Научная статья на тему 'Деятельность Фундаментальной библиотеки ВГПУ в помощь формированию профессиональных компетенций будущих учителей'

Деятельность Фундаментальной библиотеки ВГПУ в помощь формированию профессиональных компетенций будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКА / LIBRARY / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / INFORMATION CULTURE / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ВЫСШАЯ ШКОЛА / HIGHER SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимченко Зоя Николаевна

В статье излагается опыт гуманитарно-просветительской и информационной работы библиотеки в помощь формированию профессиональных компетенций будущих учителей в свете требований новых образовательных стандартов высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF THE MAIN LIBRARY OF VGPU FOR THE AID OF FORMING PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS

The acticle is devoted to the experience of cultural, educational and information activities of the library for the aid of forming professional competence of the future tearchers according to the new higher school educational standards.

Текст научной работы на тему «Деятельность Фундаментальной библиотеки ВГПУ в помощь формированию профессиональных компетенций будущих учителей»

УДК 025.5 ББК 78.303

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ ВГПУ В ПОМОЩЬ ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Тимченко Зоя Николаевна,

директор Фундаментальной библиотеки Воронежский государственный педагогический университет (г. Воронеж)

Аннотация. В статье излагается опыт гуманитарно-просветительской и информационной работы библиотеки в помощь формированию профессиональных компетенций будущих учителей в свете требований новых образовательных стандартов высшей школы.

Ключевые слова: библиотека, культурно-просветительская деятельность, информационная культура, образование, высшая школа.

ACTIVITIES OF THE MAIN LIBRARY OF VGPU FOR THE AID OF FORMING PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS

Timchenko Z.N., director of the Main Library Voronezh State Pedagogical University

Abstract. The acticle is devoted to the experience of cultural, educational and information activities of the library for the aid of forming professional competence of the future tearchers according to the new higher school educational standards. Key words: library, cultural and educational activities, information culture, education, the higher school.

«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений - все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу». Такими словами начинается опубликованный для широкого обсуждения на сайте Минобрнауки новый проект концепции и содержания профессионального стандарта педагога.

Согласно требований нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего профес-

сионального образования (ФГОС ВПО), бакалавр по направлению подготовки «Педагогическое образование», т.е. будущий педагог готовится не только к педагогической, но и к культурно-просветительской деятельности. Он должен обладать общекультурными и профессиональными компетенциями, среди которых:

способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

способность профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности;

способность к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности;

139

способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности;

способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества, готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;

способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности.

Для выполнения вышеперечисленных требований стандарта в нашем вузе были введены в учебные программы новые дисциплины: «Организация самостоятельной работы студентов» и «Культурно-просветительский практикум», в рамках которого изучаются формы и методы гуманитарно-просветительской деятельности библиотеки. Научно-методический отдел библиотеки подготовил цикл лекций и мастер-классов «Формы и методы гуманитарно-просветительской деятельности библиотеки». В ходе занятия студентам объясняется порядок подготовки и проведения таких традиционных библиотечных форм пропаганды литературы, как библиографический обзор, книжная выставка, литературный вечер, устный журнал, презентация, читательская конференция, вечер-встреча с интересным человеком, дискуссионный клуб, использование интерактивных средств обучения, а также современных электронных средств представления информации в виде электронных презентаций, слайд-шоу, блогов в социальных сетях и разработка целевых программ. Для закрепления освоенного материала по итогам занятий студенты готовят рефераты по темам, предложенным заведующей научно-методическим отделом В.А. Бибаевой.

В настоящее время библиотека обновила свою интернет-страницу и получила возможность оперативно и красочно оформлять информацию о своей деятельности в сети интернет. Директор библиотеки открыла на сайте РаБеЬоок свой блог, в котором поддерживает связь с коллегами и читателями и регулярно информирует об основных событиях, происходящих в жизни библиотеки.

По результатам опроса отдела управления качеством ВГПУ только 59% студентов посещают библиотеку «один раз в месяц и чаще», 24 % «приходят один раз в сессию». На вопрос «Если Вам необходима учебная или научная литература», только 55% ответили, что приходят

— ш

- 140 -

за книгами в библиотеку, 29% - ищут информацию в Интернете. На данный момент можно смело утверждать, что больше половины студентов предпочитают работать в Интернете и только если там не находят нужную информацию - обращаются в библиотеку. Мы отмечаем существенное уменьшение посещений библиотеки. Исходя из вышесказанного, видится только один выход из создавшегося положения. Библиотеки должны активнее осваивать виртуальное пространство. Сейчас, благодаря усилиям замдиректора по НИТ Э.П. Клевцовой, у нас, как и у большинства библиотек, хорошо налажена информационная составляющая Интернет-страницы, представлена новостная лента, электронные каталоги, доступ к учебной литературе в электронном виде, но очень мало информации о том, что интересного и полезного почитать из художественной литературы, где в режиме реального времени обсудить прочитанное? Надеемся, что наша новая Интернет-страница станет таким островком в океане Интернет-информации и будет востребована нашими читателями.

Заведующей отдела справочно-библиографической работы Н.М. Лукьяновой обновлена программа занятий по библиотечно-информационным знаниям. В ней расширены разделы, посвященные поиску библиографической информации в среде Интернет, большое внимание уделено обучению студентов и преподавателей использованию электронной библиотечной системы «Университетская библиотека-онлайн», с которой библиотека заключила договор. Кроме занятий, для студентов проведены ознакомительные презентации для преподавателей на всех факультетах и большинстве кафедр вуза. По итогам 2012 года ЭБС «Университетская книга-онлайн» сформировала рейтинг эффективности вузов, по основным показателям работы с ЭБС. Воронежский педагогический университет занял почетное 21 место из более чем 400 организаций подписчиков ЭБС.

Воспитательной деятельности в Воронежском государственном педагогическом университете всегда уделялось и уделяется большое внимание. В вузе создано единое профессионально-педагогическое, культурное и воспитательное пространство, неотъемлемой частью которого является Фундаментальная библиотека ВГПУ.

За 80 лет существования Фундаментальная библиотека никогда не прекращала работу в помощь воспитательному процессу и всегда являлась активной участницей жизни вуза. В 70-80-е годы особое внимание уделялось нравственному воспитанию студентов, путем пропаганды классической художественной литературы, как мощного инструмента духовно-нравственного воспитания. Внедрялась система руководства чтением студентов, которая сегодня стала элементом библиотечной педагогики.

Результатом активной методической работы и работы по внедрению руководства чтением в том числе стало назначение Фундаментальной библиотеки ВГПУ в 1980 году Опорной библиотекой по методической работе для библиотек педагогических учебных заведений Центрально-Черноземного региона.

Правительство в постановлении «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов» определяло как одну из основных задач вузовских библиотек «более полное использование книжных богатств в деле образования и воспитания нового человека». Для осуществления поставленной задачи заместитель директора библиотеки ВГПУ К.Я. Седых в 1983 году разработала Положение о Месячнике психолого-педагогической литературы. Месячник представлял собой комплекс библиотечных мероприятий, направленный на пропаганду:

- литературы о передовом педагогическом опыте;

- активизацию руководства чтением студентов;

- раскрытие фонда психолого-педагогической литературы и анализ его использования.

Опыт проведения Месячника был распространен среди библиотек педагогических учебных заведений. Об опыте проведения Месячника с докладом на совещании директоров библиотек педагогических вузов при МПГУ им. В.И. Ленина выступала К.Я. Седых. Месячник стал доброй традицией нашей библиотеки. Ежегодно в тесном сотрудничестве с деканатами и кафедрами организовывается Месячник, в котором представлены все устные и наглядные формы, методы и средства пропаганды книги: книжные выставки, просмотры, выставки-выдачи, Дни информации, библиографические обзоры, Журнальные дни, презентации новых книг, встречи с авторами книг, заслуженными учителями, устные журналы, Дни кафедр, Дни специалиста, заседания киноклуба.

Велико влияние поэтического слова на формирование разносторонней личности. 45 лет в Фундаментальной библиотеке проводится День поэзии ВГПУ. Ежегодно, весной, в читальном зале собираются неравнодушные к поэтическому слову студенты, преподаватели, выпускники вуза и читают свои стихи. Для одних увлечение поэзией остается увлечением, а некоторых - судьбой, профессией.

К 70-летию вуза был издан первый сборник стихотворений «Учительская муза», а на сегодняшний день вышел из печати уже 3 выпуск. В очередном выпуске «Учительской музы» - строки питомцев педагогического института-университета разных поколений: ученых, педагогов, студентов. «Отдадим должное людям, подвижнически поддерживающим многие годы поэтический дух в вузе, и среди них - О.С. Петровской (директор библиотеки 1964-2008), которая проводит Дни поэзии в педагогическом универ-

ситете четыре с половинои десятилетия; а также всем тем, кто в больших и малых школах, ведя не только уроки словесности, но и математики, физики, биологии, неустанно проповедует русское слово. Ибо как сказал наш великий земляк Иван Бунин, «лишь слову жизнь дана», такую оценку сборнику дал В.В. Будаков - выпускник пединститута 1963 года, почетный профессор ВГПУ, писатель, лауреат всероссийских литературных премиИ им. И.А. Бунина, им. А.Т. Твардовского, им. Ф.И. Тютчева «РусскиИ путь» и добрыИ друг нашеИ библиотеки.

В 90-е годы в библиотечном сообществе начались споры о миссии библиотеки в новом обществе, говорилось, что главноИ функциеИ библиотеки является только информационная деятельность и что руководство чтением - это нарушение свободы выбора читателеИ. Но сотрудники библиотеки ВГПУ всегда помнили, что основноИ контингент читателеИ библиотеки - это юношество, становление которого как профессионала и личности происходит как раз в процессе обучения в вузе, и продолжали свою деятельность в помощь воспитательному процессу.

Практика показала, что в воспитательноИ деятельности наивысшиИ результат достигается только тогда, когда весь коллектив библиотеки работает в русле одноИ куль-турно-просветительноИ программы, учитывающеИ основные направления, в первую очередь патриотическое и духовно-нравственное воспитание. Так уже несколько лет библиотека готовит комплексные программы гуманитар-но-просветительскоИ работы библиотеки. Особенно запомнились программы мероприятиИ к Году Учителя, Году 425-летия Воронежа и 80-летию ВГПУ, Году РоссиИскоИ истории.

В ходе выполнения этих программ библиотека организовала для своих читателеИ встречи с известными воронежскими учеными, общественными деятелями, писателями А. Акиньшиным, В.В. Будаковым, Е.П. Белозерцевым, В.И. Битюцким, А.А. Голубевым, Р.Г. Гостевым, И.И. Ев-сеенко, В.И. Кононовым, Ю.М. Кургузовым, О.Г. Ласунс-ким, Ю.В. Пыльневым, Н.С. Сапелкиным, Н.М. СерединоИ, М.И. Федоровым.

Событием в жизни библиотеки и вуза стала встреча с редакциеИ журнала «Подъем», посвященная его 80-летнему юбилею. На встрече присутствовали ректор ВГПУ А.С. Потапов, проректор по учебноИ работе Г.П. Иванова, проректор по научноИ работе Ю.И. Борсяков, проректор по воспитательноИ работе С.В. Корнев, преподаватели, сотрудники и студенты.

В гостях у библиотеки были: сопредседатель Союза писателеИ России, главныИ редактор журнала «Новая книга России» С.И. Котькало, зам. главного редактора журнала «Наш современник» А.И. Казинцев, главныИ редактор журнала «Сельская новь» В.Ф. Кирюшин. В читальном зале была оформлена обширная и содержательная книжная

141

выставка к юбилею журнала. Поздравления принимал главный редактор журнала «Подъем» И.А. Щелоков.

Журнал «Подъем» издается в Воронеже с 1931 г. В течение 80-ти лет издание связывает прочное литературное сотрудничество со многими регионами России, в том числе Москвой и Санкт-Петербургом. В разные годы в журнале публиковали свои произведения известные воронежские писатели и поэты: В. Кораблинов, М. Булавин, Н. Задонский, Б. Песков, Г. Троепольский, В. Кубанев и др. С журналом сотрудничали выдающиеся мастера русского слова: К. Симонов, С. Михалков, Ю. Бондарев, В. Карпов, В. Распутин, В. Быков и др. С нашим вузом у журнала давние дружеские связи, о которых рассказала О.С. Петровская. Так, у истоков «Подъема» в 1931 г. стоял Л.А.Плоткин, доцент кафедры русской литературы ВГПИ. Долгие годы работает в журнале наш выпускник, поэт и писатель А.А. Голубев (до 2009 г. он был редактором «Подъема»).

Членом редколлегии был также наш выпускник, поэт и писатель В.В. Будаков, ныне почетный профессор ВГПУ Печатались в журнале наши преподаватели, студенты и выпускники: Н. Романовский, В. Тонков, В. Гордейчев, Б. Песков, В. Евтушенко, З. Колесникова и многие другие. Проторила себе дорогу в «Подъем» и молодая литературная поросль нашего вуза - в журнале знают и печатают А. Никулину, А. Зайцева, М. Соколовскую, С. Матыцина. Сотрудники и авторы журнала - частые гости на различных культурно-просветительных мероприятиях библиотеки, они с удовольствием приходят на встречи к студентам гуманитарного факультета. Журнал «Подъем» вносит большой вклад в развитие литературы, духовно-нравственного и культурного потенциала молодежи Воронежского края.

Одной из первых в городе библиотека провела презентацию книги В.В. Будакова «Геополитик Снесарев - на полях войны и мира». Более тридцати лет отдал Виктор Будаков на восстановление литературного портрета своего почти забытого земляка. Книга охватывает большие временные и географические пространства, рассказывает о драматических событиях России XX века - о Первой мировой и гражданских войнах, разломах и бедах крестьянства, казачества, тяжелейших испытаниях Отечества в первой трети прошлого века. В издании дан большой иллюстративный материал - около полутораста фотографий, часть из которых опубликована впервые. Книга, основанная на военных трудах, письмах, дневниках выдающегося земляка, со множеством исторических имен и территориальной протяженностью от океана до океана побуждает к серьезному прочтению ее всеми, кому дорого прошлое, настоящее и будущее России, всего мира.

И.О. Ласунский, известный воронежский краевед и библиофил, был участником презентаций «Воронеж-

ской энциклопедии» и «Воронежской историко-культурной энциклопедии», а также его книги размышлений о книжничестве и библиофильстве, переизданной Центром духовного возрождения к 70-летию автора, «Власть книги».

Долгие годы библиотека сотрудничает с директором музея народного образования Воронежской области при ВОИПК и ПРО Ю.В. Пыльневым.

Запомнились презентация «Волшебной книги: Воронежская история в рассказах для детей», написанной совместно Л. Шилиной, редактором газеты «Вестник просвещения», презентация книги «Заслуженные учителя Воронежской области». Более половины из 800 педагогов региона, удостоенных этого звания, - выпускники Воронежского педагогического института, а потом и университета. Среди этих замечательных людей Герои Социалистического труда, народные учителя СССР и России В.М. Злоби-на, А.М. Иванов и З.А. Ульянова. Ольга Алексеева, выпускница университета, а теперь профессор и доктор наук, рассказала о своей маме - преподавателе и методисте вуза М.А. Зацепиной. Об учительской династии в своей семье рассказал В.В. Подколзин. Будущие учителя, студенты А. Бунеев и Г. Плеханов подарили присутствовавшим прекрасный дуэт скрипки и гитары, а студентка гуманитарного факультета А. Сенченко - строки из стихотворения «Гимн учителей» выпускника вуза К. Фролова.

На одной из встреч известный краевед В .И. Кононов -автор 10-ти книг по истории памятников Воронежской области: «Мемориальные доски Воронежа», «Памятники Воронежа и Воронежской области», «Священная память», «Воронеж: история города в памятниках и мемориальных досках» и т.д. В.И. Кононов, сам ветеран войны, рассказывал студентам о наступлении немецких войск на Воронеж. Были показаны слайды памятников и мемориальных досок, установленных в память о Героях Советского Союза, сражавшихся за наш город. Особо автор остановился на истории возникновения памятника генералу И.Д. Черняховскому.

Презентации краеведческой литературы, встречи с краеведами Воронежа формируют у студентов любовь к малой Родине, гордость за свой край.

Воспитание разносторонней духовной и гармоничной личности невозможно без физической культуры. Библиотека активно сотрудничает с профессором А.В. Лото-ненко, учредителем и редактором журнала «Культура физическая и здоровье», который внесен в Перечень российских рецензируемых научных журналов (ВАК). Изданная под его редакцией коллективная монография «Физкультурно-оздоровительные технологии» (М., 2011) стала площадкой для разработки новых подходов к оздоровлению учащейся молодежи страны и вызвала большой интерес у широкого круга читателей библиотеки.

142

Частый гость библиотеки, депутат Государственной Думы шести созывов, редактор научных журналов «Берегиня», «Евразийский форум», «Созвездие», член комитета по делам национальностей, вице-президент Союза гандболистов России, Р.Г. Гостев. Научные интересы Руслана Георгиевича самые разносторонние от вопросов глобализации, геополитики и национальной безопасности до воспитания здорового поколения и состояния физической культуры в Российской Федерации. Библиотека благодарна Р.Г. Гостеву за книги, которые он регулярно дарит нашей библиотеке и, особенно, за финансовую помощь в приобретении новых таблиц УДК.

Недавно в дар библиотеке поступили новые книги:

- Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности: монография авторами которой стали Р.Г. Гостев, А.В. Лотоненко, С.В. Алексеев, Ю.Ф. Курамшин, Л.И. Лубышева, С.И. Филимонова (М., 2013) - первое в новой России издание, системно освещающее теоретические и практические проблемы современной физической культуры и спорта и предлагающее вниманию читателей передовой опыт практической работы по формированию физической культуры и воспитания нового поколения российских спортсменов на основе последних достижений спортивной науки. Книга будет незаменимым пособием для научно-исследовательской деятельности студентов факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности;

- юбилейное к 200-летию Отечественной войны 1812 года репринтное издание «Воронежское дворянство в Отечественную войну» (Воронеж, 1812), опубликованное по инициативе Р.Г. Гостева и вызвавшее большой интерес студентов гуманитарного факультета.

Библиотека использует и интерактивные формы библиотечных мероприятий. Так, для старшеклассников Ан-ненской СОШ №1 был проведен литературный суд. Он назывался «Анна Каренина: праведница или преступница?». Для «суда» были выбраны действующие лица: адвокат, прокурор, судья, Анна Каренина, ее муж и любимый человек. Выслушав все стороны обвинения и защиту, старшеклассники могли оценить многогранность произведения Л.Н. Толстого.

При библиотеке с 2002 года под руководством Л.А. Кеповой работает киноклуб. Главная задача его - помочь студентам разобраться в огромном мире кино, научить анализировать увиденное, давать ему правильную оценку и отличать истинное искусство от подделки. За время работы киноклуба показано более 100 фильмов из циклов «Кино и молодежь», «Учитель и ученики», «Современное кино». Неоценимую помощь в организации и работе клуба оказал член союза кинематографистов, кандидат искусствоведения С.Н. Пензин. Заседания киноклуба проходят каждый вторник. Форма заседаний уже устоялась. Это

просмотр, а затем обсуждение фильма, обзор или книжная выставка по теме.

Мы надеемся, что, посещая библиотечные занятия и гуманитарно-просветительские мероприятия, студенты знакомятся с различными формами и методами библиотечной работы, овладевают всеми необходимыми для просветительской работы навыками и затем успешно используют их в своей профессиональной деятельности.

Литература:

1. Бибаева, В.А. Подъему - 80! / В.А. Бибаева // Учитель ВГПУ - 2011. - 3 марта (№ 2). - С. 2.

2. Будаков, В.В. Слово созидающее/ В.В. Будаков //Учительская муза - 3. - Воронеж, 2010. - С. 3.

3. Кепова, Л.А. Роль киноклуба в воспитательной работе Воронежского государственного педагогического университета / Л.А. Кепова // Духовно-нравственное воспитание современной молодежи: проблемы и перспективы: материалы всерос. науч.-практ. конф. (Воронеж, 21 октября 2010 г.) / ВГПУ - Воронеж, 2010. - С. 130-131.

4. Лукьянова, Н.М. Справочно-библиографическое и информационное обеспечение науки и образования в ВГПУ / Н.М. Лукьянова, Е.В. Алейкина// Фундаментальная библиотека ВГПУ: опыт работы. - Воронеж: ВГПУ, 2006. -С. 20-126.

5. Масликова, Т. Учителя написали книгу об учителях/ Т. Масликова // Учительская газета. - 2012. - 13 ноября. -С. 3.

6. Пензин, С.Н. Кино и Воронеж / С.Н. Пензин // Кино в Воронеже. - Воронеж: ИПЦ ВГУ - С. 7-8.

7. Петровская. О.С. Связь с общественностью в развитии чтения и уровня подготовки учителя в Фундаментальной библиотеке ВГПУ / О.С. Петровская // Берегиня. 777. Сова. -Воронеж, 2011. - № 3. - С. 234-239.

8. Петровская. О.С. Учительская муза /О.С. Петровская // Подъем. - 2011. - № 5. - С. 253-255.

9. Седых, К.Я. Из опыта работы Фундаментальной библиотеки ВГПУ как опорной / К.Я. Седых // Фундаментальная библиотека ВГПУ: опыт работы. - Выпуск - 2. - Воронеж: ВГПУ, 2011. - С. 11-17.

10. Седых, К.Я. Педагогическое краеведение - необходимая составляющая информационно-библиографической работы /К.Я. Седых // Фундаментальная библиотека ВГПУ: опыт работы. - Воронеж: ВГПУ, 2006. - С. 31-33.

11. Тимченко, З.Н. Опыт деятельности Фундаментальной библиотеки ВГПУ в помощь духовно-нравственному воспитанию будущих учителей / З.Н. Тимченко // Духовно-нравственное воспитание современной молодежи: проблемы и перспективы: материалы всерос. науч.-практ. конф. ( Воронеж, 21 октября 2010 г.) / ВГПУ. - Воронеж, 2010. -С. 280-284.

12. Тимченко, З.Н. «Честь имею»... - книга о великом земляке/ З.Н. Тимченко // Учитель ВГПУ. - 2012. - 6 апр. - С. 2.

13. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности : моногр. / Р. Г. Гостев, А.В. Лотоненко, С.В. Алексеев [и др.]. - М.: Науч.-изд. центр «Теория и практика физ. культуры и спорта», 2013. - 780 с.

143

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.