Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПРИ ГЛАВЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ПО ЗАЩИТЕ СЕМЬИ, МАТЕРИНСТВА И ПРАВАМ РЕБЕНКА'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПРИ ГЛАВЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ПО ЗАЩИТЕ СЕМЬИ, МАТЕРИНСТВА И ПРАВАМ РЕБЕНКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
59
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА / OMBUDSMAN FOR CHILDREN''S RIGHTS / ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ / PROTECTION OF RIGHTS AND INTERESTS OF CHILDREN / ДЕТИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ / SOCIALIZATION OF CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE / ОПТИМАЛЬНОЕ ЖИЗНЕУСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ-СИРОТ / OPTIMAL LIVING ARRANGEMENTS OF ORPHANS / ЗАМЕЩАЮЩИЕ СЕМЬИ / FOSTER FAMILIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гусейнова Ирина Александровна, Гусейнова Хадижатираз-Хановна, Пашаева Эсмира Ражудиновна

В статье рассматривается проблема становления и развития института уполномоченного по правам ребенка в Республике Дагестан, который занял прочное место в системе защиты прав и интересов несовершеннолетних, сложившейся в Дагестане.Показано, что актуальным для Дагестана остается решение таких вопросов, как продолжение формирования системы государственной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, ресурсное обеспечение новых социальных технологий по социализации детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, возвращенных из Сирии и других стран, поддержка республиканских проектов по защите прав и интересов детей, правовое сопровождение и установление правового статуса для некоторых категорий опекунских семей. Становление и развитие Института Уполномоченного позволит активизировать решение этих и других вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гусейнова Ирина Александровна, Гусейнова Хадижатираз-Хановна, Пашаева Эсмира Ражудиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTIVITY OF THE INSTITUTION OF OMBUDSMAN BY THE HEAD OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN FOR PROTECTION OF FAMILY, MOTHERHOOD AND THE RIGHTS OF THE CHILD

In the article examines the problem of the establishment and development of the institution of the Ombudsman for the Rights of the Child in the Republic of Dagestan, which has taken a firm place in the system of protecting the rights and interests of minors in Dagestan. It is shown that the solution of such issues as the continuation of the system of state support for children left without parental care, the provision of new social technologies for the socialization of children left without parental care, and the children returned from Syria and other countries remains relevant for Dagestan, the support of the republican projects to protect the rights and interests of children, legal support and the establishment of legal status for some categories of guardian families. The establishment and development of the Ombudsman Institute will make it possible to intensify the solution of these and other issues.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПРИ ГЛАВЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ПО ЗАЩИТЕ СЕМЬИ, МАТЕРИНСТВА И ПРАВАМ РЕБЕНКА»

10. Jakovleva N.F. Proektnaja dejatel'nost' v obrazovatel'nom uchrezhdenii [Tekst]/ N.F. Jakovleva/Uchebnoe posobie. 2-e izd., ster. M.: FLINTA, 2014.

ЕВСТАФЬЕВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА - аспирант кафедры физической географии, природопользования и методики обучения географии, Московский государственный областной университет (МГОУ). ГРИШАЕВА ЮЛИЯ МИХАЙЛОВНА - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры физической географии, природопользования и методики обучения географии, Московский государственный областной университет (МГОУ).

ТКАЧЕВА ЗИНАИДА НИКОЛАЕВНА - кандидат педагогических наук, доцент, декан географо-экологического факультета, Московский государственный областной университет (МГОУ). EVSTAFIEVA, NATALYA S. - Ph.D. student, Department of Physical Geography, Nature Management and Methods of Geography Training, Moscow State Regional University (MGOU) (n.s.evstafeva@yandex.ru). GRISHAEVA, JULIA M. - Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Department of Physical Geography, Nature Management and Methods of Geography Training, Moscow State Regional University (MGOU),(j.m.g@mail.ru). TKACHEVA, ZINAIDA N. - Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Dean of the Faculty of Geography and Ecology, Moscow State Regional University (MGOU), (zn.tkacheva@mgou.ru).

УДК 37.014.6(470.67)

ГУСЕЙНОВА И.А., ГУСЕЙНОВА Х.И., ПАШАЕВА Э.Р. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПРИ ГЛАВЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ПО ЗАЩИТЕ СЕМЬИ, МАТЕРИНСТВА И ПРАВАМ

РЕБЕНКА

Ключевые слова: уполномоченный по правам ребенка, защита прав и интересов детей, дети, оставшиеся без попечения родителей, социализация детей, оставшихся без попечения родителей, оптимальное жизнеустройство детей-сирот, замещающие семьи.

В статье рассматривается проблема становления и развития института уполномоченного по правам ребенка в Республике Дагестан, который занял прочное место в системе защиты прав и интересов несовершеннолетних, сложившейся в Дагестане. Показано, что актуальным для Дагестана остается решение таких вопросов, как продолжение формирования системы государственной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, ресурсное обеспечение новых социальных технологий по социализации детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, возвращенных из Сирии и других стран, поддержка республиканских проектов по защите прав и интересов детей, правовое сопровождение и установление правового статуса для некоторых категорий опекунских семей. Становление и развитие Института Уполномоченного позволит активизировать решение этих и других вопросов.

HUSEYNOVA, I.A., HUSEYNOVA, H.I., PASHAYEVA, E.R. THE ACTIVITY OF THE INSTITUTION OF OMBUDSMAN BY THE HEAD OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN FOR PROTECTION OF FAMILY, MOTHERHOOD AND THE RIGHTS OF THE

CHILD

Keywords: Ombudsman for children's rights, protection of rights and interests of children, children left without parental care, socialization of children left without parental care, optimal living arrangements of orphans, foster families.

In the article examines the problem of the establishment and development of the institution of the Ombudsman for the Rights of the Child in the Republic of Dagestan, which has taken a firm place in the system of protecting the rights and interests of minors in Dagestan. It is shown that the solution of such issues as the continuation of the system of state support for children left without parental care, the provision of new social technologies for the socialization of children left without parental care, and the children returned from Syria and other countries remains relevant for Dagestan, the support of the republican projects to protect the rights and interests of children, legal support and the establishment of legal status for some categories of guardian families. The establishment and development of the Ombudsman Institute will make it possible to intensify the solution of these and other issues.

Республика Дагестан является одним из пяти первых субъектов Российской Федерации, где введен Институт Уполномоченного по правам ребенка, который в 2013 году

получил новое название - Институт Уполномоченного при Главе Республики Дагестан по защите семьи, материнства и правам ребенка (далее - Уполномоченный).

Практика работы Института Уполномоченного показала, что этот институт необходим и востребован. Дети Дагестана, как и все российские дети, в силу своего возраста и зависимости от взрослых, не могут быть полностью защищены от проявлений нарушения их прав в семье и обществе. Необходимость в становлении Института Уполномоченного, который защищает интересы детей на государственном и общественном уровне, подтверждается жизнью. Сегодня требуются новые подходы к анализу и решению проблем детства. Вместе с тем невозможно отделить проблемы детей от проблем семьи и материнства. И все же главное направление деятельности Института Уполномоченного - это реализация принципов, зафиксированных в Конвенции о правах ребенка [1]. Наряду с просветительской работой Уполномоченного обеспечиваются интересы семьи с детьми при рассмотрении жалоб и обращений матерей и детей, для чего проводится прием детей и матерей по фактам нарушения их прав и интересов. Прежде всего, выясняется, что послужило причиной нарушения прав и интересов матери и ребенка. Затем вырабатываются меры по их устранению и восстановлению нарушенных прав. Кроме всего Уполномоченный совместно с представителями общественных организаций выезжает в стационарные учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей, где осуществляет прием детей и принимает меры по устранению нарушений их прав, если имеются их жалобы. Ежегодно осуществляется подготовка доклада Главе Республики о положении детей, о нарушении прав матерей и детей и мерах, принятых по их устранению.

В республике обеспечивается механизм социального контроля за обеспечением прав детей, защитой интересов семьи с детьми, обеспечением прав матери. Не всегда ведомства с пониманием относятся к деятельности Уполномоченного. При Уполномоченном создан Общественный совет, в состав которого вошли представители органов государственной власти, предприниматели, представители общественных организаций. Заместители глав муниципальных образований, учителя, врачи, представители Советов женщин муниципальных образований, координаторы общественно значимых проектов. Особое внимание уделяется правам ребенка жить и воспитываться в семье.

В настоящее время формируется механизм взаимодействия Общественного совета и аппарата Уполномоченного по актуальным вопросам с различными подходами в выработке решения. Например, на Общественном совете были рассмотрены вопросы безопасного материнства и профилактики отказов от новорожденных в республике. Принимая во внимание право ребенка, жить и воспитываться в семье, участие в обсуждаемой теме приняли представители христианского и мусульманского духовенства, а также представители общественных организаций. Следует отметить, что в Дагестане ежегодно уменьшается количество абортов , и если 5-7 лет назад на 100 родов приходилось в среднем 30 абортов, то в настоящее время 20. Для кавказских республик это не лучший результат, так как женщины Чечни и Ингушетии делают на 100 родов 12-15 абортов. Мероприятия по повышению рождаемости за счет профилактики абортов включены в Государственную программу РД «Развитие здравоохранения в Республики Дагестан на 2014-2020 годы». В республике многое было сделано по модернизации здравоохранения, открыты новые женские консультации, кабинеты кризисной беременности, кабинеты доабортных консультаций. Это все принесло свои результаты: снизилось число абортов и число отказов от новорожденных в родильных домах. Повышенное внимание к этой теме и ее всестороннее обсуждение на Общественном совете стало следствием после обращения в сентябре 2016 года Главы Русской православной церкви Патриарха Кирилла, в котором он призывал полностью запретить аборты в России. Речь шла о выводе абортов из системы обязательного медицинского страхования. В поддержку инициативы Патриарха Кирилла высказались и главный муфтий России Талгат Таджуддин и главный раввин Берл Лазар. Их поддержала и Кузнецова А.Ю. Уполномоченный по правам ребенка. Однако обсуждение этого вопроса показало, что большинство участников имело другую точку зрения, и она легла в основу

решения Общественного совета: право на аборт означает, что у женщины должно быть право выбора, право проживать свою жизнь, поэтому аборт должен быть легальным, безопасным и исключительно редким.

Поэтому Институтом Уполномоченного уделяется особое внимание доабортному обязательному психологическому консультированию, а специалисты перинатального центра должны совершенствовать свою работу по вопросам зачатия, вынашивания и послеродового наблюдения, необходимо активизировать деятельность всех государственных и общественных организаций по вопросам безопасного материнства, профилактики отказов от новорожденных.

В настоящее время в Дагестане происходит реформирование учреждений образования для детей, оставшихся без попечения родителей. Предпринимаются меры по совершенствованию системы оптимального жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, а именно развитие института замещающих семей. Сегодня в республике преобладает такая форма жизнеустройства детей указанной категории как опекунская семья. В 4 тысячах опекунских семей воспитывается более 4,5 тысяч детей, оставшихся по разным причинам без попечения родителей.

В основном, опекунами являются престарелые бабушки и дедушки, тети и дяди, старшие братья и сестры. На детей ежемесячно органы опеки и попечения выплачивают 7 тысяч рублей на каждого ребенка.

Вместе с тем, в республике более 3 тысяч опекунских семей с неоформленным статусом опекунов. Естественно, в этих семьях не осуществляются выплаты на детей, потому что это, в основном, дети разведенных родителей, а также дети, чьи родители выехали из республики на заработки в другие регионы России, и дети, чьи родители создали новые семьи. Престарелые опекуны не хотят через суды решать алиментные выплаты от своих детей. В этой ситуации больше всего ущемляются права детей, не удовлетворяются их минимальные потребности. Очень медленно формируется в республике институт замещающих семей, которых сегодня насчитывается всего около тридцати.

Осознавая значимость решения этих вопросов, Институт Уполномоченного пристально и адресно занимается проблемами приемных семей, особенно семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями. В конце 2017 года предполагается после внимательного изучения указанного вопроса рассмотреть на Общественном совете вопрос поддержки семей при отсутствии алиментных обязательств.

Принятый Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» внес важные изменения в структуру семейных форм жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей [2]. Фактически все семейные формы жизнеустройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, сведены к тому или иному варианту опеки и попечительства. Таким образом, приемная семья представляет собой форму опеки (попечительства) по договору об осуществлении опеки. Предстоит еще большая и кропотливая работа по установления статуса многих опекунских семей, которые являются по сути таковыми, но из-за отсутствия правового статуса не могут получить государственные меры поддержки и материального обеспечения.

Институт Уполномоченного значительно активизировал деятельность по поддержке детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Так, по инициативе Уполномоченного студенты социального факультета Дагестанского государственного университета провели анкетирование воспитанников социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних в городе Махачкала, которое показало, что при уклонении родителей этих детей от их воспитания в силу разных обстоятельств, все дети считают, что родители их любят, и они временно находятся в специализированном учреждении, что их скоро заберут в семью. Несмотря на то, что все опрошенные дети в возрасте от семи до шестнадцати лет пробовали алкоголь, курили, а многие старшего возраста дети продолжают курить, а половина детей хотя бы раз попробовала легкие наркотики, все опрошенные дети мечтают получить престижную профессию, достичь успехов в спорте, занять достойное

место в жизни. Поэтому в поле зрения Уполномоченного попала ситуация, требующая системную и длительную работу всех заинтересованных органов и учреждений, по формированию ответственного родительства и защищенного детства, профилактике социального сиротства, оптимального жизнеустройства таких детей.

При Уполномоченном действует Общественная приемная для несовершеннолетних. Прием проводится как лично Уполномоченным, так и при необходимости представителями общественных организаций, специалистами министерств и ведомств. Например, за прошедший год обратилось более 600 человек. Вопросы, которые были подняты на приеме, в основном возникли в связи с реализацией прав детей и матерей жить в нормальных условиях. Одновременно продолжают поступать вопросы, связанные с предоставлением жилья выпускникам детских домов и интернатов, защиту их прав и интересов в жилищном вопросе. Увеличилось количество обратившихся за материальной помощью малоимущих семей.

Сотрудники Уполномоченного регулярно посещают стационарные учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей, и детей с ограниченными возможностями, регулярно проводится знакомство с опекунскими и замещающими семьями, принимаются меры по устранению нарушенных прав и интересов несовершеннолетних в указанных семьях и стационарных учреждениях.

Институт Уполномоченного особое внимание уделяет вопросам реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы в Дагестане [3]. Отчеты о проведенной работе заинтересованных министерств и ведомств регулярно заслушиваются на заседаниях Общественного совета. Принятая Правительством Российской Федерации Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017-2022 годы будет положена в основу реализации задач в области улучшения положения матерей с детьми в Республике Дагестан [4]. Мероприятия по реализации Национальной стратегии действий в интересах женщин на указанный период станут еще одним важным направлением деятельности Уполномоченного при Главе Республики Дагестан по защите семьи, материнства и правам ребенка.

Уполномоченный тесно сотрудничает с общественными и правозащитными организациями республики. Усилия этих организаций обеспечивают объективность характеристик ситуации, существующей в республике, в области реализации прав детей, а также способствуют активизации темпов разрешения тех или иных вопросов, связанных с реализацией прав и интересов детей и подростков, их матерей.

Сегодня наиболее актуальными являются также вопросы возвращения детей, оставшихся после смерти родителей, за пределами России. По некоторым сообщениям таких детей, вывезенных родителями в Сирию более 500 человек. Сегодня всего лишь трое детей было возвращено в Дагестан. Эти дети нуждаются не только в розыске их родственников в Дагестане и передачи этих детей после возвращения из Сирии, Турции, Ирака и других стран под опеку в семьи родственников, но и обеспечение этих детей квалифицированной медицинской, психологической и правовой помощью, восстановление их прав и защиту их интересов. При этом необходимо учитывать тот факт, что эти дети долгое время испытывали огромное влияние своих родителей и социума в вопросах вероисповедания. Вернувшиеся дети рассказывают о своих родителях как о мучениках и героях, для них их родители, приняв смерть, стали святыми, шахидами. Такие обстоятельства и их проживание в семьях бабушек и дедушек, которые в свое время, как правило, не влияли на своих детей, что привело к таким трагедиям, должны будут воспитывать своих внуков. Безусловно, этот вопрос очень сложный и Россия впервые сталкивается с такими проблемами. Это означает, что в отношении таких семей необходимо постоянное психолого-педагогическое сопровождение и особая ответственность со стороны органов опеки и попечения.

Таким образом, сегодня актуальными остаются для Дагестана решение таких вопросов, как продолжение формирования системы государственной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, реформирование системы обеспечения

жизнедеятельности, воспитания и обучения детей, оставшихся без попечения родителей, ресурсное обеспечение новых социальных технологий по социализации детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, возвращенных из Сирии и других стран, поддержка республиканских проектов по защите прав и интересов детей, правовое сопровождение и установление правового статуса для некоторых категорий опекунских семей. Становление и развитие Института Уполномоченного позволит активизировать решение этих и других вопросов органами государственной власти, усилить роль общественных организаций в этом процессе.

Литература и источники

1. Конвенция о правах ребенка 1989 года // Ведомости Съезда Народных Депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. №45. С.2.

2. Об опеке и попечительстве: Федеральный Закон от 24.04.2008 №48-ФЗ (ред. от 05.05.2014). С.4.

3. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 гг.» С.5.

4. Распоряжение Правительства РФ от 8 марта 2017 г. N 410-р «Об утверждении Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017 - 2022 гг.» С.5.

References and Sources

1. Konvenciya o pravah rebenka 1989 goda // Vedomosti S"ezda Narodnyh Deputatov SSSR i Verhovnogo Soveta SSSR. 1990. №45. S.2.

2. Ob opeke i popechitel'stve: Federal'nyj Zakon ot 24.04.2008 №48-FZ (red. ot 05.05.2014). S.4.

3. Ukaz Prezidenta RF ot 1 iyunya 2012 g. № 761 «O Nacional'noj strategii dejstvij v interesah detej na 2012 - 2017 gg.» S.5.

4. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 8 marta 2017 g. N 410-r «Ob utverzhdenii Nacional'noj strategii dejstvij v interesah zhenshchin na 2017 - 2022 gg.» S.5.

ГУСЕЙНОВА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА - старший преподаватель кафедры социальных и информационных технологий социального факультета Дагестанского государственного университета ГУСЕЙНОВА ХАДИЖАТ ИРАЗ-ХАНОВНА - магистрант социального факультета Дагестанского государственного университета

ПАШАЕВА ЭСМИРА РАЖУДИНОВНА - магистрант социального факультета Дагестанского государственного университета

HUSEYNOVA, IRINA A. - Senior Lecturer, Department of social and information technologies of the Social Department, Dagestan State University (guseinova.2013@yandex.ru).

HUSEYNOVA, KHADIZHAT I. - undergraduate Social science faculty, Dagestan State University (huseynova@mail.ru)

PASHAYEVA, ESMIRA R. - undergraduate Social faculty, Dagestan State University (pashaevaesmiraesmira@mail.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.