Научная статья на тему 'Основы государственной политики в сфере образования в отношении коренных малочисленных народов Енисейского Севера в 1920-е гг'

Основы государственной политики в сфере образования в отношении коренных малочисленных народов Енисейского Севера в 1920-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
90
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Newman in Foreign policy
Область наук
Ключевые слова
КОРЕННЫЕ НАРОДЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС / КОМИТЕТ СЕВЕРА / ПРОСВЕЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чурсина Антонина Сергеевна

В статье представлен исторический обзор становления образовательной системы традиционных этносов Енисейского Севера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы государственной политики в сфере образования в отношении коренных малочисленных народов Енисейского Севера в 1920-е гг»

The Newman In Foreign Policy № 47 (91), апрель -май 2019 г.

ОСВОЕНИЕ ПРИЕНИСЕИСКОИ СИБИРИ: ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА

THE DEVELOPMENT OF PRENISEUS SIBERIA: EDUCATION AND PEDAGOGY

УДК 303.446.4

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ОТНОШЕНИИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ ЕНИСЕЙСКОГО СЕВЕРА В 1920-Е ГГ.

Чурсина Антонина Сергеевна, кафедра гражданского права и процесса Юридического института Красноярского государственного аграрного университета, г. Красноярск

В статье представлен исторический обзор становления образовательной системы традиционных этносов Енисейского Севера.

Ключевые слова: коренные народы, национальный вопрос, Комитет Севера, просвещение.

PRINCIPLES OF STATE POLICY IN THE FIELD OF EDUCATION IN RELATION TO INDIGENOUS PEOPLES OF THE YENISEI NORTH IN THE 1920S.

64

- Chursina A., civil law and process sub-faculty of

the Institute of Law of the Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk

The article presents a historical overview of the formation of the educational system of traditional ethnic groups of the Yenisei North.

Key words: indigenous peoples, national question, Committee of the North, education.

Быть ли народам Севера или навсегда исчезнуть с лица Земли? Так звучал основной вопрос I Съезда коренных народов Севера СССР, оглашенный ученым-североведом Ч.М. Таксами в Кремлевском дворце съездов в марте 1990 года [1].

По состоянию на 1893 г. в Туруханском крае имелась приходская школа с интернатом на 10 мальчиков-инородцев. Грамотных среди инородцев нет.

Основные причины неграмотности коренных жителей до 1917 г. заключались в отсутствии школьной системы

соответствующей реалиям жизни инородцев, поскольку местный житель не сидит на месте, а кочует с оленями, а также должного

образования самих учителей и незначительности получаемого ими жалования.

В перспективе стояла подготовка учителей из числа туземцев, которые возвращаясь в свои семьи, передавали бы приобретенные знания на родном для соплеменников языке [5, 4].

Как пишет советский этнограф Д.К. Зеленин, до Октябрьской революции малые народы были «поголовно неграмотны», у них отсутствовали школы, больницы, письменность

[3].

В 20-х гг. XX в. формируется тенденция создания национальной

образовательной политики северных народностей, в частности это связано с созданием в июне 1924 г. Комитета содействия малым народностям Севера (далее - Комитет Севера) под председательством П.Г. Смидовича. Помимо всех прочих задач Комитет Севера постановил, содействовать созданию школ, а также установлению тесной связи народностей с культурными центрами СССР, административных северных органов с центральными органами советской власти.

Перед советской властью стояла задача создать такой тип школ, который учитывал своеобразие быта и жизни местного населения, так как значительная часть вела кочевой и полукочевой образ жизни, остальная, та, что перешла к оседлому - располагалась в небольших поселках, находящихся далеко друг от друга. Решением стали школы-интернаты, где дети учились и жили весь учебный год на полном государственном обеспечении.

Все мероприятия, проводимые советской властью впервые на Севере вызывали недоверчивое отношение

кочевников, это касается и новой системы школьного обучения. Им неясна была польза образования, и возникал естественно вопрос «зачем детям учиться?» - охотиться может и неграмотный.

В самых отдаленных частях северных окраин, где преимущественно обитают кочевые и полукочевые народы Пленум Комитета Севера в мае 1925 г. постановил создать комплексные учреждения («Культурные базы») для наиболее рациональной работы по оказанию культурной помощи туземцам.

К 1934 г. были построены и оборудованы 15 культбаз. Культбазы решали

The Newman In Foreign Policy № 47 (91), апрель -май 2019 г.

65

вопросы не только культурного, но и хозяйственного обслуживания туземного населения, создавали актив из среды из местных, вели исследовательскую деятельность по изучению хозяйства и быта народа Севера. Они представляли собой некий единый комплекс, включающий в себя кооператив, ремесленную мастерскую, ветеринарный и зоотехнический пункт, больницу, школу-интернат, дом туземца, баню, краеведческий пункт и научную лабораторию. Так, уже в 1932 - 1933 учебном году количество обучающихся в стационарной школе Туринской культбазы составило 23 человека, при Хатангской - 10 человек [6].

Школьная система адаптировалась под уклад жизни туземцев. Например, делались перерывы в учебном процессе на время совместной охоты со старшими в лесу или наступления местных праздников, так как детей в этот период попросту не пускали в школу.

Первыми учителями в северных школах были русские, осваивавшие языки коренного населения, поскольку большая часть детей не знали русского языка. Среди них были и страстные энтузиасты Севера, призванные помочь народностям Севера догнать далеко ушедшую вперед центральную Россию.

1926 г. Народным комиссариатом просвещения РСФСР были изданы школьные программы, составляющие три учебных года, каждый из которых был разделен на 4 периода. Программа в качестве основного принципа обучения малых этносов Севера закрепила отказ от русификации, что являлось главным отличием советской школы от миссионерской.

Однако, не имелось объективных ресурсов для повсеместной реализации учебной программы, по причине отсутствия учителей-носителей языка, национальной письменности, книг и учебников на родном языке.

Следующим этапом в просвещении малых народов Севера явилось создание в 1925 г. по инициативе Комитета Севера северного института Ленинградского государственного университета (рабфак). Все расходы на содержание рабфака взял на себя Главсевморпуть.

Для поступления к кандидатам предъявлялись следующие требования: свободное владение русской речью, а также образование в школе 1 ступени, однако условие объективно не было выполнимо по причине

неграмотности направленных туземных абитуриентов.

Первыми представителями

Енисейского Севера на рабфаке были Иван Потапов, Алексей Потапов, Константин Милетин и Афанасий Вотинов [2].

С 1930 г. северный институт действует как самостоятельное учреждение. В последующем, именно выпускники рабочего факультета (первый секретарь Эвенкийского окружного комитета КПСС В.Н. Увачан, организатор молодежи в Хатанге, секретарь райкома комсомола А. Аксенова и др.) строили советскую власть на отдаленных северных окраинах.

Таким образом, большая часть инородцев к 1917 г. были неграмотны. С 1920-х гг. происходит становление образовательной системы в северных территориях. Представителям малых этносов предоставлена возможность получения высшего образования. Актуальным оставался вопрос обеспечения образовательного процесса на родном, для малых народов, языке и подготовки кадров из числа туземного населения.

Список источников и литературы:

1. Время иллюзий прошло, настало время серьезных и конкретных дел // Мир коренных народов. Живая Арктика. - 2015. - № 31. - С. 4-7.

2. Государственный архив Красноярского края. Ф.П-1041. Оп. 1. Д. 57. Л. 1- 2а.

3. Зеленин Д.К. Народы Крайнего Севера СССР после Великой Октябрьской Социалистической революции / Д.К. Зеленин // Советская этнография. - 1938. - № 1. - С. 1253.

4. Памятная книжка Енисейской губернии на 1909 год. - Красноярск: Енисейская губернская типография, 1908 (1909). - 2, XIII, 116, 97, 99, 52, 58 с.

5. Памятная книжка Енисейской губернии с адрес-календарем, составленная по 01 января 1896. - Красноярск: Енисейская губернская типография, 1896. - 418 с.

6. Суслов И.М. 15 культбаз / И.М. Суслов // Советский Север. - 1934. - № 1. - С. 28-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.