Научная статья на тему 'Деятельность директора школы средней общеобразовательной школы глазами учителей'

Деятельность директора школы средней общеобразовательной школы глазами учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4689
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / МЕНЕДЖМЕНТ / ДИРЕКТОР СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ / УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ЗНАНИЯ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ МЕНЕДЖМЕНТА / ЭФФЕКТИВНАЯ И РЕЗУЛЬТАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пронина Наталья Игоревна

В наши дни средняя общеобразовательная школа включена в конкурентную борьбу за ученика. В создавшихся условиях каждая школа стремится стать престижным и конкурентоспособным учебным заведением. Эффективность работы педагогического коллектива, а также успешность учебного заведения в целом зависят, прежде всего, от того, насколько хорошо директор умеет управлять персоналом. В статье представлены результаты анкетирования учителей физической культуры средних общеобразовательных школ, на основании которых излагаются концептуальные предложения для повышения эффективности и качества работы директора в управлении персоналом. По мнению учителей, для осуществления эффективного менеджмента директору необходимы, прежде всего, знания специфики управления и психологии управления персоналом в средней общеобразовательной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пронина Наталья Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activity of the director of secondary school through the eyes of the teachers

Nowadays, the secondary school is included in the competitive struggle for the student. Under these circumstances, each school aims to become a prestigious and competitive institution. The effectiveness of the teaching staff, as well as the success of educational institution as a whole depends primarily on how well the director knows how to manage the personnel. The article presents the results of the survey of the physical culture teachers of secondary schools based on which the conceptual proposals for improving efficiency and quality of director`s management of the personal have been outlined. According to the teachers, firstly, the knowledge of specifics of management and human resource management psychology are necessary for the director for implementation of the effective management at comprehensive school.

Текст научной работы на тему «Деятельность директора школы средней общеобразовательной школы глазами учителей»

ВЫВОДЫ

Применение методов квалиметрии позволяет сопоставить вклад гетероструктур-ных элементов в эффективность определенной вариации техники плавания. Достоверность оценивания достигается сочетанием в описании элементов количественных и качественных параметров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азгальдов, Г.Г. Квалиметрия для всех / Г.Г. Азгальдов, А.В. Костин, В.В. Садов. - М. : ИнформЗнание, 2012. - 165 с.

2. Макаренко, Л.П. Техника спортивного плавания / Л.П. Макаренко ; Всероссийская федерация плавания. - М. : Изд-во ВФП, 2000. - 136 с.

3. Платонов, В.Н. Плавание / В.Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 2000. -

495 с.

4. Понимасов, О.Е. Условие индивидуально-двигательного опосредования как фактор валидности обучения прикладному плаванию / О.Е. Понимасов, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 7 (101). - С. 110-113.

REFERENCES

1. Azgaldov, G.G., Kostin, A.V. and Sadov, V.V. (2012), Qualimetry for all, publishing house “nformZnanie”, Moscow.

2. Makarenko, L.P. (2000), Tech sports swimming, publishing house Russian Swimming Federation, Moscow.

3. Platonov, V.N. (2000), Swimming, publishing house “Olympic Literature”, Kiev, Ukraine.

4. Ponimasov, O.E. and Layshev, R.A. (2013), “Condition of individual motional mediation as validity factor of training to applied swimming”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 101, No. 7, pp. 110-113.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 11.12.2013.

УДК 378

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ГЛАЗАМИ УЧИТЕЛЕЙ

Наталья Игоревна Пронина, преподаватель,

Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр образования № 363,

г. Москва

Аннотация

В наши дни средняя общеобразовательная школа включена в конкурентную борьбу за ученика. В создавшихся условиях каждая школа стремится стать престижным и конкурентоспособным учебным заведением. Эффективность работы педагогического коллектива, а также успешность учебного заведения в целом зависят, прежде всего, от того, насколько хорошо директор умеет управлять персоналом. В статье представлены результаты анкетирования учителей физической культуры средних общеобразовательных школ, на основании которых излагаются концептуальные предложения для повышения эффективности и качества работы директора в управлении персоналом. По мнению учителей, для осуществления эффективного менеджмента директору необходимы, прежде всего, знания специфики управления и психологии управления персоналом в средней общеобразовательной школе.

Ключевые слова: средняя общеобразовательная школа, управление персоналом, менеджмент, директор средней общеобразовательной школы, учитель физической культуры, знания теории и методики менеджмента, эффективная и результативная деятельность средней общеобразовательной школы.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.12.106.p127-130

ACTIVITY OF THE DIRECTOR OF SECONDARY SCHOOL THROUGH THE EYES

OF THE TEACHERS

Natalia Igorevna Pronina, the teacher,

Public budgetary Education No. 363 educational institution center, Moscow

Annotation

Nowadays, the secondary school is included in the competitive struggle for the student. Under these circumstances, each school aims to become a prestigious and competitive institution. The effectiveness of the teaching staff, as well as the success of educational institution as a whole depends primarily on how well the director knows how to manage the personnel. The article presents the results of the survey of the physical culture teachers of secondary schools based on which the conceptual proposals for improving efficiency and quality of director's management of the personal have been outlined. According to the teachers, firstly, the knowledge of specifics of management and human resource management psychology are necessary for the director for implementation of the effective management at comprehensive school.

Keywords: secondary school, human resource management, management, director of secondary school, teacher of physical culture, knowledge of the theory and management technique, effective and productive activity of secondary school.

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день современная средняя общеобразовательная школа (СОШ) представляет собой общественную организацию, предлагающую свои образовательные услуги, в том числе и услуги по физической культуре в урочной и секционной форме. В связи с этим сегодня многие образовательные учреждения вынуждены конкурировать между собой в борьбе за ученика. В создавшихся условиях каждая школа стремится стать престижным и конкурентоспособным учебным заведением. Ключевой фигурой, от которой зависит успешность и престиж средней общеобразовательной школы, является директор. Эффективность работы педагогического коллектива, а также успешность учебного заведения в целом зависят, прежде всего, от того, насколько хорошо он умеет управлять персоналом [1].

Под управлением персонала принято понимать область знаний и практической деятельности, которая занимается вопросами обеспечения организации квалифицированным коллективом сотрудников, способным выполнять возложенные на него трудовые функции и оптимальное его использование. Из чего следует, что для осуществления эффективной и результативной деятельности в СОШ директор должен владеть теорией и практикой менеджмента, т.е. владеть необходимыми знаниями по управлению персоналом, уметь разрабатывать системы по подбору, отбору, мотивации, адаптации и оценке персонала [3]. Персонал СОШ состоит, прежде всего, из учителей, от качества труда которых складывается эффективность учебного заведения. На качество их педагогической деятельности воздействует образовательная политика директора, которую он ведет, управляя педагогическим коллективом. Таким образом, в зависимости от стиля менеджмента у каждого учителя, в данном случае, физической культуры, формируется свое мнение по поводу знаний, умений, навыков в области управления персоналом.

В связи с вышеизложенными обстоятельствами целью и задачами проведенной научной работы является: выявить знания, необходимые директору СОШ для осуществления эффективного менеджмента, также виды профессиональной деятельности, которые вызывают наибольшие трудности в процессе управления персоналом.

МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В данном исследовании применялись следующие методы: экспертная оценка, групповое и индивидуальное анкетирование, методы математической статистики. В ан-

кетировании приняли участие студенты заочного отделения ГБОУ ВПО МГПУ ПИФ-КиС, работающие учителями физической культуры в СОШ со стажем работы не менее двух лет. Всего было опрошено 60 человек.

Из представленных данных в таблице 1, видно, что, по мнению учителей физической культуры, для осуществления эффективного менеджмента в СОШ, в первую очередь директорам необходимо «знания специфики управления персоналом в СОШ». Этот вариант ответа отметили 92% опрошенных, по значимости этот же вариант занял самую высокую позицию 6,5 балла. Вариант ответа № 2 отметили 88% респондентов, по степени значимости оценили на 6,2 балла. Вариант ответа № 1 отметили 87% респондентов, по степени значимости оценили на 6,1 балла. На последнюю позицию учителя определили вариант ответа № 4, его отметили 84% опрошенных, по степени значимости возвели на 5,9 балла (табл. 1).

Таблица 1

Экспертная оценка учителей ФК значимости знаний, необходимых директору для

осуществления управления персоналом в СОШ (п=60)

№ Варианты ответа Среднее значение % Средний балл Б

1 Знания основ управления персоналом 87 6,1 1,4

2 Знания психологии управления персоналом 88 6,2 1,2

3 Знания специфики управления персоналом в СОШ 92 6,5 0,9

4 Знания по разработке систем подбора, отбора, адаптации и развития персонала 84 5,9 1,2

Из представленных данных в таблице 2, видно, что, по мнению учителей, наиболее сложным видом деятельности директора СОШ является «разработка системы моральных и материальных стимулов». Этот вариант ответа выбрали 83% опрошенных, по сложности этот же вариант занял самую высокую позицию 5,8 балла. Вариант ответа № 1 отметили 81% респондентов, по степени сложности оценили на 5,7 балла. Варианты ответов № 4 и № 5 отметили 74% респондентов, по степени сложности оценили на 5,2 балла. На последнюю позицию учителя определили вариант ответа № 3, его отметили 73% опрошенных, по степени сложности возвели на 5,1 балла (табл. 2).

Таблица 2

Экспертная оценка учителей ФК степени сложности видов

управленческой деятельности директора СОШ (п=60)___________________

№ Варианты ответа Среднее значение % Средний балл Б

1 Разработка системы подбора персонала 81 5,7 1,4

2 Разработка системы моральных и материальных стимулов 83 5,8 1,3

3 Разработка системы адаптации персонала 73 5,1 1,4

4 Разработка системы оценки персонала 74 5,2 1,8

5 Работа с документацией 74 5,2 1,9

ВЫВОДЫ

Из полученных результатов исследования следует, что, по мнению учителей, для осуществления эффективного менеджмента директору необходимы, прежде всего, знания специфики управления и психологии управления персоналом в СОШ. Также, по мнению учителей ФК среди видов профессиональной деятельности, вызывающих наибольшие трудности у директора в процессе управления педагогическим коллективом это разработка эффективной системы моральных и материальных стимулов, также методов подбора персонала.

На наш взгляд, в рамках повышения квалификации необходимо, в образовательных программах, ориентированных на руководителей СОШ, вводить аспекты, касающиеся специфики и проблем управления персоналом в средних общеобразовательных шко-

лах, а также акцентировать внимание на психологических закономерностях управленческой деятельности для повышения эффективности качества работы директора и менеджмента СОШ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абчук, В.А. Менеджмент для педагогических специальностей / В.А. Абчук, А.П. Панфилова. - М. : Академия, 2009. - 208 с.

2. Исследование систем управления: опросы для менеджеров : учебное пособие /

А.О. Блинов, И.В. Захаров, В.Я. Захаров, Х.Х. Кучмезов. - М. : ООО «Элит», 2008. - 248 с.

3. Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление /

Ю.А. Конаржевский. - М. : Центр «Педагогический поиск», 2000. - 224 с.

REFERENCES

1. Abchuk V.A. and Panfilov A.P. (2009), Management for pedagogical specialties, publishing house "Academy", Moscow, Russian Federation.

2. Blinov, A.O, Zakharov I.V., Zakharov, V.J, and Kuchmezov J.J. (2008), The study of control systems: Polls for managers: a training manual, publishing house "OOO Elit", Moscow, Russian Federation.

3. Konarzhevsky, Yu.A. (2000), Management and intra school management, Pedagogical Search center, Moscow, Russian Federation.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.12.2013.

УДК 378

МЕНТАЛЬНОСТЬ И САМОКОНТРОЛЬ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО СТИЛЯ ЖИЗНИ

Александра Мария Родовска, доктор психологических наук, доцент, Павел Фредерик

Новак, доктор педагогических наук, доцент, Опольский технологический университет, Ополе, Польша; Валерий Федорович Костюченко, доктор педагогических наук, профессор, Владимир Анатольевич Чистяков, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург), Россия; Евгений Федорович Орехов, доктор педагогических наук, профессор, ректор, Уральский государственный университет физической культуры (УралГУФК), Челябинск, Россия

Аннотация

Здоровый стиль жизни, а также внутреннее чувство состояния собственного здоровья должны характеризовть лиц, готовящихся выполнять общественно-профессиональную роль распространителей оздоровительного потенциала физической культуры. Исследования показали, что у студентов факультета физического воспитания ментальность и способность к самоконтролю состояния здоровья значительно выше, чем у студентов других факультетов. Данное обстоятельство обусловливает большую разницу в их оздоровительных практиках. Значительные различия отмечены также в их толерантности относительно влияния других лиц на собственное здоровье. У студентов факультета физического воспитания ее уровень оказался выше. Результаты шкалы употребления алкоголя показали высокую взаимосвязь с самоопределением в отношении здорового стиля жизни.

Ключевые слова: здоровьесберегающее поведение, здоровый образ жизни, медицинский контроль, студент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.