Научная статья на тему 'Деятельность муниципального образования в сфере поддержки предпринимательской активности населения'

Деятельность муниципального образования в сфере поддержки предпринимательской активности населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1079
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ / MUNICIPALITIES / ENTREPRENEURSHIP / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / DEVELOPMENT OF AREAS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кудаков Андрей Степанович

В статье обоснована важность поддержки предпринимательской активности населения для обеспечения развития территорий муниципальных образований. Выявлены проблемы развития малого и среднего бизнеса, предложены формы его поддержки в муниципальных образованиях. Проведен анализ программ поддержки малого и среднего бизнеса региональными и местными органами власти. Обоснована необходимость повышения роли органов местного самоуправления в развитии предпринимательской активности населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кудаков Андрей Степанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The activities of the municipality in support of entrepreneurial activity of public

The article proves the importance of the support of the population’s entrepreneurial activity to ensure the development of territories of municipal formations. Problems of development of small and medium-sized business are identified; forms of its support in the municipalities are offered. The analysis of supporting programs for small and medium-sized business by the regional and local authorities is carried out. The necessity of increasing the role of local self-government bodies in the development of the population’s entrepreneurial activity is proved.

Текст научной работы на тему «Деятельность муниципального образования в сфере поддержки предпринимательской активности населения»

УДК 352:338.22

А. С. Кудаков

Деятельность муниципального образования в сфере

поддержки предпринимательской активности населения

В статье обоснована важность поддержки предпринимательской активности населения для обеспечения развития территорий муниципальных образований. Выявлены проблемы развития малого и среднего бизнеса, предложены формы его поддержки в муниципальных образованиях. Проведен анализ программ поддержки малого и среднего бизнеса региональными и местными органами власти. Обоснована необходимость повышения роли органов местного самоуправления в развитии предпринимательской активности населения.

The article proves the importance of the support of the population’s entrepreneurial activity to ensure the development of territories of municipal formations. Problems of development of small and medium-sized business are identified; forms of its support in the municipalities are offered. The analysis of supporting programs for small and medium-sized business by the regional and local authorities is carried out. The necessity of increasing the role of local self-government bodies in the development of the population’s entrepreneurial activity is proved.

Ключевые слова: муниципальные образования, предпринимательская активность, малый и средний бизнес, развитие территорий.

Key words: municipalities, entrepreneurship, small and medium business, development of areas.

Высокий уровень развития предпринимательства выступает необходимой составной частью современной рыночной экономики. Развитое предпринимательство способствует поддержанию конкуренции в экономике, обеспечивает социальную стабильность в обществе, формирует новый социальный строй общества.

Предпринимательство обладает рядом специфических свойств. Ускоряя хозяйственные изменения, оно выступает в роли инициатора перемен и способствует переводу экономики в новое состояние. Именно в предпринимательской деятельности создается и находится в обороте основная масса национальных ресурсов, являющихся питательной средой экономического роста.

Наиболее ярко предпринимательская активность проявляется в малом и среднем бизнесе, поэтому предпринимательство часто рассматривается как синоним термина «малый и средний бизнес».

Малый и средний бизнес - важная составляющая часть рыночной экономики, без которого не может быть динамичного общест-

© Кудаков А. С., 2012

венного развития. Он во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Этот сектор является важным элементом рыночной инфраструктуры.

Экономическая деятельность предпринимателя определяется, прежде всего, его экономическим интересом. Предприниматель как субъект малого бизнеса заинтересован в получении максимального дохода от своей экономической деятельности. При этом реализуя свой экономический интерес, предприниматель неизбежно сталкивается с проблемой предпринимательского риска.

Кроме экономического интереса и риска, важнейшими характеристиками предпринимательской деятельности являются предпринимательская инициатива и экономическая ответственность. Наличие экономической инициативы, представляющей собой активные действия, направленные на достижение определенной цели, -непременное условие предпринимательства. Экономическая ответственность предпринимателя наступает при неисполнении обязательств по договорам, причинении своими действиями вреда, нарушении действующего законодательства.

Для формирования и развития малого бизнеса необходимо наличие эффективной модели взаимодействия предпринимательства и государства.

Развитие предпринимательства обеспечивает следующие преимущества:

• создает условия для формирования среднего класса и увеличивает количество экономически активного населения;

• позволяет увеличивать доходы граждан и сглаживать диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;

•позволяет создавать новые рабочие места с относительно низкими капитальными затратами;

• позволяет разрабатывать и внедрять технологические и организационные новшества;

• способствует созданию конкурентной среды и ликвидации монополий;

•обеспечивает привлечение и более эффективное использование материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе могли остаться невостребованными;

•предоставляет возможность самореализации наиболее энергичным гражданам.

Несмотря на определенные успехи, достигнутые в развитии малого и среднего бизнеса, в современной России этот сектор экономики пока не оказывает существенного влияния на социальное и экономическое развитие общества. В экономически развитых стра-

нах на его долю приходится до 70 % ВВП, в России вклад малых предприятий в ВВП составляет лишь 10-12 %.

Одним из важнейших факторов, сдерживающих развитие предпринимательства в России, может быть названа существующая система налогообложения. Значительное число руководителей малых предприятий в качестве главной причины, отрицательно влияющей на экономическое положение их предприятий, называют несовершенство налогов и их высокий уровень.

Налоговая политика государства по отношению к малому бизнесу в значительной степени носит фискальный, а не стимулирующий характер. Проблема состоит в чрезмерно высоком уровне налогов, нестабильности налоговой системы, большом количестве подзаконных актов, нередко изменяющих содержание самих законов, в которых предприниматель не всегда может сориентироваться.

К настоящему времени в стране сформирована достаточно развитая инфраструктура поддержки предпринимательства, призванная создавать благоприятные условия для формирования и развития малого бизнеса, способствовать экономическому росту. Однако на практике результаты далеки от ожиданий. Действия государственных и муниципальных органов, стимулирующих и поддерживающих предпринимательство, не обеспечивают заметного роста предпринимательской активности.

Разрабатываемые программы поддержки малого бизнеса, на федеральном и региональном уровне не дают значительных результатов. Частичная реализация мероприятий федеральных и региональных программ в целом не меняет условий функционирования малого и среднего бизнеса. Проблема состоит не только в недостаточности финансирования, но и во взаимодействии органов власти с предпринимателями, слабой заинтересованности местной власти в развитии малого бизнеса на территориях муниципальных образований.

Для решения проблемы необходимо создание системы государственной и общественной поддержки предпринимательства на всех уровнях управления: федеральном, региональном, местном, с повышением роли органов местного самоуправления, передачей им необходимых полномочий и ресурсов.

Дополнительные меры по поддержке малого бизнеса нашли отражение в Программе улучшения инвестиционного климата в Ленинградской области на 2011-2014 годы [1].

Основными задачами Программы являются:

• формирование механизмов административной, инфраструктурной, финансовой поддержки инвестиций;

•снижение административных барьеров;

•формирование благоприятных налоговых условий реализации инвестиций;

• формирование механизмов развития наукоемких и высокотехнологичных производств;

• формирование благоприятных условий для внедрения инновационных технологий;

•формирование благоприятных условий для развития среднего и малого бизнеса.

Программой предполагается более активное участие муниципальных образований в инвестиционном процессе. Отмечается, что при обсуждении вопросов размещения инвестиционных объектов на территории соответствующих муниципальных образований в заседаниях комиссии имеют право принимать участие представители администраций муниципальных образований.

Финансирование Программы предполагается осуществлять за счет средств консолидированного бюджета Ленинградской области, в том числе и местных бюджетов, а также и других источников.

Дополнительная поддержка инвестиционной деятельности в Ленинградской области осуществляется ГУ «Агентство экономического развития Ленинградской области», деятельность которого направлена на содействие в привлечении инвестиций в экономику области.

Ожидаемыми результатами реализации Программы являются формирование благоприятного инвестиционного климата, создающего условия для устойчивого и сбалансированного развития экономики Ленинградской области. В том числе ожидается рост в экономике Ленинградской области доли малого и среднего бизнеса.

Развитие малого бизнеса тесно связано с возможностями развития экономики муниципального образования.

Малый бизнес активно участвует в решении экономических и социальных проблем муниципального образования: производит и предоставляет населению товары и услуги; создает рабочие места, выполняет социальный муниципальный заказ; являясь основным плательщиком местных налогов, сборов и штрафов, пополняет местный бюджет. Поэтому местная власть должна быть заинтересована в развитии малого бизнеса на территории муниципального образования, укреплении финансового положения уже существующих предприятий, в появлении или привлечении новых.

В то же время развитие предпринимательства в муниципальном образовании связана с рядом дополнительных проблем, к важнейшим из которых относятся следующие:

•недостаточность собственного начального капитала;

•трудности с получением финансирования, в частности банковских кредитов;

• нехватка квалифицированных кадров бухгалтеров, менеджеров, консультантов;

• сложности с получением помещений и крайне высокая арендная плата;

•недостаточная социальная защищенность;

•давление криминальных структур;

•слабое обеспечение личной безопасности владельцев и работников малых предприятий и др.

Для поддержки малого и среднего бизнеса на территории муниципального образования могут быть созданы различные специализированные организации, предоставляющие услуги, позволяющие решать многие проблемы. В частности, это выдача льготных кредитов, оказание консалтинговых услуг, реализация образовательных программ.

Поддержка малого бизнеса на уровне муниципального образования может иметь следующие направления:

• разработка бизнес-профилей местности и привлечение инвесторов;

•создание банка данных с информацией относительно специфики отраслей и территорий;

•создание условий для обращений частных предпринимателей со всеми возникающими вопросами;

•проведение консультирования по вопросам создания собственного бизнеса;

•предоставление информационно-справочного материала; •проведение семинаров и обучение для желающих открыть собственный бизнес;

•разработка планов развития муниципального образования с учетом интересов и потребностей предпринимателей;

•создание кадастра свободных помещений и кадастра свободных земельных участков, пригодных для организации малого бизнеса;

• установление контактов с финансовыми и деловыми структурами (например, с региональными фондами или банками) для привлечения капитала и технологий;

• оказание поддержки при обращении в официальные учреждения для получения разрешений (лицензии, концессии, разрешение на строительство);

• создание групп по обмену опытом;

•создание условий для реализации продукции, произведенной предприятиями малого и среднего бизнеса (организация ярмарок).

Среди форм поддержки малого бизнеса в муниципальном образовании могут быть использованы бизнес-инкубаторы, технопарки, ассоциации и фонды поддержки малого бизнеса, франчайзинг, международные и региональные маркетинговые информационные центры, применение которых позволяет уменьшить вероятность банкротства малых предприятий.

Таким образом, у администрации муниципального образования имеется достаточно много средств для активизации предпринимательского потенциала населения, поддержки развития на своей территории предприятий малого и среднего бизнеса. Использование этих возможностей будет способствовать социально-экономическому развитию территории муниципального образования.

Муниципальные образования Ленинградской области в 20102011 гг. разработали собственные долгосрочные целевые программы по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства. Цель таких программ - дальнейшее обеспечение условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства, увеличение его вклада в решение задач социально-экономического развития территории.

Программы разработаны на основе соответствующего федерального и регионального законодательства [2; 3].

В частности, аналогичная долгосрочная целевая программа разработана в Гатчинском муниципальном районе на 2011-2013 гг. [4]. Программа разработана с учетом особенностей местного законодательства [5; 6; 7].

Основные задачи программы:

•развитие деловой активности населения Гатчинского района за счет повышения интереса к предпринимательской деятельности;

• привлечение к предпринимательской деятельности представителей социально незащищенных слоев населения и молодежи;

• развитие организационного и методического сопровождения деятельности субъектов малого бизнеса;

• расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым и материальным ресурсам;

• устранение административных барьеров и препятствий, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства;

• поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере инновационных технологий.

На реализацию программы выделено более 7,5 млн руб., из которых 44 % средства бюджета Гатчинского муниципального района.

Результатом реализации программы должно стать создание 86 субъектов малого предпринимательства, создание в рамках программы 170 новых рабочих мест. Оборот малых и средних предприятий должен составить не менее 54609 млн руб., объем инвестиций в основной капитал - не менее 890 млн руб. Налоговые поступления в бюджет Гатчинского муниципального района от вновь созданных субъектов малого и среднего предпринимательства составят 670 тыс. руб. за период.

Реализация комплекса мероприятий, предусмотренных программой, позволит активизировать предпринимательскую активность населения, будет способствовать устойчивому, динамичному развитию как территории самого муниципального района, так и страны в целом.

Список литературы

1. Постановление Правительства Ленинградской области от 17.06.2011 № 181 «О Программе улучшения инвестиционного климата в Ленинградской области на 2011-2014 годы».

2. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

4. Приложение к постановлению Администрации Гатчинского муниципального района от 15.11.2010 г. № 5109. Долгосрочная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Гатчинском муниципальном районе на 2011-2013 гг.».

5. Устав Гатчинского муниципального района.

6. Постановление администрации Гатчинского муниципального района от 03.12.2008 г. № 3204 «О порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией долгосрочных целевых программ в Гатчинском муниципальном районе».

7. Постановление от 17 октября 2009 г. № 3276 «О разработке муниципальной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Гатчинском муниципальном районе на 2010-2013 гг.».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.