Научная статья на тему 'Ориентация на психологическую безопасность в образовательной среде как фактор развития профессиональной стратегии магистранта'

Ориентация на психологическую безопасность в образовательной среде как фактор развития профессиональной стратегии магистранта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL STRATEGY / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PSYCHOLOGICAL SAFETY / DIRECTION / GRADUATE STUDENT / PROPERTIES OF A SUBJECT / DEVELOPMENT OF COMPETENCES / DESIGNING OF THE COURSE / LEARNING CONTENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАПРАВЛЕННОСТЬ / МАГИСТРАНТ / СУБЪЕКТНЫЕ СВОЙСТВА / РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ КУРСА / УЧЕБНЫЙ КОНТЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варданян Ю. В.

Статья нацелена на обоснование компетентностно-ориентированного подхода к освоению курса «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды» магистратуры направления подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование. Выделены компетенции, на формирование которых направлен курс. Раскрыт учебный контент указанной психологической дисциплины, приведены тематическое содержание основных блоков курса и их детализация, обоснована их ориентация на усиление развивающего потенциала профессиональной стратегии магистранта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Варданян Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Focus on psychological safety in education as a factor of development of graduate students'' professional strategy

The article substantiates the competence-directed approach to mastering the course “Formation of Psychologically Comfortable and Safe Educational Environment" of the Graduate Studies, Program 44.04.02 Psychology and Pedagogy. The author considers the competences, which should be formed during the course. The learning content of the mentioned psychological discipline is described. The article shows the thematic content of the main units of the course and their specification, justifies their focus on the strengthening of the developmental capacity of the professional strategy of graduate students.

Текст научной работы на тему «Ориентация на психологическую безопасность в образовательной среде как фактор развития профессиональной стратегии магистранта»

УДК 159.9:370-057.87 Варданян Юлия Владимировна

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева

ОРИЕНТАЦИЯ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ МАГИСТРАНТА [1]

Аннотация:

Статья нацелена на обоснование компетент-ностно-ориентированного подхода к освоению курса «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды» магистратуры направления подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование. Выделены компетенции, на формирование которых направлен курс. Раскрыт учебный контент указанной психологической дисциплины, приведены тематическое содержание основных блоков курса и их детализация, обоснована их ориентация на усиление развивающего потенциала профессиональной стратегии магистранта.

Ключевые слова:

профессиональная стратегия, образовательная среда, психологическая безопасность, направленность, магистрант, субъектные свойства, развитие компетенций, проектирование курса, учебный контент.

Vardanyan Yulia Vladimirovna

D.Phil. in Education Science, Professor, Head of Psychology Department, Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsevyev

FOCUS ON PSYCHOLOGICAL SAFETY IN EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF GRADUATE STUDENT'S PROFESSIONAL STRATEGY [1]

Summary:

The article substantiates the competence-directed approach to mastering the course "Formation of Psychologically Comfortable and Safe Educational Environment" of the Graduate Studies, Program 44.04.02 Psychology and Pedagogy. The author considers the competences, which should be formed during the course. The learning content of the mentioned psychological discipline is described. The article shows the thematic content of the main units of the course and their specification, justifies their focus on the strengthening of the developmental capacity of the professional strategy of graduate students.

Keywords:

professional strategy, educational environment, psychological safety, direction, graduate student, properties of a subject, development of competences, designing of the course, learning content.

Образ будущего занимает важное место в системе представлений личности и позволяет ей целенаправленно организовать актуальную жизнь. Подобным «образом будущего» становится профессиональная стратегия магистранта. Она непосредственно ежедневно влияет на его образовательную деятельность, а опосредованно - на будущую способность конкурировать на рынке труда, поэтому становится важным регулятором текущих достижений магистранта и индикатором его вероятного предстоящего профессионального успеха или краха.

В психолого-педагогической литературе обнаружено различное понимание профессиональной стратегии. Многие авторы относят к ее сущности динамическую систему перспективного ориентирования личности (в которой выражена направленность личности сознательно изменять и конструировать жизнь в контексте своего профессионального становления), а также способ, при котором личность, поэтапно формируя свое профессиональное будущее, планирует и конструирует собственную жизнь [2]. В контексте цели обучения в магистратуре профессиональная стратегия рассмотрена «с позиции подготовки успешно работающего в сфере выбранного направления образования профессионала» [3, с. 53], который готов продолжать образование, включиться в инновационную и научную деятельность. В контексте практической ориентации высшего образования подчеркивается необходимость «развития и педагогизации социокультурного пространства будущего учителя» в современном вузе [4, с. 66]; подтверждается ценность оптимального выполнения персонального замысла студента, обеспечивающего возможность «реализовать маршрут своего карьерного роста» [5, с. 66]; предлагается учитывать «конкретные взаимосвязи временной компетентности личности с опытом, получаемым в результате преодоления трудных жизненных ситуаций» [6, с. 211].

Конкретизируем собственное понимание. Профессиональная стратегия магистранта - это динамическая система представлений о своем профессиональном будущем (выраженная в плане освоения и последующей реализации профессиональной деятельности), которая задает траекторию профессионально-личностного становления. Она заложена на предыдущем этапе обучения в

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

вузе. Постепенно профессиональная стратегия магистранта конкретизируется и приобретает определенность. Это происходит под влиянием опыта самостоятельного планирования и построения предстоящей профессиональной деятельности, регулирования процесса ее освоения с учетом своих целей. Магистрант начинает понимать психологические механизмы регуляции поведения своей личности, удовлетворять и поддерживать возникающее стремление к самореализации. Содержание профессиональной стратегии в значительной степени наполняется под влиянием осваиваемых учебных дисциплин и видов практик. На их основе в сознании магистранта происходит выстраивание образа будущей профессиональной деятельности, определение своего места в предстоящем будущем и уточнение способов профессиональной самореализации в нем.

В психолого-педагогической литературе раскрыты разные факторы, влияющие на становление профессиональной стратегии на вузовском этапе образования, среди которых выделяется необходимость развития психологической безопасности. Так, подтверждено, что эффективность развития профессиональной стратегии студента, которая в значительной степени зависит от качества ее мотивационной основы, возрастает «под влиянием тренинга психологической безопасности» [7, с. 372]. Подчеркивается, что при формировании у педагогов профессиональной состоятельности и стремления к инновационной деятельности необходимо способствовать «минимизации и устранению чувства страха и напряженности в отношении своих профессиональных способностей и, наоборот, профилактике необоснованного профессионального самомнения» [8, с. 51].

Магистранты самостоятельно попадают в ситуации психологической опасности или наблюдают за окружающими в подобной ситуации. Учитывая возрастающий перечень угроз психологической безопасности личности, важно, чтобы в профессиональной стратегии магистранта была сформирована направленность на освоение учебного контента, обеспечивающего становление субъектных свойств относительно психологической безопасности. Это позволит реализовать профессионально-развивающие возможности курса магистратуры «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды», который выделен в профессиональном цикле базовой части дисциплин направления подготовки Психолого-педагогическое образование.

Процесс проектирования и реализации указанного курса основывается на ряде продуктивных идей и подходов к развитию профессиональных компетенций, субъектных свойств и психологической безопасности, выработанных в научно-исследовательской лаборатории «Развитие профессиональной компетентности педагога и психолога в системе непрерывного образования», действующей в Мордовском государственном педагогическом институте имени М.Е. Евсевьева при кафедре психологии. Учитывая особенности проблемы, рассматриваемой в статье, выделим наиболее значимые положения, способствующие ее продуктивному решению: обоснована стратегия, в соответствии с которой важнейшей задачей современной системы образования становится «формирование стиля безопасной жизни и развития субъекта психологической безопасности» [9, с. 81]; подтверждена необходимость предвидения того, что «действие механизмов психологической защиты в контексте развития профессиональной стратегии может привести к снижению адекватности поведения, поэтому необходимо их осознание и освоение новых способов безопасного поведения» (The effects of psychological defense mechanisms in the context of professional strategy development can reduce the adequacy of behavior, so it is necessary to aware them and master some new ways of safe behavior) [10, с. 362]; предлагается учитывать, что участие студента в базовом тренинге и его вариативных разновидностях обеспечивает «актуализацию и развитие способов психологически безопасного взаимодействия, способствуя приобретению опыта их целенаправленного применения в личном и деловом взаимодействии» [11, с. 17], и готовит выпускника вуза к преодолению конкуренции, существующей на рынке труда; показано, что уровень психологической компетентности является «высшим уровнем развития психологической безопасности личности» [12, с. 198]; экспериментально доказано, что сочетание высокого уровня эмпатии с низким уровнем конфликтности увеличивает психологическую безопасность субъекта собственной жизнедеятельности и позволяет человеку максимально реализовывать свои жизненные стратегии [13].

Наряду с теоретической и технологической подготовкой будущему магистру важно обладать системой профессионально-личностных компетенций, способствующих реализации психологической безопасности (собственной и взаимодействующих с ним субъектов образования). Разработанный курс направлен на формирование двух профессиональных компетенций: ОПК-7 и ОПК-8. Первая из них (ОПК-7) ориентирует на формирование способности производить анализ и прогноз рисков образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению, вторая (ОПК-8) направлена на развитие способности применять знания (психолого-педагогические и нормативно-правовые) в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса.

В процессе изучения курса магистранты осваивают учебный контент, включающий ряд тематических блоков, в которых прослеживается возможность синтеза теоретических представлений и выработки на этой основе опыта распознания / нейтрализации / преодоления психологической угрозы и опасности. Так, в блоке «Особенности психолого-педагогической деятельности в кризисной ситуации в условиях действия психологической угрозы» изучаются основы указанной деятельности, способствующие снятию эмоционального напряжения, саморегуляции и психического восстановления субъектов образования. В блоке «Изучение и оценка психологической безопасности личности и образовательной среды» выделяются критерии, параметры и показатели, характеризующие психологическую безопасность личности в процессе ее развития в образовательной среде, рассматриваются методы ее изучения и оценки (позволяющие определять причины нарушения психологической безопасности), способы их применения в диагностических процедурах. В блоке «Развитие психологической безопасности личности и образовательной среды» характеризуются инновационные модели психолого-педагогического просвещения, в которых рассматриваются вопросы сущности и действия психологических угроз, способов их предотвращения / выявления / преодоления индивидуально и в составе группы, технологий создания образовательной среды, которой свойственны психологический комфорт и безопасность.

Освоение выделенных компетенций позволяет сформировать в профессиональной стратегии магистрантов действенную ориентацию на подготовку к использованию в предстоящей профессиональной деятельности качеств, обеспечивающих реализацию и развитие психологической безопасности, применяемых в современной образовательной среде по отношению к себе и другим субъектам взаимодействия.

Ссылки и примечания:

1. Исследование проводится при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации по заданию № 2014/356 на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части государственного задания ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», проект «Психологическая безопасность как фактор развития и реализации профессиональной стратегии личности» (код проекта 2041).

2. Солнышкина М.Г. Профессиональные стратегии личности. М., 2006.

3. Шукшина Т.И., Татьянина Т.В. Содержательные и процессуально-технологические аспекты подготовки магистров в педагогическом вузе // Гуманитарные науки и образование. 2013. № 3 (15). С. 52-59.

4. Кадакин В.В., Шукшина Т.И. Педагогический вуз как базовый центр подготовки учителя // Высшее образование в России. 2013. № 4. С. 60-68.

5. Ефремова В.В., Голиков И.Н. Социально и профессионально состоятельная молодежь: востребованность, проблемы, перспективы // Теория и практика общественного развития. 2015. № 12. С. 63-66.

6. Леонов Н.И., Кузьмина О.В. Проявление компетентности во времени в трудных жизненных ситуациях // Там же. № 17. С. 205-211.

7. Варданян Ю.В., Варданян Л.В., Лежнева Е.А. Развитие мотивационной основы профессиональной стратегии студента в процессе тренинга психологической безопасности // В мире научных открытий. 2015. № 1 (61). С. 364-378.

8. Голиков Н.А., Лобанов А.Н. Профессиональная состоятельность педагогов в условиях полифункционального образования // Теория и практика общественного развития. 2015. № 12. С. 48-51.

9. Варданян Ю.В., Валуев О.С. Субъект психологической безопасности в инновационном образовании: стратегия саморазвития // Российский научный журнал. 2014. № 5 (43). С. 80-85.

10. Vardanyan Y.V., Vardanyan L.V., Dergunova A.V. Psychological Defense and Safety in the Context of Development of Student's Professional Strategy // Biosciences Biotechnology Research Asia. 2014. № 11. Р. 357-364.

11. Варданян Ю.В. Психологическая безопасность в контексте развития профессиональной стратегии студента педагогического вуза // Гуманитарные науки и образование. 2014. № 3 (19). С. 13-18.

12. Руськина Е.Н. Разработка и реализация компетентностно-ориентированной технологии формирования психологической безопасности субъекта образования // Российский научный журнал. 2013. № 6 (37). С. 196-199.

13. Савинова Т.В., Былкина Т.Г., Пустобаева Е.И. Взаимосвязь уровня эмпатии и конфликтности студентов-психологов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.