Научная статья на тему 'Горный Бадахшан после распада СССР'

Горный Бадахшан после распада СССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2656
361
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРНЫЙ БАДАХШАН / НАСЕЛЕНИЕ / КЛАНЫ / MOUNTAIN-BADAKSHAN / PEOPLE / CLAN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шарафиева Оксана Халильевна

Рассматриваются проблемы населения Горного Бадахшана, возникшие вследствие распада СССР и гражданской войны в Таджикистане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article contains the analysis of the problems of Badakshan people after the collapse of the USSR and the civil war in Tajikistan.

Текст научной работы на тему «Горный Бадахшан после распада СССР»

О.Х. Шарафиева ГОРНЫЙ БАДАХШАН ПОСЛЕ РАСПАДА СССР

Рассматриваются проблемы населения Горного Бадахшана, возникшие вследствие распада СССР и гражданской войны в Таджикистане.

Ключевые слова: Горный Бадахшан; население; кланы.

До распада СССР Таджикистан как самостоятельное государство никогда не существовал, хотя народы, его населяющие, имеют историю государственности с древнейших времен. Территория его входила в многоплеменные конгломераты разного уровня социальноэкономического развития, не исключая периода пребывания Таджикистана в составе Российской империи и СССР. Последствия этого сказываются и сейчас в процессе экономического развития и формирования национального самосознания. Проблема национализма крайне важна для молодых государств, находящихся в стадии становления, тем более для государств, границы которых созданы во многом искусственно. В Таджикистане до сих пор не сложилось ни единого экономического пространства, ни общенационального самосознания. Во внутренней политике господствует клановость и регионализм.

Среди всех таджикских региональных кланов стоит особо выделить горнобадахшанский. Горный Бадахшан еще в составе Таджикской автономной ССР, входящей в Узбекскую ССР, а затем и в Таджикской ССР, всегда являлся автономной областью (ГБАО). В Конституции Республики Таджикистан ГБАО посвящена отдельная седьмая глава [1]. Хотя она и состоит всего лишь из трех статей и в ней не указаны какие-либо особые полномочия автономной области, сам факт выделения свидетельствует об ее особом положении среди прочих регионов. Такая обособленность Горного Бадахшана исторически обусловлена. Горно-Бадахшанская автономная область занимает обширную территорию -около 45% территории Таджикистана, при этом население составляет лишь 10%. Жители Горного Бадах-шана отличаются от «равнинных» таджиков: население этнически неоднородно, на его территории проживает множество малочисленных народностей, которые расселены в основном в горных долинах юго-западных районов области, вдоль правых притоков верховьев реки Пяндж. Исследователь А.М. Пастухов выделяет основные группы: ягнобцы, язгуламцы, шугнанцы, бартангцы, ишкашимцы, ваханцы, рынцы, рушанцы, сарыкольцы, хуфцы, баджуйцы [2]. В бытовой речи население использует различные языки памирской группы, которые являются восточно-иранскими диалектами, в отличие от таджикского, входящего в западно-иранскую группу. Практически все эти языки не имеют письменной культуры, поэтому для письменной речи используется таджикский язык.

В религиозном отношении памирские народы исповедуют исмаилизм - одно из ответвлений шиизма (в отличие от подавляющего большинства таджиков, которые придерживаются суннитской версии ислама). Главная особенность исмаилитского вероисповедания (тариката) состоит в том, что у исмаилитов, в отличие от других мусульман, свой духовный глава - имам Ага-

хан (в настоящее время Ага-хан IV). Сегодня штаб-квартира имама находится недалеко от Парижа - в Аг-ламоне. Важную роль в религиозном и светском образовании памирцев играет Институт исмаилитских исследований, расположенный в Лондоне. В настоящее время там учатся 20 студентов из Горно-Бадахшанской автономной области, а 15 человек получили высшее образование и закончили аспирантуру. В середине 1990-х гг. в этом институте был создан специальный отдел по работе с таджикскими последователями Ага-хана, а при этом отделе - Комитет по исмаилитскому тарикату и религиозному образованию (ИТРЕК) для работы в Таджикистане [3].

Исмаилиты Памира - самая сплоченная часть населения Таджикистана. Сильное чувство общинной солидарности базируется на традиционной структуре исмаилитской организации и на широко разветвленных родственных связях жителей разных районов ГБАО [4]. Для бадахшанцев характерна также самоидентификация именно как памирцев, а не таджиков. Подобным же образом их воспринимают жители остальных регионов Таджикистана.

Как и во всех регионах Таджикистана, в ГБАО сильно авлодное сознание (кровно-родственной патри-линейной родовой общины). Оно еще более усиливается вследствие обособленности бадахшанцев от остальных жителей страны. Согласно результатам проведенного Центром «Шарк» совместно с Международным фондом избирательных систем в 1996 г. опроса общественного мнения 68,3% опрошенных считают себя членами авлода. Из них в Кулябском регионе - 82,2%, в ГБАО и Курган-Тюбинском регионе - по 78, в Центральном Таджикистане - 75, в Согдийской области -55, в г. Душанбе - 42,4% взрослых жителей признали себя членами авлодов [5].

Особое отношение у народов Памира к России. В целом присоединение Центральной Азии к России носило неоднозначный характер. Отдельные регионы вошли в состав Российской империи насильственно, с помощью русского оружия. Что же касается Горного Бадахшана, то это был единственный регион, добровольно присоединившийся к Российской империи [6]. В XIX в. Памир стал одним из ключевых в так называемой «большой игре», т.е. борьбе России и Великобритании за влияние в Центральной Азии. На протяжении всего времени памирские государства постоянно подвергались агрессии, в частности со стороны афганцев. В такой ситуации единственной возможностью сохраниться было присоединение к Российской империи. Прошения на имя императора с просьбой принять их в свое подданство отправлялись в течение длительного времени, однако царская администрация Туркестанского края опасалась реакции Великобритании. Поэтому вплоть до 1895 г. памирские ханства остава-

лись формально независимыми. После 1895 г. управление Россией этими районами имело ряд особенностей: формально территория была передана Бухарскому эмирату, находившемуся в вассальной зависимости от империи, но фактически она управлялась начальником памирского отряда российской армии. А с 1905 г. она и формально перешла под российское управление. С этого момента российское присутствие на территории Ба-дахшана носило постоянный характер. В результате национального размежевания в Средней (Центральной) Азии в 1920-е гг. территория Памира была включена в Таджикское государство. Горно-Бадахшанская автономная область была образована 2 января 1925 г. постановлением ЦИК СССР.

Советский период для Горного Бадахшана был эффективным в плане развития экономики, культуры, социальной сферы, строительства инфраструктуры: шоссейных дорог, гидроэлектростанций, заводов. Особое значение приобрело возникновение светской школы и связанное с ней формирование демократической интеллигенции. Число грамотных, образованных людей на Памире неизмеримо возросло, а количество студентов на тысячу жителей в Таджикистане выше, чем в Иране и Турции [7. С. 149]. Такое положение во многом определило статус горнобадахшанского клана на республиканском уровне. По мнению исследователя Харюкова, за годы советской власти среди местного населения образовался непропорционально большой отряд интеллигенции и ученых, вносивших свой весомый вклад в развитие науки и культуры республики [7. С. 134]. Однако в среде управленцев представителей клана практически не было, что во многом определило возрастание недовольства в последние годы советского режима и борьбу за передел власти после распада союза. Во время Гражданской войны ба-дахшанский клан совместно с каратегинским боролись против союза кулябского, ходжентского и гиссарского кланов. В этот период наблюдалась значительная криминализация Горного Бадахшана.

Положение памирцев после окончания Гражданской войны по-прежнему сложное. Хотя Горный Бадахшан формально и является неотъемлемой частью Таджикистана, но в нем очень сильны автономистские настроения. Разумеется, о реальной независимости речь не идет, поскольку регион не может развиваться самостоятельно. Крайне неразвита промышленная инфраструктура, ГБАО всегда находилась на республиканских дотациях. Горный край богат полезными ископаемыми, в том числе золотом, серебром, металлами платиновой группы, ураном, вольфрамом, молибденом, ртутью, сурьмой и другими редкими металлами. Однако разработка залежей промышленным способом практически не ведется [4]. То же самое касается и других отраслей экономики. Сельское хозяйство находится на низком уровне вследствие суровых климатических условий.

Одной из важнейших проблем остается обеспечение безопасности границы. Горный Бадахшан граничит с Китаем, Киргизией и, что особенно важно, с таким проблемным государством, как Афганистан. За годы Гражданской войны как в самом Таджикистане, так и в соседнем Афганистане (там она продолжается до сих пор) в условиях безработицы, общей разрухи жители

Горного Бадахшана освоили довольно прибыльное занятие - посредничество в наркотрафике из Афганистана в Россию и далее в Европу. Граница между Таджикистаном и Афганистаном создана искусственно (впрочем, как и большинство границ в Центральной Азии и многих других регионах). Она была проведена в 1895 г. как результат соглашения России и Великобритании о разграничении на Памире. В итоге современная таджикско-афганская граница проходит по реке Пяндж. При этом многие народы Бадахшана оказались разделенными между двумя государствами. Оказавшиеся изолированными друг от друга (особенно после закрытия границы в 1936 г.), народы сохранили много общего, но существуют и различия. Исследователь Н. Емельянова находилась в составе группы, проводившей с 1995 г. полевые исследования на территории обоих Бадахшанов - таджикского и афганского. Сравнив уровень жизни в этих регионах, она пришла к выводу: «В отличие от жителей таджикского Бадахшана, их родственники с афганской стороны остались на более низком уровне социального развития. И только в последние пять-семь лет, благодаря международным программам, начинает некоторым образом компенсироваться разрыв в развитии родственных народов» [8].

В условиях горной изоляции памирские общества дольше других сохраняли более архаичную систему жизнедеятельности. В советское время народы Памира следовали общей социалистической модели развития, но фактически сразу же после распада СССР они вынуждены были вновь вернуться к своим древним формам социального устройства. В регионах, которые в большей степени являются исмаилитскими, социальные процессы оказались подвержены иным переменам, связанным с европейским воздействием программ Организации Ага-хана IV [9].

Военно-политическую ситуацию длительное время держали под контролем российские пограничники, оставшиеся здесь и после распада Советского Союза по соглашению с Республикой Таджикистан от 1993 г. Российские погранотряды оказывали и огромную экономическую поддержку населению Бадахшана; в них несла службу на должностях рядовых, офицеров и гражданских специалистов большая часть местного населения. Это в определённой степени решало проблему безработицы в крае [8]. Поэтому памирцы были против вывода российских войск в 2005 г.: «Сообщение о запланированном выводе российских войск с памирского участка таджико-афганской границы до конца года крайне расстроило и обеспокоило местных жителей, вылившись в последние несколько недель в череду акций протеста. Помимо того что присутствие российских пограничников в течение многих лет обеспечивало населению этой части юго-востока Таджикистана гарантированное трудоустройство и источник дохода, местные жители и многие эксперты опасаются, что с переходом границы под охрану таджикских пограничников из беспокойного соседнего Афганистана потоком хлынут наркотики и различные криминальные элементы» [6].

Высокогорная территория ГБАО на протяжении долгого времени была практически оторвана от остального Таджикистана, особенно в зимнее время. В

советский период существовали две дороги, связывающие две части страны: Ош - Хорог и Душанбе -Хорог. Сейчас построены еще две дороги Мургаб -Кульма - Каракорум и Куляб - Дарваз, идет строительство второй очереди этой автодороги, которая позволит выйти к крупным морским портам Китая, Пакистана и Индии [10]. Это поможет Горному Ба-дахшану выйти из той изолированности, в которой он пребывал долгое время, и наладить сотрудничество с равнинной частью Таджикистана. Однако существует и обратная сторона: строительство дорог усиливает не только связи между регионами, но и позволяет расширить поток наркотиков, идущих из Афганистана через границу с ГБАО.

Ситуация в ГБАО остается достаточно сложной вследствие вышеуказанных проблем. Наблюдается два противоположных процесса: обособление бадахшанцев от остального населения Таджикистана и становление собственного памирского самосознания и одновременно сближение с равнинным Таджикистаном вследствие укрепления торговых и экономических связей. Последний процесс стал особенно заметен после нескольких визитов президента Э. Рахмонова в ГБАО. Стоит отметить и важный момент - историческую расположенность народов Памира к России. Этот регион стратегически важен для безопасности нашего государства, поэтому одной из важнейших задач остается сохранение и дальнейшее укрепление позиций в этом сложном регионе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Республики Таджикистан. Режим доступа: http://www.majmilli.tj/index.php7lng =ru&id=7&PHPSESSID=fe40ab34e033f01a8929b356edaa672c

2. Пастухов А.М. Чид (этнографическое исследование). Режим доступа: http://avesta.isatr.org/etnograf/Pastukhov001.htm

3. Рощин М. „.Если будет русская власть, то все мы, народ, будем успокоенными! Режим доступа: http://www.istrodina.com/rodina_

811^1. php3?id=2568&n=126

4. Ниязи А. Таджикистан: региональные аспекты конфликта. Режим доступа: http:www.ctaj.e1cat.kg

5. Дубовицкий В. Особенности этнической и конфессиональной ситуации в Республике Таджикистан. Режим доступа: http://www.ana1itika.org/

artic1e.php?story=20060307230526550

6. Амиршоева Г., Орумбеков Ш. Таджики не приветствуют вывод российских пограничников. Режим доступа: http://www.materik.ru/index.php?

section=ana1itics&bu1id=91&bu1sectiomd=8224

7. Харюков Л.Н. Англо-русское соперничество в Центральной Азии и исмаилизм. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995.

8. Емельянова Н. Бадахшан - таджикский и афганский. Режим доступа: http://www.istrodina.com/rodina_articu1.php3?id=2567&n=126

9. Емельянова Н. Мусульмане таджикского Бадахшана. Степень сохранности и трансформация традиционной культуры в условиях глобализа-

ции. Режим доступа: http://www.ivran.ru/1ibrary/view_edition.php?edition_id=103&chapter_id=294

10. Век покорения Бадахшана. Интервью Председателя хукумата Горно-Бадахшанской автономной области Алимамада Ниезмамадова. Режим доступа: http://www.ogoniok.com/archive/2001/4680-3/81-64-65/

Статья представлена научной редакцией «История» 5 февраля 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.