Научная статья на тему 'Деятельность кредитно-финансовых организаций на денежно-кредитном и финансовом рынках'

Деятельность кредитно-финансовых организаций на денежно-кредитном и финансовом рынках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
224
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРИНГОВЫЕ / ФОРФЕЙТИНГОВЫЕ / ЛИЗИНГОВЫЕ КОМПАНИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ФОНДЫ / FACTORING / FORFEITING / LEASING COMPANIES / INVESTMENT FUNDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казимагомедов А.А., Муталимов В.А.

Статья посвящена деятельности небанковских организаций, оказывающих различные банковские операции и услуги как различным клиентам на соответствующих сегментах рынков. К наиболее распространенным кредитно-финансовым организациям относятся факторинговые, форфейтинговые, лизинговые компании, инвестиционные фонды и др. Большинство из них являются частными или акционерными обществами, в отдельных странах существуют и государственные организации такого типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the activities of non-banking organizations providing various banking operations and services to clients across the relevant segments of the markets. The most common credit and financial organizations are factoring, forfeiting, leasing companies, investment funds, etc. Most of them are private or joint-stock companies, in some countries there are state organizations of this type.

Текст научной работы на тему «Деятельность кредитно-финансовых организаций на денежно-кредитном и финансовом рынках»

Literature:

1. Mishkin, F. Economic theory of money, banking and financial markets: a manual for schools / F. Mishkin; lane. from English. D.V. Vinogradov ed. M.E. Doroshenko. - Moscow: Aspect Press, 1999. - 820 p.;

2. Guidelines for the Single State Monetary Policy for 2013 and the period 2014 - 2015. [Electronic resource] - The site of the Bank of Russia. - Access: http://www.cbr.ru;

3. Moses S. R.Transmissionny mechanism of monetary policy / S.R. Moses // Finances and Credit. - 2002. - № 18. - S. 38 - 51.

4. Kazimagomedov A.A., S.M. Ilyasov Organization of monetary control. - M.: Finance and Statistics, 20.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОМ И ФИНАНСОВОМ

РЫНКАХ

Казимагомедов А.А., доктор экономических наук, профессор.

Дагестанский государственный университет. Муталимов В.А., доктор экономических наук. НОУ ВПО «Социально-педагогический институт» г. Дербент

Аннотация. Статья посвящена деятельности небанковских организаций, оказывающих различные банковские операции и услуги как различным клиентам на соответствующих сегментах рынков. К наиболее распространенным кредитно-финансовым организациям относятся факторинговые, форфейтинговые, лизинговые компании, инвестиционные фонды и др. Большинство из них являются частными или акционерными обществами, в отдельных странах существуют и государственные организации такого типа.

Ключевые слова: факторинговые, форфейтинговые, лизинговые компании, инвестиционные фонды.

THE ACTIVITIES OF CREDIT AND FINANCIAL INSTITUTIONS ON MONETARY AND FINANCIAL MARKETS

Abstract. The article is devoted to the activities of non-banking organizations providing various banking operations and services to clients across the relevant segments of the markets. The most common credit and financial organizations are factoring, forfeiting, leasing companies, investment funds, etc. Most

of them are private or joint-stock companies, in some countries there are state organizations of this type.

Keywords: factoring, forfeiting, leasing companies, investment funds.

В России факторинговые услуги начали применяться впервые в 1989 г. в Ленинграде Промстройбанком и в дальнейшем получили распространение в других регионах страны. В настоящее время в РФ факторинговые операции получили развитие в железнодорожной (между железными дорогами и РАО «ЕЭС России») и металлургической (внутри дилерской сети) отраслях, широко используются как промышленными предприятиями, так и оптовыми продавцами. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА, с 2007 по 2008 гг. объем российского рынка факторинговых услуг вырос с 8,7 до 14,74 млрд. евро, показав среднегодовой темп прироста около 100% [4]. Перспектива развития факторинга в России обусловливается ростом потребности в этих услугах среди российских предприятий, формированием практики в использовании подобных услуг.

Факторинговые компании, называемые также фактор-фирмами, осуществляют кредитование своих клиентов путем выкупа дебиторской задолженности (как правило, до 180 дней). Между факторинговой компанией и клиентом заключается договор о том, что ей по мере возникновения требований по оплате поставок продукции предъявляются счета-фактуры или другие платежные документы. Факторинговая компания осуществляет дисконтирование этих документов путем выплаты клиенту 60-90% стоимости требований. После оплаты продукции потребителем факторинговая компания доплачивает остаток суммы своему клиенту, удерживая процент с него за предоставленный кредит и комиссионные платежи за оказанные услуги. К дополнительным услугам, которые оказываются фактор-фирмой, относят, в частности, ведение счетов дебито-

ров, арбитражных споров при возникновении разногласий с должниками, предоставление консультаций [2].

Согласно ст. 824 ГК РФ по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование [1].

Применение факторингового обслуживания наиболее эффективно для малых и средних предприятий, имеющих перспективы увеличения

объемов производства и сталкивающихся с проблемой времени нехватки денежных средств из-за несвоевременного погашения долга дебиторами и трудностей, связанных с производственным процессом. Преимущество такой формы услуг заключается в увеличении ликвидности, а достаточно высокий уровень ликвидности является предпосылкой для быстрого роста предприятия. Именно при быстрорастущем обороте предприятие обязано аккумулировать ликвидные средства в больших объемах, чтобы погасить счета своих поставщиков, оплатить заработную плату и предоставить своим клиентам тот же самый срок платежа, что и их конкуренты.

На Западе широко практикуется установление срока платежа, равного 1-3 месяцам. Естественно, что фирмы, готовые немедленно оплатить свои счета, могут получить от своих поставщиков лучшие условия платежа: с одной стороны, их поставщики быстрее получат свои деньги, а с другой, у этих поставщиков резко снижается риск, связанный с неплатежеспособностью клиентов [3].

Скидка за немедленный платеж («сконто») по счету (в течение 5 - 10 дней) составляет во многих западных страна около 3%. Это означает, что, например, при предоставлении трехпроцентной скидки при платеже в течение 10 дней, по сравнению с платежом в течение 30 дней без скидки, эта скидка в 3% соответствует 54% годовых: (30+360)/(30 -10)=54%.

Таким образом, можно сделать вывод, что факторинговые услуги -это разновидность комиссионно-посреднических операций и услуг банков, сочетающаяся с кредитованием поставщика товаров, работ, услуг и связанная с инкассированием его дебиторской задолженности и передачи банку права требования платежа с покупателя.

Форфейтинг (от франц. Forfai - целиком) - это особая форма среднесрочного коммерческого внешнеторгового кредитования, операция продажи в кредит, которая представляет собой покупку кредитором долговых обязательств заемщика «без права регресса» на любого предыдущего держателя обязательства. Форфейтинг применяется преимущественно в сфере международной торговли и оказания услуг, так как его преимущество - возможность оплатить товар или услугу наличными деньгами сразу, которые должны быть получены в будущем. Понятие «без права регресса» означает, что все риски и вся ответственность берется на себя заемщиком. В качестве долговых расчетных документов обычно выступают простые и переводные векселя.

Форфейтинг является формой своеобразной трансформации коммерческого кредита в банковский кредит, оформляемый долговыми обязательствами. Такая форма кредитования внешней торговли особо распространена в Англии и в Германии. Сторонами-участниками классической сделки форфейтинга являются продавец, покупатель (заемщик) и банк-кредитор (покупатель долга заемщика перед продавцом). Сторонниками сделки по форфейтингу могут как продавец, так и покупатель. Схе-

ма сделки заключается в том, что банк-форфейтор обязан выкупить долг заемщика на определенных условиях, когда заемщик предоставит ему расчетно-платежную документацию, удовлетворяющую интересам банка. Эта документация подтверждает наличие долга, факт передачи товаров или услуг покупателю, а также переуступку банку (форфейтору) права на получение денег (в виде ценной бумаги).

В сделках форфейтинга есть ряд ограничений:

- продавец должен быть заранее предупрежден и согласен принимать погашение долга частями;

- если покупатель не является международной компанией или представителем государства, то возврат долга должен быть обязательно гарантирован коммерческим банком или государственным органом, который выберет кредитор;

- форфейтинговые сделки являются конфиденциальными в отличие от банковских кредитов, после организации которых, обычно публикуются рекламные объявления. Хотя с другой стороны, если кредитор-форфейтер продаст долговые ценные бумаги на вторичном рынке, то разглашение условий сделки все же может состояться, поэтому следует учесть этот случай в договоре форфейтига.

Достоинства форфейтинга заключаются в том, что:

- форфейтинг подразумевает фиксированную процентную ставку, т.е., заемщик может точно планировать расходы на кредитные операции банка;

- оперативность и простота оформления вексельней;

- возможность для покупателя не тратить деньги на управление долгом, а также на организацию его погашения - все берет на себя фор-фейтер;

- покупателю может быть предоставлен форфейтером предварительный опцион (условия) на кредитование по фиксированной ставке, и он может внести свои расходы по обслуживанию кредитования в контрактную цену товара;

- покупатель имеет возможность отложить оплату уже полученных им товаров или предоставленных ему услуг.

К недостаткам форфейтинга можно отнести:

- покупатель (заемщик) несет ответственность по обеспечению действительности долговых обязательств, он должен хорошо ориентироваться в законах в отношении векселей, а также авалей (гарантий) особенно, если форфейтинг осуществляется при международной сделке - в соответствии валютным законодательством;

- банк получает за услуги гораздо больший процент, чем при обычном кредитовании, и может продать векселя на рынке ценных бумаг;

- могут возникнуть трудности с поиском гаранта, которого удовлетворит форфейтера;

- заемщик не несет издержек по страхованию, это иногда оправдывает большие проценты;

- срок проведения операций может, по идее, составлять всего несколько дней, но в российской практике такое неосуществимо, так как требуется получение специальных разрешений ЦБ РФ, который по внутреннему регламенту должен рассмотреть запрос в течение 1 месяца.

Форфейтинговые компании выполняют аналогичные функции по выкупу платежных требований, которые, как правило, оформляются коммерческими векселями на среднесрочные сроки. Такие компании особенно активно действуют на международных рынках. В отличие от факторинговых компаний форфейтинговые компании предоставляют кредит на всю сумму поставляемого товара. Кроме того, они принимают на себя

коммерческий риск неплатежа со стороны потребителя, т.е. отказываются от регресса требований к поставщику.

Таким образом, как отмечено выше, что в схеме форфейтинга посредником выступает, как правило, банк, который авалирует векселя, используемые для расчетов, т.е. он гарантирует оплату поставляемого товара. Форфейтинговая компания предоставляет кредиты под среднесрочные сроки между поставщиками и покупателями. В форфейтинговых расчетах в основном используются расчетно -платежные документы, в первую очередь, векселя. В международных расчетах форфейтинговые компании также принимают на себя валютные риски. Специалисты отмечают, что для России форейтинг - перспективное направление развития кредитования, которое только начинает развиваться.

В рыночных условиях значительно возрос интерес российских компаний и государственных органов к лизингу как инструменту кредитования. Нельзя сказать, что лизинг совершенно новое понятие в России. Например, в бывшем Советском Союзе в 1990 г. «Аэрофлот» получил свои первые самолеты А-310 по договору международного лизинга. Первые лизинговые компании начали свою деятельность в начале 1990-х годов. Все Российские лизинговые компании можно разделить на три основные категории: 1) компании, созданные коммерческими банками, 2) компании, которые поддерживаются местной администрацией, 3) компании, созданные при министерствах и финансируемые из федерального бюджета.

Почти все лизинговые компании учитывают сдаваемое в лизинг оборудование на своем балансе и начисляют на него амортизацию. Преимущества такой схемы заключаются в следующем:

- в случае, если оборудование стоит на балансе лизингодателя, он может начислять амортизацию на это оборудование, что в свою очередь

снижает показатель прибыли и, следовательно, размер налога на прибыль. Иначе у лизингодателя был бы высокий показатель прибыли, с одной стороны, и небольшая сумма затрат, которые можно было бы вычитать из прибыли до налогообложения, с другой.

- такое положение также выгодно для лизингополучателя, поскольку, если бы оборудование стояло на его балансе, лизингополучатель должен был бы платить налог на имущество. Конечно, лизингодатель возмещает сумму налога через лизинговые платежи, но лизинговые платежи в полном объеме относятся на себестоимость продукции лизингополучателя;

- это защищает право собственности лизингодателя в случае неплатежей.

Таким образом, лизинговые компании финансируют приобретение лизингополучателями основных средств у промышленных компаний. При этом существует множество схем лизинговых услуг. Если роль лизинговой компании ограничивается финансовой функцией и после окончания срока договора лизинга приобретенное имущество выкупается лизингополучателем, то это - финансовый лизинг. Право выбора имущества и его продавца принадлежит лизингополучателю. Лизинговая компания только финансирует сделку. Поэтому все претензии по качеству имущества, его комплектности, исправлению дефектов в гарантийный срок лизингополучатель направляет непосредственно продавцу имущества. Риск случайной гибели и порчи имущества переходит к лизиногополучателю после подписания акта приемки-передачи имущества в эксплуатацию. Финансовый лизинг имеет несколько разновидностей. Классический лизинг характеризуется трехсторонним характером отношений и возмещением полной стоимости имущества. При возвратном лизинге в схеме участвуют только две стороны. Предприятие, имеющее оборудование, но испытывающее

недостаток средств для своей деятельности, продает его лизинговой компании, которая, в свою очередь, сдает лизинг этого предприятия ему же. После окончания срока действия договора предприятие имеет возможность выкупа оборудования, восстанавливая на него право собственности.

Во многих странах широкое развитие получили сложные схемы лизинга, называемые леверидж-лизингом (раздельным). В схеме принимают участие многие организации. Основная лизинговая компания при этом осуществляет за счет своих собственных средств лишь частичное финансирование приобретаемого имущества, а остальное производится за счет банков и других небанковских организаций, которые предоставляют средства основной лизинговой компании в ссуду. Однако последняя по этой схеме оформляет в пользу других кредиторов залог на имущество до погашения займа и уступает им права на получение части лизинговых платежей в счет погашения ссуды. Кредит берется основной лизинговой компанией без права обращения иска на ее активы. Кроме того, в схеме раздельного лизинга принимают участие и другие организации, например, брокерские компании, которые подыскивают участников лизинга, организуют схему взаимоотношения участников.

При сублизинге имеется основной лизингодатель, который через посредника, как правило, через лизинговой компаний, сдает имущество в аренду лизингополучателю. Имеются и лизинговые компании, которые осуществляют оперативный лизинг. В этом случае они многократно сдают в лизинг одно и то же имущество, могут оказывать лизингополучателю различного рода услуги, например, по ремонту, наладке и техническому обслуживанию, обучению персонала. При оперативном лизинге лизинговая компания сама приобретает имущество, зачастую не зная заранее его будущих пользователей. Лизинговые отношения в этом случае носят двухсторонний характер. Размеры платежей при оперативном ли-

зинге выше, чем при финансовом, поскольку лизингодатель должен учитывать дополнительные риски, связанные, например, с отсутствием клиентов для повторной сдачи имущества, возможной его порчей или гибелью. Оперативный лизинг имеет много общего с обычной арендой имущества.

Следует отметить, что спрос на лизинговые услуги в настоящее время очень высок в связи с тем, что потребности в модернизации и реструктуризации у российских компаний довольно большие, а доступные финансовые механизмы ограничены. В действительности же, директора лизинговых компаний в неформальной обстановке раскрывают свою убежденность в том, что конкуренция на рынке лизинговых услуг еще слабая, поскольку спрос на лизинговые услуги намного превышает предложение. Однако проблема заключается в нахождении клиентов, имеющих устойчивое финансовое положение, которые будут надежными лизингополучателями. Отсутствие достоверной информации о финансовом положении потенциального лизингополучателя с целью прогнозирования его кредитоспособности, а также макроэкономическая неопределенность усложняют ситуацию.

Законодательной основой регулирования деятельности инвестиционных фонов являются закон РФ «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001 г. № 156-ФЗ и др. нормативно-правовые акты. В России с развитием рынка ценных бумаг среди небанковских организаций получили развитие паевые инвестиционные фонды (ПИФы), которые появились в 1996 г. Следует отметить, что во время финансового кризиса 17 августа 1998 г. и после него ни один ПИФ не прекратил своего существования и не ущемил интересы инвесторов.

Паевые инвестиционные фонды бывают трех типов: открытыми, интервальными и закрытыми. В открытом фонде инвестор имеет воз-

можность купить или продать свой пай в любой рабочий день. В интервальном фонде инвестор имеет возможность купить или продать свой пай только в определенные сроки, в так называемые «периоды открытия интервала». Интервал открывается не реже одного раза в год (обычно это 2 -4 раза в год) на срок, равный двум неделям. Даты открытия и закрытия интервала фиксированные, они прописаны в правилах доверительного управления фондом. Закрытые ПИФы создаются под какой-то проект, и продать свои паи можно только после завершения этого проекта. Закрытый фонд создается для прямых инвестиций, на срок 1 - 15 лет. При этом такие фонды не обязаны выкупать свои паи, пайщики получают деньги только после прекращения деятельности фонда.

В зависимости от объектов инвестирования паевой фонд может быть фондом денежного рынка и рынка ценных бумаг, фондом недвижимости (за исключением открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов) и др. Сейчас наиболее распространены и привлекательны для частных инвесторов открытые и интервальные паевые фонды акций, облигаций и смешанных инвестиций. Именно эти фонды давно работают на российском фондовом рынке. Закрытые паевые фонды появились в 2003 году и не так доступны широкому кругу частных инвесторов, как открытые и интервальные фонды. В 2003 году также появились первые фонды недвижимости, денежного рынка и индексный фонд. Индексные фонды содержат только денежные средства и ценные бумаги, котировки которых входят в расчет какого-либо фондового индекса.

Прием заявок на приобретение, погашение и обмен инвестиционных паев открытого паевого фонда осуществляется каждый рабочий день. А прием заявок на приобретение, погашение и обмен инвестиционных паев интервального паевого фонда осуществляется в течение срока, определяемого Правилами фонда (в течение двух недель 1-4 раза в год). Заяв-

ки на приобретение, погашение и обмен инвестиционных паев подаются в управляющую компанию и (или) агентам паевого фонда. При первой покупке паев фонда пайщик заполняет анкету зарегистрированного лица и заявление об открытии лицевого счета в паевом фонде. Правилами фонда может быть предусмотрена возможность обмена паев фонда на паи другого фонда под управлением этой же управляющей компании. Причем паи открытого фонда можно обменивать только на паи открытого фонда, а интервального - только на паи интервального. Переход из фонда в фонд может быть полезен пайщику, если он хочет сменить инвестиционную стратегию. При обмене паев выкуп паев одного фонда и приобретение паев другого происходят одновременно без взимания скидок и надбавок к стоимости пая. Налоги также не взимаются. Практически в каждом паевом фонде определена минимальная сумма, которую может вложить пайщик. Эта сумма колеблется от нескольких сот рублей до миллионов. Паевые фонды для частных инвесторов, устанавливают небольшие суммы - в среднем 5000 рублей. В паевых фондах, созданных для управления активами страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов, минимальные суммы составляют сотни тысяч рублей и выше.

Для возмещения расходов, связанных с выдачей и погашением инвестиционных паев, правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом могут быть предусмотрены надбавки к расчетной стоимости инвестиционных паев при их выдаче и скидки с расчетной стоимости инвестиционных паев при их погашении. Надбавка при покупке паев, если она есть, фактически уменьшает количество паев, которое записывается в реестр на пайщика. А скидка уменьшает сумму денежных средств, выдаваемых пайщику при погашении паев. Это прямые расходы пайщика. Максимальный размер надбавки не может составлять более 1,5 процента расчетной стоимости инвестиционного пая. Максимальный

размер скидки не может составлять более 3 процентов расчетной стоимости инвестиционного пая. За счет имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, выплачиваются вознаграждения управляющей компании, специализированного депозитария, специализированного регистратора, оценщика и аудитора, а также другие расходы, связанные с управлением паевым фондом. Их сумма не превышает 10% от среднегодовой стоимости чистых активов фонда (СЧА). Фактически это тоже расходы пайщиков, но они уже учтены в расчетной стоимости паев, по которой покупаются и продаются паи.

Инвестор обязан заплатить налог с полученного в ПИФе дохода. А доход возникает исключительно в момент продажи им пая. Если же инвестор продолжает владеть паями даже несколько лет, он свободен от налогов. Физические лица с полученного дохода платят подоходный налог. Физические лица-резиденты Российской Федерации в настоящее время уплачивают налог по ставке 13%, нерезиденты - 30%. Управляющая компания является налоговым агентом, то есть она исчисляет и взимает налоги с пайщиков при продаже ими паев и затем перечисляет собранные налоги в бюджет. Налогооблагаемая база, с которой исчисляется налог, определяется как разница между суммой, полученной при продаже паев, и суммой расходов на приобретение этих паев. Но можно воспользоваться и так называемым имущественным налоговым вычетом. При определении размера налоговой базы пайщики-физические лица имеют право на получение имущественного налогового вычета в размере: 1) всей суммы, полученной от продажи паев, при владении паями в течение трех лет и более (другими словами, пайщик освобождается от налога), 2) в размере 125000 рублей при владении паями менее трех лет (другими словами, при продаже паев управляющей компании на сумму до 125 000 рублей пайщик также фактически освобождается от налога). Чтобы воспользоваться

налоговым вычетом, нужно подать заявление на предоставление соответствующего вычета в управляющую компанию.

В заключении следует отметить, что одно из самых больших преимуществ паевых инвестиционных фондов - это их информационная открытость. Вся информация, связанная с деятельностью управляющей компании и паевого инвестиционного фонда, должна раскрываться в соответствии с Федеральным законом «Об инвестиционных фондах» и нормативными правовыми актами ФКЦБ. Самый полезный документ, в котором содержится почти вся необходимая инвестору информация о паевом фонде и с которым нужно обязательно ознакомиться перед покупкой паев, - это Правила доверительного управления паевым инвестиционным фондом. Управляющие компании публикуют Правила доверительного управления фондом и предъявляют всем заинтересованным лицам по их требованию. Перед покупкой паев необходимо обратить внимание на следующую важную информацию, содержащуюся в правилах фонда: тип фонда (интервальный, открытый, закрытый); если фонд интервальный, то сроки приема заявлений на приобретение / погашение паев; минимальная сумма инвестиций; размер надбавки при покупке паев и размер скидки при продаже паев - при подаче заявлений в управляющую компанию и каждому из ее агентов; срок со дня погашения паев, в течение которого осуществляется выплата денежной компенсации; в правилах фонда указаны все агенты фонда, которым можно подать заявки на покупку - продажу паев.

Литература:

1. Гражданский кодекс РФ. 4.II гл. 43 от 22.12.1995 г.

2. Закон РФ «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001 г.

3. Деньги, кредит, банки: учебник / А.А. Казимагомедов, А.А. Гаджиев. -М. : Издательство «Экзамен», 2007. - 559 с.

4. Огнев Д.В., Нечаев А.С. Факторинг: анализ ситуации // Банковское дело. - 2009. - №8. -37-52.

Literature:

1. Civil Code. Part II Ch. 43 from 22.12.1995, the

2. Federal Law "On Investment Funds" dated 29.11.2001

3. Money, credit, banks are: the textbook / A.A. Kazimagomedov, A.A. Ha-jiyev. - M.: Publishing house "exam", 2007. - 559 p.

4. Ognev D.V., Nechaev A.S. Factoring: situation analysis // Banking. - 2009. -№8. -37-52.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧАСТНИКИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ АЗЕРБАЙДЖАНА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Садыгов Эльнур Магомед оглы, доктор экономических наук, профессор. Азербайджанский государственный экономический университет.

Аннотация. Номинальный держатель ценных бумаг может осуществлять права, закрепленные ценной бумагой, только в случае получения соответствующего полномочия от владельца. Операции с ценными бумагами между владельцами ценных бумаг одного номинального держателя ценных бумаг не отражаются у держателя реестра или депозитария, клиентом которого он является.

Ключевые слова: эмитент, брокер, дилер, сертификат, маржа, счет, банк, рынок.

PROFESSIONAL PARTICIPANTS OF SECURITIES MARKET

AZERBAIJAN TODAY

Sadigov Elnur Magomed, doctor of economics, рrofessor Azerbaijan State University of Economics

Abstract. The nominal holder of securities may exercise the rights set out by these-curity only in the case of sootvet stvuyuschego authorized by the owner. Securities Transactions between holders of securities odnogo nominal holder of securities are not reflected in derzhatelya register or depository customer he is.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.