Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ВЕТЕРАНСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВАХ-УЧАСТНИКАХ СНГ В ОБЛАСТИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ВЕТЕРАНОВ И УЧАСТНИКОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ВЕТЕРАНСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВАХ-УЧАСТНИКАХ СНГ В ОБЛАСТИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ВЕТЕРАНОВ И УЧАСТНИКОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
органы государственной власти / права и свободы / ветераны / участники боевых действий / за-конные интересы / законодательное регулирование / взаимодействие / социальное обеспечение. / маќомоти њокимияти давлатї / њуќуќ ва озодињо / собиќадорон / иштирокчиёни амалиёти љангї / манфиатњои ќонунї / танзими ќонунгузорї / њамкорї / таъминоти иљтимої.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алимов С. Ю.

В статье рассматривается деятельность органов государственной власти и общественных вете-ранских объединений в странах СНГ, которым отводит¬ся важная роль в вопросах социально-правовой защиты ветеранов и участников боевых действий. Основу выявления правозащит-ных проблемных ситуаций составляет мониторинг состояния практики реализации действую-щих нормативных правовых актов, направленных на законодательное регу¬лирование прав и свобод ветеранов и участников боевых действий. В результате проведённого конституционно-правового анализа государственного регулирования прав ветеранов боевых дей¬ствий автором установлено, что несмотря на то, что страны СНГ не в полном объеме выполняют свои законо-дательно установленные обязательства в отношении вете¬ранов и участников боевых действий, инвалидов и членов семей погибших, в решении проблемных вопросов значительная роль от-водится общественным объединениям ветеранов. Широкое участие указанных объединений в обеспечении прав и законных интересов ветеранов и участников боевых действий значительно расширяет возможности по достижению результативности осуществления актуальных задач во всех странах СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF PUBLIC AUTHORITIES AND PUBLIC VETERAN ASSOCIATIONS IN THE CIS MEMBER STATES IN THE FIELD OF CONSTITUTIONAL RIGHTS AND FREEDOMS OF VETERANS AND COMBATANTS

Дар маќола фаъолияти маќомоти давлатї ва иттињодияњои љамъиятии собиќадорон дар кишварњои ИДМ, ки дар масъалањои њифзи иљтимоию њуќуќии собиќадорон ва иштирок-чиёни амалиёти љангї наќши муњим доранд, баррасї карда шуд. Асоси муайян намудани вазъияти њифзи њуќуќ мониторинги њолати амалияи татбиќи санадњои меъёрии њуќуќии амалкунанда, ки ба танзими ќонунгузории њуќуќу озодињои собиќадорон ва иштирокчиё-ни амалиёти љангї нигаронида шудаанд, ташкил медињад. Дар натиљаи тањлили конститутсионї-њуќуќии танзими давлатии њуќуќњои собиќадорони амалиёти љангї, муаллиф муайян намудааст, ки новобаста аз он, ки кишварњои ИДМ уњдадорињои ќонунгузории худро нисбати собиќадорон ва иштирокчиёни амалиёти љангї, маъюбон ва аъзоёни оилањои фавтида ба пуррагї иљро намекунанд њам, дар њалли масъалањои мушкилситон ба ташкилотњои љамъиятии собиќадорон наќши калон гузошта мешавад. Иштироки васеи иттињодияњои мазкур дар таъмини њуќуќ ва манфиатњои ќонунии собиќадорон ва иштирокчиёни амалиёти љангї имкони ноил шудан ба иљрои самараноки вазифањои таъхирнопазирро дар тамоми кишварњои ИДМ хеле васеъ мекунад.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ВЕТЕРАНСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВАХ-УЧАСТНИКАХ СНГ В ОБЛАСТИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ВЕТЕРАНОВ И УЧАСТНИКОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ»

^^^АСОИЛИ НАЗАРИЯ, КОНУНГУЗОРИ ВА АМАЛИЯ

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАКТИКИ Problems Of the theory, Legislation and Practice

УДК 342.72/.73-058.65 (47+57)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ВЕТЕРАНСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВАХ-УЧАСТНИКАХ СНГ В ОБЛАСТИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ВЕТЕРАНОВ И УЧАСТНИКОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

ФАЪОЛИЯТИ МАКОМОТИ ^ОКИМИЯТИ ДАВЛАТЙ ВА ИТТИ^ОДИЯ^ОИ ЧДМЪИЯТИИ СОБИКАДОРОН ДАР ДАВЛАТ^О-АЪЗОЁНИ ИДМ ДАР СО^АИ ^УКУК ВА ОЗОДИ^ОИ КОНСТИТУТСИОНИИ СОБИКАДОРОН ВА ИШТИРОКЧИЁНИ АМАЛИЁТИ ^АНГИ

ACTIVITIES OF PUBLIC AUTHORITIES AND PUBLIC VETERAN ASSOCIATIONS IN THE CIS MEMBER STATES IN THE FIELD OF CONSTITUTIONAL RIGHTS AND FREEDOMS OF VETERANS AND COMBATANTS

Алимов С. Ю. Alimov S. Y.

Профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Российско-Таджикского (славянского) университета, доктор юридических наук, доцент Профессори кафедраи фан^ои давлатй-ууцуции Донишгоуи (славянии) Россия ва Тоцикистон, доктори илмуои

ууцуцшиносй, дотсент Professor of the Department of State and Legal Disciplines of the Russian-Tajik (Slavonic) University, Doctor of Legal Sciences,

Associate Professor

Научная специальность: 12.00.02 - Конституционное право; право конституционного судебного процесса; правовое регулирование местной власти.

Ихтисоси илмй: 12.00.02 - Хукуки конститутсионй; х,ук;ук;и мурофиаи судии конститутсионй; танзими хукукии хокимияти махаллй.

Scientific specialty: 12.00.02 - Constitutional law; constitutional litigation; legal regulation of local authorities.

Рецензент: ЗОИР Дж.М. - профессор кафедры уголовного права Российско-Таджикского (славянского) университета, доктор юридических наук, профессор.

Такриздщанда: ЗОИР Ч,.М. - профессори кафедраи хукуки чиноятии Донишгохи (славянии) Россия ва Точикистон, доктори илмхои хукукшиносй, профессор.

Reviewer: ZOIR D.M. - Professor of the Department of Criminal Law of the Russian-Tajik (Slavonic) University, Doctor of Legal Sciences, professor.

Аннотация: В статье рассматривается деятельность органов государственной власти и общественных ветеранских объединений в странах СНГ, которым отводится важная роль в вопросах социально-правовой защиты ветеранов и участников боевых действий. Основу выявле-

E-mail:

s-alimov@yandex.ru

ния правозащитных проблемных ситуаций составляет мониторинг состояния практики реализации действующих нормативных правовых актов, направленных на законодательное регулирование прав и свобод ветеранов и участников боевых действий. В результате проведённого конституционно-правового анализа государственного регулирования прав ветеранов боевых действий автором установлено, что несмотря на то, что страны СНГ не в полном объеме выполняют свои законодательно установленные обязательства в отношении ветеранов и участников боевых действий, инвалидов и членов семей погибших, в решении проблемных вопросов значительная роль отводится общественным объединениям ветеранов. Широкое участие указанных объединений в обеспечении прав и законных интересов ветеранов и участников боевых действий значительно расширяет возможности по достижению результативности осуществления актуальных задач во всех странах СНГ.

Ключевые слова: органы государственной власти, права и свободы, ветераны, участники боевых действий, законные интересы, законодательное регулирование, взаимодействие, социальное обеспечение.

Аннотатсия: Дар макола фаъолияти макомоти давлатй ва иттиходияхои чамъиятии собикадорон дар кишвархои ИДМ, ки дар масъалахои хифзи ичтимоию хукукии собикадорон ва иштирокчиёни амалиёти чангй накши мухим доранд, баррасй карда шуд. Асоси муайян намудани вазъияти хифзи хукук мониторинги холати амалияи татбики са-надхои меъёрии хукукии амалкунанда, ки ба танзими конунгузории хукуку озодихои со-бикадорон ва иштирокчиёни амалиёти чангй нигаронида шудаанд, ташкил медихад. Дар натичаи тахлили конститутсионй-хукукии танзими давлатии хукукхои собикадорони амалиёти чангй, муаллиф муайян намудааст, ки новобаста аз он, ки кишвархои ИДМ ухдадорихои конунгузории худро нисбати собикадорон ва иштирокчиёни амалиёти чангй, маъюбон ва аъзоёни оилахои фавтида ба пуррагй ичро намекунанд хам, дар халли масъалахои мушкилситон ба ташкилотхои чамъиятии собикадорон накши калон гузошта мешавад. Иштироки васеи иттиходияхои мазкур дар таъмини хукук ва манфиатхои конунии собикадорон ва иштирокчиёни амалиёти чангй имкони ноил шудан ба ичрои самараноки вазифахои таъхирнопазирро дар тамоми кишвархои ИДМ хеле васеъ мекунад.

Вожауои калиди: макомоти хокимияти давлатй, хукук ва озодихо, собикадорон, иштирокчиёни амалиёти чангй, манфиатхои конунй, танзими конунгузорй, хамкорй, таъминоти ичтимой.

Annotation: The article deals with the activities of state authorities and public veteran associations in the CIS countries, which play an important role in matters of social and legal protection of veterans and combatants. The basis for identifying human rights problematic situations is monitoring the state of the practice of implementing existing regulatory legal acts aimed at legislative regulation of the rights and freedoms of veterans and combatants. As a result of the constitutional and legal analysis of the state regulation of the rights of combat veterans, the author found that despite the fact that the CIS countries do not fully fulfill their legal obligations in relation to veterans and combatants, disabled people and members of the families of the dead, in solving problematic issues, a significant role is given to public associations of veterans. The wide participation of these associations in ensuring the rights and legitimate interests of veterans and combatants significantly expands the possibilities for achieving the effectiveness of the implementation of urgent tasks in all CIS countries.

Key words: public authorities, rights and freedoms, veterans, combatants, legitimate interests, legislative regulation, interaction, social security.

В государствах Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) конституционно закреплено право на труд, свободу, вероисповедание и свободу слова [3;4;5;6].

Это общепризнанная норма закона. Однако она бессильна, если в обществе не действуют механизмы, способные её отстоять. А поэтому никогда не исчезнет потребность в общественных организациях,

призванных содействовать диалогу между государством и гражданами.

Наибольший вес в обществе приобрели те организации, цели которых чётко сформулированы и выражают интересы достаточно сплоченной группы участников. Именно к таким объединениям и относятся ветеранские организации. Они представляют собой коллективы единомышленников, действия которых направлены на решение правовых, экономических, социальных проблем ветеранов, инвалидов и членов их семей, на медицинскую, психологическую, моральную реабилитацию, трудоустройство, помощь семьям погибших.

Ветеранские организации отстаивают права самых не защищенных слоев общества. Все остальные цели вторичны, они только служат реализации этой задачи. И когда реальные дела подтверждают то, что декларируется в уставных документах, то это не может не поднимать авторитет организаций. Реальное тому подтверждение социологические опросы, согласно которым ветеранские союзы в общественном сознании занимают примерно такие же позиции, как и «Единая Россия» или «Родина». Год от года растет количество предпринимателей, которые оказывают материальную помощь, с другой стороны, они стали более внимательны к организациям, которым жертвуют средства. Теперь от ветеранских союзов требуются не только количество участников и авторитет, но и прозрачность их действий [2].

Не может не радовать такой процесс внутри ветеранских организаций как преемственность поколений. Все сильнее крепнут связи между ветеранами Великой Отечественной войны и новым поколением ветеранов. Приходит понимание того, что только совместными усилиями можно сохранить традиции и наработанный годами опыт. Ветераны нового поколения занимают более активную позицию в общественной жизни, они настроены на конструктивный диалог с властью, более энергично отстаивают свои взгляды.

По результатам опроса, около 55 % членов Московского областного отделения

Всероссийского общественного движения ветеранов локальных войн и военных конфликтов «Боевое братство» охарактеризовали свою общественную позицию как «патриот-государственник». Это является характерной чертой участников ветеранского движения [2].

Потому что ветераны - это люди, которые посвятили свою жизнь служению Отечеству. Они сознательно шли на риск расстаться с жизнью, потерять здоровье ради своей Родины. Поэтому, когда эти люди уходят с военной службы, они не могут изменить своим принципам. Ветераны -наиболее активная часть нашего общества, они обладают знаниями, силой, волей, и, что не менее важно, четкой и ясной позицией. Не удивительно, что ветераны востребованы в органах исполнительной власти. Они целенаправленно проводят свою политику, направленную на укрепление государственности.

Деятельность ветеранских организаций действительно не остается незамеченной. Перемены происходят и во властных структурах, и в общественном сознании. С одной стороны, органы федеральной, областной, местной власти начали проводить целенаправленную политику на сближение и конструктивный диалог с ветеранскими объединениями. Стали традиционными встречи Президента России Владимира Владимировича Путина с представлениями ветеранских организаций. На одной из таких встреч Президент заявил: «Ветеранские организации являются сегодня неотъемлемой частью гражданского общества, а забота о ветеранах входит в число ключевых социальных приоритетов большинства государств».

Несомненно, участие общественных организаций и объединений в защите прав и интересов ветеранов и участников боевых действий значительно расширяет возможности конституционного и законодательного регулирования сферы социальной политики [9].

В целях защиты прав и охраняемых законом интересов ветеранов в государствах Содружества создаются организации ветеранов.

Ветеранские организации осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательствами государств СНГ об общественных объединениях, уставом организации и в установленном порядке имеют право участвовать в выработке и принятии решений государственных органов относительно ветеранов.

Государственные органы, а также предприятия, учреждения и организации? независимо от форм собственности и условий хозяйствования в пределах своей компетенции вправе оказывать ветеранским организациям финансовую поддержку, предоставлять субсидии из средств соответствующих бюджетов, безвозмездно или на льготной основе предоставлять здания и помещения, оборудование и иное имущество, необходимое для осуществления их уставных задач [1].

В последние годы основу для выявления правозащитных проблемных ситуаций составляет постоянный мониторинг состояния практики реализации комплекса законодательных норм, направленных на конституционно-правовое регулирование прав и свобод ветеранов и участников боевых действий [8].

Законодательства стран Содружества важную роль в социально-правовой защите участников боевых действий, инвалидов отводят государственным и общественным ветеранским организациям, главная задача которых - это совместные, скоординированные действия по социально-правовой защите и реабилитации ветеранов, участников боевых действий, членов их семей. В качестве такого координирующего начала выступает Комитет по делам воинов-интернационалистов Республики Таджикистан.

Комитет по делам воинов-интернационалистов Республики Таджикистан ведёт работу в соответствии с уставными целями и задачами. В процессе осуществления уставной деятельности Комитет руководствовался действующим законодательством Республики Таджикистан, законом Республики Таджикистан «Об общественных объединениях», международными

правовыми актами, принятыми в Республике Таджикистан.

Работа Комитета направлена на обеспечение социально-правовой защиты участников и инвалидов Афганской войны, членов их семей, семей погибших, оказание медико-реабилитационной помощи, патриотическое, интернациональное, нравственное воспитание молодёжи, увековечение памяти погибших воинов-интернационалистов, укрепление дружественных отношений и расширение сотрудничества с ветеранскими организациями стран Содружества Независимых Государств и Балтии.

В соответствии с уставными требованиями Комитет поддерживает постоянный контакт с исполнительными и законодательными органами государственной власти, усиливает взаимодействие на всех уровнях по оказанию практической помощи в социально-правовой защите ветеранов, членов их семей, семей погибших.

26 января 2021 года в стране произошло важное политическое событие - Основатель мира и национального единства -Лидер нации, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон выступил перед депутатами обеих палат Маджлиси Оли Республики Таджикистан с ежегодным Посланием.

Послание было детально изучено и одобрено воинами-интернационалистами, которые всегда поддерживали и впредь будут поддерживать государственную политику и Главу государства.

В главном программном документе года определены важнейшие направления внешней и внутренней политики Республики Таджикистан, социально-экономического развития страны.

В Послании указано, что Правительство Республики Таджикистан уделяет особое внимание решению важнейших социальных сфер, в том числе образования, культуры, здравоохранения, занятости и социально-правовой защиты населения.

«Целевая поддержка нуждающегося населения посредством оказания адресной помощи и социально-правовых услуг считается одним из важных направлений государственной политики».

Работа Комитета направлена на обеспечение неукоснительного выполнения на местах законодательных актов о ветеранах, повышение правового статуса и качества жизни, сохранение гарантированного уровня медицинского обслуживания, недопущение ухудшения пенсионного обеспечения, а также на решение вопросов социальной адаптации и реабилитации ветеранов.

При решении жизненно важных для ветеранов вопросов Комитет тесно взаимодействует с законодательными и исполнительными органами государственной власти, органами здравоохранения и социальной защиты населения, общественными объединениями ветеранов.

При содействии ветеранских организаций стран СНГ решаются вопросы защиты конституционных прав и законных интересов воинов-интернационалистов, трудоустройства, оказания медицинской помощи и реабилитации, подготовки к дате 44-ой годовщине вывода ограниченного контингента советских войск из Афганистана.

Комитет, являясь членом Общественного Совета при Президенте Республики Таджикистан, проводил целенаправленную работу по организации мероприятий, предусмотренных Договором об общественном согласии в Таджикистане. В связи с этим деятельность Комитета направлена на укрепление конституционного порядка, национального единства и согласия в обществе, стабильности, соблюдение законности, дальнейшее развитие демократического светского государства.

На одном из заседаний Общественного Совета рассматривался проект Концепции правовой политики Республики Таджикистан на 2018-2028 годы. При обсуждении проекта Концепции. Комитет внес ряд предложений, касающихся семейно-правовых отношений, в частности, о необходимости включения в проект Концепции правовой политики Республики Таджикистан на 20182028 годы пункта об ответственности совершеннолетних детей перед родителями, в соответствии с изменениями и дополнениями в Конституцию Республики Таджикистан, принятыми на Всенародном референдуме 22 мая 2016 года.

Комитет, как член Национального Совета по противодействию коррупции Республики Таджикистан, принимает участие в заседаниях Национального Совета. На заседании определены основные направления деятельности Национального Совета, включающие разработку мероприятий по антикоррупционному просвещению и повышению информированности общества, а также привлечение широких слоев общественности в противодействии коррупции.

Комитет особое внимание уделяет обеспечению практической реализации закона Республики Таджикистан «О ветеранах» от 07.04.1995 г., Налогового кодекса Республики Таджикистан, правовых актов, регулирующих основные аспекты жизнедеятельности и социально-правовой защиты воинов-интернационалистов, членов их семей, семей погибших.

Продолжено взаимодействие с государственными органами законодательной и исполнительной власти по вопросам реализации действующего закона Республики Таджикистан «О ветеранах», Налогового кодекса Республики Таджикистан, обеспечения исполнения на местах законодательных актов о ветеранах.

Проводится работа по решению проблем и перспективам совершенствования правового статуса, обеспечения социальных гарантий и повышения качества жизни участников и инвалидов Афганской войны, членов их семей, семей погибших, оказанию правовой, социальной, медико-реабилитационной и других видов помощи данной категории граждан.

Продолжена работа по расширению взаимодействия и деловых контактов с органами исполнительной власти на местах в целях своевременного реагирования и улучшения правового и медико-социального положения участников и инвалидов Афганской войны, членов их семей, семей погибших.

Серьезное внимание уделено обеспечению ветеранов санаторно-курортным лечением на льготных основаниях. Направляются ходатайства в Министерство здравоохранения и социальной защиты населения Республики Таджикистан, в котором указа-

но, что согласно статье 25 Закона Республики Таджикистан «О ветеранах», определяющей права, государственные гарантии и компенсации ветеранам ВОВ (ДРА), ветераны пожизненно освобождаются от оплаты путевок на санаторно-курортное лечение. В этой связи необходимо внести изменения в Решения Правительства Республики Таджикистан от 03.10.2001 г. № 497 и от 10.01. 2013 г. № 15 и предоставить ветеранам возможность ежегодно, а не в два года один раз проходить санаторно-курортное лечение на безвозмездной основе сроком на 18, а не 12 дней.

Ежегодно мэр города Душанбе Рустам Эмомали выступает с инициативой проведения работы по усилению правовой просвещенности населения и соблюдения основных правовых актов. В первую очередь, законов Республики Таджикистан «Об ответственности родителей за воспитание и обучение детей», «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан». К работе в данном направлении привлечены правоохранительные органы, органы социального обеспечения, общественные организации. Комитет и отделения Комитета проводят встречи, беседы со студентами, школьниками, молодежью, жителями.

28 августа 2017 года Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон подписал закон Республики Таджикистан «О внесении изменений и дополнений в закон Республики Таджикистан «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан». Данный закон принят с учетом заявок и пожеланий жителей страны высказанных в ходе встреч, выступлений в средствах массовой информации. При проведении разъяснительной работы акцентировалось внимание на ряде новых норм закона, направленных на защиту интересов населения, улучшению уровня жизни. Комитет подготовил свои предложения и проводил серьезную работу среди населения, студентов, учащихся общеобразовательных школ и средних специальных учебных заведений, военнослужащих.

Общественными объединениями в Республике Узбекистан признаются профес-

сиональные союзы, политические партии, общества ученых, женские организации, организации ветеранов и молодежи, творческие союзы, массовые движения и иные объединения граждан, зарегистрированные в установленном законом порядке [7].

2 февраля 1994 г. Министерство юстиции Узбекистана выдало Свидетельство о регистрации Объединения «VETERAN» воинов-ветеранов и инвалидов Узбекистана (далее - Объединение). Необходимо отметить, что активное содействие в становлении Объединения оказали Министерство обороны и Комитет по охране государственной границы Республики Узбекистан.

Основной целью Объединения является участие в реализации государственных программ по социальной защите военнослужащих и граждан, участвовавших в боевых действиях, оказания социально - медицинской реабилитации, материальной и правовой помощи ветеранам, инвалидам и семьям погибших военнослужащих, а также воспитания молодежи в духе патриотизма и любви к Родине.

Исходя из этого, Объединение ведет работу по следующим направлениям:

- правовая и социальная защита ветеранов и членов семей погибших;

- социально-медицинская реабилитация ветеранов и членов семей погибших;

- военно-патриотическое воспитание молодежи;

- международные связи.

Проведение мер по социальной интеграции участников и инвалидов боевых действий является одним их самых главных направлений социально-правовой политики Республики Армения. В республике более 25 лет назад создан Армянский союз ветеранов Афганистана. Руководители и члены данного союза принимают активное участие в общественно-политической жизни страны. В республике утверждаются подходы к решению правовых проблем инвалидности в соответствии с международными нормами. Национальным собранием Республики Армения принят Закон «О социальном обеспечении военнослужащих и членов их семей» от 28 октября 1996 года, в котором закреплены социально-правовые нормы военно-

служащих и членов их семей. В целях обеспечения гарантий прав военнослужащих на достойное пенсионное обеспечение в республике продолжается работа по дальнейшему последовательному проведению пенсионной реформы, концепция которой одобрена правительством и Президентом Республики Армения.

Статья 28 Конституции Республики Казахстан гарантирует гражданам право на социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности. В государственной политике Республики Казахстан одним из важных направлений деятельности является социальная сфера, в особенности вопросы социальной защищенности нетрудоспособных граждан вообще и инвалидов в частности. В нормативно-законодательной базе отражена также проблема социальной защиты и правовой поддержки лиц, пострадавших при исполнении обязанностей военной службы, при выполнении интернационального долга в Афганистане, а также задачи миротворческого характера.

Активно осуществляет свою деятельность Союз ветеранов Афганистана и локальных войн Республики Казахстан в формировании социально-правовой политики в отношении ветеранов войны и других лиц, на которых распространяется действие конституционно-правовых норм ««О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей» от 20.01.1993 г.», также обеспечивает реализацию государственной политики в сфере правовой защиты ветеранов

войны, увековечения памяти погибших во время боевых действий.

Серьёзная проблема политико-правового характера в ряде стран СНГ обусловлена тем, что не на должном уровне решаются вопросы ветеранов и участников боевых действий, а в странах Балтии, как это уже отмечалось, их права даже ущемляются. В конце мая 2003 года в Таллине прошел 1 -ый учредительный Конгресс ветеранов боевых действий стран Балтии, на котором ветераны Эстонии, Литвы и Латвии объединились и объявили о создании Международной ассоциации по консолидации и координации усилий для более эффективной социальной, правовой и экономической защиты своих прав и интересов.

Таким образом, широкое участие ветеранских организаций в защите конституционных прав и законных интересов ветеранов и участников боевых действий расширяет возможности совместной деятельности. Во всех ветеранских организациях стран СНГ основная проблема, с которой сталкиваются ветераны - это несовершенство законодательств государств в отношении тех, кто нуждается в помощи, нарушение тех законов, которые действуют (не функционирование существующих).

В основном нерешёнными являются законодательно урегулированные социальные гарантии: материальная и медицинская помощь, выделение жилья, трудоустройство, обучение, особенно это касается инвалидов и семей погибших.

Использованная литература и источники

1. Закон Республики Таджикистан «О ветеранах» от 7 апреля 1995 г., № 60 // Ведомости Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 1995 год, №7-8, ст. 67; Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 1996 год, №3, ст.48; 1998 год, №22, ст.295; 2004 год, №2, ст.41; 2007 год, №7, ст. 657; 2010 год, №1, ст.18; 2020 год, №12, ст. 915.

2. Боевое братство / Информационно-аналитический журнал. - М., 2004. - № 4. - С. 13.

3. Конституция Республики Армения от 5 июля 1995 года // [Электронный ресурс] - Режим доступа: National Assembly of the Republic of Armenia | Official Web Site | parliament.am (дата обращения: 03.06.2022 г.).

4. Конституция Республики Грузия от 24 августа 1995 года (по состоянию на 23.03.2018 г.) // [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://matsne. gov.ge/ru/document/view/3 0346?publication=3 6 (дата обращения: 03.06.2022).

5. Конституция Республики Молдова от 29 июля 1994 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 23.09.2021 г.) // [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc id=30390931 (дата обращения: 04.06.2022).

6. Конституция Республики Таджикистан от 6 ноября 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми путем всенародного референдума 26 сентября 1999, 22 июня 2003 и 22 мая 2016 гг). - Душанбе: Ганч, 2016. - 134 с.

7. Конституция Республики Узбекистан от 8 декабря 1992 года // [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://constitution.uz/ru (дата обращения: 04.06.2022 г.).

8. Лайков, В.П. Правовые основы государственной защиты граждан Российской Федерации -участников боевых действий: дис. ...канд. юрид. наук: 12.00.02 / Владимир Павлович Лайков. - М.: РАГС, 2001. - 211 с.

9. Федеральный закон РФ от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». - М.,

1995. - 218 с.

References and sources

1. Law of the Republic of Tajikistan "On Veterans" dated April 7, 1995, No. 60 // Bulletin of the Majlisi Oli of the Republic of Tajikistan, 1995, No. 7-8, art. 67; Akhbori Majlisi Oli of the Republic of Tajikistan,

1996, No. 3, article 48; 1998, No. 22, item 295; 2004, No. 2, article 41; 2007, No. 7, Art. 657; 2010, No. 1, article 18; 2020, No. 12, Art. 915.

2. Combat brotherhood / Information and analytical journal. - M., 2004. - No. 4. - Р. 13.

3. The Constitution of the Republic of Armenia of July 5, 1995 // [Electronic resource] - Access mode: National Assembly of the Republic of Armenia | Official Website | parliament.am (date of access: 03.06.2022).

4. The Constitution of the Republic of Georgia of August 24, 1995 (as of March 23, 2018) // [Electronic resource] - Access mode: https://matsne.gov.ge/ru/document/view/30346?publication= 36 (date of access: 06/03/2022).

5. The Constitution of the Republic of Moldova of July 29, 1994 (as amended and supplemented as of September 23, 2021) // [Electronic resource] - Access mode: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30390931 (date of access: 06/04/2022).

6. The Constitution of the Republic of Tajikistan of November 6, 1994 with amendments and additions adopted by a popular referendum on September 26, 1999, June 22, 2003 and May 22, 2016). - Dushanbe: Ganch, 2016. - 134 p.

7. The Constitution of the Republic of Uzbekistan of December 8, 1992 // [Electronic resource] - Access mode:. https://constitution.uz/ru (date of access: 06/04/2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Laikov, V.P. Legal foundations of state protection of citizens of the Russian Federation - participants in hostilities: dis. ...cand. legal Sciences: 12.00.02 / Vladimir Pavlovich Laikov. - M.: RAGS, 2001. - 211 p.

9. Federal Law of the Russian Federation of May 19, 1995 No. 82-FZ "On Public Associations". - M., 1995. - 218 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.