Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ ТЕНЕВОЙ ЗАНЯТОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ ТЕНЕВОЙ ЗАНЯТОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ ОРГАН / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ТЕНЕВАЯ ЗАНЯТОСТЬ / ИНСТРУМЕНТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гориненко А.Д.

Актуальность теневой занятости для России обусловлена значительностью данного явления в последние годы для экономики страны. Не смотря на то, что в Российской Федерации в последние годы данная проблема обрела новый смысл в социально-экономической литературе, она все так же остается актуальным вопросом оценки взаимозависимости рынка труда и процесса формирования теневой занятости. Таким образом данное исследование по вопросам оценки влияния труда на динамику и масштабы развития теневой занятости, обретают особый смысл. Возникает необходимость в изучении вопросов формирования неформальной занятости и особенностей данного социально-экономического явления. В статье рассматривается деятельность налоговых органов России обусловленная необходимостью мобилизации налоговых доходов в бюджетную систему государства. В результате ее осуществления могут быть получены также другие дополнительные выгоды в целом для экономической системы. В частности борьба за легализацию заработной платы, которая может привести не только к дополнительным поступлениям налогов в бюджет, но и к обеспечению легальной занятости работников, с защитой их прав. Масштабы теневой занятости в Российской Федерации продолжают быть существенными. Неформальная и теневая занятость во многом является индикатором благосостояния экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF TAX AUTHORITIES AS A TOOL FOR REVEALING AND SUPPRESSING SHADOW EMPLOYMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION

The relevance of shadow employment for Russia is due to the significance of this phenomenon in recent years for the country's economy. Despite the fact that in the Russian Federation in recent years this problem has acquired a new meaning in the socio-economic literature, it still remains a topical issue in assessing the interdependence of the labor market and the process of formation of shadow employment. Thus, this study on the assessment of the impact of labor on the dynamics and scale of the development of shadow employment acquires a special meaning. There is a need to study the formation of informal employment and the characteristics of this socio-economic phenomenon. The article discusses the activities of the Russian tax authorities due to the need to mobilize tax revenues in the state budget system. As a result of its implementation, other additional benefits for the economic system as a whole can also be obtained. In particular, the struggle for the legalization of wages, which can lead not only to additional tax revenues to the budget, but also to ensuring the legal employment of workers, with the protection of their rights. The scale of shadow employment in the Russian Federation continues to be significant. Informal and shadow employment is largely an indicator of the well-being of the economy.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ ТЕНЕВОЙ ЗАНЯТОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Деятельность налоговых органов как инструмент выявления и пресечения теневой

занятости в Российской Федерации

Activities of tax authorities as a tool for revealing and suppressing shadow employment in the

Russian Federation

Гориненко А.Д.

Студентка 5 курса, ф-т экономики и финансов, Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС

Г. Новосибирск mail: Vladimirovaalbina@mail.ru

Gorinenko A.D.

5th year student Faculty of Economics and Finance, Siberian Institute of Management - branch of RANEPA

Novosibirsk e-mail: Vladimirovaalbina@mail. ru

Аннотация.

Актуальность теневой занятости для России обусловлена значительностью данного явления в последние годы для экономики страны. Не смотря на то, что в Российской Федерации в последние годы данная проблема обрела новый смысл в социально-экономической литературе, она все так же остается актуальным вопросом оценки взаимозависимости рынка труда и процесса формирования теневой занятости. Таким образом данное исследование по вопросам оценки влияния труда на динамику и масштабы развития теневой занятости, обретают особый смысл. Возникает необходимость в изучении вопросов формирования неформальной занятости и особенностей данного социально-экономического явления. В статье рассматривается деятельность налоговых органов России обусловленная необходимостью мобилизации налоговых доходов в бюджетную систему государства. В результате ее осуществления могут быть получены также другие дополнительные выгоды в целом для экономической системы. В частности борьба за легализацию заработной платы, которая может привести не только к дополнительным поступлениям налогов в бюджет, но и к обеспечению легальной занятости работников, с защитой их прав. Масштабы теневой занятости в Российской Федерации продолжают быть существенными. Неформальная и теневая занятость во многом является индикатором благосостояния экономики.

Annotation.

The relevance of shadow employment for Russia is due to the significance of this phenomenon in recent years for the country's economy. Despite the fact that in the Russian Federation in recent years this problem has acquired a new meaning in the socio-economic literature, it still remains a topical issue in assessing the interdependence of the labor market and the process of formation of shadow employment. Thus, this study on the assessment of the impact of labor on the dynamics and scale of the development of shadow employment acquires a special meaning. There is a need to study the formation of informal employment and the characteristics of this socio-economic phenomenon. The article discusses the activities of the Russian tax authorities due to the need to mobilize tax revenues in the state budget system. As a result of its implementation, other additional benefits for the economic system as a whole can also be obtained. In particular, the struggle for the legalization of wages, which can lead not only to additional tax revenues to the budget, but also to ensuring the legal employment of workers, with the protection of their rights. The scale of shadow employment in the Russian Federation continues to be significant. Informal and shadow employment is largely an indicator of the well-being of the economy.

Ключевые слова: Налоговый орган, налоговая система, налоговый контроль, налоговые преступления, теневая занятость, инструменты противодействия теневой экономической деятельности.

Key words: Tax authority, tax system, tax control, tax crimes, shadow employment, tools to counter shadow economic activity.

В современном мире, при развитии рынка труда, теневая занятость трудоспособного населения является одной из укоренившихся проблем для российского общества, государства, и экономики в целом. На этапе развития рыночных отношений рабочая сила зачастую перемещалась из сектора промышленности в сектор услуг, из формальных отношений в неформальные трудовые отношения. Данная проблемная ситуация на рынке труда

усугубила правовое положение работников занятых в неформальном секторе, параллельно с этим происходит снижение уровня оплаты труда и социальной защиты граждан. Те граждане, которые оказались в данном положении работая в теневом секторе не имеют социальной защиты вовсе.

Между тем, воздействие теневой занятости на российскую действительность сохраняется, имеет крупные масштабы и приводит к разнообразным негативным последствиям. Использование принудительных мер, чтобы заставить граждан полностью отказаться от теневой занятости сегодня нет, но необходимо оказывать экономическое воздействие непосредственно через меры политики занятости, оптимизации налоговой политики, а так же повышения реального уровня жизни людей.

Теневая занятость имеет ряд целей и способов применения, например:

• Желание работодателя заключается в полном или частичном сокрытии или искажении трудовых отношений;

• Предоставление для работника меньшей правовой защиты;

• Уход от уплаты налогов как работником, так и работодателем с фонда оплаты труда. Неуплата налогов является тяжелым преступлением и является угрозой экономической безопасности

страны, предотвратить которую должен налоговой контроль. Деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Неформальная занятость в Российской Федерации имеет широкий спектр разновидностей, например:

Рисунок 1. Разновидности теневой занятости в РФ

Все виды теневой занятости имеют общие сходства, а именно, нестабильность на рынке, незащищенность социального обеспечения и правовой защиты.

Система эффективного налогового администрирования должна быть способна обеспечить удовлетворение интересов как налоговых органов так и налогоплательщиков. Исходя из этого можно выделить несколько направлений в деятельности по противодействию теневой занятости:

• Профилактические меры налоговых нарушений, предполагают внедрение эффективной методики в практику налоговых органов, информационно-разъяснительные работы с налогоплательщиком при применении разработки комплексной системы налогового образования. Ведь важно правильно сформировать позицию налогоплательщика к своим должностным обязанностям, поэтому повышение уровня налогового сознания граждан является ключевой задачей органов Федеральной налоговой службы;

• Придание прозрачности и понятности формулировок нормативно-правовых актов, для предотвращения неверного толкования и понимания;

• Организация мер информационного разъяснения изменений в нормативно-правовых актах для налогоплательщиков.

Повышение эффективности контроля за своевременным и правильным исчислением налогов, за их уплатой в бюджет за соблюдением налогоплательщиками налоговой дисциплины - это главная задача для развития налоговой системы России. Становление и реформирование налоговой системы в России сопровождается значительным ростом налоговых преступлений.

Недофинансирование в бюджет налоговых поступлений является прямой угрозой в финансовой стабильности государства. Недополученные налоговые средства в бюджет становятся основанием для недостачи выделяемых средств на развитие социальной сферы, модернизации здравоохранения, экономики регионов и страны в целом.

Таблица 1. Официальная статистика занятости в РФ

Год Трудоспособное Официальная Официально Суммарно 3 и 4, Население без

население, млн. безработица, занятые, млн. млн. человек официального

человек млн. человек человек трудоустройства, и не стоявшие на бирже труда, млн. человек

2018 82,264 3,658 72,532 76,19 6,047

2019 81,362 3,465 71,933 75,389 5,973

2020 82,678 4,4 70,46 74,86 7,818

В приведенной таблице, можно увидеть количество официально занятых и безработных людей, которое ниже общей численности трудоспособного населения, так например в 2020 году показатель официально занятых людей достиг минимального значения чуть более 70 млн. человек, по сравнению с прошлыми годом данный показатель снизился на 2%. А официально безработных в этот период стало гораздо больше, с 2019 года по 2020 год было увеличение данного показателя на 21%, данное увеличение могло произойти из-за вспышки коронавирусной инфекции (СОУГО-19) в пандемию, из-за последствий карантинных мер многие потеряли свои рабочие места, кого-то сократили по причине снижения расходов на персонал. Но тем не менее количество официально занятых и безработных людей, ниже общей численности трудоспособного населения это может говорить о теневой занятости населения, то есть незарегистрированная деятельность, которая не облагается налогами, и она продолжает оставаться негативной тенденцией [5,4].

Так значительные масштабы теневой занятости имеют негативное влияние на качество управления рынка труда, вместе с этим заметно искажается представление о спросе рабочей силы на рынке труда, а так же о

сдвигах занятости и доходах части населения. 100

Рисунок 2. Официальная статистика занятости в РФ

Год от года несколько миллионов человек из числа трудоспособного населения «пропадает», так например в 2020 году был зафиксирован высокий показатель (7,818 млн. человек), это граждане которые не зафиксированы на бирже труда.

Нежелание в полном размере платить налоги, приводит к тому, что работодатели отдают предпочтение выдавать заработную плату нелегально, тем самым присваивать скрытые налоги себе. Организации применяющие данные схемы с теневой занятостью, уклоняются от уплаты страховых взносов и налогов на доходы физических лиц, тем самым ухудшают социальное обеспечение сотрудников работающих с применением неформальной «теневой» занятостью. Так как от размера официальной заработной платы непосредственно зависит размер пенсии, сумма оплаты больничных листов и так далее.

Вопросы касающиеся теневой занятости и его учета ведет Росстат, так к числу населения занятых в теневом секторе можно отнести, юридические лица которые работают в не зарегистрированной организации, лица которые работают на дополнительных местах работы, индивидуальные предприниматели, самозанятые. Для расчета числа занятых в теневом секторе нужно определить разницу числа всех занятых в экономике и количество рабочих мест.

Теневая занятость определена любой трудовой деятельностью которая была заключена в устной договоренности. При этом неформальная занятость сопровождается нарушениями прав работников, по причине не закрепленных юридических договоренностей.

Таким образом необходимо определить, какие угрозы могут возникнуть при неформальной занятости как для гражданина, так и для экономики в целом.

Снижение доходов бюджетов разных уровней

Увеличение расходов бюджета на социальные выплаты

Отсутствие оплачиваемого отпуска, больничного листа, охраны труда и средств индивидуальной защиты, ущемление прав при конфликте с работодателем

_ Пенсии настоящего и будущего

поколения

Рисунок 3. Угрозы теневой занятости [2,44-48]

Пенсионный фонд России каждый год недополучает примерно 710 млрд руб., причиной этого служит высокая доля теневой занятости в России [1].

Численность людей занятых в тени составляет около 15 млн человек, это чуть больше 20% экономически активного населения нашей страны [4,2].

На начало 2020 года показатель неформальной занятости был на уровне 19,9%. II квартал 2020 года, в основной пик коронавирусных ограничений, неформальная занятость достигла минимального значения за последние два года и составила 19,1%. При этом в III квартале показатель резко увеличился - до 20,7%, в IV квартале 2020 года снизился до 20,3% и уже к 2021 году составил 20%.

Зачастую многие из числа занятых в неформальном секторе имеют и официальное место работы. Это может быть связано с нестабильностью и низкой заработной платой, что приводит к поискам дополнительной работы, а также это может быть связано с сложностью найти себе постоянную работу в условиях растущей безработицы.

Теневая занятость в России связана не только с необходимостью выживания населения, но и с желанием не уплачивать налоги в бюджет. Однако это является вынужденной реакцией на экономический кризис, а так же снижения реальных доходов у населения.

Экономика

Граждане

Рисунок 4. Рекомендации, направленные на повышении эффективности налогового контроля в

«теневом» секторе

Так занятость населения РФ в теневом секторе остается одной из наиболее актуальных современных проблем, которая оказывает значительное влияния на трансформацию рынка труда. Для такого вида занятости как у работников так и для общества с государством в целом имеют значительные последствия. К неформальным видам теневой занятости можно отнести незарегистрированную, а так же скрытую от государства для целей налогообложения деятельность, либо социально законная деятельность во всех отношениях, за исключением когда деятельность была объявлена властями для налогообложения. Неформальная занятость включает теневую занятость как в формальном, так и не в неформальном секторе, а так же легальная занятость которая входит в неформальный сектор.

Данный вид деятельности может проявляться как через отсутствие так называемых формальных признаков по зарегистрированной трудовой деятельности в Российской Федерации, а также и по признакам «частичной легальности». Органами занимающимися официальной статистики по Российской Федерации ведётся пристальное наблюдение за занятостью в теневом секторе, при этом основным критерием который

служит для идентификации количества теневого сектора является государственная регистрация в качестве юридического лица. По итогам 2020 года, Росстат опубликовал увеличение уровня неформально занятых граждан по России. Это увеличение произошло вопреки общемировым тенденциям роста неформальной и теневой занятости в период пандемии.

Список используемой литературы:

1. Аналитический обзор Сбербанка "Россия: неформальная занятость как новый феномен"// [Электронный ресурс] - URL: https://www.sberbank.com/ru/analytics/macroeconomics/article?blockID=11004089&lang=ru&newsID=200000981-1-1&regionID=77&type=NEWS (дата обращения: 10.03.2022).

2. Белухин В. В. Теневая экономика как угроза экономической безопасности государства / В. В. Белухин, А. М. Ефименко. - Текст : электронный // Modern Science. - 2021. - № 3-1. - С. 44-48. // НЭБ eLIBRARY.

3. Бистяйкина Д. А. Влияние теневой экономики на социально-демографическую безопасность России / Д. А. Бистяйкина, О. М. Лизина, В. Н. Мотькин. - Текст : электронный // Дискуссия. - 2020. - № 6 (103). - С. 59-65. // НЭБ eLIBRARY.

4. Бойко, А. Неформальная занятость в России в 2020 году. / А. Бойко // Ведомости. - 2021. - С. 2.

5. Рабочая сила, занятость и безработица в России [Электронный ресурс] / Офиц. сайт Федеральной службы государственной статистики. - М., 2020. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/2EfrJGVJ/Rab_sila_2020.pdf (дата обращения: 10.03.2022).

6. Рахматуллин М. А. Экономическая безопасность и теневая экономика / М. А. Рахматуллин, А. М. Рахматуллин. - Текст : электронный // Фундаментальные исследования. - 2020. - № 1. - С. 24-28. // НЭБ eLIBRARY.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.