Научная статья на тему 'Благотворительная деятельность церковной интеллигенции в епархиальных братствах в российской провинции во второй половине XIX - начале XX века'

Благотворительная деятельность церковной интеллигенции в епархиальных братствах в российской провинции во второй половине XIX - начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
289
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / ЕПАРХИАЛЬНЫЕ БРАТСТВА / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / CHARITY / ПРОВИНЦИЯ / PROVINCE / ДУХОВЕНСТВО / CLERGY INTELLIGENTSIA / EPARCHY COMMUNITIES / PRIESTHOOD

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вепренцева Т. А.

В статье рассмотрены многочисленные инициативы представителей церковной интеллигенции в сфере благотворительности, которые осуществлялись в рамках деятельности епархиальных братств в российской провинции во второй половине XIX начале XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes a lot of creations of representatives of clergy intelligentsia in charity, which were in eparchy communities in the second half of XIX century and at the beginning of XX century in Russian province.

Текст научной работы на тему «Благотворительная деятельность церковной интеллигенции в епархиальных братствах в российской провинции во второй половине XIX - начале XX века»

УДК 271.2-786-463"185/190"

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕРКОВНОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ЕПАРХИАЛЬНЫХ БРАТСТВАХ В РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА*

THE CHRITY ACTIVITY OFF CLERGY INTELLIGENTSIA IN EPARCHY COMMUNITIES IN THE SECOND HALF OF XIX CENTURY AND AT THE BEGINNING OF XX CENTURY IN RUSSIAN PROVINCE

Т.А. Вепренцева Т. А. Вепренцева

Тульский государственный университет, Россия, 300012, г. Тула, пр. Ленина, 92

Tula State University, 92 Lenina St, Tula, 300012, Russia

e-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассмотрены многочисленные инициативы представителей церковной интеллигенции в сфере благотворительности, которые осуществлялись в рамках деятельности епархиальных братств в российской провинции во второй половине XIX - начале XX века.

Resume. The article analyzes a lot of creations of representatives of clergy intelligentsia in charity, which were in eparchy communities in the second half of XIX century and at the beginning of XX century in Russian province.

Ключевые слова: церковная интеллигенция, епархиальные братства, благотворительность, провинция, духовенство.

Key words: clergy intelligentsia, eparchy communities, charity, province, priesthood

Духовенство принимало активное участие в общественной жизни губернии с целью благотворительности посредством открытия в каждой губернии епархиальных братств, которые, в ряду прочих задач, проявляли заботу о местном недостаточном населении.

Представители церковной интеллигенции оказывали заметную поддержку нуждающимся в сфере благотворительности и попечения, организуя свои общества, которые предоставляли помощь учителям, ученикам местных учебных заведений, бедным, немощным, престарелым и др., причем как из семей представителей духовенства, так и светских лиц.

8 мая 1864 года были высочайше утверждены Основные правила для учреждения православных церковных братств. Духовенство живо откликнулось на это созданием данных обществ и учреждений.

Наиболее крупными церковными братствами, функционировавшими в губерниях центральной части России в последней трети XIX - начала XX века были следующие: в Воронежской губернии действовало Православное братство святителей Митрофана и Тихона (с 1885 г.), в Тульской губернии - Тульское Епархиальное Братство во имя Св. Иоанна Предтечи (с 1886 г.), в Калужской губернии - Калужское Братство св. И. Богослова (с 1879 г.), Церковное братство преп. Пафну-тия, Боровского Чудотворца (с 1883 г.). Все они действовали на основании уставов, выполняя схожие функции, в том числе, благотворительную функцию.

Цель деятельности братства Св. Великомученика Георгия за верхом в г. Калуге (основано 26 ноября 1864 г.), согласно Уставу: «вспомоществование приходским бедным в их вещественных и духовных нуждах». Братство оказывало помощь нуждающимся денежными и другими материальными пособиями и деятельным участием в их положении 1.

В праздничные дни Братство раздавало бедным продукты. Дети малообеспеченных родителей прихода получали от Братства учебные книги и деньги для платы за обучение. Больные бедные пользовались удешевленными лекарствами. К ним также приглашались врачи бесплатно или с платой от Братства. Братство оказывало пособие бедным при крещении младенцев, при выходе

* Статья выполнена при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Тульской области, проект 14-11-71001а(р)

1 Прибавления к Калужским епархиальным ведомостям. 1893. №1. 15 января. С. 27.

девиц в замужество, при погребении, давало средства на поправку домов. Словом, Братство помогало бедным прихожанам «во всех случаях их жизни» и удовлетворяло все их существенные нужды 2. Именно такая направленность деятельности церковных братств - на удовлетворение насущных проблем и потребностей - характерна для структур формирующегося гражданского общества.

В Отчете Братства за 30-й год существования (1894 г.) значилось, что деятельность Братства по-прежнему преимущественно благотворительная з. За 30 лет своей деятельности Братство израсходовало на бедных 25 259 руб. 49 У4 коп. 4

В качестве задач, стоявших перед братствами, благотворительность выделялась не всегда, но так или иначе практически все они осуществляли благотворительную деятельность. Прежде всего, согласно уставам, братства должны были заботиться о проведении внебогослужебных пастырских собеседований с народом, способствовать единообразию отправления богослужебных действий (например, церковного пения), распространять в народе книги и брошюры религиозного содержания

Относительно благотворительной задачей можно назвать поддержание материальной помощью служащих церковно-приходских школ в епархии. Например, Совет Братства во имя Св. И. Предтечи в 1889 г. предложил отпускать ежегодно в помощь вновь открытой школе при церковноприходском попечительстве Александро-Невской церкви в г. Туле по 300 рублей в год на жалование учителю этой школы 6. Кроме этого, Братство выделяло средства на покупку книг для школ.

Не всегда братствам удавалось выделить на благотворительность столько средств, сколько было способно удовлетворить нужды прихожан и лиц духовного звания, казавшихся в сложной жизненной ситуации. Так, согласно Отчету Тарусского церковного братства во имя Пресвятой Богородицы (открыто в 1894 г.) за 5-й год существования с 10 сентября 1898 г. по 10 сентября 1899 г., из всех расходов Братства за отчетный период в сумме 1154 руб. 32 коп. на благотворительность пошло всего 32 руб.7. Правда, на содержание приюта при Братстве была выделена весомая сумма -807 руб. 37 коп. О доходах Братства и месте благотворительности в расходах дает представление нижеприведенная таблица.

Доходы и расходы Тарусского церковного братства во имя Пресвятой Богородицы с 10 сентября 1898 г. по 10 сентября 1899 г.8 The income and expenses of Tarusa Church brotherhood named after the Blessed Virgin Mary on

September, 10, 1898 to September, 10, 1899

Средства Братства

Источник поступления сумма

Оставалось от прошлого года 1846 руб. 66 коп.

От Св. Синода 1099 руб. 72 коп.

От благочинных Тарусского уезда 330 руб. 97 коп.

От Председателя Совета 10 руб.

Членских взносов 24 руб.

Процентов с бумаг 49 руб. 29 коп.

ИТОГО: 3360 руб. 64 коп.

Расход

Объект финансирования Сумма

На школы 310 руб.

На содержание приюта 807 руб. 37 коп.

На дело благотворительности 32 руб.

Случайные расходы 4 руб. 95 коп.

ИТОГО: 1154 руб. .32 коп.

К началу 1897 г. в Калужской губернии насчитывалось до 15 церковно-приходских братств. Из них - 7 братств находились в городах, остальные 8 братств - в селах 9. Эти сведения собирались Губернским статистическим комитетом через благочинных.

Автор И. Балабанов, описавший церковные братства в Калужской губернии в конце XIX века, отмечает, что «большая часть братств получили свое начало в последнее десятилетие и только Калужское братство Св. Ап. И. Богослова насчитывает 19-й год своего существования». При этом от взгляда современника не ускользнул тот факт, что некоторые братства «поставили своей задачей

2 Прибавления к Калужским епархиальным ведомостям. 1893. №1. 15 января. С. 28.

3 Калужские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. 1895. №1. 15 января. С. 14.

4 Калужские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. 1895. №1. 15 января. С. 17.

5 Прибавления к Тульским епархиальным ведомостям. 1889. №3. 1 февраля.

6 Там же.

7 Отчет Тарусского церковного братства во имя Пресвятой Богородицы за 5-й год существования с 10 сентября 1898 г. по 10 сентября 1899 г. // Калужские епархиальные ведомости. 1900. № 1. 15 января.

8 Там же. С. 4.

9 Балабанов И. Церковные братства и приходские попечительства в Калужской губернии в 1896 г. // Памятная книжка и адрес-календарь Калужской губернии на 1898 г. Изд-во Калужского Губернского Статистического Комитета. Калуга, 1898. С. 181.

оказывать по силе возможности денежную и материальную помощь бедным прихожанам и дальше этого не идут» 10.

Среди таких братств автор статьи называет Богоявленское и Успенское братство в Калуге (последнее, кроме помощи прихожанам, содержало еще богадельню на 6 старушек) и Троицкое при Лихвинском соборе.

Другие братства преследовали, кроме благотворительных, еще и просветительские и миссионерские цели: Братство Св. Георгия (за верхом) в Калуге, содержало одноклассную церковно -приходскую школу в собственном доме на 30 девочек. Троицкое братство села Алтуфьевского, Мо-сальского уезда (существует с 1895 г.) имело библиотеку для чтения, лавку для продажи книг религиозно-нравственного содержания, иконы, живописные картины «для распространения оных в народе и для снабжения учебными пособиями и письменными принадлежностями школ по более доступным ценам».

Жиздринское братство Св. А. Невского с семью отделениями в уезде, кроме религиозных, имело цель оказывать пособие при устройстве церковно-приходских школ. Перемышльское Алек-сандро-Невское братство устраивало чтения для народа с туманными картинками, собирало средства для открытия библиотеки и братской читальни.

Братство Святителя и Чудотворца Николая в селе Озерском Перемышльского уезда содержало библиотеку, склад учебных школьных принадлежностей, дешевую чайную, склад сельскохо-зяйственых орудий и семян, оказывало помощь церковно-приходской школе и бедным.

Братство Праведной Иулании села Карово Калужского уезда устроило братскую лавку с книгами и брошюрами религиозно-нравственного содержания, коими снабжало прихожан бесплатно или за умеренную цену. Кроме прочего, Братство оказывало помощь бедным ученикам одеждой и обувью.

Члены братства Св. Троицы в селе Троицком Медынского уезда Калужской губернии проводили беседы с прихожанами, устроив дешевую продажу книг и даровую раздачу брошюр религиозно-нравственного содержания. Братство способствовало открытию в селе церковноприходской школы и поддерживало ее 11.

Но самое выдающееся по деятельности и самое старое по времени существования - Братство Св. И. Богослова, учрежденное в 1879 г. при Калужской духовной семинарии, которое имело 14 отделений в губернии.

Братство оказывало денежную помощь церковно-приходским школам в их нуждах. Распространяло в народе книги, многие раздавая или выдавая их для чтения на дома 12.

Братства, за редким исключением (например, в виде братств Ап. И. Богослова и Георгиевского (в Калуге)), больших капиталов, как правило, не имели, а источниками для их деятельности служили членские взносы и кружечные сборы, пожертвования членов и частных лиц.

В 1896 г. общий приход братств Калужской губернии составил 10485 руб. 25 коп., из них в течение года было израсходовано 8236 руб. 76 коп., к 1897 г. осталось 28017 руб. 15 коп. В том числе - 16117 руб. 12 коп. составил капитал Братства Св. Георгия и 5100 руб. - Братства И. Богослова 13.

Активной благотворительной деятельностью занимались члены Тульского Епархиального Братства во имя Св. Иоанна Предтечи (открыто в 1886 г.), которое осуществляло вспомоществование школам Тульской губернии: на жалование учителей или их пополнение, помощь продуктами наиболее нуждающимся ученикам и др. 14 С 1893 г. Братство пополняло жалование учителям в некоторых школах в размере 40-50 руб. (школе при Александро-Невской церкви г. Тулы - по 300 руб. в год), выделяло суммы (например, по 500 руб. в 1888, 1889 гг.) на приобретение школами учебников 15.

Тем самым решался целый комплекс проблем, связанных с удовлетворением потребностей населения в обучении и создании нормальных условий жизнеобеспечения.

Согласно Уставу, благотворительность была одной из главных целей деятельности Братства Преподобного Пафнутия Боровского Чудотворца, основанного в Калуге в 1883 г. В процессе своей деятельности Братство расширяло формы и виды благотворительной деятельности, стараясь оказывать помощь всем нуждающимся. Кому-то разово, кому-то ежемесячно. Так, например, за отчетный период с сентября 1886 г. по июнь 1887 г. пособием от Братства воспользовались 5 учеников Боровского уездного училища по 3 руб. каждый, один псаломщик получил 30 руб., другой - 10 руб., вдова священника с. Ивановского 15 руб. и др. 16 Всего за отчетный период выдано пособий

10 Балабанов И. Церковные братства и приходские попечительства в Калужской губернии в 1896 г... С. 181.

11 Балабанов И. Церковные братства и приходские попечительства в Калужской губернии в 1896 г. С. 182.

12 Балабанов И. Церковные братства и приходские попечительства в Калужской губернии в 1896 г. С. 183.

13 Там же.

14 Протокол общего собрания членов Тульского Епархиального Братства во имя Св. И. Предтечи 12 января 1892 г. Тула, 1892. С. 6; Отчет о деятельности и суммах Тульского Епархиального Братства во имя Св. И. Предтечи за 1901 г. Тула, 1902. С .3.

15 Воловский А.С. Роль Тульского Епархиального Братства во имя св. Иоанна Предтечи в церковно-школьном деле Тульской епархии // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. Тула, 2013. Вып.2. С. 172-173.

16 Братство Преподобного Пафнутия Боровского Чудотворца. Отчет и миссионерские беседы. Калуга, 1887. С. 34-35.

бедным и обратившимся из раскола в православие - 697 руб., 17 в то время как в 1885/1886 отчетном году было выдано пособий всего на сумму 407 руб. 60 коп. 18

Аналогичным образом работали и другие духовные братства: Братство преп. Юлиании, Братство св. и чудотворца Николая, Братство при Жиздринском Александро-Невском соборе. Были также братства, изначально преследовавшие исключительно благотворительные цели: Богоявленское и Успенское братство в Калуге, Лихвинское Богоявленское братство, Александро-Невское братство при Перемышльском Успенском монастыре и др. 19.

К концу XIX века церковная благотворительность все чаще выходит за сословные рамки. Нередко представители церковной интеллигенции, являясь членами церковных братств, становились руководителями или членами различных светских общественных организаций, выполнявших благотворительные функции. Так, например, почетным членом Общества вспомоществования учащимся в начальных народных училищах Воронежской губернии, учрежденного в 1898 г., стал Воронежский Епархиальный Архиерей. Общество помогало учащимся не только материальными средствами, но и другими способами: снабжало нуждающихся учащихся книгами для продолжения их образования и вообще для чтения, заботилось об улучшении условий деятельности учащихся и поощряло тех из них, которые обращали на себя особое внимание своими трудами.

Архиепископ Калужский и Боровский являлся вице-президентом Губернского комитета попечительного общества о тюрьмах, почетным членом Калужского женского благотворительного общества, Калужского местного управления общества попечения о раненых и больных воинах 20, почетным председателем Общества помощи бедным 21. Это придавало вес организации и напрямую влияло на результативность его работы.

Вообще благотворительность была одним из важнейших направлений деятельности епархий. Преимущественно она заключалась в выдаче пособий нуждающимся разными способами.

Духовные консистории, которые стояли во главе епархиального управления (под началом епархиального архиерея), в качестве особой статьи расходов имели помощь различным благотворительным обществам. Так, например, в финансовых отчетах Калужской духовной консистории значатся отчисления в пользу Общества помощи при кораблекрушениях, Общества Красного Креста, Миссионерского общества. Как правило, для нужд благотворительности по церквям епархии устраивался сбор пожертвований. Собранные деньги поступали на счет консистории и оттуда передавались в различные фонды, на выдачу пособий. В любой книге прихода и расхода денежных сумм по Калужской духовной консистории практически за каждый месяц имеется статья «выдача пособий по прошениям» 22.

Таким образом, церковная интеллигенция осуществляла активную благотворительную деятельность в епархиальных братствах в российской провинции в 60-е гг. XIX - начале XX века. Эта деятельность выражалась в самых разных формах, применение которых братствами зависело от целого ряда факторов, в первую очередь, от их финансовых возможностей и представлений членов братств о необходимости и масштабах оказания благотворительной помощи прихожанам и лицам духовного звания.

Некоторые братства ограничивались оказанием денежной или иной материальной помощи и дальше этого не продвигались. Другие братства, преимущественно крупные по составу и масштабам своей деятельности, создавали условия для получения нуждающимися помощи в сфере образования (платой за обучение), здравоохранения (оказанием бесплатной врачебной помощи), социальной защиты (содержанием бесплатных столовых и богаделен для престарелых), культурного и нравственного развития (открытием библиотек для чтения, раздачей книг бесплатно или по удешевленным ценам) и др.

Недостаток капиталов часто не позволял многим братствам осуществлять благотворительную деятельность в желаемых размерах. Из этого положения члены братств выходили посредством оказания адресной помощи наиболее нуждающимся, но никогда не отказывались от благотворительности вообще.

Представители церковной интеллигенции, являвшиеся членами епархиальных братств, как правило, выступали с различными инициативами в деле оказания благотворительной помощи нуждающимся и координировали свои усилия с другими общественными организациями интеллигенции, местными властями и частными лицами. То есть благотворительная помощь, оказываемая членами епархиальных братств нуждающимся, способствовала решению целого комплекса повседневных проблем, связанных с удовлетворением потребностей населения в создании нормальных условий жизнеобеспечения, что весьма характерно для структур и отношений гражданского общества.

17 Там же. С. 37.

18 Братство Преподобного Пафнутия Боровского Чудотворца в 1885/1886 г. Калуга, 1886. С. 34.

19 Вощенкова Н. С., Гусев А. А., Писаренко И. С. Церковь и государство. Калужская Епархия в Синодальный период развития русской православной церкви: Монографическое историко-краеведческое пособие. Калуга, 2000. С. 127.

20 Памятная книжка Калужской губернии на 1873/74 гг. Калуга, Б.г. С.5, 63, 64.

21 Памятная книжка и адрес-календарь на 1900 г. Калуга, 1900. С. 89.

22 Вощенкова Н. С., Гусев А. А., Писаренко И. С. Церковь и государство. Калужская Епархия... С. 73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.