Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ БУРЯТ В XIX НАЧАЛЕ ХХ в.'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ БУРЯТ В XIX НАЧАЛЕ ХХ в. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
774
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
CТЕПНАЯ ДУМА / ИНОРОДНАЯ УПРАВА / РОДОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ТАЙША / ОБЫЧНОЕ ПРАВО / СТЕПНЫЕ ЗАКОНЫ / TAISHA (HEAD OF BURYAT LOCAL ADMINISTRATION) / STEPPE DUMA / NON-RUSSIAN MUNICIPALITY / TRIBAL ADMINISTRATION / USUAL LAW / STEPPE LAW

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жалсанова Бутит Цыдыпмункуевна

Статья посвящена деятельности должностных лиц органов местного самоуправления в бурятском обществе в XIX начале ХХ в. на примере главного тайши Кударинской степной думы Заяхана Хамаганова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to activity of public servants of self-governing authorities in the Buryat society in the 19th the beginning of 20th centuries on the example of Zayahan Hamaganov, the main Taisha of the Kudarinskaya steppe duma.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ БУРЯТ В XIX НАЧАЛЕ ХХ в.»

Бутит ЖАЛСАНОВА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ БУРЯТ В XIX - НАЧАЛЕ ХХ в.

Статья посвящена деятельности должностных лиц органов местного самоуправления в бурятском обществе в XIX - начале XX в. на примере главного тайши Кударинской степной думы Заяхана Хамаганова.

The article is devoted to activity of public servants of self-governing authorities in the Buryat society in the 19th - the beginning of 20th centuries on the example of Zayahan Hamaganov, the main Taisha of the Kudarinskaya steppe duma.

Ключевые слова:

лепная дума, инородная управа, родовое управление, тайша, обычное право, степные законы; steppe duma, non-Russian municipality, tribal administration, Taisha (head of Buryat local administration), usual law, steppe law.

ЖАЛСАНОВА

Бутит

Цыдътмункуевна — к.и.н., заместитель директора Национального архива Республики Бурятия, г. Улан-Удэ butit62@mail.ru

В этом году народы Республики Бурятия отмечают знаменательную дату — 350-летие добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства, поэтому особенно актуальным становится обращение к истории бурятского народа. На наш взгляд, большой интерес представляет история трехступенчатой системы бурятских органов местного самоуправления (степная дума — инородная управа — родовое управление), учрежденной по Уставу об управлении инородцев 1822 г. (известному также как Устав М. М. Сперанского). На значительной территории, населенной бурятами, было образовано 12 степных дум, их них 7 — на территории Иркутской губернии, 5 — на территории Забайкальской области. (Для сравнения: у эвенков была учреждена одна Урульгинская степная дума в Забайкальской области, у якутов — одна Якутская степная дума, у хакасов — 4 степных думы.)

Была создана достаточно эффективная система органов местного самоуправления, когда бурятские общества в пределах своего ведомства самостоятельно, при четком следовании общероссийским законам решали все хозяйственные, судебные (кроме уголовных) вопросы, занимались развитием народного образования, здравоохранения. Таким образом, у бурят создавалась интереснейшая система самоуправления, которая нашла отражение в документах 33 фондов Национального архива Республики Бурятия.

Безусловно, историю бурятских органов местного самоуправления невозможно представить без их лидеров — должностных лиц, которые, благодаря личным качествам и общественному положению, оказывали значительное воздействие на свои общества. В данной статье на основе документов Национального архива Республики Бурятия сделана попытка показать роль и место должностных лиц местного самоуправления в бурятском обществе XIX в. на примере жизни и деятельности главного тайши Кударинской степной думы Заяхана Хамаганова.

Общественным приговором от 29 апреля 1852 г. 25-летний Заяхан Хамаганов был избран главным тайшой по наследству1. Однако из формулярного листа его отца — бывшего тайши Хамагана Дамбуева за 1842 г. известно, что он был его четвертым сыном. Очевидно, З. Хамаганов отличался среди братьев своими способностями, что позволило жителям Кударинского ведомства избрать тайшой именно его: «1-ое, избранный нами в нашем Кударинском ведомс-

1 Национальный архив Республики Бурятия (НАРБ), ф. 5, оп. 1, д. 608, л. 6.

тве главный тайша инородец Заяхан Хамаганов поведения хорошего, в дурных поступках замечен не был, имеет домооб-заведение, скотоводство, производит хлебопашество, награды никаких ни за что не получал, судим и штрафован не был, и ныне под судом и следствием не состоит; 2-ое, возлагаемую на него должность отнести может и в исполнение сей обязанности отзыва не сделать и 3-е, на выбор означенного инородца Хамаганова в главные тайши мы, инородцы, без принуждения все согласны, в том единогласно и подписуемся»1.

В приговоре 18 февраля 1858 г., полностью посвященном оценке деятельности Заяхана Хамаганова в должности главного тайши кударинских бурят, прямо отмечается, что за период службы он проявил недюжинные способности как хозяйственник и умелый организатор. Так, в приговоре говорится о четырех экономических магазинах, которые «до вступления главного тайши Хамаганова все были опустошены и считалось за инородцами хлебной недоимки до 40 тыс. пудов, но он, приняв управление ведомством, обратил особенное внимание свое на эту важную часть народного продовольствия, и в течение двух лет пополнил всю недоимку; и хлебного капитала состоит ныне во всех четырех магазинах налицо 5683 четверти 4 четверика 2 1А гарнца2, и затем уже никакой хлебной недоимки на инородцах не состоит». Вступив в должность, «Хамаганов хлебопашество нашел в слабом положении, дабы поставить эту благодеятельную промышленность на высшую степень, он личным действием своим, хлебопашество подвинул вперед, и ныне посев хлеба простирается до 2400 десятин. Тогда как до него было всего посева до 1500 десятин». Главный тайша устроил также трактовую дорогу по новому направлению, что существенно сократило расстояние для проезда и избавило от регулярного наведения мостов, требовавшихся на старой дороге.

0 личных качествах Заяхана Хамаганова свидетельствуют следующие строки из

1 НАРБ, ф. 5, оп. 1, д. 608, л. 6(об).

2 Четверть — четвертая часть целого; старая русская мера, первоначально равная четвертой части какой-нибудь единицы измерения. В данном случае речь идет о четверти ржи (У части кади), равной 209,91 л. Четверик — старая русская мера сыпучих тел, равная 26,2 л. Гарнец — старая русская мера сыпучих тел, равная 3,28 л.

общественного приговора: «В 1856 г., когда обществом кударинских бурят перевозились тяжелые артиллерийские орудия через станции Таракановскую и Ильинскую, Хамаганов, находясь тут по распоряжению начальства, оказывал для родовичей примером своим полезные пособия, не быв даже чужд разделять труды в указаниях и личными действиями, лично успел спасти двух человек бурят, когда они попались середины лошадей, запряженных под пушки, и он бросился к ним вытащил и отбросил в сторону и тем самым избавил от неминуемой смерти... Главный тайша Хамаганов в управлении ведомства в течение всей службы оказал отличные примеры в хорошем, он, строго преследуя беспорядки и мошенничество, напротив тихого нрава, и всегда в деле, где требуется улучшение быта и хозяйства его родовичей, обращается с приличным убеждением и внушением, как должно быть доброму начальнику и примерному хозяину своего ведомства, так что в течение шестилетней службы его никто из инородцев не оставался им недовольным, и все вообще похваляют его управление»3.

В его послужном листе отмечается, что в 1858 г. он был награжден серебряным кортиком, в 1861 г. — золотой медалью на Аннинской ленте для ношения на шее. Далее отмечается, что «Хамаганов по управлению инородцами и вообще по делам службы отлично усердно, а особенно при взыскании податей и повинностей, также и хлебных долгов поступает всегда хладнокровно и действует всегда с успехом, так, что во время служения его никогда никаких недоимок не остается, за что самое и получает он каждогодно благодарности начальства. Самый деятельный родоначальник, хорошего нрава, справедлив и совершенно благонадежный»4.

О разносторонних интересах Хамаганова свидетельствует тот факт, что, благодаря его стараниям, в 1860 г. было составлено Положение о степных законах и обычаях между инородцами Забайкальской области кудыринского племени существующих5, которое регулировало выборы инородчес-

3 НАРБ, ф. 5, оп. 1, д. 141, л. 2-3.

4 Там же, д. 964, л. 45.

5 Положение о степных законах и обычаях между инородцами Забайкальской области кудыринско-го племени существующих // Исследования и материалы по истории Бурятии. — Улан-Удэ, 1968, с. 177—211.

ких начальников, разбирательство по мелким судебным делам, калымные дела и т.д. Отметим, что это единственный известный свод обычного права кударинских бурят.

В сфере его деятельности оказались также вопросы развития народного образования. В 1851 г. начала работать Кударинская бурятская приходская школа, для которой З. Хамаганов пожертвовал «училищное здание».

Однако в 1864 г. по предписанию военного губернатора Забайкальской области З. Хамаганов был удален от должности главного тайши «за противодействие Высочайше утвержденной и находящейся под Всемилостивейшим покровительством Государыни Императрицы православной миссии и за притеснение хрис-тиан-инородцев»1. В связи с этим официальный тон архивных делопроизводственных документов резко меняется — Заяхан Хамаганов из деятельного родоначальника превращается в «человека, занимающегося беспрестанно смутами и кляузами, происками».

В предписании Забайкальского областного управления от 12 февраля 1864 г. Верхнеудинскому земскому суду отмечается, что была произведена проверка «по жалобам кударинских миссионеров на тайшу Хамаганова, что он притесняет подведомственных ему крещеных бурят и противодействует духовным миссионерам в деле проповеди и распространения христианской религии между инородцами»2. Основным поводом для отстранения послужило то, что Заяхан Хамаганов был ревностным защитником шаманизма, противостоял крещению кударинских бурят. Он был обвинен также в «своекорыстии: он был уличен в захвате Мольки, Губы и усадебных мест при церкви у крещеных инородцев».

Сведения о Заяхане Хамаганове вновь появляются в архивных документах за 1871 г. Общественным приговором от 18 февраля 1871 г. некрещеные кударин-ские буряты снова избрали его своим тайшой. Однако православные миссионеры не допустили повторного избрания Хамаганова. Спустя 10 дней крещеная часть кударинского общества избрала тайшой крещеного инородца Якова Березовского. В своем донесении

1 НАРБ, ф. 5, оп. 1, д. 964, л. 26(об).

2 Там же, оп. 2, д. 266, л. 12-12(об).

Селенгинскому окружному исправнику от 25 марта 1871 г. заседатель 1-го участка Селенгинского округа пишет: «. по житию моему, в видах пользы этого общества необходимо устранить назначение тайшой инородца Хамаганова, человека весьма вредного по проискам своим, клонящимся к захвату власти»3. Окружное начальство поддержало общественный приговор крещеных бурят, и тайшой был утвержден Березовский.

В дальнейшем за деятельностью Заяхана Хамаганова следили и православные миссионеры, и вышестоящее начальство. Об этом свидетельствуют предписание Селенгинского окружного исправника от 8 декабря 1871 г. о воспрещении Хамаганову и другим совершать шаманские обряды вблизи христиан, крещеных бурят, так как это может послужить «соблазном для новопросвященных крещением инородцев, отрекшихся от шаманского вероисповедания»4.

Несмотря на свое изгнание из органов местного самоуправления, Заяхан Хамаганов оставался влиятельной фигурой в кударинском обществе. Так, имеется интересный документ о его встрече с цесаревичем Николаем Александровичем, будущим царем Николаем II, в 1891 г. Для приветствия наследника была избрана «особая депутация», в которую были включены самые почетные члены куда-ринского общества, в числе которых был и Хамаганов. Особое внимание цесаревича привлекла личность Заяхана Хамаганова, имевшего на шее две большие золотые медали, и он спросил: «За что и кем пожалованы?» Хамаганов объяснил, что одной медалью Высочайше награжден за устройство Кударинского приходского училища, а другой — за содействие при перевозе на Амур артиллерийских орудий графом Муравьевым5.

Таким образом, исследование жизни и деятельности Заяхана Хамаганова позволяет сделать вывод о том, что во главе органов местного самоуправления становились действительно яркие и сильные личности. Благодаря личным качествам, многогранной деятельностью они в значительной мере содействовали развитию своих обществ.

3 Там же, оп. 1, д. 964, л. 47(об).

4 Там же, д. 911, л. 58-59.

5 Там же, д. 1129, л. 54-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.