Научная статья на тему 'Деятельность экономиста в условиях преобразования экономики'

Деятельность экономиста в условиях преобразования экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
501
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИСТ / AN ECONOMIST / НАУКА / SCIENCE / ОТРАСЛИ ЗНАНИЯ / KNOWLEDGE FIELDS / МОТИВЫ / ДЕНЬГИ / MONEY / INCENTIVES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гасанов Гасан Атабабаевич, Гасанов Тофик Атабабаевич

Цель работы. В статье рассматриваются конкретные требования, которые предъявляются к экономисту в ходе преобразования современной экономики. Метод или методология проведения работы. На основе метода исторического и логического анализа конкретных требований к экономисту, высказываний экономистов прошлого раскрывается процесс становления его как деятеля науки. Результаты. В процессе анализа конкретных требований к экономисту были выявлены основные направления знаний, которыми должен обладать экономист. Объективные процессы развития общественного производства под влиянием создания новых технологий и других достижений НТП, процессы глобализации мировой экономики, запущенный механизм импортозамещения предъявляют новые, повышенные требования к деятельности экономиста. Знания, полученные по истории, философии, математике, в области права это основные, базовые знания для экономиста в современных условиях. Но этого уже недостаточно, так как экономическая наука в своем развитии использует достижения в других областях знания. В настоящее время экономист должен обладать знаниями: в области информационно-компьютерных технологий, социальной психологии, международного права (которое является следствием глобализации мировой экономики) и в других областях познания. Запущенный механизм импортозамещения ставит вопросы повышения качества выпускаемых товаров и услуг, усиливает конкуренцию на мировом рынке все это ставит новые задачи перед экономистом. Прежде всего, перед экономистом стоит проблема духовного и нравственного развития, без которого невозможны прогресс общественного производства и всей системы экономических отношений. Область применения результатов. Полученные результаты исследования могут быть использованы в виде требований к экономистам в различных отраслях народного хозяйства, в социологических исследованиях, при подготовке кадров специалистов по экономическим специальностям. Выводы. Под влиянием многообразных факторов идет процесс преобразования экономики, который, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к экономисту. Он должен обладать разносторонними знаниями во многих областях знаний, а также способностями выражать свои мысли четко и ясно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTIVITY OF AN ECONOMIST IN THE CONDITIONS OF ECONOMIC TRANSFORMATIONS

The goal of the study. The manuscript discusses specific requirements that are set before an economist in the course of transformations of the modern economy. The method or methodology of completing the study. Based on the method of historical and logical analysis of specific requirements to an economist, statements of economists from the past, we are describing the process of an economist becoming a scientist. The results. In the process of analyzing specific requirements to an economist we have found the main areas of focus of knowledge that an economist has to have. The objective processes of development of public production under the impact of creating new technologies and other achievements of the science and technology progress, the processes of globalization of the international economy, the mechanism of import substitution that has been started, sets up new, advanced requirements to the activity of an economist. The knowledge obtained in history, philosophy, mathematics, in the area of law, are the main, basic knowledge for an economist in the modern conditions. But this is not enough any more because the economic science in its development uses achievements in other areas of knowledge. At the present moment, an economist has to have the following knowledge: in the area of information and computer technologies, social psychology, international law (which is a consequence of globalization of the world economy) and in other areas of knowledge. The mechanism of import substitution that was started sets out questions of improving the quality of produced goods and services, intensifies competition in the international market. All of this sets new tasks for an economist. First and foremost, an economist has a problem of spiritual and moral development facing him. It is impossible to achieve progress of public production and the whole system of economic relations without it. The area of application of the results. The results of the study obtained may be used as requirements for economists in different industries of the national economy, in sociological studies, when training the professional community in economic specialties. The conclusions. Under the impact of diversified factors, there is a process of transformation of the economy that is taking place, which, in turn, sets higher requirements for an economist. He has to have all-round knowledge in many fields of knowledge, and he also has to be able to express his thoughts clearly and intelligibly.

Текст научной работы на тему «Деятельность экономиста в условиях преобразования экономики»

Экономика труда

УДК: 300.331

ГАСАНОВ ГАСАН АТАБАБАЕВИЧ

к.э.н., Институт экономики НАН Азербайджана, e-mail: Kafedra-ek-t@mail.ru

ГАСАНОВ ТОФИК АТАБАБАЕВИЧ

к.э.н., доцент ФГБОУ ВО

«Дагестанский государственный аграрный университет» им. Джамбулатова М.М.,

e-mail: Kafedra-ek-t@mail.ru

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭКОНОМИСТА В УСЛОВИЯХ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Аннотация. Цель работы. В статье рассматриваются конкретные требования, которые предъявляются к экономисту в ходе преобразования современной экономики. Метод или методология проведения работы. На основе метода исторического и логического анализа конкретных требований к экономисту, высказываний экономистов прошлого раскрывается процесс становления его как деятеля науки. Результаты. В процессе анализа конкретных требований к экономисту были выявлены основные направления знаний, которыми должен обладать экономист. Объективные процессы развития общественного производства под влиянием создания новых технологий и других достижений НТП, процессы глобализации мировой экономики, запущенный механизм импортозамещения предъявляют новые, повышенные требования к деятельности экономиста. Знания, полученные по истории, философии, математике, в области права — это основные, базовые знания для экономиста в современных условиях. Но этого уже недостаточно, так как экономическая наука в своем развитии использует достижения в других областях знания. В настоящее время экономист должен обладать знаниями: в области информационно-компьютерных технологий, социальной психологии, международного права (которое является следствием глобализации мировой экономики) и в других областях познания. Запущенный механизм импортозамещения ставит вопросы повышения качества выпускаемых товаров и услуг, усиливает конкуренцию на мировом рынке — все это ставит новые задачи перед экономистом. Прежде всего, перед экономистом стоит проблема духовного и нравственного развития, без которого невозможны прогресс общественного производства и всей системы экономических отношений. Область применения результатов. Полученные результаты исследования могут быть использованы в виде требований к экономистам в различных отраслях народного хозяйства, в социологических исследованиях, при подготовке кадров специалистов по экономическим специальностям. Выводы. Под влиянием многообразных факторов идет процесс преобразования экономики, который, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к экономисту. Он должен обладать разносторонними знаниями во многих областях знаний, а также способностями выражать свои мысли четко и ясно. Ключевые слова: экономист, наука, отрасли знания, мотивы, деньги.

GASANOV GASANATABABAEVICH

Candidate of Economic Sciences, Institute of Economics of the National Academy of Sciences of Azerbaijan, e-mail: Kafedra-ek-t@mail.ru

GASANOV TOPHIC ATABABAEVICH

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of FSBEI of HPE "Dagestan State Agrarian University named after M.M. Jambulatov', e-mail: Kafedra-ek-t@mail.ru

THE ACTIVITY OF AN ECONOMIST IN THE CONDITIONS OF ECONOMIC TRANSFORMATIONS

Abstract. The goal of the study. The manuscript discusses specific requirements that are set before an economist in the course of transformations of the modern economy. The method or methodology of completing the study. Based on the method of historical and logical analysis of specific requirements to an economist, statements of economists from the past, we are describing the process of an economist becoming a scientist. The results. In the process of analyzing specific requirements to an economist we have found the main areas of focus of knowledge that an economist has to have. The objective processes of development of public production under the impact of creating new technologies and other achievements of the science and technology progress, the processes of globalization of the international economy, the mechanism of import substitution that has been started, sets up new, advanced requirements to the activity of an economist. The knowledge obtained in history, philosophy, mathematics, in the area of law, are the main, basic knowledge for an economist in the modern conditions. But this is not enough any more because the economic science in its development uses achievements in other areas of knowledge. At the present moment, an economist has to have the following knowledge: in the area of information and computer technologies, social psychology, international law (which is a consequence of globalization of the world economy) and in other areas of knowledge. The mechanism of import substitution that was started sets out questions of improving the quality of produced goods and services, intensifies competition in the international market. All of this sets new tasks for an economist. First and foremost, an economist has a problem of spiritual and moral development facing him. It is impossible to achieve progress of public production and the whole system of economic relations without it. The area of application of the results. The results of the study obtained may be used as requirements for economists in different industries of the national economy, in sociological studies, when training the professional community in economic specialties. The conclusions. Under the impact of diversified factors, there is a process of transformation of the economy that is taking place, which, in turn, sets higher requirements for an economist. He has to have all-round knowledge in many fields of knowledge, and he also has to be able to express his thoughts clearly and intelligibly.

Keywords: an economist, science, knowledge fields, incentives, money.

Введение. Объективные процессы развития прогрессивных технологий, глобализация мировой экономики, в т. ч. создание транснациональных компаний (ТНК), запущенный механизм импортозамещения - предъявляют повышенные требования к экономисту и его способностям. Различные отрасли знания, которыми должен владеть экономист в современных условиях, постоянно расширяются, тем самым усложняется деятельность самого экономиста как деятеля науки.

Кроме того, выявляется необходимость духовного развития и нравственных начал в деятельности экономиста. Выдающиеся экономисты прошлого указывают области знания, а также способности, которые должны быть у экономиста. В статье рассматриваются конкретные области знания и способности, которыми должен владеть экономист.

Методы исследования. В современных условиях развития общественного производства действуют многочисленные факторы, которые определенным образом влияют на процессы преобразования экономики страны. Новый этап развития мировой экономики характеризуется масштабами ее распространения на общественное воспроизводство, отдельные регионы и отрасли. Это, прежде всего, касается процесса глобализации мировой экономики, о чём свидетельствуют многочисленные проводимые экономические форумы в различных форматах (двадцатка, десятка и т. д.) и во многих странах, включая Россию.

Развитие прогрессивных технологий: нанотехнологий, инновационных, ракетно-космических, информационно-компьютерных, биологических, природоподобных и других технологий, которые непосредственно оказывают влияние на экономику современного государства, заставляя ее преобразовываться, а также углублять международное разделение труда. Кроме того, фактором глобализации экономики является появление транснациональных ком-

Гасанов Г.А., Гасанов Т.А.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭКОНОМИСТА В УСЛОВИЯХ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

паний (ТНК) и их активная деятельность на мировом рынке.

И, наконец, экономические санкции Запада, принятые против России и ответные меры России к странам Запада, запущенный механизм импортозамещения, оказывают значительное влияние на развитие современной экономики страны в этих специфических условиях. Все эти процессы и факторы мировой экономики и политики повышают требования к тем специалистам, которые непосредственно участвуют в этих процессах, и, прежде всего, к экономистам, чьи выводы и рекомендации, аналитические исследование и прогнозы, дают ориентиры развития процессам глобализации мировой экономики, а также отдельной стране. Указанные факторы оказывают влияние на требования, которые предъявляются к современному экономисту в условиях преобразования экономики.

Многогранность экономической науки, исследующей сложные и многообразные производственные отношения в процессе функционирования глобальной мировой экономики, требует от экономиста не только разносторонних знаний, но и умственного напряжения, а также, как образно заметил А. Хейлброннер, огромной «выносливости верблюда и терпения святого». К экономисту всегда предъявлялись высокие требования, о чём свидетельствуют высказывания великих экономистов прошлого, которые не потеряли своей актуальности в современных условиях.

Поэтому, наше исследование мы начнем с классических требований, которые предъявлялись экономистам прошлого. Обратимся к А. Маршаллу и посмотрим, какими качествами должен обладать экономист по мнению основоположника теории неоклассического синтеза. «Экономист должен обладать тремя великими интеллектуальными качествами - восприятием, воображением, здравомыслием, но больше всего ему необходимо воображение, чтобы он оказался в состоянии обнаружить те причины видимых явлений, которые отдалены или сокрыты от глаз, и представить себе те последствия видимых причин, которые отделены или не лежат на поверхности» [5, с. 100-101]. И далее он углубленно детализирует особенные качества исследователя: «Экономисту необходимо воображение, особенно для того, чтобы реализовать свои идеалы. Но больше всего он должен обладать осторожностью и сдержанностью, чтобы отстаивание идеалов не обгоняло его представления о будущем» [5, с. 104].

Экономическая наука, по мнению А. Маршалла, - это не совокупность конкретных истин, а только орудие для открытия конкретной истины. Другими словами, экономист должен быть, прежде всего, исследователем, способным открывать конкретные истины в этой науке.

Значительное место в своих исследованиях он уделял математическим графикам и их построениям и считал необходимым не только пользование ими, но и обучение студентов. Такие графики должны, несомненно, входить в состав каждого повышенного курса экономической науки, и они должны быть доступны студентам в наиболее полной и четкой форме [5, с. 21].

А. Маршалл, исследуя экономические явления, большое внимание уделял процессу развития, т. е. динамике, а не статике. «Меккой экономиста является скорее биология, нежели экономическая динамика. Но биологические концепции более сложны, чем теории механики... Но в действительности наше исследование целиком посвящено силам, порождающим движение, и основное внимание в нём сосредоточено не на статике, а на динамике» [5, с. 53]. Следовательно, для экономиста важно исследовать движение процессов и явлений, а не их застывшие формы, которые лишены динамического развития.

Экономисты в своей деятельности учитывают мотивацию человека, побудительные стремления, которые измеряются в стоимостном или денежном выражении1. «Деньги служат средством достижения целей, и, когда эти цели благородны, указанное средство не является низменным. . Деньги представляют собой всеобщую покупательную способность, и люди стремятся их обрести в качестве средства для достижения любых целей, как высокого, так и низкого порядка, как духовных, так и материальных» [5, с. 77-78].

Побудительные мотивы получения прибыли, выгоды всегда бывают жизненно важными и, даже, противоречивыми; причем, экономисты должны внимательно отслеживать, анализировать эти мотивы, чтобы учитывать их в своих исследованиях. Специфический характер деятельности экономиста, с которым приходится сталкиваться экономической науке, заключается

1 «... Экономист изучает душевные порывы не сами по себе, а через их проявления, и если он обнаруживает, что эти мотивы порождают равные стимулы к действию, то он принимает их ... за равные для целей своего исследования» [5, с. 71].

в том, что эта наука «вызывает на арену борьбы против свободного научного исследования самые яростные, самые низменные и самые отвратительные страсти человеческой души - фурий частного интереса» [2, с. 10]. Если А. Маршалл дает характеристику этим интересам и мотивам на описательном уровне, то К. Маркс, наоборот, приводит яркую, убедительную аргументацию этой картины, которая не оставляет сомнений в их реальности. Для объяснения образности побудительных мотивов К. Маркс выбрал не собственные суждения, а высказывание журналистов. Сначала Ожье: ««Если деньги, - по словам Ожье, - рождаются на свет с кровавым пятном на одной щеке, то новорожденный капитал источает кровь и грязь из всех своих пор, с головы до пят» [2, с. 770]2.

Следовательно, человек, одурманенный фетишем наживы, получения прибыли, не останавливается даже под страхом своей смерти; это своеобразный экономический наркотик, против которого нет прививки для человека. Очевидно, в таком случае у него должен быть природный, точнее, духовный иммунитет.

А. Маршалл указывает: «... Она - т. е. экономическая наука является чистой и прикладной, а не одновременно и наукой, и искусством» [3, с. 100]. Итак, он не решился назвать экономическую науку - искусством и наукой в их взаимосвязи, как две стороны одного и того же процесса познания окружающего мира. Если наука в своей деятельности использует различные методы исследования, то искусство формирует и использует определенные художественные образы и выразительные средства и понятия и с помощью обобщения приобщает человека к гармонии внешнего мира, создавая комфортные условия жизни для него: при этом развивает духовные, художественные и другие ценности.

Если рассматривать, к примеру, работу К. Маркса «Капитал», том первый, то можно утверждать, что это искусство исследования и изложения политической экономии. Такую же оценку можно дать и А. Смиту в его работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). А. Маршалл называл А. Смита «гениальным экономистом», но даже такой экономист, как А. Смит не стал для него примером того, чтобы назвать искусством его исследование и изложение указанной работы.

Правда в приложении «В» он мимоходом называет регулирование экономической теории искусством: «... В это время впервые сформировалась экономическая теория, ... и регулирование осуществлялось с ... искусством и строгостью» [6, с. 186]3.

Приведем пример научно-логического обоснования с помощью метода материалистической диалектики исследования такой сложной экономической категории, как стоимость товара, искусством художественной образности и выразительности, которую дал К. Маркс в первом томе «Капитала»: «Стоимость ... товаров тем отличается от вдовицы Куикли, что не знаешь, как за нее взяться» [2, с. 56]. Маркс использует литературный образ, созданный Шекспиром, - трактирщицы, которая становится прообразом в противоположность стоимости. Литературно-художественная форма Куикли становится своей противоположностью - стоимостью товара, которая находится в диалектическом единстве с ее потребительной стоимостью4.

Следовательно, элементы искусства и образности в исследовании отдельных экономических категорий ярко прослеживаются в работе К. Маркса «Капитал».

Задолго до выхода работы К. Маркса «Капитал» основное положение классика политиче-

2 К. Маркс цитирует более подробно высказывание известного английского профсоюзного деятеля и публициста XIX в. - Т. Дж. Даннинга, которое было остроумным и пророческим на все времена: «Капитал боится отсутствия прибыли ... как природа боится пустоты ... Обеспечьте 10%, и капитал согласен на всякое применение, ... при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы пойти хотя бы под страхом виселицы» [2, с. 770] (подчеркнуто нами - Авт.).

3 Кроме того, он с восхищением отзывался о Д. Рикардо: «Его - т. е. Рикардо - могучая конструктивная оригинальность есть признак высшей гениальности для всех наций» [6, с. 195 сн.1]. И далее он продолжает развивать свою мысль относительно Рикардо «... Его (т. е. Рикардо) восторги перед абстрактными доказательствами есть результат не его английского воспитания, а . его семитского происхождения. Почти каждая ветвь семитской расы имела некий специфический гений, . абстрактным расчетам, связанным с профессией финансовых дельцов . а способность Рикардо, ... никогда не была превзойдена» [6, с. 195].

4 «Бойкая проныра и сводня, любящая выпить, знающая цену деньгам и ради них готовая на все, вдовица Куикли успешно вела свои трактирные дела в харчевне "Кабанья голова" ... Однажды Фальстаф как-то заметил вдовице Куикли, что ему "неизвестно, как за нее взяться". В ответ она гневно говорит своему другу: "Врешь; и ты и другие отлично знают, как за меня взяться"» [10, с. 18]. «Таким образом, у стоимости не написано на лбу, что она такое. Более того: стоимость превращает каждый продукт труда в общественный иероглиф» [2, с. 84]. Далее он продолжает раскрывать и объяснять понятие стоимости: «Каждый знает - если он даже ничего более не знает, -что товары обладают им всем формой стоимости; ... а именно: обладают денежной формой стоимости» [2, с. 57].

Гасанов Г.А., Гасанов Т.А.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭКОНОМИСТА В УСЛОВИЯХ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

ской экономии А. Смита - теорию трудовой стоимости, в стихотворной форме и художественной образности изложил А.С. Пушкин в произведении «Евгений Онегин». Литературный талант Пушкина позволил ему представить работу А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» в стихотворной форме, показав тем самым сложное перевоплощение политэкономии в литературно-художественную форму искусства5.

Итак, экономическая наука может быть и наукой, и искусством одновременно, но при этом не каждый экономист готов это понять, осознать, и только одаренные экономисты могут, занимаясь творческой деятельностью в процессе исследования экономической науки, доказывать с помощью научных методов познания, например, фактов - искусство этой науки. Другими словами, это означает, что научные методы познания можно сделать искусством в исследовании экономических процессов и явлений, т. е. экономической науки.

Всякая наука имеет целью получить определенные результаты, для того чтобы сформулировать законы, принципы, а также существование частных определений и т. п. Но самое важное в деятельности науки - это внедрение полученных результатов в жизнь для прогресса и благополучия общества. Это положение в полной мере относится к экономисту. «Политэконом никогда не должен упускать из виду возможность практического применения результатов экономических исследований, но его особая задача . изучать и истолковывать факты, устанавливать следствия, к которым приводят различные причины, ...» [5, с. 97].

Об этом говорил и английский физик Майкл Фарадей в своей лекции на тему «Наблюдения об умственном воспитании», которую он прочитал перед Его королевским высочеством принцем-консортом и членами королевского института 6 мая 1854 г. М. Фарадей указывал, что большинство положений, полученных им в процессе научного познания, «найдут свои приложения в различных условиях жизни».

К экономисту всегда предъявлялись высокие требования, о чем свидетельствует высказывание Дж. М. Кейнса - выдающегося экономиста, с именем которого связано целое направление в экономической науке - кейнсианство, которое не потеряло своей актуальности в условиях меняющейся экономики. Дж. Кейнс с особой тщательностью характеризует достойных экономистов следующим образом: «... Хорошие или хотя бы компетентные экономисты встречаются чрезвычайно редко... Парадокс этот объясняется, очевидно, тем, что экономист высшей пробы должен обладать редким сочетанием множества способностей. Он должен в известной мере - ... быть математиком, историком, государствоведом, философом. Он должен быть одновременно целеустремлен и объективен, беспристрастен и неподкупен, как художник, . близок к реальной жизни, ...» [5, с.11-12] (см. схему).

Требования, предъявляемые к экономисту в процессе его деятельности

Фундаментальные (или классические) знания

История

Новые направления знаний

Математика Философия

Право

I

Социально-психологические

I

Экономико-математическое моделирование

±

Информационно -компьютерные технологии

Менеджмент

Схема. Требования к экономисту в различных областях знания

5 «... Зато читал Адама Смита И был глубокой эконом, То есть умел судить о том, Как государство богатеет, И чем живет, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет. Отец понять его не мог И земли отдавал в залог».

Теперь послушаем Дж. С. Милля: «Маловероятно, что человек будет хорошим экономистом, если он ничем, кроме экономики, не занимается. Поскольку социальные явления воздействуют и реагируют друг на друга, они не могут быть правильно поняты в отдельности . это доказывает лишь то, что такие обобщения необходимо должны быть соотнесены с данной формой цивилизации и с данной стадией общественного развития» [6, с. 209]. Следовательно, исследование социальных проблем общества - важная задача экономиста.

В процессе своей деятельности экономист должен использовать различные методы познания в определенном их сочетании и последовательном применении, таким образом, как это исследование применяется в других областях знания. Так, К. Маркс в процессе исследования капиталистического производства использовал созданную им материалистическую диалектику в качестве основы методов познания вместе с другими методами - исторического и логического; научные абстракции, восхождение от простого к сложному и др. Для А. Маршалла характерными методами исследования были - индукция и дедукция, причина и следствие, а также абстрактные рассуждения, математические методы, анализ и дедукция и др. Следовательно, чем больше экономист применяет методы познания, тем глубже и всесторонне раскрывается процесс или явление, т. е. это объективная необходимость в деятельности экономиста.

Необходимо указать на тот факт, что наука, так же как и религия, является одной из форм общественного сознания. Религия строго соблюдает свои духовные ценности, поэтому и наука не может и не должна пренебрегать своими принципами и ценностями, а сохранять их, как это делает религия. Итак, мы полагаем, что экономист как вершина этой науки должен быть честен, беспристрастен и неподкупен; но если Дж. Кейнс в качестве примера указывает - как художник, то мы настаиваем на том, что экономист должен быть наделен этими качествами научной духовности, не просто как художник, а именно как пророк6.

Итак, пророк показал идеал абсолютной духовности в своём служении Богу, что может быть примером для деятелей науки и экономиста, в частности.

Следовательно, экономист - это деятельность благородного и возвышенного, направленная на исследование экономических отношений современного общества и побудительных мотивов людей с целью совершенствования и прогресса общества. На это указывает и А. Маршалл: само понятие «экономист» - это титул деятельности, который связан с нравственностью7 [5, с. 104-105].

Экономист, как врач, ставит определенный диагноз экономическому состоянию общества, исходя из объективных данных, которыми он располагает, а также процессов и явлений, происходящих в этом обществе.

Следует напомнить, что такие экономисты, как К. Маркс и Ф. Энгельс, сначала экономически обосновали идею возможности смены капиталистического способа производства - социалистическим; революционным путем, а затем другой экономист - Ульянов В.И. (Ленин) практически воплотил эту идею в жизнь, и определенный промежуток времени - 74 года - просуществовало социалистическое государство СССР.

Таким образом, экономисты смогли преобразовать мир на короткий промежуток времени, т. е. ни астрологи, ни астрономы, ни физики, ни химики, ни другие деятели науки не смогли осуществить эти преобразования.

Наука вообще и экономическая наука, в частности, не отделяет социальное, общественное предназначение их для исследования и последующего решения всех общечеловеческих проблем. Поэтому необходимо дать определение действительного назначения «ученого сословия», которое сформулировал И.Г. Фихте, назвав его как «высшее наблюдение над действительным развитием человеческого рода в общем и постоянное содействие этому развитию» [13, с. 107].

6 В качестве обоснования этого аргумента приведем из Божественных откровений канонический пример - Абсолютной духовности, из Нового Завета - Искушение Иисуса: «И возвед Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ....» [1, Лук. Гл. 4, ст. 5-6]. «И говорит Ему: все это дам тебе, если падши поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня сатана; ибо написано: "Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи"» [1, Мат. Гл. 4, ст. 9-10].

7 Мы предлагаем, в особых случаях, в качестве стимула такой деятельности, слово «экономистъ» писать с твёрдым знаком «ъ», как дань уважения не только к прошлому классическому наследию этой деятельности в науке, но и как символ настоящего и будущего величия этой творческой деятельности. При этом мы не собираемся менять грамматику правописания этого слова в русском языке.

Гасанов Г.А., Гасанов Т.А.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭКОНОМИСТА В УСЛОВИЯХ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Экономисты прошлого достаточно много внимания уделяли нравственным вопросам, проблемам с которыми они сталкивались в процессе исследования экономических процессов. Фихте сформулировал принципы, которыми должен руководствоваться человек науки, взявший ответственность перед обществом: «Я призван для того, чтобы свидетельствовать об истине, моя жизнь и моя судья не имеют значения; я - жрец истины, я служу ей, я обязался сделать для нее все - и дерзать, и страдать. Если бы я ради нее подвергался преследованию и был ненавидим, если бы я умер у нее на службе, что особенное я совершил бы тогда, что сделал бы я сверх того, что я просто должен был бы сделать?» [13, с. 114-115]. По мнению Фихте, ученые, как и пророки, повторяют судьбу этих святых: «Слова, с которыми основатель христианской религии обратился к своим ученикам, относятся собственно полностью к ученому: вы соль земли, если соль теряет свою силу, чем тогда солить? Если избранные среди людей испорчены, где следует искать еще нравственной доброты?» [13, с.113-114]8.

Как бы продолжая проблему нравственности, духовности, истинности в науке, мы должны вспомнить печальную дату - 17 февраля 1600 г., когда в Риме был сожжен Дж. Бруно. Одно из своих произведений Дж. Бруно назвал «Изгнание торжествующего зверя», в котором указывал, что истина - высшая ценность вообще, и в науке в частности. Понятие истины как ценности и становление ее в качестве самостоятельного понятия трагически обошлось науке и человечеству.

Результаты. Процессы глобализации мировой экономики, развитие прогрессивных технологий и другие достижения НТП, процесс импортозамещения - всё это предъявляет повышенные требования к экономисту. В настоящее время он должен быть в курсе проблем по социальной психологии, обладать знаниями информационно-компьютерных технологий, иметь представление о сущности транснациональных компаний (ТНК) и т. д. Вышеуказанные процессы вызывают усиление и обострение международной конкуренции во всех областях политики, экономики, технологии и других сферах. Экономические санкции Запада против России и ответные меры России против стран Запада требуют решения вопросов о повышении качества выпускаемой продукции и услуг не только внутри страны, но и на международном уровне. Экономист должен обладать и способностями во многих областях знаний, использовать прошлый опыт своих предшественников, их достижения, чтобы экономическая наука стала и наукой, и искусством одновременно.

Выводы. В условиях преобразования экономики экономист должен обладать энциклопедическими познаниями; высоким духовным и нравственным уровнем, должен быть объективен и неподкупен, как пророк.

Литература

1. Библия. Новый Завет и Псалтирь. Перепечатано с Синодального издания. - М., 1991.

2. Маркс, К. Капитал. Критика политической экономии. Т. I. - М. : Политиздат, 1983.

3. Бруно, Джордано. Изгнание торжествующего зверя. - С.-Петербург : «Огни», 1914.

4. Маяковский, В. В. Мое открытие Америки // Собр. соч. Т. 4.

5. Маршалл, А. Принципы экономической науки. Т. I. -М. : Прогресс, 1993.

6. Маршалл, А. Принципы экономической науки. Т. III. -М. : Прогресс, 1993.

7. Гасанов, Г. А., Гасанов, Т. А. Противоречие российской экономики в условиях нестабильности // Региональные проблемы преобразования экономики. 2016. № 3 (65).

8. Гасанов, Г. А., Гасанов, Т. А., Санникова, Е. В. Современная рыночная экономика - исторический процесс развития //Региональные проблемы преобразования экономики. 2016. № 8 (70).

9. Гасанов, Т. А., Ашурбекова, Ф. А. Литературно-художественные произведения как средство обучения экономической теории // Высшая школа: проблемы и пути совершенствования учебно-воспитательной деятельности : материалы Всероссийской научно-методической конференции. - Махачкала : ДагГАУ, 2013.

10. Орлеанский, А. И. Художественные образы в «Капитале» К. Маркса. - М. : Политиздат, 1968.

11. Кейнс, Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. - М. : Гелиос АРВ, 2002.

12. Кейнс, Дж. М. Экономические последствия Версальского мира. - М. : ГИЗ, 1922.

13. Фихте, И. Г. О назначении ученого. - М., 1955.

14. Шекспир, У. Король Генрих IV. - М. : Кристал, 2002.

15. Миль, Дж. С. Основы политической экономии ; пер. с англ. - М. : Прогресс, 1980.

16. Смит, А. Теория нравственных чувств. -М. : Республика, 1997.

8 «Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделать ее соленою? Она уже ни к чему не годна, ... Вы -свет мира ...» [Матф.. Гл. 5, ст. 13-14].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Гасанов, Т. А. Государственное регулирование экономики и идеалы «экономического рыцарства» // Проблемы развития АПК региона. 2014. № 4 (20).

18. Пушкин, А. С. Евгений Онегин. Т. 4 // Собр. соч. : в 10 т. - М. : ГИХЛ, 1959-1962.

19. Marsh, P. The new industrial revolution : consumers, globalization and there end of mass production. - L., 2012.

20. Kudrle, Robert T. Three types of Globalization : Communication, Market and Direct // Globalization and Global Governance. USA. 1999.

21. Sibert, H. and Klodt, H. Towards Global Competitions : Catalyst and constraints. - Kiel, December 1998. References:

1. The Bible. The new Testament and the Psalter. Reprinted from the Synodal edition. - M., 1991.

2. Marx, K. Capital. Critique of political economy. T. I. - M. : Politizdat, 1983.

3. Bruno, Giordano. The expulsion of the triumphant beast. - S.-Petersburg : Lights" 1914.

4. Mayakovsky, V. My discovery of America // Coll. op. Vol 4.

5. Marshall, A. Principles of economic science. T. I. - M. : Progress, 1993.

6. Marshall, A. Principles of economic science. T. III. - M. : Progress, 1993.

7. Hasanov, G. A., Hasanov, T. A. Contradiction of the Russian economy in conditions of instability // Regional problems of transformation of the economy. 2016. No. 3 (65).

8. Hasanov, G. A., Hasanov, T. A., Sannikova, E. V. Modern market economy - historical development //Regional problems of transformation of the economy. 2016. No. 8 (70).

9. Hasanov, T. A., Ashurbekova, F. A. Literary or artistic work as a means of teaching economic theory // Higher education : problems and ways of improvement of educational activities": Materials of all-Russian scientific-methodical conference. - Makhachkala : Daggar, 2013.

10. Orleans, A. I. Imagery in Capital'KarlMarx. -M. : Politizdat, 1968.

11. Keynes, J. M. the General theory of employment, interest and money. - M. : Gelios ARV, 2002.

12. Keynes, J. M. the Economic consequences of the Treaty of Versailles. - M. : GIZ, 1922.

13. Fichte, I. G. On the appointment of the scientist. - M., 1955.

14. Shakespeare, W. King Henry IV. - M. : Crystal, 2002.

15. Miles, G. S. Base of political economy : per. from English. - M. : Progress, 1980.

16. Smith, A. the Theory of moral sentiments. -M. : Respublika, 1997.

17. Hasanov, T. A. State regulation of the economy and the ideals of economic chivalry"// Problems of development of agribusiness in the region. 2014. No. 4 (20).

18. Pushkin, A. Eugene Onegin Vol. 4 // Coll. op. at 10 volumes. - M. : GEHL, 1959-1962.

19. Marsh, P. The new industrial revolution : consumers, globalization and there end of mass production. - L., 2012.

20. Kudrle, R. T. Three types of Globalization : Communication, Market and Direct // Globalization and Global Governance. USA. 1999.

21. Sibert, H. and Klodt, H. Towards Global Competitions : Catalyst and constraints. - Kiel, December 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.