Научная статья на тему 'Деятельность Исторического кружка при Петербургском университете в 1909–1919 гг.'

Деятельность Исторического кружка при Петербургском университете в 1909–1919 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. С. Лаппо-Данилевский / Исторический кружок / студенческие научные объединения / студенческая наука / S. Lappo-Danilevsky / Historical club / student scientific associations / student science

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вера Сергеевна Русанова

Актуальность и цели. Исследование посвящено деятельности Исторического кружка – студенческого научного объединения, действующего на базе Императорского Санкт-Петербургского (Петроградского) университета в период с 1909 по 1919 г. Анализируется состав кружка, виды работ, осуществляемые его членами, а также акцентируется внимание на роли руководителя в студенческом научном объединении дореволюционной России. Материалы и методы. Деятельность Исторического кружка реконструируется на основе оригинальных источников: годичных отчетов СанктПетербургского университета, торжественных и памятных речах участников студенческого общества, а также воспоминаниях членов кружка и коллег его руководителя. Для достижения поставленной цели наравне с общенаучными методами (анализ и синтез, индукция, описание) применялись историко-генетический метод, позволяющий раскрыть виды деятельности и функции Исторического кружка и в целом проследить динамику развития изучаемого студенческого объединения, и биографический метод. Результаты. На основе привлеченных исторических источников воссоздана деятельность исторического студенческого объединения одного из ведущих вузов дореволюционной/советской России. Выводы. Исторический кружок под руководством А. С. Лаппо-Данилевского являлся одной из стабильных студенческих организаций Санкт-Петербургского университета в 1909–1919 гг., несмотря на то что в указанное время на долю российской столицы и страны в целом выпало немало испытаний. Практика организации студенческих научных объединений в российский вузах начала XX в., раскрытая на примере Исторического кружка при Петербургском (Петроградском) университете, может быть учтена при организации студенческой науки современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activities of the Historical Club at St. Petersburg University in 1909–1919

Background. The article is devoted to the activities of the Historical Club – a student scientific association operating on the basis of Imperial St. Petersburg (Petrograd) University from 1909 to 1919. The author of the article analyzes the composition of the club, the types of work carried out by its members, and also focuses on the role of the leader in the student scientific association of pre-revolutionary Russia. Materials and methods. The activities of the Historical Club are reconstructed on the basis of original sources: annual reports of St. Petersburg University, solemn and memorable speeches of members of the student society, as well as memories of members of the circle and colleagues of its leader. To achieve this goal, along with general scientific methods (analysis and synthesis, induction, description), the historical-genetic method was used, which makes it possible to reveal the types of activities and functions of the Historical Club and, in general, to trace the dynamics of the development of the student association under study and biographical methods. Results. The activities of the historical student association of one of the leading universities of pre-revolutionary / Soviet Russia have been recreated on the basis of attracted historical sources. Conclusions. The historical circle under the leadership of A. S. LappoDanilevsky was one of the stable student organizations of St. Petersburg University in 1909–1919. despite the fact that at this time the Russian capital and the country as a whole faced quite a few trials. The practice of organizing student scientific associations in Russian universities at the beginning of the 20th century, revealed by the example of the Historical Club at St. Petersburg (Petrograd) University, can be taken into account when organizing student science in modern Russia.

Текст научной работы на тему «Деятельность Исторического кружка при Петербургском университете в 1909–1919 гг.»

УДК 93/94(47)

doi: 10.21685/2072-3024-2024-2-5

Деятельность Исторического кружка при Петербургском университете в 1909-1919 гг.

В. С. Русанова

Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина,

Сыктывкар, Россия

vera.petrashun@yandex.ru

Аннотация. Актуальность и цели. Исследование посвящено деятельности Исторического кружка - студенческого научного объединения, действующего на базе Императорского Санкт-Петербургского (Петроградского) университета в период с 1909 по 1919 г. Анализируется состав кружка, виды работ, осуществляемые его членами, а также акцентируется внимание на роли руководителя в студенческом научном объединении дореволюционной России. Материалы и методы. Деятельность Исторического кружка реконструируется на основе оригинальных источников: годичных отчетов Санкт-Петербургского университета, торжественных и памятных речах участников студенческого общества, а также воспоминаниях членов кружка и коллег его руководителя. Для достижения поставленной цели наравне с общенаучными методами (анализ и синтез, индукция, описание) применялись историко-генетический метод, позволяющий раскрыть виды деятельности и функции Исторического кружка и в целом проследить динамику развития изучаемого студенческого объединения, и биографический метод. Результаты. На основе привлеченных исторических источников воссоздана деятельность исторического студенческого объединения одного из ведущих вузов дореволюционной/советской России. Выводы. Исторический кружок под руководством А. С. Лаппо-Данилевского являлся одной из стабильных студенческих организаций Санкт-Петербургского университета в 1909-1919 гг., несмотря на то что в указанное время на долю российской столицы и страны в целом выпало немало испытаний. Практика организации студенческих научных объединений в российский вузах начала XX в., раскрытая на примере Исторического кружка при Петербургском (Петроградском) университете, может быть учтена при организации студенческой науки современной России.

Ключевые слова: А. С. Лаппо-Данилевский, Исторический кружок, студенческие научные объединения, студенческая наука

Для цитирования: Русанова В. С. Деятельность Исторического кружка при Петербургском университете в 1909-1919 гг. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2024. № 2. С. 57-66. doi: 10.21685/20723024-2024-2-5

Activities of the Historical Club at St. Petersburg University

in 1909-1919

V.S. Rusanova

Pitirim Sorokin Syktyvkar State University, Syktyvkar, Russia vera.petrashun@yandex.ru

© Русанова В. С., 2024. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

Abstract. Background. The article is devoted to the activities of the Historical Club - a student scientific association operating on the basis of Imperial St. Petersburg (Petrograd) University from 1909 to 1919. The author of the article analyzes the composition of the club, the types of work carried out by its members, and also focuses on the role of the leader in the student scientific association of pre-revolutionary Russia. Materials and methods. The activities of the Historical Club are reconstructed on the basis of original sources: annual reports of St. Petersburg University, solemn and memorable speeches of members of the student society, as well as memories of members of the circle and colleagues of its leader. To achieve this goal, along with general scientific methods (analysis and synthesis, induction, description), the historical-genetic method was used, which makes it possible to reveal the types of activities and functions of the Historical Club and, in general, to trace the dynamics of the development of the student association under study and biographical methods. Results. The activities of the historical student association of one of the leading universities of pre-revolutionary / Soviet Russia have been recreated on the basis of attracted historical sources. Conclusions. The historical circle under the leadership of A. S. Lap-po-Danilevsky was one of the stable student organizations of St. Petersburg University in 1909-1919. despite the fact that at this time the Russian capital and the country as a whole faced quite a few trials. The practice of organizing student scientific associations in Russian universities at the beginning of the 20th century, revealed by the example of the Historical Club at St. Petersburg (Petrograd) University, can be taken into account when organizing student science in modern Russia.

Keywords: A.S. Lappo-Danilevsky, Historical club, student scientific associations, student science

For citation: Rusanova V.S. Activities of the Historical Club at St. Petersburg University in 1909-1919. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Gumanitarnye nauki = University proceedings. Volga region. Humanities. 2024;(2):57-66. (In Russ.). doi: 10.21685/2072-3024-2024-2-5

Развитие студенческой науки является одним из приоритетных направлений деятельности высшей школы XXI в. В 2021/2022 гг. в ряде вузов России, в том числе Сыктывкарском государственном университете имени Пи-тирима Сорокина, были организованы студенческие научные объединения (СНО), занимающиеся «научно-исследовательской, инновационной, научно-просветительской деятельностью» [1]. Несмотря на то что в опорном вузе Республики Коми СНО является объединением, созданным по инициативе студентов, его отделения не носят массового характера, а наличие административных элементов часто делает эту организацию менее привлекательной для активной творческой молодежи, стремящейся к автономии в выбранном направлении научной деятельности.

Однако ошибочным будет полагать, что студенческие научные объединения при вузах - явление современности и продиктовано задачами высшего образования последних десятилетий. История студенческих научных кружков в России насчитывает более ста пятидесяти лет. А. С. Бочковар, В. Н. Та-расенко, А. Б. Оришев отмечают, что первые студенческие научные кружки «зародились еще в конце XVIII в. как результат предыдущих исторических и социальных преобразований Петра I и деятельности М. В. Ломоносова и Академии наук» [2]. Тем актуальнее видится вопрос преемственности между современными СНО и студенческими кружками дореволюционной, а затем советской России. В этом ключе интерес вызывает и опыт организации

студенческой науки в предшествующие эпохи, а также возможность учета наработанной столетиями практики организации научно-исследовательской деятельности учащейся молодежи.

Т. Б. Кузёма подчеркивает, что активной, плодотворной и долговременной деятельности студенческих научных кружков во второй половине XIX - начале XX в. способствовал ряд факторов, среди которых основополагающим называется университетский Устав 1863 г., позволявший проводить прогрессивные либеральные преобразования в высшей школе и, как следствие, реформы образования - увеличение финансирования университетов. Тем самым «удвоились средства на содержание научно-вспомогательных учреждений при высших учебных заведениях» [3, с. 346], к которым можно отнести и студенческие научные кружки. Кроме того, отчасти видится справедливым выделение в научной литературе в качестве факторов создания научно-исследовательских студенческих объединений стремление властей отвлечь молодежь от политических движений и рост интереса к научной деятельности в университетах.

Считаем, что на организацию студенческой науки в императорской России второй половины XIX столетия оказали влияния и те нововведения в преподавании исторических дисциплин, которые были привнесены молодыми университетскими профессорами на основании полученного ими опыта в периоды заграничных командировок. Ярчайшим примером этого фактора может служить семинарий, организованный В. И. Герье в Московском университете во второй половине 1860-х гг.

Подобная форма работы со студентами не только стала новым словом в российской педагогике, но и заложила основы для осуществления иных видов научно-исследовательской деятельности молодежи. Относительно Исторического кружка при Петербургском/Петроградском университете добавим, что он создавался по инициативе студентов, стремившихся не только углубить свои знания по определенным вопросам исторической науки, но в большей степени сформировать навыки научно-исследовательской работы.

В настоящее время задача организации научно-исследовательской деятельности студентов гуманитарных специальностей, в частности истории, видится непростой в своей реализации, если взять во внимание, что практическая значимость исследований сегодня вытесняет их теоретическую составляющую, характерную для гуманитарных и общественных наук.

Проблема развития исторических студенческих научных объединений в Российской империи / СССР / Российской Федерации привлекает внимание исследователей и может выступать в качестве предмета не одного диссертационного исследования [4, 5]. Посему считаем уместным сосредоточить внимание на деятельности одного из образцовых научных студенческих кружков дореволюционной России - Историческом кружке при Императорском Санкт-Петербургском университете (1909-1919).

Изучение внутренней жизни Исторического кружка, на наш взгляд, позволяет дополнить, а порой и разрешить ряд вопросов в контексте проблемы «учитель - ученик», подметить факторы влияния среды студенческого кружка на профессиональные интересы его участников, а также дает возможность дополнить сведениями такую проблематику, как научная школа А. С. Лаппо-Данилевского. Заметим, что в монографиях и исследованиях,

посвященных историку, чаще всего упускается из вида его кураторская деятельность в Историческом кружке. Несмотря на то что литература, посвященная жизни и деятельности А. С. Лаппо-Данилевского, обширна [6-9], работа в Историческом кружке и отношение его участников к педагогу не выступали в качестве предмета исследования. Попытаемся же восполнить эту лакуну.

Кружок начал свою работу 27 января (по старому стилю) 1909 г. [10, с. 248]. Его руководителем по инициативе студентов был выбран академик А. С. Лаппо-Данилевский (1863-1919), ведавший работой общества вплоть до своей трагической кончины в феврале 1919 г. Ближайший друг и коллега Лаппо-Данилевского И. М. Гревс позже писал, что «А[лександр] С[ергеевич] всегда брал на себя руководство в возникавших серьезных научных кружках. <...> в самые последние годы студенты именно его позвали организовать работу в "историческом кружке". В Университете дело А[лександра] С[ергеевича] пустило глубокие корни» [11, с. 71]. Выбор Лаппо-Данилевского в качестве наставника исторического студенческого объединения не был случайным. Участники Исторического кружка подчеркивали академизм, строгость и выверенность в организации и проведении заседаний, уважительное отношение Лаппо-Данилевского к мыслям и действиям студентов, даже если те высказывали ошибочные мнения по обсуждаемой научной проблеме, а также отмечали цельность личности педагога и его моральные качества, оказывающие серьезное влияние на их личностный и профессиональный рост.

Один из активных членов и старожил общества Б. А. Романов в речи, произнесенной на заседании Исторического кружка 15 апреля 1919 г., посвященном памяти Лаппо-Данилевского, резюмировал, что участниками кружка никогда не поднимался вопрос о смене руководителя или прекращении работы общества. «Попадая в сферу действия его личности, мы, тогда еще молодые студенты, нечувствительно оказывались в стихии душевного равновесия и моральной устойчивости, безулыбочного и незлобливого подхода к предметам повседневного наблюдения и научного изучения», - замечал Б. А. Романов [12, с. 188].

Высоко ценилась членами Исторического кружка и та требовательность к вдумчивому и глубокому изучению выбираемых студентами научных проблем для подготовки обширных докладов, которую проявлял Лаппо-Данилевский, при этом демонстрируя своей работой со студентами (не только в рамках кружка, но и на спецсеминарах) уважительное отношение к чужой мысли и стремление привить это качество молодежи. С. Н. Чернов, в студенческую бытность являвшийся членом кружка, позже вспоминал, что «Александр Сергеевич учил размышлять и исследовать с редкостными добросовестностью и бескорыстностью, всегда и пунктуально передавал все, чем он располагал и в смысле знаний, и в смысле приема» [13, с. 176]. Студенты тщательно подбирали кандидатуру руководителя кружка. Зная о высокой требовательности к подготовке студентов со стороны Лаппо-Данилевского, они единогласно сошлись в своем выборе. Потому нельзя говорить, что и среди участников Исторического кружка были случайные люди.

За период с 1909 по 1916 г. численный состав студенческого объединения практически не менялся. Он колебался в промежутке 50-60 человек. Среди

его членов, безусловно, некоторые действовали более активно. В первые годы работы Исторического кружка частым явлениям на общих собраниях было заслушивание и обсуждение докладов И. В. Пузыно, П. Г. Любомирова, С. Н. Чернова, А. А. Тэнтеля. Все они впоследствии связали свою жизнь с исторической наукой. Деятелями организационного комитета кружка, состоящего из председателя, казначея, секретаря и библиотекаря, часто становились Б. А. Романов, Б. В. Александров, А. В. Тищенко. О последнем требуется сказать подробнее.

Андрей Вячеславович Тищенко (1890-1914) «долгое время был библиотекарем Исторического Кружка и принимал деятельное участие в общих собраниях» [14, с. 232]. С началом Первой мировой войны ушел на фронт и вскоре, в сентябре 1914 г., погиб в Восточной Пруссий. Поражает отклик его сверстников-студентов, профессоров, всех тех, с кем взаимодействовал Ти-щенко в годы своего обучения в Петербургском университете, на весть о его гибели. Члены Исторического кружка уже 22 ноября провели внеочередное собрание, посвященное памяти павшего в бою А. В. Тищенко. На собрании были произнесены речи «Биография и характеристика А. В. Тищенко» (С. Н. Чернов), «А. В. Тищенко как археолог» (В. В. Саханев), «Историческое работы А. В. Тищенко» (П. Г. Любомиров), «Отношение А. В. Тищенко к искусству» (А. А. Гизетти) [14, с. 232]. По итогам вечера памяти было принято решение издать сборник, посвященный А. В. Тищенко, в работе над которым руководство взяли Чернов, Саханев и Любомиров. Они же составили редакционный комитет. Сборник увидел свет в 1916 г. [15]. Этот эпизод свидетельствует не только о высокой степени дружбы, взаимоуважения, внимательного отношения всех членов кружка друг к другу, но и об осознании молодыми учеными гражданской ответственности профессионального историка перед обществом, выраженной в увековечивании памяти о своем соотечественнике посредством научно-исследовательской деятельности.

Основным видом работы членов Исторического кружка была подготовка научных докладов и их обсуждение на общих собраниях. Годичные отчеты Санкт-Петербургского/Петроградского университета дают возможность оценить широкий спектр научных проблем, интересовавших молодежь того времени. Здесь мы находим темы по отечественной и всеобщей истории, археологии, историографии и даже истории социологии. Приведем несколько примеров в подтверждение сказанному.

Так, в 1909 г. были заслушаны и обсуждены следующие сообщения: «Филипп де Коммин и его мемуары» (И. В. Пузыно), «К вопросу о логических основах социологии» (С. И. Штейн), «Способы пользования источниками у В. И. Сергеевича» (П. Г. Любомиров), «Организация и службы торгово-промышленного класса в Московском государстве XVII в.» (С. Н. Чернов). Отметим, что доклад Семена Ильича Штейна (1887-1949), как указано в отчете, был напечатан в «Вопросах обществоведения» [10, с. 248]. В 1910-1915 гг. также не обошлось без заседаний, на которых были представлены объемные доклады. Назовем лишь некоторые из них: «Историко-социологическое воззрения П. Л. Лаврова» (А. А. Гизетти), «Новейшие течения в разработке истории колоната» (А. И. Вальдемар), «Постановка вопроса о сущности крепостного права в русских журналах перед освобождением крестьян» (Ф. Ф. Злотников), «Несколько слов о роли Колы в торговле русского севера

в XVI в.» (А. В. Тищенко), «Курган Солоха» (В. В. Саханев), «П. Л. Лавров как историк» (А. А. Гизетти) и др. Вторым направлением было написание рецензий, отзывов на прочитанные книги. К примеру, в 1915 г. А. А. Тэнтель подготовил рецензию на двухтомник Д. Н. Егорова «Колонизация Меклен-бурга в XIII в.» [16, с. 186]. Каждая рецензия также выступала в качестве предмета коллективного обсуждения на заседаниях кружка.

Кружок активно участвовал и в общественной жизни университета. К примеру, в 1913 г. «Исторический Кружок принимал участие в юбилейных чествованиях профессоров Ф. А. Брауна и Н. И. Кареева» [17, с. 275].

О. В. Анисимов пишет, что «кружки стремились организовывать свои библиотеки <...> чьи фонды существовали отдельно от главной библиотеки» [18, с. 40]. Собственной библиотекой располагал и Исторический кружок. По инициативе студентов историко-филологического факультета в январе 1915 г. в ведение кружка была передана библиотека Исторического общества при Петроградском университете, насчитывающая к тому времени 2608 наименований [16, с. 187]. Председатель Исторического общества Н. И. Кареев и члены оргкомитета нашли данное решение возможным ввиду того, что к концу 1914 г. возникли затруднения с размещением фондов библиотеки, а историко-филологический факультет располагал специальным «кабинетом для чтения», где и были размещены переданные Историческому кружку экземпляры книг [19, с. 195-196].

Полагаем, по примеру организации отделения Исторического общества при Петербургском университете выстраивалась и структура Исторического кружка. Члены общества уплачивали символический взнос, пользование библиотекой строго регламентировалось, помимо председателя, секретаря, казначея и библиотекаря ежегодно избирался состав ревизионной комиссии. Иные студенческие кружки, действующие в то же время, что и Исторический, имели более простую организацию, порой ограничивающуюся наличием председателя и секретаря.

Кружок, располагая небольшими денежными средствами, мог приобретать для своей библиотеки редкие или малотиражные издания, в том числе зарубежные. Нерегулярно в качестве статьи расходов значатся выплаты секретарю и казначею, в общей сложности не превышающие трех рублей в год. В отчетах 1915-1916 гг. сведений о состоянии казны кружка нет, из чего можно выдвинуть предположение, что это связано с отказом от уплаты членских взносов ввиду сложного материального положения студентов в период участия России в войне.

С начавшейся в феврале 1917 г. революцией работа Петроградского университета расстраивается, это отражается и на деятельности научных студенческих объединений. Как отмечает А. Ф. Кривоноженко, «к Октябрьской революции 1917 г. Петроградский университет подошел с сократившейся в 3 раза по отношению к довоенной численности студенчества, огромным дефицитом бюджета и внутренней нестабильностью» [20]. Тем не менее нет оснований полагать, что в это непростое для страны время Исторический кружок прекратил свое существование. Напротив, С. Н. Чернов указывает на функционирование общества в это время. Однако выяснить то, как часто собирались его члены, какие вопросы исторического знания обсуждались ими в период разгоравшейся в стране Гражданской войны, представляется

затруднительным и требует источниковедческих поисков. Все же с большой долей вероятности можно утверждать, что работа кружка продолжалась, учитывая, что юбилейный 1919 г. отмечен памятным заседанием.

Завершая краткий анализ деятельности Исторического кружка при Санкт-Петербургском/Петроградском университете, стоит подчеркнуть, что в отличие он СНО XXI в. дореволюционные студенческие организации гуманитарной направленности концентрировались исключительно на научно-исследовательской составляющей, в то время как сегодня этот вид работы оттесняется научно-просветительскими, организационными обязанностями. Высокая степень подготовки студентов и обстановка, царившая в Историческом кружке, располагала к свободным научным дискуссиям между студентами, что способствовало их профессиональному росту. Среди членов кружка мы видим будущих крупных историков - Б. А. Романова, А. И. Андреева, С. Н. Чернова, общественных и политических деятелей - А. А. Тэнтеля, А. Я. Шульгина и др.

Значимая роль в функционировании Исторического кружка принадлежала его бессменному руководителю - Александру Сергеевичу Лаппо-Данилевскому, под внимательным взором которого росло и зрело увлеченное исторической наукой петербургское студенчество начала XX столетия.

Список литературы

1. Положение о студенческом научном объединении федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина». Сыктывкар, 2021. // Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина. URL: https://www.syktsu.ru/about/nd/sno/Polozenie%20SN0%20SSU%20new.pdf (дата обращения: 13.01.2024).

2. Бочковар А. С., Тарасенко В. Н., Оришев А. Б. Студенческие научные общества как особая форма организации взаимодействия обучающейся молодежи // Бизнес и дизайн ревю. 2021. № 3 (23). С. 12. URL: https://obe.ru/journal/vypusk-2021-g-3-23-sentyabr/bochkovar-a-s-tarasenko-v-n-orishev-a-b-studencheskie-nauchnye-obshhestva-kak-osobaya-forma-organizatsii-vzaimodejstviya-obuchayushhejsya-molodezhi/ (дата обращения: 13.01.2024).

3. Кузёма Т. Б. Формы организации научно-исследовательской работы студентов в научных студенческих кружках университетов Российской империи в конце XIX -начале XX века // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8, № 4. С. 344-351. doi: 10.30853/ped20230060

4. Завьялов Д. А. Студенческие научные общества Санкт-Петербургского университета в конце XIX - начале XX в. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2006. 338 с.

5. Казакова К. С. Студенчество Санкт-Петербургского университета в первой половине XIX в. : дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2010. 256 с.

6. Ростовцев Е. А. Н. И. Кареев и А. С. Лаппо-Данилевский: из истории взаимоотношений в среде петербургских ученых на рубеже XIX-XX вв. // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. Т. 3, № 4. С. 105-121.

7. Ростовцев Е. А. А. С. Лаппо-Данилевский и петербургская историческая школа. Рязань : П. А. Трибунский, 2004. 347 с. (Сер.: Новейшая российская история: исследования и документы. Т. 7).

8. Ростовцев Е. А. А. С. Лаппо-Данилевский в петербургской университетской корпорации // Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. Т. 16, № 3. С. 29-43.

9. Корзун В. П. Профессорская семья: отец и сын Лаппо-Данилевские. СПб. : Але-тейя, 2011. 192 с.

10. Отчет о состоянии и деятельности Императорского Санкт-Петербургского университета за 1909 год / под ред. А. И. Введенского. СПб. : Типография Б. М. Вольфа, 1910. 547 с.

11. Гревс И. М. Александр Сергеевич Лаппо-Данилевский (опыт истолкования души) // Русский исторический журнал. 1920. Кн. 6. С. 44-81.

12. Романов Б. А. А. С. Лаппо-Данилевский в университете (Две речи) // Русский исторический журнал. 1920. Кн. 6. С. 181-187.

13. Чернов С. Н. Рец. на кн.: Русский исторический журнал. 1920. Кн. 6 // Дела и дни. 1922. Кн. 3. С. 173-181.

14. Отчет о состоянии и деятельности Императорского Санкт-Петербургского университета за 1914 год / сост. А. Х. Гольмстен. Петроград : Типография Б. М. Вольфа,

1915. 365 с.

15. Тищенко Андрей Вячеславович // Necropolural. URL: https://sites.google.com/site/ necropolural/goroda-rossii/sankt-peterburg/smoleffikoe-pravoslavnoe-kladbise/affavitnyj-spisok-zahoronenij/tisenko-andrej-vaceslavovic (дата обращения: 14.01.2024).

16. Отчет о состоянии и деятельности Императорского Петроградского университета за 1915 год / сост. Д. С. Рождественский. Петроград : Типография Б. М. Вольфа,

1916. 326 с.

17. Отчет о состоянии и деятельности Императорского Санкт-Петербургского университета за 1913 год / под ред. И. Д. Андреева. Петроград : Типография Б. М. Вольфа, 1914. 640 с.

18. Анисимов О. В. «Неиссякаемый источник самостоятельного исследования»: студенческие научные кружки в Императорском Санкт-Петербургском университете // Санкт-Петербургский университет. 2022. № 4. С. 36-40.

19. Историческое обозрение. Сборник Исторического общества при Императорском Петроградском университете : в 21 т. / под ред. Н. И. Кареева. Петроград, 1915. Т. 20. 222 с.

20. Кривоноженко А. Ф. Петроградский университет в 1917-1922 годах: от университета императорского к университету советскому. 2011 // История Санкт-Петербургского университета в виртуальном пространстве (культурное наследие, музейные коллекции, биографика). URL: https://history.museums.spbu.ru/files/ Issledovaniya/publikacii_sotrudnikov/1917-1922.pdf (дата обращения: 14.01.2024).

References

1. Regulations on the student scientific association of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Pitirima Sorokin Syktyvkar State University" Syktyvkar, 2021. Syktyvkarskiy gosudarstvennyy universitet imeni Pitirima Sorokina = Pitirima Sorokin Syktyvkar State University. (In Russ.). Available at: https://www.syktsu.ru/about/nd/sno/Polozenie%20SNO%20SSU%20new.pdf (accessed 13.01.2024).

2. Bochkovar A.S., Tarasenko V.N., Orishev A.B. Student scientific societies as a special form of organizing interaction between young students. Biznes i dizayn revyu = Business and design review. 2021;(3):12. (In Russ.). Available at: https://obe.ru/journal/ vypusk-2021 -g-3 -23-sentyabr/bochkovar-a-s-tarasenko-v-n-orishev-a-b-studencheskie-nauchnye-obshhestva-kak-osobaya-forma-organizatsii-vzaimodejstviya-obuchayushhejsya-molodezhi/ (accessed 13.01.2024).

3. Kuzema T.B. Forms of organizing scientific research work of students in scientific student circles of universities of the Russian Empire in the late 19th - early 20th centuries. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki = Pedagogy. Theory and practice issues. 2023;8(4):344-351. (In Russ.). doi: 10.30853/ped20230060

4. Zav'yalov D.A. Student scientific societies of St. Petersburg University in the late 19th -early 20th centuries. PhD abstract. Saint Petersburg, 2006:338. (In Russ.)

5. Kazakova K.S. Studen body of St. Petersburg University in the first half of the 20th century. PhD dissertation. Saint Petersburg, 2010:256. (In Russ.)

6. Rostovtsev E.A. N.I. Kareev and A.S. Lappo-Danilevsky: from the history of relationships among St. Petersburg scientists at the turn of the 19th - 20th centuries. Zhurnal sotsiologii i sotsial'noy antropologii = Journal of sociology and social anthropology. 2000;3(4):105-121. (In Russ.)

7. Rostovtsev E.A. A.S. Lappo-Danilevskiy i peterburgskaya istoricheskaya shkola = Lappo-Danilevsky and the St. Petersburg Historical School. Ryazan: P.A. Tribunskiy, 2004:347. (In Russ.)

8. Rostovtsev E.A. A.S. Lappo-Danilevsky in the St. Petersburg University Corporation.

Zhurnal sotsiologii i sotsial'noy antropologii = Journal of sociology and social anthropology. 2013;16(3):29-43. (In Russ.)

9. Korzun V.P. Professorskaya sem'ya: otets i syn Lappo-Danilevskie = Professorial family: father and son Lappo-Danilevsky. Saint Petersburg: Ale-teyya, 2011:192. (In Russ.)

10. Vvedenskiy A.I. (ed.). Otchet o sostoyanii i deyatel'nosti Imperatorskogo Sankt-Peterburgskogo universiteta za 1909 god = Report on the status and activities of Imperial St. Petersburg University for 1909. Saint Petersburg: Tipografiya B.M. Vol'fa, 1910:547. (In Russ.)

11. Grevs I.M. Alexander Sergeevich Lappo-Danilevsky (experience of interpretation of the soul). Russkiy istoricheskiy zhurnal = Russian historical journal. 1920;bk. 6:44-81. (In Russ.)

12. Romanov B.A. A.S. Lappo-Danilevsky at university (two speeches). Russkiy is-toricheskiy zhurnal = Russian historical journal. 1920;bk. 6:181-187. (In Russ.)

13. Chernov S.N. A review: Russian historical journal. 1920. Book 6. Dela i dni = Things and days. 1922;bk. 3:173-181. (In Russ.)

14. Gol'msten A.Kh. (comp.). Otchet o sostoyanii i deyatel'nosti Imperatorskogo Sankt-Peterburgskogo universiteta za 1914 god = A report on the status and activities of Imperial St. Petersburg University for 1914. Petrograd: Tipografiya B.M. Vol'fa, 1915:365. (In Russ.)

15. Tishchenko Andrey Vyacheslavovich. Necropolural. (In Russ.). Available at: https://sites. google.com/site/necropolural/goroda-rossii/sankt-peterburg/smolenskoe-pravoslavnoe-kladbise/alfavitnyj-spisok-zahoronenij/tisenko-andrej-vaceslavovic (accessed 14.01.2024).

16. Rozhdestvenskiy D.S. (comp.). Otchet o sostoyanii i deyatel'nosti Imperatorskogo Petro-gradskogo universiteta za 1915 god=A report on the status and activities of Imperial St. Petersburg University for 1915. Petrograd: Tipografiya B.M. Vol'fa, 1916:326. (In Russ.)

17. Andreev I.D. (ed.). Otchet o sostoyanii i deyatel'nosti Imperatorskogo Sankt-Peterburgskogo universiteta za 1913 god = A report on the status and activities of Imperial St. Petersburg University for 1913. Petrograd: Tipografiya B.M. Vol'fa, 1914:640. (In Russ.)

18. Anisimov O.V. "An Inexhaustible Source of Independent Research": Student Research Circles at the Imperial St. Petersburg University. Sankt-Peterburgskiy universitet = St. Petersburg University. 2022;(4):36-40. (In Russ.)

19. Kareev N.I. (ed.). Istoricheskoe obozrenie. Sbornik Istoricheskogo obshchestva pri Im-peratorskom Petrogradskom universitete: v 21 t. = Historical Review. Collection of the Historical Society at Imperial Petrograd University: in 21 volumes. Petrograd, 1915;20:222. (In Russ.)

20. Krivonozhenko A.F. Petrograd University in 1917-1922: from Imperial University to Soviet University. 2011. Istoriya Sankt-Peterburgskogo universiteta v virtual'nom prostranstve (kul'turnoe nasledie, muzeynye kollektsii, biografika) = History of St. Petersburg University in virtual space (cultural heritage, museum collections, biography). (In Russ.). Available at: https://history.museums.spbu.ru/files/Issledovaniya/publikacii_sotrudnikov/1917-1922.pdf (accessed 14.01.2024).

Информация об авторах / Information about the authors

Вера Сергеевна Русанова кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории России и зарубежных стран Института истории и права, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина (Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар, Октябрьский пр-кт, 55)

E-mail: vera.petrashun@yandex.ru

Vera S. Rusanova Candidate of historical sciences, senior lecturer of the sub-department of Russian and foreign history of the Institute of History and Law, Pitirim Sorokin Syktyvkar State University (55 Oktyabrsky avenue, Syktyvkar, Komi Republic, Russia)

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов / The author declares no conflicts of interests.

Поступила в редакцию / Received 08.02.2024

Поступила после рецензирования и доработки / Revised 10.04.2024 Принята к публикации / Accepted 02.05.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.