Научная статья на тему 'Деятельность духовенства Уфимской епархии по организации помощи военным и их семьям на начальном этапе первой мировой войны'

Деятельность духовенства Уфимской епархии по организации помощи военным и их семьям на начальном этапе первой мировой войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
103
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УФИМСКАЯ ЕПАРХИЯ / ДУХОВЕНСТВО / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Павлова О.С., Салахова Э.Т.

В статье рассмотрены основные направления и содержание мероприятий, организованных уфимским епархиальным духовенством по оказанию социальной помощи военным и их семьям в 1914 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность духовенства Уфимской епархии по организации помощи военным и их семьям на начальном этапе первой мировой войны»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-3/2016 ISSN 2410-6070

4. Танцура, З. А., Джигиль, Л. С. История Крымского района с древности до 1945 года / З. А. Танцура, Л. С. Джигиль. - Крымск : Советская Кубань, 2002. - 72 с.

© Коцарева В.В., 2016

УДК 93/94

О.С. Павлова, Э.Т. Салахова

К.и.н., доцент кафедры истории Отечества и МПИ, магистрант Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета

г. Стерлитамак, Российская Федерация

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДУХОВЕНСТВА УФИМСКОЙ ЕПАРХИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОМОЩИ ВОЕННЫМ И ИХ СЕМЬЯМ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Аннотация

В статье рассмотрены основные направления и содержание мероприятий, организованных уфимским епархиальным духовенством по оказанию социальной помощи военным и их семьям в 1914 году.

Ключевые слова Уфимская епархия, духовенство, первая мировая война.

Вступление России в первую мировую войну было ознаменовано широким патриотическим подъемом в народе. Способствовала этому и активная позиция самой Церкви, которая с первых дней войны задействовала все свои ресурсы для поддержки фронта и оказания помощи раненым. Св. Синод уже в августе 1914 года издал особый указ, в котором призывал монастыри, церкви и прихожан жертвовать «на врачевание раненых и больных воинов», собирать средства в пользу Красного Креста и т.п. [5]. Этот призыв нашел живой отклик в деятельном участии уфимского епархиального духовенства.

6 августа 1914 года Епископ Уфимский и Мензелинский Андрей организовал собрание духовенства и церковных старост г. Уфы с целью обсудить вопросы о подготовке помещений под госпитали для раненых и больных воинов и об организации в приходах помощи семьям лиц, находящихся в войсках. По результатам заседания были приняты следующие решения: под госпитали предлагалось отвести больницу Уфимского благовещенского женского монастыря и больницу Уфимского мужского духовного училища. Было принято решение установить ежемесячные взносы от духовенства г. Уфы [6]. Относительно организации помощи семьям лиц, воюющих на фронте, отмечалось, что в некоторых приходах губернии дело помощи взяли на себя местные церковно-приходские попечительства, поэтому создание особых попечительных советов предлагалось предоставить на усмотрение причтов и церковных старост, но с условием ежемесячной подробной отчетности и тех и других епархиальному начальству [2, с. 291-292].

Духовенство епархии должно было содействовать организации в своих приходах полевых работ, а в случае затруднения обращаться за содействием к участковым земским начальникам. Настоятели и настоятельницы всех монастырей епархии также должны были организовать (трудами братьев и сестер обителей) обработку окрестных полей семьям взятых на войну лиц: такая помощь со стороны духовенства и монастырей должна быть оказана всем нуждающимся без различия вероисповедания. Настоятельницы всех монастырей епархии должны были выяснить у местных земских управ сведения о возможности организовать краткосрочные опытные курсы по уходу за больными и ранеными для сестер обителей, а в случае удовлетворения, командировать для такого обучения до пяти наиболее способных сестер от каждой обители. Все женские монастыри обязались принимать и в кратчайший срок выполнять все заказы Красного Креста по шитью одежды [1, с. 214-215].

Согласно данным отчетов о деятельности Уфимской епархии на конец октября 1914 года указывалось,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-3/2016 ISSN 2410-6070

что монастыри епархии, все без исключения продолжают исполнять работы по изготовлению белья для Красного Креста, земских и городских организаций, командируют сестер для ухода за ранеными воинами в местных городских лазаретах. Некоторые из монастырей оказывают и материальную помощь семьям лиц, призванных в ряды войск. Например, Алексеевский мужской монастырь Стерлитамакского уезда сложил с нескольких из указанных семейств долги как денежные, так и натурою - хлебом, зерном и овощами и в настоящее время оказывает пособие сеном и соломой для прокорма скота [4, с. 486]. В отчете отмечалось, что все благочинные епархии свидетельствуют о весьма большой отзывчивости населения в оказании посильной помощи: «... Жертвуют и богатые и бедные, приносят в условленный пункт, чаще к храму, кто что может: деньги, одежду, хлеб, овощи, сено, солому и т.п.». Поскольку пожертвования были значительными, то после раздачи, остатки, по желанию всех жертвователей, направлялись в Красный Крест или в городские лазареты. Сверх указанных выдач, некоторые попечительства и советы оказывали посильную помощь на самый необходимый ремонт деревенских построек для приведения их в годное для жительства состояние, снабжали учебными пособиями детей школьного возраста. Так, попечительный совет г. Златоуста оказал пяти семьям лиц, служащих на заводах помощь на сумму 27 руб., для выезда семейств на родину [4, с. 487 - 488].

Также по определению Уфимской Духовной Консистории местные священники должны были вести проповедническую деятельность по объяснению значения переживаемых событий, возрождении патриотических чувств в народе [1, с. 212-213]. Примечательно, что в интересах пропаганды патриотизма в Уфимских епархиальных ведомостях появилась новая рубрика под названием «Из газет», в рамках которой приводились красноречивые факты проявленного мужества и подвигов русских солдат и офицеров в тылу и на поле брани [2, с. 374-375; 3, с. 382-384].

Таким образом, духовенство Уфимской епархии приняло деятельное участие в организации помощи как больным и раненым воинам, так и их семьям. Значительна была его роль в деле воспитания патриотических чувств и настроений в обществе. Список использованной литературы:

1. Уфимские епархиальные ведомости. 1914. № 17.

2. Уфимские епархиальные ведомости. 1914. № 19.

3. Уфимские епархиальные ведомости. 1914. № 20.

4. Уфимские епархиальные ведомости. 1914. № 23.

5. НА РБ (Национальный архив Республики Башкортостан) Ф. И-112. Оп. 1. Д. 57. Л. 24-26.

6. НА РБ Ф. И-112. Оп. 1. Д. 89. Л. 30-31.

© Павлова О.С., Салахова Э.Т. 2016

УДК 433

А.В. Торгашов

студент 4 курса Исторического факультета Стерлитамакский филиал Башкирского Государственного Университета

И.И. Явнова к.и.н. доцент,

Стерлитамакский филиал Башкирского Государственного Университета

г. Стерлитамак, Российская Федерация

РУССКО-ФРАНЦУЗСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В 1914-1916 ГОДАХ

Аннотация

В статье автор рассмотрел проблему русско-французских отношений в 1914-1916 годах. Автором

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.