УДК 378.18+378.637
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУРАТОРОВ СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУПП ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
GROUP TUTORS’ ACTIVITY IN THE FORMATION OF THE SOCIAL STABILITY OF FUTURE TEACHERS
Т. А. Кордон
T. A. Kordon
ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. В статье раскрываются функции куратора студенческой группы. Рассмотрены типичные трудности кураторов по формированию социальной устойчивости у студентов педагогического вуза и пути преодоления этих трудностей.
Abstract. The functions of the group tutors are revealed in the paper. The typical tutors’ difficulties in the formation of the social stability of future teachers and the ways of their solution are defined.
Ключевые слова: социальная устойчивость, формирование, трудность, куратор группы.
Keywords: social stability, formation, difficulty, group tutor.
Актуальность исследования. Социальная устойчивость представляет собой интегративное образование, которое сочетает в себе совокупность качеств, проявляющихся как психологическое выражение состояний личности, обусловливает ее направленность, активность, ответственность, обеспечивает творческую самореализацию [4, 3]. К сожалению, в силу известных причин, часть учащейся молодежи проявляет социальную неустойчивость, нарушает нормы морали и права. По данным Главного информационно-аналитического центра МВД России за период с 2003 по 2007 год студентами вузов были совершены преступления различного характера. В 2003 году в Российской Федерации было зарегистрировано 192 убийства, совершенных студентами, в 2004 г. -2012, в 2005 г. - 184, в 2006 г. - 161, в 2007 г. - 192. Организовано разбойных нападений в 2003 году 885, в 2004 г. - 1034, в 2005 г. - 968, в 2006 г. - 1090, в 2007 г. - 924. В 2003 году студентами вузов России совершено 3117 противоправных действий, в 2004 г. - 346, в 2005 г. - 339, в 2006 г. - 280, в 2007 - 209. В 2003 году были совершены 4272 кражи, в 2004 г. - 5340, в 2005 г. - 6189, 2006 г. - 6752, в 2007 г. - 7060.
Статистические данные свидетельствуют о том, что существует потребность формирования социальной устойчивости у студентов в период обучения их в учреждениях высшего профессионального образования. При этом важная роль отводится кураторам студенческих групп, которые, к сожалению, испытывают определенные трудности в организации воспитательной работы, так как не владеют достаточными теоретическими и
методическими знаниями, практическими умениями и навыками по формированию социальной устойчивости у студентов. В настоящее время в науке также остаются неисследованными вопросы в этом направлении, поэтому целью наших исследований явились разработка и апробация программы формирования социальной устойчивости у студентов педагогического вуза в деятельности кураторов студенческих групп.
Материал и методика исследований. Нами был проведен анализ отечественной и зарубежной философской и психолого-педагогической литературы, изучался и обобщался инновационный опыт работы кураторов студенческих групп 1-2 курсов Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева с участием 788 студентов. Был проведен формирующий эксперимент, заключающийся во внедрении в учебно-воспитательный процесс разработанной нами модели формирования социальной устойчивости у будущих педагогов с последующей статистической обработкой.
Результаты исследований и их обсуждение. Проблема формирования социальной устойчивости сложна и многогранна. Значительный вклад в развитие представлений об устойчивости личности внесли такие отечественные исследователи как Л. И. Божович, В. А. Данилова, Г. С. Никифоров, Л. Ю. Сироткин, В. Э. Чудновский и другие.
Деятельность куратора подчинена общим целям обучения, воспитания и развития личности студента и студенческой группы. Основное содержание его деятельности направлено на формирование у них профессиональной направленности, ценностного самоопределения, социальной устойчивости.
В своей воспитательной деятельности куратор призван реализовывать следующие функции [1]:
1. Диагностирование - изучение личности студента в соответствии с имеющимися методиками, учитывая мнение педагогов, работающих в группе.
2. Информирование - своевременное доведение до студентов необходимой им информации об учебных и внеучебных мероприятиях.
3. Организацию - совместное планирование досуга и других видов деятельности студентов.
4. Контроль за посещаемостью и успеваемостью студентов, особенно в начале обучения.
5. Коммуникацию - сотрудничество с деканатом, администрацией вуза, поддержка благоприятной атмосферы в группе.
6. Коррекцию поведения студентов.
В повседневной деятельности куратор контролирует посещение студентами занятий, ведет индивидуальную работу с ними, проводит кураторские часы. Также в обязанности куратора входит поддержание связей со старостой, активом группы, с преподава-телями-предметниками, родителями.
Одним из важнейших видов деятельности кураторов является кураторский час. Главная его задача - помочь студентам в определении жизненных ценностей, в формировании духовных и нравственных качеств, межличностных отношений, пропаганде здорового образа жизни, осуществлении правильного выбора в жизненных ситуациях. Особенно роль куратора важна на первых курсах обучения, так как именно он предоставляет информацию об учебно-воспитательном процессе в вузе. На старших курсах студенты становятся более самостоятельными, и необходимость в проведении кураторского часа
снижается. Содержание кураторских часов в нашем опыте включало такие темы, как наука и познание, политика, здоровый образ жизни. Во время занятий кураторы затрагивали этико-моральные, экологические и патриотические вопросы, обсуждали конкретные события студенческой жизни, групповые и факультетские проблемы.
Нами были изучены затруднения кураторов в формировании социальной устойчивости будущих учителей на основе разработанной Г. С. Поляковой [2] классификации. Был проведен опрос кураторов студенческих групп. Опрашиваемые кураторы оценивали свой уровень знаний и умений по формированию социальной устойчивости у студентов по разработанной нами четырехбалльной шкале, где 3 - не испытывает затруднений; 2 -испытывает затруднения, 1 - испытывает значительные затруднения, 0 - испытывает затруднения по всем пунктам (таблица № 1).
Таблица 1
Уровень знаний и умений кураторов студенческих групп по формированию социальной устойчивости у студентов (%)
Характер затруднении Оценка знаний и умений в баллах
3 2 1 0
Знания:
сущности и задач формирования социальной устойчивости студентов вуза 47,4 24,3 19,9 8,4
содержания, форм и методов формирования социальной устойчивости будущих учителей 53,6 22,3 11,2 12,9
методов педагогической диагностики формирования социальной устойчивости у студентов 8,2 31,4 30,1 30,3
специальной литературы по формирования социальной устойчивости 16,2 24,1 9 51
современных образовательных и воспитательных концепций и технологий 10,8 22,4 6 60,8
Умения:
выделять наиболее значимые формы и методы формирования социальной устойчивости 23,8 38,6 15,2 22,4
организовывать общественно-полезную работу студентов 18,6 35,3 14 32,1
вести пропаганду социальных норм поведения 5,2 16,4 39,3 39,1
использовать преподаваемый предмет в целях формирования социальной устойчивости у студентов 18,9 48,3 15,6 17,2
проводить мониторинг по определению уровня социальной устойчивости 17,2 30,7 24,8 27,3
Полученные данные свидетельствуют о том, что задачи по формированию социальной устойчивости у будущих учителей решаются кураторами педагогического вуза субъективно, исходя из собственного опыта; 46,3 % кураторов недостаточно уделяют времени на самообразование и самосовершенствование, развитие воспитательных качеств, 40,1 % недостаточно владеют инновационными педагогическими и воспитательными концепциями социальной устойчивости у студентов и не используют их в учебновоспитательном процессе, многие испытывают затруднения в создании условий для эф-
фективного становления социальной устойчивости будущих педагогов. Также немаловажным является то, что кураторы групп недостаточно знакомы со специальной литературой в сфере социального воспитания.
Итак, изучение уровня знаний и умений кураторов по формированию социальной устойчивости у студентов показало следующее:
- кураторы испытывают затруднения в выборе четких целей и задач воспитательного процесса;
- не ведется анализ состояния уровня сформированности социальной устойчивости студентов с целью корректировки планов воспитательной работы;
- слабо используются межпредметные связи для формирования целостного сознания;
- возникают затруднения с выбором эффективных методов для формирования социальной устойчивости у будущих учителей;
- недостаточно эффективно кураторами ведется пропаганда социальных норм поведения;
- недостаточное сотрудничество с педагогами разных специальностей, трудности с посещением научно-практических конференций, методологических семинаров, проведением досуга вне вуза.
Преодоление выявленных недостатков требует от педагогического персонала совершенствования педагогического мастерства, профессионально-педагогической культуры.
На основе полученных в ходе исследований данных мы выделили три уровня готовности кураторов учебных групп к формированию социальной устойчивости у студентов педагогического вуза: репродуктивный, технологический и творческий.
Репродуктивный уровень готовности характерен для кураторов, которые занимают довольно пассивную позицию по формированию социальной устойчивости студентов, не имеют четкого плана учебно-воспитательной работы, не проявляют интереса к своей деятельности. К данному уровню готовности отнесены 30,1 % опрошенных кураторов.
К технологическому уровню готовности относятся кураторы, владеющие теоретическими, психолого-педагогическими, дидактическими, коммуникативными, интегральными знаниями и умениями организации учебно-воспитательного процесса в вузе и лич-ностно ориентированного подхода к будущим учителям в процессе воспитания. Они добросовестно выполняют свою работу и обязанности, но в силу недостаточного уровня готовности к воспитанию социальной устойчивости у студентов не всегда в должной мере используют методологию в целях ее формирования. Этот уровень готовности объединил 41 % педагогов.
Кураторы, отнесенные к творческому уровню готовности, отличаются высокой степенью сформированности теоретических и методических знаний. Они хорошо владеют современными технологиями обучения и воспитания, используют в своей практике передовой педагогический опыт, обладают организаторскими, прикладными, творческими, коммуникативными способностями, успешно проводят индивидуальную работу со студентами. Они планируют учебно-воспитательный процесс, создают необходимые условия для саморазвития и самовоспитания будущих учителей. К этой группе относится 28,9 % кураторов студенческих групп.
Полученные данные отражают состояние исследуемой нами проблемы и подтверждают наличие возрастающих требований общества к формированию социальной устойчивости у студентов педагогического вуза, воспитанию у будущих учителей необходимых нравственно-социальных качеств.
Для повышения теоретического и методического уровня знаний кураторов студенческих групп нами была разработана и реализована программа методологического семинара «Формирование социальной устойчивости у студентов педагогического вуза» (таблица № 2) в соответствии с программой развития Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева на 2005-2009 годы [3].
Цель семинара - помочь кураторам студенческих групп овладеть научными знаниями, практическими умениями и навыками организации процесса формирования социальной устойчивости у студентов.
Таблица 2
Тематический план занятий семинара «Формирование социальной устойчивости у студентов педагогического вуза»
№№ Темы занятий Количество часов
Раздел 1. Теоретические основы процесса формирования социальной устойчивости у студентов
1.1 Куратор группы - организатор воспитательного процесса в коллективе. Нормативно-правовое обеспечение его деятельности 2
1.2 Сущность и содержание понятия «социальная устойчивость» 2
1.3 Профессиональная компетентность куратора группы в вопросе формирования социальной устойчивости у студентов 2
1.4 Социальная устойчивость студента как высший уровень устойчивости личности 2
1.5 Содержание процесса формирования социальной устойчивости у студентов 2
Раздел 2. Конструирование деятельности куратора группы в процессе формирования социальной устойчивости у студентов
2.1 Педагогическая диагностика в процессе формирования социальной устойчивости у студентов 2
2.2 Содержание деятельности куратора группы в процессе формирования социальной устойчивости у студентов 2
Раздел 3. Основы технологии воспитательной работы куратора группы в процессе формирования социальной устойчивости у студентов
3.1 Формы и методы формирования социальной устойчивости студентов 2
3.2 Организация деятельности коллектива группы, ориентированной на социальную устойчивость 2
3.3 Индивидуальная работа в процессе формирования социальной устойчивости у студентов 2
3.4 Инновационные развивающие технологии по формированию социальной устойчивости у студентов 2
3.5 Взаимодействие куратора группы с педагогами-предметниками, психологом вуза, представителями вневузовских организаций и учреждений 2
Подведение итогов семинара. Научно-практическая конференция 2
ИТОГО: 26
Семинар предусматривает проведение тематических занятий, организацию самостоятельной работы кураторов групп, изучение передового опыта работы кураторов, анализ современной психолого-педагогической литературы, проведение исследовательских работ и т. д. Формами проведения семинаров являются лекции, практические занятия, тренинги, посещение и анализ воспитательных мероприятий, научная работа.
После завершения семинара было проведено анкетирование, результаты которого приведены в таблице № 3.
Таблица 3
Сравнительная таблица повышения уровня социальной устойчивости у студентов (%)
Уровни Этапы
начальный заключительный
Низкий 16,9 7,4
Средний 63,5 67,4
Высокий 19,6 25,2
Так, если на начальном этапе эксперимента низкий уровень социальной устойчивости имели 16,9 % студентов, то к концу эксперимента количество студентов с низким уровнем сформированности социальной устойчивости уменьшилось, их число составило 7,4 %.
Резюме. Проведенная на начальном этапе исследования работа позволила определить затруднения, возникающие в повседневной педагогической деятельности кураторов студенческих групп. С целью повышения теоретического и методического уровня их готовности к формированию социальной устойчивости у будущих учителей разработана и реализована программа методологического семинара «Формирование социальной устойчивости у студентов педагогического вуза». Выбранные в работе методики способствуют формированию социальной устойчивости у студентов, что нашло отражение в результатах их последующего анкетирования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Данилова, В. А. Нравственное воспитание учащихся / В. А. Данилова // Педагогический процесс: проблемы и перспективы. - М. ; Чебоксары : АН ЧР, 2007. - С. 7-10.
2. Полякова, Г. С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей / Г. С. Полякова. - М. : Педагогика, 1983. - 128 с.
3. Программа развития Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева на 2005-2009 годы / сост. Г. Н. Григорьев и др. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2004. - 154 с.
4. Сироткин, Л. Ю. Формирование личности: проблема устойчивости / Л. Ю. Сироткин. - Казань : Изд-во КГУ, 1992. - 175 с.