Научная статья на тему 'Деятельность издательского отдела Государственного Эрмитажа: 1932–1941 годы'

Деятельность издательского отдела Государственного Эрмитажа: 1932–1941 годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
961
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗДАНИЕ / КАТАЛОГ / КНИГА / ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПОСТАНОВЛЕНИЕ / РУКОВОДСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ефимова Ирина Георгиевна

Статья посвящена истории создания и работы издательского отдела Эрмитажа в 30-е годы. Рассматривается сложная история формирования Отдела, его издательская продукция, участие сотрудников Эрмитажа в издательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность издательского отдела Государственного Эрмитажа: 1932–1941 годы»

И. Г. Ефимова

Деятельность Издательского отдела Государственного Эрмитажа: 1932-1941 гг.

Статья посвящена истории создания и работы издательского отдела Эрмитажа в 30-е годы. Рассматривается сложная история формирования Отдела, его издательская продукция, участие сотрудников Эрмитажа в издательской деятельности.

Ключевые слова: издание, каталог, книга, путеводитель постановление, руководство

Сложность и противоречивость социальных и политических процессов, происходивших в стране в 1930-е гг., в полной мере коснулась издательской деятельности музеев.

Широкий размах индустриализации государства, «будни великих строек», завоевание новых пространств сочетались с массовыми репрессиями, оскудением интеллектуальных сил, как их результатом, с насаждением шаблонов с жестким идеологическим контролем. Все эти явления диктовали особенности культурной и, в частности, художественной жизни.

В декабре 1930 г. в Москве проходил Первый всероссийский музейный съезд, на котором были сформулированы задачи культурного строительства музеев. В этом же году была разработана целевая установка Эрмитажа как музея истории культуры и искусства и оформлена новая структура его экспозиции и научных отделов1.

Началась грандиозная «социалистическая» реконструкция музея под руководством Бориса Васильевича Леграна, изложившего в своей книге принципы построения музея2. Все это происходило в качественно новых исторических условиях, буквально «переделавших» очень многих старых («старорежимных») сотрудников Эрмитажа. Отличительными признаками музейной работы стали: преобразование структуры музея в соответствии с марксистским положением о смене общественно-экономических формаций; появление в Эрмитаже нового типа сотрудников -выдвиженцев и назначенцев, сделавших карьеру благодаря служению коммунистическому режиму3.

Эпоха Б. В. Леграна оставила заметный след (как позитивный, так и негативный) в жизни Эрмитажа. Дипломированный юрист, член профсоюза полиграфистов, председатель Ленинградского треста «Графическое дело», заведующий редакцией литературного отдела журнала «Красная панорама», Легран был откомандирован в Эрмитаж 21 апреля 1930 г. Назначен он был на должность заместителя директора Эрмитажа, однако уже с января 1931 г. стал его директором.

Наиболее яркая сторона деятельности Б. В. Леграна связана с организацией Издательского отдела Эрмитажа и с Эрмитажным театром. По его инициативе весной 1932 г. был организован новый отдел музыкальной культуры и техники. Кроме выставок отдел устраивал музыкальные концерты, представляя «процесс развития музыки как классовой идеологии» в тесной связи с историей других видов искусства. На страницах журнала отмечалось, что «чрезвычайно интересно и художественно изданы Эрмитажем в 1933 г. брошюры и листовки, связанные с новыми достижениями музыкального сектора Эрмитажа, комплексными представлениями, музыкальными экспозициями в Эрмитажном театре („Война Буффонов", „Госпожа-служанка", листовки, посвященные Вагнеру, Паганини и др.). Брошюры „Музыка в музее", „Борьба за реализм в французской музыке XVIII века", „Французская музыка эпохи разложения феодализма и буржуазной революции" тесно связаны с новой формой массовой научно-художественной работы Эрмитажа - музыкальной экс-позицией»4.

С апрельского 1932 г. постановления ЦК ВКП (б) «О перестройке литературнохудожественных организаций» начался новый этап в культурной жизни страны. Его главным следствием стала централизация учреждений культуры, ликвидация всех кружков и обществ, внедрение в искусство и литературу официального стиля «социалистического реализма». Общим результатом применения партийного документа к жизни литературы и искусства явилась «замена классового подхода 1920-х годов народностью 1930-х» 5.

В 1928 г. Коллегия Главнауки, заслушав доклад о деятельности Эрмитажа за десять лет, отмечала в качестве его достижения организацию научно-исследовательской работы, в том числе выпуск изданий - «Сборников Государственного Эрмитажа» и отдельных монографий. Одним из недостатков в работе музея Главнаука считала отсутствие в течениие многих лет краткого иллюстрированного путеводителя, который давал бы характеристику каждого художественного направления и отдельных мастеров с их произведениями с позиции марксизма. По примеру Третьяковской галереи Эрмитажу было предложено организовать издательское дело на основах самоокупаемости, широко развернув издание популярных путеводителей, листовок и особенно открытых писем6. В протоколе заседания Издательской комиссии от 26 мая 1928 г. было записано: «Считать необходимым возбудить в соответствующих инстанциях вопрос о предоставлении Государственному Эрмитажу права самостоятельного издательства. Просить Ученого секретаря разработать и поставить на обсуждение Правления план технической организации издательства Государственного Эрмитажа»7.

Однако работа по организации Издательского отдела музея и сама его издательская деятельность была приостановлена. На основании постановления СНК РСФСР от 28 октября 1930 г. существовавшие при музеях издательства подлежали объединению в Государственное издательство изобразительных искусств «ИЗО-

ГИЗ»8. По соглашению Сектора науки Наркомпроса с ГИЗом все музеи, в их числе и Государственный Эрмитаж, прекратили свою издательскую работу и передали находившиеся у них на складах издания Книгоцентру и «ИЗОГИЗ»'у. В результате реорганизации 1930-1931 гг. было выпущено только одно издание9.

Такая ситуация, разумеется, не могла не вызвать беспокойства у руководства Эрмитажа. 22 апреля 1932 г. Б. В. Легран обратился с письмом к заведующему ОГИЗ'ом М. П. Бельскому: «В связи с осуществляемой реконструкцией Государственного Эрмитажа и перестройкой всей его экспозиции все с большей настойчивостью встает вопрос о необходимости издания путеводителей, листовок и других популярных изданий, без которых и без широкого распространения которых в высшей степени затрудняется выполнение основной функции музея - массовой политико-просветительной работы. В интересах широкой популяризации ценнейших художественных памятников Эрмитажа не менее необходимо возобновить и расширить дело издания доступных по цене воспроизведений художественных сокровищ Эрмитажа, как в виде серий открытых писем, красочных и фототипических, так и небольших альбомов. Наконец, необходимо поставить на прочную базу возможности печатания результатов научно-исследовательской работы Эрмитажа, которые кладутся в основу его экспозиции и всей его политико-просветительской работы»10.

Централизации издательского дела музеев не оправдала себя. В 1932 г. им, в том числе и Эрмитажу, были возвращены издательские права. Распоряжением по Государственному Эрмитажу за № 98 от 3 ноября 1932 г. был организован Издательский отдел11, задачами которого являлись: выпуск изданий, заключение договоров с другими издательствами, разработка и осуществление всех видов реклам и информации о музее, реализация дублетных экземпляров, выделяемых библиотекой музея, и коммерческой продукции фотомастерской. Издательский отдел находился на полной самоокупаемости. Заведующим Издательским отделом с 1 ноября 1932 г. был назначен Семен Евсеевич Корман, одновременно возглавлявший Издательство Русского музея.

«Организацией издательского отдела при Гос<ударственном> Эрмитаже восполнен существенный пробел - не было специального руководства, которое следило бы за развитием этого чрезвычайно важного дела. Государственные издательства, в связи с острым положением с бумагой, при разработке своих планов не уделяли почти никакого внимания музейной литературе - за 1932 год издан план Эрмитажа и книга Иоффе. Между тем, имея свой специальный отдел, Государственный Эрмитаж мог бы значительно продвинуть ряд необходимых изданий, как в других издательствах, так и аппаратом издательского отдела. Ставя своей целью с самого начала своего возникновения упрощения аппарата, издательский отдел имеет лишь двух сотрудников - заведующего и технического секретаря», - писал

С. Е. Корман директору Эрмитажа в отчете о работе Издательского отдела от 9 декабря 1932 г.12

С 1933 г. Издательский отдел работал уже по строго согласованному плану, за исполнением которого следила З. В. Зарецкая, научный сотрудник музея и секретарь Издательского отдела. По производственному издательскому плану на 1933 г. к выпуску было намечено: по Сектору западноевропейского искусства 6 наименований изданий и 7 серий открытых писем, по Сектору Востока - 7 наименований, по Сектору музыкальной культуры и техники - 12 (4 очерка к музыкальным экспозициям и 8 путеводителей-листовок к монографическим изданиям), по Сектору доклассового общества - 1 очерк к выставке скифов, по Сектору античного общества - 1 путеводитель, по Сектору художественно-промышленной техники -3 путеводителя, по Отделу графики - 2 путеводителя, сборник «Государственный Эрмитаж» и 2 сборника в двух выпусках, по западноевропейскому искусству и по истории и культуре Востока. Всего по плану 35 наименований издательской продукции, а было издано Эрмитажем в 1933 г. совместно с другими издательствами 12 наименований различных изданий. Из них, согласно плану, планировалось выпустить 3 издания для заграницы: «Каталог Особой кладовой» (автор П. П. Дервиз), «Французское искусство в Эрмитаже», «Английская выставка в Эрмитаже» и открытые письма13.

Стабилизация экспозиции в Эрмитаже наступила не сразу, поэтому поначалу преобладало издание тематических и персональных путеводителей. Одним из «передовых»14, по мнению Б. В. Леграна, к началу реконструкции был Отдел Востока. Под руководством И. А. Орбели в 1931 г. была открыта первая часть выставки -культура феодального Востока; а в 1932 г. - вторая часть, доводившая экспозицию уже до XVII в. Результатом этой работы стало издание в 1933 г. очерка-путеводителя А. Ю. Якубовского «Самарканд при Тимуре и Тимуридах» и его книг «Феодализм на Востоке» и «Столица Золотой Орды - Сарай-Берке». Последние были тесно связаны с новой экспозицией эрмитажного Сектора Востока и представляли собой изложение главнейших моментов в развитии истории феодализма на Востоке, в частности истории Самарканда XIV-XV вв. В рецензии на эти издания отмечалось, что книги изданы чрезвычайно тщательно, иллюстрированы (рисунки показывают производственные процессы, стройку зданий и т. п.). Сотрудницей Отдела Востока М. Э. Ма-тье была подготовлена работа «Что читали в Египте 4000 лет тому назад», изданная в 1934 г. тиражом 100000 экземпляров.

В рамках деятельности издательского отдела осуществлялись следующие функции: принимались подготовленные к печати рукописи сотрудников, заключались договоры с типографиями, реализовывалась печатная продукция. В практике Эрмитажа появились так называемые «опорные пункты» на местах. Специально назначенные люди за процентное вознаграждение собирали в разных областях страны заявки от торговых организаций и частных лиц на издания Эрмитажа и про-

давали их, преимущественно целыми блоками. Такие же посылки отправлялись и объединению «Международная книга» для представления продукции Эрмитажа на книжно-журнальных выставках в прибалтийских странах, Англии и Америке.

1 января 1934 г. было опубликовано постановление ВЦИК СССР «О состоянии и задачах музейного строительства в РСФСР». В нем, в частности, говорилось, что подавляющее большинство музеев не имели доступных массовому посетителю путеводителей. ОГИЗ'у предписывалось обеспечить своевременное печатание научных трудов музеев, путеводителей и справочных изданий15. В 1933-1934 гг. Эрмитаж совместно с ЛЕНИЗОГИЗ'ом выпустил краткий справочник «Государственный Эрмитаж - музей истории культуры и искусства», приближающийся по типу к путеводителю. Он был составлен по разделам, с перечислением залов музея по секторам в их номерной последовательности и указанием наиболее значительных экспонатов. Однако описания выставленных предметов искусства в справочник не вошли. В конце брошюры были помещены алфавитный указатель и планы Эрмитажа и бывшего музея Штиглица, в котором находился Сектор художественно-промышленной техники.

Очень скоро сотрудники музея подготовили путеводители по отдельным разделам. Примером такого издания стал путеводитель О. Ф. Брандт «Французская гравюра XV-XVII веков в собрании Эрмитажа» (1934). В нем описание графических произведений связано с историческими и национальными особенностями. К путеводителю приложен алфавитный указатель упомянутых в нем граверов и живописцев.

План изданий Эрмитажа на 1934-1935 гг. был последним, который подписал Б. В. Легран. В июле 1934 г. директор подал в отставку. Приказом наркома просвещения РСФСР А. С. Бубнова он был переведен из Эрмитажа в Академию художеств на должность заместителя ректора, где активно взялся за организацию издательства и типографии.

Покидая Эрмитаж, Б. В. Легран выдвинул на пост директора И. А. Орбели, который в течение последнего года работал его заместителем по научной части. Этот выбор был обоснован. Орбели пришел в Эрмитаж в 1920 г. уже признанным ученым16. В 1918 г. он был избран в число членов Совета Государственной археологической комиссии, преобразованной в 1919 г. в Российскую Академию истории материальной культуры, состоял ученый секретарем РАИМК. В мае 1920 г. И. А. Орбели стал заведующим издательством этой Академии и редактором всех ее изданий.

В сентябре 1935 г. в Эрмитаже проходил III Международный конгресс по искусству и археологии Ирана. Подготовка к нему включала в себя грандиозную выставку, посвященную развитию культуры и искусства Ирана, а также выпуск каталога этой выставки. Распоряжением по Эрмитажу от 5 мая 1935 г. «за срыв работы» в подготовке каталога был уволен С. Е. Корман17. В связи с расширением издательской деятельности по подготовке к конгрессу на должность заведующего издатель-

ством в мае 1935 г. был приглашен Степан Петрович Адамчак, профессиональный наборщик и печатник.

В 1935 г. Эрмитаж выпустил 5 наименований издательской продукции, из них два - совместно с другими издательствами. Это были брошюры И. А. Орбели и К. В. Тревер «Сасанидский металл» и «Иранские миниатюры в рукописях Шах-Наме» Л. Т. Гюзальяна и М. М. Дьяконова.

1 сентября 1936 г. состоялось совещание при директоре Эрмитажа, на котором обсуждалось состояние научно-исследовательской и издательской деятельности музея. Был назначен новый Ученый совет, куда, наряду с другими руководителями отделов, вошли новый заведующий Издательским отделом Лев Михайлович Волкович, по совместительству работавший заведующим производственным сектором Ленинградского отделения технико-теоретического издательства (ЛОТТИ), и действительный член-консультант при директоре Федор Федорович Нотгафт, которому было поручено «заведовать художественным отделом изданий Эрмитажа»18.

Историк искусства, издатель и коллекционер Ф. Ф. Нотгафт еще в ноябре 1918 г. был принят в качестве ассистента Отдела Картинной галереи, с 1921 по 1923 гг. состоял заведующим художественным издательством «Аквилон», с 1922 по 1925 гг. был заведующим художественной частью издательства «Брокгауз - Ефрон». С 1925 г. он заведовал художественной частью Ленинградского отделения Государственного издательства. Являясь полномочным представителем Эрмитажа, он был, кроме того, членом Издательской комиссии Эрмитажа и техническим редактором практически всех его изданий, выпущенных в 1930-е гг. С 29 августа 1938 г. в связи с реорганизацией Издательского отдела Эрмитажа и учреждением Редакционноиздательского совета Ф. Ф. Нотгафт начал принимать дела бывшего заведующего Издательским отделом Л. М. Волковича19.

На том же совещании в 1936 г. было впервые разработано положение об издательской деятельности Эрмитажа, в котором были сформулированы ее задачи -«снабжение массового посетителя музея высококачественной популярной литературой, публикация научно-исследовательских и научно-популярных трудов своих сотрудников, в первую очередь посвященных памятникам, хранящимся в музее»20.

Приказом Всесоюзного комитета по делам искусств в 1936 г. самостоятельная издательская деятельность Эрмитажа была прекращена, с передачей всей работы издательству «Искусство». Затем постановлением ВКИ от 27 и 28 декабря 1936 г. Эрмитажу было разрешено возобновить издательскую работу. Последнее постановление состоялось из-за отказа издательства «Искусства» принять на себя издания по археологии и истории культуры, которые занимали в плане научной и экспозиционной работы Эрмитажа значительное место. На совещании заместителей председателя ВКИ от 7 июня 1937 г. под председательством П. М. Керженцева было постановлено ходатайствовать перед СНК СССР об отпуске бумаги для расширения

издательской деятельности Эрмитажа. В 1937 г. издательство «Искусство» приняло на себя издание семи работ из плана Эрмитажа21.

В сводном отчете Эрмитажа за 1936 г. отмечалось: «Центр внимания был перенесен на составление каталогов. Реальным выражением работы являлось составление научных карточек, которые и должны составить основу подготавливаемых к изданию каталогов»22. Значительное место в музейной работе занимала подготовка научных и научно-популярных, для посетителей каталогов временных выставок.

В 1937-1938 гг. в Эрмитаже экспонировалась большая историческая выставка портрета, от эпохи Древнего Востока до XX столетия. К ее открытию был издан каталог в четырех выпусках: Египет, Бактрия, Иран, Византия; античность; эпохи Возрождения и барокко; XVIII-XX вв. Справочной части каждого выпуска, содержавшей сведения об изображенном лице, дату создания портрета, материал, технику, размеры, даты жизни мастера, предшествовало историческое вступление.

С 1938 по 1940 гг. вышли в свет каталоги отдельных фондов, подготовленные учеными специалистами в определенных областях искусства. Например, в серии «Каталоги в собрании Эрмитажа» были изданы «Каталог фламандской живописи» М. Я. Варшавской (1938), «Рисунки Рубенса» М. В. Доброклонского (1940) и «Испаномавританская керамика» А. Н. Кубе (1940), в серии «Памятники культуры и искусства» - книга К. В. Тревер «Памятники греко-бактрийского искусства». Эти издания были выпущены Ленинградским отделением издательства «Искусство», располагавшим хорошей полиграфической базой, что немаловажно, поскольку все каталоги содержали репродукции описываемых произведений.

«Постоянный рост объекта работ Государственного Эрмитажа - его научно-исследовательской и политико-просветительной деятельности, а также связанных с этим подсобных и вспомогательных учреждений - влечет за собой и неуклонный рост его потребности в печатной продукции. Публикация научных и научно-популярных трудов сотрудников, своевременное оповещение широких масс населения о разных мероприятиях Эрмитажа, печатание самых разнообразных вспомогательных материалов (инвентарные бланки, каталожные карточки, входные билеты, ведомости и т. п.) до настоящего времени лимитируется, как острым недостатком в бумаге, так и узостью доступной Эрмитажу Ленинградской полиграфической базы. Путеводители к вновь открывающимся разделам экспозиции и к выставкам лежат иногда в типографиях по месяцам в ожидании сдачи их в набор. В связи с этим и с санкции Комитета по делам искусств при СНК СССР Государственный Эрмитаж ходатайствует перед Президиумом Ленинградского совета о передаче ему 2-й типографии Гидрометеоиздата. Необходимость передачи этой типографии Государственному Эрмитажу вызывается тем, что она помещается на территории Эрмитажа (набережная 9 января, 37), имеет необходимое для нужд Эрмитажа оборудование, потребную шрифтовую базу и избавит от лишних расходов при передаче Государственному Эрмитажу другой типографии», - с таким письмом обратился И. А. Ор-

бели в Президиум Ленинградского совета трудящихся 8 декабря 1939 г.23 Передача должна была состояться в июне - июле 1941 г. По договоренности с Управлением Гидрометеослужбы Типография № 2 переходила в ведение Эрмитажа со всем оборудованием и рабочими. Предполагалось даже выделить 100000 рублей на покупку машины для офсетной печати. Этим планам не суждено было осуществиться, и организация типографии состоялась только 28 февраля 1947 г.

В 1939 г. вышел ряд очерков, по типу приближающихся к путеводителю. Они снабжались необходимым аппаратом: списками художников и литературы, при необходимости - терминологическими словарями. Вышедший в 1940 г. путеводитель Ж. А. Мацулевич по залам французского искусства XV-XVIII вв. содержит все необходимые элементы: общий очерк, ссылки на произведения в Эрмитаже. Аппарат состоит из указателей имен художников и мест создания произведений.

К 175-летию Эрмитажа, в 1940 г., вышел первый выпуск путеводителя по всем коллекциям музея24. Предполагалось издать его в двух частях: первая часть - доклассовое общество, античность, Восток, вторая - Отдел западноевропейского искусства (по эпохам и странам). Второй выпуск в свет не вышел в связи с началом Великой Отечественной войны.

В 1940 г. Эрмитаж выпустил 33 издания. В числе этих книг следует упомянуть: первый том «Трудов Отдела Запада», первые три тома «Трудов Отдела Востока» и первые два выпуска «Общих путеводителей». Всего с 1930 по 1940 гг. вышло 111 работ, что составило десять наименований в год. Издательская деятельность Эрмитажа выросла почти в два раза по сравнению с предыдущим десятилетием, когда музей совместно с другими издательствами выпустил в свет 57 работ. Общий уровень музейных путеводителей и каталогов, изданных в 1930-е гг., был значительно выше, чем в предшествующий период. Он отражал, в частности, возросшую потребность посетителей в более подробных сведениях о художественных произведениях.

Активная издательская деятельность Эрмитажа была прервана Великой Отечественной войной. Большая часть эрмитажных собраний и сотрудников была эвакуирована в Свердловск. В обстановке блокады директор И. А. Орбели, руководя всеми работами музея, лично подготовил и провел в ноябре - декабре 1941 г. юбилейные заседания, посвященные великому азербайджанскому поэту Низами и основоположнику узбекской литературы Навои.

Многие сотрудники были мобилизованы в армию. Были и утраты - свои последние дни провел в Эрмитаже заведующий Издательским отделом Ф. Ф. Нотгафт. Он умер во время блокады, 14 июня 1942 г.

Таким образом, в 1930-е гг., несмотря на государственный диктат и временные запреты на самостоятельную издательскую деятельность, в ноябре 1932 г. в Эрмитаже все-таки был организован Издательский отдел, что создало благоприятные условия для издания его печатной продукции, которая является отражением научной и просветительской деятельности музея. Процесс развития издательской де-

ятельности, как и многие другие культурные начинания, был прерван начавшейся войной.

Примечания

1 Пиотровский Б. Б. История Эрмитажа: краткий очерк: материалы и док. М., 2000. С. 81.

2 Легран Б. В. Социалистическая реконструкция Эрмитажа. Л., 1934.

3 Мавлеев Е. В. Вальдгауер. СПб., 2005. С. 86.

4 Советская печать о музеях в 1933 г. // Советский музей. 1934. № 3. С. 80.

5 Вольтер А. А. Наши задачи // Искусство. 1933. № 1. С. 5.

6 Арх. Гос. Эрмитажа (далее: Арх. ГЭ). Ф. 1. Оп. 5. Д. 839. Л. 12-13.

7 Там же. Д. 744. Л. 96-97.

8 Там же. Д. 1425. Л. 1, 9.

9 План Государственного Эрмитажа с указателем зал и маршрутом осмотра. 5-ое изд; Л.,

1931.

10 Арх. ГЭ. Ф. 1. Оп. 5. Д. 1352. Л. 1.

11 Там же. Д. 1425. Л. 56.

12 Там же. Д. 1672. Л. 57.

13 Легран Б. В. Эрмитаж в плане социалистического строительства // Советский музей.

1932. № 6. С. 102.

14 Постановление Президиума ВЦИК «О состоянии и задачах музейного строительства РСФСР» // Там же. 1934. № 1. С. 89.

15 Пиотровский Б. Б. Указ. соч. С. 81.

16 Арх. ГЭ. Ф. 1. Оп. 18. Д. 120. Л. 97.

17 Там же. Оп. 13. Д. 397. Л. 1.

18 Там же. Оп. 17. Д. 478. Л. 32.

19 Там же. Оп. 5. Д. 1978. Л. 1.

20 Там же. Д. 2144. Л. 167.

21 Там же.

22 Там же. Д. 1982. Л. 4.

23 Там же. Д. 2401. Л. 2-2 об.

24 Общий путеводитель / под ред. И. А.Орбели. Л., 1940. Вып. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.