить проблему: нет полиграфической базы и бумаги, отсутствуют квалифицированные кадры. В заключение он предложил просить директивные инстанции поручить Госкомитету по культурным связям с зарубежными странами организовать от имени духовных управлений мусульман издание такого журнала на нескольких языках и распространять его в основном в зарубежных государствах [18, л. 99-100].

Первый номер возрождённого журнала был подготовлен к выпуску в Ташкенте ещё в 1957 г., и инициативу в этом вопросе проявил Председатель Президиума Верховного Совета УзССР Ш.Р. Рашидов [19, л. 65]. В 1958 г. СДРК предложил ЦК КПСС разрешить САДУМ «издание журнала на узбекском, арабском и фарсидском языках, имея при этом в виду распространение основного тиража этого журнала за границей» [20, л. 5]. В 1959 г. МИД сообщил в СДРК о том, что на совещании в посольстве СССР в Каире с советскими паломниками говорилось о создании журнала Духовного управления мусульман для рассылки зарубежным мусульманам [21, л. 10]. В марте 1960 г. МИД СССР ещё раз довёл до СДРК идею о необходимости противодействия пропаганде Запада на Востоке, для чего предлагалось издавать периодический журнал САДУМ. Но уже через три недели руководство СДРК изложило свою позицию по этому вопросу: целесообразно издание отдельных книг, фотоальбомов и фильмов о жизни советских мусульман, а не периодического журнала [22, л. 82-83].

Российские и зарубежные исследователи, занимающиеся проблемой издания мусульманских журналов САДУМ, делают ошибочные выводы о названиях журналов, годах их издания и времени использования тех или иных языков.

Так, исследователь А.Х. Назаров в своей диссертации ссылается на № 5/6 журнала САДУМ, якобы вышедший в 1946 г. Он также утверждает, что «С 1967 г. началась публикация исламского журнала «Мусульмане Советского Востока» на узбекском, арабском, английском, французском языках» [23, с. 33, 72]. С нашей точки зрения, кандидат исторических наук А.Х. Назаров допускает несколько ошибок. Разберём их, опираясь на архивные документы, специализированные справочники и сам журнал.

Уполномоченный СДРК по УзССР Х.Н. Искандеров в отчёте за IV квартал 1948 г. указывает: «За период IV квартала САДУМ выпустил очередной номер журнала № 5/6, тиражом 5000 экз.» [13, л. 124]. Таким образом, становится ясно, что в 1946 г. САДУМ не выпускал журнал под № 5/6.

Ошибается А.Х. Назаров и относительно 1967 г. В справочнике «Летопись периодических изданий СССР 1966-1970 гг. ...» указано, что журнал «Мусульмане Советского Востока» - «Совет Шарк мусулмонлари» издаётся с июля 1968 г. и выходит на узбекском языке с арабским шрифтом. В этом справочнике также указывается, что «Мусульмане Советского Востока» - «аль-Муслимуна фи-ль-Иттихад ас-Суфьяти» издаётся на арабском языке с № 2 (13) с мая 1969 г. [24, с. 93]. «Летопись периодических изданий СССР 1971-1975.» подтверждает эти данные и указывает, что издание этого журнала на французском и английском языках началось только в 1974 г. [25, с. 112-113]. Более того, на первой странице многих номеров журнала, которыми сегодня располагает Российская государственная библиотека, написано «Founded in 1968» [26, p. 1; 27, p. 1; 28, p. 1; 29, p. 1].

Доктор исторических наук Б. Бабаджанов утверждает, что САДУМ опубликовал ряд фетв в январском номере журнала «Совет Шарки мусулмонлари» за 1947 г. [30,

с. 170-171]. Но, как мы уже показали ранее, в 1947 г. журнал САДУМ не выходил, а это название появилось только в 1968 г.

Узбекский исследователь А. Усманходжаев утверждает: «С 1947 года начал издаваться журнал «Совет Шарки мусулмонлари» («Мусульмане Советского Востока»)» [31, с. 70]. Известный российский религиовед Р.А. Силантьев пишет: «С 1947 года усилиями ДУМ Средней Азии и Казахстана стал небольшими тиражами издаваться журнал «Мусульмане Советского Востока» («Совет Шарки мусулмон-лари»)» [32, с. 107].

Таким образом, Б. Бабаджанов, А. Усманходжаев, Р.А. Силантьев допускают несколько ошибок: путают 1945 г. с 1947 г. и указывают название, которого у журнала в тот период не было.

Р.А. Силантьев пишет, что издание журнала «Мусульмане Советского Востока» вскоре было прекращено и возобновилось только в 1968 г. С нашей точки зрения, можно утверждать, что в 1968 г. появился новый, уже второй журнал САДУМ, который и получил знаменитое название. Именно эта дата, 1968 г., в качестве года рождения журнала «Совет Шарки мусулмонлари» даётся в специализированных справочниках [24, с. 93; 25, с. 112-113] и указывается самим журналом [26, р. 1; 27, р. 1; 28, р. 1; 29, р. 1]. Эту дату подтверждает и статья о юбилее в самом журнале. В ней уточняется, что первый номер был опубликован в июле 1968 г. [33, р. 1-2].

Есть и другие издания, которые допускают ошибки, определяя дату выхода журнала «Мусульмане Советского Востока» на тех или иных языках. Так, в соответствующей статье, размещённой в «Атеистическом словаре», указывается, что этот журнал издавался САДУМ с 1968 г. Но при этом авторы издания утверждают без всяких пояснений, что он выходит на узбекском, арабском, персидском, английском, французском языках с периодичностью 4 номера в год [34, с. 288]. Читатель может подумать, что с самого первого номера журнал выпускался на всех этих языках. Но, как мы уже показали, узбекский и арабский языки стали рабочими для журнала в 1968 г. и в 1969 г. соответственно, английский и французский - с 1974 г.

Говоря о религиозных журналах, издаваемых в СССР в начале 70-х годов ХХ в., надо назвать издания и других конфессий: на армянском - «Эчмиадзин», на русском -«Журнал Московской патриархии» и «Братский вестник», на украинском - «Православный вестник», на английском - «Журнал Московской патриархии» [25, с. 112-113].

Персидский вариант журнала «Мусульмане Советского Востока» появился в 1980 г. [35, с. 20], с 1984 по 1988 г. журнал выпускался на языке дари [36, с. 25].

Это было связано с необходимостью усиления советской пропаганды на территории Афганистана, т. к. там шла война с участием СССР.

Процессы демократизации в обществе, рост интереса к исламу, почти рухнувшие цензурные барьеры способствовали резкому увеличению тиража журнала в 1990 г., что отмечалось в редакционной статье журнала [37, с. 13-14]. Более того, начиная с № 3 (87), в 1990 г. журнал «Мусульмане Советского Востока» стал издаваться в полноценной русскоязычной версии и продолжал издаваться на узбекском, арабском, английском языках и на фарси. В нём публиковались материалы на темы, актуальные для советских мусульман, в частности о хадже и связанных с ним событиях.

В 1991 г. партийно-государственный аппарат СССР окончательно потерял контроль над ситуацией, в республиках активно действовали националисты и сепаратисты. Эта тенденция затронула Президиум САДУМ и руководство журнала. В манере, типичной для советского партийно-государственного аппарата, Президиум САДУМ объ-

явил, что по просьбе читателей журнал «Мусульмане Советского Востока» будет носить новое название «Мусульмане Мовароуннахара», начиная с № 2 [38, р. 2].

Нам представляется, что произошло не переименование старого, а появление нового журнала на новом геополитическом пространстве - СНГ. К сожалению, у этого издания имелись серьезные недостатки.

В № 1 за 1992 г. была напечатана сказка «Заговор иудеев» [39, с. 26-27]. Это произведение насквозь пропитано духом антисемитизма и религиозной нетерпимости, что противоречит исламской традиции и морали. По нашему мнению, это было следствием общей деградации в стране и резкого снижения уровня религиозной и журналистской этики. На фоне развала СССР и последующего распада САДУМ на духовные управления в рамках новых независимых государств трудно было бы ожидать иного. Ведь именно в смутные времена люди, рвущиеся к власти и делающие карьеру, достаточно часто используют национализм под прикрытием религиозных идей.

В период с 1945 г. по 1991 г. САДУМ издавало три журнала с разным количеством номеров. Названия этих изданий на русском языке звучат так: 1) «Журнал Духовного управления народов Средней Азии и Казахстана» или «Журнал Средне-Азиатского духовного управления мусульман» (№ 1/2 1945 г., № 3/4 1946 г., № 5/6 1948 г.); 2) «Мусульмане Советского Востока» (№ 1 1968 г. - № 1 1991 г.); 3) «Мусульмане Мовароуннахара» (начиная с № 2 за 1991 г.).

Несмотря на то, что все три журнала позиционировались их издателями как мусульманские, таковыми их можно назвать с большой долей условности. Они издавались под жёстким контролем светских властей, а значит, и отражали прежде всего их запросы и установки, а не интересы людей, действительно являющихся мусульманами.

Журнал «Мусульмане Советского Востока» является идеологическим наследником журнала, издаваемого САДУМ в 1945 г., 1946 г., 1948 г. Журнал «Мусульмане Мо-вароуннахара» сменил журнал «Мусульмане Советского Востока». Но его содержание в то время не отвечало требованиям ислама и официальной советской идеологии, одной из основ которой был широко декларируемый в СССР принцип интернационализма. В самом начале творческого пути редакционная коллегия журнала «Мусульмане Моваро-уннахара» стала пропагандировать ненависть к части людей Писания - иудеям, что категорически недопустимо для мусульман.

Таким образом, два журнала - «Журнал Духовного управления народов Средней Азии и Казахстана» (или «Журнал Средне-Азиатского духовного управления мусульман») и «Мусульмане Советского Востока» - являлись в первую очередь средством пропаганды советского образа жизни, достижений СССР, доказательством свободы совести в Советском Союзе и были ориентированы прежде всего на зарубежного читателя. И только во вторую очередь они были средством исламского просвещения, предоставляя советским гражданам весьма поверхностные сведения об исламе и его догматах. Тем не менее, все три издания стали своеобразным полигоном для зарождающейся мусульманской журналистики на постсоветском пространстве.

Литература

1. Саидбаев Т.С. Ислам и общество. Опыт историко-социологического исследования. - 2-е изд., доп. - М.: Наука, 1984.

2. Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 1. Л. 38.

3. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 6.

4. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 963.

5. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 967.

6. Набиев Р.А. Ислам и государство: культурно-историческая эволюция мусульманской религии на Европейском Востоке. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2002.

7. Летопись периодических изданий СССР. 1946. Журналы, Труды и Бюллетени. -М.: Издательство Всесоюзной книжной палаты, 1947.

8. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 41.

9. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 24.

10. Летопись периодических изданий СССР. 1947. - М.: Издательство

Всесоюзной книжной палаты, 1948.

11. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 965

12. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 4. Д. 23.

13. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 964

14. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 58.

15. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 63

16. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 138

17. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 4. Д. 60.

18. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 150

19. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 146

20. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 166

21. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 4. Д. 102

22. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 212

23. Назаров А.Х. История религиозной жизни мусульман Таджикистана в 19411991 гг.: дис. ... к. ист. н. - Душанбе, 2004.

24. Летопись периодических изданий СССР 1966-1970 гг. Орган государственной библиографии СССР. Ч. I. Журналы. - М., Книга, 1972.

25. Летопись периодических и продолжающихся изданий 1971-1975 гг. Орган государственной библиографии СССР. Ч. I. Журналы. - М., Книга, 1976.

26. Muslims of the Soviet East. - 1977. - № 2 (34).

27. Muslims of the Soviet East. - 1978. - № 1 (37).

28. Muslims of the Soviet East. - 1979. - № 2 (42).

29. Muslims of the Soviet East. - 1980. - № 4 (48).

30. Бабаджанов Б. О фетвах САДУМ против «неисламских обычаев» // Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри / под ред. Алексея Малашенко и Марты Брилл Олкотт. - М.: Арт-Бизнес-Центр, 2001.

31. Усманходжаев А. Жизнь муфтиев Бабахановых: служение возрождению ислама в Советском Союзе. - М.-Нижний Новгород: ИД «Медина», 2008.

32. Силантьев Р.А. Ислам в современной России. Энциклопедия. - М.: Алгоритм,

2008.

33. 15 years at the muslims' service // Muslims of the soviet east. - 1983. - № 3 (59).

34. Атеистический словарь / Абдусамедов А.И., Алейник Р.М., Алиева Б.А. и др.; под общ. ред. М.П. Новикова. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 1985.

35. Летопись периодических и продолжающихся изданий 1976-1980. Государственный библиографический указатель СССР. Ч. I. Журналы. - М.: Книга, 1983.

36. Летопись периодических и продолжающихся изданий 1986-1990. Государственный библиографический указатель СССР. Издаётся с 1933 г. Ч. I. Журналы. - М.: Книжная палата, 1992.

37. Из жизни наших мусульман. (зарисовки с фотоиллюстрацией) // Мусульмане Советского Востока. Орган Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана. - 1990. - № 3 (87).

38. Remark // Muslims of the Soviet East. - 1991. - № 1 (89).

39. Заговор иудеев // Мусульмане Мовароуннахара. - 1992. - № 1 (93).

Поступила в редакцию 3 декабря 2013 г.

UDK 28 (09)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The activities of the Party-State apparatus of the USSR and the Spiritual Directorate of the Muslims of Central Asia and Kazakhstan on the publication and distribution of

Muslim journals during 1945-1991

V.A. Akhmadullin

The military University of the Ministry of defence of the Russian Federation. Moscow; slavaah@yandex. ru

The article examines the work of the various bodies of the Soviet state and the Spiritual Directorate of the Muslims of Central Asia and Kazakhstan on publication of Muslim journals during 1945-1991. Main error of the researchers in this area have been identified as well as conclusions on the publication period and the causes of the introduced changes have been drawn.

Keywords: Islamic magazines, «Journal of the Spiritual Directorate of the Muslims of Central Asia and Kazakhstan», «Journal of Middle Asian the Spiritual Directorate of the Muslims», «Muslims of the Soviet East», «Muslims Movarounnahara», propaganda, errors of the researchers, the Spiritual Directorate of the Muslims of Central Asia and Kazakhstan, Council for Religious Affairs.

Received December 3, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.