УДК 316:378
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ЛАБОРАТОРИИ ВУЗА ПО ИЗУЧЕНИЮ И РАЗВИТИЮ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Ю.В. Варданян
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена необходимостью теоретических знаний о психологических условиях, закономерностях, оказывающих влияние на уровень психологической безопасности. В связи с этим данная статья направлена на раскрытие проблемы организации в вузе научно -исследовательской лаборатории, в которой будут проводиться исследования закономерностей возникновения психологической безопасности. В статье представлены результаты проекта, направленного на изучение фактора развития и реализации профессиональной стратегии личности.
Ключевые слова: личность, психологическая безопасность, риски, лаборатория.
ACTIVITIES OF UNIVERSITY RESEARCH LABORATORY
STUDYING AND DEVELOPING OF PSYCHOLOGICAL SAFETY
Yu. Vardanyan
Abstract. The research is considered to be relevant due to the need of theoretical knowledge of the psychological conditions, regularities having impact on the level of psychological safety. In this regard this article is directed on disclosure of a problem of the organization of the research laboratory in universities. In this laboratory the researches of regularities of emergence of psychological safety will be conducted. Results of the project of the factor of development and realization of professional strategy of the personality directed on studying are presented in the article.
Keywords: personality, psychological safety, risks, laboratory.
Проблема психологической безопасности является самостоятельным предметом исследования в научно-исследовательской лаборатории «Развитие профессиональной компетентности педагога и психолога в системе непрерывного образования» Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева, членами которой в 2011 -2015 гг. выполнен ряд фундаментальных и прикладных исследований в этом направлении. В настоящее время в лаборатории проводятся современные экспериментальные исследования проблем психологической безопасности как фактора развития и реализации профессиональной стратегии личности. В состав членов лаборатории входят преподаватели кафедр психологии, теории и методики физической культуры и спорта, английского языка; докторанты кафедры педагогики; аспиранты и соискатели кафедр психологии и педагогики; магистранты и бакалавры факультетов психологии и дефектологии, физической культуры. Характеризуя их исследовательскую, проектировочную и внедренческую деятельность для более подробного ознакомления зарубежных коллег с наработанными идеями, научными
положениями и практическим опытом работы, Ю. Варданян и Е. Рускина подчеркивают, что «в
лаборатории апробированы разнообразные пути выработки компетентностной и субъектной основы развития психологической безопасности в сферах образования и спорта» (The laboratory tested various ways of creation of competence and subjective basis for the development of psychological safety in the areas of education and sports) [1, с. 967].
Выпускнику педагогического вуза важно обладать системой профессионально-личностных компетенций, дополняющих теоретическую и технологическую подготовку, на основе которых ему необходимо реализовывать собственную психологическую безопасность и одновременно обеспечивать реализацию и развитие психологической безопасности взаимодействующих с ним субъектов образования. От решения этой проблемы в значительной степени зависят адекватность восприятия и понимания системы складывающихся отношений, мера реализации собственного замысла с учетом реальной образовательной ситуации, своевременность распознания и преодоления реальных или воображаемых психологических опасностей и угроз, уровень реализуемой психологической безопасности. Охарактеризуем подробнее некоторые наиболее значимые идеи и положения, обеспечивающие решение проблем
психологической безопасности
образовательными средствами, обоснованные и апробированные членами лаборатории:
- для подготовки выпускников к профессиональной деятельности в системах дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования: спроектирована модель развития профессионально-ценностных ориентаций педагога, которая используется «в качестве источника побудительной и корректирующей основы становления компетентности субъекта психологической безопасности в образовательной среде» [2, с. 147]; обоснована необходимость предвидения того, что «Действие механизмов психологической защиты в контексте развития профессиональной стратегии может привести к снижению адекватности поведения, поэтому необходимо их осознание и освоение новых способов безопасного поведения» (The effects of psychological defense mechanisms in the context of professional strategy development can reduce the adequacy of behavior, so it is necessary to aware them and master some new ways of safe behavior) [3, с. 362]; обосновано, что необходимо наполнять содержание дисциплин, изучаемых в вузе, с ориентацией на «безопасно-ориентированном подходе к обогащению профессиональной стратегии новым ценным мотивационным содержанием, направленным на развитие мотивации достижения успеха и компетенций» (based on the safety-directed approach to enrichment of professional strategy with new valuable motivational content aimed at the development of achievement motivation and competencies) [4, c. 5]; спроектировано и внедрено содержание подготовки студента к развитию психологической безопасности, которое «осуществляется в трех направлениях: когнитивном, ценностно-смысловом и компетентностном» [5, с. 54] и др.;
- для подготовки к тренерской и спортивной деятельности в сферах физической культуры и спорта: выделены проблемы и опыт «развития психологической безопасности субъекта спортивной деятельности (спортсмена, тренера-педагога, учителя физической культуры) на этапе вузовской подготовки в процессе освоения дисциплин психологического цикла» [6, с. 183]; раскрыты особенности этапов саморегуляции спортсмена, в которых учитывается, что это «сознательно управляемый процесс, направленный на создание оптимального предстартового состояния» [7, с. 265]; обоснована модель психолого-педагогического сопровождения развития саморегуляции субъекта спортивной деятельности, реализация
которой предусматривает проведение системы мероприятий, «осуществляемых психологом и тренером, направленных на оказание поддержки в формировании и развитии саморегуляции в условиях спортивной деятельности» [8, с. 268] и др.
В целом в лаборатории развернуто исследование компетентностной и субъектной основы достижения психологической безопасности. На основе разработанной системы теоретико-методологических положений и практических подходов идет обоснование и апробация субъектно-ориентированных
профилактических и развивающих стратегий развития психологической безопасности, предотвращающих, нейтрализующих или снижающих действие психологических угроз. На данном этапе работы наиболее продуктивными представляются следующие направления исследования: расширение теоретических знаний о психологических условиях, закономерностях, механизмах, оказывающих влияние на уровень психологической безопасности; получение новых научных данных об угрозах психологической безопасности, о стратегиях профилактики возникновения и действия психологических угроз, об условиях развития психологической безопасности; обоснование новых путей подготовки кадров к психолого-педагогическому сопровождению процесса формирования психологической безопасности на основе субъектно-ориентированных профилактических и развивающих стратегий.
При лаборатории создана и действует психологическая студенческая студия, деятельность которой «направлена на приращение опыта построения
взаимоотношений, нейтрализующих или исключающих психологические опасности, угрозы, риски; освоение и применение студентами механизмов и технологий реализации собственной психологической безопасности; конструирование пространства психолого-педагогического сопровождения развития психологической безопасности субъектов образования в будущей профессиональной деятельности» [9, с. 85]. Наряду с другими формами работы в студии результативно применяется созданная система тренингов развития психологической безопасности. Совершенствование тренинговой работы в студенческой студии становится важным фактором развития и реализации психологической безопасности субъектов образования. Это усиливает практическую направленность деятельности по подготовке
будущих педагогов, психологов и тренеров, ориентированных на традиции устранения психологических опасностей и угроз, развития атмосферы сотрудничества, психологического благополучия и бережного отношения к участникам взаимодействия как к значимым социальным партнерам.
Деятельность научно-исследовательской лаборатории открывает широкий спектр для постановки новых задач научного поиска:
- создать междисциплинарную концепцию исследования, позволяющую выявить качественно новые закономерности и добыть новые научные данные о действии угроз психологической безопасности, психотехнологиях их профилактики, психологических условиях и механизмах усиления положительного влияния психологической безопасности личности на разных возрастных этапах развития и реализации профессиональной стратегии личности;
- добыть данные для доказательства ряда гипотетических положений (о единстве общего и особенного в значениях слов, обеспечивающих репрезентацию концепта «психологическая безопасность» в языковых картинах мира (русской и английской); обоснования
психологических условий минимизации искажения идентификации их смысла в речевой деятельности субъекта психологической безопасности;
- обосновать новые пути подготовки кадров высшей квалификации к формированию психологической безопасности личности и усилению ее влияния на развитие и реализацию профессиональной стратегии на разных возрастных этапах на основе субъектно-ориентированных профилактических и развивающих подходов.
Решение этих задач, их дополнение новыми фактами, технологическими находками и теоретическими обобщениями составляют перспективное направление предстоящих исследований.
Исследование проводится при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации по заданию № 2014/356 на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части Государственного задания ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», проект «Психологическая безопасность как фактор развития и реализации профессиональной стратегии личности» (код проекта 2041).
Литература:
1. Vardanyan Y.V., Ruskina E.N. The Research of Coach's Preparation to Realization of Strategies of Formation of Psychological Safety of the Subject of Sports Activity // Middle East Journal of Scientific Research. - 2013. - No. 14(7). - P. 965-968.
2. Вдовина Н.А. Модель развития профессионально-ценностных ориентаций субъекта психологической безопасности в образовательной среде // Российский научный журнал. - 2012. - № 1(27). - С. 142-147.
3. Vardanyan Y.V., Vardanyan L.V., Dergunova A.V. Psychological Defense and Safety in the Context of Development of Student's Professional Strategy // Biosciences Biotechnology Research Asia. - 2014. - No. 11. - P. 357-364.
4. Vardanyan Y.V., Vardanyan L.V., Lezhneva E.A. Influence of Training in Psychological Safety on Development of Motivational Basis of Student's Professional // Ciencia e Tecnica Vitivinicola. - 2014. -No. 29(10). - P. 2-11.
5. Руськина Е.Н. Исследование возможностей подготовки студента - будущего тренера к развитию психологической безопасности субъекта спортивной деятельности // Интеграция образования. - 2013. - № 1(70). - С. 53-55.
6. Царева Е.В. Развитие в вузе психологической безопасности субъекта спортивной деятельности: проблемы и опыт решения // Российский научный журнал. - 2012. - № 5(30). - С. 182-188.
7. Кудашкина О.В. Теоретические основы изучения психической саморегуляции спортсмена // Казанская наука. - 2012. - № 10. - С. 263-266.
8. Майдокина Л.Г. Модель психолого-педагогического сопровождения развития саморегуляции субъекта спортивной деятельности // Казанская наука. - 2012. - № 10. - С. 267-271.
9. Варданян Ю.В., Валуев О.С., Дергунова А.В. Студенческая студия развития психологической безопасности - самоорганизующаяся система деятельности субъектов образования // Гуманитарные науки и образование. - 2013. - № 3(15). - С. 84-87.
Сведения об авторе:
Варданян Юлия Владимировна (г. Саранск, Россия), заведующая кафедрой психологии, профессор Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева.
Data about the author:
Yu. Vardanyan (Saransk, Russia), head of the Department of Psychology, professor at the Mordovian State Teacher Training College of M. Evsevyev.