Научная статья на тему 'Деятельность общественных организаций Бурятии в условиях становления гражданского общества (Результаты социологического исследования)'

Деятельность общественных организаций Бурятии в условиях становления гражданского общества (Результаты социологического исследования) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
351
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАНИЕ / ОБЪЕДИНЕНИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ВОЗМОЖНОСТЬ ВЛИЯНИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ВЛАСТНЫЕ СТРУКТУРЫ / ОРГАНЫ ВЛАСТИ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / RESEARCH / ASSOCIATIONS / PUBLIC ORGANIZATIONS / POSSIBILITY OF INFLUENCE / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / POWER STRUCTURES / AUTHORITIES / CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Корпусова Ольга Юрьевна

Статья посвящена исследованию деятельности общественных организаций Республики Бурятия в условиях становления гражданского общества. В связи с этим рассмотрены характер и эффективность взаимодействия общественных организаций с властными структурами и другими некоммерческими организациями. Выявлены негативные и положительные факторы, влияющие на эффективность деятельности некоммерческих общественных организаций, оценена возможность влияния властных государственных структур на сферу их деятельности. Проанализирован характер, периодичность и формы взаимодействия добровольных общественных организаций с властными структурами Республики Бурятия. Автором предложены меры, которые могут предпринять органы власти для улучшения условий деятельности общественных организаций. Описаны особенности кадрового состава, возможности повышения квалификации сотрудников, а также рассмотрены моральные и профессиональные качества сотрудников общественных организаций, влияющие на рост их профессионализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF PUBLIC ORGANIZATIONS OF BURYATIA IN THE CONDITIONS OF DEVELOPING CIVIL SOCIETY (RESULTS OF SOCIOLOGICAL RESEARCH)

The article is devoted to the study of public organizations activities in the Republic of Buryatia in the conditions of developing civil society. Therefore, the nature and efficiency of interaction of public organizations between government authorities and other non-profit organizations have been considered. The negative and positive factors influencing the efficiency of non-profit public organizations have been revealed, the possible influence of power state authorities on the sphere of their activities has been evaluated. The nature, periodicity and forms of interaction between voluntary public organizations and government authorities of the Republic of Buryatia have been analyzed. The author proposes measures that can be undertaken by the authorities to improve the conditions of the activity of the public organizations. The features of personnel, opportunities for career development of employees are described and also moral and professional properties of members of public organizations are considered that influence on the raise of their professionalism.

Текст научной работы на тему «Деятельность общественных организаций Бурятии в условиях становления гражданского общества (Результаты социологического исследования)»

УДК 3231/6:347.471:334.754

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ БУРЯТИИ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА (РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

© Корпусова Ольга Юрьевна, аспирант кафедры философии Бурятского государственного университета.

Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. E-mail: korpusova_olga@mail.ru

Статья посвящена исследованию деятельности общественных организаций Республики Бурятия в условиях становления гражданского общества. В связи с этим рассмотрены характер и эффективность взаимодействия общественных организаций с властными структурами и другими некоммерческими организациями. Выявлены негативные и положительные факторы, влияющие на эффективность деятельности некоммерческих общественных организаций, оценена возможность влияния властных государственных структур на сферу их деятельности. Проанализирован характер, периодичность и формы взаимодействия добровольных общественных организаций с властными структурами Республики Бурятия. Автором предложены меры, которые могут предпринять органы власти для улучшения условий деятельности общественных организаций. Описаны особенности кадрового состава, возможности повышения квалификации сотрудников, а также рассмотрены моральные и профессиональные качества сотрудников общественных организаций, влияющие на рост их профессионализма.

Ключевые слова: исследование, объединения, общественные организации, возможность влияния, повышение квалификации, властные структуры, органы власти, гражданское общество.

ACTIVITIES OF PUBLIC ORGANIZATIONS OF BURYATIA IN THE CONDITIONS OF DEVELOPING CIVIL SOCIETY (RESULTS OF SOCIOLOGICAL RESEARCH)

Korpusova Olga Yu., Research Assistant, department o philosophy, Buryat State University. 24a, Smolina, Ulan-Ude, 670000, Russia.

The article is devoted to the study of public organizations activities in the Republic of Buryatia in the conditions of developing civil society. Therefore, the nature and efficiency of interaction of public organizations between government authorities and other non-profit organizations have been considered. The negative and positive factors influencing the efficiency of non-profit public organizations have been revealed, the possible influence of power state authorities on the sphere of their activities has been evaluated. The nature, periodicity and forms of interaction between voluntary public organizations and government authorities of the Republic of Buryatia have been analyzed. The author proposes measures that can be undertaken by the authorities to improve the conditions of the activity of the public organizations. The features of personnel, opportunities for career development of employees are described and also moral and professional properties of members of public organizations are considered that influence on the raise of their professionalism.

Keywords: research, associations, public organizations, possibility of influence, professional development, power structures, authorities, civil society.

B гражданском обществе отношения базируются на развитых формах самоорганизации и саморегуляции при условии преобладания горизонтальных координационных связей, отношений конкуренции и солидарности между юридически свободными равноправными партнерами. Общественные организации являются одной из форм проявления социальной активности населения в процессе становления гражданского общества.

А. С. Туманова дает следующее определение неполитических общественных организаций: «Добровольные, самоуправляющиеся и надлежащим образом оформленные объединения, создающиеся на постоянной основе для решения насущных проблем граждан, непроизводственного и некоммерческого характера» [5].

В настоящее время весьма актуальным становится исследование общественных организаций Республики Бурятия. Вопросы взаимодействия общественных организаций друг с другом и с властными органами стали предметом исследования, проведенного в сентябре 2014 г. под руководством доктора социологических наук, профессора С. П. Татаровой, и при личном участии автора статьи. В

исследовании приняли участие организации, осуществляющие свою деятельность более 10 лет. На конец 2014 г. в Бурятии было зарегистрировано 483 общественных организации, примерно 20% из них действуют более 10 лет [8].

Методические параметры исследования: объект исследования - общественные организации Республики Бурятия, метод исследования - экспертный опрос сотрудников общественных организаций, объем выборочной совокупности - 32 организации.

В исследовании был поставлен вопрос «Взаимодействуют ли общественные организации с другими некоммерческими объединениями?». Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками [1]. Все 100% общественных организаций отметили, что такие взаимодействия осуществляются. Следует отметить, что больше половины опрошенных (65,5%) считают, что взаимодействия происходят на постоянной и регулярной основе. Треть респондентов (31%) считает, что взаимодействия носят ситуационный характер. Нерегулярно, время от времени случаются контакты с другими общественными организациями у 17,2% респондентов.

По данным исследования «Динамика развития и текущее состояние сектора НКО в России», формы взаимодействия организации с другими НКО естественным образом зависят от территориального охвата деятельности. Организации, замкнутые на регионе, городе или районе, чаще общаются с коллегами через региональные ассоциации, а НКО, деятельность которых выходит за пределы региона, больше используют для общения с другими НКО Интернет и чаще вступают в альянсы для решения актуальных проблем.

Наиболее распространенной формой взаимодействия общественных организаций является непосредственное общение на встречах, собраниях, конференциях (74%). Несколько реже упоминается неформальное общение (58%). Более половины организаций (51%) взаимодействуют с коллегами в «проектной» форме, объединившись для решения актуальных проблем, что свидетельствует о довольно высокой степени самоорганизации [6].

Результаты исследования показали, что основная часть опрошенных (62,1%) считает, что деятельности их организаций мешает экономическая нестабильность. Чуть меньше половины респондентов (41,4%) считают, что общественным организациям мешают бюрократические преграды. Четверть опрошенных (24,1%) выбрала такой вариант ответа, как «безразличие населения»; 17,2% отметили «противоречие в законах»; 6,9% не ответили на вопрос. Среди факторов, влияющих на эффективность деятельности общественных организаций абсолютное большинство респондентов (75,9%) выделяют финансирование. Третья часть опрошенных (37,9%) считает, что эффективность деятельности некоммерческих организаций зависит от настроения (поддержки) органов власти. Одинаковое количество голосов (24,1%) набрали такие варианты ответа как «активность населения» и «имидж (репутация) организации». В ходе исследования был задан вопрос «Охотно ли органы власти идут на взаимодействие с общественными организациями?». Большая часть опрошенных (69,0%) считает, что органы власти не всегда охотно идут на взаимодействие с общественными организациями, 17,2% респондентов дали на данный вопрос положительный ответ. Однако 13,8% ответили, что власть неохотно идет на взаимодействие с некоммерческими организациями.

Можно выделить четыре уровня взаимодействия власти и некоммерческих организаций (НКО) в регионах и муниципальных образованиях:

1) совместные мероприятия отдельных структур органов власти и отдельных НКО, временно действующие общественные советы/комиссии при отдельных структурах органов власти, финансирование мероприятий НКО;

2) совместные мероприятия ряда органов власти и групп НКО, постоянные общественные советы/комиссии при структурах власти, специализация отдельных должностных лиц на работе с НКО;

3) совместные проекты органов власти и НКО за счет средств внешних грантов, постоянные общественные советы/комиссии при высшем органе исполнительной власти данной территории, специализированные подразделения по работе с НКО, финансирование программ и проектов НКО;

4) совместная разработка и реализация программ (в том числе по развитию НКО и гражданского общества) за счет средств бюджета и дополнительно привлеченного финансирования, взаимодействие независимых коалиций НКО с органами власти, финансирование программ и проектов НКО на условиях государственного/муниципального заказа и конкурсного отбора проектов [3].

Данные исследования показали, что большая часть опрошенных общественных организаций (62,1%) взаимодействует с таким совещательным органом, как Совет общественных организаций при Министерстве социальной защиты. С советом национальностей взаимодействуют 10,3% исследуемых

организаций. Равные доли общественных организаций (6,9%) достаточно часто взаимодействуют с такими органами как, общественно-политический консультативный совет и совет старейшин. Оценивая эти взаимодействия, 41,4% респондентов определили их как отношения совещательного характера. Чуть больше трети респондентов (37,9%) считают, что взаимодействия носят консультативный и информационный характер, не смогли ответить на этот вопрос 17,2%.

В тоже время, исследования группы ЦИРКОН показывают, что отношения между властью и НКО являются хотя и не конфликтными, но проблемными. Некоммерческий сектор отстранен от трехстороннего взаимодействия, находится в неравном положении по отношению к двум другим участникам процесса - власти и бизнесу. Хотя на общем фоне существуют отдельные примеры конструктивного взаимодействия, когда партнерство некоммерческого сектора и власти действительно является эффективным.

Власть конструктивно взаимодействует с теми организациями, в которых видит эффективных проводников и исполнителей социальных инициатив или заказов власти. За последнее время значительно улучшились отношения между властью и социальными, экологическими, молодежными организациями. Напротив, серьезное противостояние наблюдается с правозащитными организациями [7]. Под властными структурами подразумеваются органы государственной и муниципальной власти, осуществляющие деятельность по реализации функций государства и муниципалитетов.

Для анализа формы взаимодействия общественных организаций с властью был задан следующий вопрос «Какие формы взаимодействия общественных организаций с властью наиболее распространены?». Результаты ответов распределились следующем образом: большинство опрошенных (55,2%) считает одной из самых приемлемых форм взаимодействия власти с общественными организациями разработку социальных проектов и программ, 48,3% выбрали ответ «реализация совместных проектов и программ», меньше трети (24,%) - «социальный заказ на проведение определенных видов работ». И 6,9% респондентов не дали ответ на поставленный вопрос.

Во многом поддержка и жизнестойкость общественных организаций зависит от взаимодействия с органами власти. Поскольку большинство организаций принявших участие в опросе, относится к организациям, защищающим интересы социально не защищенных категорий населения (инвалиды, пенсионеры, репрессированные и т.д.), наиболее активные социальные связи налажены с министерством социальной защиты населения (40,7%), с другими отраслевыми министерствами (3,7%), в частности (министерство культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта, промышленности), также относятся к числу партнеров общественных организаций. Также общественные организации активно сотрудничают с администрациями районов (33,3%) (Октябрьского, Железнодорожного, Советского), и администрацией города (3,7%). При этом стоит отметить, что практически четверть (25,9%) опрошенных общественных организаций, не выходят на контакт с органами власти.

Исследование показало, что практически половина респондентов (44,8%) считают совместную работу органов власти и общественных организаций не совсем эффективной. Четверть организаций (24,1%) оценивают взаимодействие органов власти и общественных организаций как эффективное, другая четверть организаций (24,1%) наоборот - как неэффективное. Затруднились дать ответ на данный вопрос 7% респондентов. Полученные данные показывают, органы власти и общественные организации, осуществляя взаимодействие, не в полной мере используют имеющиеся возможности.

К мерам, которые могут предпринять власти для улучшения условий деятельности общественных организаций большинство опрошенных (31,3%) относят увеличение финансирования, 3,1% организаций предлагают предоставлять им социальные заказы; не мешать работать; совместно решать проблемы; оказывать содействие людям старшего поколения; оказывать содействие репрессированным, изменить налогообложение. Небольшая доля респондентов (6,2%) предложили свой вариант ответа. Больше трети опрошенных организаций (43,8%), по всей вероятности, вообще не видят каких-либо перспектив помощи от власти, а потому воздержались от ответа. Возможность влияния на социально-политическую ситуацию в республике определяется во многом возможностью общественных организаций участвовать в обсуждении актуальных проблем совместно с органами власти. Так, 31% общественных организаций подтвердили свое участие в обсуждении значимых тем, 34,5% организаций ответили, что не участвуют в подобных мероприятиях. Треть респондентов (34,5%) затруднились ответить на данный вопрос.

Де-юре органы власти и органы местного управления не должны вмешиваться в деятельность общественных организаций[1,2]. Результаты исследования частично подтвердили данное утверждение: 58,6% организаций подтвердили невмешательство властных структур в деятельность общественных организаций, чуть меньше трети организаций (27,6%) указали на частичное вмешательство,

6,9% респондентов подтвердили вмешательство органов власти и местного самоуправления в деятельность общественных организаций. Затруднились дать ответ 6,9% респондентов.

Среди проблем, оказывающих влияние на взаимодействие общественных организаций и органов власти, 14,3% опрошенных отметили наличие бюрократических преград, 7,4% респондентов считают, что никаких проблем у общественных организаций с властью не имеется, такая же доля организаций ответила, что власть не заинтересована во взаимодействии с НКО. Также в единичных ответах были озвучены такие проблемы как: общественные организации не существуют для власти; власть использует общественные организации; недостаточное финансирование; ситуативный характер оказания помощи в решении проблем.

В перечень моральных и профессиональных качеств сотрудника общественных организаций вошли такие профессиональные качества как: ответственность (14,8%), компетентность (7,4%), бескорыстное стремление помогать людям (7,4%), профессиональное мастерство (11,1%), активная жизненная позиция (7,4%). Другие профессиональные качества, такие как верность делу, исполнительность, инициативность, знание законов набирают одинаковое количество голосов (3,7%). Среди общечеловеческих качеств, важных для работника общественной организации, названы порядочность (22,2%), честность (18,5%), трудолюбие(3,7%), желание восстановить справедливость (7,4%).

Профессионализм сотрудников общественных организаций напрямую зависит от возможностей повышения их квалификации. Однако число отметивших, что существуют организации, заочно занимающиеся развитием кадров общественных организаций, составило всего 3,7%. Столько же отметили, что к таким организациям относятся государственные образовательные учреждения. Однако четверть опрошенных (33,3%) отметила, что таких организаций нет, подавляющее большинство (59,2%) организаций либо не дали ответа, либо затруднились с его определением.

В результате исследования было выяснено, что к наиболее значимым мероприятиям для развития региона респонденты относят участие в патриотическом воспитании подрастающего поколения (7,4%). Более 3% опрошенных отметили такие мероприятия как волонтерские и социальные проекты, социальная поддержка инвалидов, повышение активности ветеранов, пропаганда искусства и культуры. Оценивая вклад общественных организаций в развитие региона, большинство респондентов (58,6%) подчеркивает повышение активности и самосознания граждан. Около половины общественных организаций (48,3%) отмечают вклад в развитие гражданского общества, 34,5% считают, что общественные организаций позволяют решать значимые для региона проблемы.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что общественные организации интенсивно и регулярно взаимодействуют друг с другом. К основным факторам, негативно сказывающимся на деятельности общественных организаций, относятся: экономическая нестабильность, бюрократические преграды и безразличие населения. Как показало исследование, общественные организации регулярно взаимодействуют с различными органами власти. При этом оценивают это взаимодействие как не совсем эффективное. В тоже время общественные организации подчеркивают свою независимость и выступают против вмешательства в свою деятельность органов власти.

Своим основным вкладом в развитие региона представители общественных организаций считают повышение активности населения и вклад в развитие гражданского общества.

Литература

1. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 №7-ФЗ.

2. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 №82-ФЗ.

3. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации. - М., 2006. - 68 с.

4. Осинский И. И., Добрынина М. И. Политология. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2011. -

648 с.

5. Туманова А. С. Правительственная политика в отношении общественных организаций России 19051917 гг.: автореф. дис. ... д-ра ист. наук. - М., 2003. - С. 6.

6. Динамика развития и текущее состояние сектора НКО в России: аналитический обзор. AHO «Социологическая мастерская Задорина» (ЦИРКОН) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.zircon.ru/ (дата обращения: 18.12.2014).

7. Третий сектор России: оценка влиятельности: аналитический отчет по результатам экспертного опроса. AHO «Социологическая мастерская Задорина» (ЦИРКОН) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.zirc on.ru/ (дата обращения: 18.12.2014).

8. Информационный портал Министерства юстиции Российской Федерации [Электронный ресурс]. -URL: http://unro.minjust.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.