10. ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.01)
10.1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Тарасова Ирина Анатольевна, к.ю.н., доцент. Должность: доцент кафедры теории и истории государства и права. Место работы: Московский университет МВД России, Московский областной филиал. E-mail: [email protected] Аннотация: В работе содержится материал об основных направлениях деятельности Министерства внутренних дел Российской империи по организации противоэпидемических мероприятий в первой половине XIX века, делается вывод об эффективности этой деятельности.
Ключевые слова: министерство, организация, эпидемия, департамент, мероприятия, контроль.
ACTIVITIES OF THE INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN EMPIRE OF ORGANIZATION ANTI-EPIDEMIC MEASURES IN THE EARLYXIX CENTURY
Tarasova Irina Anatolievna, PhD at law, associate professor. Position: associate professor at theory and history of state and law chair. Place of employment: Moscow university of MIA Russia, Moscow regional branch. E-mail: [email protected] Annotation: This work contains material about the main activities of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Empire in organizing anti-epidemic measures in the first half of the nineteenth century, a conclusion about the effectiveness of these activities.
Keywords: ministry, organization, epidemic, department, event monitoring.
Эпидемии и пандемии инфекционных болезней имели место во все периоды истории Российского государства. Число их жертв порой значительно превышало потери во время военных действий. Эпидемией принято считать инфекционное (заразное) заболевание, обладающее большим показателем степени распространения и смертности, чем уровень обычной заболеваемости в данной местности1. Если инфекционное заболевание распространяется на различные государства и даже материки, то оно приобретает характер пандемии2.
В России наиболее часто повторялись такие «повальные» болезни, как холера, чума, грипп, тифы, дифтерия, скарлатина, натуральная оспа, малярия.
В рассматриваемый период натуральная оспа была практически постоянным явлением народной жизни. Значительно распространение имели и разные детские инфекции. В XIX в. считалось, что корь, коклюш, скарлатина и дифтерия (дифтерит), наряду с оспой,
1 Большая советская энциклопедия. М., 1978. Т.30. С.214.
2 Современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой //slovorus.ru
являются обязательными почти для всех детей. Периодически в каждой губернии возникали те или иные эпидемии, приводившие к смерти большого количества детей. По мнению С.А. Новосельского, смертность в России была «исключительно высока в детском возрасте до 10 лет»3. Как представляется, высокий уровень детской смертности в рассматриваемый период являлся одним из ярких показателей экономической отсталости и неудовлетворительного санитарного состояния нашей страны.
Крупную группу заболеваний, довольно часто повторяющихся в XIX в., составляли паразитарные тифы, а также малярия и грипп («инфлюэнца»), на распространение которых влияло общее эпидемиологическое неблагополучие Российской империи.
При этом особое место среди эпидемических заболеваний первой половины XIX в. занимает холера. Всего исследователи отмечают шесть пандемий данного заболевания, поразивших все части света: 1) 1817-1823 гг.; 2) 1826-1837 гг.; 3) 1846-1862 гг.; 4) 18641872 гг.; 5) 1883-1896 гг.; 6) 1901-19264.
Объективными причинами, способствующими появлению эпидемий в Российской империи, были, прежде всего, сложные социально-экономические условия: голод, нищета, несоблюдение элементарных гигиенических и санитарных правил и др. Среди причин, вызывающих «эпидемические вспышки» в дореволюционной России, известный ученый А.Н. Сысин упоминает также отсутствие санитарного законодательства, неразвитость сети необходимых лечебных и санитарных учреждений5.
Следует отметить, что долгое время государственная власть не уделяла должного внимания осуществлению противоэпидемических мероприятий. В Древнерусском государстве эпидемии, называемые «мором», население воспринимало как гнев Божий, избавить от которого могли только молитвы и религиозные обряды. Для избавления от эпидемий строили даже «обыденные» церкви6.
Только в период с XIV по XVI в. укрепилось мнение об инфекционном характере болезней, о чем свидетельствует установление застав и карантинов. Впоследствии эти меры стали применяться систематически, хотя при этом и оказывали негативное влияние на экономическое развитие страны (замедляли темпы развития торговли, снижали поступление налоговых сборов и т.п.).
В XVI - XVII вв. противоэпидемические мероприятия осуществлялись Аптекарским приказом, который затем в 1707 г. был переименован в Аптекарскую канцелярию, а в 1721 г. преобразован в Медицинскую коллегию. В 1725 г. последняя была переименована в Медицинскую канцелярию. Наряду с осуществлением надзора за деятельностью аптек, регламентацией деятельности докторов, аптекарей, лекарей, к функциям Медицинской канцелярии были отнесены организа-
3 Новосельский С.А. Смертность и продолжительность жизни в России. Пг., 1916. С.179.
4 Архив судебной медицины и общественной гигиены. 1867. № 1. С.43.
5 Цит. по: Рашин А.Г. Население России за 100 лет (1813-1913). Статистические очерки //istmat.info/node/81
6 Лахтин М.Ю. Борьба с эпидемиями в допетровской Руси. М., 1909. С.3-4.
ция и контроль за проведением противоэпидемиоло-гических мероприятий7.
При Екатерине II наряду с другими преобразованиями в стране была проведена и реформа медицины. В 1763 г. вместо упраздненной Медицинской канцелярии была учреждена Медицинская коллегия, которая подчинялась Сенату. Она ведала организацией медицинского обслуживания населения, занималась вопросами подготовки медицинских кадров, медицинского снабжения, развития медико-санитарного законодательства и медицинской науки, а также исполняла (преимущественно силами физиката) обязанности медицинской полиции и организации медицинской помощи в Санкт-Петербурге .
К компетенции данного учреждения относилось и осуществление противоэпидемических мероприятий. Создание постоянных карантинов, прежде всего на южных границах, временных морских и сухопутных застав как средство борьбы с эпидемиями применялось уже Медицинской канцелярией. Новым именно для Медицинской коллегии стало учреждение «оспенных домов» для прививок от натуральной оспы и больниц для больных сифилисом в Санкт-Петербурге и других крупных городах.
С созданием министерств управление медициной было сосредоточено в Медицинском департаменте Министерства внутренних дел Российской империи9. Медицинский департамент МВД, состоящий из двух отделений и семи столов, наряду с вопросами, касающимися личного состава медицинских учреждений, работы госпиталей и больниц, осуществлял мероприятия по борьбе с эпидемиями и их профилактики: оказание помощи заболевшим, вакцинацию оспы в губерниях, установление карантинов и др10
Вопросы борьбы с эпидемиями и их профилактики рассматривались и в Медицинском совете, созданном первоначально для усовершенствования медицинской науки в Российской империи и также входившем в состав вышеуказанного министерства11. Так, в ведении Медицинского совета находилось издание наставлений на случай эпидемий и утверждение карантинных наставлений12.
Правовой основной деятельности подразделений Министерства внутренних дел по борьбе с «повальными болезнями» стал Свод учреждений и уставов врачебных по гражданской части, который вошел в Свод законов Российской империи, изданный в 1832 г. Согласно статье 1 данного законодательного акта главное управление врачебной частью Империи в первой половине XIX в. было сосредоточено в Министерстве внутренних дел и осуществлялось посредством разделения функций между Медицинским департаментом, Медицинским советом и генерал-штаб-доктором по гражданской части13.
7Российский Государственный архив древних актов (Далее РГАДА). Ф. 248. Оп. 3. Д.685. Л. 1-570.
8 Большая советская энциклопедия. М., 1954. Т.26. С. 632
9 Российский государственный исторический архив (далее РГИА). Ф. 1297. Оп.96. Д.8. Л.1-15; Д.74. Л.1-3; Д.80. Л.1-6; Д.96. Л.1-20; Д.102. Л.1-8; Д.127. Л.1-86; Д.180. Л.1-43.
10 РГИА. Ф. 1297. Оп. 1. Д. 12. Л. 2-24; Оп. 2. Д. 36. Л. 5-36; Оп. 3. Д. 234. Л. 1-21.
11 РГИА. Ф.1294. Оп.2. Д.662. Л.1-3; Д.677. Л.1-2; Оп.3. Д.1. Л.1-11; Д.4. Л.1-2.
12 МВД Российской империи: 1802-1917 //МВД России: Люди, структура, деятельность. Т.1, ч.1 /Сост.: Лукьянов С.А., Моруков Ю.Н., Перегудова З.И., Степанова Н.В., Штутман С.М. М., 2011. С. 30.
13 Свод законов Российской Империи (Далее СЗ РИ). СПб.,
1832. Т.ХІІІ. Ч.3. Ст.1.
В 1842 г. последовало второе издание Свода законов Российской империи, которое внесло определенные дополнения в Свод учреждений и уставов врачебных. Книга вторая «Свод уставов медицинской полиции» (в издании 1842 года - Устав медицинской полиции), состоящая из пяти разделов, содержит положения, определяющие меры по охранению народного здравия. Так, первый раздел содержит общие меры к охранению народного здравия, второй - особенные меры против инфекционных («повальных») болезней, третий раздел содержит Устав карантинный, четвертый - Положение о карантинной страже.
Согласно статье 305 Устава медицинской полиции общие меры к охранению народного здравия сводились к охране чистоты воздуха, продуктов питания, ограничению употребления ядовитых веществ, оказании медицинской помощи заболевшим, в погребении умерших в соответствии с правилами14».
Особенные меры были нацелены против распространения «повальных» болезней и их пресечение. К первым относились требования к заболевшим не являться в присутственные места «до истечения четырех недель до истечения признаков заболевания, а ко Двору - в течение двух месяцев». К мерам, нацеленным на пресечение инфекционных болезней, законодатель относит донесение городской или земской полиции губернскому начальству о возникшей болезни. Местная врачебная управа, получив уведомление от губернского начальства, направляла одного или двух ее членов на место для принятия необходимых мер. Однако сами меры в законе не указывались 5
Устав о карантинах, размещенный в третьем разделе Устава медицинской полиции, закреплял организационно-правовые основы деятельности карантинных учреждений, финансирования карантинных мероприятий, правил внутреннего распорядка карантинного дома.
Таким образом, Свод учреждений и Уставов врачебных по гражданской части в редакциях 1832 и 1842 гг. содержал нормы, регулирующие деятельность Министерства внутренних дел по осуществлению противоэпидемических мероприятий, хотя и подробно их не регламентировал. Как представляется, неразвитость медико-санитарного законодательства не могла не сказаться на эффективности осуществляемых мер. Как верно подметила Т.Р. Ризванова, «противоэпидемические мероприятия в России в доземский период носили бессистемный паллиативный характер и принимались, как правило, post factum»16.
Ситуация осложнялась тем, что в первой половине XIX в. вследствие неблагоприятной эпидемиологической обстановки, плохого питания, недостатка медицинских средств и персонала в Российской империи практически непрерывно повторялись эпидемии, и даже пандемии, тяжелых заболеваний. Органы Министерства внутренних дел из года в год регистрировали десятки тысяч смертей17.
Из всех эпидемических болезней, имевших место в рассматриваемый период, следует особенно выделить холеру. В первой половине XIX в. холера появлялась в
14 Там же. Ст.305; СЗ РИ. СПб., 1842. ТЛИ!. Ч.3. Ст.475;
15 Там же.
16 Ризванова Т.Р. Губернские власти и органы местного самоуправления Южного Урала в борьбе с эпидемиями и эпизоотиями в конце XIX - начале XX вв.: Дисс. ... канд. истор. наук. Уфа, 2011. С.85.
17 Министерство внутренних дел. Исторический очерк. СПб., 1901. С. 79.
Российской империи пять раз: в 1823, 1829, 1830, 1837, 1847 гг. После каждого вторжения заболевания следовало несколько холерных лет (от 4-5 до 12-13), когда болезнь упорно держалась в разных районах страны. В каждом периоде выделялись эпидемические волны, связанные с распространением ее из сохранившихся с прошлого года очагов внутри страны. Как верно подметила Т.Р. Ризванова, «... разделение холерных лет в рамках пандемий на периоды является достаточно условным. По существу в России имел место длинный ряд эпидемий, разбросанных по огромной территории»1 .
Первые случаи заболевания холерой в Российской империи были зафиксированы в 20-х гг. XIX в. Причем, российские врачи вначале не могли определить тип заболевания и в своих донесениях обозначали его как особый вид горячки со своеобразными симптомами. В 1823 г. холера появилась в Грузии и Астрахани. Однако большинство медицинских чиновников не считали эту болезнь заразной, и поэтому никаких мероприятий по предотвращению ее распространения не проводилось. Более того, ни в Министерстве внутренних дел, ни в Медицинском совете не верили в опасность этого заболевания, в связи с чем в 20-х гг. карантинные правила не только не были ужесточены, но и наоборот значительно облегчены19.
В 1829 г. случаи холеры наблюдались уже в Средней Азии. Между тем, правительством снова не было предпринято никаких предупредительных мер, пока данное заболевание на распространилось на Орен-бург20. В результате в 1929-1930 гг. ничем не сдерживаемое заболевание довольно быстро охватило всю Европейскую Россию, кроме Санкт-Петербургской и Западных губерний. Особенностью эпидемии 19291833 гг. стал чрезвычайно большой охват территорий. Причем, холера не ограничилась территорией Российской империи, она ушла в Европу, и ее движение закончилось только перед океаном в 1833 г.
В 1829 г. Оренбургская губерния первой в России была объявлена неблагополучной по холере. Губернатор просил ускорить разработку карантинных правил и издавал собственные нормативные документы. Основными вопросами, стоящими перед медиками и властями, были источники и причины заболевания, инкубационный период заболевания, а главное, является ли холера «повальным» заболеванием. При этом большинство медицинских чиновников по-прежнему отказывались признать холеру заразным заболевани-ем21.
В тяжелой эпидемиологической ситуации в Российской империи для борьбы с болезнью была создана специальная комиссия по главе с министром внутренних дел графом А.А. Закревским с местом пребывания в самом центре эпидемии - Саратове. В качестве предупредительных мероприятий в губерниях были введены карантины, при которых неотлучно находились специально командированные служащие земской полиции, чиновники или дворяне, расставлены вооруженные кордоны, запрещалось свободное перемещение населения. За оцеплениями по предписанию министра внутренних дел также осуществляли
18 Ризванова Т.Р. Указ. раб. С.37.
19 Министерство внутренних дел. Исторический очерк. СПб., 1901.С. 81.
20 Ризванова Т.Р. Указ. раб. С.84.
21 Шестова Т.Ю. Борьба с эпидемиями холеры на флоте в начале XIX века // www. rusnauka.
com/8. NPE 2007/Istoria/21045/doc.htm
наблюдение штаб и обер-офицеры Армии и Кавалерии, проживающие в губерниях 2 Кроме того, в ходе массированной эпидемии был разработан Карантинный устав. Меры, предписанные Уставом, позволяли защитить страну от новых вторжений эпидемии, но требования сохранения открытых торговых отношений снижали его эффективность.
Архивные материалы свидетельствуют, что в годы эпидемии министр внутренних дел А.А. Закревский старался лично контролировать ситуацию в каждой губернии. При этом он интересовался не только мерами по прекращению эпидемии и оказания помощи заболевшим, но и судьбой врачей, спасавших тысячи больных, иногда ценой собственной жизни. Так, в рапорте симбирского гражданского губернатора министру внутренних дел от 8 октября 1830 года, № 227 указывалось, что «болезнь холера в деревне Колышовка совершенно прекратилась и находившийся там для пользования больных акушер Рютчи по выдержании карантинного очищения сего числа возвратился к своей деятельности»2 .
Довольно жесткие меры принимались министром внутренних дел в отношении врачей, уклоняющихся от выполнения своего долга по спасению людей во время эпидемии. В циркуляре от 29 сентября 1830 года, № 478, адресованном саратовскому гражданскому губернатору, А.А. Закревский предписывал: врачей Клейне-ра и Немейера, которые «во время свирепствования в г. Саратове эпидемической болезни холера ... оставались в домах своих под видом болезни и не участвовали в подавании помощи больным ... как забывших обязанности свои и долг человечества .немедленно арестовать и отправить под присмотром саратовской жандармской команды в Новочеркасск, чтобы «употребить их на занятие в больницах зараженных холе-рою»24. С целью предотвращения уклонения врачей от лечения больных во время эпидемии холеры и в других губерниях министр внутренних дел предписал всем губернаторам применять жесткие меры в отношении медиков, уклоняющихся «от подаяния помощи пораженным холерою под предлогом болезни, или других вымышленных причин». Данных лиц следовало «брать посредством полиции в холерические больницы, и там врачевать наравне с другими, а по выздоровлении употреблять для использования истинно больных». При этом о каждом случае уклонения врачей от обязанности оказания помощи больным губернаторам следовало докладывать лично министру внутренних дел25.
В течение первого года эпидемии удалось выявить основные симптомы холеры: судороги, понос, тошнота, рвота, анемия, жажда, онемение конечностей и др. Среди особенностей холеры отмечалось, что она чаще поражает людей совершенно здоровых. В 1830 году Медицинский департамент МВД выпустил книгу «Объявление Министерства внутренних дел о признаках холеры, способах предохранения от оной и ее врачевании». В ней описывались симптомы заболевания и рекомендовались методы доврачебной помощи. Для лечения заболевания врачи предлагали очищать организм кровопусканиями, рвотными препаратами, теплыми ваннами для потоотделения. Для очищения крови использовались пиявки, поэтому при расширяющейся эпидемии в стране была предпринята пере-
22 РГИА. Ф.1301. Оп.1. Д.44. Л.18.
23 Там же. Л.46 об.
24 РГИА. Ф.1301. Оп.1. Д.58. Л.2-5.
25 Там же. Л.7-7 об.
пись не только медиков, но и цирюльников. Также применялись раздражающие припарки из чеснока, перца, камфары, горчичники из хлеба с уксусом или тертым хреном26.
Между тем, Министерство внутренних дел не располагало всеми необходимыми средствами для борьбы с холерой: не хватало врачей, медицинских препаратов, помещений для содержания больных, что приводило к высокой смертности среди населения. Так, в донесении симбирского гражданского губернатора Министру внутренних дел от 18 сентября 1830 г., № 188 указывалось, что из заболевших в Самаре в период с 27 августа по 12 сентября 1830 года 538 человек умерло -226, выздоровело - 146, находится на излечении - 226 человек . Приведенные данные свидетельствуют о том, что смертность среди заболевших от холеры превышала 50 %.
Для увеличения количества медицинского персонала МВД заботилось о развитии подведомственных ему учебных заведений, содержало много воспитанников на казенный счет, выписывало врачей из-за границы, ходатайствовало о служебных преимуществах для медиков и т.п. Но, несмотря на все эти меры, недостаток врачей был так велик, что в 1803, 1807 и 1808 гг. приходилось выпускать в армию и на флот воспитанников медицинских академий, не успевших пройти полный курс.
Указания и распоряжения со стороны правительства на недостаток врачей продолжаются в течение значительного периода, вплоть до середины XIX века. В связи с этим МВД часто оказывалось в крайне затруднительном положении, особенно когда борьба с эпидемиями требовала усиленного медицинского персонала. Необходимо отметить, что в этот период не хватало не только медицинского персонала и больниц, но и аптек, которых к 1852 году во всей Империи было всего 74928.
Между тем, несмотря на осуществление противоэпидемических мероприятий, холера на отступала, и уже в 1831 г. охватила всю территорию Российской империи, кроме Сибири. Вследствие чрезвычайно высокой смертности населения от данного заболевания с 1829 по 1931 гг. умерло более чем 100 тыс. человек.
Следует отметить, что в первой половине XIX в. холера еще неоднократно возвращалась в Российскую империю. Так, в 1846 г. от холеры умерло 116 тыс. 501 человек, в 1855 г. - 124 тыс. 304 человека29.
Более удачными были меры, направленные на борьбу с чумой, которая в 20-х гг. (1920, 1925, 1929 гг.) также появилась на южных границах Империи (Бессарабии, Одессе, Севастополе и др.) и стала причиной смерти более 6 тыс. человек. Однако строгими карантинными мерами каждый раз удавалось остановить болезнь, не дать ей распространиться.
Ежегодно с большей или меньшей интенсивностью повторялись и эпидемии оспы, несмотря на существовавшие оспенные комитеты, в обязанности которых входило проведение профилактических прививок от оспы. Причиной эпидемии становилось то, что оспенные комитеты не в полной мере выполняли свои обя-
26 Шестова Т.Ю. Указ раб. // www. rusnauka. com/8._NPE_2007/Istoria/21045/doc.htm
27 РГИА. Ф. 1301. Оп.1. Д.44. Л.9.
28 Министерство внутренних дел. Исторический очерк. СПб., 1901. С. 79.
29 Там же. С. 82.
занности, в некоторые годы лишь 1/3 новорожденных подвергалась прививке30.
Анализ деятельности Министерства внутренних дел Российской империи по организации противоэпидемических мероприятий в первой половине XIX века показал, что эта деятельность была сопряжена с серьезными трудностями как объективного, так и субъективного характера. Антисанитарная обстановка, в которой проживало большинство населения России, создавала благоприятные условия для распространения различных инфекционных заболеваний. На оказание помощи больным и предупреждение последующего распространения инфекций была нацелена деятельность Министерства внутренних дел, которое играло главную роль в организации и осуществлении всех противоэпидемических мероприятий в Российской империи. Между тем, в рассматриваемый период не хватало врачей и больниц, медицинских препаратов, а, порой, и необходимых знаний, да и отношение к научной медицине и врачам у населения было предвзятым.
Вышеперечисленные обстоятельства не могли не влиять на результативность противоэпидемических мероприятий Министерства внутренних дел. В первой половине XIX в. они не были эффективными: эпидемии быстро распространялись по территории всего государства, смертность среди населения была слишком высокой. Но и с теми скудными средствами, которые были в распоряжении МВД, «оно действовало по мере своих сил и достигало определенных результатов»31.
Список литературы:
1. Архив судебной медицины и общественной гигиены. 1867. № 1.
2. Большая советская энциклопедия. - М., 1978. Т.30.
3. Большая советская энциклопедия. - М., 1954. Т.26.
4. Лахтин М.Ю. Борьба с эпидемиями в допетровской Руси. - М., 1909.
5. МВД Российской империи: 1802-1917 //МВД России: Люди, структура, деятельность. Т.1. Ч.1. /Сост. Лукьянов С.А., Моруков Ю.Н., Перегудова З.И., Степанова Н.В., Штутман С.М. - М., 2011.
6. Министерство внутренних дел. Исторический очерк. - СПб., 1901.
7. Новосельский С.А. Смертность и продолжительность жизни в России. - Пг., 1916. С.179.
8. Рашин А.Г. Население России за 100 лет (18131913). Статистические очерки //¡в1таипйо/поСе/81
9. Ризванова Т.Р. Губернские власти и органы местного самоуправления Южного Урала в борьбе с эпидемиями и эпизоотиями в конце XIX- начале XX вв.: Дисс. ... канд. истор. наук. Уфа, 2011.
10. Российский Государственный архив древних актов (Далее РГАДА). Ф. 248. Оп. 3. Д.685. Л. 1-570.
11. Российский государственный исторический архив (РГИА).
Ф. 1297. оп. 1. Д. 12. Л. 2-24; Оп. 2. Д. 36. Л. 5-36; Оп.
3. Д. 234. Л. 1-21; Оп.96. Д.8. Л.1-15; Д.74. Л.1-3; Д.80. Л.1-6; Д.96. Л.1-20; Д.102. Л.1-8; Д.127. Л.1-86; Д.180. Л.1-43.
Ф.1294. Оп.2. Д.662. Л.1-3; Д.677. Л.1-2; Оп.3. Д.1. Л.1-11; Д.4. Л.1-2.
Ф.1301. Оп.1. Д.44. Л.1-46 об.; Д.58. Л.1-9.
30 Там же.
31 Министерство внутренних дел. Исторический очерк. СПб., 1901. С. 66
12. Свод законов Российской Империи (СЗ РИ). СПб., 1832. T.XIII. Ч.3. Ст.1, 305.
13. Свод законов Российской Империи (СЗ РИ). СПб., 1842. T.XIII. Ч.3. Ст.475.
14. Современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой //slovorus.ru
15. Шестова Т.Ю. Борьба с эпидемиями холеры на флоте в начале XIX века // www. rusnauka. com/8._NPE_2007/I stori a/21045/doc. htm
Literature list:
1. Archive of Forensic Medicine and Public hygiene HN. 1867. Number 1.
2. Great Soviet Encyclopedia. - M., 1978. T.30.
3. Great Soviet Encyclopedia. - M., 1954. V.26.
4. Lakhtin M. Control of epidemics in pre-Petrine Russia. - M., 1909.
5. Ministry of Internal Affairs of the Russian Empire: 1802-1917 / / MIA of Russia: People, structure, activities. V.1. Part 1. / Comp. Lukyanov sA, Morukov JN, Peregu-dova ZI, step-new Nv Shtutman SM - M., 2011.
6. The Ministry of the Interior. Historical Review. - St., 1901.
7. Nowosielski SA Mortality and life expectancy in Russia. - Pg., 1916. P.179.
8. Rashid A. The population of Russia for 100 years (1813-1913). Statistical essays / / istmat.info/node/81
9. Rizvanova TR Provincial authorities and bodies of the local self-government of the Southern Urals against epi-demiyami and Animal Health in the late nineteenth and early twentieth centuries.: Diss. ... Candidate. hist. Science. Ufa, 2011.
10. Russian State Archive of Ancient ac-ing (More RGADA). F. 248. Op. 3. D.685. L. 1-570.
11. Russian State Historical Archive (RSHA).
F. 1297. op. 1. D. 12. L. 2-24, Op. 2. D. 36. L. 5-36, Op.
3. D. 234. L. 1-21, Op.96. D.8. L.1-15, D.74. L.1-3 D.80. L.1-6 D.96. L.1-20 D.102. L.1-8, D.127. L.1-86 D.180. L.1-43.
F.1294. Op.2. D.662. L.1-3, D.677. L.1-2 op.3. E.1. L.1-11 E.4. L.1-2.
F.1301. Op.1. D.44. L.1-46's., D.58. F. 1-9.
12. Code of Laws of the Russian Empire (NW RI). SPb., 1832. T.XIII. P.3. Article 1, 305.
13. Code of Laws of the Russian Empire (NW RI). SPb., 1842. T.XIII. P.3. St.475.
14. Modern Dictionary of Russian language TF Ephraim / / slovorus.ru
15. Shectova T. Control of epidemics of cholera in the Navy in the early nineteenth century / / www. rusnauka. com/8. NPE 2007/I stori a/21045/doc. htm
Рецензия
на статью доцента кафедры теории и истории государства и права Московского областного филиала Московского университета МВД России кандидата юридических наук, доцента, подполковника полиции Тарасовой Ирины Анатольевны «Деятельность Министерства внутренних дел Российской империи по организации противоэпидемических мероприятий в первой половине XIX века»
В представленной работе автор на основе анализа широкого круга источников, в том числе нормативных правовых актов, архивных материалов, учебной и монографической литературы, изучает деятельность Министерства внутренних дел по организации противоэпидемических мероприятий в Российской империи в первой половине XIX века.
Министерством внутренних дел Российской империи был накоплен богатый опыт в реализации различных аспектов социальной функции государства, в том числе системы здравоохранения населения.
Актуальность изучения, обобщения и творческого использования этого опыта определяется тем, что в условиях глобализации современного мира, возрастания миграционных потоков повышается риск распространения различных эпидемий . В связи с этим совершенствование системы медико-профилактических мероприятий приобретает особое значение, так как позволяет предотвратить распространение массовых опасных заболеваний среди населения.
Научная новизна данной работы состоит в том, что на основании обширного фактического материала и архивных документов, часть из которых вводится в научный оборот впервые, исследуются основные направления деятельности МВД Российской империи по организации противоэпидемических мероприятий.
Основные положения и выводы, сделанные автором, могут быть использованы государственными органами при выработке научно-обоснованной государственной концепции санитарно-эпидемиологического контроля и надзора. Статья также представляет интерес для преподавателей истории отечественного государства и права, теории государства и права, истории органов внутренних дел.
Рецензируемая статья не содержит секретных сведений и может быть опубликована в открытой печати.
Статья Тарасовой И.А. по актуальности, новизне, теоретической и практической значимости отвечает требованиям, предъявляемым к такого рода работам, и может быть опубликована в издании, рекомендованном ВАК РФ.
Начальник кафедры теории и истории государства и права Московского областного филиала Московского университета МВД России доктор юридических наук, полковник полиции С.А. Лукьянов