Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМИТЕТА СОДЕЙСТВИЯ НАРОДНОСТЯМ СЕВЕРНЫХ ОКРАИН КАК ОДИН ИЗ ЭТАПОВ СТАНОВЛЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СОВЕТСКИМ ГОСУДАРСТВОМ И КОРЕННЫМ НАСЕЛЕНИЕМ СЕВЕРА'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМИТЕТА СОДЕЙСТВИЯ НАРОДНОСТЯМ СЕВЕРНЫХ ОКРАИН КАК ОДИН ИЗ ЭТАПОВ СТАНОВЛЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СОВЕТСКИМ ГОСУДАРСТВОМ И КОРЕННЫМ НАСЕЛЕНИЕМ СЕВЕРА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
344
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМИТЕТ СОДЕЙСТВИЯ НАРОДНОСТЯМ СЕВЕРНЫХ ОКРАИН ПРИ ВЦИК / КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ / П.Г. СМИДОВИЧ / А.Е. СКАЧКО / ЕНИСЕЙСКИЙ СЕВЕР / ТУРУХАНСКИЙ КРАЙ / ТУРУХАНСКИЙ РАЙОН / ЭВЕНКИЯ / ТАЙМЫР / СИБИРСКИЙ КРАЕВОЙ КОМИТЕТ СОДЕЙСТВИЯ НАРОДНОСТЯМ ОКРАИН СИБИРИ / ЕНИСЕЙСКИЙ ОКРУЖНОЙ КОМИТЕТ СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ НАРОДОВ СЕВЕРНЫХ ОКРАИН / КРАСНОЯРСКИЙ КОМИТЕТ СОДЕЙСТВИЯ НАРОДНОСТЯМ ЕНИСЕЙСКОГО СЕВЕРА / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ПОЛИТИЧЕСКИ-АДМИНИСТРАТИВНАЯ РАБОТА / ХОЗЯЙСТВЕННАЯ РАБОТА / ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ ПРИ СНК СССР / АРХИВНЫЕ ДАННЫЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чурсина Антонина Сергеевна

Статья посвящена исследованию истории создания и деятельности Комитета содействия народностям северных окраин при ВЦИК, действовавшего в период с 1924 г. по 1935 г. До организации в 1932 г. Главного управления Северного морского пути при СНК СССР, Комитет Севера являлся единственным государственным центром, организовывавшим и направлявшим работу во всех сферах жизни коренных народов Севера: в политике, экономике, хозяйстве, культуре, просвещении, строительстве. Ежегодно на Пленумах Комитета Севера рассматривались вопросы снабжения, кооперации, хозяйственного устройства, национально-административной организации малых народов Севера, культурной работы. Показано, что работа Комитета Севера осложнялась территориальной изолированностью от мест обитания и кочевий туземного населения, недостаточностью финансирования, сложностью привлечения работников и специалистов для работы на Севере в связи с недостаточной оплатой труда и неудовлетворительными жилищными условиями. Кроме того, рассматриваются проблемы, с которыми Комитет Севера столкнулся в первые годы своей работы. Это показывает, что окрисполкомы и крайисполкомы, полагая, что создание Комитета Севера освобождает их от ведения работы среди народностей северных окраин, расценивая его как оперативный орган управления, стремились все дела, касающиеся северных народов, переложить на Комитет Севера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Чурсина Антонина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF THE COMMITTEE FOR THE PROMOTION OF THE NORTHERN SUBURBS AS ONE OF THE STAGES OF THE FORMATION OF RELATIONS BETWEEN THE SOVIET STATE AND THE INDIGENOUS POPULATION OF THE NORTH

The article examines the history of the Facilitation Committee for the Indigenous Peoples of the North founded by All-Union Central Executive Committee during the period 1924-35. Before the Northern Sea Route Department of the Council of People's Commissars of the Soviet Union was established in 1932, the North Committee remained the only state responsible authority managing nearly all spheres of life of the native nations: politics, economy, culture, education, etc. The annual plenary sessions addressed issues relating to supply, cooperation, economic structure, national-administrative organization of the indigenous peoples of the North and cultural work. The article investigates that the work of the North Committee was complicated by its territorial isolation from the habitats and nomads of the natives, insufficient funding, the difficulty of attracting people to work in the North due to insufficient wages and unsatisfactory housing conditions. Additionally, the paper considers the challenges the Committee faced during its first years. It shows that local authorities sought to shift everything regarding the native nations' management to the sole responsibility of the North Committee.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМИТЕТА СОДЕЙСТВИЯ НАРОДНОСТЯМ СЕВЕРНЫХ ОКРАИН КАК ОДИН ИЗ ЭТАПОВ СТАНОВЛЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СОВЕТСКИМ ГОСУДАРСТВОМ И КОРЕННЫМ НАСЕЛЕНИЕМ СЕВЕРА»

Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

DOI 10.47643/1815-1337_2020_12_9

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМИТЕТА СОДЕЙСТВИЯ НАРОДНОСТЯМ СЕВЕРНЫХ ОКРАИН КАК ОДИН ИЗ ЭТАПОВ СТАНОВЛЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СОВЕТСКИМ ГОСУДАРСТВОМ И КОРЕННЫМ НАСЕЛЕНИЕМ СЕВЕРА

ЧУРСИНА Антонина Сергеевна,

старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: Статья посвящена исследованию истории создания и деятельности Комитета содействия народностям северных окраин при ВЦИК, действовавшего в период с 1924 г. по 1935 г. До организации в 1932 г. Гглавного управления Северного морского пути при СНК СССР, Комитет Севера являлся единственным государственным центром, организовывавшим и направлявшим работу во всех сферах жизни коренных народов Севера: в политике, экономике, хозяйстве, культуре, просвещении, строительстве. Ежегодно на Пленумах Комитета Севера рассматривались вопросы снабжения, кооперации, хозяйственного устройства, национально-административной организации малых народов Севера, культурной работы. Показано, что работа Комитета Севера осложнялась территориальной изолированностью от мест обитания и кочевий туземного населения, недостаточностью финансирования, сложностью привлечения работников и специалистов для работы на Севере в связи с недостаточной оплатой труда и неудовлетворительными жилищными условиями. Кроме того, рассматриваются проблемы, с которыми Комитет Севера столкнулся в первые годы своей работы. Это показывает, что окрисполкомы и крайисполкомы, полагая, что создание Комитета Севера освобождает их от ведения работы среди народностей северных окраин, расценивая его как оперативный орган управления, стремились все дела, касающиеся северных народов, переложить на Комитет Севера.

Abstract. The article examines the history of the Facilitation Committee for the Indigenous Peoples of the North founded by All-Union Central Executive Committee during the period 1924-35. Before the Northern Sea Route Department of the Council of People's Commissars of the Soviet Union was established in 1932, the North Committee remained the only state responsible authority managing nearly all spheres of life of the native nations: politics, economy, culture, education, etc. The annual plenary sessions addressed issues relating to supply, cooperation, economic structure, national-administrative organization of the indigenous peoples of the North and cultural work. The article investigates that the work of the North Committee was complicated by its territorial isolation from the habitats and nomads of the natives, insufficient funding, the difficulty of attracting people to work in the North due to insufficient wages and unsatisfactory housing conditions. Additionally, the paper considers the challenges the Committee faced during its first years. It shows that local authorities sought to shift everything regarding the native nations' management to the sole responsibility of the North Committee.

Ключевые слова: Комитет содействия народностям северных окраин при ВЦИК; коренные малочисленные народы; П.Г. Смидович; А.Е. Скачко; Енисейский Север; Туруханский край; Туруханский район; Эвенкия; Таймыр; Сибирский краевой комитет содействия народностям окраин Сибири; Енисейский окружной комитет содействия развитию народов северных окраин; Красноярский комитет содействия народностям Енисейского Севера; Культурно-просветительская работа; Политически-административная работа; Хозяйственная работа; Главное управление Северного морского пути при СНК СССР; архивные данные.

Key words: Facilitation Committee for the Indigenous Peoples of the North founded by All-Union Central Executive Committee; indigenous peoples; P.G. Smidovich; A.E. Skachko; Yenisei North; Turukhansk region; Turukhansk district, Evenkia; Taimyr; Siberian Regional Committee for Assistance to the Peoples of the Siberian Borders; Yenisei District Committee for Assistance to the Development of the Peoples of the Northern Territories; Krasnoyarsk committee for assistance to the peoples of the Yenisei North; cultural and educational work; political and administrative work; economy; Northern Sea Route Department of the Council of People's Commissars of the Soviet Union; archival data.

После Октябрьской революции работу по защите малых народов Севера осуществлял Отдел нацменьшинств Народного комиссариата по делам национальностей РСФСР1 (далее - Наркомнац). Однако деятельность выполнялась фрагментарно, поскольку на местах отсутствовали подразделения Наркомнац.

После ликвидации в 1924 г. Наркомнаца коренные народы Севера оказались вне пределов советской Конституции. Народности, населяющие северные окраины были не организованны и оторваны от советского строительства.

Поэтому бывший заведующий Отделом национальных меньшинств Наркомнаца А.Е. Скачко предложил создать особое учреждения, которое занималось бы содействием этим народам в осуществлении национального равноправия, которое юридически было бы им предоставлено основными законами РСФСР2.

1 Архив новейшей истории России. Серия «Каталоги». Т. VII. Протоколы руководящих органов Народного комиссариата по делам национальностей РСФСР. 1918-1924 гг.: Каталог документов / Федер. архив. служба России, Гос. архив Российской Федерации, ред. тома В.П. Козлов, отв. сост. И.А. Зюзина, сост. Я.М. Златкис. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001.

2 Бюллетень Арктического института СССР. 1935. № 1. С. 231.

Идея была поддержана руководством страны и постановлением от 20.06.1924 г. был образован Комитет содействия народностям северных окраин при Президиуме ВЦИК (далее - Комитет Севера), под руководством П.Г. Смидовича.

Изучением проблем Севера, в том числе и деятельности Комитета Севера, занимается ряд авторов3.

Основной задачей Комитета Севера было практическое осуществление ленинско-сталинской национальной политики среди самых отсталых народов Советского Союза4, хозяйственное и культурное возрождение которых представляло

3 Бурмакина Г.А., Гайдин С.Т. «Построение социализма» на территории Таймырского национального округа в 1930-1941 гг. // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 6 (63). С. 103-113; Бершадская С.В. «История народов Сибири» или «Сибирь: история народа» // Технологии развития социальных, экономических и логистических процессов Арктической зоны России: история и современность: мат-лы международной науч.-практич. конф. / Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2017. С. 42-46; Гонина Н.В., Дворецкая А.П. Формирование элиты коренных малочисленных народов Енисейского Севера с помощью централизованного высшего образования // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2016. № 4 (4). С. 197-205; Чурсина А.С. К вопросу становления образовательной системы традиционных этносов Енисейского Севера в 1920-1930-е гг. // The Newman in Foreign Policy. 2019. № 49-5 (93). С. 10-12.

4 Чурсина А.С. Исторический опыт государственной политической программы по

созданию советских центров школьного образования и культуры на Енисейском

Севере в 1923-1930 годах // Самарский научный вестник. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 200.

большие трудности.

После создания Комитета Севера в регионах РСФСР создавались местные комитеты. Сибирский краевой комитет содействия народностям окраин Сибири (далее - Сибирский Комитет Севера) был образован 26 ноября 1924 г. при Сибирском революционном комитете (далее - Сибревком).

Енисейский окружной комитет содействия развитию народов северных окраин начал работу 30 марта 1925 г. В дальнейшем он был преобразован в Красноярский Комитет Севера. В него вошли председатель И.М. Суслов, юрист Д.Е. Лаппо, заведующий Управлением внутренней торговли Красноярского округа Ф.М. Родин5.

В фондах Государственного архива Красноярского края содержит дело, в котором размещено Положение о Сибирском краевом комитете содействия народностям окраин Сибири при Сибревкоме6 (далее - Положение). Согласно Положению его задачей являлось содействие планомерному устройству всех малых народностей окраин Сибири в хозяйственно-экономическом, административно-судебном и культурно-санитарном отношении. Сибирский Комитет Севера содействовал развитию путей и средств сообщения, способствующих урегулированию торговли; собирал необходимые сведения о жизни и нуждах народностей, изучал их историю, культуру и быт; осуществлял защиту малых народностей от эксплуатации, в том числе вносил изменения в нормативно-правовые акты; разрабатывал мероприятия по здравоохранению, школьной и просветительской работе, административно-территориальному и судебному устройству среди малых народностей.

Особенную сложность в первые годы деятельности Комитета Севера представляла организация национальной работы на местах. Окрисполкомы и крайисполкомы, полагая, что создание Комитета Севера освобождает их от ведения работы среди туземного населения, расценивая его как оперативный орган управления, стремились все дела, касающиеся северных народов переложить на Комитет Севера. Так, например, Туруханский райисполком, при 70% туземного населения в районе, считал, что наблюдение и руководство работой всех 4 тузриков и 47 тузсоветов должен осуществлять Комитет Севера, несмотря находящийся в Красноярске за 500 км. от Туру-ханска, и имевший только 7 платных секретарей тузсоветов, тогда как русские советы на 100% были снабжены платными секретарями и председателями.

Как отмечал, заместитель председателя Комитета Севера А.Е. Скачко, необходимо было местные органы власти приучить к мысли, что они должны были обслуживать не только русское население, но и туземное. Необходимо было заставить местный исполком отпускать на содержание туземных советов

5 ГАКК. Ф. Р-1845. Оп. 1. Д. 2.

6 Там же.

такие же средства, как и на содержание русских и держать достаточное количество инструкторов для руководства тузРИКами и тузсоветами7.

Культурно-просветительскую работу Комитет Севера проводил через Народный комиссариат просвещения РСФСР (далее - Наркомпрос) и Народный комиссариат здравоохранения РСФСР (далее - Наркомздрав), через научную общественность, объединенную в научно-исследовательской комиссии Комитета Севера, через культбазы. Хозяйственную работу Комитет Севера осуществлял через Народный комиссариат внутренней и внешней торговли, Народный комиссариат земледелия, хозяйственные и кооперативные учреждения, работавшие на севере в направлении развития хозяйства северных народов, например Центросоюз, Госторг. Политически-административную работу Комитет Севера проводил через местные комитеты, оказывая давление на местный исполкомы, понуждая их принимать все необходимые меры к защите туземцев, их административному устроению на основах развития самодеятельности и национального самоуправления.

Ежегодно на Пленумах Комитета Севера рассматривались вопросы снабжения, кооперации, хозяйственного устройства, национально-административной организации малых народов Севера, культурной работы.

На первом расширенном Пленуме в октябре 1924 г. были созданы органы Комитета Севера (комиссии и местные Комитеты Севера).

На повестке второго расширенного Пленума Комитета Севера в мае 1925 г., обсуждались вопросы проведения культурной политики на северных окраинах посредством создания культбаз, налаживания школьного образования, оказания населению медицинской и ветеринарной помощи. Так, в мае 1925 г., в целях осведомления туземцев о советской России Комитет Севера организовал плавучие выставки на пароходе8. Советская власть должна была помогать им не только в развитии традиционных для севера отраслей хозяйственной деятельности, но и в освоении животноводства, пушного звероводства, проведении акклиматизации новых видов пушных зверей.

Если в досоветский период ситуация в северном животноводстве в Туруханском крае, как полагают С.Т. Гайдин и Г.А. Бурмакина, расценивается как неблагополучная, не практиковалось содержание свиней и овец, то в конце 1920-х гг. распространение овец стало сопоставимо с крупным рогатым скотом и лошадьми, свиней - оставалось немногочисленным9.

Сотрудник Комитета Севера А.А. Клыков доказывал необходимость строительства на севере рыбоконсервных пред-

7 Скачко А. Пять лет работы Комитета Севера // Север. 1930. № 1. С. 5.

8 Советская Сибирь. 1925. № 113.

9 Гайдин С.Т., Бурмакина Г.А. Сельскохозяйственное производство Енисейского

Севера в предвоенный период // Наука и образование: опыт, проблемы, перспек-

тивы развития: материалы международной научно-практической конференции /

Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2018. С. 383.

Гоажданское право; предпринимательское право; семейное

право; международное частное право

приятий, которые могли бы стать зачатками индустриальной экономики, очагами новой культуры, способствовали бы переходу части населения на оседлый образ жизни10.

На четвертом Пленуме в марте 1927 г. Наркомпросу и Народному комиссариату земледелия было поручено разработать пятилетний план просвещения и здравоохранения для северных территорий. Основная проблема состояла в том, что до создания Комитета Севера медицинская помощь малым народностям Севера почти не оказывалась. Осложняла работу территориальная оторванность медицинских пунктов от мест обитания и кочевий туземцев, дислоцирующихся в населенных пунктах с преобладанием русского населения.

Важную роль в оказании медицинской помощи сыграло Российское общество Красного Креста РСФСР (далее - РОКК), которое вместе с Наркомздравом сотрудничало с Оздоровительной комиссией Комитета Севера. Так, первые врачебно-обследовательские отряды были отправлены РОКК в районы проживания аборигенного населения в 1924-1925 гг., на которые было отпущено 32 000 руб., 50 000 руб. на организацию медицинской помощи на Севере получил в 1925-1926 гг. Наркомздрав. Так, в 1925-1926 гг. на Севере действовали уже 11 врачебно-подвижных отрядов РОКК и 9 врачебно-подвижных пунктов11.

В 1928-1929 гг. существовало 47 врачебных пунктов (19 - Наркомздрав, 23 - РОКК, 5 - местный бюджет). На их содержание было отпущено 1 083 000 руб. (по смете Наркомзд-рава - 548 тыс. руб., по смете РОКК - 320 тыс. руб., по местному бюджету - 215 тыс. руб.). В 1929-1930 гг. расходы Наркомз-драва на оказание помощи на Севере увеличились до 719 тыс. руб., РОКК - до 325 тыс. руб.12.

На пятом Пленуме в марте 1928 г. Комитет Севера обобщил работу за три года и обозначил основные проблемы, а именно недостаточность финансирования, сложность привлечения работников и специалистов для работы на Севере в связи с недостаточной оплатой труда и неудовлетворительных жилищных условий, отсутствие строительства (школ, больниц и т.п.).

После 1930 года задачами Комитета Севера являлись создание письменности на языках малых народов, методических пособий, букварей и учебников для туземных школ на русском и туземных языках, издание специальной популярной литературы для распространения среди северных народов в целях закрепления грамотности.

По состоянию на 1935 г. посредством форм работы, организованных Комитетом Севера стало невозможно проводить дальнейший экономический и культурный подъем народов Севера. Так же Комитет Севера не имел права контролировать и регулировать вновь созданные союзные учреждения, которые развернули хозяйственную деятельность на Севере.

В вязи с чем, на заседании 10.05.1935 г. Президиум ВЦИК упразднил Комитет Севера и делегировал его функции Главному управлению Северного морского пути при СНК СССР (далее - Главсевморпуть). Отдел национальностей при Президиуме ВЦИК был назначен контролирующим органом за осуществлением политики среди народов Севера.

Как отмечалось на страницах газеты «Правда» за июль 1935 г. буржуазной наукой народы Севера были объявлены неспособными к развитию и осуждены к вымиранию. Постоянные голодовки населения, считавшиеся нормальным явлением со времен царизма, безвозвратно ушли в прошлое. На советском Севере росла хозяйственная мощь, неизмеримо зажиточно и культурно жили его люди13.

Благодаря Комитету Севера в 1935 г. у народов Севера школами было охвачено 70% детей школьного возраста, ликвидация неграмотности среди взрослого населения в некоторых районах достигала 100% (Нанайский район ДальнеВосточного края)14.

В дальнейшем Главсевморпуть обеспечивал подъем культуры, экономики, хозяйства народов Севера. Так, к 1937 г. в Эвенкии действовали 14 школ интернатного типа, 4 неполных средних школы, красные чумы, совпартшкола, 7 больниц стационарного типа, 10 радиостанций15.

10 Клыков А.А. Рыбные промыслы. Советский Север: Первый сборник статей Комитета содействия народностям северных окраин при Президиуме ВЦИК; под ред. П. Г. Смидовича, С. А. Бутурлина и Н. И. Леонова. М.: Комитет содействия народностям северных окраин при Президиуме ВЦИК, 1929. С. 160.

11 Богданов Ф.Г. Медицинская помощь малым народностям Крайнего Севера. Советский Север: Первый сборник статей Комитета содействия народностям северных окраин при Президиуме ВЦИК; под ред. П.Г. Смидовича, С.А. Бутурлина и Н.И. Леонова. М.: Комитет содействия народностям северных окраин при Президиуме ВЦИК, 1929. С. 189.

12 Скачко А. Пять лет работы Комитета Севера // Север. 1930. № 1. С. 30.

13 Правда. 1935. № 199.

14 2 сессия Всероссийского центрального исполнительного комитета XVI созыва 1 -9 февраля 1936 г. М., 1936. С. 7.

15 Микула М.М. Полярные газеты рассказывают // Советская Арктика. 1937. № 4. С. 30.

Таблица 1 - Показатели распределения товаров по завозу 1936 г. на Енисейский Севе р (в % к плану)

Кондитерские изделия Чай Овощи Сахар Трикотаж Кожаная обувь Культтовары

Таймырский национальный округ 87 112 61 104 92 55 83

Эвенкийский национальный округ 85 90 76 132 81 93 123

Туруханский район 96 80 179 103 126 95 80

Несмотря на ряд недочетов по завозу товаров на торговые точки Енисейского Севера, неравномерному распределению их по округам, как указано в Таблице 1, население снабжалось культурными товарами, трикотажем, кожаной обувью, чаем, сахаром, кондитерскими изделиями, овощами и т.п. (Зеленин Д.К. Народы Севера после Октябрьской революции // Советская этнография. 1938. № 1. С. 39)

Таким образом, Комитет Севера, являющийся, до организации в 1932 г. Главсевморпути, единственным государственным центром, организующим и направлявшим работу во всех сферах жизни коренных народов Севера, определил основные направления работы по решению социальных, культурных, экономических, хозяйственных, политических проблем.

Библиография:

1. 2 сессия Всероссийского центрального исполнительного комитета XVI созыва 1 -9 февраля 1936 г. М., 1936.

2. Архив новейшей истории России. Серия «Каталоги». Т. VII. Протоколы руководящих органов Народного комиссариата по делам национальностей РСФСР. 1918-

1924 гг.: Каталог документов / Федер. архив. служба России, Гос. архив Российской Федерации, ред. тома В.П. Козлов, отв. сост. И.А. Зюзина, сост. Я.М. Златкис. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001.

3. Бершадская С.В. «История народов Сибири» или «Сибирь: история народа» // Технологии развития социальных, экономических и логистических процессов Арктической зоны России: история и современность: мат-лы международной науч.-практич. конф. / Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2017. С. 4246.

4. Богданов Ф.Г. Медицинская помощь малым народностям Крайнего Севера. Советский Север: Первый сборник статей Комитета содействия народностям се-

верных окраин при Президиуме ВЦИК; под ред. П.Г. Смидовича, С.А. Бутурлина и Н.И. Леонова. М.: Комитет содействия народностям северных окраин при Президиуме ВЦИК, 1929.

5. Бурмакина Г.А., Гайдин С.Т. «Построение социализма» на территории Таймырского национального округа в 1930-1941 гг. // Вестник Сургутского государствен-

ного педагогического университета. 2019. № 6 (63). С. 103-113.

6. Бюллетень Арктического института СССР. 1935. № 1.

7. Гайдин С.Т., Бурмакина Г.А. Сельскохозяйственное производство Енисейского Севера в предвоенный период // Наука и образование: опыт, проблемы, перспек-

тивы развития: материалы международной научно-практической конференции / Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2018. С. 383-386.

8. ГАКК. Ф. Р.-1845. Оп. 1. Д. 2.

9. Гонина Н.В., Дворецкая А.П. Формирование элиты коренных малочисленных народов Енисейского Севера с помощью централизованного высшего образования

// Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2016. № 4 (4). С. 197-205.

10. Зеленин Д.К. Народы Севера после Октябрьской революции // Советская этнография. 1938. № 1. С. 12-53.

11. Клыков А.А. Рыбные промыслы. Советский Север: Первый сборник статей Комитета содействия народностям северных окраин при Президиуме ВЦИК; под ред.

П. Г. Смидовича, С. А. Бутурлина и Н. И. Леонова. М.: Комитет содействия народностям северных окраин при Президиуме ВЦИК, 1929.

12. Микула М.М. Полярные газеты рассказывают // Советская Арктика. 1938. № 4. С. 27-30.

13. Правда. 1935. № 199.

14. Скачко А. Пять лет работы Комитета Севера // Север. 1930. № 1.

15. Советская Сибирь. 1925. № 113.

16. Чурсина А.С. Исторический опыт государственной политической программы по созданию советских центров школьного образования и культуры на Енисейском

Севере в 1923-1930 годах // Самарский научный вестник. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 199-203.

17. Чурсина А.С. К вопросу становления образовательной системы традиционных этносов Енисейского Севера в 1920-1930-е гг. // The Newman in Foreign Policy.

2019. № 49-5 (93). С. 10-12.

18. Власов В.А. Закупки сельскохозяйственной продукции в государственные продовольственные фонды в период с 1917 г. по 1929 г. (историко-правовой аспект) //

История государства и права. 2011. № 3. С. 28-30.

19. Власов В.А. Роль науки аграрного права в обеспечении продовольственной безопасности Российского государства // Аграрное и земельное право. 2011. № 3

(75). С. 19-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.