Научная статья на тему 'Деятельность Фонда Ага-хана в Таджикистане'

Деятельность Фонда Ага-хана в Таджикистане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1064
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Окимбеков У.

"Азия и Африка сегодня", М., 2004 г., № 1, с.2527.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность Фонда Ага-хана в Таджикистане»

номическим и политическим отношениям. При этом модернизация экономической и политической жизни представляет собой переход не к западной модели общества, а к новой модели развития, сочетающей универсальные достижения мировой цивилизации и самобытные национальные формы. Центральная Азия в своей основе консервативна. Революционные доктрины марксистского или исламского толка не имеют здесь большого влияния. Традиционные структуры весьма инерционны и менее всего поддаются внутренней трансформации, они были и останутся определяющей основой центрально-азиатского общества. Очевидно, что регион будет преодолевать свою советскость, а его общество станет функционировать в соответствии с законами — пусть и деформированными — рыночной экономики, но с учетом специфики местных конфессиональных и этнокультурных традиций.

"Центральная Азия и Кавказ ", Лулео (Швеция), 2003 г., № 6, с. 65- 71.

У.Окимбеков,

публицист

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФОНДА АГА-ХАНА В ТАДЖИКИСТАНЕ

Сам термин "исмаилиты" мало что говорит большинству граждан России. И не удивительно: в нашей стране число исмаилитов вряд ли превышает несколько десятков, от силы несколько сотен. Но в Центральной Азии, в том числе в Афганистане, их сотни тысяч, и они играют заметную роль в политической и экономической жизни стран региона. Центральноазиатским исмаилитам оказывает заметную помощь международная организация — так называемый Фонд Ага-хана, существующий почти 40 лет.

Исмаилиты — приверженцы мусульманской шиитской секты, возникшей в VIII в. и названной по имени Исмаила — сына шестого шиитского имама Джафара Садыка. Кроме стран Центральной Азии исмаилиты есть в Индии, Иране, Сирии, ряде стран Африки, в Европе и Северной Америке. Глава секты носит наследственный титул Ага-хан. Династия Ага-ханов правит исмаилитами с XVIII в. В настоящее время секту исмаилитов возглавляет Ага-хан IV — 49-й наследный имам общины исмаилитов.

Наряду с другими функциями Ага-хан IV осуществляет руководство благотворительной деятельностью. С этой целью, например, в 1967 г. создан Фонд Ага-хана (ФА). Это частная некоммерческая и неправительственная организация, ставящая целью содействие в решении проблем развития сельского хозяйства в странах "третьего мира". Результатами инвестиционной деятельности Фонда пользуются все слои населения вне зависимости от их этнической, расовой и религиозной принадлежности. Один из его проектов по подготовке квалифицированных сельских кадров и благоустройству деревни в Северном Пакистане получил признание Всемирного банка и был претворен в жизнь, в том числе и в других странах. На базе ФА создана Организация Ага-хана по развитию (ОАР), состоящая из институтов и организаций, занимающихся вопросами развития в социальной, экономической и культурной сферах.

К социальной сфере относятся проблемы образования, здравоохранения, сельского хозяйства и жилищного благоустройства. Этими проблемами занимается Организация по социальному развитию. Ее годовой бюджет превышает 150 млн. долл.

Решение экономических проблем возложено на Фонд Ага-хана по экономическому развитию. В его ведении находятся: Организация содействия развитию промышленности, имеющая компании в таких странах, как Бангладеш, Кот д'Ивуар, Кения, Танзания, Пакистан, Уганда, Заир, Канада и Соединенное Королевство; Организация содействия развитию туризма, первые объекты которой появились в Кении; финансовые учреждения, состоящие из ряда ведущих финансовых и страховых компаний стран Азии и Африки.

Для решения вопросов в культурной сфере создана Организация по развитию культуры, или управление Ага-хана по делам культуры. Круг ее интересов — развитие мусульманской архитектуры (лучшие произведения в этой области поощряются премией Ага-хана), восстановление зданий и городов, имеющих историческое значение. ФА отличается от других международных и неправительственных организаций тем, что в его основе лежит волонтерская деятельность среди членов исмаилитской общины. "Волонтерская работа — это золотая нить исмаилизма", — неоднократно утверждал Ага-хан IV.

Фонд Ага-хана пришел в Центральную Азию еще до распада СССР и начал здесь свою деятельность во второй половине 80-х годов с финансирования восстановления исторических памятников в Самарканде. В 1992 г. ФА приступил к работе в Горно-Бадахшанской

автономной области (ГБАО) Таджикистана, в которой, по данным статистики 1999 г., 138 тыс. человек исповедуют исмаилизм. В 1993 г., когда в связи с гражданской войной область находилась в экономической изоляции, ФА выделил ее населению в качестве гуманитарной помощи 2 млн. долл. В том же 1993 г. в Хороге был открыт офис Фонда Ага-хана. Первоначально главное внимание Фонда было направлено на реализацию "Программы развития помощи Памиру". Эта помощь заключалась в транспортировке гуманитарных грузов из Ош-ской области Киргизии в ГБАО, а также в распределении ее между всеми жителями области, независимо от этнической и религиозной принадлежности. В дальнейшем программа должна была содействовать развитию сельского хозяйства и инфраструктуры области, улучшению использования земельных ресурсов путем строительства оросительных каналов и других ирригационных сооружений. В настоящее время в ГБАО осуществляется Программа развития горных районов ФА, предусматривающая, кроме оказания прямой гуманитарной помощи, еще и реформирование, а также кредитование сельскохозяйственного производства.

Программа Фонда по развитию и поддержке горных районов (ПРПГР) в ГБАО оказывает помощь 24 тыс. крестьянских хозяйств; они возделывают 85% сельхозплощадей области, из которых 83% занимают продовольственные культуры. С помощью администрации ПРПГР в ГБАО созданы 400 так называемых "кишлачных организаций", численность членов которых превышает 45 тыс. Им предоставляется сельскохозяйственный кредит на приобретение химических удобрений, агротехники, семян, оказывается денежная, техническая и материальная помощь в реализации разработанных этими организациями мини-проектов по строительству и реконструкции мостов, дамб, школ, медицинских пунктов, озеленению и благоустройству.

В 1995 г. в городе Хороге ФАЭР начал осуществлять Программу поддержки и развития малого бизнеса (ESF — Enterprise Support Facility), согласно которой населению области предоставляются кредиты под низкие проценты. Представительство этой Программы позднее было открыто в долине Каратегин, кроме того, планируется развернуть аналогичную деятельность в афганской провинции Ба-дахшан. Немаловажную роль ФА играет и в решении проблем здравоохранения ГБАО. За счет Фонда были закуплены современное медицинское оборудование и лекарственные препараты, в сельской местности построен ряд медицинских пунктов, производится капиталь-

ный ремонт областной больницы. Часть медперсонала прошла курсы обучения в Медицинском университете Ага-хана в Карачи и других зарубежных медицинских центрах.

В соответствии с образовательной программой Фонда средние школы обеспечиваются книгами и другими учебными пособиями, выделяются средства для капитального ремонта зданий Хорогского государственного университета (ХоГУ). После распада Советского Союза впервые в Таджикистане Хорогский институт усовершенствования учителей при финансовой и технической поддержке ФА организовал курсы повышения квалификации для преподавателей средних школ. Институт получил от Фонда компьютеры и другие технические средства. Многие учителя прошли специальный курс обучения новым методам преподавания в Институте по развитию образования в Карачи. В Хороге Фонд открыл Лицей Ага-хана, где занятия проводятся в основном на английском языке. Ряд преподавателей таджикских высших учебных заведений за счет Фонда прошли курс изучения основ теории рыночной экономики и новых методов преподавания английского языка в Лондонской экономической школе и других западных учебных заведениях.

Организация Ага-хана уделяет значительное внимание развитию электроэнергетики Бадахшана. Здесь построены 12 малых гидроэлектростанций. Самая крупная из них — ГЭС ГБАО "Памир-1" — была введена в эксплуатацию благодаря поддержке Фонда. 7 октября 2003 г. ФАЭР совместно с Международной финансовой корпорацией Всемирного банка учредил "Памирскую энергетическую компанию" и ассигновал на ее деятельность 26 млн. долл.

Донорами Фонда по программе гуманитарной помощи ГБАО и долине Рашт выступают правительства США, Германии, Великобритании, Швейцарии, Швеции, Канады и Японии, а также Европейский союз, Верховный комиссариат ООН по делам беженцев, Всемирный банк, Азиатский банк развития, Фонд Флора, Фонд Ага-хана (Канада), неправительственные организации ряда западных стран.

Расходуя свои собственные и привлекаемые из западных финансовых учреждений средства на нужды развития центрально-азиатских регионов, Фонд Ага-хана преследует и свои собственные цели: распространение и укрепление среди населения идей исмаи-лизма, а также создание благоприятного имиджа Запада в странах Центральной Азии.

Эта сторона деятельности Фонда Ага-хана не осталась незамеченной в ряде регионов Центральной Азии. Так, некоторые приверженцы традиционного ислама (сунниты) в Киргизии высказывали опасение, не приведет ли активная деятельность Фонда Ага-хана к созданию некоего нового исмаилитского халифата и расколу мусульманской общины в регионе. Оправданы ли такие опасения, покажет время, а пока что руководимые Ага-ханом исмаилиты, способные быстро адаптироваться к современным процессам глобализации, приумножают число своих сторонников в Центральной Азии.

"Азия и Африка сегодня", М., 2004г., № 1, с. 25-27.

Владимир Мухин,

политический обозреватель

УЗБЕКИСТАН:БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЕ ТЕРАКТЫ

До сих пор никто не взял на себя ответственность за серию терактов, происшедших в Узбекистане в конце марта и начале апреля 2004 г. Масштаб событий и последовавшая реакция властей говорят о серьезности намерений организаторов взрывов. Отсутствие информации по этому поводу порождает самые невероятные слухи и предположения. По откровению одного из представителей узбекских силовых структур, сделанному корреспонденту "НГ" на условиях анонимности, "надо быть просто идиотом или фанатиком, чтобы продолжать столкновения с властями. Узбекская столица кишела войсками. На каждую улицу — минимум взвод милиционеров или спецназа". Он рассказал также, что искали и "вычисляли" в основном иногородних, особенно бухарских и ферганских приезжих. При малейшем подозрении в причастности к терактам их заключали под стражу. По словам того же источника, в узбекской столице тотальной проверке подверглись каждый подозрительный человек, автомобиль или жилой дом. В результате в стране фактически был введен режим чрезвычайного положения.

При том, что, очевидно, взрывы в Ташкенте и Бухаре тщательно спланированы, до сих пор нет ясности в вопросе, какая организация пыталась дестабилизировать обстановку в стране и какие цели преследовала. Официальные узбекские власти заявили, что за исполнителями терактов стоят религиозные экстремистские организации — Исламское движение Узбекистана (ИДУ), "Аль-Каида", "Хизб ут-Тахрир" и т.п. Однако все они отрицают свою причастность к взры-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.