Научная статья на тему 'Деятельность институтов гражданского общества в российской Федерации: региональные особенности'

Деятельность институтов гражданского общества в российской Федерации: региональные особенности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
890
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / STATE POWER / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS / ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / WOMEN'S MOVEMENT / РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОДЕЙСТВИЯ ЗАЩИТЕ ЖЕНЩИН "ЖЕНЩИНЫ НАШЕГО ГОРОДА" / REGIONAL PUBLIC ORGANIZATION FOR THE PROTECTION OF WOMEN "WOMEN OF OUR CITY" / CIVIL SOCIETY INSTITUTES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гарелина М.Н., Слинько Е.А.

В статье рассматривается актуальная для России проблема становления и развития гражданского общества. Формирование гражданского общества сопряжено со значительными трудностями ввиду особой роли сильного государства в России. Цель статьи: указать проблемы, задачи, перспективы и промежуточные результаты деятельности по строительству гражданского общества как на общегосударственном, так и местном уровне. В качестве примера деятельности институтов гражданского общества рассматривается деятельность региональной общественной организации содействия защите женщин «Женщины нашего города».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Гарелина М.Н., Слинько Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL CHARACTERISTICS OF THE ACTIVITIES OF CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article examines an actual problem of the civil society formation and development in Russia. The problem is aggravated by the special role of a strong state in Russia. The purpose of the article is to study goals, difficulties, prospects and results of a civil society building process at the national and local levels. The activities of the Regional Public Organization for the Protection of Women «Women of our city» illustrate the activities of civil society institutes at the regional level.

Текст научной работы на тему «Деятельность институтов гражданского общества в российской Федерации: региональные особенности»

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА, ПОЛИТИКА И ДЕМОГРАФИЯ:

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ

УДК 321.8

М. Н. Гарелина, Е. А. Слинько

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация: в статье рассматривается актуальная для России проблема становления и развития гражданского общест ва. Формирование гражданского общества сопряжено со значительными трудностями ввиду особой роли сильного государства в России. Цель статьи: указать проблемы, задачи, перспективы и промежуточные результаты деятельности по строительству гражданского общества как на общегосударственном, так и местном уровне. В качестве примера деятельности институтов гражданского общества рассматривается деятельность региональной общественной организации содействия защите женщин «Женщины нашего города».

Ключевые слова: гражданское общество, институты гражданского общества, государственная власть, права, и свободы человека, женское движение, региональная общественная организация содействия защите женщин «Женщины нашего города».

UDK 321.8

М. N. Garelina, Е. A. Slinko

REGIONAL CHARACTERISTICS OF THE ACTIVITIES OF CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract: the article examines an actual problem of the civil society formation and development in Russia. The problem is aggravated by the special role of a strong state in Russia. The purpose of the article is to study goals, difficulties, prospects and results of a, civil society building process at the national and local levels. The activities of the Regional Public Organization for the Protection of Women «Women of our city» illustrate the activities of civil society institutes at the regional level.

Key words: civil society, civil society institutes, state power, human rights and freedoms, women's movement, Regional Public Organization for the Protection of Women «Women of our city».

Введение

Современный запрос по вопросам гражданского общества в России поступает сегодня не только от самого гражданского общества, но и от органов государственной и муниципальной власти в связи с реализацией политики по повышению прозрачности деятельности органов власти и усилению общественного контроля над ее деятельностью, вовлечение общественности в решение вопросов местного значения. Также он актуален и для бизнес-структур с целью определения направлений реализации политики социальной ответственно-

сти, партнерства с институтами гражданского общества [1].

Современное российское гражданское общество преодолевает значительные трудности своего становления, находясь в диалоговом сотрудничестве с государством. Но становление гражданского общества в России имеет свою специфику, лишь отчасти развиваясь по пути, по которому ранее прошли страны Запада. Строительство гражданского общества в современной России — объективный, и, как показывают последние события, ускоряющийся процесс. Реальное полноценное функционирование

гражданского общества в РФ станет возможно только при активном участии всех социальных и политических групп, включая элиты, и использования их интеллектуального потенциала в развитии политической системы в стране при активном деятельном содействии этому процессу со стороны государственной власти.

Условия и направления формирования гражданского общества в России

А. А. Васецкий придерживается мнения, что структура современного российского гражданского общества формировалась по мере становления государственности. Она представляется в виде основных подсистем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности: социальная, экономическая, политическая, духовно-культурная, информационная. И, естественно, они, в свою очередь, являются элементами более широкой системы — общества [2]. В рамках системного подхода системообразующим началом общественной системы является человек, обладающий естественными потребностями, личными интересами, которые в институциональной форме внешне выражены в правах и обязанностях. Человек гонор и руст интеллектуальную и волевую энергию общества, его подсистем, состоящих из различных социальных групп, к которым можно отнести всевозможные общности и объединения людей и устойчивые взаимосвязи (отношения) между ними, основанные на общности групповых ценностей-целей, интересов и т. п.

А. А. Ковалев отмечает, что Россия традиционно принадлежит к странам, в большей мере ориентированным на государство, нежели на общество. Это связано с тем фактом, что в России, в отличие от других стран, исторически сложился специфический тип общественной системы, основу которого составляет эффективность власти, но не эффективность собственности. В массовом сознании крайне глубоко живет убеждение о необходимости сильного государства. История показала, что часто такой стереотип подменялся самоволием власти. Непосредственно общество традиционно было недостаточно автономным и независимым, а политическая зависимость граждан от правящих элит и государства в целом — почти тотальной [3].

По нашему мнению, становление гражданского общества является необходимым этапом на пути модернизации всех сфер российской действительности. В 1993 году была принята Конституция Российской Федерации, в результате чего процесс формирования гражданского общества и правового государства получил новый импульс, появились юридические гарантии его построения. В Конституции были закреплены основополагающие идеи гражданского общества, такие как права и свободы человека, которые были объявлены высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина стали обязанностью государства.

А. А. Ковалев считает, что особенность актуальной ситуации в России заключена в том, что многие элементы гражданского общества следует создавать заново. Так, он выделяет такие возможные направления формирования гражданского общества в России, как |3|:

— создание экономического фундамента на основе многообразия форм собственности и социально ориентированной рыночной экономики;

— формирование в условиях реально сложившейся дифференциации интересов различных групп и общностей нового, базирующегося на приоритете права типа государственности, способного к социальному партнерству. Особая роль в этом процессе должна принадлежать интеллигенции, сочетающей патриотизм и объективно-критический подход к реальности социально-политической жизни;

— создание реального плюрализма в обществе. Этому способствуют падение влияния традиционных партий и рождение новых форм массовой политической деятельности, а также появление самоуправляемых структур, ассоциаций, неформальных гражданских движений;

— преодоление традиционной кон-фронтационной гражданской и политической культуры, стабилизация общества на основе гражданского мира с приданием ему конституционных гарантий [3].

С. В. Калашников полагает, что ядром политической системы Российской Федерации должно быть подлинное народовластие и политическое и идеологическое разнообразие (политический и идеологи-

ческий плюрализм), а основными политическими гарантиями формирующегося в России гражданского общества являются:

— демократическое правовое государство как основной элемент политической системы Российской Федерации, Оно возможно лишь в рамках демократического конституционного строя, обеспечивающего подчинение государства в лице государственных органов власти праву, контроль общества за органами государственной власти;

— форма государства:

а) республиканская форма правления;

б) федеративная форма государственного устройства РФ (с элементами конфедеративного государства);

в) государственный (политический) демократический режим;

— разнообразие общественных объединений: политические партии, общественные организации, союзы, фонды, ассоциации, комитеты, в частности, Комитет солдатских матерей, Федеральная и региональные Общественные палаты, религиозные объединения и т. д. [4].

Перечисленные элементы политической системы есть институты гражданского общества, формируемые непосредственно гражданами как для защиты конституционных прав, свобод и законных интересов, так и для общественного контроля над государственной властью.

Деятельность институтов гражданского общества на региональном уровне

В настоящее время в России активно работают женские общественные организации нового типа, в том числе тендерные и кризисные центры. Эти организации составляют основу женского движения и являются важным субъектом формирующегося в России гражданского общества. Женское движение инициировало анализ современной российской действительности с позиций тендерного равенства и стало эффективной движущей силой демократизации российского государства. Женские общественные организации ведут активную деятельность по вынесению на широкое рассмотрение и решению проблем общества, обусловленных тендерным неравенством в общественной и частной сферах.

Основной и наиболее эффективной формой их работы является реализация социально значимых проектов.

Примером женской общественной организации является региональная общественная организация содействия защите женщин «Женщины нашего города». Организация функционирует для достижения таких целей, как:

— улучшение отношений между странами, народами во имя мира во всем мире через связи с соотечественниками, международными общественными организациями и усиление роли русского языка;

— содействие в соблюдении прав, свобод и равных возможностей для женщин и мужчин во всех сферах общественной жизни;

— содействие повышению роли женщин в общественно-политической, экономической, социальной и культурной жизни общества, защите законных интересов женщин;

— обеспечение равного участия мужчин и женщин в общественно-политической жизни, в том числе достижению их паритетного представительства в органах власти на всех уровнях принятия решений;

— содействие достижению гражданского согласия и мира в обществе.

Непосредственными направлениями деятельности организации являются:

— реализация межрегиональных и межнациональных программ по своей тематике;

— постоянное расширение объема социально-психологических услуг женщинам на базе социальных центров и различных государственных, коммерческих организаций и учреждений;

— содействие в создании кризисных центров и служб помощи для жертв семейного насилия; содействие в ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; развитие системы социальной адаптации женщин, пострадавших от насилия и торговли людьми;

— содействие в организации специализированных ярмарок вакансий для трудоустройства женщин и молодежи;

— содействие в организации и проведении копфорон пи й, выставок, фестивалей, ассамблей, круглых столов и других мероприятий по своей тематике;

— содействие в развитии сети физкультурно-оздоровительных и спортивных женских клубов;

— информирование населения по вопросам охраны здоровья женщин, безопасности материнства, формирования ответственного отношения к здоровью; оказывает содействие в организации мероприятий цо снижению материнской и младенческой смертности в РФ;

— содействие в организации мероприятий, направленных на укрепление материально-технической базы заинтересованных учреждений социального обслуживания, оказывающих помощь женщинам и детям.

Формализм и конъюнктура являются барьером для развития гражданского общества. Нередко общественные объединения являются симулякрами, создаваемыми самой властью для консолидации определенных групп граждан с целью вовлечения их в выполнение неких задач, чаще всего это происходит для успешного проведения избирательных кампаний, в то время как важнейшие вопросы социально-экономического развития решаются самостоятельно, без информирования и привлечения общественности [5].

Проблемы и перспективы становления гражданского общества в России

Таким образом, одним из важнейших условий функционального взаимодействия власти с институтами гражданского общества должна быть информационная открытость. Сегодня предпринимаются попытки создать механизмы обратной связи с обществом. Это общественные приемные политических партий, общественные приемные Президента и глав регионов в муниципалитетах, периодические социологические опросы, ежегодные Послания Президента РФ, круглые столы с участием представителей власти, волеизъявление избирателей, общественные советы и т. п. [6].

Как показывает политическая практика новейшего времени, институты гражданского общества способны оказывать помощь государству, быть в роли партнёров в обеспечении личностных прав и свобод и национальной безопасности. Так, в частности, в противодействии экстремизму и терроризму целесообразно больше внимания уделять именно гражданским инициативам,

привлекать общественные организации и движения, иные институты гражданского общества к сотрудничеству по политическим и социальным проблемам общественного развития. Очевидно, что требуется также дальнейшее совершенствование местного самоуправления, его гарантированное финансовое обеспечение, создание возможностей для роста эффективности его участия в формировании гражданского общества.

В. Д. Перевалов полагает, что дальнейшее развитие гражданского общества в России зависит от разумного и последовательного разгосударствления собственности, сокращения и нейтрализации бюрократического аппарата, формирования многопартийной системы, создания стимулов для развития производства, разработки оптимальных социальных программ |7|.

Для реализации этого требуется правовое регулирование основополагающих отношений гражданского общества, а именно, достижение таких основных целей как постановка заслона чрезмерному вмешательству государства в деятельность гражданского общества и личную жизнь граждан, фиксация конкретных обязанностей и обязательств государства перед гражданским обществом и неукоснительное обеспечение реализации конституционных положений о правовом государстве.

Выводы

Сегодня становление организационных структур и рост потенциала влияния общественных организаций актуализировали поиск более эффективных форм и методов их взаимодействия с властью. В. В. Путин в Посланиях Президента РФ не раз акцентировал внимание на направлениях сотрудничества: привлечение общественности к обсуждению законопроектов, сочетание государственных и негосударственных форм контроля над деятельностью органов государственной власти и др.

Лишь от гражданской позиции и активности граждан, общественных и некоммерческих организаций, представителей делового сообщества, СМИ, и других институтов гражданского общества зависит, насколько власть будет готова слышать общественное мнение, откликаться на него, корректировать свою деятельность [8].

В конечном итоге, это повлияет на то, насколько полно гражданин как свободная личность сможет реализовать свой потенциал: деловой, творческий, интеллектуальный, политический, насколько граждане будут сами востребованы властью для достижения совместной цели — создания сильного правового государства и развитого гражданского общества духовно и экономически свободных личностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Преображенский Б. Г. Государственное управление: развитие кадрового потенциала и трансформация функций : монография [Текст] / Б. Г. Преображенский. — Воронеж : ИГ1Ц «Научная книга», 2015. — 140 с.

2. Васецкий А. А. Роль системных конфликтов в становлении современной политической системы России : монография [Текст] / А. А. Васецкий. — СПб. : Издательство СЗАГС, 2006. — 370 с.

3. Ковалев А. А. Гражданское общество в России; возможность самоорганизации и механизмы правового регулирования / А. А. Ковалев // Сборник материалов научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации. — М„ 2005. — С. 17—21.

4. Калашников С. В. Политические гарантии обеспечения конституционных прав, свобод и законных интересов личности в условиях формирования гражданского общества в Российской Федерации / С. В. Калашников // Российская юстиция. — 2012. — № 12, —С. 2—5.

5. Слинъко 1. А., Жуков В. Н. Институци-адизация и модернизация избирательной системы в России: региональный аспект /

А. А. Слинько, В. Н. Жуков // Регион: системы, экономика, управление. — 2015. — № 3 (30). — С. 201—205.

6. Касымов И. В., Слинько А. А. Трансформация принципов взаимодействия государственной власти и гражданского общества / И. В. Касымов, А. А. Слинько // Мегатренды мировой политики : сборЯщ научных статей по материалам 3-й межвузовской научно-практической конференции молодых ученых. — Воронежский филиал ФГВОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», 2016. — С. 49—54.

7. Перевалов В. Д. Теория государства и права : учебник для бакалавров / В. Д. Перевалов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2014.—428 с.

8. Слинько А. А., Кулаков Е. Б., Полян-чук Т. В. Проблемы достижения гражданского единства в контексте изменения государственной национальной политики РФ. Новый баланс сил на евразийском пространстве / А. А. Слинько, Е. Б. Кулаков, Т. В. Полянчук // Среднерусский вестник общественных наук. — 2017. — Т. 12. № 2. — С. 77—82.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Воронежский филиал) Гарелина М. П., аспирантка E-mail: garelina 73@mail.ru Тел.: 8 (473) 247-73-75

Слинъко Е. А., кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и политического управления

E-mail: kafppu@vrn.ranepa.ru Тел.: 8 (473) 247-73-75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.