Научная статья на тему 'Деятельность латышского просветительного общества «Prometejs» и театра «Skatuve» в Башкирской Республике (30-е годы XX В. )'

Деятельность латышского просветительного общества «Prometejs» и театра «Skatuve» в Башкирской Республике (30-е годы XX В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
503
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАТЫШСКИЕ КОЛОНИИ / УНИЧТОЖЕНИЕ ХУТОРСКИХ ХОЗЯЙСТВ / ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / «ПЕРЕВОСПИТАНИЕ» ЛАТЫШЕЙ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ АГИТАЦИЯ / "RE-EDUCATION" OF LATVIANS / LATVIAN COLONIES / LIQUIDATION OF KHUTOR FARMSTEADS / EDUCATIONAL SOCIETY / POLITICAL AGITATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чегодаев Е. А.

Рассмотрен последний в истории Башкирской АССР «культпоход» латышского просветительного общества «Прометей» и театра «Скатувэ» перед массовым расстрелом как участников театра, так и местных латышей. Показаны предпринятые меры по советизации «проблемного» латышского населения, внедрению в их сознание коммунистической идеологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational Activities of the Latvian Society “Prometejs” and Theatre “Skatuve” in Bashkiria during the 1930s

The paper deals with the last in the history of the Bashkir ASSR "cultural campaign" made by the Latvian educational society "Promethejs" and the theatre "Skatuve" before mass shootings of theatre participants and local Latvians. It also describes the actions taken to sovietize the "problematic" Latvian population by instilling communist ideology.

Текст научной работы на тему «Деятельность латышского просветительного общества «Prometejs» и театра «Skatuve» в Башкирской Республике (30-е годы XX В. )»

УДК 394.543 ЖМШШШШШШ^

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛАТЫШСКОГО ПРОСВЕТИТЕЛЬНОГО ОБЩЕСТВА «PROMETEJS» И ТЕАТРА «SKATUVE» В БАШКИРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (30-Е ГОДЫ XX В.)

EDUCATIONAL ACTIVITIES OF THE LATVIAN SOCIETY "PROMETEJS" AND THEATRE "SKATUVE" IN BASHKIRIA DURING THE 1930S

Рассмотрен последний в истории Башкирской АССР «культпоход» латышского просветительного общества «Прометей» и театра «Скатувэ» перед массовым расстрелом как участников театра, так и местных латышей. Показаны предпринятые меры по советизации «проблемного» латышского населения, внедрению в их сознание коммунистической идеологии.

Ключевые слова: латышские колонии, уничтожение хуторских хозяйств, просветительное общество, «перевоспитание» латышей, политическая агитация

© Е.А. Чегодаев,

соискатель Института этнологических исследований имени Р.Г. Кузеева Уфимского научного центра РАН ligo1955@ mail.ru

© E.A. Chegodaev The paper deals with the last in the history of the Bashkir ASSR "cul-

tural campaign" made by the Latvian educational society "Promethejs" and the theatre "Skatuve" before mass shootings of theatre participants and local Latvians. It also describes the actions taken to sovietize the "problematic" Latvian population by instilling communist ideology.

Key words: Latvian colonies, liquidation of khutor farmsteads, educational society, "re-education" of Latvians, political agitation

Латышские безземельные крестьяне, бывшие батраки, на рубеже XIX—XX вв. переселившиеся в Уфимскую губернию, за несколько десятилетий упорного труда практически на глазах одного поколения достигли невиданного ранее достатка, превратившись в большинстве своем в зажиточных сельских хозяев. По некоторым оценкам, к 1927 г. 78% латышских семей Башкирской республики имели середняцкие или середняцко-зажиточные хозяйства. Как отмечал А.С. Бежкович, у латышей «...был наиболее высокий удельный вес кулацких хозяйств — 58,8%» [1, с.80].

Вклад латышей в развитие региона имел принципиальное значение. Они занимали лидирующие позиции в молочном животноводстве, выращивании кормовых культур, травосеянии, производстве сливочного масла. Хотя эти отрасли сельского хозяйства были для

них традиционными, но в условиях Уфимской губернии получили новые возможности для развития. Был создан первый в губернии Ауструмский маслозавод, организована производственно-сбытовая кооперация. Появились невиданные до этого площади посевов клевера, других кормовых культур и трав. В страдную пору повсеместно использовался труд наемных работников.

Еще в 1930-е годы латышские колонии представляли собой моноэтнические крестьянские поселения со своими обычаями, ментальностью, поведенческими стереотипами, системой хозяйствования, религией, языком, идеологией и культурой, оставались закрытым миром для других этносов. В то же время достаток латышей становился наглядным примером для их соседей, которые также стремились перенимать передовые методы хозяйствования и стиль жизни. Наиболее

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/

/ 2012, том 17, № 4 IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII

близкими к ним были белорусские переселенцы, ближайшие соседи как на исторической родине, так и в Башкирии.

Естественно, что такие хозяйства не вписывались в концепцию социалистических и по формальным признакам приравнивались к кулацким.

При этом численность латышей по сравнению с другими этносами была незначительной и в 1926 г. составляла 0,36% населения республики (в 1936 г. в России насчитывалось 141,4 тыс. латышей и 12 тыс. латгальцев, в т.ч.: в Ленинградской области — около 43 тыс., Западной области — 19,6 тыс., Московской области — 17,5 тыс., Западной Сибири и Омской области — 25 тыс., Восточной Сибири — 8 тыс., БАССР — 9,6 тыс. человек).

С началом коллективизации часть латышских крестьян стала распродавать имущество и переезжать в города Башкирии, другие регионы страны. Некоторые уезжали к родственникам в Сибирь [2], другие вербовались на стройки и промышленные предприятия. Миграционное движение было обусловлено сложившейся ситуацией, когда ликвидация личных крестьянских хозяйств стала закономерным процессом, который коснулся не только латышей Башкирии, но и всех народов страны. Крестьяне, не желая работать в колхозах, уходили в города, а западные этносы к тому же стремились вернуться на историческую родину или перебраться в страны с привычной для них политической и социально-экономической системой. Исчезла НовоБалтийская колония [3], располагавшаяся в Миякинском районе республики. В колониях стало формироваться движение за отъезд латышей в буржуазную Латвию [4], этого власти допустить не могли, опасаясь дискредитации социалистического государства.

Эмиграционное движение официально объяснялось работой антисоветских элементов (кулачества и духовенства) [5].

Негативные для советской власти процессы предполагали усиление политической работы. Наряду с репрессивными мера-

ми по отношению к зажиточному крестьянству, предпринимались шаги по их «перевоспитанию». По всей стране открываются культурно-просветительные учреждения — «опорные пункты» политической и воспитательной работы с населением, в т.ч. клубы, библиотеки, избы-читальни, красные уголки, формируются ячейки общественных организаций, издается агитационная литература. Развивается художественная самодеятельность. Особое внимание уделяется театральному искусству как одному из самых зрелищных и мобильных. Первостепенное значение придается национальной политике, усиливается агитационно-пропагандистская работа и среди национальных меньшинств. Открывается новое учебное заведение высшего партийного образования — Коммунистический университет национальных меньшинств Запада имени Ю.Ю. Мархлевского (КУНМЗ). Для организации идеологической работы непосредственно с латышским населением страны при ЦК ВКП(б) создается латышская секция, а в регионах с компактным проживанием латышей — секции при обкомах партии.

Латышское просветительное общество «Рюте1ф» («Прометей»), созданное в феврале 1924 г., стало крупнейшим из всех национальных просветительных обществ и единственным в стране. К 1935 г. в промышленных городах СССР функционировало 12 латышских клубов, в т.ч. в г. Москве Центральный рабочий клуб имени П. Стучки; 4 театра: Государственный латышский театр <^ка1;иуе» («Скатувэ»), Ленинградский латышский театр, Смоленский латышский колхозный театр, Латгальский колхозный театр в г. Новосибирске.

Деятельность общества «Прометей» имела двойственную направленность: с одной стороны, заполняла образовавшийся после 1917 г. культурный вакуум, а с другой — носила ярко выраженный агитационно-пропагандистский характер, направленный на коммунистическое воспитание людей. Общество фактически становится мобильным

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/

/ 2012, том 17, № 41111111111111111111111111111111111111111111111111ПННННННННЦЭ

подразделением партии, осуществляющим непосредственную работу с латышами Советского Союза. Многие из его работников имели опыт революционной борьбы, принимали активное участие в Гражданской войне, среди них были бывшие красные стрелки и эмигрировавшие из Латвии члены коммунистической партии, а также художники, писатели и музыканты.

В составе общества действовали секции: школьно-методическая, сельскохозяйственная, музыкальная, изобразительного искусства, латгальская; отделы: периодики издательства; бюро латышских писателей и др. Были созданы и производственно-кооперативные предприятия: книжный и писчебумажный магазины, склады, типография, мастерская для изготовления письменных принадлежностей и учебных пособий.

Одним из важных элементов агитационной работы стала издательская деятельность. В 1935 г. общество «Прометей» издавало газету «Котипаги Ста» («Борьба коммунаров»), политико-художественный журнал «Секпе» («Стройк»), политико-художественный журнал на латгальском языке «Ceinas Kaгйgs» («Знамя борьбы»), детскую газету «^агЬа Bëгni» («Дети труда») и детский журнал «Mazs соПеЛг^» («Маленький коллективист»). Издавались непериодические издания: политическая, художественная, учебная и детская литература, в т.ч. произведения: М. Горького, Я. Райниса, А. Упита, других латышских, советских и русских писателей. За время полевых исследований не было обнаружено ни одной книги издательства «Прометей», они, видимо, уничтожались в целях безопасности, т.к. в период репрессий изымались сотрудниками НКВД. В настоящее время во многих латышских семьях хранятся книги только дореволюционных изданий, в основном религиозного содержания, или изданные в Советской Латвии.

Повышенное внимание уделялось изда-

нию массовой партийной литературы, произведений Ленина — Сталина.

Для повседневной работы среди латышского населения в областных центрах страны за счет средств общества содержались штатные инструкторы. В Башкирии с июля 1934 г. работал инструктор общества «Прометей» А.И. Рудзит*, который одновременно занимал должность инструктора при отделе национальных меньшинств БашЦИК [6].

В связи с тем, что подавляющее большинство латышей и латгальцев проживало в сельской местности, особое внимание в своей работе просветительное общество уделяло именно этой части населения. Одним из приоритетных направлений становится оказание помощи колхозам, обеспечение их кадрами для культурно-просветительной и партийной работы, специалистами сельского хозяйства. В создаваемых коллективных хозяйствах открываются новые латышские и латгальские школы, дошкольные учреждения, библиотеки. Общество оказывает помощь в комплектовании их учителями и пионервожатыми (педагогов для латышских и латгальских школ готовили латышское отделение Пединститута имени А.И. Герцена, Ленинградский латышский педтехникум и латгальское отделение Ачинского педтех-никума); обеспечивает школы и колхозные библиотеки (на основе заключенных договоров) учебной, художественной и партийной литературой, наглядными пособиями, книгами, агитационными материалами; оказывает учебно-методическую помощь. Особое внимание уделяется общественным, комсомольским и пионерским организациям. Проводятся областные и всесоюзные конкурсы на звание «Лучшие» среди латышских и латгальских школ, учителей, классов и даже родителей. Организуются смотры художественной самодеятельности, пионерские слеты, экскурсионные поездки школьников. Большое

* Рудзит Андрей Иванович, арестован 20.12.1937 г., осужден по ст. 58 п.7, 11 УК РСФСР, расстрелян 14.03.1938 г.

..............ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/

Еш / 2012, том 17, № 4 111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111Н

внимание уделяется клубной работе, созданию в колхозах театральных, литературных, музыкальных (хорового пения, оркестров) кружков и др.

В Башкирии проводится целенаправленная организационно-политическая работа. Ее необходимость была обусловлена особыми причинами. На заседании культсек-тора общества «Прометей» 10 апреля 1936 г. отмечалось, что «укрепление культурной и политмассовой работы среди латколхозных масс настойчиво требует и то обстоятельство, что среди латнаселения Башреспублики до последнего времени сохранилось классово-враждебное*, а иногда и скрытая борьба против хозяйственного укрепления колхозов»[7].

Просветительное общество «Прометей» взяло шефство над крупнейшим латышским колхозом республики имени П. Стучки (объединявшим 320 дворов-хуторов) [8], куда для укрепления партийной организации в начале 1934 г. был направлен выпускник КУНМЗ В.Я. Дзельме**, впоследствии избранный парторгом. Его жена М.Э. Берзинь*** работала избачом****.

Весной того же года общество «Прометей» направило для работы в колхоз имени П. Стучки агронома Ж.Ф. Миллера*****, вы-

пускника Тимирязевской академии. На базе подшефного колхоза неоднократно проводились занятия на курсах бригадиров, помощников бригадиров, животноводов, полеводов и других специалистов сельского хозяйства не только для нужд этого колхоза, но и других латышских хозяйств республики. В организации курсов совместно с обществом «Прометей» участвовали сотрудники газеты «Котипаги Ста». Привлекались и местные специалисты из латышей, не состоящие в штатах общества.

* Видимо, подразумевалось классово-враждебное отношение к советской власти.

** Дзельме Виллис Янович, эмигрировал из Латвии, где неоднократно арестовывался за работу в подпольной Латышской коммунистической партии. Арестован 20 декабря1937 г., осужден по ст. 58 п.7,11 УК РСФСР, расстрелян 14 марта1938 г.

*** Берзинь Марта Эрнстовна, арестована 19 декабря 1937г., осуждена по ст. 58 п.10,11 УК РСФСР, расстреляна 25 апреля1938 г.

**** Деревенский культработник, руководящий работой избы-читальни.

***** Миллер Жан Фрицевич, арестован 8 декабря1937 г., осужден по ст. 58 п.7,11 УК РСФСР, расстрелян 13 февраля1938 г.

В отчете о работе общества «Прометей» за 1935 г. особо отмечались успехи инструкторов по коллективизации. Так, в колхозе «Маяк», где сильно сказывалось влияние «сектантов и кулацких элементов», процесс коллективизации протекал крайне медленно (к 1 января 1935 г. было коллективизировано лишь 35% хозяйств), однако в 1935 г., после разъяснения решения II Съезда колхозников, коллективизация быстро двинулась вперед. За 1935 г. в колхоз «Маяк» вступили 183 латышских, 124 русских и 2 башкирских хозяйства» [9]. Тем не менее, в апреле 1936 г. на территории этого колхоза доля единоличников составляла еще около 30% [7]. В отчете нет сведений о раскулаченных и высланных на спецпоселение крестьян, что, вероятно, более весомо повлияло на этот процесс, а также о судьбе членов разгромленной общины баптистов [10].

Инструкторы общества «Прометей» принимали активное участие и в уничтожении хуторских хозяйств, что сопровождалось болезненным процессом стягивания крестьянских дворов в производственные центры — бригады и центральные усадьбы колхозов [9]. Вновь создаваемые деревни средства массовой информации называли красивым словом «агрогородки» [11]. Предполагалось, что в них будет создана необходимая для жизни людей инфраструктура. Следует отметить, что образование новых деревень носило объективный характер, т.к. хуторские постройки мешали организации работы на полях и севообороту. Много времени колхозников уходило на то, чтобы добраться до места работы, к тому же часть женщин вообще не участвовала в колхозных работах [12].

В то же время при ликвидации хуторов

происходила унификация общественной жизни латышей. Особенно непростое положение складывалось при создании «смешанных» колхозов (объединивших хозяйства различных этносов), где латыши поначалу выделялись в отдельные национальные бригады [9]. Объяснялось это «более удобным культурно-бытовым обслуживанием». Но были и такие причины, как различие в уровне жизни, менталитете, культуре; проблемы языкового общения. Существовали и межнациональные противоречия. Например, латыши довольно скептически относились к вопросу добросовестного отношения к труду другими этносами. В период ведения индивидуальных хозяйств большинство латышей нанимали батраков преимущественно из местного башкирского населения. А в смешанных бригадах латышам приходилось трудиться на равных с бывшими батраками.

Отмечались и успехи латышских колхозов. Так, несколько человек в колхозах «Маяк» и имени П. Стучки были удостоены правительственных наград. А колхоз «Бри-вайс Арайс» за образцовое состояние животноводства получил премию — грузовой автомобиль и 4 тыс. руб. [13].

По результатам проверки школ в Башкирской республике в 1935 г. бригадой общества «Прометей» отмечалось их крайне неудовлетворительное состояние: «Школы обеспечены везде очень плохо, помещения развалившиеся, окна разбиты («Путь Ленина»), находятся за пределами территории колхоза, далеко от населенных пунктов (имени П. Стучки). Ни в одном колхозе, несмотря на директиву ВКП(б) о школе, ремонт еще не начат, учителя обивают пороги безрезультатно» [14]. Выявлено, что в школах колхозов «Баложи», «Путь Ленина», «Бривай Дарбс», несмотря на просьбы родителей, не организовано обучение детей на латышском языке. Был зафиксирован даже такой факт: «В школу проникает рука классового врага («Путь Ленина»), бригадой установлено злонамерен-

* Репрессирован, расстрелян 23 января 1938 г.

ное искажение портрета Ленина (в красном уголке школы), о чем составлен акт и передан куда следует» [14].

В этом же году просветительным обществом было проведено 12 областных слетов лучших школьников, в т.ч. слет в Башкирской АССР, участниками которого стали ученики Ауструмской и Архангельской школ. По итогам слета было премировано 119 детей. Ставится вопрос об открытии в колхозе имени Куйбышева Горного сельсовета Нуриманов-ского района латгальской школы [15]. Продолжается работа по организации самодеятельных кружков. В Бакалдинской школе организована Детская техническая станция.

Одним из важных пропагандистских мероприятий становится распространение периодической печати. Только в 1936 г. в Башкирии было распространено 610 экземпляров календарей-ежегодников, число подписчиков на газету «Котипаги Ста» составило 670 человек, на художественный журнал «Се1Ше» — 285, детскую газету «ЮагЬа Вегш» — 300, детский журнал «Мазайс колективистс» — 176 [12].

Бюро латышских писателей общества «Прометей» организует творческие командировки в регионы компактного проживания латышей. Писатели знакомятся с культурной жизнью в колхозах, изучают политическую обстановку. Принимают участие в различных агитационных и хозяйственных мероприятиях. 5 марта 1936 г. в Уфе состоялось общее собрание латышского населения города, на котором выступил поэт К.Я. Упмал (Пелэ-кайс)* с докладом на тему «О задачах общества «Прометей» по культурному обслуживанию латышского населения Башкирии и г. Уфы» [16].

В этот период в г. Уфе, включая новостройки Моторного завода и Крекингстроя, проживало более 300 семей латышей, которые не имели своего культурного центра, не было также и латышской школы. В колхозах же действовали национальные библиотеки, избы-читальни, красные уголки. Дети

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/

/ 2012, том 17, № 4 111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111Н

в сельской местности обеспечивались книгами на родном языке. На упомянутом выше собрании отмечалось, что «...имеется 6 школ в Архангельском районе (одна НСШ). В Иглинском районе 4 школы. Благодаря нашей работе уничтожены все существующие в Башкирии секты и закрыты латышские церкви. Но в самом городе Уфе никакой работы не ведется, молодежь не получает необходимого воспитания. Существующий культурный очаг

— обслуживающий приезжих «Дом крестьянина» мал и не в состоянии удовлетворить культурные потребности приезжающих» [18]. Было принято решение просить отдел нацменьшинств и Президиум БашЦИК о предоставлении помещения для открытия латышского клуба с отделением для приезжающих в здании бывшей латышской церкви (в это время использовавшейся Паровозоремонтным заводом под общежитие рабочих) или в польском костеле по улице М. Гафури [17].

При полной согласованности с обществом «Прометей» и его финансовой поддержке работал Государственный латышский театр «Скатувэ». Начиная с 1932 г. театр каждое лето на 2—3 месяца отправлялся на гастроли в места компактного проживания латышей

— в Белоруссию, на Северо-Запад, Урал, в Сибирь. В Башкирской АССР театр гастролировал два раза — в летние месяцы 1933 и 1936 гг. В 1935 г. в Башкирии находилась концертная бригада «Прометея». Это были не просто гастроли, а агитационно-пропагандистские мероприятия, получившие название «культпоходы». Репертуар театра и концертных программ состоял в значительной степени из произведений агитационно-политической направленности. Вместе с артистами театра в культпоходе участвовали и инструкторы просветительного общества, члены общественных организаций, партийные работники, а также латышские писатели и художники.

Выступления творческих коллективов проходили с огромным успехом. В колониях имелись самодеятельные коллективы (музы-

кальные, хоровые, театральные). Развитию искусства, особенно хорового пения, способствовали традиции не только народные, но и религиозные. Воскресные службы лютеран и баптистов проходили с обязательным совместным песнопением (псалмов и других религиозных произведений) всеми членами общины под аккомпанемент музыкальных инструментов. Самодеятельные театральные коллективы создавались при школах, которые являлись центрами культурной, а во многих колониях и религиозной жизни. По субботам и воскресеньям, когда убирали одну поперечную стену внутри школы, учебное заведение превращалось в зал с двумя сотнями сидячих мест и со сценой. Ставили спектакли, в т.ч. такие популярные пьесы, как «Дни портных в Силмачах» («Skгodeгdienas Silmacos») Рудольфа Блауманиса и «Праздник в Скангале» Skangalë») Эдуарда Вульфа, и др. [18,

с.113].

Для латышей, имевших глубокие культурные традиции, приезд московских артистов становился значительным событием. Посмотреть спектакли и концертные выступления на родном языке собиралось максимальное количество зрителей.

Свой первый приезд в Башкирскую республику 21 июня 1933 г. Государственный латышский театр «Скатувэ» начал с показа в г. Уфе пьесы Б.А. Лавренева «Разлом». 24 июня 1933 г. коллектив театра отправился в Архангельский и Иглинский районы республики, 20 июля 1933 г. выехал со станции Тав-тиманово в Западную Сибирь.

За время гастролей в Башкирии театральные и концертные выступления посетили 11 465 человек. Репертуар театра состоял из спектаклей латышских и советских авторов. Большой популярностью пользовались такие спектакли, как «Вей, ветерок» Я. Райниса, сатирические комедии «Муж вдовы» А.М. Упита и «Прорыв в любви» В.М. Чуркина.

Участники культпохода по территории Башкирии передвигались исключительно на подводах или пешком. На гужевом транспор-

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/

/ 2012, том 17, № 41111111111111111111111111111111111111111111111111ППНННППННЦЦ

те был проделан 160-километровый путь. В районах до мест запланированных выступлений, добирались пешком. Ежедневные переходы составляли от 3 до 16 км.

Следующие гастроли латышских артистов состоялись в 1935 г., когда Башкирию посетила концертная бригада латышского просветительного общества «Прометей» в составе 7 человек (певцы, чтец, баянист). За время культпохода с 20 июня по 23 июля в семи колхозах Архангельского и Иглинского районов было дано 26 концертов, из которых 6 для детей. Выступления концертной бригады посетили 7 250 человек, в т.ч. 550 детей [19]. В программу входили вокальные (соло, дуэты, ансамбль), сольные музыкальные номера на баяне, художественное чтение, скетч, представления кукольного театра (преимущественно на местном материале). Большим успехом у публики пользовались выступления певца Арвида Лацита и декламации певицы Аустры Винниковской, которая исполнила произведения Я. Райниса и других поэтов [20].

Оказывалось содействие работе колхозных драматических и хоровых кружков, проверялась работа колхозов, школ, общественных организаций. Например, в отчете правлению общества «Прометей» особо отмечалось неудовлетворительное положение в смешанных колхозах и рекомендовалось: «.проработать вопрос о выделении ...отдельных нацменовских бригад, сосредоточив повседневную массовую работу в бригадных красных уголках (выписка, читка газет, доклады, кружки и др.) на нацменовском языке». Также указывалось на отсутствие политмас-совой и культурной работы среди латышей: «. последние иногда попадают под влияние агентов кулаков, распространяются кривотолки о войне, десантах и др.» [14].

Очередной культпоход Государственного латышского театра «Скатувэ» в Башкирскую АССР, состоявшийся в 1936 г., стал наиболее значительным в его истории (см. табл.). За время гастролей выступления театра посмотрели почти 19 260 зрителей в 14 пунктах

республики.

Коллектив театра считался одним из ведущих в стране, в 1933 г. был признан лучшим национальным театром.

На гастролях в Башкирии труппу театра возглавил заслуженный артист РСФСР Ян Балтаус*. Были показаны спектакли «Авантюра» (Р.А. Апин и К.Я. Иокум), «Волки» (Р. Эйдеман), «Жизнь зовет» (В.Н. Билль-Белоцерковский), «Минула жуткая ночь» (Я.Я. Страуян). Концертная программа включала: хор (20 чел.) с репертуаром из революционных и народных песен (в т.ч. произведение «Красная молодежь» на русском языке), джаз-хор, исполнявший композиции «Конная Буденного» и «Молодость» [22], коллективные декламации «Перекличка гудков» и «Куриный брод» на стихи Д. Бедного, танцы латышские и других народов мира и т. д. [23].

При постановке агитационно-художественных представлений использовался и местный материал. Получить его было нетрудно, т.к. артисты жили в колхозах, общались с людьми, участвовали в сельскохозяйственных работах. Их приглашали на различные хозяйственные, партийные заседания, включали в президиум торжественных собраний. Они воочию видели успехи и недостатки хозяйств. В сценах, подготовленных на местном материале, особенно доставалось тем, кто с нежеланием относился к труду, учебе, злоупотреблял спиртными напитками. По воспоминаниям информаторов, была и такая сценка, когда в ответ на реплику, что «сейчас другие времена, и даже медведя можно научить грамоте», под смех зала выводили на сцену бычка со словами: «Раз вы уж медведя можете научить, то колхозного бычка и подавно научите»[24]. Конечно, такие выступления не могли не нравиться публике.

Спектакли и концерты собирали значительное число зрителей, которые съезжались с окрестных колхозов, находящихся за десятки километров. Среди них были люди разных национальностей. Помещения, выделенные под зрительные залы, не вмещали всех желающих, массы людей толпились у открытых окон и

Таблица

Сведения о выступлениях Государственного латышского театра «Скатувэ» в Башкирской АССР 3 июня - 20 июля 1936 г. [24]

Пункты обслуживания Спектакли Концерты Детские утренники Всего

с. Иглино - 1 - 1

колхоз «Бривайс Дарбс» 2 1 - 3

колхоз «Бривайс Арайс» 4 3 1 8

колхоз им. Рудзутака 1 - - 1

колхоз им. Ворошилова 1 1 - 2

колхоз «Путь Ленина» 3 1 1 5

колхоз «Баложи» 2 1 1 4

колхоз «Маяк» 4 1 1 6

колхоз «Соц. Юл» 1 1 - 2

с.Архангельское 2 1 - 3

колхоз «Красный Зилим» 1 1 1 3

колхоз Блюхера № 2 1 1 - 2

Колхоз им. П.Стучки 4 1 1 6

г. Уфа 1 - - 1

Итого 27 14 6 47

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дверей. В сложных условиях жизни крестьян в 30-е годы XX в., в период всеобщего стресса, страха и растерянности, приезд московского театра скрашивал будни. Гастроли театра становились настоящим праздником.

В отчете театра отмечалось: «В колхозе «Блюхера 2» спектакли театра пришлось давать в старом сарае, настолько набитом зрителями, что остальные, а их было не меньше, стали разбирать стены и крышу для того, чтобы смотреть спектакль. ...Исполнителей часто забрасывали цветами. Иногда цветы приносили в общежитие артистов, украшали столы и прочее. В помещениях встречались плакаты с приветствиями театру» [25]. После каждого спектакля в зале начинались танцы. Играли музыканты — любители, ансамбль скрипачей и духовой оркестр.

Не во всех коллективных хозяйствах имелись оборудованные клубные помещения

* Репрессирован, расстрелян 3 февраля 1938 г.

для показа спектаклей, такие нашлись только в колхозах имени К. Ворошилова и имени П. Стучки. В других же населенных пунктах использовались школьные и другие помещения, а в колхозах «Бривайс Дарбс», имени Рудзутака, «Баложи», «Соц. Юл» выступления проходили под открытым небом на наспех сооруженных сценах-площадках. Для выступлений использовали даже помещения церквей, что, конечно, негативно воспринималось верующими, но даже это не останавливало желающих посмотреть спектакль или концерт: «Выступая в церкви в «Красном Зилиме», — записано в отчете театра, — нам пришлось выступать с разоблачением распущенной суеверной провокации о том, что якобы всякий, кто пойдет на спектакль в церкви, тут же заболеет. Однако, как везде, так и здесь масса зрителей все увеличивалась с каждым новым спектаклем» [25].

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/

/ 2012, том 17, № 41111111111111111111111111111111111111111111111111ППНННППННКбЗ

Театр «Skatuve» на гастролях. 1936 г.

Заключительное выступление театра состоялось 16 июля 1936 г. в г. Уфе в клубе имени М. Погребинского, где был дан спектакль по пьесе Р.А. Апина и К.Я. Иокума «Авантюра» в переводе на русский язык [26].

Кроме профессиональной работы, силами артистов театра и прикомандированных к театру представителей общественных организаций дополнительно было проведено 79 мероприятий агитационно-политического характера, в т.ч. прочитано 27 докладов по вопросам текущей политики (уборка урожая, Конституция, заем и др.). Выпушено совместно с местными редакциями 12 стенгазет, 1 живая газета и 1 фотогазета. Проведена практическая художественно-постановочная и инструкторская работа с пионерами колхоза «Путь Ленина», с участниками художественной самодеятельности колхозов «Маяк» и имени П. Стучки. Четыре библиотеки были укомплектованы новейшими латышскими изданиями.

Почти во всех колхозах к приезду театра приурочивали различные массовые мероприятия, например, проведение колхозных торжеств, связанных с окончанием посевной кампании, так называемых «Зеленых балов» (Zala balle). Такие мероприятия прошли в

колхозах: «Бривайс Арайс», имени Рудзута-ка, «Путь Ленина», «Баложи», «Маяк», «Соц. Юл». Артисты принимали участие в увеселениях и балах. Передвижная электростанция театра обеспечивала светом. Проводились школьные слеты («Бривайс Арайс», «Путь Ленина», «Маяк») и торжества по случаю передачи актов на вечное пользование землей в колхозах имени К. Ворошилова и «Баложи».

Выступления театрального коллектива способствовали росту активности местной художественной самодеятельности. В Иглин-ском клубе, положив в основу образцы театра, заработали танцевальный и музыкальный кружки. В колхозе «Маяк» был создан хоровой кружок, оживилась работа драматических и музыкальных кружков. Нередко непосредственно после концерта молодежь приходила просить инструкции или ноты (колхоз «Бривайс Арайс»), а «.пионеры колхоза «Путь Ленина» с увлечением работали под руководством балетмейстера театра над хореографическими номерами, с которыми выступали, в общем с театром концерте» [25]. Не остались незамеченными и негативные стороны жизни. Отмечалось, что в колхозах бытует пьянство. «Были случаи, когда во время спектаклей, в окружающих кустах протекала драка пья-

Артисты театра за установкой декорации. 1936 г.

Зрители на выступлении театра «Skatuve» в латышской школе. 1936 г.

ных дебоширов (колхозы «имени Рудзутака», светительного общества «Прометей» и Го-

«Соц. Юл»). В колхозе «Баложи» арти- сударственного латышского театра «Ска-

стам пришлось спасать женщину, которую во тувэ» имела культурно-просветительный и

время представления из-за ревности облили агитационно-пропагандистский характер.

серной кислотой [25]. Считалось, что латышские колонисты яв-

Таким образом, деятельность про- ляются «проблемным населением» страны,

...............ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/

/ 2012, том 17, № 65

для их советизации требовались значительные усилия. В своей массе зажиточные крестьяне, понесшие большие материальные и людские потери в период коллективизации и в последующие годы, оставались негативно настроенными к советской власти. Наряду с применявшимися к ним репрессивными мерами, уделялось внимание и внедрению коммунистической идеологии, чему и призваны были способствовать культпоходы театра «Скатувэ» и вся деятельность просветитель-

ного общества «Прометей».

Культпоход 1936 г. стал последним в истории Башкирской республики. Наступил период массовых репрессий, с которым были отставлены вопросы «перевоспитания» латышского крестьянства. В августе 1937 г. ликвидируется просветительное общество «Прометей», а в декабре закрывается и театр «Скатувэ». 3 февраля 1938 г. вся труппа театра была расстреляна на Бутовском полигоне НКВД под Москвой [27].

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Бежкович А.С. Этнические особенности земледелия у народов Башкирии (XIX - XX в.) // Археология и этнография Башкирской АССР. Т. 5. Уфа, 1973.

2. Полевые материалы автора (далее - ПМА) 2011 г. Воспоминания Л.И. Гайлис (1929 г.р.) с. Баложи Иглинского района Республики Башкортостан.

3. ПМА 2011 г. Воспоминания Э.А. Мезиса (1926 г.р.) д. Банковка Стерлибашевского района Республики Башкортостан.

4. ЦАОО РБ. Ф. 122. Оп. 5. Д. 194. Л. 35.

5. Там же. Оп. 8. Д. 125. Св. 153. Л. 86 а.

6. Там же. Оп. 36. Д. 2089. Л. 15-16.

7. ЦГИА РБ. Ф. Р- 394. Оп. 2. Д. 1172. Л. 42.

8. ЦАОО РБ. Ф. 122. Оп. 16. Д. 69. Л. 162.

9. ЦГИА РБ. Ф. Р- 394. Оп. 2. Д. 1172. Л. 69.

10. ЦАОО РБ. Ф. 122. Оп. 16. Д. 69. Л.163.

11. Красная Башкирия. 1936, 10 августа.

12. ЦГИА РБ. Ф. Р-394. Оп. 2. Д. 1172. Л. 70.

13. Там же. Л. 74.

14. Там же. Л. 13.

15. Там же. Л. 44.

16. Там же. Д. 1171. Л. 5.

17. Там же. Л. 6.

18. Рукшан Х., Аунс-Уралиетис А. Письма с земли детства. Верхние Татышлы, 2007.

19. ЦГИА РБ. Ф. Р-394. Оп. 2. Д. 1172. Л. 10.

20. Красная Башкирия. 1935, 29 июля.

21. ЦГИА РБ. Ф. Р-394. Оп. 2. Д. 1172. Л. 45.

22. Сталинский путь. Орган Иглинского райкома ВКП(б). 1936, 9 июня.

23. ЦГИА РБ. Ф. Р-394. Оп. 2. Д. 1172. Л. 61.

24. ПМА. 2012. Воспоминания М.Я. Вэйс (1927 г.р.), п. Горный Архангельского района Республики Башкортостан.

25. ЦГИА РБ. Ф. Р-394. Оп. 2. Д. 1172. Л. 47.

26. Красная Башкирия. 1936, 16 июля.

27. Расстрелянный театр: URL: http://cargobay.ru/news/ novye_izvestija/2003/1/30/id_141025.html (дата обращения: 14.09.2012).

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/

/ 2012, том 17, № 4 IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.