Научная статья на тему 'Деятельность епископа Андрея (Ухтомского) по организации миссионерской работы в Сухумской епархии в 1912-1913 годах (по материалам журнала "Сотрудник Закавказской миссии")'

Деятельность епископа Андрея (Ухтомского) по организации миссионерской работы в Сухумской епархии в 1912-1913 годах (по материалам журнала "Сотрудник Закавказской миссии") Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
54
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕПИСКОП АНДРЕЙ / BISHOP ANDREW / СУХУМСКАЯ ЕПАРХИЯ / "СОТРУДНИК ЗАКАВКАЗСКОЙ МИССИИ" / "EMPLOYEE OF THE TRANSCAUCASIAN MISSION" / ПРИХОД / PARISH / МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MISSIONARY ACTIVITY / SUKHUMI EPARCHY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Павлова Оксана Сергеевна

Анализируется деятельность епископа Андрея (Ухтомского) в Сухумской епархии в 1912-1913 годах, направленная на организацию приходской жизни и в целом миссионерской и просветительской работы. Показано, что важным шагом в этом направлении стало создание первого в епархии печатного церковно-миссионерского журнала «Сотрудник Закавказской миссии». Изучение материалов данного журнала позволило сделать выводы о том, что богатый опыт миссионерской работы, накопленный епископом Андреем в Казанской епархии, нашел применение на новом назначении. Доказано, что целью журнала «Сотрудник закавказской миссии» была реализация ключевых задач миссионерской работы; также он стал периодическим изданием Братства Святого Благословенного князя Александра Невского. Представлены результаты анализа публикуемых в этом журнале материалов, которые содержат сведения о конкретных мероприятиях, а также размышления о возрождении приходской православной жизни, организации пастырского служения, церковно-приходских школ, храмов, местной церковно-археологической комиссии и т. д. Сообщается, что журнал издавался до 1916 года. Автор статьи приходит к выводу, что служение епископа Андрея в Сухумской епархии получило осмысление и широкое развитие в дальнейшем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bishop Andrew (Ukhtomsky)’s Activity on Organization of Missionary Work in Sukhumi Eparchy in 1912-1913 (Based on “Employee of the Transcaucasian Mission” Journal Materials)

The work of Bishop Andrew (Ukhtomsky) in the Sukhumi eparchy in 1912-1913 is analyzed, aimed at organizing parish life and missionary and educational work in general. It is shown that an important step in this direction was the creation of the first in the eparchy printed Church missionary journal “Employee of the Transcaucasian mission.” Studying the journal materials allowed to draw conclusions that the wide experience of missionary work, accumulated by Bishop Andrew in the Kazan eparchy, has found application in the new appointment. It is proved that the purpose of the journal “Employee of the Transcaucasian mission” was the implementation of the key tasks of missionary work; it also became a periodical of the Brotherhood of St. Blessed Prince Alexander Nevsky. The article presents the results of the analysis of the materials published in this journal, which contain information on specific activities, as well as reflections on the revival of parish Orthodox life, the organization of pastoral ministry, parish schools, churches, the local Church Archaeological Commission, etc. It is reported that the journal was published till 1916. The author of the article comes to the conclusion that the Ministry of Bishop Andrew in Sukhumi eparchy was reflected and wide developed in the future.

Текст научной работы на тему «Деятельность епископа Андрея (Ухтомского) по организации миссионерской работы в Сухумской епархии в 1912-1913 годах (по материалам журнала "Сотрудник Закавказской миссии")»

Павлова О. С. Деятельность епископа Андрея (Ухтомского) по организации миссионерской работы в Сухумской епархии в 1912—1913 годах (по материалам журнала «Сотрудник Закавказской миссии») / О. С. Павлова // Научный диалог. — 2018. — № 7. — С. 278—290. — DOI: 10.24224/2227-1295-2018-7-278-290.

Pavlova, O. S. (2018). Bishop Andrew (Ukhtomsky)'s Activity on Organization of Missionary Work in Sukhumi Eparchy in 1912—1913 (Based on "Employee of the Transcaucasian Mission" Journal Materials). Nauchnyy dialog, 7: 278-290. DOI: 10.24224/2227-1295-2018-7-278-290. (In Russ.).

ERIHdW

Журнал включен

EBSCOfrast

Перечень ВАК

и L R I С H'S PERIODICALS DIRECTORY-

УДК 94(479.224-25):271.2

DOI: 10.24224/2227-1295-2018-7-278-290

Деятельность епископа Андрея (Ухтомского) по организации миссионерской работы в Сухумской епархии в 1912—1913 годах (по материалам журнала «Сотрудник Закавказской миссии»)1

© Павлова Оксана Сергеевна (2018), orcid.org/0000-0002-5371-4918, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Отечества и методики преподавания истории, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета (Стерлитамак, Россия), oksana.s.pavlova@mail.ru.

Анализируется деятельность епископа Андрея (Ухтомского) в Сухумской епархии в 1912—1913 годах, направленная на организацию приходской жизни и в целом миссионерской и просветительской работы. Показано, что важным шагом в этом направлении стало создание первого в епархии печатного церковно-миссионерского журнала «Сотрудник Закавказской миссии». Изучение материалов данного журнала позволило сделать выводы о том, что богатый опыт миссионерской работы, накопленный епископом Андреем в Казанской епархии, нашел применение на новом назначении. Доказано, что целью журнала «Сотрудник закавказской миссии» была реализация ключевых задач миссионерской работы; также он стал периодическим изданием Братства Святого Благословенного князя Александра Невского. Представлены результаты анализа публикуемых в этом журнале материалов, которые содержат сведения о конкретных мероприятиях, а также размышления о возрождении приходской православной жизни, организации пастырского служения, церковноприходских школ, храмов, местной церковно-археологической комиссии и т. д. Сообщается, что журнал издавался до 1916 года. Автор статьи приходит к выводу, что

1 Работа выполнена при поддержке гранта СФ БашГУ № В 18-130.

служение епископа Андрея в Сухумской епархии получило осмысление и широкое развитие в дальнейшем.

Ключевые слова: епископ Андрей; Сухумская епархия; «Сотрудник Закавказской миссии»; приход; миссионерская деятельность.

1. Введение

В начале XX века в условиях изменения общественно-политических и социокультурных реалий в жизни российского общества, роста религиозного инакомыслия и сектантства одним из ключевых направлений реализации Русской Православной церкви была организованная миссионерская деятельность, направленная на широкое духовно-нравственное просвещение населения и возрождение приходской жизни. Исследовательский интерес представляет опыт такой работы в лице известных церковных иерархов на территории региональных окраин Российской империи. К плеяде заметных российских церковных, общественных и государственных деятелей начала XX века принадлежит епископ Андрей (в миру — князь А. А. Ухтомский). Активное участие в общественно-политической и церковной жизни государства епископа Андрея пришлось на период его деятельности епископом Уфимским и Мензелинским в 1913—1921 годах. Одной из малоисследованных страниц биографии епископа Андрея является недолгий период его служения епископом Сухумским в 1911—1913 годах.

Отметим, что на момент назначения архимандрита Андрея епископом Сухумским он имел богатый опыт миссионерской работы в Казанской епархии. В 1899 году Андрей (Ухтомский) был назначен на должность наблюдателя Миссионерских курсов при Казанской Духовной Академии, а 6 августа 1899 года возведен в сан архимандрита в Казанском Спасо-Преображенском монастыре архиепископом Казанским и Свияжским Арсением. В 1907 году в Казанской епархии появилась новая викарная епископская (миссионерская) кафедра, а при монастыре начали действовать Казанские миссионерские курсы. 3 октября 1907 года в Казанском Спасо-Преображенском миссионерском монастыре архимандрит Андрей (Ухтомский) был наречён, а 4 октября 1907 года — хиротонисан во епископа Мамадышского, он стал первым в истории (и третьим по определению) викарным епископом Казанской епархии по миссионерской работе и инородческим приходам, а также первым председателем Педагогического Совета Казанских миссионерских курсов. Также архимандрит Андрей вел активную издательскую работу, став редактором выходившего в свет в Казани миссионерского журнала «Сотрудник Братства святителя Гурия» [Зеленогорский, 1992, с. 175—182].

2. Начало издания журнала «Сотрудник Закавказской миссии» и его роль в деятельности Братства Святого Благословенного князя Александра Невского

Епископом Сухумским архимандрит Андрей был назначен указом императора Николая II в 1911 году. Прибыв в Сухумскую епархию, епископ Андрей продолжил миссионерскую деятельность. За короткий срок своего пребывания в Абхазии он успел активно проявить себя в деле христианизации местных народов, а также выступил с просьбой к властям о недопущении мусульманских мулл в среду абхазов с целью предотвращения их исламизации и отуречивания [Епископ Андрей (Ухтомский), 1912, № 13, с. 192—193].

Одновременно с этим епископ Андрей предпринял шаги к тому, чтобы на культурно-исторической почве примирить абхазов с грузинами (между которыми и тогда существовали заметные трения), а также возродил местную церковно-археологическую комиссию. С этой целью епископ Андрей обратился ко всему духовенству Сухумской епархии с просьбой помочь составить описание епархии по разработанной им подробной программе. Программа включала широкий перечень вопросов, требовавших сведений об описании храмов (времени и обстоятельств строительства храма, материала, был ли капитальный ремонт, на какие средства построен храм и т. д.), о существовании в приходе святынь, особо почитаемых населением, церковных и причтовых библиотек, уникальных свидетельств прошлого, представленных старинными зданиями или развалинами, находящимися в границах конкретного прихода, о численном, этническом и пр. составе прихожан, содержании религиозно-нравственной жизни прихода, о возможном существовании среди прихожан особых обычаев и обрядов, которыми сопровождается празднование Нового года или особо чтимых праздников, и много других вопросов [Епископ Андрей (Ухтомский), 1912, № 1, с. 13—16].

Здесь же с января 1912 года начал издаваться основанный епископом Андреем первый в Сухумской епархии печатный церковно-миссионерский журнал «Сотрудник Закавказской миссии». В первом номере журнала епископ Андрей указал на задачи его издания: «Наш маленький журнал миссионерский, а всякий православный человек, если он дорожит своими убеждениями — непременно должен миссионерствовать. Быть христианином значит любить, а любить и ничего не делать для любимого — значит не любить!.. А эта деятельная любовь может одинаково выразиться и в напитании ближнего, и в его утешении... И к тому и к другому делу и будет призывать своих читателей наш "Сотрудник"» [Епископ Андрей

(Ухтомский), 1912, № 1, с. 1—4]. Уточняя задачи духовенства Сухумской епархии, епископ Андрей указывал: «Первой нашей целью, отцы и братие является объединение пастырей — полное и искреннее и только во имя Божие. Вторая цель нашего журнала состоит в том, чтобы через пастырей приходских собрать всех верующих мирян Сухумской епархии в единое стадо Христово <.. .> для этого "Сотрудник закавказской миссии" постарается сообщать своим читателям о тех событиях, наиболее важных, которые совершаются в Церковной жизни и которые косвенно, конечно, касаются и Сухумской епархии. Но отражая на страницах действительность (в виде корреспонденций), наш журнал по преимуществу постарается принципиально освещать вопросы жизни. Это наши общие цели. В частности же мы будем призывать всех православных жителей Сухумской епархии объединиться для энергичного, живого, церковного дела» [Епископ Андрей (Ухтомский), 1912, № 2, с. 17—20].

Особое значение епископ Андрей придавал работе Братства Святого Благоверного князя Александра Невского при Сухумском кафедральном соборе. По его замыслу, Братство должно было стать средоточием церковной епархиальной жизни. Вниманием была отмечена роль приходских священников, которые своей работой должны содействовать объединению прихожан не только на почве веры, но взаимной помощи. Приходские священники, с одной стороны, обязаны осведомлять центральных епархиальных деятелей о нуждах своих приходов, а с другой стороны, должны быть прекрасно осведомлены обо всем, что происходит в епархии. По мнению епископа Андрея, в этом отношении был призван оказать помощь «Сотрудник.», на страницах которого планировалось отражать повседневные сведения о приходской жизни, а также новые явления в жизни православия. Поэтому на общем Собрании членов Братства 27-ого ноября 1912 года было принято решение пригласить всех священников епархии вступить в члены Братства и прислать свои членские взносы, показав пример для подражания. Также всем приходам епархии было решено рассылать экземпляры бесплатно. Одной из ключевых целей было, чтобы журнал не только служил организующим центром для укрепления и активной деятельности Сухумского церковного Братства, но и способствовал тому, чтобы рядом с этой центральной организацией создавались приходские братства, попечительства, общества трезвости и т. д. Руководствуясь прежним опытом миссионерской работы, епископ Андрей отмечал, что такие учреждения даже при самых незначительных средствах имеют в сельских приходах громадное воспитательное значение, и, как бы ни малы были подобные организации, они при одушевленных деятелях могут поднять приход

и в нравственном, и в общекультурном отношении. Отмечалось, что принадлежность к подобному обществу уже обязывает всякого к мысли о долге, об известных правилах поведения, которые для него являются необходимыми. Наконец, всякое общество, во главе которого стоит духовное лицо, является как бы отражением церковной жизни, во всяком случае, напоминает о ней и мало-помалу может приучить «разрозненную и нестройную толпу христиан» к сознательной общественной жизни и взаимопомощи, то есть вообще к церковной жизни.

Поэтому такие общества, как, например, Геленджикское общество трезвости, по мысли епископа Андрея, могут рассматривать журнал как свое периодическое издание, сообщать редакции о своих трудах, о своих радостях и печалях и даже публиковать извлечения из отчетов [Епископ Андрей (Ухтомский), 1912, № 1, с. 4—7].

3. Деятельность епископа Андрея (Ухтомского) по возрождению приходской жизни в Сухумской епархии

В третьем номере журнала епископом Андреем была опубликована заметка «О православном приходе», в которой автор отмечал, что нет ни одной реформы так необходимой, как реформа или устроение православного прихода. Поэтому одним из ключевых направлений деятельности епископа Андрея стала работа по возрождению приходской жизни, которая была им начата с беседы с епархиальным духовенством и анализа содержания брошюры А. А. Папкова «Беседы о православном приходе» [Папков, 1912]. Особое внимание епископ Андрей уделил тем аспектам и направлениям деятельности, которые необходимы для возрождения приходской жизни и отмечены в следующем: образование по приходам первоначальных братских кружков из прихожан; возрождение «домашней церкви» в недрах православного прихода; начальные действия по благоустройству прихода; общие понятия по устройству приходского совета; вопросы о председательстве в приходском собрании и совете и о составе членов совета; разнообразная просветительская деятельность приходского совета и учреждений, от него зависящих: а) забота о благоустройстве храма и о просвещении малолетних, б) заботы о просвещении взрослых, в) благотворительная деятельность; делопроизводство приходского совета; дальнейшее расширение деятельности приходского совета. Отметив значение данной работы как руководства для организации приходской жизни в Сухумской епархии, епископ Андрей обратился с просьбой к отцам приходских пастырей «... внимательно прочитать указанную брошюру, непременно начать работу по устроению приходской организации (хоть какой-нибудь, например,

общества трезвости, или церковно-приходского совета, или хотя бы кружка ревнителей Церкви) и по возможности расширить начатое дело» [Епископ Андрей (Ухтомский), 1912, № 3, с. 33—36].

Интерес представляет деятельность епископа Андрея, направленная на объяснение причин раскола и выхода из православной веры. В заметке «Почему он отпал от православия» им приведен такой пример. В 1911 году в Новороссийске отпал от православия крестьянин Воронежской губернии Д. И. На запрос его приходского священника о причинах этого решения Д. И. подал следующего содержания заявление (приводим в подлиннике, исправляя орфографические ошибки): «Честь имею объяснить, что убеждение мое о религии Евангельских христиан сопровождалось тем, что был я стрелочником на станции Ростов-на-Дону. Там же был и служащий Бельгийского общества, заведовал электрическим освещением, по религии баптист. В стрелочной будке всегда находился со мною, часто беседовали о слове Божием, ходил я к ним на собрание; я же был очень религиозный, любил беседовать о слове Божием, и эта любовь заставила меня перейти в сектантство.

На основании вышеизложенного— в религии родителей наших оставаться мы не желаем, а переходим в религию нами вновь избранную» [Епископ Андрей (Ухтомский), 1912, № 5, с. 96].

Отметим, что епископ Андрей и в своих проповедях, и на страницах периодических изданий часто апеллировал к реальным примерам и событиям из жизни паствы и духовенства, которые далеко не всегда положительно характеризовали их содержание. Так, в статье «Горькая правда» епископ Андрей свидетельствовал о следующем случае. «Как известно, среди русских переселенцев Черноморской губернии развивается сектантство. Много причин этого тяжкого явления, а вот одна из главных. Одна из православных христианок подала объяснение своего отпадения от церкви такого содержания: «Я отпала от христианства около восьми лет назад в селе Адлере. Поводом было следующее обстоятельство: появился на базаре какой-то человек и читал и объяснял Евангелие, привлекая много слушателей. Я тоже его слушала со вниманием. Под влиянием этого случая я стала усердно и вдумчиво читать св. Евангелие и св. Библию и поняла, что в православии и служба, и жизнь не такая, как требуется в Евангелии. Распущенность, пьянство, безбожие православных все больше и больше отталкивали меня от них и от православия. Затем я уяснила себе, как нужно веровать и жить из бесед с адвентистами.

И в своем намерении переписаться в адвентизм остаюсь непреклонной. Мой муж — «православный», пьяница, бросил меня; он не верит ни

в какого Бога. А в адвентизме особенно хорошо то, что там все люди трезвые и своим хорошо помогают, и мне помогают, и работу дают» [Епископ Андрей (Ухтомский), 1914, № 3, с. 33—35].

Поэтому особое внимание епископа Андрея было направлено на вопросы пастырского служения в приходе. Критически он характеризовал вопросы, связанные с оценкой сложившейся ситуации в приходах. В статье «К духовенству Сухумской епархии» им были указаны следующие факты. За последний месяц освободилось несколько священнических мест в Сухумской епархии. И на каждое из этих мест подано по четыре-пять прошений. Епископ Андрей отмечал: «Такое обилие пастырей желающих бросить свои приходы, я объясняю себе с большим трудом <.. .> Что может побудить человека, занятого своим любимым делом, бросить свое дело, разбить свою душу, свою жизнь?..

Такие аналогии приводят меня в крайнее смущение, когда я получаю такие прошения священников о переводе на новый приход, которые мало обоснованы. Бывают причины очень серьезные, хотя и личного свойства: собственная болезнь, болезнь жены и проч. Но братие, такой мотив: "я уже десять лет получаю жалование в 500 руб., а в другом приходе буду получать 600 руб." — такой мотив разве сколько-нибудь достоин пастыря церковного, служителя алтаря? — а нечто подобное я уже выслушал.

Зачем я стал проверять, кто же из подающих прошения о переводе проявил в своем приходе хоть какую-нибудь деятельность? И из 14 человек — один! остальные свой приход оставляют в том же виде, как приняли: ни церковно-приходского совета, ни общества трезвости, ни воспоминаний о проповеднической деятельности — решительно ничего, никакого следа своего пастырского делания эти пастыри не пожелали оставить после себя. У двоих был мотив к переводу тот, что "негде жить": прихожане для своего "пастыря" три-четыре года не строят дом. А у одного священника еще лучше: был на приходе семь лет; теперь жить негде, и служить тоже негде: дом испортился от древности, а церковь развалилась от снега (в 1911 году). — Так вот этот отец теперь и просится на новый приход, где есть и дом, и церковь, — послужить там с пользой для прихода.

Сообщаю это, братие, для того, чтобы предостеречь вас от такой «деятельности», и прошу вас усердно: поглубже обдумывать каждое ваше решение покинуть свой приход. Проверьте себя, что вы сделали в своем приходе, какое воспоминание оставляете после себя, с чем можете явиться на суд церковный? Благо тому, кто приумножил свои таланты: благо тем, кто послужил спасению ближнего! И если он в своем приходе основал свою семью о Христе, если его приход является для него его "домашнею

церковью". То — поверьте: такой пастырь не бросит своего дела, не променяет любви своих чад духовных на чечевичную похлебку» [Епископ Андрей (Ухтомский), 1912, № 8, с. 113—116].

В «Инструкции сухумскому епархиальному миссионеру» епископ Андрей указывал, что пастырь для проявления своей деятельности не должен ждать проявления в каком-либо месте сектантства, чтобы возвращать от-падших. Первая обязанность — предотвратить всеми средствами всякую возможность отпадений. Для этого важно превосходно изучить епархию и каждый приход в отдельности, отыскав в каждом приходе людей, сознательно сочувствующих св. Церкви и способных помочь в миссионерских начинаниях. С помощью таких верующих членов св. Церкви в каждом приходе необходимо организовать или общество трезвости, или церковноприходской совет, или кружок ревнителей православия, или другое общество. После организации таким путем церковной жизни епархии, нужно поддерживать и развивать через проповедь слова Божия, устройство бесед, краткосрочных курсов и пр. [Епископ Андрей (Ухтомский), 1912, № 18, с. 286—287].

Также, рассуждая о правильной организации епархиальной миссии, епископ Андрей обратил внимание читателей «Сотрудника» на книгу «Приходские промышленные заведения», автором которой был редактор журнала «Кавказский благовестник» А. И. Платонов. Критически характеризуя опыт деятельности миссионеров рамками только лишь борьбы с сектантством, епископ Андрей отмечал положительный характер содержания брошюры г. Платонова, которая может быть полезна как программа для приходской работы, имеющая целью деятельное участие в жизни народа, чуткое отношение к «его слезе» и борьбе с приходской бедностью. Как пример, епископ Андрей отмечал положительный опыт такой деятельности в Дании, стране, которая «живет тем, чему ее научил простой приходской священник. А он научил христианской взаимопомощи; научил крестьян датских жить, помогая во всем друг другу, и основал приходские общества взаимопомощи, или так называемые кооперативы». Датский народ дорожит своими кооперативами как лучшим залогом своего благосостояния. Основателем первого в Дании потребительского общества в 1866 году был священник Зонне, которого мало кто знает за пределами Дании, но в стране он является народным любимцем, а в 1905 году ему был поставлен на общественные средства памятник. Идея создания такого общества возникла после очередной воскресной проповеди. Как-то один из прихожан обратился к священнику с вопросом: «Да, это, конечно, прекрасно, что вы, батюшка, хотите помочь нам достичь Царствия Небесного, но нельзя ли

нам помочь насчет хлеба насущного?» Этот вопрос и заставил священника Зонне открыть в своем приходе потребительское общество, которое существует до сих пор. Убежденный в пользе этого дела, устным и печатным словом Зонне старался распространить кооперативное движение на своей родине. В настоящее время Данию покрывает густая сеть потребительских обществ, приблизительно 1300, в которых объединено 200 тысяч членов. Чувствуя на каждом шагу благодетельное влияние своих кооперативов, датские крестьяне не могут не вспоминать без глубокого уважения того, кто впервые бросил в родную землю семя слова Божия о взаимопомощи [Епископ Андрей (Ухтомский), 1912, № 14, с. 208—215].

Большое внимание епископ Андрей уделял вопросу об организации и открытии церковно-приходских школ в епархии, отметив, что постановка этого направления работы как одного из важных в деле просвещения паствы находится в плачевном состоянии, поскольку «...нет средств не только на развитие сети церковных школ, но и на поддержание уже существующих.».

Также большое внимание епископ Андрей уделял содержанию программы обучения в таких школах, а также рекомендовал те учебные пособия, которые наиболее отвечают задаче просвещения в содержательном и методическом плане [Епископ Андрей (Ухтомский), 1912, № 5, с. 79—80].

Предметом особого внимания был вопрос о восстановлении разрушающихся храмов в епархии. На страницах «Сотрудника Закавказской миссии» епископ Андрей часто поднимал вопрос о бедственном положении древних и уникальных храмов епархии, с болью характеризуя их современное состояние. Таковы были свидетельства о Лыхненском храме, который епископ Андрей посетил на основании частного письма верующего и обнаружил его в полном запустении [Епископ Андрей (Ухтомский), 1912, № 19, с. 303—304]. На страницах «Сотрудника» он неоднократно обращал внимание на причины такого запустения храмов, видя их в том числе в крайней небрежности настоятелей. Отмечал, что недавно пришлось выслушать жалобу одного высокопоставленного путешественника, что на церкви, стоящей на видном месте, на проезжей дороге, нет даже маленького деревянного крестика, который еще недавно украшал эту церковь — деревянную и крайне бедную. А рядом с церковью в этом селе стоит второклассная школа — почти дворец в сравнении с храмом; и еще рядом с храмом стоит общественный каменный дом, построенный для нужд общества. В своих проповедях обращался с призывом к пастве о пожертвовании и сборе средств на восстановление разрушающихся храмов [Епископ Андрей (Ухтомский), 1913, № 10, с. 158—159].

О деятельной позиции епископа Андрея и его стремлении как можно полнее знать все аспекты жизни епархии свидетельствуют следующие материалы. Так, в «Описательном путеводителе по городу Сухуму...», изданном в 1913 году, находим: «Отрадно, что епископ Андрей знакомится с самыми заброшенными уголками своей епархии. Его посещение Бедийского храма останется навсегда памятным в жизни населения. Его проповеди, его задушевную речь слушала 10-тысячная толпа. А недавнее его посещение Псхувского перевала, где приютилось до 50 домов христиан, разве не вызывает общее удивление? Преосвященный проник туда с одним провожатым, сделав по самым трудным тропам, в течение двух суток 80 вёрст» [Мачавариани, 1913, с. 345].

4. Выводы

Таким образом, служение епископа Андрея в Сухумской епархии и на ниве организации православной приходской жизни, миссионерской и просветительской деятельности свидетельствовало об успешной реализации этого опыта, накопленного за годы служения в Казанской епархии. Широкая просветительская и миссионерская работа епископа Андрея была отмечена еще современниками: «После епископа Гавриила и перевода Геймана из Сухумского округа христианство поколебалось, и магометанское учение стало пускать свои корни в Абхазии, но есть полная надежда, что новый Сухумский епископ Андрей, при своей энергии и неустанном труде, даст христианству по-прежнему своё первенствующее место. Разъезды по епархии, частые проповеди, знакомство с нравами и обычаями вверенной ему паствы, общая симпатия, которую он так скоро завоевал себе, неутомимая энергия и апостольский образ жизни, а также издание особенного специального духовного журнала «Сотрудник» — первого печатного органа за всё время существования епархии — обязательно привлекут к нему сердца мирян. При этом надо отметить, что достопочтенный архипастырь энергично взялся за восстановление древних памятников христианства. Надо только, чтобы высшая духовная власть помогла ему в развитии церковноприходских школ. Коли безграмотные турецкие вероучители сумели завоевать расположение тёмного люда, то подготовленные миссионеры, относясь к делу с любовью и усердием, могут ещё больше завоевать себе такое расположение, имея во главе не канцеляриста, не карьериста, а поклонника живого дела» [Мачавариани, 1913, с. 333—334].

«Сотрудник Закавказской миссии» издавался до 1916 года, и своим содержанием он свидетельствует о продолжении тех направлений миссионерской работы, которые начал развивать епископ Андрей. Начиная с седь-

мого номера за 1914 год епископ Андрей не публиковал свои работы в этом журнале, так как был переведен на служение в г. Уфу.

Источники и принятые сокращения

1. Епископ Андрей (Ухтомский). Большой вопрос // Сотрудник Закавказской миссии. — 1912. — № 13. — С. 192—193.

2. Епископ Андрей (Ухтомский). Горькая правда // Сотрудник Закавказской миссии. — 1914. — № 3. — С. 33—35.

3. Епископ Андрей (Ухтомский). Инструкция сухумскому епархиальному миссионеру // Сотрудник Закавказской миссии. — 1912. — № 18. — С. 286—287.

4. Епископ Андрей (Ухтомский). К духовенству Сухумской епархии (еще о наших задачах) // Сотрудник Закавказской миссии. — 1912. — № 2. — С. 17—20.

5. Епископ Андрей (Ухтомский). К духовенству Сухумской епархии // Сотрудник Закавказской миссии. — 1912. — № 8. — С. 113—116.

6. Епископ Андрей (Ухтомский). Крайняя небрежность настоятелей // Сотрудник Закавказской миссии. — 1913. — № 10. — С. 158—159.

7. Епископ Андрей (Ухтомский) Миссионерско-этнографическое описание Сухумской епархии // Сотрудник Закавказской миссии. — 1912. — № 1. — С. 13—16.

8. Епископ Андрей (Ухтомский). Наши задачи // Сотрудник Закавказской миссии. — 1912. — № 2. — С. 4—7.

9. Епископ Андрей (Ухтомский). О правильной организации епархиальной миссии // Сотрудник Закавказской миссии. — 1912. — № 14. — С. 208—215.

10. Епископ Андрей (Ухтомский). О православном приходе // Сотрудник Закавказской миссии. — 1912. — № 3. — С. 33—36.

11. Епископ Андрей (Ухтомский). О разрушающихся церковно-приходских школах // Сотрудник Закавказской миссии. — 1912. — № 5. — С. 79—80.

12. Епископ Андрей (Ухтомский). О состоянии Лыхненского храма (из частного письма) // Сотрудник Закавказской миссии. — 1912. — № 19. — С. 303—304.

13. Епископ Андрей (Ухтомский). Почему он отпал от православия? (из миссионерского архива) // Сотрудник Закавказской миссии. — 1912. — № 5. — С. 96.

14. Мачавариани К. Д. Описательный путеводитель по городу Сухум и Сухумскому округу : с историко-этнографическим очерком Абхазии / К. Д. Мачавариани. — Сухум : Издательница Н. Д. Гогиджанова, 1913. — 352 с.

Литература

1. Зеленогорский М. Л. Жизнь и деятельность архиепископа Андрея / М. Л. Зе-леногорский. — Москва : Терра, 1991. — 334 с.

2. Папков А. А. Беседы о православном приходе / А. А. Папков. — Санкт-Петербург : Сельский вестник, 1912. — 61 с.

Bishop Andrew (Ukhtomsky)'s Activity on Organization of Missionary Work in Sukhumi Eparchy in 1912—1913 (Based on "Employee of the Transcaucasian Mission" Journal Materials)1

© Pavlova Oksana Sergeyevna (2018), orcid.org/0000-0002-5371-4918, PhD in History, associate professor, Department of History of Fatherland and Methods of Teaching History, Ster-litamak branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), oksana.s.pavlova@mail.ru.

The work of Bishop Andrew (Ukhtomsky) in the Sukhumi eparchy in 1912—1913 is analyzed, aimed at organizing parish life and missionary and educational work in general. It is shown that an important step in this direction was the creation of the first in the eparchy printed Church missionary journal "Employee of the Transcaucasian mission." Studying the journal materials allowed to draw conclusions that the wide experience of missionary work, accumulated by Bishop Andrew in the Kazan eparchy, has found application in the new appointment. It is proved that the purpose of the journal "Employee of the Transcaucasian mission" was the implementation of the key tasks of missionary work; it also became a periodical of the Brotherhood of St. Blessed Prince Alexander Nevsky. The article presents the results of the analysis of the materials published in this journal, which contain information on specific activities, as well as reflections on the revival of parish Orthodox life, the organization of pastoral ministry, parish schools, churches, the local Church Archaeological Commission, etc. It is reported that the journal was published till 1916. The author of the article comes to the conclusion that the Ministry of Bishop Andrew in Sukhumi eparchy was reflected and wide developed in the future.

Key words: Bishop Andrew; Sukhumi eparchy; "employee of the Transcaucasian mission"; parish; missionary activity.

Material resources

Episkop Andrey (Ukhtomskiy). (1912). Bolshoy vopros. Sotrudnik Zakavkazskoy missii, 13: 192—193. (In Russ.).

Episkop Andrey (Ukhtomskiy). (1912). Instruktsiya sukhumskomu yeparkhialnomu mis-sioneru. Sotrudnik Zakavkazskoy missii, 18: 286—287. (In Russ.).

Episkop Andrey (Ukhtomskiy). (1912). K dukhovenstvu Sukhumskoy yeparkhii (eshche o nashikh zadachakh), Sotrudnik Zakavkazskoy missii, 2: 17—20. (In Russ.).

Episkop Andrey (Ukhtomskiy). (1912). K dukhovenstvu Sukhumskoy yeparkhii. Sotrudnik Zakavkazskoy missii, 8: 113—116. (In Russ.).

Episkop Andrey (Ukhtomskiy). (1912). Missionersko-etnograficheskoe opisan-ie Sukhumskoy yeparkhii. Sotrudnik Zakavkazskoy missii, 1: 13—16. (In Russ.).

Episkop Andrey (Ukhtomskiy). (1912). Nashi zadachi. Sotrudnik Zakavkazskoy missii, 2: 4—7. (In Russ.).

1 The work is supported by the grant of Sterlitamak branch of Bashkir State University No. B 18130.

Episkop Andrey (Ukhtomskiy). (1912). O pravilnoy organizatsii yeparkhialnoy missii. SotrudnikZakavkazskoy missii, 14: 208—215. (In Russ.).

Episkop Andrey (Ukhtomskiy). (1912). O pravoslavnom prikhode. Sotrudnik Zakavkazskoy missii, 3: 33—36. (In Russ.).

Episkop Andrey (Ukhtomskiy). (1912). O razrushayushchikhsya tserkovno-prikhodskikh shkolakh. Sotrudnik Zakavkazskoy missii, 5: 79—80. (In Russ.).

Episkop Andrey (Ukhtomskiy). (1912). O sostoyanii Lykhnenskogo khrama (iz chast-nogo pisma). Sotrudnik Zakavkazskoy missii, 19: 303—304. (In Russ.).

Episkop Andrey (Ukhtomskiy). (1912). Pochemu on otpal ot pravoslaviya? (iz mission-erskogo arkhiva). Sotrudnik Zakavkazskoy missii, 5: 96. (In Russ.).

Episkop Andrey (Ukhtomskiy). (1913). Kraynyaya nebrezhnost nastoyateley. Sotrudnik Zakavkazskoy missii, 10: 158—159. (In Russ.).

Episkop Andrey (Ukhtomskiy). (1914). Gorkaya Pravda. Sotrudnik Zakavkazskoy missii, 3: 33—35. (In Russ.).

Machavariani, K. D. (1913). Opisatelnyy putevoditelpo gorodu Sukhum i Sukhumskomu okrugu. S istoriko-etnograficheskim ocherkom Abkhazii. Sukhum: Izdatel-nitsa N. D. Gogidzhanova. (In Russ.).

References

Papkov, A. A. (1912). Besedy o pravoslavnom prikhode. Sankt-Peterburg: Selskiy vest-nik. (In Russ.).

Zelenogorskiy, M. L. (1991). Zhizn i deyatelnost arkhiepiskopa Andreya. Moskva: Terra. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.