Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВ ВСПОМОЩЕСТВОВАНИЯ НУЖДАЮЩИМСЯ УЧАЩИМСЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ КОНЦА XIX-НАЧАЛА XX ВВ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВ ВСПОМОЩЕСТВОВАНИЯ НУЖДАЮЩИМСЯ УЧАЩИМСЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ КОНЦА XIX-НАЧАЛА XX ВВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
326
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ОБЩЕСТВА ВСПОМОЩЕСТВОВАНИЯ НУЖДАЮЩИМСЯ УЧАЩИМСЯ / PUBLIC CHARITY / RUSSIAN EMPIRE / EDUCATION / SCHOOLS / SOCIETIES FOR HELPING STUDENTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Панасюк Виктор Вячеславович, Пуглеев Павел Павлович

Статья содержит анализ деятельности обществ вспомоществования нуждающимся учащимся в Российской империи конца XIX-начала XX вв., преимущественно по материалам Калужской губернии. В работе поднимается проблема правовых и организационных аспектов функционирования этих обществ, подчеркиваются успехи и недостатки в их работе. Авторы приходят к выводу о позитивном влиянии благотворительной помощи этих обществ как на развитие системы образования, так и общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Панасюк Виктор Вячеславович, Пуглеев Павел Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF SOCIETIES FOR HELPING STUDENTS AS A SPECIFIC FORM OF PUBLIC CHARITY IN THE RUSSIAN EMPIRE IN THE LATE XIX - EARLY OF XX CENTURIES

The article contains an analysis of the activities of societies for helping students in the Russian Empire in the late 19th - early 20th centuries, mainly based on materials from the Kaluga province. The work raises the problem of legal and organizational aspects of the functioning of these societies, highlights the successes and shortcomings in their work. The authors come to the conclusion that the charitable assistance of these societies has a positive impact on the development of the education system and society as a whole.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВ ВСПОМОЩЕСТВОВАНИЯ НУЖДАЮЩИМСЯ УЧАЩИМСЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ КОНЦА XIX-НАЧАЛА XX ВВ»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 94

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВ ВСПОМОЩЕСТВОВАНИЯ НУЖДАЮЩИМСЯ УЧАЩИМСЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ КОНЦА XIX-НАЧАЛА XX ВВ.

Панасюк Виктор Вячеславович, кандидат исторических наук, доцент; Пуглеев Павел Павлович, студент; Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Калуга,

Российская Федерация

Аннотация: Статья содержит анализ деятельности обществ вспомоществования нуждающимся учащимся в Российской империи конца XIX-начала XX вв., преимущественно по материалам Калужской губернии. В работе поднимается проблема правовых и организационных аспектов функционирования этих обществ, подчеркиваются успехи и недостатки в их работе. Авторы1 приходят к выводу о позитивном влиянии благотворительной помощи этих обществ как на развитие системы1 образования, так и общества в целом.

Ключевые слова: общественная благотворительность; Российская империя; образование; учебные заведения; общества вспомоществования нуждающимся учащимся.

ACTIVITIES OF SOCIETIES FOR HELPING STUDENTS AS A SPECIFIC FORM OF PUBLIC CHARITY IN THE RUSSIAN EMPIRE IN THE LATE XIX - EARLY OF XX CENTURIES

Panasyuk Victor Vyacheslavovich, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor,

Pugleev Pavel Pavlovich, student; KSU named after K.E. Tsiolkovski, Kaluga, Russia

Abstract: The article contains an analysis of the activities of societies for helping students in the Russian Empire in the late 19th - early 20th centuries, mainly based on materials from the Kaluga province. The work raises the problem of legal and organizational aspects of the functioning of these societies, highlights the successes and shortcomings in their work. The authors come to the conclusion that the charitable assistance of these societies has a positive impact on the development of the education system and society as a whole. Keywords: public charity; Russian empire; education; schools; societies for helping students.

Для цитирования: Панасюк, В. В. Деятельность обществ вспомоществования нуждающимся учащимся как специфическая форма общественной благотворительности в Российской империи конца XIX-нача-ла XX вв. / В. В. Панасюк, П. П. Пуглеев. - Текст : электронный // Наука без границ. - 2021. - № 1 (53). -С. 5-13. - URL: https://nauka-bez-granic.ru/№-1-53-2021/1-53-2021/

For citation: Panasyuk V.V., Pugleev P.P Activities of societies for helping students as a specific form of public charity in the Russian empire in the late XIX - early of XX centuries // Scince without borders, 2021, no. 1 (5), pp. 5-13.

«Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей... Ах, батюшки, как бы вытащить, и кого прежде, кого после вытащить». [15, с. 761].

Л.Н. Толстой Письмо А.А. Толстому. Декабрь 1874 г.

В современной России согласно Конституции страны гарантируются общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования, а также высшего образования на конкурсной основе в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Это является привычным для нас явлением. Между тем в конце Х1Х-начале XX вв. ситуация в Российской империи была совершенно иной. Бесплатное обучение предоставляло лишь небольшое количество учебных заведений, а плата за учебу периодически повышалась. В некоторых высших учебных заведениях она доходила до 100 руб. в год, во многих средних учебных заведениях была немногим ниже [2, с. 49]. К этому стоит добавить необходимые расходы на приобретение книг, одежды, оплаты жилья, питания и т.д. Ряд учеников, в первую очередь, сироты и члены многодетных семей, освобождались от платы за обучение [2, с. 40-41]. Однако, согласно уставам учебных заведений, освобожденные от платы ученики не могли составлять более 10 % от общего их числа, тогда как количество учащихся, находящихся за чертой бедности, было значительно больше [4, с. 80].

В подобной ситуации многие дети вследствие материального недостатка не имели возможности получить образование. О действительной нужде обучающихся свидетельствует анализ многочисленных прошений их родителей об оказании им материальной помощи. Приведем характерные примеры: «Имея девять человек детей, из коих четверо учатся в разных учебных заведениях, и, получая в месяц жалованья всего тридцать рублей, я не имею никакой возможности заплатить за право учения своей дочери, ученицы 3-го класса, а посему покорнейше прошу...» [4, с. 82]. «Покорнейше прошу освободить от платы мою дочь, ученицу 4-го класса, так как мой муж хотя и получает пенсию в 600 руб. в год, но уже более года лежит в Москве - в больнице, куда ежемесячно посылается мной 40 рублей, и так как, кроме того я должна платить за квартиру и содержать других детей, и сверх того больную мать и умалишенного брата.» [4, с. 82].

Удручающую картину бедности учащихся представил протоиерей А. Свирелин в речи, произнесенной им 14 декабря 1880 г. в Переславском училище Владимирской губернии. По его словам, «в течение последних десяти

лет 20 учеников принуждены были, не окончив курса, уволиться из училища решительно только по неимению средств к своему содержанию ... бедность учеников, особенно в средине и конце учебной трети, так велика, что не на что им бывает купить учебную книгу, даже в 25 к., или тетрадку для письма в 4 копейки» [5, с. 47]. Выходом из этого непростого положения стали ходатайства родителей об исключении детей из учебных заведений. Так, протоиерей А. Свирелин сообщал, что в начале декабря 1880 г. в Переславское училище приезжал бедняк пономарь с прошением «исключить сына своего, ученика 3 уже класса, из училища, объясняя, что он решительно не может доставлять ему никакого содержания, и что думает определить его на место на какую-нибудь фабрику» [5, с. 49].

К выводу о крайней бедности учащихся также пришли специальные училищные и санитарные комиссии, обследовавшие в конце XIX в. начальные городские училища Санкт-Петербурга. Так, по данным на 1897 г., 64 % детей «имели плохое телосложение», 25 % учеников были «слабыми и хилыми» [3, с. 47], а 84 % учащихся были не в состоянии вносить 2-х руб. годовую плату за обучение [3, с. 50]. В.Г. Матвеева, работавшая врачом при Петербургских городских начальных училищах, отмечала, что многие дети приходили на учебу «грязные, в оборванном платье и голодные» [3, с. 49]. Поинтересовавшись у одного мальчика, почему тот не приносит с собой завтрак, она получила ответ: «тогда к обеду ничего не будет, отец болен, не на что купить» [3, с. 49].

В подобной ситуации благотворительная помощь зачастую становилась единственным спасением для бедного

ученика. Одной из ее форм в сфере образования стала деятельность обществ вспомоществования нуждающимся ученикам, целью которых было оказание материальной помощи учащимся. Впервые в России такие общества появились во второй половине XIX в., но наибольшее распространение получили на рубеже XIX-XX вв. Так, к 1897 г. в стране насчитывалось 539 обществ вспомоществования нуждающимся учащимся. Из них, например, в Санкт-Петербурге - 63, в Москве - 38. Анализ их территориального расположения показал, что подобные общества были открыты в самых разных частях страны, в частности, Киевская (20), Лифляндская (16), Казанская (15), Владимирская губернии (14) и т.д. [2, с. 50]

Общества вспомоществования нуждающимся ученикам активно создавались и в Калужской губернии. Начало этому процессу было положено в 8090-е гг. XIX в. Так, впервые подобное учреждение было открыто в губернском центре в 1880 г. под названием «Калужское общество вспомоществования нуждающимся девицам, обучающимся в женском епархиальном училище», затем в 1895 г. - «Общество вспомоществования учащимся в техническом училище и в начальном училище, устроенных на Сызрано-Вя-земской железной дороге», в 1899 г. - «Общество вспомоществования учащим и учившим в низших учебных заведениях», [1, с. 289-290].

Наряду с губернским центром, такие общества открывались и на местах. В частности, с 1897 г. в Козельском уезде функционировало «Общество вспомоществования нуждающимся ученикам городского училища и женской прогимназии», а в Жиздринском уез-

де в 1898 г. было создано «Общество вспомоществования нуждающимся учащимся в городском училище» [1, с. 294-296]. В начале XX в. подобные общества были учреждены также в Медынском, Мещовском и Перемыш-льском уездах Калужской губернии [1, с. 299, 300, 303]. Примечательно, что из 11 уездов региона общества вспомоществования нуждающимся ученикам действовали в 5 из них, причем 2 таких общества были открыты в самых больших по площади уездах (Жиздрин-ский и Козельский).

Далее рассмотрим структуру этих обществ. Правовой базой обществ вспомоществования являлся типовой устав, утвержденный министерством внутренних дел в 1897 г. Устав предоставлял им широкие возможности для оказания материальной помощи учащимся в обучении и быту. С их появлением произошло четкое разделение функций попечительских советов, помогавших школам, и обществ вспомоществования, поддерживавших «недостаточных» учеников. При этом учреждением и организаций обществ занимались именно члены попечительских и педагогических советов [18, с. 63]. Во главе общества вспомоществования стоял председатель правления, в подчинении которого находились его заместитель, казначей и секретарь. При этом было закреплено положение, согласно которому председателем правления не может быть избрано лицо, «подчиненное в служебном отношении начальнику учебного заведения» [16, с. 8]. В состав общества вспомоществования могли входить как избираемые лица, так и непременные (директор учебного заведения, инспектор, члены училищного совета). При этом закреплялся принцип без-

возмездной работы членов правления, деньги выделялись только на канцелярские расходы под отчет [17, с. 45].

Членом общества вспомоществования мог стать практически любой человек, за исключением несовершеннолетних, воспитанников учебных заведений, юнкеров и нижних воинских чинов на действительной службе, а также лица, лишенные прав в судебном порядке [16, с. 4-5]. Уставы обществ закрепляли два вида членства. Почетными членами общества являлись лица, которые сделали значительные пожертвования или оказали обществу существенные услуги. Действительными членами являлись все лица, кто вносил в кассу не менее 3 руб. ежегодно или от 30 до 60 руб. единовременно [18, с. 66].

Бюджет обществ вспомоществования формировался из различных источников. К их числу относились: членские взносы; пожертвования деньгами, учебными книгами, одеждой и другими предметами; сборы с устраиваемых обществом спектаклей, концертов, чтений, лекций; доходов от капиталов и имущества общества и пр. [16, с. 14]. Например, по официальным данным, в 1906 г. Калужское «Общество вспомоществования учащим и учившим в низших учебных заведениях» за счет пожертвований получило 582 руб., пособие от губернского земства - 185 руб., от городских властей -50 руб. [1, с. 290]

Согласно типовому уставу 1897 г. подотчетность обществ вспомоществования перед государством была обязательной. Отчеты об их деятельности печатались в нескольких экземплярах, направлялись местному губернатору, а также в центральные органы управления - министерство внутренних дел

и министерство народного просвещения [16, с. 14]. В некоторых случаях общества обязывались публиковать свои отчеты в местной прессе [17, с. 45].

Процедура принятия решения об оказании помощи ученику была достаточно сложной. Во внимание, как правило, принималось несколько факторов. Помимо степени нужды, учитывалось прилежание и хорошее поведение ученика, засвидетельствованные начальством учебного заведения. Отсюда следует, что эта область деятельности находилась под полным контролем со стороны школьной администрации [19, с. 130]. Ходатаями об оказании ученику необходимой помощи часто выступали руководители учебных заведений, педагогические советы или преподаватели [2, с. 53]. Кроме того, родители или опекуны учащегося имели право обратиться за помощью в правление общества или непосредственно в учебное заведение.

Общества вспомоществования нуждающимся учащимся оказывали разнообразную помощь, которая выражалась в следующих направлениях деятельности. Основным видом помощи и приоритетной статьей их расходов являлись взнос платы за обучение. Так, в 1899 г. Козельское «Общество вспомоществования нуждающимся ученикам городского училища и женской прогимназии» оплатило обучение 13 ученикам в размере 13 руб., Жиздринское «Общество вспомоществования нуждающимся учащимся в городском училище» в том же году внесло плату за обучение 22 учеников на общую сумму 66 руб. [9, с. 39-40]. В 1900 г. Калужское «Общество вспомоществования учащим и учившим в низших учебных заведениях» выделило значительную сумму в размере

1455 руб., в том числе, за обучение в женской гимназии 770 руб., мужской гимназии 325 руб., в епархиальном женском училище 225 руб. и в реальном училище 135 руб. [10, с. 37]

Второй формой оказания помощи являлась бесплатная раздача книг и учебных пособий, одобренных властями, или продажа их по низкой цене по соглашению с руководством учебного заведения. Для этой цели общества формировали библиотеки или склады книг. Учебная литература обычно выдавались на время, а после окончания года передавались учащимися обратно в библиотеку общества [19, с. 129]. Кроме того, ученикам выдавались тетради, прописи и другие школьные принадлежности. В 1906 г., например, Перемышльское «Общество вспомоществования нуждающимся учащимся в городском двухклассном училище» на приобретение учебников израсходовало 6 руб. 40 коп. [13, с. 35], в 1908 г. эта сумма увеличилась и составила 7 руб. 98 коп. [14, с. 71]

Третьей формой оказания помощи нуждающимся ученикам являлось обеспечение их жильем, питанием, одеждой и обувью. Для решения этой проблемы общества вспомоществования могли выделять средства как на съем жилья или даже на строительство собственных общежитий. Так, в 1899 г. Жиздринское «Общество вспомоществования нуждающимся учащимся в городском училище» открыло общежитие для бедных учеников, на строительство и содержание которого было израсходовано 224 руб. 94 коп. [9, с. 40] В 1900 г. в этом общежитии проживало 20 учеников [10, с. 38].

Важным значимым направлением деятельности ряда обществ вспомоществования оказалось обеспечение

нуждающихся учащихся достойным питанием. Для реализации этой задачи открывались столовые, где бесплатно или за небольшую плату ученики могли прибрести обед [19, с. 129]. Так, например, «Обществом вспомоществования студентов Императорского Санкт-Петербургского университета» в 1897 г. была открыта студенческая столовая, в которой ежедневно обедало от 480 до 520 человек. На все блюда в столовой и открывшемся при ней буфете были установлены достаточно низкие цены, что делало привлекательным это место для небогатой группы студенческой молодежи [2, с. 51].

Большое значение имела деятельность обществ вспомоществования, направленная на обеспечение нуждающихся учащихся одеждой и обувью. Так, в 1899 г. Козельское «Общество вспомоществования нуждающимся ученикам городского училища и женской прогимназии» выдало учащимся 3-х классного городского училища одежду и обувь на общую сумму 290 руб. 46 коп. [9, с. 39], в 1900 г. - на сумму 166 руб. 95 коп. [10, с. 38]. В другой местности Калужской губернии Перемышльское «Общество вспомоществования нуждающимся учащимся в городском двухклассном училище» в 1906 г. выделило на ремонт одежды и обуви учащихся небольшую сумму в размере 2 руб. 99 коп. [13, с. 35], а в 1908 г. израсходовали на эти цели значительно больше - 51 руб. 59 коп., обеспечив одеждой и обувью 13 учеников [14, с. 71].

Еще одной известной формой оказания помощи нуждающимся учащимся являлось назначение безвозмездных денежных пособий тем лицам, которые окончили школы, но желали

продолжить обучение в учебных заведениях более высокого уровня. Так, в 1899 г. Калужское «Общество вспомоществования учащим и учившим в низших учебных заведениях» выделило на обучение учеников в средних учебных заведениях 1852 руб. 50 коп. Почти половина этой суммы 855 руб. была направлена на обучение девушек в городской женской гимназии, остальные средства - на поддежку обучающихся других учебных заведений Калуги (классическая гимназия, реальное училище, епархиальное училище и духовная семинария) [9, с. 39]. В некоторых случаях могла оказываться и стипендиальная поддержка. В 1904 г., например, в Калужском епархиальном женском училище стипендиатками общества вспомоществования состояли 3 ученицы. Две из них получали стипендию в размере 90 руб. в год и одна - 85 руб. в год [12, с. 34-35].

Общества вспомоществования уделяли большое внимание и организации разнообразного досуга учеников, проводили для них елки, концерты, вечера, чтения и т.д. Например, в Козельске в 1898 г. местное общество организовало для учащихся майскую выходную прогулку [8, с. 42], в 1899 г. было устроено празднование столетнего юбилея со дня рождения А.С. Пушкина и приобретены для бедных учеников 10 пар новых коньков [9, с. 39-40]. Затем спустя два года силами этого общества был устроен праздник древонасаждения [11, с. 35]. А в селе Рыбацком Санкт-Петербургской губернии в начале XX в. членами местного общества вспомоществования на чтениях пропагандировались идеи здорового образа жизни учащихся, профилактики и лечения различных заболеваний [7, с. 5].

Помимо предоставления целевой материальной помощи, общества вспомоществования имели возможность оказать содействие обучающимся в поиске их заработка. Для реализации этой цели при обществах создавались специальные комиссии, которые координировали свои действия с различными государственными структурами. Гимназисты и студенты, наиболее успешно показавшие себя в учебе, обычно становились репетиторами. Получая дополнительный доход, они тем самым могли частично покрывать необходимые расходы на учебу [2, с. 52].

Несмотря на широкий круг деятельности обществ вспомоществования, они не могли оказать должную помощь всем нуждающимся. Это было обусловлено следующими обстоятельствами. Во-первых, многие общества были ограничены в денежных средствах, зачастую долгое время не получали крупных пожертвований. К тому же нередко были случаи, когда члены общества по тем или иным причинам несвоевременно вносили плату членских взносов. Вследствие ограниченности в финансах общества оказывали помощь узкому кругу лиц, не могли разместить всех нуждающихся в своих общежитиях, не имели возможности обеспечить всех бедных учеников учебниками и школьными принадлежностями. Во-вторых, широкое распространение получила такая практика, когда педагогические советы учебных заведений, ходатайствовавшие о материальной помощи перед обществами вспомоществования, отдавали предпочтение учащимся старших классов. По всей видимости, это было связано с тем, что у данной группы обучающихся было больше шансов окончить

учебное заведение. Следовательно, и помощь оказывалась более результативной [19, с. 133].

Проблемы деятельности обществ вспомоществования нуждающимся учащимся были хорошо известны общественности, часто поднимались в прессе и художественных произведениях. Приведем один из таких примеров. Так, в 1900 г. в журнале «Вестник благотворительности» был опубликован рассказ «Ученичок». В центре его сюжета - судьба учащегося младших классов гимназии Пети, мать которого, работая прислугой в доме у барыни, не имела возможности оплачивать обучение сына. Мальчик был способным учеником, мечтал получить образование и найти достойную работу. Однако общество вспомоществования в помощи ему отказало. Петю исключили из гимназии, и он, тяжело заболев от переживаний, скончался [4, с. 70-87]. Таким образом, автор рассказа посредством художественного вымысла пытается обратить внимание общественности к острым проблемам деятельности такой группы благотворительных обществ.

Подводя итог, необходимо отметить, что общества вспомоществования нуждающимся учащимся, несмотря на известные недостатки своей деятельности, сыграли положительную роль. Поскольку у целого ряда учеников появилась возможность получить достойное образование, сконцентрироваться на учебном процессе, не думая постоянно о том, как добыть себе кусок хлеба или где переночевать. Таким образом, общества вспомоществования содействовали в становлении массового образования в Российской империи и прогрессивному развитию общества в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Благотворительность в России. Том 2. Список благотворительных учреждений. Часть I. СПб., типолитография Н.Л. Ныркина. 1907. - 758 с. - Текст : непосредственный.

2. Вестник благотворительности. 1898. - № 7. - июль. - Текст : непосредственный.

3. Вестник благотворительности. 1898. - № 12. - декабрь. - Текст : непосредственный.

4. Вестник благотворительности. 1900 - № 7-8. - июль-август. - Текст : непосредственный.

5. Владимирские епархиальные ведомости. - 1881. - 1 февраля. - Текст : непосредственный.

6. Владимирские епархиальные ведомости. - 1901. - 15 октября. - Текст : непосредственный.

7. Отчет Общества вспомоществования нуждающимся ученикам училищ села Рыбацкого Министерства народного просвещения за 1908 год. СПб., типография А. Баженова. 1909. - 24 с. - Текст : непосредственный.

8. Статистический обзор Калужской губернии за 1898 год. Калуга, типография губернского правления. 1899. - 85 с. - Текст : непосредственный.

9. Статистический обзор Калужской губернии за 1899 год. Калуга, типография губернского правления. 1900. - 85 с. - Текст : непосредственный.

10. Статистический обзор Калужской губернии за 1900 год. Калуга, типография губернского правления. 1901. - 51 с. - Текст : непосредственный.

11. Статистический обзор Калужской губернии за 1901 год. Калуга, типография губернского правления. 1902. - 65 с. - Текст : непосредственный.

12. Статистический обзор Калужской губернии за 1904 год. Калуга, типо-литография губернского правления. 1905. - 63 с. - Текст : непосредственный.

13. Статистический обзор Калужской губернии за 1906 год. Калуга, типо-литография губернского правления. 1907. - 61 с. - Текст : непосредственный.

14. Статистический обзор Калужской губернии за 1908 год. Калуга, типо-литография губернского правления. 1909. - 115 с. - Текст : непосредственный.

15. Толстой, Л. Н. Собрание сочинений в 22 томах / Л. Н. Толстой // М., Художественная литература, 1984. - Т. 18. - 910 с. - Текст : непосредственный.

16. Устав общества вспомоществования нуждающимся учащимся Владимирского реального училища. Владимир, скоропечатня И. Коиль, 1910. - 15 с. - Текст : непосредственный.

17. Гуларян, А. Б. Уставы обществ вспомоществования недостаточным учащимся как исторический источник / А. Б. Гуларян - Текст : непосредственный // Вестник архивиста. - 2016. - № 3. - C. 36-48.

18. Магсумов, Т. А. Общества вспомоществования нуждающимся ученикам в Поволжье в конце XIX - начале XX вв. / Т. А. Магсумов - Текст : непосредственный // Российская история. - 2015. - № 4. - С. 63-69.

19. Магсумов, Т. А. «О бедном учащемся замолвите слово»: коллективные формы поддержки нуждающихся учеников в позднеимперской России / Т. А. Магсумов - Текст : непосредственный // Theoretical & Applied Science. - 2016. - № 1 (33). - С. 127-136.

REFERENCES

1. Blagotvoritel'nost' v Rossii. Tom 2. Spisok blagotvoritel'nyh uchrezhdenij. Chast' I. [Charity in Russia. Vol. 2. List of charitable institutions]. Saint-Petersburg, tipolitografiya N.L. Nyrkina, 1907, 758 p.

2. Vestnik blagotvoritel'nosti [Bulletin of charity]. 1898, no. 7, July

3. Vestnik blagotvoritel'nosti [Bulletin of charity]. 1898, no. 12, December

4. Vestnik blagotvoritel'nosti [Bulletin of charity]. 1900, no. 7-8, July-August

5. Vladimirskie eparhial'nye vedomosti [Vladimir diocesan Gazette]. 1881, 1 February

6. Vladimirskie eparhial'nye vedomosti [Vladimir diocesan Gazette]. 1901, 15 October

7. Otchet Obshchestva vspomoshchestvovaniya nuzhdayushchimsya uchenikam uchilishch sela Rybackogo Ministerstva narodnogo prosveshcheniya za 1908 god [Report Of the society for assistance to needy students of schools in the village of Rybatsky of the Ministry of national education for 1908]. Saint-Petersburg, tipografiya A. Bazhenova, 1909, 24 p.

8. Statisticheskij obzor Kaluzhskoj gubernii za 1898 god [Statistical review of the Kaluga province for 1898]. Kaluga, tipografiya gubernskogo pravleniya, 1899, 85 p.

9. Statisticheskij obzor Kaluzhskoj gubernii za 1899 god [Statistical review of the Kaluga province for 1899]. Kaluga, tipografiya gubernskogo pravleniya, 1900, 85 p.

10. Statisticheskij obzor Kaluzhskoj gubernii za 1900 god [Statistical review of the Kaluga province for 1900]. Kaluga, tipografiya gubernskogo pravleniya, 1901, 51 p.

11. Statisticheskij obzor Kaluzhskoj gubernii za 1901 god [Statistical review of the Kaluga province for 1901]. Kaluga, tipografiya gubernskogo pravleniya, 1902, 65 p.

12. Statisticheskij obzor Kaluzhskoj gubernii za 1905 god [Statistical review of the Kaluga province for 1904]. Kaluga, tipografiya gubernskogo pravleniya, 1905, 63 p.

13. Statisticheskij obzor Kaluzhskoj gubernii za 1906 god [Statistical review of the Kaluga province for 1906]. Kaluga, tipografiya gubernskogo pravleniya, 1907, 61 p.

14. Statisticheskij obzor Kaluzhskoj gubernii za 1908 god [Statistical review of the Kaluga province for 1908]. Kaluga, tipografiya gubernskogo pravleniya, 1909, 115 p.

15. Tolstoj L.N. Sobranie sochinenij v 22 tomah [Collected works in 22 volumes]. Vol. 18, Moscow, Hudozhestvennaya literatura, 1984, 910 p.

16. Ustav obshchestva vspomoshchestvovaniya nuzhdayushchimsya uchashchimsya Vladimirskogo real'nogo uchilishcha [Charter of the society for assistance to needy students of the Vladimir real school].Vladimir, Skoropechatnya I. Koil, 1910, 15 p.

17. Gularyan A.B. Ustavy obshchestv vspomoshchestvovaniya nedostatochnym uchashchimsya kak istoricheskij istochnik [Statutes of the societies of assistance insufficient for students as a historical source]. Vestnik arhivista, 2016, no. 3, pp. 36-48.

18. Magsumov T.A. Obshchestva vspomoshchestvovaniya nuzhdayushchimsya uchenikam v Povolzh'e v konce XIX - nachale XX vv. [Societies of assistance to needy students in the Volga region at the end of the XIX-beginning of the XX century]. Rossijskaya istoriya, 2015, no. 4, pp. 63-69.

19. Magsumov T.A. «O bednom uchashchemsya zamolvite slovo»: kollektivnye formy podderzhki nuzhdayushchihsya uchenikov v pozdneimperskoj Rossii ["About the poor student put in a word": collective forms of support for needy students in late Imperial Russia]. Theoretical & Applied Science, 2016, no. 1 (33), pp. 127-136.

Материал поступил в редакцию 17.01.2021 © Панасюк В.В., Пуглеев П.П., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.