Научная статья на тему 'Деятельность как психолого-педагогическая категория'

Деятельность как психолого-педагогическая категория Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7285
494
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность как психолого-педагогическая категория»

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Ю. Ф. Кузнецов Екатеринбург

В основе современных взглядов на учебно-воспитательный процесс находится понятие деятельности. Поэтому во многих педагогических исследованиях именно с позиции деятельности трактуется процесс овладения школьником учебным материалом (учебная деятельность), позиция педагога (преподавание) и ученика (учение) как субъектов данной деятельности, а совместная работа педагога и школьника рассматривается как обучение. В связи с этим необходимо хотя бы в общих чертах рассмотреть основные положения общей теории деятельности.

Данная теория опирается на основные принципы диалектического материализма, используя главный тезис этого философского направления о том, что бытие, деятельность человека определяет его сознание, а не наоборот, как это трактуется философами-

идеалистами. Понятие «деятельность» как научное ввел в философию в XVIII веке И. Кант. В XIX столетии К. Маркс в своих работах, в частности, анализируя взгляды Г. Гегеля и Л. Фейербаха, дал довольно полное содержательное толкование деятельности как категории. Именно это толкование выступает в качестве методологической основы психологической интерпретации этой категории. В психологию

понятие деятельности ввел крупнейший отечественный психолог С. Л. Рубинштейн, перенеся ее из философии.

Понятие деятельности относится к междисциплинарной категории, изучением которой занимается философия, социология, психология, педагогика и другие научные дисциплины.

Разработка психологической теории деятельности является приоритетной для отечественной науки. Развитие теории деятельности связано с именами таких известных отечественных ученых, как С.Л. Рубинштейн (18891960), Л.С. Выготский (1896-1934), Н.А. Бернштейн (1896-1966), А.Р. Лурия (19021977), П.Я. Гальперин (1902-1988), А.Н. Леонтьев (1903-1979), А.В. Запорожец (1905-1981), Б.Ф. Ломов (1927-1989), В. В. Давыдов (19301998) и др. Основополагающими работами хрестоматийного характера по данной проблеме считаются исследования С.Л. Рубинштейна («Основы общей психологии»; «Бытие и сознание». «Человек и мир») и А.Н. Леонтьева («Деятельность. Сознание. Личность»).

В разработке методологических и теоретических основ исследования проблемы деятельности можно выделить несколько этапов. На рубеже Х1Х-ХХ столетий крупнейшие оте-

чественные ученые (И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов) провели фундаментальные исследования в области физиологии, заложив основы деятельностного подхода к изучению психики человека. В начале XX века Л.С. Выготским были обозначены контуры деятельностного подхода в психологии. В середине XX столетия вначале С.Л. Рубинштейн обосновал систему идей субъектно-деятельностного подхода, затем А.Н. Леонтьев разработал общепсихологическую теорию деятельности. В этот период с позиции деятельностного подхода проводятся исследования в области нейро- и патопсихологии (А.Р. Лурия, В.Н. Мясищев), психологии творчества (Б.М. Теплов), челове-кознания (Б.Г. Ананьев), психофизиологии (Н.А. Бернштейн, А.В. Запорожец), психологии труда (Н.Д. Левитов, К.К. Платонов и др.), детской и педагогической психологии (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, Д.Б. Эльконин и др.) и т. д. В последней четверти XX века Б.Ф. Ломов обосновал необходимость применения системной методологии в психологии и системного подхода в исследовании деятельности. В конце XX столетия наиболее существенный вклад в разработку проблемы деятельности внесли три научных коллектива под руководством В.Д. Шадрикова (теория системогенеза деятельности), А.В. Брушлинского (теория деятельности, действия и психического как процесса), Е.А. Климова (труд как продуктивная деятельность, человек как субъект труда, проблемы профессионального самоопределения личности).

Проблема определения понятия деятельности в научных исследованиях раскрывается с различных позиций. В философии под деятельностью понимается один из важнейших атрибутов бытия человека, «специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существование общества» (Большой энциклопедический словарь, 1998, с. 348). В психолого-педагогических исследованиях деятельность определяется неоднозначно. В одних - это отношение субъекта к окружающему: «процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему миру, - другим людям, к задачам, которые ставит перед ним жизнь» (С.Л. Рубинштейна, 2003, с. 231); процессы, которые, осуществляя то или иное отношение человека к миру, отвечают особой, соответствующей им потребности (А.Н. Леонтьев); форма активного отношения к действительности, направленного

на достижение сознательно поставленных целей, связанных с созданием общественно значимых ценностей и освоением общественного опыта (В.Д. Шадриков). В других подчеркивается сознательная целенаправленная актив -ность субъекта в деятельности: «активное

взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности» (Психологический словарь, 1983, с. 91).

Наибольший вклад в разработку конкретного содержания психологической теории деятельности внес А.Н. Леонтьев. Он писал, что деятельность «...на психологическом уровне, это единица жизни, опосредованной психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире. Иными словами, деятельность - это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие» (Избран. психол. произведения, 1983, т. 2, с. 141). В данном определении подчеркивается фундаментальное положение (которое далее А.Н. Леонтьев развил и обосновал) о том, что деятельность - это основа психической жизни человека, указывается на ее системное строение и главную функцию (ориентир в предметном мире).

В работах ученых перечисляются различные виды деятельности человека (предметная, игровая, учебная, изобразительная, коммуникативная, трудовая и т. п.), среди которых выделяют три ведущих вида - игра, учение, труд. Согласно А.Н. Леонтьеву «.ведущая деятельность - это такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития» (Там же, 1983, т. I, с. 286). Ученые отмечают, что в процессе онтогенетического развития человека происходит смена одного вида деятельности другим, что они следуют в определенном порядке: игра, учение, труд. Предпосылки каждого последующего вида деятельности зарождаются внутри предыдущего, т. е. учебная деятельность зарождается и вырастает из игровой, а игра и учение рассматриваются как подготовительные к труду виды деятельности.

Анализ структуры деятельности показывает принципиально одинаковое строение всех ее видов. В психолого-педагогических исследованиях используется несколько подходов к анализу деятельности. В педагогической

психологии и психологии труда наиболее частое применение получили два из них. Первый называют генетическим или морфологическим (генезис - происхождение; морфология -форма). Согласно данному подходу, генетически исходной и основной является внешняя, предметная, чувственно-практическая деятельность, от которой производна внутренняя психическая деятельность индивидуального сознания, действующая не с реальными предметами, как первая, а с их образами, конечным продуктом чего является мысленный результат. Обе эти формы деятельности имеют общественно-историческое происхождение и принципиально общее строение. Взаимосвязь, взаимопереходы (интериоризация и экстерио-ризация) и принципиально общее их строение позволяет дать первоначальное схематическое представление о структуре деятельности субъекта через его внешнюю предметную обычно видимую деятельность. В связи с этим авторы некоторых работ, иногда, даже не упоминая о генетическом аспекте ее анализа, говорят упрощенно: «внешняя (предметная) структура деятельности». Основным структурным компонентом деятельности, по мнению последователей данного подхода, является действие, а организация деятельности в целом понимается как иерархия систем действий разного уровня сложности. Второй подход к психологическому анализу деятельности называют функционально-динамическим (функционирование -выполнение, осуществление). Его авторы и последователи считают, что деятельность, как очень сложное явление, основывается не на одной какой-то единице (например, действии), а на определенном наборе нескольких качественно разнородных психологических компонентов, которые закономерно взаимосвязаны между собой и образуют целостную психологическую структуру деятельности. Эта структура, по их мнению, динамична, а ее функционирование и есть процесс деятельности. Второй подход, как считают его сторонники, развивает и углубляет первый (хотя и с частичным отрицанием), и поэтому их надо считать не взаимоисключающими, а взаимодополняющими (М.С. Каган, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шад-риков и др.).

Авторами генетического (морфологического) подхода к анализу психологической структуры деятельности являются основоположники деятельностного подхода в психологии - Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн. К активным последователям их взглядов в педагогической психологии следует отнести В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и др.

Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн постоянно подчеркивали социально-исторический характер деятельности отдельно взятого человека, ее производность от материального и речевого общения людей. Так, А.Н. Леонтьев в работе «Очерк развития психики» на примере действий участников первобытной охоты показал, что первичной формой деятельности является ее коллективное, совместное выполнение. На основе совместной деятельности коллективного субъекта возникает индивидуальная деятельность многих субъектов. Хотя особенности и закономерности выполнения совместной и индивидуальной деятельности различны, их строение во многом сходно (Избран. психол. произведения, 1983, т. 1, с. 222-236). «Становление индивидуальной деятельности внутри и на основе совместной представляет собой тот процесс, который следует называть интериориза-цией», - заключает В.В. Давыдов (Теория развивающего обучения, 1996, с. 22).

В развитии деятельностного подхода при его общем основании можно выделить два направления.

Первое разрабатывалось Л.С. Выготским и связано со знаково-символической линией развития психики. Л.С. Выготский по аналогии с орудиями труда ввел в психологию понятие «психологические орудия», роль которых выполняют знаки, являющиеся не только своеобразными заместителями предметов, но и средствами, орудиями внутренней, психической жизни (слова, речь, образцы, правила, способы действий и т. п.). Эти психологические орудия, по его мнению, позволяют осознавать себя, свои действия и овладевать ими. Над «нижними этажами психики» (врожденными и приобретенными условными рефлексами) надстраиваются высшие психические функции, которые имеют основу той культуры, в которой воспитывается ребенок. Такая надстройка происходит опосредованно, с помощью психологических орудий. Л.С. Выготский подчеркивал идею о первенствующей роли коллективной деятельности в становлении индивидуального сознания, отмечая, что «высшие функции мышления ребенка сначала проявляются в коллективной жизни детей в виде спора и только затем приводят к развитию размышления и поведении самого ребенка» (Собр. соч., 1982, т. 3, с. 141). Идея знака и знаковых систем в работах Л.С. Выготского была главной и рассматривалась им в контексте проблемы деятельности. Второе направление разработки деятельностного подхода связано с акцентом на деятельности как предмете

изучения, в рамках которого С.Л. Рубинштейн разрабатывал личностный аспект (личность формируется в деятельности), а А.Н. Леонтьев и А.Р. Лурия исследовали идею индивидуальной деятельности.

Авторы данного подхода в структуре деятельности выделяют несколько неравновесных уровней, которые иерархически соподчинены и образуют целостную систему: верхний - уровень особых видов деятельности, затем - уровень действий, за ним - уровень операций, самый низкий - уровень психофизиологических функций. А.Н. Леонтьев, обобщая анализ психологического строения деятельности, писал: «. в общем потоке деятельности, который образует человеческую жизнь в ее высших, опосредствованных психическим отражением проявлениях, анализ выделяет, во-первых, отдельные (особенные) деятельности

- по критерию побуждающих их мотивов. Далее выделяются действия - процессы, подчиняющиеся сознательным целям. Наконец, операции, которые непосредственно зависят от условий достижения конкретной цели.

Эти «единицы» человеческой деятельности и образуют ее макроструктуру» (Избран. психол. произведения, 1983, т. 2, с. 157).

Авторы данной концепции в структуре любой деятельности человека выделяют такие составляющие ее моменты, как потребности и мотивы, цели и действия, средства и операции, причем их осуществление происходит в определенных внешних и внутренних условиях. Каждый из перечисленных моментов связан с определенным уровнем строения деятельности.

Что же заставляет человека действовать, заниматься определенной деятельностью? Для ответа на данный вопрос надо разобраться в таких понятиях как потребность и мотив. Потребность понимается как состояние нужды живого организма в том, что необходимо для его нормального существования и развития. Данное состояние показывает на то, что равновесие (гомеостаз) между организмом и окружающей средой нарушено, что приводит к активизации «соответствующих биологических отправлений и общим возбуждением двигательной сферы, проявляющимся в ненаправленных поисковых движениях» (А. Н. Леонтьев, 1983, т. 2, с. 144). Появление потребности приводит к состоянию дискомфорта: «чего-то хочется, но не ясно, что именно». Состояние дискомфорта исчезает, если потребность «опредмечивается», т. е. находит предмет, который приводит к ее удовлетворению. Такой предмет потребности в теории деятельности

называется мотивом. Деятельность не начинается, пока человек хотя бы в общих чертах не осознает, зачем и что ему надо. А.Н. Леонтьев раскрывает это так: «. Главное, что отличает одну деятельность от другой, состоит в различии их предметов. Ведь именно предмет деятельности и придает ей определенную направленность. По предложенной мной терминологии предмет деятельности есть действенный мотив. Разумеется, он может быть как вещественным, так и идеальным, как данным в восприятии, так и существующим только в воображении, в мысли. Главное, что за ним всегда стоит потребность, что он всегда отвечает той или иной потребности.

Итак, понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива. Деятельности без мотива не бывает; «немотивированная» деятельность - это деятельность не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом» (Там же, 1983, т. 2, с. 153).

Таким образом, по мнению А.Н. Леонтьева, потребность является источником активности, предмет деятельности и есть действенный мотив, который, побуждая к деятельности, задает ей направленность, т. е. определяет цели и задачи деятельности. Между целью, мотивом и деятельностью существует обоюдная связь: с одной стороны, цель и мотивы понуждают человека к деятельности, определяют ее содержание и способы выполнения, с другой - они сами формируются в процессе деятельности, под влиянием условий жизни, трудовыми, учебными, игровыми отношениями. Предметом деятельности в понимании А.Н. Леонтьева является вещественный или идеальный объект, на изучение или преобразование которого направлена деятельность субъекта, к чему он относится определенным образом. Понятие «предмет деятельности» выводит на принцип предметности, являющимся важнейшим в теории деятельности, т. к. «непредметная деятельность невозможна» (Там же, 1983, т. 1, с. 169).

Мотив понимается как внутренняя побудительная причина деятельности, то ради чего она осуществляется. К определенной деятельности субъекта побуждает обычно не какой-то один мотив, а совокупность зачастую противоречивых мотивов (полимотивированность деятельности), образующих мотивацию данной деятельности. Но характер этой мотивации и характер самой деятельности определяются наиболее значимым, доминирующим, действенным в данный момент мотивом, который вызывает, определяет и направляет имен-

но такую деятельность, а не другую. Отсюда ученые делают важный вывод о роли мотивов в понимании человека: если мотив формирует направленность деятельности и определенным образом ее регулирует, то он определяет и своеобразие личности, так как о человеке обычно судят исходя из его поступков и результатов деятельности.

Анализируя следующий уровень строения деятельности, А.Н. Леонтьев выделяет другие ее составляющие: «Основными «составляющими» отдельных человеческих деятельностей являются осуществляющие их действия. Действием мы называем процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, т. е. процесс, подчиненный сознаваемой цели. Подобно тому как понятие мотива соотносится с понятием деятельности, понятие цели соотносится с понятием действия» (Там же, т. 2, с. 153). Например, ученик, готовясь к экзамену, читает книгу, которая интересна для него. В данном случае чтение - это деятельность с мотивом, направленным на познание нового. Если он тут же захлопывает книгу, узнав, что она не нужна к экзамену, то это - действие, входящее совершенно в другую деятельность, мотивом которой является не получение знаний, а подготовка к экзамену (Там же, т. 1, с. 289). Следует подчеркнуть мысль А.Н. Леонтьева о том, что если деятельность и ее мотив могут и не осознаваться субъектом, то действие и его цель всегда им осознаются. На более высоких ступенях развития «роль общей цели выполняет осознанный мотив, превращающийся благодаря его осознанности в мотив-цель» (Там же, т. 2, с. 155). Действия могут быть направлены не только на какой-то предмет, но и на окружающих людей. В этом случае, отмечал С.Л. Рубинштейн, они становятся актом поведения: поступком или проступком (Основы общей психологии, 2002, с. 165).

Действие связано не только с мышлением, осознанием цели, но и с эмоциями, волей, на что прямо указывали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев. С.Л. Рубинштейн по этому поводу писал: «Эмоции рождаются в действии из соотношения действия с побуждениями, потребностями, интересами, его вызывающими, и развиваются по ходу действия в зависимости от существа стоящей перед индивидом задачи и его отношения к ней. Зачатки воли в виде стремлений, тенденций. заключены в побуждениях любого действия. Воля включает, далее, осознавание цели действия. и сознательное подчинение поставленной цели всего хода действия .

Таким образом,- делает вывод С.Л. Рубинштейн, - в действии, как «клеточке», или «ячейке», представлены зачатки всех элементов или сторон психики» (Там же, с. 168).

В современной науке действия классифицируются по разным основаниям. С.Л. Рубинштейн выделял по признаку осознанности импульсивные и волевые действия. Он отмечал, что волевые действия отличаются от импульсивных осознанием цели и предвидением результата, поэтому специфически человеческим видом является волевое действие. В то же время возможны взаимопереходы: «Если задача окажется сверхтрудной и напряжение, созданное этим конфликтом, перейдет известную меру, волевой контроль может оказаться непосильным - действие превратится в аффективную разрядку; волевое действие переходит в импульсивное» (Там же, с. 446-447).

Ученые подразделяют действия по форме их совершения на материальные или материализованные, направленные на реальное преобразование объекта с целью установления его свойств или осуществляющиеся с помощью заместителей реальных предметов, знаково-символических средств - схем, моделей, чертежей и др. (материализованные действия); рецептивные (включая перцептивные -различения, обнаружения, опознания и др.), направленные на идеальное преобразование реальных или знаково-символических объектов в плане восприятия; речевые действия, осуществляемые как громкая речь или внешняя речь «про себя»; умственные действия, выполняемые во внутреннем мыслительном плане, которые осуществляются без опоры на какие-либо внешние средства.

По составу в каждом действии исследователи выделяют умственные (внутренние), двигательные (моторные), чувственные (сенсорные) компоненты. Каждый из компонентов выполняет определенную функциональную роль: регулирования - умственные действия, исполнения - двигательные действия, контроля - чувственные действия. Поэтому по функциональному критерию действия подразделяют на регуляторные, исполнительные и контрольные (В.Г. Крысько, 2001).

Каждое действие может быть выполнено по-разному. Способы выполнения действия

А.Н. Леонтьев называл операцией. В зависимости от происхождения выделяются - приспособительные и сознательные операции. Сознательная операция первоначально формируется в качестве действия. По существу, операции - это автоматизированные действия и навыки. Навыки, согласно С.Л. Рубинштейна,

- «.автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык, таким образом, возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ выполнения действия» (Основы общей психологии, 2002, с. 455). Этапы формирования умения как сознательного действия раскрыты в работах П.Я. Гальперина, а периоды и фазы формирования навыка как автоматизированного действия подробно рассмотрены Н.А. Бернштейном. Операция - одна из составляющих деятельности человека, соотносимая с объективно-предметными условиями достижения цели, т. е. задачей (Психологический словарь, 1983, с. 235). Ученые подчеркивают, что под условиями подразумеваются как внешние обстоятельства, так и внутренние, психофизиологические возможности самого субъекта.

Психофизиологические функции составляют нижний уровень структуры деятельности, что показывает на связь деятельности человека с его биологической сущностью. Биосоциальная сущность человека заключается в том, что протекание психических процессов неотделимо от физиологических механизмов, обеспечивающих возможность осуществления психических процессов. К таким физиологическим механизмам, имеющим генетическую обусловленность, С.Л. Рубинштейн относил чувствительность организма, мнемиче-скую функцию (способность к запоминанию), тоническую функцию организма (способность к возбудимости, проявляющуюся в темпераменте), моторные способности и др. (Общая психология, 2002, с. 169-170).

Важное место в теории деятельности занимает понятие «задача», которая неразрывно связана с действием (его целью) и операцией (ее условиями). Вот как описывает данное понятие А.Н. Леонтьев: «Всякая цель - даже такая, как «достичь пункта Ы», - объективно существует в некоторой предметной ситуации. Конечно, для сознания субъекта цель может выступить в абстракции от этой ситуации, но его действие не может абстрагироваться от нее. Поэтому помимо своего интенционально-го аспекта (что должно быть достигнуто) действие имеет и операционный аспект (как, каким способом это может быть достигнуто), который определяется не самой по себе целью, а объективно-предметными условиями ее достижения. Иными словами, осуществляющееся действие отвечает задаче; задача - это и есть цель, данная в определенных условиях» (Из-

бран. психол. произведения, 1983, т. 2, с. 156). Таким образом, согласно А.Н. Леонтьеву, задача - это цель, данная в определенных условиях. Задача, даже самая простая, включает в себя следующие моменты: цель, т. е. требование, которое надо выполнить (достичь пункта Ы); условия, в которых действует субъект; искомое - неизвестное, которое надо найти, чтобы достигнуть цели.

Как вписывается в теорию деятельности такое важное явления психики как установка, изучением которой активно занимался Д.Н. Узнадзе и его научная школа? По мнению Д.Н. Узнадзе, установка - это готовность субъекта к совершению действия в определенном направлении. А.Г. Асмолов в книге «Деятельность и установка» (1996) проанализировал представления Д. Н. Узнадзе об установке и пришел к идее об иерархической уровневой природе установки как механизма стабилизации деятельности: «В соответствии с основными структурными единицами деятельности (особенная деятельность, действие, операция, психофизиологические механизмы - реализаторы деятельности) выделяются уровни смысловых, целевых и операциональных установок, а также уровень психофизиологических механизмов - реализаторов установок». «Установки различных уровней стабилизируют движение деятельности, позволяя, несмотря на своеобразные сбивающие воздействия, сохранять ее направленность; и они же выступают как консервативные моменты деятельности, "барьеры внутри нас", затрудняя приспособление к новым ситуациям и феноменально проявляясь при столкновении развертывающейся деятельности с тем или иным препятствием» (Цит. по А.А. Леонтьеву. Деятельностный ум, 2001, с. 130).

Обобщенно уровневую структуру психической деятельности субъекта можно изобразить в виде схемы (см. схему 1). При этом надо помнить об определенной условности выделения этих уровней в психической деятельности. С.Л. Рубинштейн отмечал, что «.всякий «высший» психический процесс предполагает «низшие» и совершается на их основе. Всякая познавательная деятельность, всякий мыслительный процесс, взятый в своей реальной конкретности, совершается одновременно на разных уровнях.; самые абстрактные понятия. представляют из себя пирамидальные сооружения, в которых абстракции более высокого порядка образуют вершину, а в основе лежат, прикрытые несколькими слоями абстракцией разного уровня, чувственные обобщения, продукты более или менее элемен-

тарной генерализации» (Бытие и сознание, 2003, с. 234). К таким же выводам пришел Н.А. Бернштейн, обнаружив уровневое построение движений и действий человека, когда каждый уровень отвечает за свой класс движений, имеет специфические, свойственные только ему моторные проявления. Причем под уровнями понимаются буквально «слои» центральной нервной системы: уровень спинного и продолговатого мозга, уровень подкорковых центров, уровень коры головного мозга. Анализ результатов исследований позволил Н.А. Бернштейну сделать следующие выводы: в организации движений и действий участвуют, как правило, сразу несколько уровней - тот, на котором строится движение и все нижележащие уровни; выбор ведущего уровня построения движения определяется смыслом, задачей движения, что выводит на такую важнейшую психологическую категорию как цели и задачи деятельности (Очерки по физиологии движений и физиологии активности, 1966).

Схема 1. Модель психологической (генетической) структуры деятельности Потребности _ Деятель-

Мотив ^ ность

4Т 4Т

Цель

Условия

Задача

Действие

Операция

Двойные стрелки на данной схеме показывают, что связи между компонентами деятельности очень гибкие, подвижные и отражают широкие возможности в изменении строения деятельности в процессе ее осуществления. Наиболее существенными изменениями являются сдвиг мотива на цель (или цели на мотив). Если деятельность утратит свой мотив, то она может превратиться в действие, а действие при изменении цели на мотив превратится в деятельность, если же действие вообще утрачивает цель, то оно может превратиться в операцию и, соответственно, наоборот (А.Н. Леонтьев). Например, если человек читает книгу для подготовки к экзамену, то это

- действие, имеющее сознательную цель. В процессе чтения содержание книги настолько захватывает человека, что он не отрывается, даже узнав, что эта книга не нужна к экзамену. Здесь действие превратилось в деятельность, а цель стала мотивом (сдвиг мотива на цель).

Таким образом, основоположники деятельностного подхода, исследуя происхождение, структуру и содержание деятельности человека, вышли на такие фундаментальные для

психологии и педагогики понятия как сознание и личность, показав их производность от предметной деятельности. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что именно «в деятельности, осуществляя которую человек совершает свой жизненный путь, все психологические свойства личности не только проявляются, но и формируются» (Основы общей психологии, 2002, с. 436). Э.Г. Юдин, показывая взаимосвязь личности и деятельности, отмечает: «Личность есть не только продукт, но и условие деятельности, а это значит, что по крайней мере в известном смысле, мы должны и саму деятельность объяснить через личность. Если же от этого отказаться, то мы вместо деятельности получаем Деятельность, при которой личность выступает на правах чисто функционального и, следовательно, в каждом конкретном случае необязательного придатка» (Системный подход и принцип деятельности, 1978, с. 301). И чуть ранее он намечает то направление, через которое можно изучая личность, объяснить деятельность: «Анализ диалектики структуры деятельности показывает, что если ее основанием является сознательно формулируемая цель, то основание самой цели лежит вне деятельности, в сфере идеалов и ценностей человека. Отсюда следует, что сущность деятельности нельзя понять, не выходя за пределы ее внутренней структуры, не давая ей внешних определений. Разгадка природы деятельности коренится не в ней самой, а в том, ради чего она совершается, в той сфере, где формируются цели человека и строится образ действительности, какой она должна стать в результате деятельности» (Там же, с. 289).

Сторонники второго функциональнодинамического подхода к психологическому анализу деятельности, опираясь на исследования проблемы сложных систем (Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, В.П. Кузьмин, Б.Ф. Ломов и др.), пытаются изучить внешнее и внутреннее ее функционирование. К авторам данного подхода относится более молодое поколение ученых (в основном научные внуки авторов теории деятельности) - А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко, М.С. Каган, В.А. Петровский и др. М.С. Каган писал: «Основная функция деятельности - обеспечение сохранения и непрерывного развития человеческого общества, так как существование и развитие общества есть условие бытия самого человека. Деятельность есть, следовательно, такая форма активности живого существа, которая призвана воспроизводить сверхприрод-ные условия его бытия - социальные отношения, культуру, наконец, его самого, как биосоциальное, а не чисто биологическое существо»

(Человеческая деятельность, 1974, с. 48).

Опираясь на опыт системного анализа, М.С. Каган выделил в структуре управления конкретными процессами человеческой деятельности пять блоков: мотивационный, ориентационный, операционный, энергетический и оценочный.

Всякая целенаправленная активность субъекта должна иметь внутреннюю мотивацию. Первая задача психики - выработка такой мотивации. Мотивационный блок включает потребности, идеалы, мотивы, установки, интересы, влечения личности.

Мотивация процесса деятельности, по мнению М.С. Кагана, должна преобразовываться в конкретную ориентацию этого процесса, выражающуюся в целеполагании и разработке плана, программы, технологии действия. В ориентационный блок входят механизмы целеполагания, планирования и прогнозирования деятельности.

Стратегия и тактика деятельности реализуются, если психика человека будет владеть некоей операционной базой, с помощью которой действие выполняется. Операционный блок состоит из двух взаимодействующих разделов: первый связан с тем, что владение различными средствами деятельности (знаковыми, орудийными), зависит от врожденных качеств человека - задатков, способностей, одаренности и т. д.; второй связан с операциональными возможностями, которые психика приобретает в онтогенезе - умения, навыки, привычки, мастерство.

Реальное действие, как указывает М.С. Каган, может остаться неосуществленным, если деятельность не будет располагать еще одним компонентом, включающим энергетические ресурсы, физической, например, мускульной и психической природы. Энергетический блок состоит из взаимодействия таких психических источников энергии, как внимание, которое обеспечивает концентрированность всех операций вокруг основной оси действия; воля, которая придает совершаемому действию высокую степень активности и целеустремленности; эмоциональный фон деятельности, от которого во многом зависят энергетические ресурсы каждой конкретной операции.

Деятельность станет саморегулирующей системой только в том случае, если субъект будет получать информацию об эффективности совершаемых действий и корректировать на этой основе работу всех предыдущих блоков (обратная связь). В оценочный блок входят механизмы эмоциональной и мысли-

тельной оценки, дающие возможность субъекту испытывать удовлетворенность или неудовлетворенность от результата действий и всей деятельности в целом.

Кроме этого М.С. Каган выделил такой компонент, как характер, который, по его мнению, выражает соотношение вышеперечисленных пяти блоков, связывает их в единую духовную систему. В связи с этим характер рассматривается им как интегрирование формы протекания всех психических процессов в сознании личности, влияющее на то, как деятельность будет протекать у этой личности.

В.Д. Шадриков, опираясь на методологию системного подхода, разработал более подробную, чем М. С. Каган, модель функционально-динамической структуры деятельности, назвав ее идеальной теоретической моделью деятельности. При разработке данной модели за основу он взял модель функциональной физиологической системы П.К. Анохина (Очерки по физиологии функциональных систем, 1975). Свои взгляды В.Д. Шадриков оформил в виде теории системогенеза деятельности, обосновав закономерности формирования каждого компонента деятельности (Проблемы системогенеза профессиональной деятельности, 1982; Психология деятельности и способности человека, 1996 и др.). Компоненты деятельности он объединил в следующие функциональные блоки: блок мотивов деятельности, блок целей деятельности, блок программы деятельности, блок принятия решений, блок индивидуальных качеств субъекта (деятельностно важных качеств). В данной модели и модели, разработанной М.С. Каганом, существует сходство в основных выделенных блоках и компонентах.

Сравнение генетического (морфологического) и функционально-динамического

подходов к анализу психологической структуры деятельности позволяет заметить много сходных моментов. В первом и втором говорится о мотивах, целях, средствах и условиях выполнения деятельности, о ее регуляторноэмоциональных, исполнительных и контрольно-оценочных компонентах. Различия наблюдаются в объяснении и структурировании этих моментов.

Таким образом, сложность категории деятельности побуждает исследователей подходить к ее анализу с разных позиций и сторон, что позволяет рассмотреть ее более основательно. К настоящему времени ученые сходятся во взглядах на такие положения деятельности: реальность данного явления и необходимость его изучения; предметный характер

деятельности; деятельность как системное образование; выделение в деятельности структурных единиц; предметная деятельность как генетически исходная и основная в формировании других видов деятельности; предметная деятельность как основа возникновения и развития психики человека; единство строения внешней практической и внутренней психической деятельности; связь деятельности с потребностями, мотивами и целями человека; наличие внешних и внутренних средств деятельности. К спорным проблемам, которые требуют своего решения на пути создания междисциплинарной теории деятельности относятся, по мнению В.В. Давыдова: проблема определения понятия «преобразование» (преобразование - это изменение объекта или изменение внутреннего образа объекта?); проблема соотношения коллективной и индивидуальной деятельности, коллективного и индивидуального субъектов (в чем их не только сходство, но и отличие, специфика структур и

функций?); проблема соотношения общей структуры деятельности с привычными психологу психическими процессами вроде восприятия, мышления, воли и др. (следует ли психические процессы считать деятельностью?); проблема классификации видов деятельности, в чем наблюдается большая путаница; проблема соотношения деятельности и общения (можно ли понятие «общение» считать равноправным по значимости понятию «деятельность»?); проблема соотношения общей теории деятельности с основными положениями Ж. Пиаже и П.Я. Гальперина, которые использовали основные понятия данной теории в своих работах; проблема способов организации исследований деятельности человека на междисциплинарной основе; проблема понимания общей природы человека, соотношения в нем «биологического» и «социального» (Теория развивающего обучения, 1996, с. 23-33).

© Ю. Ф. Кузнецов, 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.