Научная статья на тему 'Деятельность Новгородского земства в конце XIX начале ХХ вв. По просвещению и профессиональному обучению крестьян-кустарей'

Деятельность Новгородского земства в конце XIX начале ХХ вв. По просвещению и профессиональному обучению крестьян-кустарей Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
261
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВГОРОДСКОЕ ЗЕМСТВО / КУСТАРНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РЕФОРМА П.А.СТОЛЫПИНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Корешкова Т. А.

Рассмотрены условия, формы и результаты деятельности Новгородского земства по повышению профессионального уровня занятых в кустарной промышленности крестьян. Показано, что в связи с реформой П.А.Столыпина, давшей возможность выхода из общины, заинтересованность крестьянства в получении знаний и повышении качества кустарных изделий значительно выросла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Корешкова Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность Новгородского земства в конце XIX начале ХХ вв. По просвещению и профессиональному обучению крестьян-кустарей»

УДК 947.081

Т.А.Корешкова

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НОВГОРОДСКОГО ЗЕМСТВА В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ ХХ вв.

ПО ПРОСВЕЩЕНИЮ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ КРЕСТЬЯН-КУСТАРЕЙ

Гуманитарный институт НовГУ, т. (8162)63 33 50

Conditions, forms and results of activity of Novgorod zemstvo (a country council) in terms of professional growth of peasant craftsmen are examined. It is shown that owing to Stolypin's reform, which gave a chance the peasants to quit the community, the peasantry expressed more interest in acquiring new skills and improving the quality of the handicraft wares.

Ключевые слова: Новгородское земство, кустарная промышленность, реформа П.А. Столыпина

Проникновение капиталистических отношений изменило положение аграрного сектора России к концу XIX в. к худшему: сокращались посевные площади, истощались почвы, вырубались леса. В условиях капиталистической конкуренции выигрывали те из землевладельцев, которые шли по пути повышения рентабельности сельского хозяйства, роста производительности труда за счет применения сельскохозяйственной техники и привлечения соответствующих специалистов. Потребность в них постепенно возрастала и в крестьянских хозяйствах, где также шел поиск более рациональных форм организации труда и землепользования. На рубеже Х1Х-ХХ вв. стало ясно, что прогресс в аграрном производстве страны и хозяйственной жизни в целом невозможен без хорошо налаженной системы сельскохозяйственного образования и повышения общего и агротехнического уровня основной массы производителей сельскохозяйственной продукции — крестьянства. Однако в правительственных кругах вплоть до начала 1900-х гг. господствовала точка зрения, что сельскохозяйственные учебные заведения должны готовить лишь персонал для богатых частновладельческих имений, а вопрос о подготовке специалистов для сельского хозяйства

или о профессиональном обучении крестьян, включая и кустарей, даже не обсуждался [1]. Вопрос этот был поставлен российскими земствами, отдававшими много сил подъему крестьянства, пробуждению его инициативы и предприимчивости, обеспечению его экономического благосостояния. Практика Новгородского земства по просвещению и обучению крестьян-кустарей отражена в документальных источниках [2], но научное ее изучение еще только начинается [3].

Уже с начала 70-х годов отдельные земства, пользуясь законом о порядке открытия частных учебных заведений от 27 августа 1869 г., по специальному ходатайству правительства начали учреждать сельскохозяйственные училища и школы. Положение о низших сельскохозяйственных школах от 27 декабря 1883 г. сделало это начинание массовым явлением. Однако названные учебные заведения давали своим выпускникам знания, совершенно неприменимые в крестьянском хозяйстве. Не случайно поэтому в ходе реализации Положения 1883 г. главным образом по инициативе земств стали возникать практические сельскохозяйственные школы, ориентировавшиеся на освоение рациональных приемов изготовления кустарных изделий и повышение их качества.

Еще одна возможность для земства в области организации промысловых занятий крестьян открылась после того как Департамент земледелия в 1891 г. разрешил проведение различного рода сельскохозяйственных курсов первоначально для народных учителей, а затем и для крестьян. 10 марта 1897 г. было издано Положение о сельскохозяйственных ремесленных учебных мастерских. Положение о сельскохозяйственном образовании 1904 г. Дополнило круг «учебных установлений» для распространения сельскохозяйственных знаний чтениями, классами и беседами [4]. В целом меры, предпринятые государством в конце XIX — начале ХХ вв., обеспечили определенные возможности для повышения профессионального уровня крестьян-кустарей.

В чем же заключалась деятельность Новгородского земства в этом направлении? Принятая им в 1894 г. программа развития кустарной промышленности определяла, что основным способом решения этого вопроса являлась организация кустарных школ и мастерских, а также приглашение специалистов для улучшения наиболее распространенных промыслов

[5].

Наибольшее распространение в Новгородской губернии получили ткацкие школы. Они были открыты Старорусским и Крестецким уездными земствами в 1896 г., Демянским земством — в 1903 г. и Белозерским земством — в 1905 г. Число желавших пройти обучение постоянно превышало возможности школ. Продукция ткачих (полотенца, скатерти, дорожки, салфетки и др.) пользовалась устойчивым спросом. Земство выделяло средства для обучения учениц, снабжало их материалом и продавало изделия через свои склады, а также дарило каждой выпускнице усовершенствованный став — «самолет», создавая тем самым наилучшие возможности для самостоятельной работы ткачихи. Ткацкие школы приносили земству значительную выгоду [6]. В годы Столыпинской реформы Новгородское земство сумело обеспечить успешную работу ранее созданных ткацких школ, способствовало открытию школы в Боровичах и сразу трех льнопрядильных мастерских Крестецкого земства.

Действия Новгородского земства по улучшению состояния других промыслов оказались не столь успешными. В начале 1900-х гг. были открыты две кузнечно-слесарные мастерские а Устюженском уезде, но в годы Столыпынской реформы действовала лишь одна на всю губернию учебная кузница в Белозерском уезде [7]. Неоднократные обращения крестьян Кирилловского и Белозерского уездов с просьбами об открытии аналогичных мастерских земством не были услышаны [8]. С 1907 г. начали работать школа корзино-плетения Крестецкого уездного земства и две мастерские корзиноплетения Новгородского и Старорусского земств. К 1914 г. Новгородское земство имело двенадцать кустарных школ и мастерских. Однако они были созданы только по трем промыслам и по территории губернии распределялись неравномерно.

Заметную роль играли сельскохозяйственные курсы. Под влиянием окончивших курсы пчеловодства и активно пропагандировавших его учителей этот промысел широко распространился среди крестьян.

Почти третью часть общего числа сельскохозяйственных курсов, проводившихся Новгородским земством в период реализации аграрной реформы П. А. Столыпина, составляли курсы по скотоводству и молочному хозяйству, в том числе и маслоделию, которое быстро превращалось в постоянный промысел сельского населения [9]. С 20 января по 8 марта и с 15 октября по 15 декабря 1912 г. Новгородское губернское земство впервые организовало «продолжительные курсы для взрослых крестьян» в земском имении Григорово. В общей сложности их окончили 92 грамотных и наиболее инициативных крестьянина, отобранных уездными земскими управами. Серьезное место в программе занятий было уделено изучению правильного ведения промыслов и кооперации как способу их организации. Ответы выпускников курсов на анкету Новгородского земства свидетельствуют о глубокой заинтересованности крестьян в изучении предложенных им программ [10].

Большой интерес у крестьян вызывали чтение и беседы, проводившиеся, как правило, в период аграрной реформы в районах землеустройства. В 1910 г. их было свыше 100, а в 1914 г. — уже 649 с более чем 27 тыс. участников [11].

При проведении курсов, чтений и бесед земство ориентировало крестьян на развитие той промысловой деятельности, которая была возможно в природно-климатических условиях данной местности и могла существенно повысить доходность их хозяйства. Там же, где население в свободное от земледельческих работ время занималось преимущественно извозом и гонкой судов, отхожими промыслами, или в старых кустарных районах, где были особенно сильны позиции частного капитала, эти мероприятия не проводились. Поэтому чаще всего земство устраивало их в Новгородском, Крестецком, Старорусском и Демянском уездах.

К 1914 г. общие итоги деятельности Новгородского земства по просвещению и профессиональному обучению крестьян-кустарей (без учета чтений и бесед) выглядели следующим образом: кустарных школ — 5, кустарных мастерских — 7, сельскохозяйственных курсов — 96, в том числе 2 длительных.

Новгородское земство начало работу в данном направлении довольно поздно — лишь со второй половины 1890-х гг. Она проводилась медленно, сдерживаясь массовым распространением крестьянского отходничества, развитие которого не могло идти ни в какое сравнение с местными промыслами [12]. Только с началом аграрной реформы П.А.Столыпина, повысившей заинтересованность крестьянства в рациональных формах ведения хозяйства, появилась возможность вести ее более активно.

1. ЕфременкоА.В. Участие земств в подготовке специалистов сельского хозяйства // Земское самоуправление в

России. 1864 — 1918. Кн.2. М.: Наука, 2005. С.161.

2. Обзор земских мероприятий в области сельского хозяй-

ства за 1892-1893 гг. СПб., 1894. 251 с.; Обзор деятельности земств по кустарной промышленности (1865 — 1896). СПб., 1897. 398 с.; Обзор деятельности земств по кустарной промышленности. Т.!. СПб.: ГУЗиЗ, 1913. 279

с.; Т.ІІ. СПб., 1914. 311 с.; Т.ІІІ. Петроград, 1916. 315 с.;

Обзор деятельности правительства на пользу кустарной промышленности (1888 — 1902). СПб., 1902. 167 с.; 4.

Краткий обзор экономической деятельности Новгородского земства. Новгород, 1903. 32 с.; Отчет инспектора сельского хозяйства в Новгородской губернии за 1908 — 5.

1910 гг. СПб.: ГУЗиЗ. Департамент земледелия, 1912. 238 6.

с.; Отчет инспектора сельского хозяйства Новгородской 7.

губернии за 1913 и 1914 гг. Новгород, 1915. 100 с.; Документы фонда №98 «Новгородская губернская земская управа» Государственного архива Новгородской области (ГАНО). 8.

3. См.: Марькова Е.Г. Развитие ткацкого промысла в Ста- 9.

рорусском уезде Новгородской губернии в конце ХІХ — первой четверти ХХ века // Документальное наследие Новгорода и новгородской земли. Проблемы сохранения и научного использования. В.Новгород, 2003. С.74-79;

Она же. Развитие ткацкого промысла в Новгородской гу- 10.

бернии в конце ХІХ — начале ХХ веков // Славянская 11.

традиционная культура и современный мир: Сб. науч. статей по материалам науч. конф. Вып.9. М.: Гос. респ. 12.

центр рус. фольклора, 2006. С.190-196; Корешкова Т.А. Сельскохозяйственные курсы для крестьян Новгородской губернии в начале ХХ в. // Документальное наследие

Новгорода и новгородской земли. Проблемы сохранения и научного использования. В.Новгород, 2007. С.91-104. Третьяков А.В. Низшая сельскохозяйственная школа России в конце ХІХ — начале ХХ веков. Курск, 1998. С.9, 16, 19, 22.

ГАНО. Ф.98. Оп.3. Д.2407. Л.3-3об.

Там же. Д.2431. Л. 151-154.

Там же. Д.344. Л.боб.; Краткий обзор экономической деятельности Новгородского земства. С.29; Обзор деятельности земств по кустарной промышленности. Т.І. СПб., 1913. С.272.

ГАНО. Ф.98. Оп.3. Д.2424. Л.9об.-10.

Из доклада агрономическому совещанию при губернской управе «О курсах для взрослых крестьян в Григоровском имении» // Аграрные преобразования П.А. Столыпина и земство: Сб. документов / Сост. В.И.Ромашова. В.Новгород: НовГУ, 2004. С.124.

Там же. С.124-130.

Отчет инспектора... за 1908 — 1910 гг. С.143; Отчет инспектора... за 1913 и 1914 гг. С.88.

Никулин В.Н. Неземледельческие промыслы крестьян Новгородской губернии в 1861 — 1904 гг. // Новгороский исторический сборник. №3 (13). Л.: Наука, 1989. С.170-175.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.