ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ООН В СФЕРЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕДУР УПРОЩЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ В КОНЦЕПЦИИ
«ЕДИНОГО ОКНА»
А.А. Моторыгина, студент Российская таможенная академия (Россия, г. Люберцы)
DOr.10.244n/2500-m0-2023-9-2-224-229
Аннотация. Статья посвящена особенностям регулирования процедур торговли на международном уровне в концепции «единого окна». Актуальность темы обусловлена тем, что механизм «единого окна» является одним из инструментов в национальной таможенной системе направленным на упрощение процедур торговли и в последнее время активно внедряется странами по всему миру.
В статье мы рассмотрели вклад ЕЭК ООН, органа, который формирует - рекомендации, стандарты, иные инструменты, которые составляют нормативно-правовую базу и применяются большинством государств. Изучили рекомендации дочернего межправительственного органа - Центра ООН по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям по улучшению способностей деловых и административных организаций, как в развитых, так и в развивающихся странах, и в странах с переходной экономикой.
Следование Рекомендациям и опыту других стран, в использовании данной системы, позволит остальным государствам при внедрении механизма «единого окна» сократить временные, материальные, нормативно-правовые и другие издержки.
Ключевые слова: единое окно, внешняя торговля, международная торговля, ЕЭК ООН, СЕФАКТ ООН.
Одним из инструментов, направленных на упрощение процедур торговли, является создание в национальной таможенной системе механизма «единого окна». В соответствии с Киотской конвенцией, каждое государство, присоединившееся к ней, приняло на себя обязательство содействовать упрощению и гармонизации таможенных процедур в целях упрощения торговли.
Регулирование процедур торговли на международном уровне требует единого органа, который бы осуществлял полномочия по формированию правового пространства и разработке практического инструментария. Таким органом является ЕЭК ООН. ЕЭК ООН формирует основу -рекомендации, стандарты, иные инструменты, которые составляют нормативно-правовую базу и применяются большинством государств.
К ведению ЕЭК ООН относятся:
1. Проведение мероприятий, направленных на облегчение согласованных дей-
ствий в целях экономического развития и интеграции Европы, на поднятие уровня экономической деятельности в Европе, на поддержание и укрепление внешнеэкономических отношений.
2. Исследование и изучение экономического и технологического характера.
3. Сбор, оценка и распространение необходимых данных экономического, статистического и технологического характера.
Создание национального механизма «единого окна» - это многолетний проект с последовательной реализацией разработанных международных стандартов и рекомендаций.
Для создания механизма «единого окна» ЕЭК ООН в рамках своих полномочий осуществляет:
1. Оказание поддержки и повышение эффективности национальных органов путем оказания консультаций и проведения семинаров / тренингов.
2. Содействие созданию и функционированию национальных систем «единого окна».
3. Содействие введению электронного документооборота.
4. Анализ и упрощение бизнес-процессов.
5. Стимулирование осуществления безбумажных внешнеторговых операций.
В рамках Комитета по торговле ЕЭК ООН создан дочерний межправительственный орган - Центр ООН по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям (далее - «СЕФАКТ ООН»). Целью СЕФАКТ ООН является эффективное проведение операций по обмену товарами и связанными с ними услугами, улучшение способностей деловых и административных организаций как в развитых, так и в развивающихся странах, и в странах с переходной экономикой.
ЕЭК ООН в целях содействия созданию и развитию механизма «единого окна» выпустило несколько рекомендаций. Ключевой рекомендацией по упрощению процедур торговли является Рекомендация ЕЭК ООН № 18 «Рекомендация по упрощению процедур международной торговли». Рекомендация ЕЭК ООН № 18 включает разъяснения относительно передовых международных стандартов и методов упрощения и согласования, порядка ведения торговых операций, официального контроля и транспортировки товаров. В соответствии с Рекомендацией ЕЭК ООН №18, к данным должны предъявляться процедуры и требования, которые соответствуют следующим критериям:
1. Минимальное количество необходимых процедур.
2. Ориентация процедур на предпочтения бизнес-сообщества и их тесная связь с торговыми и транспортными потребностями.
3. Соответствие процедур международным стандартам.
4. Упрощение таможенных процедур.
5. Минимальные требования к предоставляемым сведениям.
6. Требования должны быть упрощенными, согласованными и стандартизиро-
ванными с целью облегчения потока информации.
7. Беспрепятственный доступ к законам, правилам и иной нормативной информации у всех участвующих сторон [1].
В Рекомендации ЕЭК ООН № 18 приведена классификация мер, в соответствии с которой внедрение механизма «единого окна» можно отнести к мерам, связанным с официальным контролем.
Основополагающая рекомендация ЕЭК ОНН по созданию механизма «единого окна» - Рекомендация ЕЭК ООН № 33 «Рекомендация и руководящие принципы по созданию механизма «единого окна» для улучшения эффективного обмена информацией между торговыми организациями и государственными органами», была официально одобрена в сентябре 2004 года.
«Единое окно» является практическим инструментом по достижению цели -упрощения процедур торговли, который направлен на сокращение временных, материальных и иных издержек, возникающих при обмене сведениями между участниками ВЭД и государственными органами.
««Единое окно» - это механизм, позволяющий сторонам, участвующим в торговых и транспортных операциях, представлять стандартизированную информацию и документы с использованием единого пропускного канала в целях выполнения всех регулирующих требований, касающихся импорта, экспорта и транзита» [2]. Функционирование «единого окна» невозможно без централизованного управления, которое, как правило, осуществляет головная организация. Такой подход позволяет государственным органам и учреждениям иметь доступ к информации. Электронный формат взаимодействия предполагает, что участники ВЭД должны предоставлять данные только один раз.
СЕФАКТ ООН в целях создания механизма «единого окна» рекомендует следующее:
1. Предусмотреть возможность создания в государстве механизма «единого окна», который будет обеспечивать:
1.1. Конфиденциальный и безопасный обмен информацией по всем внешнеэкономическим сделкам.
1.2. Предоставление стандартизированной информации и документов посредством единого пропускного канала один раз, за исключением отдельных элементов данных.
1.3. Дополнительные возможности для представления официальной информации, касающейся торговли, и для взимания пошлин и других сборов.
2. Начать разработку механизма «единого окна» на национальном уровне.
3. Учитывать руководящие принципы в процессе создания.
На сегодняшний день Рабочей группой по процедурам международной торговли СЕФАКТ ООН выделены три основные модели механизма «единого окна»:
1. В рамках первой модели всю информацию в любой форме получает один орган, который впоследствии передает ее соответствующим государственным органам.
2. В центре второй модели - единая автоматизированная система, которая осуществляет сбор, использование и последующее распространение информации в электронной форме.
3. Согласно третьей модели «единого окна», автоматизированная информационно-операционная система позволяет представлять электронные декларации различным государственным органам методом однократной записи [3].
Для успешного функционирования системы необходимо создание головного учреждения, призванного руководить процессом создания и дальнейшей работой «единого окна». В большинстве стран таким органом выступает таможня или портовые власти, однако выбор частной организации также возможен в случае наличия открытой официальной поддержки какой-либо государственной организации.
СЕФАКТ ООН рекомендует проектировать и внедрять механизм «единого окна» согласно следующим этапам:
1. Разработка изначальной концепции «единого окна».
2. Принятие решения об анализе целесообразности создания. В случае положительного решения - создается группа по управлению проектом.
3. Проведение технико-экономического обоснования.
4. Рассмотрение доклада об итогах, посвященного технико-экономическому обоснованию.
5. Осуществление.
В процессе изучения механизма «единого окна», в том числе на основе анализа опыта других стран, были обозначены следующие «факторы успеха»:
1. Наличие сильной политической воли и у правительства, и у деловых кругов.
2. Наличие эффективного, наделенного достаточными ресурсами и полномочиями головного учреждения.
3. Государственно-частное партнерство путем участия представителей всех государственных и частных организаций с самого начала создания механизма.
4. Установление четко определенных целей и задач.
5. Доступность и удобство пользования нового сервиса.
6. Наличие нормативно-правовой базы.
7. Согласование и унификация механизма с международными стандартами и рекомендациями.
8. Определение на раннем этапе процесса проработки финансовой схемы.
9. Реклама и маркетинг «единого окна».
10. Информирование всех заинтересованных сторон о целях и задачах проекта, достигнутых результатах.
В дополнение к Рекомендации ЕЭК ООН № 33 впоследствии были приняты Рекомендация ЕЭК ООН № 34 «Упрощение и стандартизация данных для международной торговли», которая содержит руководящие принципы осуществления процесса упрощения и стандартизации, и Рекомендация ЕЭК ООН № 35 «Выработка правовой основы системы «единого окна» в международной торговле», в которой прописаны методические указания по анализу действующей нормативно-правовой базы и внесению необходимых изменений.
Упрощение данных - «итеративный процесс сбора, определения, анализа и со-
гласования потребностей государственных ведомств в информации для подготовки стандартного набора данных и сообщений в целях выполнения всех обязательств по их представлению при внешнеэкономических операциях» [5].
В Рекомендации ЕЭК ООН № 34 предлагается процесс разработки национального и стандартизированного набора данных разбить на четыре этапа:
1. Сбор данных на основе текущих потребностей правительственных органов с использованием автоматизированных систем.
2. Определение необходимых данных.
3. Анализ потребностей в информации.
4. В режиме согласования формируется консолидированный перечень определенных и проанализированных торговых данных. При согласовании решается вопрос по поводу использования названия единого элемента данных с единым определением и/или единым кодом с международными стандартами Справочника элементов внешнеторговых данных ООН [6].
Международную основу используемых в международной торговле и при международных перевозках стандартизированных документов обеспечивает Рекомендация ЕЭК ООН № 1 «Формуляр-образец ООН для внешнеторговых документов». Стандарт определяет правила разметки, формата, поля, которые впоследствии позволяют создавать эталонные документы [7]. Так, в настоящее время существуют формуляры-образцы экспортной декларации на товары, транзитной декларации, фитосанитарного сертификата и др., которые используются во всех странах, присоединившихся к Киотской конвенции, и учитываются при составлении иных внешнеторговых документов [8].
Упрощение и стандартизация процесса сбора данных позволит правительствам стран устранить избыточность и дублирование отдельных элементов, тем самым, снизив потребности в официальной и нормативной информации. От наличия упрощенных и стандартизированных данных зависит создание механизма «единого окна», так как координация взаимодействия между государственными органами и
частными организациями имеет основополагающий характер. Грамотное распределение задач на каждом этапе позволит выявить и определить максимальный объем данных, который участник ВЭД должен будет предоставить (в зависимости от вида транспорта, условий сделки, груза и др.).
Для всех операций обмена информацией крайне важна безопасность и прозрачность такого обмена. В целях создания надежной правовой основы СЕФАКТ ООН предлагает государствам перед запуском проекта «единого окна» провести исследование электронной торговли с юридической точки зрения: выявить пробелы в законодательстве, выработать меры, основанные на контрольном перечне правовых вопросов и руководящих принципах СЕ-ФАКТ ООН, по внесению соответствующих правок [9]. В приложениях I и II к Рекомендации ЕЭК ООН № 35 содержатся контрольный перечень и руководящие принципы по контрольному перечню, которые служат справочными материалами для проведения такого анализа.
Если в государстве отсутствует правовая основа создания «единого окна», то при ее создании государствам следует прямо санкционировать международные операции в законах и иных подзаконных актах. При функционировании «единого окна» на международном уровне между государствами в большинстве случаев требуется заключать многосторонние или двусторонние соглашения для обозначения всех правовых аспектов такого взаимодействия. Одними из ключевых вопросов таких соглашений будут: взаимное признание электронных документов и информационных сообщений и защита данных. При обработке личных данных с использованием механизма «единого окна» необходимо определить соответствие таких операций нормативным актам в сфере защиты данных.
В условиях обеспечения конфиденциальности следует установить условия обеспечения доступа к данным как в пределах государства, так и в рамках обмена данными между государствами. Необходимо также помнить, что важным принци-
пом является принцип «недискриминации» бумажных и электронных документов.
Сфера охвата рекомендаций ЕЭК ООН содержит не только шаги для государств по разработке и внедрению механизма «единого окна», но также учитывает сопутствующие вопросы, которые связаны уже с данными и их форматом при передаче. Например, Рекомендация ЕЭК ООН № 6 «Формуляр-образец унифицированного счета» [10] и Рекомендация ЕЭК ООН № 22 «Формуляр-образец для стандартных транспортных инструкций» [11].
СЕФАКТ ООН сформировал унифицированные кодовые обозначения пунктов пропуска, в которых могут совершаться таможенные операции по таможенному оформлению товаров и названия которых должны точно указываться в ходе обмена данными между участниками [12], а также кодовые обозначения деловых операций в ходе международной торговли [13].
Отдельная группа рекомендаций посвящена информационно-коммуникационной технологии (далее -«ИКТ»). Для электронного обмена документами и сведениями государства должны внедрять принципы ЭДИФАКТ ООН в качестве единого международного стандарта путем применения согласованных мер [14], развивать и внедрять инструменты саморегулирования в сфере электронной торговли [15].
В процессе разработки механизма важно также учитывать тенденции, имеющие
Библиографический список
1. Общие принципы. Рекомендация ЕЭК ООН № 18 «Рекомендация по упрощению процедур международной торговли» // СПС «Консультант Плюс».
2. Рекомендация ЕЭК ООН № 33 «Рекомендация и руководящие принципы по созданию механизма «единого окна» для улучшения эффективного обмена информацией между торговыми организациями и государственными органами» // СПС «Консультант Плюс».
3. Руководящие принципы создания механизма «единого окна» для повышения эффективности обмена информацией между торговыми компаниями и государственными органами. Дополнение к Рекомендации СЕФАКТ ООН № 33 по созданию «единого окна». Рекомендация ЕЭК ООН № 33 «Рекомендация и руководящие принципы по созданию механизма «единого окна» для улучшения эффективного обмена информацией между торговыми организациями и государственными органами» // СПС «Консультант Плюс».
4. Модель данных Всемирной таможенной организации // Практическое руководство по упрощению процедур торговли. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tfig.unece.org/RUS/contents/wco-data-model.htm.
место в международной торговле, принимать во внимание процессы глобализации коммерческой деятельности, стандартизацию в экономической деятельности и потребность в оперативном обмене информацией.
Таким образом, СЕФАКТ ООН разработал практический инструментарий по разработке и применению механизма «единого окна» как на национальном, так и на международном уровнях. Трудности с реализацией проекта «единого окна» связаны не только с техническими аспектами, но и с такими факторами, как политическая поддержка, приверженность идеям проекта со стороны высшего руководства на протяжении длительного времени, отсутствие надежной институциональной платформы для межведомственного взаимодействия, эффективное управление ожиданиями и мнениями участников проекта, действенные деловые процедуры, структурные модели, совместимость деловых процессов и данных, несовершенство нормативно-правовой базы и недостаточное финансирование. Следование Рекомендациям и опыту других стран, уже использующих данную систему, позволит остальным государствам при внедрении механизма сократить временные, материальные, нормативно-правовые и другие издержки при создании механизма «единого окна».
5. Рекомендация ЕЭК ООН № 34 «Упрощение и стандартизация данных для международной торговли» // СПС «Консультант Плюс».
6. Справочник элементов внешнеторговых данных ООН // Практическое руководство по упрощению процедур торговли. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tfig.unece.org/RUS/contents/untded.htm.
7. Рекомендация ЕЭК ООН № 1 «Формуляр - образец ООН для внешнеторговых документов» // СПС «Консультант Плюс».
8. Руководство по применению. Информационное приложение к Рекомендации ЕЭК ООН № 1 «Формуляр-образец ООН для внешнеторговых документов». Рекомендация ЕЭК ООН № 1 «Формуляр - образец ООН для внешнеторговых документов» // СПС «Консультант Плюс».
9. Раздел IV. Рекомендация ЕЭК ООН № 35 «Выработка правовой основы системы «единого окна» в международной торговле» // СПС «Консультант Плюс».
10. Рекомендация ЕЭК ООН № 6 «Формуляр-образец унифицированного счета-фактуры» // СПС «Консультант Плюс».
11. Рекомендация ЕЭК ООН № 22 «Формуляр-образец для стандартных транспортных инструкций» // СПС «Консультант Плюс».
12. Рекомендация ЕЭК ООН № 16 «ЛОКОД ООН: Коды для торговых и транспортных пунктов» // СПС «Консультант Плюс».
13. Рекомендация ЕЭК ООН № 19 «Коды видов транспорта» // СПС «Консультант Плюс».
14. Рекомендация ЕЭК ООН № 25 «Использование стандарта ЭДИФАКТ ООН» // СПС «Консультант Плюс».
15. Рекомендация ЕЭК ООН № 32 «Рекомендация об инструментах саморегулирования области электронной торговли» // СПС «Консультант Плюс».
UN ACTIVITIES IN THE FIELD OF LEGAL REGULATION OF THE PROCEDURES TO FACILITATE INTERNATIONAL TRADE IN THE CONCEPT OF
«SINGLE WINDOW»
A.A. Matorygina, Student Russian Customs Academy (Russia, Lyubertsy)
Abstract. The article is devoted to the peculiarities of regulation of trade procedures at the international level in the concept of "single window". The relevance of the topic is due to the fact that the "single window" mechanism is one of the tools in the national customs system aimed at facilitating trade procedures and has recently been actively implemented by countries around the world.
In the article, we examined the contribution of the UNECE, the body that forms - recommendations, standards, other tools that make up the legal framework and are used by most states. We studied the recommendations of a subsidiary intergovernmental body - the UN Center for Trade Facilitation and Electronic Business to improve the capabilities of business and administrative organizations, both in developed and developing countries and in countries with economies in transition.
Following the Recommendations and the experience of other countries in using this system will allow other countries to reduce time, material, regulatory and other costs when implementing the "single window" mechanism.
Keywords: single window, foreign trade, international trade, UNECE, UN/CEFACT.