Научная статья на тему 'Деятельность Одесского отдела Императорского Православного Палестинского Общества (1896–1916): статистический очерк'

Деятельность Одесского отдела Императорского Православного Палестинского Общества (1896–1916): статистический очерк Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC
28
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Российская империя / Русская Православная Церковь / Православное Палестинское общество / ИППО / Одесский отдел / общественная организация / паломничество / Одесса / Палестина / статистический очерк / statistics essay / Palestine / Odessa / pilgrimage / public organization / IOPS / Odessa branch / Orthodox Palestine Society / Russian Orthodox Church / Russian Empire

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Астапов Алексей Анатольевич

В статье на основании данных из ежегодных отчетов впервые предпринята попытка составить статистический очерк деятельности Одесского отдела Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) с 1896 по 1916 г. Изучаемое структурное подразделение ИППО было открыто 19 декабря 1893 г. и стало вторым после Якутского отдела ИППО (21 марта 1893). Данное событие было обусловлено целым рядом обстоятельств: прежде всего, количеством населения приморского города, который значительно превышал другие портовые города Российской империи: Севастополь, Таганрог, Новороссийск, Батуми. Благодаря своей превосходно развитой инфраструктуре одесский порт в конце XIX – начале XX вв. служил ключевым логистическим пунктом для отправки православных паломников в Палестину и на Афон. С помощью диаграмм автор научного изыскания наглядно показал динамику изменения количественного состава Одесского отдела ИППО и соотношение по категориям членства в период с 1896 по 1916 г., провел анализ финансово-хозяйственной деятельности Одесского отдела. В статье делаются выводы, что рост количества членов одесского отдела до 1905 г. был связан с административной поддержкой и общественной популярностью представителей первой генерации ИППО. Сокращению численного состава в последующем способствовали банальная неоплата членских взносов в течение трёх и более лет, а также уход из жизни членов ИППО , при которых происходило его активное становление. Максимальная экономическая состоятельность Одесского отдела ИППО была достигнута к 1901 г., после чего доходы организации начали падать. Этому способствовали неурожаи в хлеборобных регионах Российской империи, а также внутрии внешнеполитические факторы: Русско-Японская война, Первая русская революция, Балканские войны, Первая мировая война, Великая русская революция 1917 г. Статья рассчитана на специалистов в области церковной истории, миссиологии, истории общественных организации, а также на широкий круг исследователей, интересующихся вопросами присутствия России на Святой Земле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Астапов Алексей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activities of the Odessa branch of the Imperial Orthodox Palestine Society (1896-1916): the statistics essay

In the article, based on the annual reports' data, for the first time an attempt to compile the statistics on the activities of the Odessa branch of the Imperial Orthodox Palestinian Society (IOPS) was made. The studied structural division of the IOPS was opened on December 19, 1893 and became the second after the Y akut branch of the IOPS (March 21, 1893). Using diagrams, the author of the scientific research clearly showed the dynamics of changes in the quantitative composition of the Odessa branch of the IOPS and the ratio by category of membership in the period from 1896 to 1916, analyzed the financial and economic activities of the branch. The article concludes that the growth in the number of members of the Odessa branch before 1905 was associated with the administrative support and public popularity of representatives of the first generation of the Imperial Orthodox Palestine Society. The reduction in the number of members was subsequently facilitated by the banal non-payment of membership fees for three or more years, as well as the death of IOPS members, under which its active formation took place. The maximum economic viability of the Odessa branch of the IOPS was achieved by 1901, after which the organization's revenues began to fall. Grain harvests in the grain-growing regions of the Russian Empire, as well as domestic and foreign policy factors (the Russo-Japanese W ar, the First Russian Revolution, the Balkan W ars, the First W orld W ar, the Great Russian Revolution of 1917) contributed to the hard crisis in the Odessa branch. The article is intended for specialists in the field of church history, missiology, the history of public organizations, as well as for a wide range of researchers interested in the issues of Russia's presence in the Holy Land.

Текст научной работы на тему «Деятельность Одесского отдела Императорского Православного Палестинского Общества (1896–1916): статистический очерк»

�т организации заявление о своем выборе одного из трёх отделений Общества: а) поддержания Православия в Святой земле; б) пособия русским паломникам; в) учебных исследований и изданий. Соискатель, указав свое звание, фамилию, имя, отчество и почтовый адрес, дополнительно сообщал о выбранной им

категории членства (почётный, действительный или член-сотрудник) -t30—с—и прилагал к своему заявлению соответствующий членский взнос.

Императорское Православное Палестинское Общество по Уставу состояло из: 1) почётных членов, которые внесли в кассу Общества единовременно 5000 р. или избранных ввиду особых заслуг их в пользу Святых мест Востока; 2) действительных членов, которые внесли в кассу Общества единоразовый платёж в размере 500 р. или платили ежегодно по 25 р.; 3) членов-сотрудников, которые внесли в кассу Общества единоразовый платёж в размере 200 р. или платили ежегодно по 10 р. [28, с- 89"".

Действительных членов и членов-сотрудников Общества, которые единовременно вносили соответствующий их категории членства платёж, называли пожизненными. Они наравне с почетными членами Общества получали для ношения на шее особый высочайше утвержденный знак Общества на голубой ленте: почетные члены - золотой, действительные - серебряный и члены-сотрудники - тёмной бронзы. Все члены Общества получали диплом, соответствующий их членским званиям и сделанным взносам. Лица, не входившие в число почетных или пожизненных членов Общества, в случае неуплаты в течение трёх лет ежегодных членских взносов, подлежали исключению из списков членов Общества и обязаны были возвратить выданный им ранее диплом [28, с- 90].

18 октября 1884 г. на общем собрании Православного Палестинского Общества был поставлен вопрос о возможности открытия отделов в крупных городах Российской империи для популяризации идей Общества и усиления его экономического потенциала. 2 марта 1885 г. были утверждены дополнительные статьи Устава организации об открытии и действии отделов Общества. С этого времени Православное Палестинское Общество (с 1889 г. к его наименованию было добавлено - Императорское) получило

право «открывать, по мере надобности, свои отделы в городах империи» [5, с 252, 253"1. Решение об открытии таких отделов принималось по усмотрению Совета Общества, при наличии согласия местного начальства и не менее 10 членов в данной местности, которые изъявляли желание открыть отдел. Данная мера способствовала увеличению количества членов Общества, получивших возможность подавать заявление о вхождении в состав Общества и уплачивать членский взнос непосредственно в местный

отдел [5, с- 252-253; 28, с- 89"", а не в Совет Общества, который находился в Санкт-Петербурге.

В последующем упомянутые отделы были открыты во многих губерниях Российской империи, а председателями их, как правило, становились правящие архиереи местных епархий Русской Церкви. В задачи отделов входило:

«1) распространять сведения о целях Православного Палестинского общества;

2) привлекать новых членов в общество;

3) принимать все дозволенные уставом общества меры к увеличению материальных с ре дс тв о б щ е с тв а , и

4) исполнять возлагаемые на них обществом поручения» [5, с 253"".

Одесский отдел Императорского Православного Палестинского общества (далее ИППО), открытый 19 декабря 1893 г., стал вторым после Якутского отдела (21 марта 1893) [1, с' 3". Самое активное участие в открытии Одесского отдела принял архиепископ Иустин

(Охотин), за несколько месяцев до этого назначенный на Херсонско-Одесскую кафедру. Благодаря развитой инфраструктуре Одесса в конце XIX - начале XX вв. служила ключевым пунктом для отправки православных паломников в Палестину и на Афон. По своим размерам и количеству населения она значительно превышала другие портовые города, из которых отправлялись в паломничество христиане Российской империи: Севастополь, Таганрог, Новороссийск, Батуми [2; 3' с 637].

Ежегодные отчеты Одесского отдела ИППО, регулярно публиковавшиеся на страницах Херсонских епархиальных ведомостей с 1897 по 1916 г. или отдельной брошюрой с 1897 по 1914 г., позволили нам изучить динамику изменения его количественного состава и соотношение по категориям членства, провести анализ его деятельности, изучив причины роста доходов вплоть до 1901 г. и их последующего падения к 1917 г.

Можно констатировать отсутствие источников о составе, доходах и расходах Одесского отдела ИППО за 1894, 1895 и 1916 гг. Тем не менее, пробел в сведениях за три финансовых года не меняет репрезентативность общих закономерностей его развития на основании анализа данных за 1896 - 1916 гг.

С учреждением Одесского отдела ИППО наблюдался устойчивый прирост его количественного состава, чему в немалой степени способствовали поддержка со стороны градоначальника Одессы генерал-лейтенанта Павла Алексеевича Зеленого и Одесского городского головы Камергера Двора Его Величества тайного советника Григория Григорьевича Маразли. Оба пользовались популярностью среди четырехсоттысячного населения Одессы и одними из первых вошли в состав Одесского отдела ИППО [31 с 1281.

По официальным данным за 1 марта 1896 - 1 марта 1897 гг. в начале отчетного года Одесский отдел ИППО имел следующий состав: почётных членов - 2, действительных: пожизненных - 6, с ежегодным взносом - 2, членов-сотрудников: пожизненных - 5, с

ежегодным взносом — 15 [7, с- 3651. Последующую динамику количественного состава и соотношение по категориям членства Одесского отдела И ПП О приведем в представленной ниже диаграмме (рис. 1).

Рис. 1 «Состав Одесского отдела ИППО (1897-1916)» позволяет просчитать средние показатели количества членов отдела за 21 год его существования. Так для почетных членов Общества он составит 1,2, для пожизненных действительных членов - 11,2, для действительных членов с ежегодным взносом - 3,9, для пожизненных членов сотрудников - 20,8, для членов-сотрудников с ежегодным взносом - 34,1, всего - 71,1. Эти данные показывают, что наиболее многочисленными были две категории членства: пожизненные члены-сотрудники и члены-сотрудники с ежегодным взносом, при этом наибольшую устойчивость к росту, без резких падений показателей, имела категория пожизненных членов-сотрудников.

Количественный состав Одесского отдела ИППО достиг своего пика в 1904 и 1905 гг. и насчитывал 99 человек. К 1 марта 1904 г.: почётных - 1; действительных: пожизненных - 12, с ежегодным взносом - 7; членов сотрудников: пожизненных - 20, с ежегодным взносом - 59. К 1 марта 1905 года: почётных - 1; действительных: пожизненных - 13, с ежегодным взносом - 3; членов сотрудников: пожизненных - 20, с ежегодным взносом -57 Г16. с. 179-1801;

Максимальное количество почетных членов в 1897 г. составило 3 человека. В том же году их количество сократилось до 1 человека (архиепископа Иустина) по причине перевода генерал-лейтенанта П. А. Зеленого на службу в Санкт-Петербург и смерти

болгарского ученого, публициста и дипломата К. Д. Петковича (+ 22 октября 1897) [9, с-Средние показатели в количестве 2-х почетных членов пришлись на 1896, 1906 -1907 гг. [18, с 2851. В последнем случае они были связаны с назначением на Херсонско-Одесскую кафедру архиепископа Димитрия (Ковальницкого), который после смерти своего предшественника архиепископа Иустина (+ 25 мая 1907) [19, с- 1811 и до своей

кончины 3 февраля 1913 г. ———4391 оставался единственным почетным членом Одесского отдела. С 28 марта 1913 г. его место занял новоназначенный архиепископ

Назарий (Кириллов) [25, с 4]. Таким образом, общее количество почетных членов с 1894 по 1916 г. составило 5 человек, из которых трое выбыло по причине смерти и один - из-за перевода по службе.

Количество пожизненных действительных членов Одесского отдела ИППО в 1896 г. составило минимальное значение - 6 человек, максимальное - 15 человек - пришлось на 1906 г., но уже к 1916 г. сократилось до 8 человек. Приток пожизненных действительных членов Одесского отдела ИППО происходил за счет перевода из других епархиальных отделов, перемещения пожизненных членов-сотрудников в пожизненные действительные члены и (или) внесения соответствующего единовременного взноса в кассу местного отдела с последующим выбором на Общем Собрании Общества, при наличии не менее половины голосов. Причин сокращения пожизненных действительных членов в Одесском отделе ИППО было две:

1 . Перевод по службе - всего 6 человек: бывшие Одесские градоначальники генерал-

майор граф П. П. Шувалов и генерал-лейтенант Д. Г. Арсевьев, будущий католикос-патриарх всея Грузии епископ Новомиргородский Кирион (Садзаглишвили), перемещенный 23 апреля 1904 г. в Орловскую епархию, бывший Одесский градоначальник действительный статский советник Д. Б. Нейдгарт, епископ Новомиргородский Димитрий (Сперовский), перемещенный 25 января 1907 г. в Сухумскую епархию, и епископ Елисаветградский Анатолий (Каменский), перемещенный 30 июля 1914 г. в Томскую епархию;

2. Смерть - всего 10 человек: протоиерей М. Ф. Чемена (+ 8 января 1903), епископ Елисаветградский Тихон (Морошкин, + 27 марта 1903), епископ Елисаветградский Мемнон (Вишневский, + 5 ноября 1903) [15, с- 1821, П. П. Розанов, подполковник В. И. Полушинский (+ 13.11.1910), П. С. Ралли (+ 16.02.1911), А. Н. Юренев (+ 14.06.1911), протоиерей А. В. Яновский (+ 20 января 1913), протоиерей М. М. Гастев и священник Н. М. Чередеев (+ 4 января 1913).

На протяжении всего времени существования Одесского отдела ИП ПО количество действительных членов с ежегодным взносом было незначительным. Оно варьировалось с 2 человек в 1896 г. до 1 человека в 1916 г. Анализ ежегодных отчетов Одесского отдела И ПП О позволяет подсчитать общее количество действительных членов с ежегодным взносом, выбывших из местного отдела с 1897 по 1916 г. (их было 13 человек), и выделить шесть причин их выбытия из Общества:

1 . Переезд или перевод по службе - всего 2 человека: С. И. Полушкин - по причине

выезда в Санкт-Петербург ^——-ИЩ, епископ Елисаветградский Феодосий

(Олтаржевский), перемещенный в Полтавскую епархию [17, с 2541;

2 . Отказ от звания члена и от уплаты членского взноса за прежнее время - всего 2 человека: Е. Ф. Анцыферов [15, с 182], протоиерей С. С. Козачинский [23, с 4];

3. Неуплата членских взносов в течение трех лет - всего 2 человека: С. М. Тертус и Т. Е. Никитин [20' с 257];

4. Неизвестные причины - всего 2 человека: К. А. Лишин и священник А. Л. Беликов-^25 с. 41.

5. Смерть - всего 2 человека: С. И. Ралли (+ 28 августа 1902)[14, с- 1561, протоиерей А. Шеневский, (+ 10 июля 1904) [16' с- 1801;

6. Избрание Советом Общества в число пожизненных действительных членов - всего 3 человека: священник Н. М. Чередеев [11, с- 3351, священник И. А. Правдолюбов [17, с-2541, священник Г. А. Рыбальченко [22, с- 3961.

Количество наиболее устойчивой к росту категории пожизненных членов-сотрудников Общества к третьему году существования Одесского отдела ИППО составляло 5 человек, максимальное количество 32 человека пришлось на 1912 г. и к 1916 г. сократилось до 30 человек. С 1897 по 1916 г. из этой категории членства выбыло всего 6 человек. Основываясь на тех же отчетах Одесского отдела И ПП О, мы можем указать лишь две их причины, как и в случае с пожизненными действительными членами:

1. Переезд или перевод по службе - 1 человек: А. И. Скородинский [12, с- 1581;

2. Смерть - 5 человек: священник А. А. Жуковский и Н. Ф. Жмайлович[18, с 2851, тайный

советник Г. Г. Маразли (+ 1 мая 1907) [19, с- 1821, Священник С. Васютинский (+ 1910) с-ЗШ, а.П. Аушев "24, с. 439-4401.

Самой большой, но при этом весьма нестабильной категорией членства в Одесском отделе ИППО были члены-сотрудники с ежегодным взносом. Начиная от 15 человек в 1896 г., своего пика их количество достигло в 1904 г. и составило 59 человек, число которых к 1916 г. сократилось до 17 персон. Всего за период с 1897 по 1916 г. из этой категории членства выбыло 88 человек по восьми причинам:

1 . Избрание Советом Общества в пожизненные действительные члены - 2 человека: Епископ Елисаветградский Тихон (Морошкин)"7,———366!, Епископ Елисаветградский Анатолий (Каменский) [22, с- 3961;

2. Отказ от звания члена-сотрудника по причине отсутствия средств - 3 человека: И. Д. Рокитянская и Е. А. Дмитренкова [12, с- 1581, М. Т. Худик [13, с- 2851;

3. Переход в действительные члены с ежегодным взносом - 4 человека: священник Н. М. Чередеев [10, с 1391, Т. Е. Никитин [15, с- 1821, епископ Елисаветградский Феодосий (Олтаржевский), священник Илиодор Правдолюбов [16, с- 1801;

4. Неизвестность местонахождения, переезд или перевод по службе - 6 человек: Д. В. Плахотин и Ф. Г. Куцый [12, с- 1581, С. Г. Чернорук и Г. Щербина [13, с' 2851, генерал-майор в отставке Я. И. Бунин [14, с- 1571, е. С. Земляной [15, с 1821.

5. Отказ от звания члена-сотрудника - 6 человек: К. К. Триполитов[7, с- 3661, Л. В. Михайлов [11, с- 3351, псаломщик А. В. Степаненко [15, с' 1821, П. Я. Бойко и П. П. Карась Г16, с. 1801, ф. Чернов Г19, с. 1811.

6. Избрание в пожизненные члены-сотрудники - 8 человек: Священник И. П. Корчинский и Е. И. Фесенко [11' с 3351, В. А. Зуйков [12' с- 1581, священник А. А. Жуковский [14' с- 1561571, священник В. И. Бабура [17, с- 2541, протоиерей П. Г. Торский, протоиерей П. П. Колосов и священник Н. В. Ковалевский [19, с- 1811;

7 . Смерть - 20 человек: Н. К. Панаго (+ 25 января 1898)"9 с 178-1791, н. Ф. Красносельцев (+ 11 сентября 1898), М. Р. Шведова (+ 20 октября 1898)"10 с 1391, А. М. Осинский (+ декабрь 1899) [11, с' 3351, Д. Д. Санжаровский (+ 5 июля 1901) и А. А. Серикова (+ 19 августа 1901) с- 2851, С. С. Дыба (+ 22 октября 1903) с- 1821, к. М. Петрококино (+ 28 декабря 1904) [16, с 1801, кафедральный протоиерей Е. К. Арнольдов, священники М. Я. Каминский и А. Костецкий, А. А. Уаров, А. М. Шами [17, с- 2541, епископ Елисаветградский Хрисанф (Щетковский), И. Е. Бирюков, А. А. Коваликова, Д. Г. Михайленкова [18, с- 2851, священник А. Ф. Добровольский (+ 1908)[20, с- 2571, И. А. Ткачев ""25, с- 31, священник К. А. Козловский ""26, с 3851;

8. Неуплата членских взносов в течение трех и более лет - 39 человек: Г. Г. Москвич, М. В. Соболев, Л. Л. Оприц, диакон К. Г. Васильковской, священник С. Орловский, священник Е. И. Иваницкий и В. П. Максимович!"13, с- 2851, А. И. Постарнакевич и В. И. Постарнакевич "14, с- 1571, В. В. Анисимов, М. М. Бондаренко, С. С. Мирошниченко, И. С. Школьный, П. И. Кириченко, П. Д. Давиденко, Н. П. Сербин, А. К. Ревва, К. С. Заики"17,

с- 254], И. П. Мануйленко и Д. А. Акименко""18 с 285], Т. Г. Школьный, В. И. Чеботарь, А. М. Гордовой, священник Ф. А. Миляновский"20—с—2571, священник М. Лебедев,

священник Д. Трехбратский, И. М. Базаренко, И. Е. Калужский и М. А. Васю [23, с' 4], архимандрит А. Г. Пефани, священник В. И. Корчинский, священник Д. Лубинский, священник И. Е. Загардан, священник М. Д. Дудицкий, священник И. Е. Тимковский, А. И. Изюмова, А. Н. Лазарев и С. С. Осипов""24, с- 44°1, священник А. И. Артюшенко "25, с-

Изучение диаграммы и причин выбытия членов-сотрудников Одесского отдела ИППО показывает, что сокращение их количества было, в первую очередь, связано со смертью и неуплатой членских взносов в течение трех и более лет.

Интересной особенностью Одесского отдела ИП ПО, несмотря на важное значение Одессы в организации паломничества в Святую Землю и Афон, было относительно небольшое количество членов-сотрудников с ежегодным взносом. Например, количество этой же категории членов в Донском отделе ИППО было больше в 24 раза в начале существования отдела и в 3 раза к 1915 г. При этом количественные показатели других категорий членства Одесского и Донского отделов не имели такой большой разницы и были приблизительно одинаковыми [32, с 78].

Анализ ежегодных отчетов Одесского отдела ИППО позволяет изучить и финансовую сторону его деятельности (Рис. 2). При примерно одинаковых показателях прихода и расхода отдела ежегодный остаток суммы, который переходил на баланс следующего года, в разное время составлял от 5,94 руб. до 344,22 руб. Максимальная сумма прихода пришлась на 1901 г. и составила 7501,53 руб., второй пиковый показатель пришелся на 1903 г. - 7231,18 руб. После начала Русско-Японской войны 1904 - 1905 гг. и вплоть до 1915 г. наблюдалось снижение доходности Одесского отдела ИППО, на этом фоне незначительный и кратковременный прирост показателей наблюдался лишь в 1907 г. -5734,23 руб., в 1910 г. - 4315,79 руб. и 1914 г. - 2985, 33 руб.). Минимальное значение прихода Одесского отдела ИППО в 1915 г. составило 2568,79 руб.

Рис. 2 Приход и расход Одесского отдела ИППО в соотношении с вербным сбором

40(3 1835189618971Э951399 1 900 1901190219Ш1904190 5190 619« 71 №81903191П19111912191319141915

111> и под Одесског о отдел а И П ПО Гас/оды ОдемкО! о отдела ИГ ПО Остаток за предыдущий toq ISifjCHuiS (ЬО|>

Причины уменьшения доходности Одесского отдела ИППО раскрывает анализ источников его прихода: 1) вербный сбор, 2) пожертвования по квитанциям (в

комплекса том числе

от разных лиц), 3) пожертвования по сборным листам, 4) членские взносы, 5) кружечный сбор в пользу Иерусалима и Св. Земли, 6) кружечный сбор во время чтений, 7) кружечный сбор в пользу Общества, 8) продажа изданий Общества, 9) пожертвования для пересылки в Св. Землю и Афон, 10) иные пожертвования, 11) переходящие суммы.

На протяжении существования Одесского отдела Императорского Православного Палестинского Общества главным источником его прихода, как и всего Общества в целом, служил т.н. вербный сбор - денежный сбор, который производился в пользу православных туземцев Палестины и поклонников (паломников) ко Гробу Господню «однажды в год по всем церквам России, за всеми богослужениями в великий праздник, в день Торжественного входа Господня во Иерусалим (в Вербное воскресение)» [6, с- 981 (Рис. 3). Минимальный процент вербного сбора от общей суммы прихода в 1901 г. составлял 53,5% и не превышал 89,8% в 1915 г. Максимальные известные нам показатели вербного сбора по отношению к приходу (от 87,6 до 70,8 %) характерны были для начального периода деятельности Одесского отдела ИППО, с 1896 по 1900 г. и последних лет существования отдела - с 1909 по 1915 г. (от 68,1 до 89,8%). К сожалению, мы практически ничего не знаем о положении дел с вербным сбором в Херсонско-Одесской епархии до 1898 г., за исключением сведения о том, что «сравнивая суммы сбора по благочиниям за последние 3-4 года, нельзя не остановить внимания на том, что по каждому благочинию фигурируют почти одни и те же цифры ежегодно, с весьма малыми разницами одного года от другого, и только лишь два-три

благочиния значительно и заметно прогрессируют в увеличении сбора ежегодно» [8, с-1441

Диаграмма «Доходы

Одесского отдела ИППО от Вербного сбора и прочих источников» (Рис. 3) наглядно

демонстрирует, что рост и падение прихода

Одесского отдела ИППО практически всегда были

связаны с такой же динамикой вербного сбора,

падение которого со спорадическими годами роста мы можем наблюдать с 1896 по 1915 г.

В официальном отчете за 1896 г. в качестве причины уменьшения этого сбора были названы не зависящие от деятельности Отдела «разные случайности», влияние на

которые было не во власти компетентных лиц [8, с—Действительно, доход от произведённого в 1899 г. вербного сбора превысил аналогичные за последние три года сборы, чему по официальным источникам Одесского отдела ИППО «способствовало устройство чтений, охотно посещаемых народом, который ознакомился с целями и деятельностью Общества» [11, с 3371. Последующие события показали наивность этой

точки зрения. Несмотря на увеличение количества проводимых чтений, показатели вербного сбора из года в год продолжали падать. Причины этого были достаточно серьезные. Например, в 1900 г. «переживаемая населением Херсонской губернии, по случаю неурожая последних трех лет, вопиющая безысходная нужда, потребовавшая широкой помощи не только Правительства, земства, Общества Красного Креста, но и частных благотворителей, устроивших в разных местах продовольственные пункты, для

прокормления голодающих крестьян...» [12, с 1591.

Падение доходов Одесского отдела ИППО, включая суммы от вербного сбора, попытались компенсировать за счет введения в церквах Херсонской епархии с ноября

1903 г. нового кружечного сбора в пользу православных Иерусалима и Св. Земли [15, с-

-1831. Диаграмма «Прочие источники дохода Одесского отдела ИППО» (Рис. 4) показывает, что с 1903 по 1911 г. этот вид сбора мог принести в кассу отдела не менее 207,11 руб., а в лучшем случае - 814 руб. Однако, как свидетельствуют совокупные показатели доходных статей отдела (Рис. 2), даже эта мера не смогла сдержать их падения. В 1904 г. «переживаемые всей Россией вообще и жителями Херсонской епархии в частности, недород хлеба, а в некоторых местах даже полный неурожай, а также тяжелое время войны с Японией, которая вызвала массу сборов на нужды войны,

под разными наименованиями» [16, с 1811 привели к очередному снижению доходов. Для стабилизации ситуации была предпринята попытка организации в 1905 г. сбора по 200 временным подписным листам нового образца, но, несмотря на то, что он принес в кассу Одесского отдела ИППО дополнительные 905 руб. 87 коп.[17, с- 257-2581, радикальных перемен в лучшую сторону не произошло.

В 1906 г. неурожай в Поволжских губерниях и голод населения этих губерний привлекли к себе внимание всего населения империи, «отодвинув на второй план все другие сборы на разные нужды общегосударственные и местные, что в связи с переживаемым всей Россией, в том числе и Херсонской епархией политическим и экономическим состоянием,

— по случаю забастовок, аграрных волнений и бунтов» [18, с- 2861 привело к очередному уменьшению прихода Одесского отдела ИППО.

Повсеместное уменьшение тарелочного сбора в день Вербного Воскресения вызвало со стороны Совета Общества циркулярное предложение № 2378 от 28 февраля 1908 г., которое рекомендовало всем епархиальным отделам Общества принять меры к увеличению этого сбора. Суть их заключалась в заблаговременном разъяснении православным христианам целей и назначения вербного сбора, произнесении соответствующих проповедей накануне праздника Входа Господня в Иерусалим и в сам день праздника. Циркуляр этот был сообщен для сведения и руководства конторам Архиерейских домов в Одессе и Херсоне, настоятелям и настоятельницам монастырей, благочинным церквей епархии, но на практике так и не нашел применения [20, с 2601.

В 1909 г. кроме заурядных причин уменьшения сборов в виде недородов и неурожая, упоминались и экстраординарные: инициируемые разными подпольными агитаторами «разгром не только богатых помещичьих экономий, но и больших крестьянских хозяйств, не прекращающиеся до последнего времени волнение среди крестьянского населения, закрытие многих фабрик и заводов в городах, лишившее многие тысячи людей дневного заработка и обратившее их в безработных и крайне нуждающихся, сильно отразилось на экономическом благосостоянии населения Херсонской губернии, подняв неимоверно возрастающие, с каждым почти днем, цены на жизненные продукты первой необходимости» [20, с 2601. На уменьшение вербных сборов, несомненно, оказывали

влияние и другие многочисленные сборы, проводимые в то время во всех церквах России как на общегосударственные нужды, так и в пользу разных частных благотворительных учреждений.

После 1910 г., помимо уменьшения суммы вербного сбора, значительно снизились и поступления по другим статьям прихода Одесского отдела ИППО, о чем свидетельствуют данные диаграммы «Прочие источники дохода Одесского отдела ИППО» (Рис. 4). Как отмечалось в отчете Одесского отдела ИИПО, в это же время в Херсонской епархии, как в некоторых других епархиях Российской империи, с колоссальным успехом проводились никем не разрешенные сборы денежных средств на нужды Св. Земли или бедных монастырей и отдельных лиц, собирающихся возобновлять древний разрушенный монастырь или храм, или же строить новый. Производились такие сборы посредством многочисленных воззваний монастырей и отдельных духовных лиц Св. Земли и Афона на неграмотно отпечатанных и литографированных письмах, доставлявшихся в Россию в значительном количестве с пароходами из Иерусалима и Афона. Зачастую к ним прилагались готовые конверты с указанием нуждающегося адресата. Нередко такими сборами под видом духовных лиц Св. Земли и Афона занимались самозваные сборщики Г21. с. 4321

В 1911 г. уменьшение доходов по аналогии с предыдущими годами связывали с неурожаями последних лет и стеснением народа в средствах. Настоятели храмов Херсонской епархии не решались проводить сборы на нужды Общества во время чтений

о Св. Земле, чтобы тем самым не оттолкнуть от их посещения бедный народ Г23, с- 51. По официальным данным дальнейшему уменьшению сборов способствовали: а) бедность многих приходов; б) непрерывные дожди, не позволившие вовремя собрать урожай с полей; в) обремененность церковных приходов разными сборами пожертвований в пользу других различных Обществ и учреждений, к которым добавился еще и сбор на нужды Балканских союзных армий. Как и в предыдущий год настоятели храмов Херсонской епархии не решались «производить сборы на нужды Общества во время ч те ний о С в . З е мле и о г ра нич ив а лис ь то лько лишь приг ла ше ние м к по с ильным

пожертвованиям на нужды Общества в неделю Ваий» Г24, с- 441-4421.

В 1915 г. незначительные поступления в Отдел разных сумм объяснялись тяжелым временем и многочисленными сборами на разные нужды войны, уменьшением поступлений членских взносов по причине непосильности для многих членов суммы ежегодного взноса в 10 руб., а также в силу изъятия из обращения прежних сборных листов для так называемых «доброхотных пожертвований», не замененных Обществом Г27. с. 3351.

Рассмотрев ежегодные отчеты Одесского отдела ИППО, автор публикации пришел к следующим выводам:

1 . Наивысший показатель численного состава отдела был достигнут благодаря поддержке и популярности его первых членов к 1905 г., после чего наблюдается его неуклонное сокращение. Последнему способствовали следующие обстоятельства: во-первых, банальная неоплата членских взносов в течение более трёх лет - 41 человек, во-вторых, уход из жизни представителей первой генерации ИППО, при жизни которых происходило активное становление Общества, - 40 человек. С 1897 по 1916 г. общее количество членов Одесского отдела ИППО составило 184 человека.

2 . Максимальная экономическая состоятельность на региональном уровне была достигнута к 1901 г. С начала прошлого столетия и вплоть до революционных потрясений, закончившихся приходом к власти большевиков, наблюдалось постепенное падение доходов отдела. Основной причиной такого негативного сценария экономического развития согласно официальным документам стали неурожаи в хлеборобных регионах Российской империи, а также внутри- и внешнеполитические факторы: Русско-Японская война, Первая русская революция, Балканские войны, Первая мировая война, Великая русская революция 1917 г.

Библиография

1. Деятельность отделов Императорского Православного Палестинского Общества в 1902/3 году. СПб, 1904.

2. Императорское Православное Палестинское Общество // Херсонские епархиальные ведомости. 1889, № 18. С. 366.

3. Объявления // Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества. Октябрь 1894 г. СПб, 1894. С. 631-640.

4. Об учреждении Православного Палестинского Общества // Херсонские епархиальные ведомости. 1882. № 19. С.568-572.

5. Определения Святейшего Синода // Херсонские епархиальные ведомости. 1885. №

10. С. 252-254.

6. Определения Святейшего Синода // Херсонские епархиальные ведомости. 1886. № 6. С. 93-102.

7. Отчет Одесского отдела Императорского Православного Палестинского Общества. С 1-го марта 1896 года по 1-е марта 1897 года // Прибавления к Херсонским епархиальным ведомостям. 1897. № 12. С. 355-366.

8. Отчет Одесского отдела Императорского Православного Палестинского Общества. С 1-го марта 1897 г. по 1-е марта 1898 г. // Херсонские епархиальные ведомости. 1898. №

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. С. 142-150.

9. Отчет Одесского отдела Императорского Православного Палестинского Общества. С 1-го марта 1897 г. по 1-е марта 1898 г. Окончание // Херсонские епархиальные ведомости. 1898. № 12. С. 167-179.

10. Отчет Одесского Отдела Императорского Православного Палестинского Общества. С 1 марта 1898 года по 1 марта 1899 года // Херсонские епархиальные ведомости. 1899. №

10. С. 138-146.

11. Отчет Одесского отдела Императорского Православного Палестинского Общества. С 1-го марта 1899 по 1-е марта 1900 г. // Прибавления к Херсонским епархиальным ведомостям. 1900. № 10. С. 334-346.

12. Отчет Одесского отдела Императорского Православного Палестинского Общества. С 1-го марта 1900 по 1-е марта 1901 г. // Херсонские епархиальные ведомости. 1901. № 10. С. 157-171.

13. Отчет Одесского отдела Императорского Православного Палестинского Общества. С 1-го марта 1901 по 1-е марта 1902 г. // Херсонские епархиальные ведомости. 1902. №

14. С. 284-291.

14. Отчет Одесского отдела Императорского Православного Палестинского Общества. С 1-го марта 1902 года по 1-е марта 1903 года // Херсонские епархиальные ведомости.

1903. № 9. С. 155-162.

15. Отчет Одесского отдела Императорского Православного Палестинского Общества. С 1-го марта 1903 года по 1-е марта 1904 года // Херсонские епархиальные ведомости.

1904, № 9. С. 180-187.

16. Отчет Одесского отдела Императорского Православного Палестинского Общества. С

1-го марта 1904 года по 1-е марта 1905 года // Херсонские епархиальные ведомости.

1905. № 12. С. 179-185.

17. Отчет Одесского отдела Императорского Православного Палестинского Общества. С 1-го марта 1905 года по 1-е марта 1906 года // Херсонские епархиальные ведомости.

1906. № 10. С. 253-261.

18. Отчет Одесского отдела Императорского Православного Палестинского Общества. С 1-го марта 1906 года по 1-е марта 1907 года // Херсонские епархиальные ведомости.

1907. № 16. С. 284-291.

19. Отчет Одесского отдела Императорского Православного Палестинского Общества. С 1-го марта 1907 года по 1-е марта 1908 года // Херсонские епархиальные ведомости.

1908. № 12-13. С. 181-186.

20. Отчет Одесского отдела Императорского Православного Палестинского Общества. С 1-го марта 1908 года по 1-е марта 1909 года // Херсонские епархиальные ведомости.

1909. № 11. С. 257-261.

21. Отчет Одесского отдела Императорского Православного Палестинского Общества. С 1-го марта 1909 года по 1-е марта 1910 года // Херсонские епархиальные ведомости.

1910. № 17. С. 429-434.

22. Отчет Одесского отдела Императорского Православного Палестинского Общества. С 1-го марта 1910 года по 1-е марта 1911 года // Херсонские епархиальные ведомости.

1911. № 20. С. 395-411.

23. Отчет Одесского отдела Императорского Православного Палестинского Общества. С 1-го марта 1911 года по 1-е марта 1912 года. Одесса, 1912.

24. Отчет Одесского отдела Императорского Православного Палестинского Общества. С 1-го марта 1912 года по 1-е марта 1913 года // Херсонские епархиальные ведомости. 1913. № 18-19. С. 439-452.

25. Отчет Одесского отдела Императорского Православного Палестинского Общества. С 1-го марта 1913 года по 1-е января 1914 года. Одесса, 1914.

26. Отчет Одесского отдела Императорского Православного Палестинского Общества. С 1-го января 1914 года по 1-е января 1915 года // Херсонские епархиальные ведомости. 1915. № 14. С. 384-393.

27. Отчет Одесского отдела Императорского Православного Палестинского Общества за 1915 год // Херсонские епархиальные ведомости. 1916. № 19-20. С. 334-336.

28. Правила для принятия в члены Императорского Православного Палестинского Общества // Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества. Том XIII. Приложение II. - СПб, 1903. - С. 89-90

29. Устав Православного Палестинского Общества // Отчет Православного Палестинского общества за 1882 - 1883 год. СПб, 1883. С.77-90.

30. Устав Православного Палестинского Общества (Окончание) // Херсонские епархиальные ведомости. 1882. № 20. С. 588-597.

31. Чередеев Н., свящ. Императорское Православное Палестинское Общество. Одесский отдел // Прибавления к Херсонским епархиальным ведомостям. 1898. № 5. С. 127-131.

32. Шарков И. Г., Томилина Л. Б. Донской и Екатеринославский отделы Императорского Православного Палестинского Общества в конце XIX - начале XX веков: социокультурная и просветительская деятельность на Юге Российской империи. Каменоломни: Издательство ООО «Полиграфический комплекс ЭСМА-ПРИНТ», 2022.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Православного Палестинского Общества (1896-1916): статистический очерк» Предмет исследования. Предметом исследования рецензируемой статьи является как следует из ее названия деятельность Одесского отдела Императорского Православного Палестинского Общества в 1896-1916 годы

Методология исследования автором не раскрывается, но из текста статьи можно сделать вывод, что работа базируется на принципах научной объективности, системности и историзма. В работе использованы историко-генетический, историко-хронологический, статистический и другие методы.

Актуальность.Актуальность избранной темы автор обосновывает достаточно хорошо и пишет, что в современный период «чтобы правильно определить перспективы развития общественных организаций в России, необходимо обратиться к исторической традиции создания и функционирования подобных институтов в Российской империи в конце XIX -начале XX вв.» и лучше это сделать «на примере Императорского Православного Палестинского Общества (далее - ИППО), которое продолжает свою деятельность в настоящее время, но в других политических реалиях и масштабах» и история которого начинается в 1882 г. , когда император Александр III утвердил Устав Палестинского П ра в о с ла в ного обще с тв о (пе рв о на ч а льно е на з в а ние э того общ е с тв а ). Научная новизна определяется постановкой проблемы и задач исследования. Стиль, структура, содержание. Стиль статьи в целом научный, но доступный не только для специалистов, но и широкого круга читателей. Структура статьи логично выстроена и нацелена на достижение цели и задач исследования. В начале статьи автор раскрывает актуальность темы, показывает историю возникновения Императорского Православного Палестинского общества, цель общества и отмечает три отделения общества : 1) поддержания Православия в Святой земле; 2) пособия русским паломникам; 3) учебных исследований и изданий, а также состав членов общества по Уставу. Общество было добровольным и для вступления в него необходимо было написать заявление в Совет общества, указав свое звание, фамилию, имя, отчество и почтовый адрес, а также одно из отделений и внести членский взнос. В тексте статьи выделены 3 категории членов общества по Уставу и их отличительные знаки, отмечено, что члены общества не «входившие в число почетных или пожизненных членов Общества, в случае неуплаты в течение трёх лет ежегодных членских взносов, подлежали исключению из списков членов Общества и обязаны были возвратить выданный им ранее диплом». С 1885 г. были введены дополнительные статьи в Устав и о возможности открытия отделений общества в крупных городах страны для популяризации идей общества и усиления его экономического потенциала. Автор пишет об условиях, необходимых для открытия отделений общества и отмечает, что открытие отделений общества способствовало росту числа членов общества на местах, а председателями общества «становились правящие архиереи местных епархий Русской Церкви». Основное внимание в статье уделяется деятельности Одесского отдела Императорского Православного Палестинского Общества (такое название общество стало носить с 1889 г.), которое было образовано в 1893 г. и активно действовало с 1896 по 1916 г. В тексте статьи отмечена роль архиепископа Иустина (Охотина, который возглавлял Херсонско-Одесскую кафедру и ключевая роль Одесского отдела Императорского Православного Общества (ИППО)в отправки ^православных паломников в Палестину и на Афон». Основываясь на данных Ежегодных отчетов Одесского отдела ИППО, которые публиковались ежегодно на Херсонских епархиальных ведомостях с 1897 по 1916 г. или отдельной брошюрой с 1897 по 1914 г., автор статьи смог изучить и показать деятельность организации, динамику изменения количественного состава и соотношение по категориям членства, а также изучить причины роста доходов вплоть до 1901 г. и их последующего падения к 1917 г.

Текст снабжен четырьмя рисунками, которые показывают изменения количественного состава и категорий членства, денежными сборами (вербным сбором и прочими сборами). Автор выясняет причины падения сборов, обусловленных разными причинами, в том числе природно-климатическими, экономическими и политическими. В заключительной части статьи автор приводит объективные выводы по теме. Содержание статьи соответствует ее названию.

Библиография статьи состоит из 32 источников (это статьи, монографии по теме и отчеты Одесского отдела Императорского Православного Палестинского Общества за исследуемый период). Характер и количество использованных при написании статьи источников позволили раскрыть автору исследуемую темы достаточно хорошо и всесторонне. .

Апелляция к оппонентам представлена на уровне собранной в ходе работы над темой статьи информации, проведенного анализа и библиографии статьи.

Выводы, интерес читательской аудитории. Статья написана на интересную тему и будет интересна читателям журнала «Genesis: исторические исследования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.