Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В РОССИИ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
111
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПРАВО ГРАЖДАН НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ / БЛАГОПРИЯТНАЯ ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Третьякова Н. А.

Статья посвящена анализу деятельности органов государственной власти России в области обеспечения права граждан на благоприятную окружающую среду и сравнению экологического законодательства некоторых Европейских стран. Обеспечение реализации и охраны права на благоприятную окружающую среду государственными органами, подразумевает выполнение различных мероприятий, которые направлены на предотвращение вреда окружающей среде и здоровью граждан, выявление и устранение негативного воздействия на окружающую природную среду, а также ликвидацию последствий, возникших в результате причинения такого вреда. Деятельность органов государственной власти имеет важное значение в обеспечении охраны прав граждан на благоприятную среду. Но, существующая эколого-экономическая политика в России в настоящее время не обеспечивает условий для безопасного устойчивого существования природы и общества и не способствует стабильному социально-экономическому развитию страны. России следует брать пример экологической политики Европейских стран, так как в России часто экономическая выгода стоит превыше всего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Третьякова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE ACTIVITY IN ENSURING THE REALIZATION OF CITIZENS' RIGHTS TO A FAVORABLE ENVIRONMENT IN RUSSIA

The article is devoted to the analysis of the activities of the state authorities of Russia in the field of ensuring the right of citizens to a favorable environment and comparing the environmental legislation of some European countries. Ensuring the implementation and protection of the right to a favorable environment by state bodies implies the implementation of various measures aimed at preventing harm to the environment and the health of citizens, identifying and eliminating negative impacts on the environment, as well as eliminating the consequences that have arisen as a result of causing such harm. The activities of public authorities are important in ensuring the protection of citizens' rights to a favorable environment. However, the existing ecological and economic policy in Russia currently does not provide conditions for the safe sustainable existence of nature and society and does not contribute to the stable socio-economic development of the country. Russia should take the example of the environmental policy of European countries, since in Russia economic benefits often come first.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В РОССИИ»

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В РОССИИ

Н.А. Третьякова, студент

Научный руководитель: О.Ю. Хисматуллин, канд. юрид. наук, доцент Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2022- 7-1-239-242

Аннотация. Статья посвящена анализу деятельности органов государственной власти России в области обеспечения права граждан на благоприятную окружающую среду и сравнению экологического законодательства некоторых Европейских стран. Обеспечение реализации и охраны права на благоприятную окружающую среду государственными органами, подразумевает выполнение различных мероприятий, которые направлены на предотвращение вреда окружающей среде и здоровью граждан, выявление и устранение негативного воздействия на окружающую природную среду, а также ликвидацию последствий, возникших в результате причинения такого вреда. Деятельность органов государственной власти имеет важное значение в обеспечении охраны прав граждан на благоприятную среду. Но, существующая эколого-экономическая политика в России в настоящее время не обеспечивает условий для безопасного устойчивого существования природы и общества и не способствует стабильному социально-экономическому развитию страны. России следует брать пример экологической политики Европейских стран, так как в России часто экономическая выгода стоит превыше всего.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, право граждан на благоприятную окружающую среду, благоприятная окружающая среда, деятельность органов государственной власти.

Одним из важнейших и основных прав граждан в России является право каждого на благоприятную окружающую среду. Так как все загрязнения окружающей среды, такие как сбросы, выбросы, и отходы производства и потребления негативно сказываются не только на окружающей природной среде, но и как в следствии негативно влияют на здоровье человека и будущих поколений. Следовательно, создание государством условий для благоприятной среды обитания должны стоять превыше всего. Президент Российской Федерации в одном из своих обращений выделил вопрос экологии, как один из основных направлений деятельности государственных органов.

Законодательное закрепление конституционных прав в России произошло недавно. В 1993 году была принята Конституция РФ, в которой в статье 42 указано право человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ней и возмещении ущерба, нанесенного

экологическим правонарушением. Это было первое закрепление такого права в России [1]. С этого времени начинается создание экологической законодательной базы, которая обеспечивает возможность человека пользоваться своим правом и защищать его. Право граждан на благоприятную окружающую среду предполагает возможность каждого жить в условиях, не наносящих вреда жизни и здоровью, а также требовать от соответствующих государственных учреждений поддержания благоприятной среды в должном состоянии.

Органы государственной власти РФ, обязаны оказывать содействие гражданам, общественным объединениям, в реализации их прав в области охраны окружающей среды, это прописано в ст. 13 Федерального закона «Об охране окружающей среды». К таким органам государственной власти в России относятся: Правительство РФ, Министерство экологии и природопользования, прокуратура, Росприроднад-

зор, Роспотребнадзор, различные федеральные службы. Свою деятельность органы государственной власти осуществляют под руководством Президента РФ. Их деятельность направлена на реализацию Основ государственной политики в области экологического развития до 2030 года [2].

Обеспечение реализации и охраны права на благоприятную окружающую среду государственными органами, подразумевает выполнение различных мероприятий, которые будут направлены на предотвращение вреда окружающей среде и здоровью граждан, выявление и устранение негативного воздействия на окружающую природную среду, а также ликвидацию последствий, возникших в результате причинения такого вреда. Обеспечивается данное право следующими мерами:

- Нормирование качества окружающей среды;

- Меры, связанные с предотвращением различных экологически вредных последствий;

- Предупреждение и ликвидация последствий аварий, техногенных катастроф;

- Государственный контроль надзор за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства;

- Судебная защита нарушенных прав граждан;

- Совершенствование нормативно правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности;

К деятельности государственных органов РФ в области экологии можно отнести разработку национального проекта «Экология». Национальный проект «Экология» разработан с целью:

- реализации эффективного обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных несанкционированных свалок на 1 января 2018 г. в границах городов;

- значительного снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах, в том числе уменьшение не менее чем на 20 процентов объёма выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в наиболее загрязнённых городах;

- повышение качества питьевой воды для населения, в том числе для жителей населённых пунктов, не оборудованных современными системами централизованного водоснабжения;

- экологическое восстановление водных объектов, включая реку Волгу, и сохранение уникальных водных систем, таких как озёра Байкал и Телецкое;

- сохранение биологического разнообразия, в том числе посредством создания не менее 23 новых особо охраняемых природных территорий.

Рассмотрим некоторые данные из Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2020 году». Из него видно, что состояние водных объектов сохраняются как экстремально высокие уровни загрязнения на 130 водных объектах в 578 случаях. На примере Республики Башкортостан качество вод оценивается как «грязная» 6,1%, а в Оренбургской области качество вод в 4,0% створах как «экстремально грязные». Запасы воды озера Байкал, который относится к объекту всемирного наследия, снизились на 12,28 км [3]. Согласно полученным результатам наблюдения за качеством атмосферного воздуха, в 34 городах РФ сохраняется высокий и очень высокий уровень загрязнения [4]. Исходя из данных доклада, экологическая ситуация в России из года в год остается удовлетворительной.

Европейские страны одни из первых осознали зависимость жизни и здоровья от наличия благоприятной окружающей среды для человека. Не так давно, в Российском природоохранном законодательстве появились новые механизмы, которые основаны на опыте Европейских стран по регулированию правовых отношений в сфере охраны окружающей среды - это наилучшие доступные технологии. Они представляют собой технологию производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемых на основе современных достижений в науке и технике и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения.

На сегодняшний день в России стоит ского законодательства. Данная процедура задача обеспечения комплексного подхода намного упрощает пользование граждан к внедрению наилучших доступных тех- своими правами [6].

нологий как в рамках экологической, так и Таким образом, деятельность органов

промышленной политики, а также совер- государственной власти имеет важное зна-шенствование системы государственного чение в обеспечении охраны прав граждан регулирования [5]. на благоприятную среду. Важным направ-

В экологическом кодексе Франции ука- лением в этой деятельности находится резаны принципы права каждого на получе- ализуемая внутренняя политика государ-ние достоверной информации о состоянии ства. Но, существующая эколого-окружающей среды и участие в разработке экономическая политика в России в насто-нормативно правовых актов по природо- ящее время не обеспечивает условий для охранным вопросам. Так же, поэтапно безопасного устойчивого существования описывается процедура получения граж- природы и общества и не способствует данами и организациями достоверной ин- стабильному социально-экономическому формации о состоянии окружающей среды развитию страны. России необходимо от органов государственной власти и по- брать пример экологической политики Ев-рядок внесения предложений по вопросам ропейских стран и не ставить экономиче-модернизации национального экологиче- скую выгоду превыше всего.

Библиографический список

1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 07.05.2022).

2. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция) // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.05.2022)

3. «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ 30.04.2012). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.05.2022)

4. Государственный доклад Министерства природных ресурсов и экологии РФ «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2020 году». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mnr.gov.ru (дата доступа 10.05.2022 г.)

5. Мухаметгареева Н.М., Юсупова З.А. Развитие международно-правовых отношений Европейского союза и России в области охраны окружающей среды// Вестник Института права Башкирского государственного университета. - 2021. - №2. - С. 53-58.

6. Мухаметгареева Н.М., Юсупова З.А. Развитие экологического законодательства Франции: Достижения и новые вызовы второго десятилетия 21 века // Правовое государство: теория и практика. - 2019. - №3. - С. 129-137.

STATE ACTIVITY IN ENSURING THE REALIZATION OF CITIZENS' RIGHTS TO A

FAVORABLE ENVIRONMENT IN RUSSIA

N.A. Tretyakova, Student

Supervisor: O.Y. Khismatullin, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Bashkir State University (Russia, Ufa)

Abstract. The article is devoted to the analysis of the activities of the state authorities of Russia in the field of ensuring the right of citizens to a favorable environment and comparing the environmental legislation of some European countries. Ensuring the implementation and protection of the right to a favorable environment by state bodies implies the implementation of various measures aimed at preventing harm to the environment and the health of citizens, identifying and eliminating negative impacts on the environment, as well as eliminating the consequences that have arisen as a result of causing such harm. The activities ofpublic authorities are important in ensuring the protection of citizens' rights to a favorable environment. However, the existing ecological and economic policy in Russia currently does not provide conditions for the safe sustainable existence of nature and society and does not contribute to the stable socio-economic development of the country. Russia should take the example of the environmental policy of European countries, since in Russia economic benefits often come first.

Keywords: The Constitution of the Russian Federation, the right of citizens to a favorable environment, a favorable environment, the activities of public authorities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.