Научная статья на тему 'ПАЛЕСТИНСКИЕ ЧТЕНИЯ КАК ФОРМА ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ИМПЕРАТОРСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ПАЛЕСТИНСКОГО ОБЩЕСТВА НА РУБЕЖЕ XIX-ХХ ВЕКОВ'

ПАЛЕСТИНСКИЕ ЧТЕНИЯ КАК ФОРМА ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ИМПЕРАТОРСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ПАЛЕСТИНСКОГО ОБЩЕСТВА НА РУБЕЖЕ XIX-ХХ ВЕКОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
75
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПАЛЕСТИНСКИЕ ЧТЕНИЯ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ОТДЕЛЫ / СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ / ДУХОВЕНСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Цысь В. В., Цысь О. П.

Изучаются вопросы становления Палестинских чтений как основной формы культурно-просветительской работы епархиальных отделов Императорского Православного Палестинского общества - старейшей в России общественной религиозной организации. Отмечено, что, хотя первые епархиальные отделы были созданы в 1893 году, их целью являлось лишь увеличение сбора пожертвований на нужды русских паломников и учреждений в Святой Земле. Только несколько лет спустя пришло осознание того, что основным и наиболее важным направлением работы должно быть религиозно-нравственное просвещение, распространение точных и верных сведений о Святой Земле через специально проводимые Палестинские чтения. Эта эволюция также прослеживается в материалах, представлявшихся на высочайшее имя и председателю организации великому князю Сергею Александровичу. Организационный этап в целом продолжался недолго: до 1895-1896 отчетного года (начинался с 1 марта) включительно, хотя в некоторых епархиях он мог затянуться на более длительный срок. В результате из средства компенсировать падение поступлений от Верного сбора Палестинские чтения становятся средством христианского просвещения православных русских людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PALESTINIAN READINGS AS A FORM OF EDUCATIONAL WORK OF IMPERIAL ORTHODOX PALESTINIAN SOCIETY AT TURN OF 19TH-20TH CENTURIES

The article deals with the formation of the Palestinian Readings as the main form of cultural and educational work of the diocesan departments of the Imperial Orthodox Palestinian Society, the oldest public religious organization in Russia. It is noted that, although the first diocesan departments were created in 1893, their goal was only to increase the collection of donations for the needs of Russian pilgrims and institutions in the Holy Land. Only a few years later it was realized that the main and most important area of work should be religious and moral education, the dissemination of accurate and correct information about the Holy Land through specially held Palestinian readings. This evolution can also be traced in the materials submitted to the highest name and the chairman of the organization, Grand Duke Sergei Alexandrovich. The organizational stage as a whole did not last long: until the reporting year 1895-1896 (beginning on March 1), inclusive, although in some dioceses it could drag on for a longer period. As a result, from a means to compensate for the fall in revenues from the Faithful collection, the Palestinian readings become a means of Christian enlightenment of Orthodox Russian people.

Текст научной работы на тему «ПАЛЕСТИНСКИЕ ЧТЕНИЯ КАК ФОРМА ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ИМПЕРАТОРСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ПАЛЕСТИНСКОГО ОБЩЕСТВА НА РУБЕЖЕ XIX-ХХ ВЕКОВ»



[Научный диалог =

Й) Check for updates

Цысь В. В. Палестинские чтения как форма просветительской работы Императорского Православного Палестинского общества на рубеже XIX—ХХ веков / В. В. Цысь, О. П. Цысь // Научный диалог. — 2023. — Т. 12. — № 4. — С. 509—526. — DOI: 10.24224/2227-1295-202312-4-509-526.

Tsys, V. V., Tsys, O. P. (2023). Palestinian Readings as a Form of Educational Work of Imperial Orthodox Palestinian Society at Turn of 19th—20th Centuries. Nauchnyi dialog, 12 (4): 509-526. DOI: 10.24224/2227-1295-2023-12-4-509-526. (In Russ.).

WEBOF SCIENCE ERIHJUi-"'

U L R I С H ' S PERIODICALS DIRECTORY,„

LIBRARy.RU

Журнал включен в Перечень ВАК

DOI: 10.24224/2227-1295-2023-12-4-509-526

Палестинские чтения как Palestinian Readings

форма просветительской as a Form of Educational

работы Императорского Work of Imperial Orthodox

Православного Palestinian Society at Turn

Палестинского общества of 19th—20th Centuries

на рубеже XIX—ХХ веков

Цысь Валерий Валентинович Valeriy V. Tsys

orcid.org/0000-0002-9695-3900 orcid.org/0000-0002-9695-3900

ResearcherID 0-2448-2015 WoS ResearcherlD 0-2448-2015

доктор исторических наук, профессор, Doctor of History, professor,

кафедра истории России Department of Russian History

и документоведения and Documentation

[email protected] [email protected]

Цысь Ольга Петровна Olga P. Tsys

orcid.org/0000-0002-6351-8259 orcid.org/0000-0002-6351-8259

кандидат исторических наук, доцент PhD in History, associate professor,

кафедры истории России Department of Russian History

и документоведения and Documentation

[email protected] [email protected]

Нижневартовский Nizhnevartovsk State University

государственный университет (Nizhnevartovsk, Russia)

(Нижневартовск, Россия)

Благодарности: Acknowledgments:

Исследование выполнено The study is supported

при финансовой поддержке by Russian Foundation

РФФИ (РЦНИ) в рамках for Basic Research (RFBR, Russian

научного проекта № 21-09-41001 Center for Scientific Information),

project number 21-09-41001

© Цысь В. В., Цысь О. П., 2023

[Научный диалог =

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ Аннотация:

Изучаются вопросы становления Палестинских чтений как основной формы культурно-просветительской работы епархиальных отделов Императорского Православного Палестинского общества — старейшей в России общественной религиозной организации. Отмечено, что, хотя первые епархиальные отделы были созданы в 1893 году, их целью являлось лишь увеличение сбора пожертвований на нужды русских паломников и учреждений в Святой Земле. Только несколько лет спустя пришло осознание того, что основным и наиболее важным направлением работы должно быть религиозно-нравственное просвещение, распространение точных и верных сведений о Святой Земле через специально проводимые Палестинские чтения. Эта эволюция также прослеживается в материалах, представлявшихся на высочайшее имя и председателю организации великому князю Сергею Александровичу. Организационный этап в целом продолжался недолго: до 1895—1896 отчетного года (начинался с 1 марта) включительно, хотя в некоторых епархиях он мог затянуться на более длительный срок. В результате из средства компенсировать падение поступлений от Вербного сбора Палестинские чтения становятся средством христианского просвещения православных русских людей.

Ключевые слова:

Императорское Православное Палестинское общество; Палестинские чтения; Русская православная церковь; епархиальные отделы; Святая Земля; духовенство.

ORIGINAL ARTICLES

Abstract:

The article deals with the formation of the Palestinian Readings as the main form of cultural and educational work of the diocesan departments of the Imperial Orthodox Palestinian Society, the oldest public religious organization in Russia. It is noted that, although the first diocesan departments were created in 1893, their goal was only to increase the collection of donations for the needs of Russian pilgrims and institutions in the Holy Land. Only a few years later it was realized that the main and most important area of work should be religious and moral education, the dissemination of accurate and correct information about the Holy Land through specially held Palestinian readings. This evolution can also be traced in the materials submitted to the highest name and the chairman of the organization, Grand Duke Sergei Alexandrovich. The organizational stage as a whole did not last long: until the reporting year 1895—1896 (beginning on March 1), inclusive, although in some dioceses it could drag on for a longer period. As a result, from a means to compensate for the fall in revenues from the Faithful collection, the Palestinian readings become a means of Christian enlightenment of Orthodox Russian people.

Key words:

Imperial Orthodox Palestinian Society; Palestinian Readings; Russian Orthodox Church; diocesan departments; Holy Land; clergy.

УДК 94(47).083/.084+061.22:271(47)"18/19"

Научная специальность ВАК 5.6.1. Отечественная история

Палестинские чтения как форма просветительской работы Императорского Православного Палестинского общества на рубеже XIX—ХХ веков

© Цысь В. В., Цысь О. П., 2023

1. Введение = Introduction

Императорское Православное Палестинское общество (далее — ИППО) — старейшая в России религиозная общественная организация, основанная в 1882 году. Одним из важнейших направлений ее работы было согласно Уставу «а) собирать, разрабатывать и распространять в России сведения о святых местах Востока» [Устав]. Реализация указанной цели возлагалась преимущественно на созданные в течение второй половины 1890-х годов региональные отделы (к началу ХХ века их число превысило 40, а к 1917 году — 50). Именно они взяли на себя организацию и проведение Палестинских чтений — популярных лекций о Святой Земле и русском паломничестве.

Нужно отметить, что публичные лекции, собеседования, вечера с конца XIX века становятся одними из важнейших внешних проявлений возрастающей общественной активности, методом и свидетельством распространения просвещения в различных слоях населения, способом популяризации знаний и идей.

Когда и где именно в епархиальных отделах ИППО были проведены первые Палестинские чтения? Ответ на этот вопрос важен не только для выявления приоритетов и восстановления хронологической последовательности истории появления данной формы культурно-просветительской деятельности. На первых чтениях шла апробация форм взаимодействия лекторов и слушателей, оценивалась реакция на излагаемую информацию, то есть закладывались основы всей дальнейшей работы в этом направлении.

2. Материал, методы, обзор = Material, Methods, Review

Данная тема до настоящего времени находила преимущественно фрагментарное отражение в трудах, посвященных истории некоторых епархиальных отделов [Цысь, 2014; Тихон, 2017; Шушканова, 2019; Цысь, 2022] или же Палестинскому обществу в целом [Лисовой, 2006; Дмитриевский, 2008; Нечаева, 2014; Грушевой, 2018; Воображая ..., 2021; Shkvarya, 2022]. Специальные исследования по заявленной проблематике построены на

материалах Олонецкой, Оренбургской и Харьковской епархий [Потехина, 2022а; Потехина, 2022б; Суслова, 2022].

Однако авторы, как правило, говорят о Палестинских чтениях как о целостном феномене, не обращая внимания на то, что на протяжении более чем двадцатилетней истории они претерпели определенную эволюцию по форме, содержанию, масштабам, составу лекторов и слушателей, методам подачи информации. Менялось и отношение к чтениям со стороны руководства ИППО.

История Палестинских чтений также затрагивалась в работах, посвященных публикации результатов исследований прошлого Святой Земли, характеристике материалов «Сообщений Императорского Православного Палестинского общества», где в лучшем случае приводятся названия используемых в ходе публичных лекций сочинений и кратко описывается их содержание [Чернышова, 2002; Пумпян, 2009; Апанасенок, 2020], применению на народных чтениях различных приемов и технических средств [Котомина, 2016; Валитов, 2020].

Проблемы возникновения Палестинских чтений, этапов в их развитии не нашли пока отражения в отечественной историографии. Поэтому цель настоящей статьи — осветить особенности становления Палестинских чтений как основной формы культурно-просветительской деятельности епархиальных отделов ИППО.

Исследование выполнено на основе ежегодных отчетов более 40 епархиальных отделов за период с середины 1890-х до начала 1900-х годов (всего изучено 186 отчетов с 1894—1895 по 1903—1904 отчетные годы включительно); отчетов о деятельности ИППО в целом; материалов епархиальных периодических изданий, где публиковались тексты выступлений на собраниях отделов, различного рода информационные сообщения по заявленной тематике; а также впервые вводимых в научный оборот ежегодных Всеподданнейших докладов, характеризующих работу данной организации, хранящихся в Архиве внешней политики Российской империи [АВПРИ, ф. 337/2].

Дополнительно следует указать, что хронологическим рубежом отчетных периодов в ИППО до 1913 года являлось 1 марта.

3. Результаты и обсуждение = Results and Discussion

3.1. Хронология, особенности проведения первых чтений в епархиальных отделах Императорского Православного Палестинского общества

Как известно, первым по времени создания являлся Якутский отдел ИППО. Однако в объявлении о его открытии о чтениях не упоминалось. Основной акцент делался на сбор пожертвований: «На основании Высочайше утвержденного 2-го марта 1885 года дополнения к Уставу Императорско-

го Православного Палестинского Общества в Якутске в 1894 году открыт Отдел сего Общества, в котором принимаются денежные и вещественные пожертвования, предназначенные жертвователями к отправлению во все места св. земли, на Синай и в Афонские монастыри: Пантелеймоновский, Андреевский и Ильинский. В другие места и малоизвестные обители и келии, по большей части не заслуживающие доверия, пожертвования не принимаются» [Якутские ..., 1894, с. 308]. Несколькими месяцами ранее, в августе 1893 года в одном из номеров «Якутских епархиальных ведомостей» было опубликовано отношение обер-прокурора К. П. Победоносцева, где сообщалось о сборе недозволенных пожертвований «мнимыми иноками» якобы на нужды Афона и святых мест Востока и священникам предлагалось разъяснять прихожанам неблаговидность подобных сборов [Якутские ..., 1893, с. 225—226]. Соответственно, именно эта цель могла восприниматься как приоритетная. Палестинские чтения стали организовываться здесь лишь с 1898 года в Якутской духовной семинарии, лектором являлся ее ректор Ф. А. Стуков, состав слушателей ограничивался учащимися [Якутский Отдел ..., 1899, с. 4]. Поэтому первый региональный отдел ИППО не являлся пионером в организации данной формы культурно-просветительской работы.

Одной из разновидностей Палестинских чтений можно с некоторой долей условности признать выступления на организационных собраниях отделов, где специально приглашенным лицам рассказывалось об ИППО. Подобные сообщения затем могли повторяться ежегодно. Однако назвать их в полной мере Палестинскими чтениями вряд ли возможно, так как это была часть официального мероприятия с участием членов епархиального отдела.

Если же говорить о собственно Палестинских чтениях для широкой публики, то изучение отчетов епархиальных отделов показывает, что впервые они были проведены в Черниговском отделе 27 марта 1894 года в зале дворянского собрания епархиального центра на темы: «Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь» и «Впечатление паломника в храме Св. Воскресения и на Голгофе» [Отчет о деятельности Черниговского Отдела ..., 1895, с. 2]. Однако этот единичный опыт получил в городе Чернигове продолжение лишь через два года.

Попытки вести более системную работу предпринимались в Томском отделе, где в течение весны 1894 года преосвященный Макарий (Невский) в ходе инспекционной поездки по епархии лично вел в сельских церквях беседы на палестинскую тематику. Кроме того, семь чтений были проведены делопроизводителем отдела А. И. Левочским [Деятельность ..., 1895, с. 164—165]. В следующем отчетном году ситуация повторилась: летом 1895 года епископ Макарий, объезжая епархию, беседовал о Святой Земле

и ИППО с причтами и прихожанами, а А. И. Левочский провел восемь чтений в читальном зале при архиерейской домовой церкви [Деятельность ..., 1896, с. 20—21]. Но в целом в первые годы существования Томского отдела Палестинские чтения не выходили за пределы епархиального центра.

В Одесском отделе первые чтения прошли 26 февраля 1895 года в одном из залов местной духовной семинарии. Было решено пригласить в качестве лектора соборного священника С. В. Петровского, выступившего с темой «Св. Земля и деятельность в ней Общества». Им же 12 марта чтение было продолжено, а 19 марта лекцию произнес Уполномоченный ИППО в Одессе М. И. Осипов. Последние два чтения посетил преосвященный Иустин (Охотин). Вход был бесплатный, но слушателям предлагалось опускать «доброхотные» пожертвования в кружку, раздавались воззвания и объявления ИППО [Отчет Одесского Отдела ..., 1904, с. 42—43]. 22 февраля 1897 года тот же М. И. Осипов провел первые чтения в городе Кишиневе [Там же, с. 48]. Он же положил начало чтениям в марте 1901 года в городе Елисаветграде.

В Волынском отделе ведение чтений в марте 1895 года принял на себя кафедральный протоиерей города Житомира Н. Н. Трипольский [Отчет о деятельности Волынского Отдела ..., 1895, с. 295]. В Вятском отделе чтения были открыты опять же в продолжение Великого поста 1895 года в приходских церквях епархиального центра, в зале для чтений губернского земства, а также в женском училище Кукарской слободы [Отчет Вятского Отдела ..., 1895, с. 11—12]. В Пензенском отделе чтения прошли в воскресенье на 3-й неделе Великого поста (то есть 5 марта 1895 года) в уездном училище и в Петропавловской школе города Пензы. В Калужском отделе чтения организовывались «в конце отчетного года» (вероятно, в марте 1895 года) в зале Дворянского собрания преподавателем духовной семинарии Преображенским. Рассказ велся об одной из святынь Иерусалима — «страстном пути», о деятельности ИППО и стоимости проезда из Калуги в Святую Землю [Отчет Калужского Отдела ..., 1895, с. 4]. В Оренбургском отделе чтения открылись в Вербное воскресенье 25 марта 1895 года во всех церквях Оренбурга и здании городской думы «беседами» о Св. Земле и деятельности ИППО [Деятельность ..., 1895, с. 159]. В Екатеринбурге чтения проводились 12 и 19 марта 1895 года протоиереями И. Знаменским, И. Соколовым, Г. Младовым и др. [Там же, с. 167—168].

Сведения о первых чтениях были иногда достаточно лаконичны: «В текущем Великом посте сего 1895 г. Ярославский Отдел, согласно своему журнальному постановлению от 2-го марта 1895 г. чрез своих Членов оо. Благочинных Ярославских градских церквей и оо. Настоятелей-Благо-чинных Соборных церквей епархии, устроял в оных. многолюдные беседы и чтения о Св. Земле» [Отчет Ярославского Отдела ..., 1895, с. 4].

В Рязанском отделе чтения начались со второго, 1895—1896 отчетного года и велись самим его председателем преосвященным Иустином (Полянским) в форме бесед в Крестовой церкви [Отчет о состоянии и деятельности Рязанского Отдела ..., 1896, с. 4]; в Тверском — с февраля 1896 года в здании городского собрания губернского центра; во Владимирском — с ноября 1895 года (в самом Владимире, а также Шуе, Иваново-Вознесен-ске) [Отчет о деятельности Владимирского Отдела ..., 1896, с. 116]; в Смоленском — 28 января 1896 года в здании духовной семинарии [Деятельность ..., 1896, с. 35—36]; в Ставропольском — в конце 1895 года в здании городской Думы и «убежище» Братства св. Владимира [Там же, с. 37—38]; примерно в это же время — в Псковском отделе; в Казанском — 25 февраля 1896 года в зале 1-й мужской гимназии в форме «литературно-исторического вечера» для учащихся [Там же, с. 34].

Таким образом, в 1894 году чтения прошли лишь в двух епархиальных отделах, а в Великий пост следующего 1895 года — уже не менее чем в 9 отделах из 12, а еще через год — в 17 из 19 (в открытом 24 сентября 1895 года Донском отделе они стали организовываться спустя год, а в Якутском, как уже отмечалось, с 1898 года).

В качестве источника информации лекторами на первых чтениях использовались оказавшиеся доступными изданные ранее различными организациями и лицами материалы. Так, в Пензенском отделе это были брошюры «Русские богомольцы в святой Земле» Комиссии по устройству народных чтений, изданные в 1885 году [Чтения ..., 1895, с. 336]. Привлекались также статьи из журнала «Русский паломник». С самого начала могли демонстрироваться и туманные картины, например, в Вятском отделе — о Священной истории, «близко стоящие к чтениям». Нередко исполнялись духовные песнопения в начале, в конце чтений, а также и в перерывах. Быстрому развертыванию чтений в некоторых местах способствовало их включение в уже проводившиеся лекции и собеседования духовно-нравственного и религиозного содержания.

3.2. Эволюция представлений руководства Императорского Православного Палестинского общества о задачах епархиальных отделов и Палестинских чтений

Первоочередной задачей не только Якутского, но и других отделов изначально называлось «собирание пожертвований». (В отчете Черниговского отдела за 1895—1896 отчетный год она являлась «главной» и по сути единственной [Отчет о деятельности Черниговского Отдела ..., 1896, с. 3], а глубокое впечатление, производимое на слушателей, действительно позволило произвести значительные денежные сборы — 253 руб. 58 коп. после первого чтения в городе Чернигове). В первом годовом отчете Волынского

отдела указывалось, что главное внимание уделялось приготовлению прихожан к Вербному сбору [Отчет о деятельности Волынского Отдела ., 1895, с. 294], в Вятском отделе — приглашению сотрудников («уполномоченных») для организации сбора пожертвований [Отчет Вятского Отдела ..., 1895, с. 9]. Но и в следующем отчете Вятского отдела (за 1895—1896 год) заявлялось, что чтения более удобны для городов, для сельской же местности полезнее заниматься распространением в народе книг о Св. Земле, особенно небольших брошюр [Отчет Вятского Отдела ..., 1896, с. 6]. В Калужском отделе приоритетом считалось «Ознакомление населения . с целями и нуждами Палестинского общества и привлечение в состав Членов Общества новых лиц, сочувствующих целям его» [Отчет Калужского Отдела ., 1895, с. 4] (сходные задачи назывались в Рязанском и в Одесском отделах). В Ярославском отделе в первый год его существования принимались меры «к увеличению материальных средств Общества, к распространению сведений о целях Православного Палестинского Общества и привлечению возможно большего числа членов» [Отчет Ярославского Отдела ..., 1895, с. 4]. В Пензенском отделе в момент открытия 13 мая 1894 года было заявлено о следующих его основных задачах: «1) распространять сведения о целях православного Палестинского Общества; 2) привлекать новых членов Общества; 3) принимать все дозволенные уставом Общества меры к увеличению материальных средств Общества» [По поводу ..., 1894, с. 606]. Через год в Пензенском отделе говорилось о необходимости знакомства «местного общества» со Святой Землею, но в рамках уже существующих религиозно-нравственных чтений в учебных заведениях края [Чтения ..., 1895, с. 336]. В первом отчете Тверского отдела за 1895—1896 год информация о чтениях была включена в раздел «Принятие всех дозволенных уставом общества мер к увеличению материальных средств общества» [Отчет о деятельности Тверского отдела ..., 1896, с. 111—112]. В Казанском отделе основная деятельность в первый год существования «состояла в распространении сведений об обществе путем рассылки и раздачи извещений о деятельности оного, воззваний и приглашений к пожертвованиям и к содействию новооткрытому отделу ...» [Деятельность ..., 1896, с. 33]. В первом отчете Донского отдела речь опять же шла опять исключительно о финансовых поступлениях [Отчет Донского Отдела ..., 1897, с. 198—200].

Следует отметить, что в рескриптах в. к. Сергея Александровича с предложениями об открытии епархиальных отделов не всегда обозначались предполагаемые направления их деятельности. Говорилось, например, лишь о работе над «укреплением и распространением состоящего под моим председательством Императорского Православного Палестинского Общества» (Астрахань, рескрипт от 21 декабря 1894 года) [Отчет Астраханского Отде-

ла ..., 1897, с. 1] и о том, что открытие отдела стало бы «самою существенною мерою к распространению сведений об Обществе» (Пенза, рескрипт от 8 декабря 1893 года) [Отчет о деятельности Пензенского Отдела ..., 1895, с. 111]. В пересказе «Томских епархиальных ведомостей» в. к. Сергей Александрович рескриптом на имя преосвященного от 10 ноября 1893 года, «заботясь об увеличении денежных средств Общества. выразил желание об открытии особого Отдела Общества в г Томске» [Михайловский, 1894, с. 20].

Не прозвучало слово «чтения» или какой-либо его синоним и на общем собрании ИППО 19 декабря 1893 года. Здесь сообщалось о создании первых епархиальных отделов, говорилось о желательности роста числа членов за счет провинции «для распространения сведений о целях и деятельности нашего общества», выражена надежда, что их количество будет увеличиваться, «вселяя новую силу и бодрость в нас» [Общее собрание ..., 1894, с. 5, 7]. Почти полтора года спустя на общем собрании 30 апреля 1895 года уже указывалось, что отделы будут приносить несомненную пользу, «знакомя посредством бесед, чтений и продажи наших изданий местное население с целями и деятельностью общества», а также демонстрировать нравственную поддержку православной Руси трудам ИППО [Годовое общее, 1895, с. 132—133]. В начале 1897 года отмечалось, что «главное внимание отделов должно быть обращено не столько на привлечение новых членов и собирание денежных средств, сколько на распространение точных и верных сведений о Святой Земле» через народные чтения [Годовое общее собрание ..., 1897, с. 15].

Интересно также сравнить выступления на собраниях при открытии отделов и по итогам первого года работы. Так, в речи преосвященного Митрофана (Невского) при организации Астраханского отдела 27 марта 1896 года говорилось в основном о развитии паломничества в Св. Землю как основной задаче ИППО, заботе об «облегчении и улучшении и путешествий во Св. Землю, и участи тамошних православных, и о расширении вообще знаний о Св. Земле и живого общения с нею», местные же отделы учреждаются «для более удобного и более широкого распространения знаний о Св. Земле и ее святынях, о задачах, целях и средствах Палестинского Общества» [Речь ..., 1896, с. 347—348]. Год спустя, 6 апреля 1897 года на собрании Астраханского отдела уже отмечается, что цель ИППО — «укреплять и оживлять православно-церковную жизнь и благочестивую настроенность народа русского» через следующие средства: «распространением здравых, научных и популярных сведений о святой земле, поощрением и возможным облегчением паломничества ко святым местам Палестины, духовным и материальным воспособлением православным жителям Св. Земли.» [Отчет Астраханского Отдела ..., 1897, с. 17].

Поэтому можно сказать, что важность Палестинских чтений как основной формы культурно-просветительской работы не сразу была осознана как в региональных отделах, так и руководством ИППО. В отчете о деятельности Общества за 1902—1903 год подчеркивается, что отделы отыскали способ распространения сведений о Св. Земле «через живое слово» к 1895 году [Деятельность ..., 1904, с. 17—18]. Наверное, это все-таки относится лишь к некоторым отделам, а в целом является преувеличением. Здесь сыграла роль и необходимость организационного этапа, когда подбирался круг сотрудников, рассылалась информация в благочиния и приходы. Следует указать и на принятие в 1895 году «Руководящих правил для действия Отделов и Уполномоченных Императорского Православного Палестинского Общества», и на рассылку осенью того же года Советом ИППО «отношений» с рекомендацией отделам «устраивать соответствующие беседы и чтения» [Отчет о деятельности Владимирского Отдела ..., 1896, с. 115].

В дальнейшем при открытии новых отделов вопрос о важности Палестинских чтений ставился практически сразу же. Например, уже на первом организационном заседании Архангельского отдела 28 мая 1898 года была поднята проблема организации чтений и создана для этой цели специальная комиссия. Тобольским отделом в день открытия 6 апреля 1897 года было проведено в кафедральном соборе два чтения: о значении палестинских святынь для христианина и о целях ИППО; о современном состоянии Палестины в экономическом, этнографическом и религиозном отношении, а также намечено проведение в последующий период еще 12 чтений [Городков, 1897, с. 157—158]. Подольский отдел 12 ноября 1898 года на первом же после создания заседании постановил «открыть публичные чтения о Св. Земле одновременно в 15 пунктах епархии» [Отчет о деятельности Подольского Отдела 1899, с. 4]. В письме помощника председателя М. П. Степанова на имя епископа Полтавского Илариона (Юшенова) от 25 октября 1899 года с предложением об открытии отдела прямо пояснялось, что главнейшее внимание должно быть обращено на организацию Палестинских чтений, для чего сделано распоряжение об отправке в Полтаву книг, брошюр и листков соответствующего содержания [Отчет о деятельности Полтавского Отдела ..., 1900, с. 213—214]. Таврический отдел 2 апреля 1900 года, уже в день открытия, направил в Совет ИППО просьбу выслать волшебный фонарь, туманные картины и брошюры для чтений [АВПРИ, ф. 337/2, оп. 7, д. 29, л. 46].

В разделе отчетов «Деятельность отдела» чтения стали выносится на первое место. На отчете ИППО за 1897—1898 год «Против результатов, производимых Отделами публичных чтений о Св. Земле», в. к. Сергей Александрович начертал: «Надо бы такие чтения всячески поощрять» [АВПРИ, ф. 337/2, оп. 3, д. 6, л. 141—141 об.]; см. также: [Отчет Черниговского Отдела ..., 1899, с. 1].

Краткая информация об основных, наиболее важных направлениях и результатах работы ИППО приводится в ежегодных всеподданнейших докладах на имя императора. О епархиальных отделах в первый раз упоминается в докладе от 31 января 1898 года, но опять же в контексте роста доходов благодаря распространению сведений о целях и задачах Общества [АВПРИ, ф. 337/2, оп. 3, д. 41, л. 73]. Относительно подробная информация о Палестинских чтениях приводится впервые лишь в докладе от 8 февраля 1901 года [АВПРИ, ф. 337/2, оп. 3, д. 42, л. 48]. Примечательна и резолюция Николая II на документе: «Прочел с удовольствием» [АВПРИ, ф. 337/2, оп. 3, д. 42, л. 47]. Как следствие, в докладе Совета ИППО его председателю о работе в 1902—1903 отчетном году ознакомление населения с прошедшим и настоящим Св. Земли называется наиболее важной, заслуживающей особого внимания и поощрения стороной деятельности епархиальных отделов [Россия ..., 2020, с. 269], а целью в отчете за тот же год указывается «оторвать человека от житейской суеты, возбудить и укрепить его религиозное чувство» [Деятельность ..., 1904, с. 28]. Данные тезисы в том или ином виде повторялись и позднее в годовых отчетах ИППО, см., например: [Общее годовое собрание ..., 1914, с. 226]. В последний раз о деятельности епархиальных отделов сообщается императору во всеподданнейшем докладе от 21 декабря 1916 года (прочитан Николаем II 28 декабря 1916 года, наложена резолюция «Всем сердцем уповаю» напротив строк, где выражалась надежда на скорое возобновление полноценной деятельности ИППО после «полного успеха в бранном . тяжелом подвиге, защиты родной земли») [АВПРИ, ф. 337/2, оп. 3, д. 46, л. 61].

4. Заключение = Conclusions

Таким образом, осознание значения Палестинских чтений, необходимости их широкого и повсеместного распространения пришло далеко не сразу. Зачастую первые опыты организации чтений на палестинскую тематику носили единичный характер и проводились без системы. Но рано или поздно возникала необходимость шире распространить этот опыт, охватить им не только губернские и уездные центры, но и сельскую местность.

Соответственно, можно выделить первый организационный этап, когда происходило осознание значимости Палестинских чтений как основной формы работы епархиальных отделов, где культурно-просветительская функция выходила на первый план. Этот этап в целом продолжался недолго: от момента создания первых отделов в 1893 году до 1895—1896 отчетного года включительно, хотя в некоторых епархиях он мог затянуться на более длительный срок. Приходило понимание того, что работа ИППО не только имеет огромное значение для укрепления позиций России и

[Научный диалог =

православия в Святой Земле, но важна и для решения задач так называемой «внутренней миссии». В итоге из средства компенсировать падение поступлений от Вербного сбора Палестинские чтения становятся средством христианского просвещения православных русских людей.

Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

The authors declare no conflicts of interests.

Источники и принятые сокращения

1. АВПРИ — Архив внешней политики Российской империи. Ф. 337/2. Оп. 3. Д. 6, 41, 42, 46; Оп. 7. Д. 29.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Годовое общее собрание Императорского Православного Палестинского Общества 30 апреля 1895 года / Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества (далее — Сообщения ИППО). — 1895. — Т. 6. Апрель. — С. 129—154.

3. Годовое общее собрание Императорского Православного Палестинского Общества 19 января 1897 г. // Сообщения ИППО. — 1897. — Т. 8. Февраль. — С. 1—22.

4. Городков Н. Открытие Тобольского Отдела Императорского Православного Палестинского Общества / Н. Городков // Тобольские епархиальные ведомости. — 1897. — № 8. Отдел. неофиц. — С. 153—165.

5. Деятельность отделов Императорского Православного Палестинского Общества за 1894—95 год // Сообщения ИППО. — 1895. — Т. 6. Апрель. — С. 154—171.

6. Деятельность отделов Императорского Православного Палестинского Общества в 1895/6 году. — Санкт-Петербург : Тип. В. Киршбаума, 1896. — 49 с.

7. Деятельность отделов Императорского Православного Палестинского общества в 1902/3 году. — Санкт-Петербург : Тип. В. Киршбаума, 1904. — 104 с.

8. Михайловский М. Предполагаемое открытие Томского Отдела Императорского Православного Палестинского Общества / М. Михайловский // Томские епархиальные ведомости. — 1894. — № 7. Отдел неофиц. — С. 16—22.

9. Общее годовое собрание Императорского Православного Палестинского Общества 20 апреля 1914 года // Сообщения ИППО. — 1914. — Т. 25, Вып. 2. — С. 209—228.

10. Общее собрание Императорского Православного Палестинского Общества 19 декабря 1893 г. // Сообщения ИППО. — 1894. — Т. 5. Февраль. — С. 1—29.

11. Отчет Астраханского Отдела Императорского Православного Палестинского Общества за 1896—97 г. (первый год его существования). — Астрахань : Тип. Н. Л. Рослякова, 1897. — 20 с.

12. Отчет Вятского Отдела Императорского Православного Палестинского Общества за 1894—1895 год. — Вятка : типография Маишеева, 1895. — 30 с.

13. Отчет Вятского Отдела Императорского Православного Палестинского Общества за 1895—1896 год. — Вятка : Тип. Маишеева, быв. Куклина и Красовского, 1896. — 28 с.

14. Отчет Донского Отдела Императорского Православного Палестинского Общества за 1896 год // Донские епархиальные ведомости. — 1897. — № 8—9. Отдел офиц. — С. 198—200.

15. Отчет Калужского Отдела Императорского Православного Палестинского Общества с 10 апреля 1894 г. по 1 апреля 1895 г. — Калуга : Тип. Калужского Губ. Правления, 1895. — 14 с.

16. Отчет о деятельности Владимирского Отдела Императорского Православного Палестинского Общества за первый год его существования // Владимирские епархиальные ведомости. — 1896. — № 7. Часть офиц. — С. 114—121.

17. Отчет о деятельности Волынского Отдела Императорского Православного Палестинского Общества за время с 2 января 1894 года по 1 марта 1895 года // Волынские епархиальные ведомости. — 1895. — № 14. Часть офиц. — С. 291—298.

18. Отчет о деятельности Пензенского Отдела Императорского Православного Палестинского Общества за первый отчетный 1894—95 г. его существования с 13 мая 1894 г. по 1 марта 1895 г. // Пензенские епархиальные ведомости. — 1895. — № 11. Отдел офиц. — С. 111—123.

19. Отчет о деятельности Подольского Отдела Императорского Православного Палестинского Общества за 1898—9 год. — Каменец-Подольск : Тип. С. П. Киржацко-го, 1899. — 8 с.

20. Отчет о деятельности Полтавского Отдела Императорского Православного Палестинского Общества за первый год его существования с 16-го мая 1899 года по 1-е марта 1900 года // Полтавские епархиальные ведомости. — 1900. — № 14. Часть офиц. — С. 210—222.

21. Отчет о деятельности Тверского отдела Императорского православного Палестинского общества за первый год его существования (1894/5) // Тверские епархиальные ведомости. — 1896. — № 9. Часть офиц. — С. 105—115.

22. Отчет о деятельности Черниговского Отдела Императорского Православного Палестинского Общества за первый год его существования с марта месяца 1894 г. по март месяц 1895 год. — Чернигов : Тип. Губ. правления, 1895. — 7 с.

23. Отчет о деятельности Черниговского Отдела Императорского Православного Палестинского Общества за второй год его существования с марта месяца 1895 г. по март 1896 г. — Чернигов : тип. Губ. Правления, 1896. — 5 с.

24. Отчет о состоянии и деятельности Рязанского Отдела Императорского Православного Палестинского Общества за 1895—6-й отчетный год. — Рязань : Тип. Братства Св. Василия, 1896. — 12 с.

25. Отчет Одесского Отдела Императорского Православного Палестинского Общества с 1-го марта 1903 года по 1-е марта 1904 года. — Одесса : Славянская типография Е. Хрисогелос, 1904. — 58 с.

26. Отчет Черниговского Отдела Императорского Православного Палестинского Общества за 1898—9 отчетный год. — Чернигов : тип. Губ. Правления, 1899. — 10 с.

27. Отчет Ярославского Отдела Императорского Православного Палестинского Общества за 1894-й г. (Первый год его существования). — Ярославль : Типо-литография Губ. Земской Управы, 1895. — 14 с.

28. По поводу открытия Пензенского Отдела Императорского Православного Палестинского Общества // Пензенские епархиальные ведомости. — 1894. — № 13. Отдел неофиц. — С. 598—607.

29. Речь, сказанная Его Преосвященством, Преосвященнейшим Митрофаном, Епископом Астраханским и Енотаевским пред молебствием по случаю открытия в Астрахани местного Отдела Императорского, Православного Палестинского Общества, 27 Марта 1896 г. // Астраханские епархиальные ведомости. — 1896. — № 8. Отдел неофиц. — С. 343—348.

30. Россия в Святой Земле: документы и материалы : в 3 т. — Москва : Индрик, 2020. — Т. 3, Ч. 1. — 744 с.

31. Устав Императорского Православного Палестинского общества [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://jerusalem-ippo.org/arhiv/dok/ustav/ (дата обращения: 12.12.2022).

32. Чтения в г. Пензе о Св. Земле и о Палестинском Обществе // Пензенские епархиальные ведомости. — 1895. — № 9. Часть неофиц. — С. 335—339.

33. Якутские епархиальные ведомости. — Якутск, 1893. — № 15. Отдел офиц. — С. 225—240.

34. Якутские епархиальные ведомости. — Якутск, 1894. — № 20. Отдел офиц. — С. 305—320.

35. Якутский отдел (первый по времени открытия) Императорского Православного Палестинского Общества. — Якутск : б. и., 1899. — 14 с.

1. АпанасенокА. В. Палестинские чтения в духовной жизни российской деревни начала XX века / А. В. Апанасенок // Вестник государственного и муниципального управления. — 2020. — Т. 9, № 4. — С. 94—102. — DOI: 10.22394/2225-8272-2020-9-4-94-102.

2. Валитов А. А. Визуализации Святой Земли на палестинских чтениях в конце XIX — начале XX века / А. А. Валитов // Визуальные образы современной культуры: идеалы и идеологии (к 25-летию теологического образования в г. Омске) : сборник научных статей по материалам VIII Всероссийской научно-практической конференции, (Омск, 27 сентября — 9 октября 2019 г.). — Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2020. — С. 77—80.

3. Воображая Палестину: Святая земля и русская идентичность в XIX — начале XXI в. : коллективная монография. — Санкт-Петербург : Нестор-История, 2021. — 776 с. — ISBN: 978-5-4469-1876-8.

4. Грушевой А. Императорское Православное Палестинское Общество в кризисные годы : 1905—1910 / А. Грушевой // Иерусалимский православный семинар. — Москва : Индрик, 2018. — Вып. 8— С. 108—122.

5. Дмитриевский А. А. Императорское Православное Палестинское общество и его деятельность за истекшую четверть века (1882—1907 гг.) / А. А. Дмитриевский. — Москва : Императорское Православное Палестинское общество; Санкт-Петербург : Издательство Олега Абышко, 2008. — 448 с. — ISBN: 978-5-903525-27-0.

6. Котомина А. А. Археология интермедиальности: публичные народные чтения с «Волшебным фонарем» в России в 1872—1915 гг. / А. А. Котомина // Практики и интерпретации : журнал филологических, образовательных и культурных исследований. — 2016. — Т. 1, № 4. — С. 16—36.

7. Лисовой Н. Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX — начале ХХ в. / Н. Н. Лисовой. — Москва : Индрик, 2006. — 512 с.

8. НечаеваМ. Ю. Императорское Православное Палестинское Общество в культурной среде российской провинции / М. Ю. Нечаева, В. П. Микитюк. — Москва : Индрик, 2014. — 384 с. — ISBN 978-5-91674-314-2.

9. Потехина Д. К. Организация Оренбургским отделом Палестинского общества массовых духовно-нравственных чтений в середине 1890-х — 1917 гг. / Д. К. Потехи-на // XXIV Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета, Нижневартовск, НВГУ, 5—6 апреля 2022 г. — Нижневартовск : Изд-во НВГУ, 2022. — С. 230—236.

Литература

10. Потехина Д. К. Проведение Палестинских чтений в Харьковской епархии в 1904— 1917 гг. / Д. К. Потехина // Россия и мир: история и современность: X Всероссийская (с международным участием) конференция студентов и молодых ученых, (Сургут, 22 апреля 2022 г). — Сургут : Сургутский государственный педагогический университет, 2022. — С. 22—24.

11. Пумпян Г. З. Издательская деятельность и публикации Императорского Православного Палестинского Общества (1881—2007) / Г. З. Пумпян // Указатель трудов Императорского Православного Палестинского общества, 1881—2007. — Санкт-Петербург : Альфарет, 2009. — С. 360-438. — ISBN 978-5-90-28-82-59-6.

12. Суслова Е. Д. Палестинские чтения на северо-западной полиэтничной окраине Российской империи в политике государства и церкви в конце 1890 — начале 1910-х гг. / Е. Д. Суслова // Ежегодник финно-угорских исследований. — 2022. — Т. 16, № 3. — С. 499—510. — DOI: 10.35634/2224-9443-2022-16-3-499-510.

13. Тихон (Затекин), архим. История создания и деятельности Нижегородского отдела Императорского Православного Палестинского общества / Тихон (Затекин), ар-хим // Нижегородская старина. — 2017. — Вып. 51—52. — С. 118—143.

14. Цысь В. В. Культурно-просветительская работа сибирских и дальневосточных отделов Императорского Православного Палестинского общества в конце XIX — начале ХХ вв. / В. В. Цысь, О. П. Цысь // Христианское чтение. — 2022. — № 2. — С. 227— 245. — DOI: 10.47132/1814-5574_2022_2_227.

15. Цысь В. В. Отделы Императорского Православного Палестинского общества в Западной Сибири в конце XIX начале XX вв.: основные направления, содержание и результаты деятельности / В. В. Цысь, О. П. Цысь. — Нижневартовск : изд-во НВГУ 2014. — 247 с.

16. Чернышова Н. К. Императорское Православное Палестинское общество : издательская и культурно-просветительская деятельность сибирских отделов / Н. К. Чернышова // Традиции и современность. — 2002. — № 1. — С. 77—85.

17. Шушканова Е. А. История Императорского Православного Палестинского Общества в Енисейской губернии (1898—1917 гг.) / Е. А. Шушканова // Государство, общество, церковь в истории России XX—XXI веков : материалы XVIII Международной научной конференции. — Иваново : Ивановский гос. ун-т, 2019. — С. 190—195.

18. To the Issue of the Establishment and Activities of the Imperial Orthodox Palestinian Society: Some Cultural, Organizational and Geopolitical Aspects / L. V. Shkvarya., I. A. Aidrus, R. R. Asmyatullin, S. G. Glavina // Bylye Gody. — 2022. — 17 (2). — P. 695— 702. — DOI: 10.13187/bg.2022.2.695.

Material resources

Activity of departments of the Imperial Orthodox Palestine Society for 1894—95. (1895).

Communications of the IOPS, 6. April: 154—171. (In Russ.). Activity of departments of the Imperial Orthodox Palestine Society in 1895/6. (1896). St. Petersburg: Type. V. Kirshbaum. 49 p. (In Russ.). Activity of departments of the Imperial Orthodox Palestinian Society in 1902/3. (1904). St.

Petersburg: Type. V. Kirshbaum. 104 p. (In Russ.). Annual general meeting of the Imperial Orthodox Palestine Society on April 30, 1895. (1895). Communications of the Imperial Orthodox Palestine Society, 6. April: 129—154. (In Russ.).

Статья поступила в редакцию 30.03.2023, одобрена после рецензирования 10.05.2023, подготовлена к публикации 24.05.2023.

Annual general meeting of the Imperial Orthodox Palestine Society on January 19, 1897.

(1897). Communications of the IOPS, 8. February: 1—22. (In Russ.). AVPRI — Archive of the Foreign Policy of the Russian Empire. (In Russ.). Charter of the Imperial Orthodox Palestinian Society. Available at: http://jerusalem-ippo.org/

arhiv/dok/ustav/ (accessed 12.12.2022). (In Russ.). General annual meeting of the Imperial Orthodox Palestine Society on April 20, 1914. (1914).

Communications of the IOPS, 25(2): 209—228. (In Russ.). General meeting of the Imperial Orthodox Palestine Society on December 19, 1893. (1894).

Communications of the IOPS, 5. February: 1—29. (In Russ.). Gorodkov, N. (1897). Opening of the Tobolsk Department of the Imperial Orthodox Palestine Society. Tobolsk Diocesan Gazette, 8. Department. Unofficial: 153—165. (In Russ.). Mikhailovsky, M. (1894). Proposed opening of the Tomsk Department of the Imperial Orthodox Palestine Society. Tomsk Diocesan Gazette, 7. Department of unofficial: 16—22. (In Russ.). Readings in Penza about the Holy Land and the Palestinian Society. (1895). Penza Diocesan

Gazette, 9. Part of the unofficial: 335—339. (In Russ.). Regarding the opening of the Penza Department of the Imperial Orthodox Palestine Society.

(1894.). Penza Diocesan Gazette, 13. Department of unofficial: 598—607. (In Russ.). Report of the Astrakhan Department of the Imperial Orthodox Palestine Society for 1896/97

(1897). Astrakhan: Type. N. L. Roslyakova. 20 p. (In Russ.). Report of the Chernigov Department of the Imperial Orthodox Palestine Society for the 1898/9

accounting year. (1899). Chernihiv: type. lips. Board. 10 p. (In Russ.). Report of the Don Department of the Imperial Orthodox Palestine Society for 1896. (1897).

Don Diocesan Gazette, 8—9. Office department: 198—200. (In Russ.). Report of the Kaluga Department of the Imperial Orthodox Palestine Society from April 10,

1894 to April 1, 1895. (1895). Kaluga: Type. Kaluga Lip. Board. 14 p. (In Russ.). Report of the Odessa Department of the Imperial Orthodox Palestine Society from March 1, 1903 to March 1, 1904. (1904). Odessa: Slavic printing house E. Chrysogelos. 58 p. (In Russ.). Report of the Vyatka Department of the Imperial Orthodox Palestine Society for 1894—1895.

(1895). Vyatka: printing house of Maisheev. 30 p. (In Russ.).

Report of the Vyatka Department of the Imperial Orthodox Palestine Society for 1895—1896.

(1896). Vyatka: Type. Maisheeva, former Kuklin and Krasovsky. 28 p. (In Russ.). Report of the Yaroslavl Department of the Imperial Orthodox Palestine Society for 1894. (1895).

Yaroslavl: Typo-lithography of the Lips. Zemstvo Administration. 14 p. (In Russ.). Report on the activities of the Chernigov Department of the Imperial Orthodox Palestine Society for the first year of its existence from March 1894 to March 1895. (1895). Chernigov: Type. lips. Board. 7 p. (In Russ.). Report on the activities of the Chernigov Department of the Imperial Orthodox Palestine Society for the second year of its existence from March 1895 to March 1896. (1896). Chernigov: type. lips. Board. 5 p. (In Russ.). Report on the activities of the Penza Department of the Imperial Orthodox Palestine Society for the first reporting year 1894/95 of its existence from May 13, 1894 to March 1, 1895. (1895). Penza Diocesan Gazette. 11. Department of official: 111—123. (In Russ.). Report on the activities of the Podolsk Department of the Imperial Orthodox Palestine Society

for 1898/9. (1899). Kamenetz-Podolsk: Type. S. P. Kirzhatsky. 8 p. (In Russ.). Report on the activities of the Poltava Department of the Imperial Orthodox Palestine Society for the first year of its existence from May 16, 1899 to March 1, 1900. (1900). Poltava Diocesan Gazette, 14. Part of the official: 210—222. (In Russ.).

Report on the activities of the Tver Department of the Imperial Orthodox Palestine Society for the first year of its existence (1894/5). (1896). TverEparchial Gazette, 9. Part of the official: 105—115. (In Russ.).

Report on the activities of the Vladimir Department of the Imperial Orthodox Palestine Society for the first year of its existence. (1896). Vladimir Diocesan Gazette, 7. Part of the official: 114—121. (In Russ.).

Report on the activities of the Volyn Department of the Imperial Orthodox Palestine Society for the period from January 2, 1894 to March 1, 1895. (1895). Volyn Diocesan Gazette, 14. Part of the official: 291—298. (In Russ.).

Report on the status and activities of the Ryazan Department of the Imperial Orthodox Palestine Society for the 1895/6th reporting year. (1896). Ryazan: Type. Brotherhood of St. Basil. 12 p. (In Russ.).

Russia in the Holy Land: documents and materials, 3 (1). (2020). Moscow: Indrik 744 p. (In Russ.).

Speech delivered by His Eminence, His Grace Mitrofan, Bishop of Astrakhan and Enotaevsky before the prayer service on the occasion of the opening in Astrakhan of the local Department of the Imperial, Orthodox Palestine Society, March 27, 1896. (1896). Astrakhan Diocesan Gazette, 8. Department of unofficial: 343—348. (In Russ.).

The Yakut department (the first in terms of opening time) of the Imperial Orthodox Palestine Society. (1899). Yakutsk. 14 p. (In Russ.).

Yakut Diocesan Gazette, 15. Department of official. (1893). Yakutsk. 225—240. (In Russ.).

Yakut Diocesan Gazette, 20. Department of official. (1894). Yakutsk. 305—320. (In Russ.).

References

Apanasenok, A. V. (2020). Palestinian readings in the spiritual life of the Russian village at the beginning of the 20th century. Bulletin of State andMunicipalAdministration, 9 (4): 94—102. DOI: 10.22394/2225-8272-2020-9-4-94-102. (In Russ.).

Chernyshova, N. K. (2002). The Imperial Orthodox Palestinian Society: publishing and cultural and educational activities of the Siberian departments. Traditions and Modernity, 1: 77—85. (In Russ.).

Dmitrievsky, A. A. (2008). The Imperial Orthodox Palestinian Society and its activities over the past quarter of a century (1882—1907). Moscow: Imperial Orthodox Palestinian Society; St. Petersburg: Oleg Abyshko Publishing House. 448 p. ISBN: 978-5903525-27-0. (In Russ.).

Grusheva, A. (2018). The Imperial Orthodox Palestinian Society in the Crisis Years: 1905—1910 / A. Grusheva. In: Jerusalem Orthodox Seminar, 8. Moscow: Indrik. 108—122. (In Russ.).

Imagining Palestine: The Holy Land and Russian Identity in the 19th — Early 21st Centuries: collective monograph. (2021). St. Petersburg: Nestor-History. 776 p. ISBN: 978-54469-1876-8. (In Russ.).

Kotomina, A. A. (2016). Archeology of Intermediality: Public Readings with the Magic Lantern in Russia in 1872—1915. Practices and interpretations: a journal ofphilological, educational and cultural studies, 1 (4): 16—36. (In Russ.).

Lisovoy, N. N. (2006.). Russian spiritual and political presence in the Holy Land and the Middle East in the 19th — early 20th centuries. Moscow: Indrik. 512 p. (In Russ.).

Nechaeva, M. Yu., Mikityuk, V. P. (2014). The Imperial Orthodox Palestinian Society in the cultural environment of the Russian province. Moscow: Indrik. 384 p. ISBN 978-591674-314-2. (In Russ.).

Potekhina, D. K. (2022). Conducting Palestinian readings in the Kharkiv diocese in 1904— 1917. In: Russia and the world: history and modernity: X All-Russian (with international participation) conference of students and young scientists, (Surgut, April 22, 2022). Surgut: Surgut State Pedagogical University. 22—24. (In Russ.).

Potekhina, D. K. (2022). Organization of Mass Spiritual and Moral Readings by the Orenburg Department of the Palestinian Society in the Mid-1890s — 1917. In: XXIV All-Russian Student Scientific and Practical Conference of Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk, NVGU, April 5—6, 2022. Nizhnevartovsk: Publishing House of NVGU. 230—236. (In Russ.).

Pumpyan, G. Z. (2009). Publishing activities and publications of the Imperial Orthodox Palestinian Society (1881—2007). In: Index of the works of the Imperial Orthodox Palestinian Society, 1881—2007. St. Petersburg: Alfaret. 360—438. ISBN 978-590-28-82-59-6. (In Russ.).

Shkvarya, L. V., Aidrus, I. A., Asmyatullin, R. R., Glavina, S. G. (2022). To the Issue of the Establishment and Activities of the Imperial Orthodox Palestinian Society: Some Cultural, Organizational and Geopolitical Aspects. Bylye Gody, 17 (2): 695—702. DOI: 10.13187/bg.2022.2.695.

Shushkanova, E. A. (2019). History of the Imperial Orthodox Palestinian Society in the Yenisei province (1898—1917). In: State, society, church in the history of Russia in the XX—XXI centuries: materials of the XVIII International Scientific Conference. Ivanovo: Ivanovo state. un-t. 190—195. (In Russ.).

Suslova, E. D. (2022). Palestine readings in the northwestern polyethnic outskirts of the Russian Empire in the policy of the state and the church in the late 1890s — early 1910s. Yearbook of Finno-Ugric studies, 16 (3): 499—510. DOI: 10.35634/22249443-2022-16-3-499-510. (In Russ.).

Tikhon (Zatekin), archim. (2017). The history of the creation and activities of the Nizhny Novgorod Department of the Imperial Orthodox Palestinian Society. Nizhny Novgorod antiquity, 51—52: 118—143. (In Russ.).

Tsys, V. V., Tsys, O. P. (2014). Departments of the Imperial Orthodox Palestinian Society in Western Siberia at the end of the 19th and beginning of the 20th centuries: main directions, content and results of activity. Nizhnevartovsk: publishing house of NVGU. 247 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tsys, V. V., Tsys, O. P. (2022). Cultural and educational work of the Siberian and Far Eastern departments of the Imperial Orthodox Palestinian Society in the late XIX — early XX centuries. Christian reading, 2: 227—245. DOI: 10.47132/1814-5574_2022_2_227. (In Russ.).

Valitov, A. A. (2020). Visualizations of the Holy Land at Palestinian readings in the late 19th — early 20th century. In: Visual images of modern culture: ideals and ideologies: collection of scientific articles Based on the materials of the VIII All-Russian Scientific and Practical Conference, (Omsk, September 27 — October 9, 2019). Omsk: Om Publishing House. state un-ta. 77—80. (In Russ.).

The article was submitted 30.03.2023; approved after reviewing 10.05.2023; accepted for publication 24.05.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.