Е.В. Караваева
Деятельность епископов Западной Сибири по формированию санитарно-гигиенической культуры крестьянства в конце XIX - начале XX в. (на примере Томской епархии)
Занимаясь изучением роли Русской православной церкви (РПЦ) в развитии санитарно-гигиенической культуры населения Западной Сибири конца XIX -начала XX в., в частности, Томской губернии, необходимо определить значимость деятельности епископов в этом процессе. Специальных исследований по данному вопросу нет. В настоящей статье выявляются направления и виды деятельности епископов Томской епархии по формированию санитарной культуры крестьянства в конце XIX - начале XX в.
В качестве источников используются прежде всего неопубликованные материалы Государственного архива Томской области (ГАТО): указы епископов, переписка епископа Макария с губернатором и Томской врачебной управой, протоколы окружных исправников о создании санитарных комиссий за 1893 г. Кроме того, востребованы опубликованные делопроизводственные, эпистолярные, статистические и справочные материалы, многочисленные публикации официального журнала «Томские епархиальные ведомости» (ТЕВ), содержащие обширные и разнообразные сведения о деятельности епископов.
Расцвет практической деятельности священнослужителей в процессе формирования санитарной культуры населения Западной Сибири приходится на конец XIX - начало XX в., время епископства Макария (Невского), руководившего Томской епархией с 26 мая 1891 г. по 6 декабря 1912 г., и его последователей: епископа Мефодия и епископа Анатолия. Можно сказать, что выдающаяся деятельность владыки Макария в этом направлении оказалась возможной благодаря плодотворной работе его предшественников.
В период управления Платона, епископа Томского и Семипалатинского (1868-1876 гг.), начали проводиться окружные и епархиальные съезды депутатов духовенства по делам духовно-учебных заведений. Изучение журналов съездов за все годы исследуемого периода позволяет оценить, насколько широк был круг вопросов, решаемых на них, в том числе санитарногигиенических: финансирование медицинского обслуживания, улучшение санитарно-гигиенических условий содержания, повышение санитарного уровня воспитанников духовно-учебных заведений.
18 февраля 1877 г. к управлению Томской епархии приступил епископ Петр (1877-1883 гг.). Им было
организовано издательство епархиального печатного органа ТЕВ. Анализ ТЕВ [1] за все годы выпуска (с 1 июля 1880 г. до 1918 г.) свидетельствует о том, что они являлись ценным источником информации, руководством к деятельности для духовенства епархии и остальных читателей в деле санитарного просвещения и сохранения здоровья населения Томской губернии в конце XIX - начале XX в.
23 августа 1883 г. владыка Петр высказал совет
о. председателю епархиального съезда об открытии Томского епархиального женского училища (ТЕЖУ), пожертвовав лично от себя 1500 руб. этому училищу [2, с. 24]. А его преемник, епископ Владимир (1883-1886 гг.), согласно указу Синода от 11 апреля 1884 г. открыл 14 октября 1884 г. училище и совершил обряд его освящения. Впоследствии выпускницы епархиальных училищ, «епархиалки», изучившие там курс гигиены и получившие навыки оспопривива-тельниц, распространяли санитарную культуру среди крестьянства, являясь сельскими учительницами или женами сельских священников.
С 1886 по 1891 г. епархией руководил епископ Исаакий. Владыка выяснил, как мало было в епархии церковных школ (в первый год его пребывания на кафедре всего 20 [2, с. 30]). С помощью целесообразных и энергичных мер он достиг увеличения их числа до 150 [2, с. 31], не считая школ Алтайской духовной миссии, и такой учебно-воспитательной постановки дела, что их посещали не только дети прихожан, поддерживающих официальное православие, но и дети раскольников. Епископ Исаакий постоянно справлялся о здоровье учащихся духовного ведомства, знал об их нуждах. 26 апреля 1887 г. им было открыто «Попечительство о бедных воспитанниках духовной семинарии», крайне нуждавшихся в одежде, учебниках, содержании. Устав этого попечительства был утвержден 13 марта 1886 г. сенатором Плеве [2, с. 33].
При постоянных объездах епархии владыка Исаа-кий служил не только по селам, но и по деревням, а летом, случалось, и на кладбищах. В многочисленных проповедях для сельских жителей он давал практические советы по использованию природных ресурсов и соблюдению гигиенических норм в быту.
Вряд ли случайно то, что именно в конце XIX в. в Западной Сибири почти одновременно происходят
такие знаменательные события, как открытие в Томске в 1888 г. университета с кафедрой гигиены, образование в Томской губернии сельских медицинских штатов в 1889 г., начало более активного санитарного просвещения сельского населения и назначение в 1891 г. на Томскую кафедру на длительный период одного из ярких подвижников православия епископа Макария (Невского).
Макарий всегда помнил о том, что за Христом Спасителем, как и за апостолами, многие последовали прежде всего потому, что получили от них исцеление (Лук. 8, 1-3 и др.). В отчете Алтайской миссии за 1888 г. имеются уникальные сведения о том, что, «возглавляя Алтайскую миссию еще в сане архимандрита, Макарий собственноручно прививал предохранительную оспу под руководством Бийского военного фельдшера» [3, с. 12], который часто сопровождал его для помощи нуждающимся по пути следования. Будучи начальником миссии, в 18831891 гг., Макарий ввел в сферу деятельности миссионеров народные просветительские чтения, а в сане епископа он практиковал чтения при архиерейской кафедре. Впоследствии Макарий ходатайствовал перед властями об открытии на Алтае врачебных пунктов и об учреждении должностей акушерок. Он содействовал открытию двух приютов при Алтайской миссии: Чемальского и Чулышманского.
По примеру миссии, где попечительства существовали почти при всех ее станах, епископ Макарий с самого начала его вступления на кафедру пекся об организации и открытии церковно-приходских по-печительств по всей Томской епархии, территория которой охватывала значительную часть Западной Сибири: Томскую губернию вместе с Алтайским горным округом, а до 1895 г. - и Семипалатинскую область. С 1891 по 1909 г. было открыто 442 приходских попечительства и центральное при викарии [4, с. 14].
Когда осенью 1871 г. холерная эпидемия появилась в Томске первый раз, для предотвращения ее распространения была выполнена единственная мера: во всех учебных заведениях на две недели прекратили классные занятия. А в 1892 г., благодаря своевременным распоряжениям, предписаниям и наставлениям епископа Макария «вообще все население губернии было предупреждено о возможности появления эпидемии» [5, л. 81] и основных мерах предосторожности во время болезни. Содействие владыки Макария Томской врачебной управе в осуществлении санитарных мероприятий, активно начатых во время эпидемии холеры 1892 г., отразилось в распоряжениях: об участии духовенства вместе с учителями в работе окружных и сельских санитарных комиссий, организации «в местах, где живут... священники, учителя, под их руководством санитарных попечительств» [6, л. 49, 50]; об устройстве в церковных приходах аптечек и заготовлении дезинфицирующих средств
[5, л. 277]; о выполнении священнослужителями мер предосторожности при погребении во время эпидемий [5, л. 28]. Окружные и сельские санитарные комиссии и попечительства начали заниматься устройством кладбищ, что было весьма своевременно и полезно. Это видно, например, из протокола бийского окружного исправника от 23 марта 1893 г.: «Кладбища в Какшах, Старо-Тырышкинском (старообрядческое) и дер. Усть-Ануйской, устроенные в самих селениях, постановлено, ныне же закрыть, обязав эти общества отвести для кладбищ другие места дальше от селений и рек. Кладбища в остальных селениях осмотреть и те из могил, которые обвалились, оправить, насыпать ныне же толстый слой земли» [7, л. 142об.]. Позже в соответствии с указом Синода от 30 апреля 1897 г. забота о содержании кладбищ в благоустроенном виде была передана духовному ведомству. В Томской епархии эта работа находилась под бдительным контролем епископа Макария.
В 1897 г. в Европейской России вышел роман беллетриста И.Н. Потапенко «Живая жизнь», где один из его героев, священник, сетовал: «Люди гибнут ни за что, особенно младенцы. И от пустого гибнут; чувствуешь, что от пустого, а подать помощь не можешь по невежеству своему. И зачем это учили нас в семинарии всякой греческой и латинской мудрости? Лучше бы научили врачебным сведениям». Опережая такие мысли, епископ Макарий решал вопросы санитарного просвещения выпускников духовных учебных заведений. В 1892 г. по его ходатайству Синодом, согласно заключению учебного комитета, в Томской семинарии было разрешено ввести преподавание народной медицины в 5 и 6 классах на местные епархиальные средства по программе, составленной доктором Флоринским [8, с. 458]. В отчете о состоянии Томской семинарии за 1900-1901 г. имеется запись: «Воспитанники V и VI классов по субботам слушали уроки по гигиене, которые преподавал врач П. В. Бутягин» [9, с. 28]. По инициативе владыки выпускники специального класса Бийского катихизаторского училища, будущие миссионеры, дополнительно обучались оспопрививанию и получали общие и необходимые сведения по анатомии, физике и гигиене [8, с. 350]. Вне программы Синода в ТЕЖУ Макарием были введены курсы гигиены в 1894 г. и оспопрививания в 1905 г. с выдачей воспитанницам свидетельств оспопрививательниц.
С конца 90-х г. XIX в. открываются небывалые до тех пор педагогические курсы для духовенства, учителей и учительниц Томской епархии, которые обязательно включали в свою программу лекции по гигиене. Необходимо отметить, что требования епископа Макария к организации курсов повлияли на то, что занятиям по гигиене придавалось самое серьезное внимание. Например, в 1898 г. на летних курсах Томской епархии для 61 слушателя десять лекций по
гигиене прочел ректор университета А.И. Судаков. Слушание лекций было организовано в помещении университета, где чтение иллюстрировалось физическими опытами и экспериментами [10].
Можно сказать, что благодаря этим мероприятиям начал осуществляться процесс формирования санитарной культуры духовенства и сельских учителей, являвшихся в конце XIX - начале XX в. основными, а в отдаленных селениях и единственными ее распространителями среди крестьянства.
4 мая 1891 г. в Российской империи были утверждены «Правила о школах грамоты», принадлежавших исключительно ведению и наблюдению православного духовенства. Как следствие, владыка Макарий вменил в обязанность духовенству епархии «заботиться о том, чтобы при каждой церкви существовала одноклассная церковно-приходская школа, а в деревнях, поселках, улусах, аулах были открыты школы грамоты» [11, с. 50]. Если в 1891 г. в епархии было 183 церковных школы, то к 1911 г. их численность была доведена до 963, причем почти все школы владели благоустроенными собственными помещениями и всей необходимой школьной обстановкой. В 1896 г. епископу Макарию была объявлена благодарность за живое участие в деле церковного и школьного строительства в районе Сибирской железной дороги [12, с. 2].
Опережая указ Синода от 31 июля 1910 г., епископ Макарий организовывал работу по борьбе церковных школ с детской смертностью и распространению через них санитарно-гигиенических сведений. В сельских школах проводились разъяснительные беседы и чтения для взрослого населения, детям старшего возраста, особенно девочкам, в доступных рассказах сообщались сведения об уходе за младшими детьми, прививались правила гигиены ученикам, сами сельские учительницы изучали гигиену на педагогических курсах и т.д.
По воле епископа в ТЕВ регулярно печатались инструктивные материалы «для предупреждения заноса заразных болезней в учебные заведения» [13]. Также в ТЕВ по распоряжению владыки Макария были напечатаны в 1897 г. документы Общества для борьбы с заразными болезнями, в которых шла речь о проведении необходимых мероприятий среди сельского населения, и предписание духовенству Томской епархии о привлечении прихожан к привитию предохранительной оспы.
Ежегодно, а то и два раза в год, объезжая епархию, архиепископ не только с церковной кафедры, но и при каждом удобном случае (в поле, на окраине села, в дороге при встрече с паствой) произносил проповеди. За все время его служения в архиерейском сане было оставлено богатейшее проповедническое наследие, всего 312 речей. Проанализировав их, можно отметить, что значительная часть бесед имела санитарно-просветительский аспект или предопреде-
ляла социальную деятельность населения по сохранению жизни и здоровья близких людей.
Видное место в ряду слов и речей владыки занимают наставления о правильном содержании и воспитании детей. В проповедях крестьянам Макарий говорил о наболевшем: «. если у городского населения, более разумно умеющего кормить детей и иметь надлежащий уход за ними, умирают в течение года из 10 два или три младенца, то у сельских жителей умирает из 10 пять или шесть, то есть половина, а иногда и более всех родившихся» [14, с. 802]. Отдельные беседы он посвящал тому, как правильно вскармливать малолетних детей и ухаживать за ними в рабочее время. Среди советов - рекомендации о кормлении детей грудным молоком, о правильном искусственном вскармливании, о купании детей, о проветривании помещений, где находятся дети, об опрятности содержания детского белья и подстилки. Пастве предлагалось организовать для детей ясли, объяснялось их устройство, указывалась цена за дневной приют.
Читая наследие Макария, удивляешься тому, как он глубоко видел пути разрешения санитарногигиенических проблем. Эти проповеднические труды владыки были настолько ценными, что обратили на себя внимание миссионерского съезда, проходившего в Киеве в 1909 г., и были рекомендованы для распространения во все епархии России.
Всецело поддерживая указы Синода о борьбе с пьянством от 10 августа 1889 г. и от 12 июня 1909 г., владыка Макарий издал множество инструкций для духовенства в специальном отделе ТЕВ по вопросам трезвости. Кроме того, он везде проповедовал и проводил беседы с народом об этом главном пороке, подтачивающем уклад крестьянского быта. В беседах Макарий подробно останавливался на изъяснении гибельных последствий от пьянства в жизни крестьянина: раздоров, распада семьи, разорения хозяйства, подрыва здоровья. Для большей эффективности во время этой проповеднической работы в сельской местности владыка вместе с сопровождающими лицами устраивал что-то вроде агитационных концертов: пел с ними трехголосную канту «Что ты пьешь, мужик», кто-то из его спутников исполнял «Завещание покаявшегося пьяницы» [15, с. 58]. В 1901 г. Макарий утвердил правила первого в своей епархии общества трезвости, созданного при Никольской церкви в Томске. До появления указа Синода 1909 г. на территории Томской епархии было открыто 17 обществ трезвости, а к 1912 г. их насчитывалось уже 53 (подсчитано по: [16]).
Преемник Макария епископ Мефодий за время недолгого пребывания на кафедре, с 24 декабря 1912 г. по 2 августа 1914 г., поддержал и возглавил начатое антиалкогольное движение в епархии: 22 августа 1913 г. он утвердил устав Томского епархиального братства
трезвости, а 26 ноября 1913 г. присутствовал на торжественном открытии братства, ставившего своей целью распространение антиалкогольной литературы, учреждение школ трезвости, лечебниц для лечения алкоголиков. За первый год управления владыкой Мефодием количество обществ трезвости в епархии, устраиваемых при приходских храмах, удвоилось и достигло 102 [17, с. 50-51].
Несмотря на сложный исторический период, епископ Анатолий (1914-1919 гг.) призывал заботиться о детях, их школьном воспитании. Особое внимание обращал на содержание школ и школьное строительство, входил даже в мелкие подробности устройства школ. В отчете о поездке по обозрению епархии за 1915 г. сообщалось: «Осмотрели постройки. Узнали, что дети приюта болеют коклюшем, и что в этих местах бывают эпидемии. Владыка распорядился, чтобы миссионерское начальство послало в Чалушманскую школу иеромонаха Паония, который до принятия монашества был фельдшером, снабдивши его необходимыми медикаментами» [18, с. 15].
Немаловажное значение имели: распоряжение и предписание епископа Анатолия в 1914 г. об открытии яслей в сельской местности. Как следствие, в Томской губернии были открыты первые ясли на летнее время, основная задача которых заключалась в содержании крестьянских детей по всем правилам гигиены.
В ТЕВ была размещена статья С. Дыбовской, в которой отмечен положительный результат устройства яслей в сельской местности: «Несмотря на обычные заболевания детей в деревнях летом и смертные случаи, среди призреваемых в яслях не умерло ни одного ребенка» [19, с. 59].
Изучая деятельность епископов, занимавших Томскую кафедру в конце XIX - начале XX в., необходимо отметить, что среди них были виднейшие представители ученого монашества, миссионеры-подвижники. Проповедуя с кафедры и под открытым небом, они учили словом, были не только умелыми организаторами и вдохновителями процесса формирования санитарногигиенической культуры населения Западной Сибири и Степного края, но и показывали личный пример самоотверженной деятельности на этом поприще. Несомненно, основную роль в этом процессе сыграл архиепископ Макарий (Невский). Церковь в Томской епархии благодаря подвижническому труду епископов, формируя санитарную культуру населения, выполняла три значимые функции: являлась в то время практически главным, зачастую единственным информационным источником санитарных знаний, несла на себе основной груз работы по организации и оказанию посильной медицинской помощи, была материальным источником этого процесса, направляя сюда часть церковных средств и средства многочисленных жертвователей.
Библиографический список
1. Караваева, Е.В. ТЕВ как источник по истории формирования санитарной культуры в Томской губ. / Е.В. Караваева // Макарьевские чтения. - Горно-Алтайск, 2007.
2. Мисюрев, А.А. Краткий историко-статистический очерк Томской епархии / А.А. Мисюрев. - Томск, 1897.
3. Отчет Алтайской миссии за 1888 г. // Томские епархиальные ведомости (ТЕВ). - 1889. - №5. Неофиц. раздел.
4. Мануил (Лемешевский), митрополит. Русские православные иерархи в период с 1893 по 1965 г. (включительно).
- Erlangen, 1986. - Ч. 4.
5. Государственный архив Томской области (ГАТО).
- Ф. 170 (Томская духовная консистория). - Оп. 2.
- Д. 3089.
6. ГАТО. - Ф. 3 (Томское губернское управление).
- Оп. 2. - Д. 3190.
7. ГАТО. - Ф. 3. - Оп. 2. - Д. 3100.
8. Победоносцев, К.П. Всеподданнейший отчет обер-прокурора СВ. Синода по Ведомству православного исповедания за 1892 и 1893 гг. / К.П. Победоносцев. - СПб., 1895.
9. Отчет о состоянии Томской духовной семинарии за 1900-1901 уч. г. // ТЕВ. - 1902. - №1. Неофиц. раздел.
10. Отчет о летних учебных курсах Томской епархии в 1898 г. // ТЕВ. - 1899. - №2. Неофиц. раздел.
11. XXV лет (1884-1909) архипастырского служения Высокопреосвященного Макария, епископа Томского и
Алтайского. - Томск, 1909.
12. Справочная книга по Томской епархии за 1909-1910 г с дополнениями и изменениями в личном составе священно-церковнослужителей по 1 марта 1911 г - Томск, 1911.
13. Правила осторожности для предупреждения заноса заразных болезней в учебные заведения // ТЕВ. - 1906.
- №21. Неофиц. раздел.
14. Макарий (Невский), архиепископ. Полное собрание проповеднических трудов (слов, бесед, поучений, посланий, воззваний и наставлений) преосвященного Макария, архиепископа Томского и Алтайского за все время его служения в архиерейском сане (1884-1910 гг.). - Томск, 1910.
15. 50 лет служения в священном сане высокопреосвященства Макария, архиепископа Томского и Алтайского.
- Томск, 1911.
16. Список церковных обществ трезвости в приходах Томской епархии к 1 августа 1912 г. // ТЕВ. - 1912. - №19. Неофиц. раздел.
17. Исааков, С.А. Томские архиереи : библиографический словарь. 1834-2002 / С.А. Исааков, Н.М. Дмитриенко.
- Томск, 2002.
18. Поездка преосвященного Анатолия, епископа Томского и Алтайского по обозрению епархии. - Томск, 1915.
19. Дыбовская, С. История двух яслей для солдатских детей / С. Дыбовская // ТЕВ. - 1916. - №2. Неофиц. раздел.