УДК 94 (470.62)
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРАСНОДАРСКОЙ КРАЕВОЙ КОМИССИИ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ УЩЕРБА, НАНЕСЕННОГО НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИМИ
ЗАХВАТЧИКАМИ ЭКОНОМИКЕ КУБАНИ (АВГУСТ 1942 - ОКТЯБРЬ 1943 года)
© 2010 г. С.Г. Степаненко
Кубанский государственный Kuban State
технологический университет, Technological University,
ул. Московская, 2, г. Краснодар, 350072, MoskovskayaSt., 2, Krasnodar, 350072,
[email protected] ban. ru [email protected] ban. ru
Исследуется деятельность Чрезвычайной Государственной комиссии краснодарского края по установлению ущерба, причиненного во время оккупации (август 1942 - октябрь 1943 г.), а также выявлению лиц, виновных в совершении военных преступлений.
Ключевые слова: Краснодарский край, Чрезвычайная государственная комиссия, оккупация, ущерб, военные преступления.
The State Emergency Board for Krasnodar Region was established on 29 April, 1943. It was created for the purpose of assessment of damage inflicted during occupation of the area (August 1942 to October 1943) as well as for the purpose of revealing of persons guilty of war crimes.
Keywords: Krasnodar region, State Emergency Board, occupation, damage, war crimes.
События Великой Отечественной войны до сих пор остаются значимым объектом научно-исторических исследований. Не ослабевает интерес к документальным источникам, доступ к которым в настоящее время значительно упрощен, что позволяет более детально рассмотреть проблемы, связанные с данным периодом. Целью статьи является определение роли и места Чрезвычайной государственной комиссии (ЧГК) по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР на примере Краснодарской краевой комиссии в определении последствий оккупации края. Задачами исследования является: рассмотреть создание и структуру Краснодарской краевой комиссии для оказания содействия ЧГК по установлению ущерба, причиненного временной оккупацией экономике края; показать трудности объективного и субъективного характера, возникшие в процессе выполнения поставленных перед комиссией задач; осветить результаты деятельности Краснодарской краевой комиссии.
Уже на начальном этапе Великой Отечественной войны правительство особую роль отводило контролю за состоянием экономики в местах боевых действий и на освобожденных от оккупации территориях. Для осуществления этого важного в государственных масштабах дела 2 ноября 1942 г. был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об образовании Чрезвычайной Государственной Комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников, и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР». На
ЧГК был возложен сбор документов о злодеяниях гитлеровцев и материальном ущербе, причиненном советской экономике. Согласно Указу, в состав ЧГК вошли: Н.М. Шверник (председатель), академики Н.Н. Бурденко, Б.Е. Веденеев, Т.Д. Лысенко, Е.В. Тарле, И.П. Трайнин, митрополит Киевский и Галицкий Николай, В.С. Гризодубова, А.А. Жданов, А.Н. Толстой [1, л. 263].
Через три месяца, 16 марта 1943 г. Советом Народных Комиссаров СССР было принято Постановление № 299 «О работе Чрезвычайной Государственной Комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков», в соответствии с которым создавались республиканские, краевые и областные комиссии для оказания содействия работе ЧГК.
В состав комиссии входили: первый секретарь ЦК компартии союзной республики (крайкома, обкома) - в роли председателя комиссии, председатель или заместитель председателя Совнаркома (крайисполкома, облисполкома), соответствующий начальник управления НКВД и еще 1-2 местных представителя.
Основные задачи ЧГК были определены в Приложении к Постановлению Совнаркома СССР от 16 марта 1943 г.: полный учет злодейских преступлений немцев и их пособников, учет экономического ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР, согласование действий по проведению учетной работы всех госорганов, определение размеров возможного возмещения за понесенный личный ущерб гражданами, а также ущерб государству, колхозам, общественным организациям, установление личностей преступников, виновных в организации или совершении злодеяний на оккупированной советской территории с целью предания этих преступников суду и их сурового наказания [1, л. 256].
Краснодарская краевая комиссия для оказания содействия в работе ЧГК была создана 29 апреля 1943 г В ее состав вошли: первый секретарь крайкома ВКП(б) П.Я. Селезнев, председатель крайисполкома П.Ф. Тюля-ев, протоиерей Н.Н. Бессонов, доктор сельхоз. наук профессор А.И. Носатовский, ответственный секретарь краевой комиссии директор Всесоюзного научно-исследовательского института табачно-махорочной промышленности НК ПП СССР П.П. Пантиков [1, л. 23 об.]. Обязанности членов комиссии были распределены следующим образом: председатель комиссии П.Я. Селезнев осуществлял общее руководство работой комиссии. Руководство по оформлению документации по промышленным предприятиям, колхозам, совхозам, а также по учету материального ущерба в частном секторе было возложено П.Ф. Тюляева. Ответственным секретарем краевой комиссии был назначен П.П. Пантиков. В его функции входили проверка оформления всех видов документации и контроль за ходом выполнения этого важного правительственного задания. На членов комиссии А.И. Носатовского и Н.Н. Бессонова было возложено руководство по учету нанесенного материального ущерба культурным учреждениям, историческим памятникам, научным учреждениям и школам. Член Комиссии -начальник крайуправления НКВД А.П. Медведев следил за оформлением документации и работой по расследованию отдельных фактов злодеяний [2, л. 93].
В своих действиях члены комиссии неукоснительно руководствовались Инструкцией ЧГК «По учету ущерба, причиненного немецко-фашистскими захватчиками и их сообщниками государственным, кооперативным и общественным предприятиям, учреждениям и организациям» [3].
Инструкция требовала: «В районах, освобожденных от немецко-фашистских оккупантов до 1 мая 1943 года, акты об ущербе должны быть составлены и отосланы в организации, указанные в пункте 3, не позднее 1 июля 1943 года» [3, л. 6]. И в дальнейшем в районах, освобождаемых от немецких оккупантов, акты необходимо было представлять в месячный срок со дня возникновения ущерба, а краевая комиссия должна была закончить свою работу к 1 июля 1943 г. [1, л. 24]. Крайний срок работы комиссии объективно не отвечал ситуации: освобождение некоторых районов края продолжалось до октября 1943 г. Только 15 июня 1943 г. удалось провести инструктаж руководящих работников краевых и городских предприятий, учреждений и организаций, а они в свою очередь инструктировали работников своих предприятий, учреждений и организаций. Краевые тресты и управления, имеющие в районах предприятия, посылали на периферию своих уполномоченных.
Работа Краснодарской краевой комиссии с момента своего создания столкнулась с трудностями объективного характера. На подавляющее большинство видов уничтоженного имущества цен не было. Имелся единственный ценник, утвержденный СНК СССР 17 июня 1943 г. на здания, сооружения, железнодорожный транспорт, электро- и водопроводную сети. Поэтому предприятия и учреждения для оценки ущерба брали произвольные цены, что, конечно же, не способствовало объективности
данных о причиненном ущербе. Но и по имеющимся в распоряжении краевой комиссии ценам своевременно и эффективно организовать выполнение работы на местах не представлялось возможным по причинам более чем прозаичным: даже краевая комиссия не имела бумаги, чтобы отпечатать ценник для районов, а также размножить инструктаж в достаточном количестве. В районах ситуация была еще хуже. В отчетах краевой комиссии прямо указывалось: «В районах совершенно отсутствует бумага... районам не на чем оформлять документы».
Отсутствие ценников как таковых (за исключением вышеуказанного) не позволяло проводить единовременную работу по учету в освобожденных районах края. Не было и согласованности по оценке материального ущерба районными комиссиями. Беспомощность демонстрировали и комиссии, образованные на предприятиях и в организациях. На местах недооценивали необходимость и значение выполняемой работы. Нередко районные комиссии автоматически заверяли акты предприятий, не вникая ни в их форму, ни в их содержание.
Даже в Краснодаре краевой комиссией к середине июня 1943 г. не было зарегистрировано ни одного акта. Пять сельских районов предоставили свои акты, но вследствие грубых ошибок акты были возвращены для правильного оформления. Такая же примерно ситуация наблюдалась и с большинством предприятий и учреждений. Из представленных крайместпромом 105 актов все были возвращены как неправильно оформленные, не соответствующие Инструкции [1, л. 24].
Заявления граждан также не оформлялись, как это было предусмотрено Инструкцией СНК СССР, а акты о причиненных убытках составлялись неправильно. Информация от райсоветов не предоставлялась краевой комиссии. Было вынесено решение: обязать председателей исполкомов райсоветов, руководителей предприятий, учреждений и кооперативных организаций акты о причиненных убытках составлять строго в соответствии с инструкцией СНК СССР и регистрировать эти акты в крайсовете только после тщательной проверки правильности оформления документов. Заявления граждан необходимо было оформлять в 3-дневный срок после освобождения населенного пункта от оккупантов. Определен был и крайний срок выполнения работы - не позднее 15 июля 1943 г. Секретари райсоветов освобождались от всех обязанностей на период проведения работы по учету. На них возлагалась ответственность за проведение данной работы [1, л. 24].
2 ноября 1943 г. на заседании бюро Краснодарского крайкома был установлен второй срок представления материалов в краевую комиссию - не позднее 25 ноября 1943г. [2, л. 1].
Несогласованность, недостаток людей и недостаточная квалифицированность членов комиссий на местах приводили к тому, что по всем вопросам они были вынуждены обращаться напрямую в краевую комиссию [2, л. 7]. В результате до конца декабря 1943 г. краевая комиссия дала свыше 10 000 консультаций. Все это отвлекало аппарат краевой комиссии от непосредственно возложенной работы по обобщению и проверке данных, представляемых комиссиями с мест.
Ни в первый (до 1 июля 1943 г.), ни во второй срок (до 25 ноября 1943 г.) окончания работ краевая комиссия не уложилась по объективным причинам: ряд районов Краснодарского края были освобождены от немецко-фашистских захватчиков только в сентябре -октябре 1943 г. (г. Новороссийск, г. Анапа, районы: Анапский, Верхне-Баканский, Варениковский, Тем-рюкский).
К декабрю 1943 г. краевая комиссия среди недостатков организации работы отмечала неудовлетворительную обеспеченность районов инструкциями (12 экземпляра на район) и ценниками. На весь край был один ценник, лишь в ноябре от ЧГК получено еще 100 ценников, что приводило к путанице в работе и к неправильному составлению актов. В этой ситуации представители всех районов вынуждены были выезжать на инструктаж и за выпиской цен в краевой центр по 2-3 раза. На объективную оценку причиненного ущерба влияла задержка распоряжений и указаний подведомственным организациям об оформлении актов. Фактически отсутствовали цены на имущество, не входящее в номенклатуру. Несогласованность в работе краевой комиссии и организаций союзно-республиканского и республиканского подчинения усугубляла работу ЧГК Краснодарского края [1, л. 28 об.].
К субъективным причинам задержки работы краевой комиссии можно отнести следующее. Краевая комиссия обвиняла в срыве сроков руководителей районов и отделов крайисполкома. В одном из постановлений комиссии это характеризовалось так: они «самоустранились от выполнения этого важнейшего государственного задания, работа по составлению актов была поручена второстепенным лицам, малоразбирающимся. Часто в районах работники, кому было поручена работа по руководству составлением актов, получив инструктаж краевой комиссии менялись, а вновь назначенные все путали...» [1, л. 28].
Неоднозначно (а зачастую и конфликтно) складывались взаимоотношения комиссии с уполномоченными ЧГК. Нечеткие, а подчас и ошибочные разъяснения самих уполномоченных ЧГК вынуждали краевую комиссию обращаться напрямую в ЧГК, что также не способствовало выполнению поставленной задачи в срок. Краевая комиссия ставила вопрос о качестве действий уполномоченных ЧГК, которые порой давали неправильные инструктивные распоряжения. Так, в объяснительной записке, направленной в ГЧК СССР от 28 декабря 1943 г. «О причинах задержки с представлением материалов по учету материального ущерба, причиненного немецко-фашистскими захватчиками государственным предприятиям, организациям, учреждениям, колхозам и индивидуальным гражданам», краевая комиссия протестовала против того, что «уполномоченным т. Гусарь было дано указание производить учет имущества, инвентаря и т.д., взятого по мобилизации в Красную Армию - например: автомашины, лошади, повозки. Уполномоченным т. Касперук было дано неправильное указание составлять обобщенные сведения по колхозам по форме Госпредприятий и даже оставлены формы. На наш протест было т. Касперуком
заявлено „не будете так делать, материалы приниматься не будут"» [1, л. 28 об.].
В докладной записке первого секретаря крайкома ВКП(б) П.И. Селезнева от 25 мая 1944 г., направленной в ЧГК «Об итогах работы по учету ущерба.», были представлены следующие цифры и факты: в созданных 10 300 комиссиях работали более 32 000 человек. Их деятельность координировали более 250 работников краевых учреждений.
В аналогичном докладе «Об итогах работы по учету ущерба» в Москву от 15 января 1945 г., направленном в ЧГК на утверждение, было отмечено, что работа краевой комиссии по учету ущерба и злодеяний закончена в мае 1944 г. [4]. Однако заявленная дата подведения итогов по учету нанесенного оккупацией ущерба оказалась явно поспешной. Эта работа продолжалась до 1949 г. включительно, что не умаляет неимоверных усилий людей, работавших в комиссиях в условиях военного времени, беспрецедентной разрухи, голода, материальной необеспеченности ответственной работы.
Краснодарской краевой комиссией было представлено в ЧГК 43 692 акта на сумму 11 473 561,1 тыс. р., в том числе 2 085 актов по колхозам на сумму 7 324 135,0 тыс. р., 2 298 актов от учреждений культуры, искусства и здравоохранения на 494 009,0 тыс. р., 1 429 актов от государственных предприятий и учреждений на 1 001 988,1 тыс. р., 37 880 актов об ущербе, причиненном гражданам, на сумму 2 653 429,0 тыс. р. [5].
Огромное политико-правовое значение следующее направление в деятельности краевой комиссии имело установление лиц, виновных в совершении военных преступлений и их пособников на временно оккупированной территории края. По результатам деятельности комиссии были составлены следующие списки: 1) немецко-фашистских захватчиков, совершавших злодеяния во временно оккупированных районах Краснодарского края; 2) предателей-пособников немцев, совершивших преступления во временно оккупированных районах Краснодарского края; 3) немецких и других иностранных фирм, организаций, воинских частей, совершивших грабеж и разрушение имущества СССР; 4) гитлеровских чиновников и частных лиц, виновных в эксплуатации и истязаниях советских граждан в немецко-фашистской неволе (из показаний репатриированных граждан Краснодарского края); 5) фашистских военных преступников, совершавших разрушение и расхищение хозяйства и имущества колхозов, государственных предприятий и учреждений, кооперативных и общественных организаций на территории СССР [6].
Анализ имеющихся источников позволяет сделать вывод, что в исследуемый период Краснодарская краевая комиссия с поставленной перед ней задачей по установлению ущерба, причиненного экономике края в период временной оккупации, в целом справилась, на пролонгации сроков работы комиссии сказались как объективные, так и субъективные причины. Результаты работы ЧГК, в том числе и Краснодарской краевой, имели огромное значение и выразились в следующем: а) предъявление счета за экономический ущерб, причиненный оккупацией Кубани после окончания войны Германии; б) именно
в Краснодаре состоялся первый открытый судебный 2.
процесс над военными преступниками из числа пособ- 3.
ников оккупантов (1943 г.), и недооценить роль Красно- 4.
дарской краевой комиссии в сборе и подготовке мате- 5.
риалов для данного процесса невозможно; в) материалы, собранные Краснодарской краевой комиссией путем проведения следственных действий, послужили в дальнейшем основанием для привлечения к ответственности лиц, совершивших преступления на территории края в период оккупации, в том числе были использованы на 6.
судебном процессе в Нюрнберге.
Там же. Д. 12.
ЦДНИКК. Ф. 1774-А. Оп. 2. Д. 630. ГАКК. Ф. Р-897. Оп. 1. Д. 11. Л. 64-69 а. В докладной записке П. И. Селезнева от 25 мая 1944 г., направленной в Чрезвычайную Государственную Комиссию «Об итогах работы по учету ущерба...», указано число актов об ущербе, причиненного гражданам - 39 025 на общую сумму 1 584 327,6 тыс. р.
ГАРФ. Ф. 7021. Оп. 1. Д. 127; Оп. 127. Д. 140; Д. 191; Д. 121; Д. 65.
Литература и примечания
1. ГАКК. Ф. Р-897. Оп. 1. Д. 10.
Поступила в редакцию
10 июня 2009 г.