УДК 342.9
DOI 10.23672/SAE.2023.69.61.002
Яменсков Александр Иванович
заместитель главы муниципального образования, г. Новороссийск syuzanna@yandex.ru
Абрамян Сюзанна Кароевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова abrsyuzanna@yandex.ru
Литвин Татьяна Александровна
доцент кафедры морского права, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова abr@yandex.ru
Alexander I. Yamenskov
Deputy Head Municipality, Novorossiysk syuzanna@yandex.ru
Svuzanna K. Abramyan
Candidate of Legal Sciences, Assistant Professor of Department of Theory and History of State and Law, State Maritime University named after Admiral F.F. Ushakov abrsyuzanna@yandex.ru
Tatiana A. Litvin
Associate Professor
of the Department of Maritime Law,
State Maritime University
named after Admiral F.F. Ushakov
abr@yandex.ru
Деятельность
городской комиссии
по обеспечению безопасности
дорожного движения
в городе новороссийске
Activities of the city
commission for road safety in the city of novorossiysk
Аннотация. Задача государственных и профильных организаций, занимающихся обеспечением БДД, общая: профилактика ДТП, совершенствование законодательства, контроль над соблюдением законности и ПДД на автодорогах, внедрение новых технологий и технических средств снижения аварийности. Статья посвящена анализу вопросов деятельности городской комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения в городе Новороссийске. Результаты исследования могут быть применены как в процессе законодательной регламентации при внесении изменений в законодательство, так и в процессе правоприменения, поскольку будут способствовать единству реализации норм действующего закона.
Ключевые слова: государство, безопасность, правила дорожного движения, пешеход, водитель, комиссия, деятельность, предупреждение.
Annotation. The task of state and specialized organizations involved in ensuring road safety is common: prevention of accidents, improvement of legislation, control over compliance with the rule of law and traffic regulations on highways, introduction of new technologies and technical means to reduce accidents. The article is devoted to the analysis of the issues of the activities of the city commission for road safety in the city of Novorossiysk. The results of the study can be applied both in the process of legislative regulation when making changes to legislation, and in the process of law enforcement, since they will contribute to the unity of the implementation of the norms of the current law.
Keywords: state, safety, traffic rules, pedestrian, driver, commission, activity, warning.
В настоящее время, когда демократические принципы выходят в нашем государстве на первое место, а современные опасности и угрозы кардинально отличаются от рисков прошлого столетия, роль безопасности для становления социума, развития экономики и обеспечения качества жизни значительно возрастает.
В статье 2 федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» дается
следующее определение безопасного дорожного движения: «Состояние процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий». Также в данной статье приводится определение такого понятия, как дорожное движение: «Совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог».
Смысл, вкладываемый в указанное понятие, вполне чётко отражает цели безопасности как состояния несмотря на то, что выступает труднодостижимым образцом безопасного движения на дорогах. Это обусловлено тем, что абсолютное исключение любой рисковой ситуации - это эталонная цель в создании безопасных условий движения в каждой демократической стране [1, с. 263].
Стремительный рост числа автомобилей на автодорогах и растущая аварийность дорожного движения заставляют российские власти активно вмешиваться в проблему безопасности водителей и пешеходов, чтобы снизить количество ДТП. Часть инструментов такого централизованного решения: создание государственных контролирующих органов и усиление контроля за БДД на предприятиях и в компаниях. Однако силами ГИБДД и служб безопасности дорожного движения проблему аварийности быстро решить не удается, для чего создаются дополнительные контролирующие структуры - например, комиссии по БДД, которые периодически проверяют организации и непосредственно водителей на предмет профессионального уровня подготовки и знания правил БДД.
Что такое комиссия по БДД, и зачем ее создают?
Непосредственно повышать и контролировать профессиональные компетенции водителей обязаны отделы БДД на предприятиях и в организациях. Они ежегодно организовывают переподготовку персонала по специально созданной и утвержденной руководителем компании 20-часовой обучающей программе. Комиссии же по БДД (республиканская, региональная, городская, местная) создаются вышестоящими органами власти. Они должны проверять качество этой профессиональной переподготовки водителей служебного транспорта, уровень их знаний и соответствие присвоенной категории. По результатам проверки, комиссия оформляет специальный протокол.
К составу комиссии по безопасности дорожного движения предъявляются достаточно жесткие требования: в состав комиссии должны входить авторитетные профессионалы с большим опытом работы в конкретной сфере; число членов комиссии должно быть не менее трех человек (если предприятие большое - более 3 членов); в составе комиссии должен быть как минимум один человек с квалификацией инженера по БДД. Председатель - обычно, либо руководитель организации, либо его первый заместитель. Для малых компаний также желательно выбрать в комиссию инженера по БДД и диспетчера транспортной колонны. На крупных предприятиях в состав можно вводить главных инженеров, начальников транспортной службы, диспетчеры и механики автоколонн.
Заседания комиссии по БДД должны проводиться, как минимум, один раз в году. Но чаще всего их дополнительно организовывают по мере необходимости. То есть, после каждого периода переподготовки водителей.
Комиссия по БДД - это дополнительное «звено» в системе организации безопасности дорожного движения. Она обычно создается на предприятии или в компании и раз в году проводит аттестацию штатных водителей, прошедших повышение квалификации по инициативе собственной службы БДД компании (20-часовая программа переподго-т о в к и ) .
Основными задачами деятельности Комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения являются анализ аварийности на территории города, разработка мероприятий по ликвидации очагов аварийности и предочаговых мест концентрации дорожно-транспортных происшествий, внесение изменений в организацию дорожного движения и профилактика дорожно-транспортных происшествий, в том числе, с участием несовершеннолетних.
За 11 месяцев 2022 года на территории Новороссийска зарегистрировано 266 (АППГ-86) дорожно-транспортных происшествий, в которых 26 (АППГ +8) человек погибло и 304 (АППГ-116) - человека получили телесные повреждения. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года число ДТП уменьшилось.
В 2022 году по решению комиссии выполнены мероприятия по ликвидации очага аварийности по ул. Малоземельская, в районе магазина «Погребок». Здесь обустроен пешеходный переход, установлены выносные консоли с дублированием дорожных знаков, в ближайшее время будут обустроены две искусственные неровности перед пешеходным переходом.
С целью разгрузки улично-дорожной сети, уменьшения заторовых ситуаций и увеличения пропускной способности внесены изменения в организацию дорожного движения на следующих участках:
- обустройство заглубления парковочного кармана по ул. Советов, в районе здания ФГУП «Ро-сморпорт»;
- обустройство заглубления парковочного кармана по пр. Ленина, 91;
- обустройство выделенной полосы для поворота налево на пересечении ул. Видова/ул. Кутузовская;
- расширение участка автомобильной дороги по ул. Чайковского в районе автовокзала до 3-х полос с выделением отдельной полосы для поворота налево;
- организация двустороннего движения по ул. Видова, на участке от ул. Свободы до ул. Чайковского.
С целью обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе, пешеходов, выполнено строительство транспортного светофорного объекта на пересечении ул. Красного Октября/ ул. Чкалова, ст. Натухаевская и 6-ти вызывных светофорных объектов по ул. Советов, д. 14, ул. Видова, д. 123, ул. Видова, д.137, ул. Мурата
Ахеджака, пр. Ленина, д. 93 (НГМА), ул. Видова, д. 178.
До конца 2022 года планируется выполнить строительство вызывного светофора по ул. Мурата Ахеджака/пр. Дзержинского, 232 и транспортных светофорных объектов на двух участках по ул. Мурата Ахеджака/пр. Ленина и ул. Мурата Ахеджака/ул. Бориса Пупко.
Так как через город проходят и федеральные автомобильные дороги, то вопрос обеспечения безопасности касается и этих участков дорог. В 2022 году собственником автодороги М-4 «Дон» выполнено строительство трех вызывных светофоров по Сухумскому шоссе. Теперь переход дороги на трассе с интенсивным движением легкового и грузового транспорта стал безопасным.
Какие еще меры по обеспечению безопасности дорожного движения приняты на местных дорогах?
Выполнена установка 22 информационных световых пешеходных секций бело-лунного цвета (Анапское шоссе/ул. Московская, ул. Советов/ ул. Свободы, ул. Исаева/ул. Лейтенанта Шмидта, ул. Советов/ул. Новороссийской республики, ул. Энгельса/ул. Новороссийской республики, ул. Магистральная/Анапское шоссе), обустройство 21 искусственной неровности, обустройство 14 пешеходных переходов, установка 8-ми сферических дорожных зеркал, установка 640 дорожных знаков на 74 объектах. В декабре запланирована установка 60 дорожных знаков, обустройство 8 искусственных неровностей, обустройство 3 пешеходных переходов.
Особое внимание комиссией уделено профилактике дорожно-транспортных происшествий. В 2022 году управлением транспорта и дорожного хозяйства среди учащихся проведен конкурс «Письмо водителю», флэшмоб «Уступи дорогу пешеходу», онлайн флэшмоб «Мама пристегни м еня » , конкурс «Семейный альбом «Безопасная дорога». Каждый год с 01 сентября проходит акция «Безопасный троллейбус». В рамках проекта «Культура в городе» среди молодежи проведены викторины на знание Правил дорожного движения, а также лекции в школах, средних специальных и высших учебных заведениях, на предприятиях транспортной отрасли. По решению комиссии, активизирована работа «Родительских патрулей» в каждой школе.
По итогам 2022 года, на территории города зафиксировано два очага аварийности и оба на федеральной автодороге А-290, км 6+600 (поворот на завод «Выбор»), км 7+700 (поворот на завод «Молот»). Здесь собственником дороги запланирована установка дополнительных секций светофора для левого поворота. Согласно нормативным требованиям, по решению комиссии в 2023 году запланировано строительство 6-ти вызывных светофоров на перекрестке улиц Судосталь-ская и Пограничная, ул. Толстого (парк Фрунзе), ул. Видова, 65 (ВЗФИ), ул. Южная (район дома п росп е кта Ленина, 107), ул. Видова, 151, ул. Вид о в а , 1 6 9 и 2-х транспортных светофоров по Ви-дова/ул. Московская, пр. Ленина/ул. Молодежная. Также, в 2023 году появятся новые пешеходные переходы, дорожные знаки, искусственные неровности вблизи детских учреждений, выносные консоли с дублированием дорожных знаков, светофоров Т-7.
Литература:
1. Егоров В.А. Безопасность дорожного движения как реализация Стратегии БДД в РФ до 2024 года / В.А. Егоров, С.А. Афанасов // Заметки ученого. 2022. № 2. С. 262-266.
Literature:
1. Egorov V.A. Road safety as the implementation of the Strategy of road safety in the Russian Federation until 2024 / V.A. Egorov, S.A. Afanasov // Notes of the scientist. 2022. № 2. P. 262-266.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ