Научная статья на тему 'Деятельность городских коммунальных служб ЧАССР по благоустройству в довоенные годы: основные направления и результаты'

Деятельность городских коммунальных служб ЧАССР по благоустройству в довоенные годы: основные направления и результаты Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
149
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Фалина Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность городских коммунальных служб ЧАССР по благоустройству в довоенные годы: основные направления и результаты»

Е.А. ФАЛИНА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОРОДСКИХ КОММУНАЛЬНЫХ СЛУЖБ ЧАССР ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ В ДОВОЕННЫЕ ГОДЫ:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулярное финансирование работ по благоустройству городов и всего коммунального хозяйства началось в 1925 г. Однако в течение нескольких лет вложения были незначительными и существенно не влияли на состояние отрасли. Коммунальные отделы занимались благоустройством исходя из своих ограниченных возможностей.

Переход к планированию народного хозяйства положительно сказался на коммунальной сфере. Были внесены изменения в распределение средств, в связи с чем финансирование отрасли возросло. В годы первой пятилетки на благоустройство городов республики было отпущено 623 тыс. руб., в том числе в дорожно-мостовое хозяйство вложено 587,8 тыс. руб. Предпочтение в предоставлении средств данному сектору объясняется в первую очередь тем, что строительство дорог имело важное значение для всего городского хозяйства. Кроме того, по сравнению с другими коммунальными подотраслями по данному направлению деятельности к тому времени был накоплен определенный опыт. Несмотря на приоритетное финансирование подотрасли, площадь уличных мостовых оставалась небольшой: в Чебоксарах было замощено 10% от общей площади города, в Алатыре - 5,7%, в Канаше - 5%, Мариинском Посаде - 8,4%, Цивильске - 2% [1]. Из-за низкого качества мостовых дорожное покрытие приходилось часто обновлять, что требовало ежегодных вложений. В Ядрине и Шумерле ни одна из улиц к концу пятилетки не была затронута мощением.

В годы второй пятилетки вопросам благоустройства, как и всему коммунальному хозяйству, стало уделяться больше внимания. В резолюции ЦК ВКП (б) «О московском городском хозяйстве и о развитии городского хозяйства в сССр», принятой на пленуме в 1931 г., коммунальное хозяйство было названо «важнейшей базой перестройки быта трудящихся на новых, социалистических началах». Развитие городского хозяйства должно было способствовать «улучшению материально-бытовых условий трудящихся, культурному подъему и охране их здоровья». В постановлениях ЦИК и СНК СССР, принятых в 1933 и 1934 гг., тема благоустройства улиц рассматривалась в комплексе с вопросами городской планировки и жилищного строительства. В частности, создание систем зеленых насаждений было одним из основных требований, предъявляемых к проектам генеральных планов городов. При строительстве жилых домов в обязательном порядке должны были проводиться работы по благоустройству прилегающих территорий, в том числе - по их озеленению, освещению и устройству тротуаров [2].

Главная сложность заключалась в том, что в те годы не было возможности обеспечить регионы техникой, оборудованием, материалами в достаточном количестве. В отличие от водопроводно-канализационного и энергетического хозяйств внешнее благоустройство не нуждалось в сложном оборудовании, поэтому в большем или в меньшем объеме мероприятия по озеленению улиц, устройству тротуаров и т. д. проводились во всех городах Чувашии.

Заметные изменения к лучшему произошли в деле озеленения городских территорий. Во всех городах республики были разбиты сады-скверы, обсажены деревьями центральные улицы [3]. В Чебоксарах и Алатыре действовали питомники, снабжавшие коммунальные отделы необходимым посадочным материалом.

С 1934 г. процесс озеленения стал носить плановый характер. Посадка деревьев, кустарников и цветов производилась ежегодно. При осуществлении зеленого строительства коммунальные отделы руководствовались рекомендациями, изложенными в материалах пленума ЦК ВКП (б) 1935 г.: доступность зон отдыха, оздоровление воздушной среды, увязка с другими элементами планировки [4].

Весной 1934 г. в городах республики было высажено свыше 25 тыс. деревьев и кустарников. Однако вследствие неудачного подбора посадочного материала и недостаточного ухода часть саженцев погибла. Поэтому в дальнейшем было решено высаживать деревья в возрасте 15-20 лет [5]. На 1 января 1935 г. общая площадь зеленых насаждений общего пользования внутри селитебной части городов достигла 37,8 га, однако по отношению к застроенной территории доля данных насаждений составляла 2,3% [6].

В связи с постепенной застройкой городов страны многоквартирными домами (без индивидуальных садов), возведением жилья барачного типа, улучшением планировочной структуры городских территорий зеленые насаждения общего пользования приобретали особое значение. Поэтому правительством страны перед коммунальными службами ставилась задача - довести площадь общественных зеленых насаждений, приходящуюся на одного городского жителя, до 25 м2 [7]. В 1934 г. этот показатель составлял 5 м2, в том числе в Чебоксарах - 7,3 м2.

На озеленение городов республики в 1934 г. было израсходовано 26,6 тыс. руб. Незначительный расход денежных средств объясняется тем, что практически вся работа по высаживанию деревьев и кустарников проводилась силами общественности. Естественно, для поддержания и развития хозяйства нужны были гораздо большие вложения. Весной-летом 1936 г. в городах Чувашии было высажено 20 тыс. деревьев и кустарников. В конце года был проведен учет всех озелененных участков. Благодаря ежегодной работе достигнуты неплохие результаты: на 1 января 1937 г. площадь зеленых насаждений общего пользования составила 300,9 га [8].

В деле обеспечения улиц электрическим освещением возникли трудности, так как эта подотрасль зависела от состояния энергохозяйства отдельного города. В городах Чувашии к 1932 г. было оборудовано 123 световых точки, т.е. за годы первой пятилетки их количество увеличилось всего на 9 единиц. Из общего количества световых точек половина (63 точки) находилась в Чебоксарах. Здесь при общей длине всех улиц, проездов и набережных, равной 39,4 км, общая протяженность участков, обеспеченных электрическими фонарями, составляла 38,7 км, т.е. 98%. Это значит, что один фонарь в среднем освещал довольно большой по протяженности участок улицы - около 600 м. В Канаше длина освещенных улиц была не так велика - всего 3,5 км. Здесь было установлено 27 электрических фонарей, т. е. в среднем каждый из них приходился на участок длиной около 130 м [9]. Основными причинами медленного развития данного вида благоустройства были его слабое финансирование и недостаток электроэнергии в городах. К 1932 г. уличное электрическое освещение имелось во всех городах Чувашии за исключением Ядрина, в котором не было коммунальной электростанции. С 1934 г. не работали фонари в Алатыре по той причине, что старая маломощная электростанция была закрыта [10].

Важным направлением деятельности коммунальных служб было санитарное благоустройство городов. В материалах Всесоюзной переписи коммунального хозяйства, проведенной в 1932 г., даны сведения о проводимых в республике мероприятиях по уборке территорий. В городах Чувашии подметались мостовые, приводились в порядок рыночные площади, убирался снег, вывозился мусор [11]. Однако, как свидетельствуют отчеты внутреннего пользования, указанные работы проводились нерегулярно и не всегда должным образом.

Серьезной проблемой была очистка городов от мусора и нечистот, которые вывозились крестьянами-одиночками на поля, на городские свалки, а зачастую разбрасывались в непредназначенных для этого местах. Поскольку очистка осуществлялась частным образом, невозможно было обеспечить ни ее регулярность, ни соблюдение санитарно-гигиенических норм, поэтому санитарное состояние городских улиц в те годы было неудовлетворительным.

В годы первой пятилетки в республике было организовано два ассенизационных обоза в городах с наибольшей численностью населения: в 1931 г. -в Алатыре, в 1932 г. - в Чебоксарах. В составе обозов имелось по пять лошадей, в сумме емкость бочек алатырского обоза составляла 2,5 м3, чебоксарского - 2 м3. Квартальные планы по вывозке нечистот выполнялись не всегда, так как лошадей время от времени использовали на других городских работах. Из-за нехватки средств увеличить обозы не было возможности, поэтому основной объем работ по-прежнему выполнялся частниками [12].

Согласно нормам того времени объем накопления жидких нечистот составлял приблизительно 0,5 м3 в год с человека [13]. Это значит, что, к примеру, за 1935 г. из Чебоксар требовалось вывезти более 13 тыс. м3 нечистот, из Алатыря - не менее 15 тыс. м3. Между тем за этот год ассенизационными обозами было вывезено: из Чебоксар - 1,8 тыс. м3, из Алатыря - 2,2 тыс. м3 нечистот [14]. Такое положение приводило к постепенному ухудшению санитарной ситуации в данных городах и вызывало необходимость проведения хотя бы частичной канализации. Несмотря на то, что по количеству населения Алатырь опережал остальные города республики, первый канализационный коллектор был проложен в Чебоксарах (в 1937 г.) [15], что было вполне оправданным, учитывая столичный статус города, высокие темпы роста численности его населения, строительство ряда зданий общественного назначения и, как следствие, большие расходы по вывозке нечистот.

Ежегодно городскими коммунальными службами проводились работы по устройству тротуаров и мощению дорог. На 1 января 1937 г. средняя обеспеченность городских улиц тротуарами была достаточно большой - 44%. Однако по городам показатели заметно различались. Наличие в окрестностях Алатыря крупных лесных массивов, а в самом городе лесопильных заводов позволили алатырскому горкомхозу добиться хороших результатов в обеспечении улиц тротуарным покрытием. При общей длине улиц и проездов, равной 53,6 км, протяженность тротуаров составляла 38 км. Даже если учесть, что часть улиц имела тротуары по обеим сторонам, показатели и в этом случае будут самыми высокими. В Чебоксарах протяженность тротуаров составляла 17,4 км при общей длине улиц 41 км. В остальных городах протяженность тротуаров была менее 4,5 км.

По сравнению с устройством тротуаров работы по мощению дорог были более трудоемкими и сложными, а используемый материал должен был выдерживать значительные нагрузки. На 1 января 1937 г. площадь замощения в среднем по городам республики составляла лишь 6,7% от общей площади улиц, проездов и площадей. Наилучшее положение в данном деле наблюдалось в столице, поскольку здесь были сосредоточены основные финансовые и трудовые ресурсы. Из общей по всем городам республики площади замощения, равной 217 тыс. м2, половина (108 тыс. м2) приходилась на Чебоксары [16].

В середине 1930-х годов в Чебоксарах внутригородское движение стало достаточно интенсивным. В городе нередко случались наезды на пешеходов, аварии с участием как автомобильного, так и гужевого транспорта. На улицах с наиболее напряженным движением даже при условии ежегодного ремонта через 2-3 года приходилось полностью менять дорожное покрытие. Причиной его быстрого износа было низкое качество строительного материала. Мощение производилось

из бутового камня и известняка, которые не выдерживали длительных нагрузок и приходили в негодность. Рабочие не успевали с ремонтом, средств не хватало. В дождливое время из-за плохих дорог сильно затруднялась переброска грузов, снижалась скорость движения транспорта и его грузоподъемность. Это, в свою очередь, влияло на стоимость перевозок и цену товаров.

Качество дорожного покрытия можно было улучшить благодаря применению новых материалов, одним из которых стал асфальт. Первый асфальт был уложен в Чебоксарах в 1934 г. на проезжую часть и тротуары улицы Р.Люксембург от Красной площади до кинотеатра «Родина». Из-за отсутствия подготовленных работников получался большой процент брака, некачественный участок приходилось переделывать [17]. Опыт приобретался в процессе работы, и в дальнейшем укладка асфальта производилась гораздо быстрее и качественнее.

Отсутствие специалистов, острая нехватка денежных средств и техники были основными причинами слабого развития отрасли в те годы. Успешному выполнению плановых заданий мешала также плохая организация дела: длительные сроки оформления проектно-сметной документации, недостаточная предварительная подготовка местности к предстоящим работам, несвоевременная заготовка строительных материалов. Отчасти такое положение объясняется несогласованностью в действиях со смежными организациями (проектными, строительными и т.д.), отчасти личностным фактором. Указанные трудности, широкий круг деятельности, недостаточные знания работников сказывались на результатах деятельности коммунальных служб городов и приводили к частой смене руководства горкомхозами. Так, с мая 1938 г. по ноябрь 1939 г. в Чебоксарах сменилось пять заведующих ГКХ, в Канаше - три, в Алатыре, Ядрине и Цивильске - по четыре [18].

Тем не менее, несмотря на существующие проблемы, состояние отрасли постепенно улучшалось. Был наработан определенный опыт, увеличилась сумма вложений, было закуплено несколько единиц техники. В частности, в составе чебоксарского ассобоза в 1940 г. имелось три ассенизационных цистерны и одна поливочно-моечная машина; для алатырского ассобоза была приобретена одна ассенизационная цистерна, количество рабочих лошадей и ассенизационных бочек увеличилось до девяти.

Благодаря налаживанию деятельности алатырской и ядринской электростанций была возобновлена работа 31 световой точки. В 1941 г. в городах Чувашии действовал 231 электрический фонарь. Проявили активность в деле обеспечения улиц электрическим освещением коммунальные службы новых промышленных городов - Канаша и Шумерли: в каждом из них количество установленных и действующих фонарей превышало количество фонарей в Ци-вильске, Мариинском Посаде и Ядрине вместе взятых [19], поскольку в последних трех городах коммунальные электростанции были слишком маломощными. В Канаше и Шумерле коммунальных электростанций еще не было построено, а увеличение сети электрических фонарей в данных городах стало возможным благодаря наличию крупных заводов: улицы освещались за счет излишков энергии, имевшихся на промышленных электростанциях.

На 1 января 1941 г. площадь замощения в сумме по городам Чувашии составила 354,7 тыс. м2, или 9% от общей площади улиц, проездов и площадей всех городов. В деле оборудования проезжей части улиц дорожным покрытием преуспели коммунальные службы Цивильска. В отличие от остальных городов республики Чувашии территория Цивильска за четыре года не выросла и была наименьшей (280,1 тыс. м2), поэтому благодаря проделанной работе к 1941 г. площадь замощения составила 71% по отношению к площади улиц и проездов города. За указанный период здесь было замощено 35 тыс. м2 дорог;

по данному показателю Цивильск отставал только от столицы, где площадь замощения увеличилась на 38,6 тыс. м2.

По сравнению с 1936 г. протяженность тротуаров в сумме по всем городам увеличилась лишь на 10,6 км [20]. Это связано не только с регулярным обновлением уже имевшегося, но изношенного покрытия, но и с тем, что жители имели возможность перемещаться по улицам, пользуясь мощеными дорогами, поскольку в городах республики уличное движение еще не было таким интенсивным, как в ее столице.

Таким образом, изменения, произошедшие за двадцать лет в городах республики, были не так значительны, как хотелось бы коммунальным службам и самим жителям, но, безусловно, очевидны. Достижение неплохих результатов стало возможным во многом благодаря организации общественных работ. Горожане с энтузиазмом участвовали в благоустройстве улиц в ходе субботников, однако ни городским властям, ни милиции (действовавшим посредством распоряжений и штрафов) не удалось преодолеть нежелание населения ежедневно ухаживать за посадками и следить за чистотой на улицах. Такое отношение к результатам, в том числе и собственной работы, неизбежно приводило к лишним затратам труда и средств. Снижалась эффективность вложений и по причине использования низкокачественных материалов при мощении дорог: в погоне за количественными показателями годовых планов терялось качество, однако такой подход был неизбежен не столько в связи с необходимостью выполнения плановых заданий, сколько из-за незначительности предоставляемых на эти цели средств.

Литература и источники

1. ГИА ЧР. Ф. 593. Оп. 7. Д. 2. Л. 387.

2. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 2 (1929-1940 годы). М.: Политиздат, 1967. С. 320-332, 426, 471-473.

3. 15 лет Советской социалистической Чувашии. 1920-1935. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1935. С. 435.

4. ГИА ЧР. Ф. 1284. Оп. 6. Д. 19. Л. 10.

5. Материалы к отчету правительства Чувашской АССР на Х съезде Советов. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1934. С. 106.

6. Чувашия за 15 лет в цифрах. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1935. .399 с. - С. 234.

7. ГИА ЧР. Ф. 1284. Оп. 6. Д. 19. Л. 10 об.

8. Там же. Д. 35. Л. 29.

9. Чувашия за 15 лет в цифрах. С. 235.

10. ГИА ЧР. Ф. 1284. Оп. 6. Д. 24. Л. 3.

11. Там же. Д. 9. Л. 125.

12. Там же. Ф. 1717. Оп. 1. Д. 230. Л. 14.

13. Там же. Ф. 1284. Оп. 6. Д. 18. Л. 14.

14. Там же. Д. 35. Л. 45.

15. Терентьев А. И. Трудом славен человек: Очерки. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1985. С. 46.

16. ГИА ЧР. Ф. 1284. Оп. 6. Д. 35. Л. 30.

17. Терентьев А. И. Указ. соч. С. 68.

18. ГАСИ ЧР. Ф. 1. Оп. 21. Д. 1. Л. 24.

19. ГИА ЧР. Ф. 1284. Оп. 6. Д. 84. Л. 64 -70.

20. Там же. Л. 71-78.

ФАЛИНА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА родилась в 1974 г. Окончила Чувашский государственный университет. Документовед кафедры зарубежной литературы Чувашского университета. Имеет 8 научных публикаций, посвященных истории развития городского хозяйства Чувашской Республики советского периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.