УДК 93/94
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЯЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.
© Ольга Евгеньевна САФОНОВА
Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, г. Рязань, Российская Федерация, соискатель, кафедрa истории России, e-mail: [email protected]
На основе документов Рязанского государственного архива рассматривается процесс возникновения и развития добровольных благотворительных обществ (светского характера) в сфере образования Рязанской губернии в период с конца XIX в. до 1914 г. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения опыта организованной самодеятельности в условиях модернизации социокультурной сферы, а также наличием определенных исторических параллелей процесса формирования добровольных ассоциаций в России начала XX в. и на современном этапе. Особое внимание уделено анализу количественного состава рязанских объединений, их финансового благосостояния и основных форм деятельности. Несмотря на общность нормативно-правовой базы и структурно-организационную схожесть с другими российскими благотворительными обществами (провинциальными и столичными), рязанские общественные объединения имели свою специфику. Региональные ассоциации в сфере образования отличались полифункциональностью - совмещением филантропической и просветительной функций, в большинстве случаев ограниченной финансовой базой и малочисленностью членского состава. Тем не менее представленные сведения позволяют судить о значительном вкладе добровольной организованной благотворительности в улучшение материального положения рязанских педагогов и учащихся.
Ключевые слова: благотворительность; добровольные объединения; образование; Рязанская губерния.
Рубеж Х1Х-ХХ вв. ознаменовался значительными изменениями во всех сферах российского общества. Трансформации подвергся и такой важный элемент общественной системы, как образование. Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в., и в особенности земская реформа 1864 г., привели к открытию множества новых учебных заведений не только в больших городах, но и в провинции. Еще одним результатом реформирования образования стало появление в конце XIX -начале XX в. общественных объединений, ставивших своей целью материальную поддержку учителей и учащихся. Инициаторами создания этих обществ являлись представители дворянства, торговых кругов, интеллигенции. В то же время широкому распространению благотворительных объединений (в т. ч. данной целевой направленности), по мнению ведущих исследователей, во многом способствовала поощрительная политика как центральной, так и региональной власти, видевшей в подобной инициативе «дополнение их деятельности» и «наибольшие возможности для совместного приложения усилий власти и общественности» [1, с. 249]. Все эти
процессы были характерны и для Рязанской губернии.
Общества помощи учащимся стали появляться еще в 60-70-е гг. XIX в. преимущественно при отдельных средних и высших учебных заведениях. Позднее такие же общества стали учреждаться с целью помощи учащимся во всех вообще учебных заведениях данного города или уезда, а также специальные общества для пособия учащимся в низших и начальных училищах определенного района и благотворительные организации при возникавших в большом количестве в начале XX в. частных учебных заведениях. В целом по России в начале XX в. насчитывалось 111 подобных общественных объединений [2, с. 126], в Рязанской губернии - приблизительно от 9 (в начале 1900-х гг.) до 17 (к 1914 г.). Общества помощи нуждающимся учащимся на рубеже XIX-XX вв. появились при: Рязанских мужских гимназии и прогимназии, ставших впоследствии 1 -й и 2-й гимназиями (1873 г.); Рязанской Мариинской женской гимназии (1878 г.); Егорьевской прогимназии (1880 г.); Зарайском реальном училище (1881 г.); Скопинском реальном училище и женской гимназии (1882 г.); Ка-
симовской женской гимназии (1881 г.); Касимовском техническом училище (1898 г.); школах грамоты г. Егорьевска и его уезда (1898 г.); женской гимназии В.П. Екимецкой (1904 г.); Михайловской частной женской прогимназии г. Твердовой (1905 г.); Ранен-бургской женской прогимназии (1905 г.); частной мужской гимназии Н.Н. Зелятрова (1907 г.); Рязанском реальном училище Ма-лашкина (1907 г.); подготовительной школе (для детей обоего пола) и частном мужском учебном заведении второго разряда С.А. Мансуровой в г. Касимове (1908 г.); Пронской женской прогимназии имени В.Н. Фон-Дер-виз (1908 г.). Чуть позже к ним добавились объединения с широким целевым охватом (оказывали помощь сразу в нескольких учебных заведениях): Рязанское общество вспомоществования учащимся в низших учебных заведениях (1912 г.) и Спасское общество вспомоществования нуждающимся учащимся в реальном и городском четырехклассном училищах (1913 г.).
Эти общества учреждались по инициативе попечителей или преподавателей данных учебных заведений, а также родителей учащихся. Уставы указанных общественных организаций были схожими (с 90-х гг. XIX в. основывались на т. н. «нормальных» уставах для данного типа объединений) и отличались лишь некоторыми деталями. Общей целью для всех организаций являлось оказание помощи бедным учащимся в соответствующем учебном заведении или в учебных заведениях какого-либо города (уезда).
Согласно уставам, деятельность большинства обществ могла выражаться в следующем (для примера взят устав Общества вспомоществования нуждающимся учащимся в Раненбургской женской прогимназии): «а) взносе платы за ученье; б) бесплатной выдаче книг и учебных пособий, одобренных Министерством народного просвещения и духовным ведомством, и продаже таковых ученикам по удешевленной цене; в) снабжении одеждою, пищею и приютом неимущих, если они не могут приобретать их собственными трудами; г) содействии к приисканию нуждающимися занятий; д) снабжении бедных больных медицинскими пособиями под наблюдением врача на дому, а также помещении таких больных, на счет общества, в больницы и содействии к погребению умер-
ших; е) назначении в исключительных случаях денежных пособий» [3, л. 27]. Однако некоторые из объединений ограничивались реализацией лишь одного-двух пунктов этого списка.
Количество участников в каждой из вышеперечисленных благотворительных организаций, как правило, не превышало 100 человек. Среди наиболее крупных можно выделить: Общество вспомоществования нуждающимся учащимся в Касимовском техническом училище - в 1899 г. оно объединяло в своем составе 110 членов [4, с. 4], в 1903 г. -138 членов [5, л. 16]; Общество вспомоществования нуждающимся воспитанникам Рязанских гимназии и прогимназии - в 1896 г. насчитывало 119 членов [6, л. 4], в 1902 г. -110 членов [5, л. 30].
Доходы благотворительных обществ при учебных заведениях складывались, главным образом, из членских взносов, пожертвований и процентов с капиталов.
Первая статья доходов зависела прежде всего от количества членов и возраста организации, поэтому самыми крупными суммами членских взносов располагали: Общество при Рязанских гимназии и прогимназии (в 1898 г. - 735 руб. [7, с. 273], в 1903 г. - 710 руб. [5, л. 30], в 1912 г. - 850 руб. [8, с. 20]); Общество вспомоществования нуждающимся учащимся в Касимовском техническом училище (в 1899 г. - 577 руб. 50 коп. [4, с. 6], в 1903 г. - 485 руб. [5, л. 16]); Общество вспомоществования недостаточным ученикам Егорьевской прогимназии (в 1897 г. - 395 руб. [6, л. 6], в 1903 г. - 390 руб. [5, л. 46]). В среднем же ежегодные поступления от членов большинства рязанских объединений данного типа составляли 250-350 руб.
Самым непостоянным и неравномерным источником доходов являлись пожертвования от частных лиц (членов общества и посторонних благотворителей). Некоторые общества в неблагоприятные периоды существования вообще не имели такой финансовой поддержки, другие пользовались ею в незначительной степени. Например, пожертвования частных лиц Егорьевскому обществу помощи нуждающимся учащимся в начальных школах составили в 1904 г. всего 2 руб. [9, л. 24]), Обществу при Рязанской мужской гимназии и реальном училище Н.Н. Зелятрова в 1911/1912 учебном году - 11 руб. [10,
с. 6]. Для большинства объединений денежные поступления от частных благотворителей редко превышали 50 руб. в год.
Более значительными и регулярными были пожертвования и пособия от земства или других крупных общественных организаций. Так, практически все рязанские благотворительные объединения при учебных заведениях получали ежегодную помощь от Рязанского губернского (от 300 до 500 руб.) и уездного (50-100 руб.) земств [8, с. 20; 10, с. 6; 11, с. 6]. Пособие рязанским обществам выплачивало и Рязанское благородное собрание (около 300 руб. в год). Уездные общественные организации субсидировались земствами в меньшем объеме - в среднем по 50-100 руб. ежегодно [9, л. 24; 12, л. 220, 228]. Капиталы общественных организаций также существенно различались по своим размерам. Самыми значительными суммами владели: Общество при Рязанских гимназии и прогимназии (в 1898 г. - 22381 руб. 38 коп. [7, с. 273], в 1905 г. - 26968 руб. 50 коп. [13, с. 4]) и Общество при Рязанской Мариинской женской гимназии (в 1898 г. - 33863 руб. 42 коп. [7, с. 273], в 1905 г. - 40331 руб. 79 коп. [9, л. 30]). Соответственно, эти общества получали наибольшую прибыль в виде процентов с капиталов: Общество при Рязанских гимназии и прогимназии - 803 руб. 43 коп. в 1897 г. [14, с. 4], 1186 руб. 89 коп. в 1905 г. [13, с. 6]; Общество при Мариинской женской гимназии - 1262 руб. в 1898 г. [7, с. 273] и 1536 руб. 2 коп. в 1905 г. [9, л. 30].
Среди наиболее богатых уездных общественных организаций можно выделить Общество при Касимовском техническом училище, располагавшее капиталом в 1899 г. -3906 руб. 49 коп. [4, с. 6], в 1903 г. - 5067 руб. 50 коп. [5, л. 16-17], и Общество при Егорьевской прогимназии, владевшее в 1897 г. 3656 руб. 36 коп. [6, л. 7], в 1903 г. - 4033 руб. 48 коп. [5, л. 46].
Кроме того, общества получали доход от устройства лотерей, праздничных вечеров, продажи учебных пособий и письменных принадлежностей.
Способы оказания помощи нуждающимся учащимся заключались преимущественно во взносе платы за обучение. Это статья расхода являлась главной для большинства обществ (от 60 до 100 % всех трат), за исключением Общества при Рязанских гимназии и
прогимназии - здесь основные средства тратились на содержание квартиры для учеников (более 73 % всех расходов). Помимо этого, общества осуществляли и другие виды помощи: покупку учебных пособий и одежды, организацию завтраков и т. д. Всего же на средства всех благотворительных обществ при учебных заведениях в 1898 г. обучалось 127 детей (71 мальчик и 56 девочек) [7, с. 274275].
Общие суммы расходов обществ составляли от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей: например, Общества при Касимовской женской гимназии - 351 руб. 29 коп. в 1903 г. [5, л. 4], 595 руб. 23 коп. в 1908 г. [12, л. 218]; Общества при Егорьевской прогимназии - 1189 руб. 8 коп. в 1898 г. [7, с. 274], 1113 руб. 63 коп. в 1903 г. [5, л. 46]; Общества при Рязанских гимназии и прогимназии - 4805 руб. 66 коп. в 1903 г. [5, л. 31], 4081 руб. 30 коп. в 1912 г. [8, л. 21] и т. д.
В целом деятельность большинства рязанских благотворительных обществ при учебных заведениях была довольно успешной. Даже в самые тяжелые периоды своего существования они старались не отказывать в помощи своим подопечным, что постоянно подчеркивалось в отчетных документах. Подавляющее число отклоненных прошений, как показывают отчеты объединений, было связано с несоответствием материального положения просителей критериям отбора нуждающихся [5]. Лишь немногие благотворительные организации отказывали в финансовой поддержке по причине нехватки средств.
Анализ документации данного типа объединений показывает, что наиболее благополучно функционировали благотворительные общества, созданные еще в 70-80-е гг. XIX в. и имевшие к началу XX в. прочную финансовую основу. Так, председатель Правления общества при Мариинской женской гимназии, подводя в 1898 г. итоги двадцатилетней деятельности объединения, отмечал: «Общество представляет собою в настоящее время вполне солидное учреждение, обеспеченное достаточным капиталом и упрочивающее свое положение постоянным увеличением этого капитала и ежегодным зачислением в списки Общества новых членов, что с очевидностью доказывает, что оно пользуется всеобщим сочувствием и отвечает насущ-
ным, жизненным потребностям обывателей г. Рязани...» [15, с. 4].
В то же время организации, открывшие действия в конце 1890-х и начале 1900-х гг., испытывали гораздо больше финансовых и организационных трудностей, что, очевидно, было связано с объективными экономическими проблемами первой пятилетки XX в. и особенно 1904-1905 гг. Не обладая на первоначальном этапе существования достаточными капиталами и численностью, эти общества оказались не способны противостоять кризисным явлениям этого периода. Многим из них пришлось еще долгое время бороться с последствиями экономического коллапса. Хроническая нехватка средств препятствовала расширению деятельности объединений в указанное время.
Схожие черты с данной группой благотворительных объединений в сфере образования Рязанской губернии имело Общество пособия бедным детям г. Рязани. Однако путь его создания и развития был противоположным: если общества помощи учащимся возникали при уже существующих учебных заведениях и носили по отношению к ним вторичный характер, то данное объединение с самого начала создавалось как самостоятельное благотворительное общество с целью оказания общей материальной поддержки бедным детям и лишь с течением времени взяло на себя просветительно-образовательную функцию, открыв собственные учебные заведения.
Вот как история создания этой ассоциации описывается в одном из ее годовых отчетов: «Первым толчком, давшим начало Обществу, нужно считать письмо Председательницы постоянного Комитета Н.А. Барановой, помещенное в № 141 «Рязанского вестника» за 1905 г. В этом письме указывалось, как помочь голодающим детям по случаю неурожайного года. Образовавшимся затем кружком лиц, сочувственно отнесшихся к мысли письма, было организовано кормление детей у себя на дому по 2-3 детей и в наемных квартирах в нескольких участках города. Личное ознакомление членов кружка с действительной нуждой бедноты г. Рязани показало, что ограничиться только одним кормлением детей в течение зимы 1905-1906 гг. нельзя. Нужда бедноты города так велика и так постоянна, что требуется постоянная и надле-
жаще поставленная помощь - и не в одном только кормлении, но и в доставлении детям хотя бы элементарного образования, а вместе с этим в доставлении детям возможности научиться какому-либо мастерству. Явилась, таким образом, мысль об устройстве училища для детей бедных жителей города и ремесленно-профессиональных отделений при училище для обучения их ремеслам» [16, с. 14-15]. Мы видим, что общество, первоначально задуманное как исключительно благотворительное, с течением времени приобрело черты просветительной организации (последний тип объединений из-за ряда причин почти не встречался в чистом виде на территории Рязанской губернии) [7].
Бесплатное обучение детей (их список был определен Советом объединения в результате заранее проведенных активистами опросов [18, с. 3]) началось зимой 19051906 гг. в т. н. вечерних классах. По мнению учредителей, эта временная школа должна была стать центром, вокруг которого необходимо было организовать другие виды благотворительной деятельности общества -столовые, курсы рукоделия, ремесленные мастерские и т. д. В соответствии с этим был составлен устав общества, который был утвержден губернатором 2 июля 1906 г. [16, с. 15]. В уставе указывалось, что цель общества - оказание помощи детям беднейших жителей г. Рязани, главным образом, в доставлении им начального образования. Для осуществления данной цели «общество устраивает в г. Рязани начальные училища соответствующего типа и с надлежащего разрешения; содействует помещению сирот и бесприютных детей в учебно-воспитательные заведения или отдаче их в обучение благонадежным мастерам-ремесленникам, а также на воспитание в благонадежные семьи; учреждает стипендии в учебных заведениях г. Рязани для взноса платы за учение, для удовлетворения других нужд учащихся-стипендиатов Общества; устраивает воскресные школы, вечерние классы, повторные занятия, библиотеки при школах и пр.» [19, с. 2]. Кроме того, общество брало на себя обязанность обеспечивать бедных детей всем необходимым в училище: книгами, учебными пособиями и принадлежностями, одеждой и обувью, обедами, медицинской помощью, а также устраивать чтения со световыми кар-
тинками, экскурсии, детские праздники, литературные и музыкальные вечера.
К началу 1906/1907 учебного года при обществе было открыто училище с программой и курсом трехлетних школ ведомства Министерства народного просвещения. Оно размещалось сначала во временном помещении, бесплатно предоставленном попечителем училища В.К. Ларионовым. В последующее время на средства В.К. Ларионова было построено собственное школьное здание, а в училище, преобразованном в четырехклассное, сначала появились классы рукоделия для девочек и ручного труда для мальчиков, а затем - учебная белошвейная мастерская для девочек и ремесленное отделение для мальчиков, прошедших начальное общеобразовательное училище. А в 1911 г. общество, имея возможность расширить свою деятельность, начало строительство пристройки к училищу [16, с. 15-16].
Как отмечалось в годовых отчетах общества, число желающих поступить в Ларио-новское ремесленное училище увеличивалось с каждым годом. В 1910/1911 учебном году в училище обучался 121 человек (66 мальчиков и 55 девочек), в 1913-1914 гг. -120 человек (52 мальчика и 68 девочек) [20, с. 44]. Учащимися становились дети из беднейших слоев рязанского общества, полные сироты или имевшие одного родителя. Большинство детей, обучавшихся в училище, являлись уроженцами Рязанской губернии, около 10-13 % - уроженцами других губерний [16, с. 4].
Курс общеобразовательных предметов в училище продолжался 4 года. Кроме них мальчикам преподавался ручной труд по дереву, девочкам - рукоделие. Также учащиеся обучались черчению и рисованию под руководством отдельного преподавателя графических искусств. Второй ступенью обучения, дававшей учащимся возможность получить низшее профессиональное образование, были белошвейная мастерская и ремесленные классы художественно-столярного мастерства. На 1 января 1913 г. в ремесленных отделениях состояло 40 человек: 12 мальчиков в художественно-столярной мастерской и 28 девочек - в белошвейной и портновской [20, с. 44].
Организация учебного дела в училище очень скоро завоевала высокую оценку со
стороны представителей Министерства народного просвещения и местной власти, которые поощряли начинания Общества пособия бедным детям г. Рязани. Помимо частных пожертвований Общество получало финансовую поддержку от казны (например, в 1910 г. пособие составило 3855 руб. 20 коп. [16, с. 14]), а также от различных рязанских общественных учреждений и органов самоуправления: губернской и уездной земской управ, Рязанской городской и мещанской управ, Рязанского благородного и Всесословного общественных собраний, Рязанского общества потребителей, Рязанского кружка устройства общедоступных развлечений и др. [16, с. 3] Также для пополнения средств общества устраивались лотереи, аукционы работ воспитанников училища и т. д. В результате успешной деятельности к 1911 г. общество владело недвижимым имуществом на сумму около 14000 рублей и денежным капиталом в 4600 рублей [16, с. 16].
Таким образом, организовав в начале XX в. одно из крупнейших рязанских ремесленных училищ, общество внесло существенный вклад в дело развития профессионального образования в губернии и дало возможность детям беднейших сословий получить специальность и устроиться на квалифицированную работу.
К организациям, оказывавшим помощь учащимся высших учебных заведений, относилось «Рязанское отделение Комитета для содействия устройству студенческих общежитий при Императорском Московском университете» (открыто в 1899 г.). Но в отличие от вышеперечисленных объединений оно имело более узкую целевую специализацию. Деятельность общества, как это следует из его названия, заключалась в оплате проживания студентов в общежитии или на частных квартирах, а также в назначении в отдельных случаях денежных пособий учащимся вуза. В начале XX в. в составе объединения насчитывалось более 70 членов [5, л. 66].
Средства общества складывались из членских взносов, процентов с капитала, пожертвований, доходов от концертов и спектаклей. Так, в 1903 г. общий доход организации равнялся 1610 руб. 66 коп. (335 руб. -членские взносы, 739 руб. 50 коп. - прибыль от увеселительных мероприятий, 300 руб. -пожертвование от Рязанского благородного
собрания и пр.), а общий расход - 1064 руб. 35 коп. (828 руб. 60 коп. - плата за содержание студентов в общежитии, 215 руб. - единовременные денежные пособия). Число лиц, пользовавшихся помощью общества в этом году, составило 12 человек [5, л. 66-67].
Другой большой группой благотворительных объединений в сфере образования были организации, целью которых была материальная поддержка педагогов - т. н. общества пособия учащим и общества профессиональной взаимопомощи учителей. К 1914 г. в Российской империи насчитывалось свыше 100 обществ учителей [21, с. 62]. Одним из самых старых в этой области (не только в губернии, но и в Российской империи в целом) было Общество для пособия учащим в народных училищах Рязанской губернии, открытое 3 марта 1882 г. по инициативе бывшего директора народных училищ М.Н. Кормилицына. Первоначально оно учреждалось как исключительно благотворительное, но с течением времени приобрело функции взаимовспомогательного объединения.
На начальном этапе обществу удалось привлечь к участию немногим более 100 человек, большинство из которых были представителями земства. Во главе общества встали видные общественные деятели Рязанской губернии: председателем правления был избран губернский предводитель дворянства Л.М. Муромцев, первыми членами правления - бывший и действующий директора народных училищ М.Н. Кормилицын и А.В. Драницын, инспектор В.В. Баренов, председатель губернской земской управы А.В. Алянчиков, директор Учительской семинарии В.Н. Екимецкий, инспектор Н.И. Высотский и советник губернского правления В.М. Полянский [22, с. 169].
Как отмечалось в уставе, целью объединения было «оказание своевременной и посильной помощи учащим в народных училищах Рязанской губернии преимущественно в непредвиденных несчастных случаях, как например: пожара, непредвиденной болезни, временного лишения места и пр.» [23, с. 1]. Кроме того, предполагалось оказывать поддержку семьям педагогов, если они после смерти учителя лишались единственного кормильца. Для реализации указанных задач обществом выдавались единовременные или постоянные пособия и беспроцентные ссуды
нуждающимся. Действительным членом объединения мог стать любой желающий («независимо от пола, звания и состояния»), делавший ежегодный взнос в пользу общества в размере 5 руб. Человек, единовременно внесший не менее 100 руб., становился пожизненным действительным членом. Звание почетного члена получали лица, «принесшие Обществу особенную пользу своими значительными пожертвованиями или трудами» [23, с. 3].
Благодаря стараниям правления уже к моменту открытия общество имело в своем распоряжении более 2000 руб. К концу первого года капитал объединения вырос до 2524 руб. (из них 254 руб. было выдано в виде пособий нуждающимся учителям), а через два года - до 3300 руб. Активную финансовую поддержку новой организации оказало рязанское земство. Первым откликнулось губернское земство, которое назначило ежегодное пособие обществу в размере 200 руб. За ним последовали уездные земства - Дан-ковское, Егорьевское, Касимовское и Спасское, установившие ежегодные взносы в 150 руб. [22, с. 169]. Впоследствии к этому списку добавились и остальные уездные земства Рязанской губернии. В среднем помощь со стороны земства в первые 20 лет существования общества выражалась в сумме 500 руб. ежегодно.
Необходимо отметить, что отношение самих учителей к деятельности общества на первых порах было настороженным. Определенную роль играли природная скромность большинства педагогов и возникавшее у них при обращении за помощью чувство неловкости и униженности своим положением. Упоминание об этом не раз встречалось в отчетах объединения: «Центральное Правление отмечает факт чрезвычайной осторожности, даже щепетильности, с которой г.г. учителя обращаются за пособиями. Это подтверждается тем, что, несмотря на тяжесть нынешнего года [1891 - голод в России], отражающуюся на всех, а тем более на лицах, живущих в местах, где хлеб съеден еще в октябре месяце, и население питается общественною и частною благотворительностью, лицам, при этом часто в своем содержании связанных с этим голодающим населением... и тем не менее прошений по этому поводу
(т. е. в связи с голодом) поступило всего четыре, причем одно из них о ссуде» [22, с. 174].
Таким образом, учителя даже в самые трудные периоды жизни неохотно обращались в общество за безвозвратными пособиями, предпочитая им ссуды. Принимая во внимание данный факт, правление общества со временем сосредоточилось в большей степени именно на этом виде помощи учащим. Всего за период с 1891 по 1904 г. Центральным правлением общества было выдано 313 ссуд на сумму 12372 руб. [22, с. 175].
По мере развития деятельности объединения у руководства возникла идея о привлечении к участию в ней самих учителей: к 1896 г. на основании внесенного в устав дополнения педагоги стали допускаться в состав объединения на правах членов-соревнователей с ежегодным взносом в 1 руб., а с 1903 г. - в качестве действительных членов со взносом 5 руб. в год (4 руб. из них доплачивало уездное земство). К 1 января 1904 г. действительными членами стали 497 народных учителей [22, с. 180]. Таким образом, Общество для пособия учащим в народных училищах Рязанской губернии окончательно перешло из разряда чисто благотворительных организаций в категорию объединений профессиональной взаимной помощи.
Резкое увеличение численности организации за счет массового вступления в нее учителей поставило перед Правлением вопрос об учреждении уездных отделений, что позволило бы более эффективно управлять делами общества. В результате в течение 1903-1904 гг. были открыты почти все уездные отделения: Скопинское, Раненбургское, Данковское, Рязанское, Зарайское, Спасское, Ряжское, Сапожковское, Егорьевское, Касимовское, Михайловское, Пронское [22, с. 181], к которым перешло большинство функций по оказанию помощи нуждающимся учителям. Центральное правление оставило за собой только выдачу безвозвратных пособий в исключительных случаях острой нужды просителя, помощь многодетным учителям в деле образования их детей (посредством денежных выплат и стипендий), а также выдачу пособий уездным отделениям на организацию и содержание ими учреждений - общежитий для детей на время учебы, учительских домов и т. д. Кроме того, Центральное правление осуществляло общее руководство
деятельностью филиалов, а те обязаны были делать годовые отчеты перед головным отделением.
Несмотря на постоянно встречающиеся в отчетах правления критические замечания о слабом нарастании средств, капитал общества стабильно увеличивался, особенно с появлением филиальных отделений. Спустя 10 лет с момента основания общество располагало общей суммой в 7000 руб. (пособия учащим за этот период составили 5255 руб.), через 15 лет - 10000 руб. (на помощь было потрачено 9373 руб.) [22, с. 171], через 30 лет -19300 руб. В целом же за 30 лет работы сумма выданных пособий составила 41061 руб., ссуд - 68034 руб. [22, с. 183-184].
Наряду с помощью отдельным лицам посредством ссуд и пособий особой заботой общества было обеспечение детей учащих всем необходимым для получения образования и устройство для них общежитий в городе, где находились средние учебные заведения. Так, общежития были открыты Рязанским, Егорьевским, Пронским и Спасским отделениями [24, с. 23-33]. Средства на содержание общежитий поступали от центрального правления, уездного отделения общества, земства и частично из жалованья учителей. Например, в общежитии Егорьевского филиала содержание каждого воспитанника обходилось в 142 руб. в год; из них 52 руб. платили родители, а 90 руб. - правление [25, с. 82-84]. Кроме того, большинство филиалов имело специальные фонды с отчислениями на постройку собственных учительских домов.
Немалое внимание уделялось проблеме получения учителями бесплатных медицинских услуг. Так, в 1902 г. Центральное Правление обратилось в уездные земские собрания с просьбой предоставить учителям в земских начальных училищах бесплатное лечение в местных земских больницах и взять на свой счет лечение учителей в губернской земской больнице. В результате все земства, которые ранее не обеспечивали бесплатного лечения педагогов в уездных больницах, согласились взять на себя эти обязательства. От оплаты лечения учителей в губернской земской больнице временно отказались Касимовское, Михайловское, Пронское, Сапож-ковское и Ряжское земства, но с пометкой «принять к сведению» [12, л. 289]. А членами
Скопинского уездного общества даже обсуждался вопрос об устройстве санатория для учителей Рязанской губернии [26, с. 3].
Помимо материальной поддержки в повседневной жизни общество ставило перед собой задачу способствовать духовному и профессиональному развитию народных учителей. В связи с этим уездные отделения (Егорьевское, Михайловское, Пронское, Ра-ненбургское, Сапожковское) ежегодно отчисляли определенную сумму на пособия учителям, желающим поехать на педагогические курсы в Москву и Петербург [27, с. 104106]. Кроме того, в некоторых филиалах регулярно ассигновались средства на организацию учительских библиотек (например, Михайловским и Скопинским отделениями) [22, с. 187]. В Рязанском уездном отделении общества для пособия учащим существовала специальная комиссия, которая занималась устройством в уезде лекций для учителей (педагогического и общеобразовательного характера), открытием библиотек, организацией образовательных поездок учащих, помощью в посещении ими образовательных курсов, выпиской газет и журналов, изданием литературных работ педагогов и т. д. [28, с. 3]. А вот в Михайловском отделении общества существовало целых три комиссии с соответствующими функциями: библиотечная, строительная и «о нуждах духовных» [25, с. 3], что было отличительной чертой данного филиала.
К 1 января 1912 г. Рязанское общество вспомоществования учащим насчитывало 1765 членов и являлось самым крупным добровольным объединением губернии [22, с. 185]. Наиболее многочисленными уездными отделениями, количество участников которых к концу первого десятилетия XX в. превышало 100 человек, являлись: Рязанское (153 члена), Касимовское (147 членов), Спасское (133 члена), Скопинское (117 членов), Сапожковское (113 членов), Егорьевское (107 членов) и Раненбургское (104 члена) [12, л. 300].
Благодаря стараниям руководителей и членов (среди которых в разные периоды были известные общественные деятели губернии Л.М. Муромцев, Н.И. Высотский, князь Н.С. Волконский, князь Л.Н. Гагарин, А.В. Селиванов, Н.И. Родзевич и др.) общество сумело значительно упрочить свое по-
ложение и стать одним из наиболее эффективных добровольных объединений в сфере благотворительности и профессиональной взаимопомощи Рязанской губернии.
Отличительной чертой благотворительных объединений в сфере образования было сочетание филантропической и просветительной функций. В разных обществах соотношение этих двух направлений варьировалось - в одних объединениях на первый план выходила деятельность по обеспечению материальной помощи нуждающимся, в других -акцент делался на повышение образовательного и духовного уровня подопечных. Кроме того, в процессе эволюции многие объединения переориентировались с первоначально заявленных учредителями целей и задач на более актуальные и соответствующие запросам и потребностям самих рязанцев. В целом деятельность данной группы благотворительных объединений в значительной степени способствовала развитию образования в Рязанской губернии, сделало его более доступным для широких слоев населения, улучшило материальное положение участников образовательного процесса.
1. Туманова А.С. Общественные организации и русская публика в начале ХХ века. М., 2008.
2. Чарнолуский В.И. Частная инициатива в деле народного образования. Спб., 1910.
3. ГАРО (Государственный архив Рязанской области). Ф. 5. Оп. 3. Д. 3965.
4. Общество для вспомоществования нуждающимся учащимся в Касимовском техническом училище. Отчет за первые 13 месяцев с 1-го декабря 1898 года по 31-е декабря 1899 года. Касимов, 1900.
5. ГАРО. Ф. 5. Оп. 3. Д. 3910.
6. ГАРО. Ф. 5. Оп. 3. Д. 3698.
7. Деятельность благотворительных обществ // Сборник Рязанского губернского статистического комитета. Рязань, 1900. С. 258-280.
8. Отчет Правления Общества вспомоществования нуждающимся воспитанникам Рязанских гимназии и прогимназии, а ныне первой и второй гимназий, за 1913 г. Рязань, 1915.
9. ГАРО. Ф. 5. Оп. 3. Д. 3932.
10. Отчет Общества вспомоществования нуждающимся воспитанникам частной мужской гимназии Н.Н. Зелятрова, основанной В.И. Ра-душкевичем, за время с 1 июля 1911 г. по 1 января 1913 г. Рязань, 1913.
11. Отчет Правления Общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам женской
гимназии В.П. Екимецкой за 1910 год. Рязань, 1911.
12. ГАРО. Ф. 5. Оп. 3. Д. 4001.
13. Отчет Правления Общества вспомоществования нуждающимся воспитанникам Рязанских гимназий за 1905 г. Рязань, 1906.
14. Отчет Правления общества вспомоществования нуждающимся воспитанникам Рязанских гимназии и прогимназии за 1896/97 учебный год. Рязань, 1898.
15. Журнал очередного годичного собрания членов и Отчет о деятельности Совета Общества вспомоществования бедным воспитанницам Рязанской Мариинской женской гимназии за 1897/98 г. Рязань, 1898.
16. Годовой Отчет Комитета общества попечения о бедных детях г. Рязани за 1910-1911 гг. Рязань, 1912.
17. Сафонова О.Е. Просветительные объединения Рязанской губернии в конце XIX - начале XX в. // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. Рязань, 2012. № 3 (36). С. 69-87.
18. Рязанский вестник. 1905. № 164. 16 декабря.
19. Рязанский вестник. 1906. № 192. 14 июля.
20. Низшее ремесленное образование в Рязанской губернии. Рязань, 1913. Вып. 1.
21. Степанский А.Д. История общественных организаций дореволюционной России. М., 1979.
22. Обзор деятельности Общества для пособия учащим в народных училищах Рязанской губернии за 30 лет его существования (18821912 год). Рязань, 1913.
23. Устав Общества для пособия учащим в народных училищах Рязанской губернии. Рязань, 1882.
24. Вестник Рязанского Губернского земства. 1915. № 9.
25. Вестник Рязанского Губернского земства. 1914. № 4.
26. Рязанский вестник. 1914. № 46. 21 февраля.
27. Вестник Рязанского Губернского земства. 1914. № 1.
28. Рязанский вестник. 1906. № 252. 12 сентября.
1. Tumanova A.S. Obshchestvennye organizatsii i russkaya publika v nachale XX veka. M., 2008.
2. Charnoluskiy V.I. Chastnaya initsiativa v dele narodnogo obrazovaniya. Spb., 1910.
3. GARO (Gosudarstvennyy arkhiv Ryazanskoy oblasti). F. 5. Op. 3. D. 3965.
4. Obshchestvo dlya vspomoshchestvovaniya nuzhdayushchimsya uchashchimsya v Kasimovskom tekhnicheskom uchilishche. Otchet za pervye 13 mesyatsev s 1-go dekabrya
1898 goda po 31-e dekabrya 1899 goda. Kasimov, 1900.
5. GARO. F. 5. Op. 3. D. 3910.
6. GARO. F. 5. Op. 3. D. 3698.
7. Deyatel'nost' blagotvoritel'nykh obshchestv // Sbornik Ryazanskogo gubernskogo statisti-cheskogo komiteta. Ryazan', 1900. S. 258-280.
8. Otchet Pravleniya Obshchestva vspomoshchest-vovaniya nuzhdayushchimsya vospitannikam Ryazan-skikh gimnazii i progimnazii, a nyne pervoy i vtoroy gimnaziy, za 1913 g. Ryazan', 1915.
9. GARO. F. 5. Op. 3. D. 3932.
10. Otchet Obshchestva vspomoshchestvovaniya nuzhdayushchimsya vospitannikam chastnoy muzhskoy gimnazii N.N. Zelyatrova, osnovannoy V.I. Radushkevichem, za vremya s 1 iyulya 1911 g. po 1 yanvarya 1913 g. Ryazan', 1913.
11. Otchet Pravleniya Obshchestva vspomoshchest-vovaniya nuzhdayushchimsya vospitannitsam zhenskoy gimnazii V.P. Ekimetskoy za 1910 god. Ryazan', 1911.
12. GARO. F. 5. Op. 3. D. 4001.
13. Otchet Pravleniya Obshchestva vspomoshchest-vovaniya nuzhdayushchimsya vospitannikam Ryazan-skikh gimnaziy za 1905 g. Ryazan', 1906.
14. Otchet Pravleniya obshchestva vspomoshchest-vovaniya nuzhdayushchimsya vospitannikam Ryazanskikh gimnazii i progimnazii za 1896/97 uchebnyy god. Ryazan', 1898.
15. Zhurnal ocherednogo godichnogo sobraniya chlenov i Otchet o deyatel'nosti Soveta Obshchestva vspomoshchestvovaniya bednym vospitannitsam Ryazanskoy Mariinskoy zhenskoy gimnazii za 1897/98 g. Ryazan', 1898.
16. Godovoy Otchet Komiteta obshchestva popecheniya o bednykh detyakh g. Ryazani za 1910-1911 gg. Ryazan', 1912.
17. Safonova O.E. Prosvetitel'nye ob"edineniya Ryazanskoy gubernii v kontse XIX - nachale XX v. // Vestnik Ryazanskogo gosudarstven-nogo universiteta im. S.A. Esenina. Ryazan', 2012. № 3 (36). S. 69-87.
18. Ryazanskiy vestnik. 1905. № 164. 16 dekabrya.
19. Ryazanskiy vestnik. 1906. № 192. 14 iyulya.
20. Nizshee remeslennoe obrazovanie v Ryazanskoy gubernii. Ryazan', 1913. Vyp. 1.
21. Stepanskiy A.D. Istoriya obshchestvennykh organizatsiy dorevolyutsionnoy Rossii. M., 1979.
22. Obzor deyatel'nosti Obshchestva dlya posobiya uchashchim v narodnykh uchilishchakh Ryazanskoy gubernii za 30 let ego sushchestvovaniya (1882-1912 god). Ryazan', 1913.
23. Ustav Obshchestva dlya posobiya uchashchim v narodnykh uchilishchakh Ryazanskoy gubernii. Ryazan', 1882.
24. Vestnik Ryazanskogo Gubernskogo zemstva. 1915. № 9.
25. Vestnik Ryazanskogo Gubernskogo zemstva. 1914. № 4.
26. Ryazanskiy vestnik. 1914. № 46. 21 fevralya.
27. Vestnik Ryazanskogo Gubernskogo zemstva. 1914. № 1.
28. Ryazanskiy vestnik. 1906. № 252. 12 sentyabrya. Поступила в редакцию 3.04.2015 г.
UDC 93/94
THE CHARITY ASSOCIATIONS IN EDUCATION SECTOR OF THE RYAZAN PROVINCE IN THE END XIX -THE BEGINNING XX CENTURIES
Olga Evgenyevna SAFONOVA, Ryazan State University named for S.A. Yesenin, Ryazan, Russian Federation, Competitor, Russian History Department, e-mail: [email protected]
Based on the documents of the State archive of the Ryazan region, it centers on the formation and development of voluntary charity associations (secular) in education sector of the Ryazan province in the period from the late XIX century to 1914. The relevance of the research is due to the necessity of studying the activity of self-organized associations during the modernization of the social and cultural sphere, as well as the presence of certain historical parallels of the process of formation of voluntary associations in Russia at the beginning of the XX century and at the present stage. The attention is paid to the analysis of the number of Ryazan associations, their financial welfare and their major activities. It shows that, despite a common regulatory framework and structural and organizational similarity with other Russian charitable societies (provincial and metropolitan) Ryazan public associations had their own specifics. Regional associations in education were multifunctional - combined the philanthropic and educational functions, as well as in most cases, had limited financial base and a small number of membership. However this shows the important role of voluntary charity organizations for improving the living standard of Ryazan teachers and students.
Key words: charity; voluntary associations; education; Ryazan province.