Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В 1926 - 1939 ГГ. НА ТЕРРИТОРИИ ПОЛЕССКОГО ВОЕВОДСТВА ВО ВТОРОЙ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В 1926 - 1939 ГГ. НА ТЕРРИТОРИИ ПОЛЕССКОГО ВОЕВОДСТВА ВО ВТОРОЙ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
28
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТОРАЯ РЕЧЬ ПОСПОЛИТАЯ / КОНЦЕПЦИЯ "ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ" / ПОЛЕССКОЕ ВОЕВОДСТВО / ПОЛЬСКИЙ КРАСНЫЙ КРЕСТ / ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕЙ МОЛОДЁЖИ / СОЮЗ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЁЖИ / SECOND POLISH REPUBLIC / THE CONCEPT OF "STATE EDUCATION" / POLESIE VOIVODESHIP / POLISH RED CROSS / ORGANIZATION OF WORKING YOUTH / UNION OF RURAL YOUTH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Стрелец М.В., Билевич А.В.

Представлен анализ деятельности общественных организаций на территории Полесского воеводства во Второй Речи Посполитой в 1926 - 1939 гг. Опираясь на сведения эксклюзивных документов и материалов Государственного архива Брестской области, опровергаются постулаты советской историографии об антибелорусской политике польских властей на указанной территории в рассматриваемый период. Институты гражданского общества, поставив во главу угла общечеловеческие ценности, сыграли важную роль в оказании помощи населению данного региона в решении экономических, социальных, культурно-просветительских задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY OF PUBLIC ORGANIZATIONS IN 1926 - 1939 ON THE TERRITORY OF THE POLESIE VOIVODESHIP DURING SECOND POLISH REPUBLIC

The analysis of the activities of public organizations in the territory of the Polesie Voivodeship in the Second Polish-Lithuanian Commonwealth in 1926 - 1939 is presented. Based on the information of exclusive documents and materials of the State archive of the Brest region, the postulates of Soviet historiography about the anti-Belarusian policy of the Polish authorities in this territory in the period under review are refuted. Civil society institutions, with universal values at the forefront, played an important role in helping the population of the region to solve economic, social, cultural and educational problems.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В 1926 - 1939 ГГ. НА ТЕРРИТОРИИ ПОЛЕССКОГО ВОЕВОДСТВА ВО ВТОРОЙ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ»

УДК 328 "084/15"

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В 1926 - 1939 гг. НА ТЕРРИТОРИИ ПОЛЕССКОГО ВОЕВОДСТВА ВО ВТОРОЙ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ

д-р ист. наук, проф. М.В. СТРЕЛЕЦ, А.В. БИЛЕВИЧ (Брестский государственный технический университет)

Представлен анализ деятельности общественных организаций на территории Полесского воеводства во Второй Речи Посполитой в 1926 - 1939 гг. Опираясь на сведения эксклюзивных документов и материалов Государственного архива Брестской области, опровергаются постулаты советской историографии об антибелорусской политике польских властей на указанной территории в рассматриваемый период. Институты гражданского общества, поставив во главу угла общечеловеческие ценности, сыграли важную роль в оказании помощи населению данного региона в решении экономических, социальных, культурно-просветительских задач.

Ключевые слова: Вторая Речь Посполитая, концепция «государственного воспитания», Полесское воеводство, Польский красный крест, Организация рабочей молодёжи, Союз сельской молодёжи.

Введение. В 2019 году исполнится 80 лет с того дня, когда Западна Беларусь была включена в состав СССР. В течение 18 лет территория Западной Беларуси находилась в составе Польши, которую в межвоенный период совершенно обоснованно называли Второй Речью Посполитой. С приближением круглой даты в белорусском обществе обязательно активизируется дискуссия на предмет реального положения Западной Беларуси в составе Второй Речи Посполитой в 1921 - 1939 гг.

Советская историография, а также подавляющее большинство современных белорусских историков придерживаются следующих постулатов.

1. Политика польских властей была однозначно антибелорусской.

2. В своём подходе к западнобелорусскому региону официальная Варшава полностью игнорировала общечеловеческие ценности.

3. В условиях санационного режима, датируемого 1926 - 1939 гг., начисто отсутствовали демократические начала, никак не функционировало гражданское общество и, естественно, западным белорусам была уготована лишь роль винтиков тоталитарного политического режима.

Авторы настоящей статьи проанализировали справедливость указанных постулатов на примере деятельности общественных организаций в 1926 - 1939 гг. на территории Полесского воеводства во Второй Речи Посполитой.

Основная часть. Наиболее массовой из общественных организаций, дейстовавших в Западной Беларуси, был польский Красный крест, находившийся под патронатом президента страны и осуществлявший активную деятельность на территории Полесского воеводства. Главное правление польского Красного креста общалось посредством писем с окружными правлениями. В этих письмах говорилось, что руководство общества должно помогать тем, кто пострадал от голода, болезней. Особо подчёркивалось, что с появлением холодов возникает угроза пожаров. Обращалось также внимание на то, что руководство Красного креста должно оказывать помощь населению в случае эпидемии и падежа животных. Руководство польского Красного креста пропагандировало свои принципы и в военной среде. Каждый офицер мог популяризировать его идеи среди гражданского общества и в армии, поэтому Главное, окружное правления и отделы поддерживали тесный контакт с армейским командованием и, особенно, офицерами санитарного корпуса [1].

Руководство Польского Красного креста оказало помощь жителям Столинского повета, в котором с февраля по апрель 1934 г. бушевала эпидемия сыпного тифа, распространившаяся на территорию Волыни и Полесья. Эпидемия охватила Сарнинский, Пинский, Лунинецкий поветы. Обширная эпидемия в условиях полесской жизни была очень тяжёлой: начался голод. Работа по борьбе с эпидемией па территории Сто-линского повета была затруднена в значительной степени заболеванием при исполнении своих обязательств поветового врача и санитарного контролёра повета. Руководство Польского Красного креста выслало на помощь дизенфикационно-водную группу под руководством П. Зброха. Отряд прибыл на территорию повета в феврале 1934 г. и начал работу в деревнях Людень, Рудня, Пужня, в деревнях, относящихся к одной гмине. Работа отряда состояла в изоляции жителей, заболевших тифом, через обеззараживание расчётов, первую помощь оказывал фельдшер, прикреплённый к отряду. В деревне Рудня работа отряда заключалась в следующем: пострижено - 232 человека, помыто: мужчин - 393, женщин - 120, детей - 139, обезвшивлено - 62. Такие же работы были проделаны и в других деревнях Столинского повета.

Организация деятельности отряда произвела сильное впечатление на местное население. Руководитель отряда, пан Зброх, работал без выходных. Полностью отдавался своим обязательствам практикант пан Ежи Бароч [2].

Одной из наиболее массовых и активных организаций Полесского воеводства был Полесский воеводский Союз сельской молодежи (ПВССМ) - воеводское подразделение общепольского Союза сельской молодежи «Сев».

Устав Полесского воеводского союза сельской молодёжи был утверждён в июне 1930 г. Согласно уставу, союз был организацией сельской молодёжи, созданной с целью поднятия моральных, материальных, гражданских чувств своих членов и повышения культуры сельского населения Польши.

Союз развернул работу по следующим направлениям:

- Организовывал и проводил вечеринки, чтения, дискуссионные собрания, песенные хоры, земледельческие опыты, молодёжные конкурсы.

- Строил народные дома, театральные, спортивные залы, классы, устраивал спортивные соревнования, кинематографические показы, радиопередачи.

- Создавал условия для малоимущих членов общества, стремящихся получить польское гражданство и профессию, через деятельность стипендиального Полесского воеводского союза сельской молодёжи.

- Оганизовывал братские кассы взаимопомощи.

Резиденция союза находилась в городе Брест-над-Бугом. Он осуществлял свою работу на территории следующих поветов Полесского воеводства: Брестского, Кобринского, Коссовского, Пружанского, Дрогичинского, Камень-Коширского, Пинского, Лунинецкого, Столинского, Сарнинского. Членом союза мог быть гражданин или гражданка Речи Посполитой, проживавший на территории, относящейся к союзу. С 16-летнего возраста молодёжь могла вступать в союз и принимать участие в его работе. Каждый представитель оргнанизации был обязан поддерживать и выполнять все пункты устава и постановлений свободных съездов. Исключение из организации производилось по следующим причинам:

а) совершение поступка, не соответствующего уставу;

б) невыполнение принятых обязательств.

В отчете союза сельской молодежи Полесского воеводства дается характеристика экономического положения воеводства, излагаются те проблемы, которые имелись в сельском хозяйстве, социальном секторе, показано бедственное положение полесской деревни. Указывается, что откладывание решения назревших проблем может привести к нежелательным последствиям. Показательная характеристика состояния экономики Полесья представлена в документе на имя пана Рота, входящего в группу парламентариев от Полесского воеводства в сейме в 1936 г. [3].

В начале 30-х гг. ХХ в. на территории Полесского воеводства начали создаваться мужские и женские курсы, на которых изучались проблемы, связанные с ведением сельского хозяйства. Приказ поветовым союзам сельской молодежи определял сроки обучения на мужских курсах при сельскохозяйственных университетах. Количество мест для жителей Полесья было незначительным и только для сыновей колонистов, мазуров, прошедших воинскую службу. Кандидаты присылали на имя ПВССМ прошение с приложением биографии, справки с места работы и обязательства организации оплатить проживание в университете. Частично стипендию, размер которой определялся стараниями претендента, назначал Главный союз сельской молодежи. При отборе кандидатов земледельческие школы проводили большую работу, учитывали летнюю практику учеников 4-7 классов. Общая стипендия не должна была быть выше 100 злотых, остальное доплачивал ученик [4].

Сельские девушки также имели возможность обучаться на курсах. При государственной женской земледельческой школе в Планце Кобринского повета проводились 11-месячные курсы обучения. Школа готовила девушек к рациональному ведению собственного хозяйства, приспосабливала к труду, несла просвещение в деревню.

Программа обучения предполагала изучение вопросов, связанных с ведением домашнего хозяйства: приготовление здоровых и вкусных блюд, выпечка хлеба и кондитерских изделий, приготовление мясных блюд, консервация овощей и фруктов, обучение кройке и шитью женской и мужской одежды, а также ткачеству. В деле огородничества и земледелия обучали рациональному использованию почвы и растений, подготовке садов и цветов. Практические задания выполнялись под руководством опытных учительниц. Кроме того, курсы формировали навыки по воспитанию детей, обучали основам религии, польскому языку, рассматривали вопросы социального развития Польши, ведения домашнего бюджета, общей гигиены, физкультуры и спорта [5].

Правительство Польши уделяло большое внимание решению социальных проблем в сельской местности. Так, провительство проводило конкурсы чистоты сельских домов. Руководитель ПВССМ Гроховский изложил условия проведения конкурса поветовому руководству союза сельской молодежи. Конкурс мог быть проведен при следующих условиях:

1. Наличие людей, которые могли бы провести инспектирование. Например, врача-гигиениста, учителя, инструктора.

2. Конкурсанты оцениваются по трем критериям:

а) содержание помещения,

б) состояние вокруг дома,

в) личная гигиена конкурсантов.

Член союза сельской молодежи, который проводит конкурс, должен организовать для его участников трехдневные курсы, на которых рассматриваются следующие темы:

1) личная гигиена человека;

2) личная гигиена женщин;

3) личная гигиена кровати, кухни;

4) личная гигиена одежды;

5) рациональное и эстетическое убранство дома;

6) внешний вид сельского подворья;

7) социальное значение конкурса чистоты домов.

Конкурс необходимо проводить под руководством поветового врача. В связи с проведением конкурса каждый его участник должен быть обеспечен брошюрой Каспжака «Здоровье в сельском доме» [6].

Руководство Польши проводило просветительские курсы, направленные на повышения общеобразовательного уровня населения Полесья. В 1930 г. перед руководством Полесского воеводского союза сельской молодежи была поставлена задача: провести в девяти поветах 7-10-дневные социально-просветительские и сельскохозяйственные курсы для деятелей союза. Программа включала вопросы социального, организационно-идеологического направления, были открыты практические классы, на которых деятели союза знакомились с крестьянскими орудиями труда. Проводились турниры знатоков и конкурсы выразительного чтения. Финансирование осуществлялось поветовым руководством [7].

После завершения полевых работ во второй половине сентября в Пинске проводилась Полесская ярмарка. В программу входили поветовые дожинки, рассчитанные на 250-300 человек. Руководителем дожинок обычно был вице-воевода или поветовый староста, чтобы праздник имел важный, традиционный характер, а не только зрелищный. Место для проведения выбиралось на границе парка и площади, удобное для выставок. Участники получали все необходимое для проживания, учитывая продолжительность проезда.

Одна из Полесских ярмарок проходила в Пинске с 15 по 31 сентября 1936 г. В эти дни были организованы конкурсы, шествия. Проходили мероприятия экономического и культурно-социального характера. На ярмарке была организована торговая, сельскохозяйственная выставка и проводились спортивные мероприятия. Туристическая Лига организовала в тот период массовый приезд популярными поездами [8].

Под эгидой союза сельской молодежи проводились конкурсы выразительного чтения. После проведения конкурса необходимо было отправить отчет по следующим параметрам:

- Какие книги чаще всего использовали конкурсанты?

- Какие разделы из книг чаще всего использовали участники конкурса и почему?

- Какие главные трудности испытывали участники в обработке выбранных книг, и какие трудности можно преодолеть?

- Достаточная ли помощь со стороны учителей? [9].

О широком спектре деятельности ПВССМ можно узнать, проанализировав план работы организации на 1936/37 гг.:

I. Работа с крестьянами:

- Организовать курсы для представителей полесского крестьянства совместно с социально-просветительскими курсами.

- Посадить сады. Доставить деревья организованно и посадить.

- Собрать и выслать заявки кандидатов, направленных через союз сельской молодежи на учебу в сельскохозяйственную школу.

II. Организационная работа:

- Осуществить реорганизацию некоторых ячеек, создать новые ячейки в некоторых деревнях. Организовать в каждой ячейке секции молодых членов.

III. Культурно-просветительская работа:

- Организовать сбор книг в г. Пинске и на территории гмин.

- Организовать и доставить необходимые материалы для выразительного чтения книг.

- Организовать 10-ти дневные социально-просветительские курсы.

- Организовать и провести силами учителей вечерние курсы для неграмотных.

IV. Социальная работа:

- Доставить в те ячейки, где будут проводиться конкурсы чистоты домов, соответствующие материалы.

Одаренная сельская молодежь могла получить высшее образование. Для ее адаптации в городской

среде была организована при Центральном союзе сельской молодежи в Варшаве Академическая ячейка сельской молодежи. В ней состояли молодые люди сельского происхождения, обучающиеся в высших учебных заведениях или их выпускники. Главными целями ячейки выступали:

а) углубление работы во всех отделениях союза;

б) объединение вокруг Центрального союза сельской молодежи представителей сельской молодежи, обучающейся в высших и средних учебных заведениях;

с) обучение высококвалифицированных кадров из среды сельской молодежи;

д) опека над сельской молодежью, оказавшейся в сложных условиях [10].

В межвоенный период в Польше действовала также организация рабочей молодежи. Устав организации был утвержден в 1933 г. Согласно уставу организация не политическая, а юридическая. Цель -образование и воспитание молодежи в духе польской гражданственности через проведение учебных курсов, просвещение, создание спортивных клубов.

Члены организации классифицировались как:

а) реальные;

б) участники;

в) поддерживающие;

г) сеньоры.

Реальным членом организации могло быть любое совершеннолетнее физическое лицо, принятое руководством организации. Участником могла стать молодежь с 14 лет, которая принималась руководством организации. Участник организации мог принимать участие в работе организации, однако не имел право голоса. Членом поддержки организации могло быть лицо физическое или юридическое, которое уплатило одноразовый взнос или двухлетний взнос общегородского члена и было принято руководством организации. Членом-сеньором мог стать каждый реальный член, который 5 лет добросовестно выполнял свои обязательства. Кроме того, общегосударственный съезд представителей руководства организации мог присвоить звание сеньора выдающимся лицам за особые заслуги перед организацией.

Члены реальные имели следующие права:

а) принимали полноправное участие в собраниях отделов, к которым принадлежали, участвовали в голосовании;

б) активное и пассивное право выбора руководства организации;

в) право бесплатного или льготного пользования тем же, что и руководство организации.

Члены-сеньоры имели такие же права. Члены-участники и поддерживающие не имели прав, прописанных в пунктах а) и в).

К обязанностям членов общества относились:

а) уважительное отношение к уставу и правилам организации;

б) совместная работа с руководством организации, поддержка, моральная и личная, любой работы в организации;

в) регулярная уплата всех установленных платежей и взносов.

В уставе были прописаны полномочия Главного руководства, Главной ревизионной комиссии, Окружного правления власти, Главного суда, процедура выхода и исключения членов, ликвидация организации [11].

В 1938 г. был принят новый Устав организации рабочей молодежи, в котором более подробно были изложены права и обязанности, структура организации. Члены организации рабочей молодежи принимали активное участие во всех важных мероприятиях, проводимых в стране. В день 12 мая 1935 г., когда умер польский президент, маршал Ю. Пилсудский, был объявлен траур. В этот день Главное правление организации рабочей молодежи обратилось к отделу исполнений организации в Варшаве с воззванием. В нем говорилось, что рабочая молодежь, на которую он возлагал много надежд, должна вспомнить о нем. Для этого необходимо собраться во Дворце, надеть траурные эмблемы и установить почетный караул [12].

В работе организации существенное место занимал вопрос о пионерах. Детально было отработано обучение пионеров. Условия допущения до испытаний были таковы:

а) возраст от 16 до 19 лет;

б) 1 год работы в русле молодежного движения;

в) пройти организованный лагерь;

г) знать работу организации;

д) выполнять работу по охране окружающей среды.

Испытание пионера состояло из следующих условий:

1. Знать историю получения независимости Польши.

2. Знать развитие общественных отношений в стране и назвать личности, которые выступили в защиту польского народа в прошлое время.

3. Выступить с рефератом.

4. Понимать проблемы просвещения, высказаться о библиотеке, в которой берешь книги.

5. Знать особенности кооперативного движения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Знать цели и задачи профессиональных союзов, названия важнейших из них.

7. Знать цель существенных условий через то, что они дают польскому обществу, трудящимся.

8. Знать концепции разных работников: неквалифицированных, ремесленников, слуг, свободных профессий, крестьян, предпринимателей. Знать права и обязанности взрослых работников:

а) время работы;

б) оплата за труд в часах начисленных;

в) условия труда, инструкции об охране и безопасности труда.

9. знать условия отчислений доходов по старости, инвалидности, происшедшей во время работы,

10. На собрании ячейки изложить свой проект.

11. Знать структуру организации рабочей молодежи [13].

Участники испытаний должны были ответить на все поставленные вопросы. Девушки также допускались к испытаниям. Составлялись программы для добровольного обучения в женских группах и условия допуска к добровольным испытаниям. Главными критериями при допуске к испытаниям являлись ответственность и пунктуальность, хорошее поведение в обществе. Испытание состояло из 12-ти пунктов, которые необходимо было выполнить. Испытуемая должна была знать основы религии, руководство страны, государственные праздники, государственную символику. Необходимо было осознавать ценность домашнего очага, обладать навыками ведения домашнего хозяйства, уметь находить общий язык с другими членами организации, знать идеалы организации, ее структуру, фамилии руководителей низовых и высших звеньев. Только после прохождения испытания претендента принимали в пионеры.

Составлялся протокол испытаний на звание пионера. Результаты ответов заносились в таблицу. В графе оценка по каждому пункту (всего 15) ставились оценки: очень хорошо, хорошо, достаточно, недостаточно. Результат необходимо было обозначить как успешный или неуспешный [14].

Существовала должность инструктора. Звание инструктора могло признать Главное правление на рассмотрение Окружного правления, в котором подтверждали отличную работу при наименьшем двухлетнем стаже в звании проводника. Звание инструктора пионеров мог признать Союз руководителей организации при рассмотрении Главного правления при наименьших трех годах от претендента на должность инструктора за выдающиеся заслуги перед организацией. Претендент на должность инструктора должен был пройти испытание. Испытуемый должен был знать основные вехи современной польской истории, принимать активное участие в общественно-политической и культурной жизни страны.

Концепция «государственного воспитания», осуществляемая во Второй Речи Посполитой, была направлена на формирование гражданина-государственника, бойца и работника в одном лице. В связи с этим особое внимание уделялось такому направлению молодежной политики, как военная подготовка молодого поколения. Данное направление заняло довольно значительное место в молодежной политике правящих кругов практически всех государств межвоенной Европы. Дело в том, что опыт Первой мировой войны привел к ревизии существовавшей до этого системы подготовки государства и общества к войне. Было признано, что война перестала быть делом только узкой военной элиты и армии. Процесс сближения армии с польским обществом посредством изготовления военного оборудования и штандартов для нужд армии отражен в материалах журнала «Приятели армии». Редакцию журнала интересовала любая информация о деятельности общественных организаций по оказанию посильной помощи армии:

- отчет об оказанных пожертвованиях армии;

- описание поступков, осуществленных молодыми людьми из общественных организаций;

- фотографирование благородных дел [15].

Военную подготовку проводили общественные организации и школа. К общественным организациям можно отнести Стрелецкий Союз, имевший опыт в этой сфере еще до Первой мировой войны. Кроме того, право проводить военную подготовку получили Союз польского харцерства, Союз сельской молодежи, гимнастическое товарищество «Сокол» и некоторые другие объединения.

Брестское окружное, Дрогичинское, Лунинецкое, Пинское поветовые правления Союза стрельцов были созданы на основании распоряжения главного коменданта Союза стрельцов в 1921 г. Основной целью организации являлось воспитание молодежи в духе патриотизма. Программа предусматривала изучение теории военного дела, строевой подготовки, занятия спортом. В рядах Союза стрельцов были и женщины, которые осваивали основы медицинской помощи. Организация имела густую сеть представительств по всей Польше и всемерную государственную поддержку.

Программа обучения предусматривала стрельбу из ружья и лука, теорию военного дела, строевую подготовку, занятие спортом, обучение сельскому хозяйству (большинство членов союза были выходцами из крестьян). Женщины осваивали медицинскую помощь, противохимическую оборону, канцелярскую работу, но в то же время обращалось внимание на воспитание женщины как матери, жены, хозяйки. О том, каков был спектр работы Союза стрельцов в Полесском воеводстве, можно узнать, проанализировав отчеты поветовых комендантов Союза о проделанной работе. В частности, список проведенных работ в стрелецких отделах за 1932 - 1934 гг. состоит из следующих направлений:

- Обсуждение планов, рефератов, отчетов директорами школ и членами стрелецких отделов.

- Идеология стрелецкого движения. Выступления с докладами об истории стрелецкого движения, о том, каким должен быть стрелец, чтобы заслужить почет среди своих товарищей. В выступлениях давались рекомендации, что необходимо сделать, чтобы иметь удовлетворение от работы в организации. Необходимо брать пример в работе с первого стрельца в стране, маршала Пилсудского.

- Выступление о значении патриотизма и способах выработки его в себе, через глубокую заинтересованность в труде. Выступления о ноябрьском восстании 1831 г. и о январском 1863 г., как о примере борьбы за независимость. Была прочитана лекция о вреде алкоголизма для представителей обоих полов. Демонстрировались инсценировки, хоровое пение на четыре голоса. На празднике Рождества раздавали оплатки членам стрелецких отделов [16].

Члены Союза стрельцов занимались розыском и установкой памятников участникам восстания 1863 г. в Косовском повете. Произошло освещение надгробия, созданного на средства добровольных пожертвований. Памятник, как символ любви к Родине, был создан к 10 летию со Дня провозглашения

независимости, посвящен польским участникам восстания 1863 г. Красиньскому, Лукашевичу и неизвестным, которые за 60 лет до провозглашения независимости положили ради Отчизны молодые жизни. Затем местный ксендз Дроздовский отслужил молебен. В Косовском повете произошло освещение памятника, запомнившегося надписью «Прах 40 польских восставших, погибших в 1863 г. в боях с захватчиками». Событие произошло 26 мая 1926 г. в 2 км от усадьбы Щитно, гмины Ружанской, в присутствии представителей государственных, гражданских, военных структур власти [17].

Противникам Речи Посполитой не нравилось, что организация готовит будущих защитников Родины на случай войны. Руководство окружного Союза стрельцов в секретном донесении сообщало своему руководству, что коммунистический союз молодежи Западной Беларуси на своей конференции поставил задачу победить Союз стрельцов, как наиболее серьезного и организованного противника на территории воеводства. С этой целью комсомольцы поставили задачу внедрить в стрелецкие ряды противников, чтобы дезорганизовать работу Союза. Однако руководство Союза стрельцов и поветовое руководство организовали опеку над отделами Союза и парализовали деятельность неприятеля, используя при этом помощь не только государственную, но и помощь общественных организаций, с которыми поддерживали тесную связь. Польское государство имело право требовать от своих граждан во имя защиты личных интересов сотрудничать со специальными органами повета. Защита существования самого польского государства в первую очередь лежала на Союзе стрельцов и его членах [18].

Руководство организации в Варшаве в ноябре 1937 г. издало приказ о том, какие мероприятия необходимо провести 11 ноября, в День независимости. Округи и ячейки организации рабочей молодежи должны были принять участие в локальных торжествах, организованных под девизом «Молодежь с армией». В этот день необходимо было продемонстрировать стране и миру, что польская армия сильна, готова встать на защиту единства и целостности страны и поддерживается молодежью [19]. В конце 30-х гг. ХХ в. мир находился на пороге новой мировой войны, и польское руководство понимало ее приближение.

Заключение. Таким образом, анализ деятельности общественных организаций в 1926 - 1939 гг. на территории Полесского воеводства во Второй Речи Посполитой опровергает постулаты советской историографии. Институты гражданского общества, поставив во главу угла общечеловеческие ценности, сыграли важную роль в оказании помощи населению данного региона в решении экономических, социальных, культурно-просветительских задач.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственный архив Брестской области (ГАБО). - Ф. 2156. Оп. 1. Д. 192. Л. 3.

2. ГАБО. - Ф. 2156. Оп. 1. Д. 195. Л. 18 - 49.

3. ГАБО. - Ф. 115. Оп. 1. Д. 8. Л. 2 - 3.

4. ГАБО. - Ф. 115. Оп. 1. Д. 8. Л.11.

5. ГАБО. - Ф. 115. Оп. 1. Д. 13. Л. 34.

6. ГАБО. - Ф. 115. Оп. 1. Д. 8. Л. 76.

7. ГАБО. - Ф. 115. Оп. 1. Д. 8. Л. 111.

8. ГАБО. - Ф. 115. Оп. 1. Д. 13. Л. 23.

9. ГАБО. - Ф. 115. Оп. 1. - Д. 8. Л. 30

10. ГАБО. - Ф. 115. Оп. 1. Д. 13. Л. 17.

11. ГАБО. - Ф. 115. Оп. 1. Д. 6. Л. 1-2.

12. ГАБО. - Ф. 115. Оп. 1. Д. 4. Л. 1-1.

13. ГАБО. - Ф. 115. Оп. 1. Д. 4. Л. 10.

14. ГАБО. - Ф. 115. Оп. 1. Д. 4. Л. 11.

15. ГАБО. - Ф. 115. Оп. 1. Д. 5. Л. 13.

16. ГАБО. - Ф. 364. Оп. 1. Д. 38. Л. 11.

17. ГАБО. - Ф. 364. Оп. 1. Д. 22. Л. 4-7.

18. ГАБО. - Ф. 364. Оп. 1. Д. 31. Л. 4.

19. ГАБО. - Ф. 115. Оп. 1. Д. 31. Л. 4.

Поступила 10.01.2019

ACTIVITY OF PUBLIC ORGANIZATIONS IN 1926 - 1939 ON THE TERRITORY OF THE POLESIE VOIVODESHIP DURING SECOND POLISH REPUBLIC

M. STRELEZ, A. BILEVICH

The analysis of the activities of public organizations in the territory of the Polesie Voivodeship in the Second Polish-Lithuanian Commonwealth in 1926 - 1939 is presented. Based on the information of exclusive documents and materials of the State archive of the Brest region, the postulates of Soviet historiography about the anti-Belarusian policy of the Polish authorities in this territory in the period under review are refuted. Civil society institutions, with universal values at the forefront, played an important role in helping the population of the region to solve economic, social, cultural and educational problems.

Keywords: Second Polish Republic, the concept of "state education", Polesie Voivodeship, Polish Red Cross, Organization of Working Youth, Union of Rural Youth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.